Литература -->  Катафорез - движение частиц 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 [ 27 ] 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152

НИНО ЗВУКОВОЕ первоначально осуществлялось механическ. соединением движения обычного киноаппарата-проектора (см. Кинотехни%а) и фонографа. Большинство патентов на К. з., взятых до 1919 г., имели целью обеспечить синхронное двилгение фонографа и проектора и решали задачу несовершенным образом, так как получаемые звуки были слабы, неестественны по тембру, а синхронизм легко нарушался в случае повреждения или обрыва ленты, требовавших вырезывания нескольких кадров. Поэтому возникла мысль вести звуковую запись фотографии, путем на самой ленте т. о., чтобы синхронизм не м. б. нарушен ее обрывом и склейкой. Развитие усилителей с электронными лампами и усовершенствование новейших громкоговорителей окончательно завершили разработку К. з., и в настоящее время оно вошло в практику как главный метод кино во всех крупнейших кинотеатрах Америки. В Западной Европе К. з. получает распространение с трудом, т. к. все системы его, патентованные в Европе, совершенно не оригинальны и закрыты американскими патентами, соглашение же с американскими фирмами достигнуто лишь отчасти. Экс-плоатационное значение получили системы: 1) Movietones , разработанная фирмой Western Electric, 2) Vita.phon , разработанная той же фирмой, 3) Fox-Case Corporation* и 4) Photophone , разработанная радиотехнической фирмой Radiocorporation of America. Кроме того существует еще мнолество фирменных названий К. з., которые придуманы с коммерческой целью и даны аппаратам, патентоспособным лишь в какой-либо своей части ( Orrhestraphon , Duoton , Bio-phon и др.). Все эти системы различаются лишь по методу и характеру записи звуков на фи.ттьм; воспроизводящие аппараты имеют


Фиг. 1.

.лР1шь конструктивные отличия, но обращено внимание на то, чтобы фильм системы Мо-vietones мог быть проектирован на приборе sPliotophone и наоборот, что, естественно, очень важно в коммерчески эксплоатациоп-ном отношении. Vitaphon>>-единственная система, получившая коммерч. распространение и работающая записью на граммофонном диске. Эта система применяется главн. образом для так назыв. звучащих фильм с надписями, и лишь для музыкального сопровождения. Однако эта система считается уже устаревшей и вытесняется твердо установившейся системой Movietones .

Схема звуковой записи по системе Movie-tones представлена на фиг. 1. В ней микрофон, изобретенный Т. В. Казом (Т. W. Case), имеет следующее устройство. Небо.яьшон вентилятор 1, или просто резервуар со сжа-

тым воздухом, нагнетает воздух по трубке 2 в деревянную круглую коробку 3, которая с одной стороны закрыта шелковой мембраной 4. В дне коробки имеется отверстие, диам. 5-6 мм, с помещенной в нем тонкой платиновой спиралькой 5. Эта спиралька накаливается батареей 6 и включена в первичную обмотку трансформатора 7. Поток воздуха несколько раздувает шелковую мембрану микрофона и, выходя через отверстие в коробке, охлаждает спираль. Внешние звуки изменяют давление воздуха на мембрану и создают ускорение или замедление выходящего воздуха, что меняет охлаждение спиральки и ее сопротивление в цепи

\9 Q

ч да*

Фиг. ?.

трансформатора. Все эти изменения сопротивления меняют силу тока в первичной обмотке, что создает переменную разность потенциалов во вторичной обмотке 8, к-рая действует на сетку 9 электронной ламны 10. Нить этой ламны 11 накаливается специальной батареей 12. В цепи anoja 13-14-15-11 происходят усиленные колебания тока, создающие на концах вторичной обмотки трансформатора 15 напряжение, при к-ром светится неоновая лампочка 16. Эта лампочка состоит из стеклянного баллона, нанол-ненного смесью неона и гелия при давлении 10~- мм. Внутри баллона находятся железные электроды: один из них имеет форму цилиндра 17, другой-в виде стержня 18- расположен внутри щшиндра по оси его. Свечение происходит по внутренней поверхности цилиндра. Линза 19 дает изображение этого свечения на фильме 20, сквозь щель 21, так что получается черта совершенно определенной прозрачности, в зависимости от яркости света. Звуковые колебания, имеющие очень сложный вид, воспроизводятся в виде ряда пара.тлельных черточек, непосредственно следующих одна за другой, а вся запись представляется полоской, шириною в 2 мм, различно затененной на всем ее протяжении.

При воспроизведении происходит обратный процесс (фиг. 2). Свет постоянной яркости от лампочки 1 (не менее 50 W) проходит сквозь щель 2 в держатель фильма 3-4 и частично ослабляется или прерывается записью на фильме 5. Такой модулированный свет падает на фотоэ.т1емент 6, меняет его сопротивление в электрич. цепи 6-7-8 и тем меняет разность потенциалов между сеткой и нитью 9-10 электронной лампы. В цепи анода возникают ко.чебания тока, и телефон 11 воспринимает то, что было записано на фильме. Обычно вместо те.чефона включается дополнительное усиление (в 5 каскадов), заканчивающееся группой мощных громко-



говорителей. В системе Movietones таких rpoMKoroBopi-ггелей восемь, типа Western Electric с рупорами в виде раковин. В сист. Photophone имеется 12 громкоговорителей динамич. типа. В обеих системах громкоговорители помещаются за киноэкраном для создания более полного впечатления звучащих изобранений.

Принцип записи по системе Photophone основан на модуляции местного источника света осциллографическим затвором. Патенты Photophone еще не опубликованы, но к ним весьма близок патент С. F. Sacia , к-рый состоит в следующем (фиг. 3). Звуки воспринимаются конденсаторным микрофоном 1-2 обычного тина радиовещательных станций и усиливаются ламповым усилителем 3, после чего токи звуковых колебаний поступают в петлю осциллографа, помещенную между полюсами сильного электромагнита 4. Свет от источника 5 создает изображение петли на фильме 6 в точке а. Фильм диафрагмирован узкой щелью так. обр., что смещение ветвей нетли вызывает затемнение щели по ее длине. Чем больше смещены ветви петли, тем больше закрывается щель, так что при двинении фильма получается запись в виде черной полоски с зубцами. Патент С. F. Sacia , не нашедший пока себе


(ft)

применения полностью, предусматривает еще вторую запись, вторым устройством 7-8-9-Ь, к-рое имеет специальный фильтр для низких звуков LVP. Эта вторая запись м. б. использована для регулировки усиления вообще, что очень важно для соблюдения соответствия силы звука и действия кинокартины.

С точки зрения акустич. достинсений фото-графич. запись во всех упомянут, системах не вполне удовлетворительна, т. к. ширина полоски в 2-3 мм, оставленная для записи звуков, а также скорость движения ленты недостаточны для записи тихих и громких звуков с одинаковой степенью точности. Поэтому запись получается правильной лишь Д.1Я громких звуков одинаковой амплитуды, тихие же звуки записываются неясно. Так как скорость ленты изменить нельзя, то для получения записи, более богатой оттенками, Fox Case Согр. начинает применять фильмы более широкие, с более крупными кадрами, оставляя для звуковой записи полоску в 4-4,5 мм, что значительно улучшает дело. Но переход на другой стандарт фильмов пока не распространился, и все регулировки производятся еще от руки самим оператором во время сеанса.

Технич. вьшо.тнение звукового кинопроектора схематически показано на фиг. 4. Фильм сматывается с верхней кассеты, увлекаемый верхнив! зубчатым барабаном 1, к-рый вращается с равномерной скоростью. Зубчатый барабан 2 (ниже рамки 3) врашдется толчка-

ми, образуя нижнюю петлю 4. Далее фильм проходит опять с равномерной скоростью перед оптической частью 5 и фотоэлементом 6.

В виду того что двил-се- ---

ние ленты совершается ч?ч2 !2=г=*= лишь со скоростью 20 - кадров в 1 ск., средняя равномерная скорость фильма составляет всего 37 cJw/cK и запись должна быть чрезвычайно детализированная. Это обстоятельство весьма сильно повышает требования точности к фо-тографич. процессам, в особенности в системах с записью типа Movie-tones . Всякая вуалиров-каили неправильное печатание позитива меняет тембр звуков или вносит неразборчивость в речь. Для записи по системе Photophone условия более благоприятны.

Лит.: Motion Pictures*, N. Y., 1927-29; Radio Broadcast*, Garden City, 1929; Trans. of the Society of Motion Pictures Engine !rs , N. Y.; Америк, патенты: 1581.598, 1588886, 1634314, 1473976, 1627387, 1638392, 1638393, 1580762, 1552926, 1505531, 1605530,

1629152, 1623756,


Фиг. 4.

1588170, 1631085, 1646249, 1605528.

1605529, 1675894, 1638555,

1647503, 1638059, 1528169.

1647504. 1597377, 1647353, В. Гуров.

Изготовление и демонстрации звуковых лент.

Запись. Имеется несколько принципиально различных методов совмещения звуковой записи со съемкой картины. Одним из самых старых методов является з а п и с ь на граммофонной п л а с т и и г: е, которая при помощи специальных синхронизирующих устройств двигается согласно с кинолентой в кинопроехацюн. аппарате. Другой способ-с ъемка-запнсьпри помощи света на одной и той лее пленке и картины и звуков, сопровождающих эту картину. Этот метод постепенно вытеспяет запись на граммофонной пластинке. Для многометражной картины надо иметь от 10 до 20 больших граммофонных двусторонних пластинок, что сопряжено с очень громоздким обслуживанием. Граммофонные п.пастинки для хорошей ренродукции м. б. использованы не более 10-20 раз, после чего они приходят в негодность. Кроме того метод крайне громоздок в отношении доставки пластинок, получения их для проката и транспорта и, главное, не допускает монтажа. Такая система не может конечно конкурировать с записью па пденку.

Существует еще один могод записи-это .запись П а у л ь с е и а на металлич. ленте при помощи изменения ее намагничивания под действием тока от микрофона. Э1от метод ие получил пока широкого практического применения и находится еще в стадии лабораторной разработки, но он вероятно и не получит широкого распрострапеиия, тахс как тон-се не соответствует основным кпнопроцессам, а именно-процессам фотографическим.

Главную роль в К. з. играет запись на обычной кинопленке. Существует несколько видов записи при помощи света. Первый



вид записи-это запись полутонами (полутоновый метод); постепенный переход от совершенно светлой к абсолютно темной части через промелсуточные полутеневые ос-вешенности. Другой вид записи (теневой метод) представляет собою не что иное, как затененную осциллограмму звука (см. вкл;адной лист, фиг. 1). Вопрос о том, какой из этих методов яв.л[яется лучшим, пока не решен, но большинство конструкторов К. з. склоняется в пользу теневого метода, как являющегося менее капризным при проявлении, печатанрш и т.д. (не нужно обращать большого внимания на передержку, недодерлжу и пр.).

Конструкция приборов, записывающих звук на ленте, в принципе состоит в следующем. Токи от обычного микрофона проходят через усилитель, а затем попадают в специальный прибор, к-рый и записывает их на кинопленке. Производящие запись приборы разделяются на несколько типовых систем; система осциллографа, система при помощи элемента Керра (см. Керра эффект), система с неоновой лампой и система Шорина.

Система с неоновой лампой изложена выше (фиг. 1). Этот метод прост, но имеет много недостатков; главный заключается в том, что неоновая лампочка не дает пропорционального увеличения света в соответствии с увеличением электрич. тока.

Метод с элементом Керра состоит в следующем (фиг. 5). От микрофонного усилите.тя

r-0-i


.....о--

фиг. 5.

ток попадает на электроды 3 элемента Керра. Под действием этого тока происходит вращение плоскости поляризации нитробензола, в к-рой помещены электроды 3; в соответствии с этим свет, проходящий через два НИКОЛ я 1 и2, получается то более сильным, то более слабым. Если перед лентой поместить оптич. систему 4, то при движении ленты на ней получается от светяшейся точки 5 через оптические системы запись в виде полутоновых черточек, как и от неоновой лампы.

Метод осциллографический изложен выше (фиг. 3).

Система Шорина заключается в следующем (фиг. 6). В поле магнита помещена нить 1. Свет из постоянного источника 2 проходит через оптич. системы 5, 4 и 5, попадает через цйлиндрич. линзу 6 на кинопленку. Под действием тока от усилителя нить приходит в колебательное движение и модулирует свет. В соответствии с этим на кинопленке производится запись в виде теневой кривой так же, как при осциллографич. методе. Кроме того этот метод позволяет, если поместить другие оптич. системы перед цйлиндрич. линзой, получить запись и полутоновую, как при

помощи неоновой лампы или элемента Керра. Это является большим преимуществом, потому что от одного и того же прибора молено получить записи двух видов.

Имеется еще ряд других систем, но они не получили никакого практического применения или по своей сложности или по целому ряду теоретических неудобств. Патентов и пробных решений имеется огромное количество.

Съемка, Обычно прибор, записывающий звук, и прибор, снимающий картину, приводятся в действие синхронными двигателями, двинсущими ленту в обоих аппаратах


Фиг. 6.

на одинаковое число кадров в единицу времени. Перед предметом, к-рый д. б. заснят оптически и акустически синхронно, помещают нормальный кинематографическ. аппарат и рядом с ним на нек-ром расстоянии микрофон. Ток от микрофона попадает в записывающий прибор, который идет синхронно с картиной, снимающей данное действие. Т. о. получаются всегда две совершенно одинаковых ленты: на одной из них заснято кинематографическое действие, а на другой, совершенно такой же но длине, записан .звук, который соответствовал данному кинемато-графич. моменту. При соединении (впечатывании) обеих лент на одну получается полное совпадение звука и картины. Для целого ряда случаев необходимо иметь только музыкальное сопроволодение картины. Тогда звуковую запись производят следующим образом. На экране демонстрируют картину, к-рую хотят озвучить. Перед ней помещаются артисты, дающие музыкальное или шумовое сопровождение этой картины. Все

......


звуки записывают на ленту, к-рая проходит через звукозаписывающ. аппарат совершенно с такой лее скоростью, с какой идет лента в кинопроекционном аппарате. Совместным впечатыванием этих двух лент на одной позитивной получают озвученную кинокартину.



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 [ 27 ] 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152