![]() |
![]() ![]() |
Литература --> Катафорез - движение частиц Для установки кулачкового вала в требуемых полоигениях применяют те же самые люханнзлпл, что и для барабанных К. Кон-тактО]Л1ый К. монти-] уется таюке вертикально или горизонтально и закрывается колсухом. Иногда же, для стационарн. установок, контакторный К.монтируется открыто на стенной панели. Преимущество контатс-торного К., по сравнению с барабанным, заключается в меньшем износе и меныием (збгоранни контактов. Привод б а р а-банных и к о н-т а к т о р и ы X К. можно производить двумя основными способами: Г) пепосред-ственно вручную н 2) при помощи того 11,ти иного двигательн. механизма. В первом стучае, в зависимости от типа, назначения и расположения К., привод выполняется в виде: а) маховичка, б) ручки, или рукоятки, и) горизонтального или ве5)Тикального ры- ![]() Фиг. 6. ![]() Фиг. 7. чага, г) блока с цепью пли канатом, д) пол:-ной педали (фиг. 9, а, б, в, г, д). В нек-рых установках (напр. крановых) применяется лIивepcaльный привод, к-рый дает возмож-]К)Сть при ПОМОПП1 одного рычага уп1)авлять одновременно двумя К. (фиг. 9, е). Применение двигательных й дгеханизмов для привода К. диктуется или \ трудностью управ.че-ния вручную при L . большой мощности И.Ч I г желательностью автоматизации переключений и управления па расстоянии. В качестве двигательных механизмов преимущественно применяются электромагниты и электромашины. Управление ими ![]() ФПГ. 8. сервомоторы пневматические прорьзводится посредством вспомогательной цепи-так наз. цепи управления-нрн по-:\юпщ или специальных выключателей кнопочного типа (кнопочное управ.ченир), или выкл1<:)чателеп иного типа, или при помощи небольнюго К. барабанного типа, называемого К. управления (сокращенное название от К. цени управления , применяется таклсе термин командный К. , а в иностранной литературе - master controller*, ![]() Фиг. 9. Meister\valze , controleur de commander). При наличии цени управления К. главной цепи называется главн ы м К. .3) К. с и и д и в п д у а л ь и ы м и к о н-т а к тора м и представляют собою группу из необходимого числа электромагнитных или электрогшевматическ. контакторов. По самой сути этот К. молсет быть только главным, т.к. управление им осуществляется лиип при помопщ вспомогательной цепи и К. управления (или кнопочного управления). Контакторы монтируются и.чп в рял, на общей станине и зак-рываются крьшпсоГ!, образуя контакторный ящик, или на стенной панели, или наконец в специальных кабинах. Этот тип К. находит применение гл. обр. для цепей 6o./ibmoii .мощности и вы-( окого напряжения. Рассмотренные основные типы Iv., в свою очередь, подра.зделяются на раз.тичные тины как по конструкции, так и по числу и i)o-ду выполняемых перек.лючений. Часто К . состав.ляют одно конструктивное целое с за-ищтными реле, реле и приборами автоматич. привода, реостата1\п1 и пр. Из специальных типов К. следует отметить К. с графитнт.вт сопротивлением, п})именяемый для пуска двигателей. При повороте ручки такого К. с.нача.ла замыкаются главные контакты (коп-такторного или барабанного типа), а зaт(t ручка, через соответственную передачу, начинает давитг. на столбик (или столбики) графитных дисков, зак,люченных в цилиндре. По мере увеличения давления сонротивление этого столбика падает и в конечном пололсении ручки соответствен, контакт за-.мыкает его накоротко. Этот К. дает возмолс-иость пслучения п.лавного пуска двигателей. С X е м ы К. Для характеристики К. и его ])аботы состав.ляются следующие схемы: 1) схема К., т. е. схема внутренних соединений его, 2) схема внешней цепи, для к-рой предназначен К. (часто схемы 1 и 2 вычер- чиваются вместе); 3) упрощенная схема соединений, изображающая в простом и наглядном виде соединение внещней цепи и К.; ![]()
Схема соединений контроллера с индивидуальными контакторами ![]() Схема главной цепи Фиг. in. Г) схема соодиненпй иопи управления; при стожной схеме кроме того для наглядности составляется упрощенная схема; 5) таблица иамыканий, наглядно показывающая после--довательиость замыкания контактов в зависимости от иололеения вала К. (барабана, ьулачкового вала, барабана К. управления), и.ти, как говорят, в зависимости от CTyneini К. При составлении схем пользуются условными обозначениями (иап{)имер стандартом америк. bectric Power Clnb; у нас такого стандарта не имеется). Контроллерный барабан вычерчивается в развернутом виде, так же, как и кулачковый вал. Ступепи обозначаются пунктиром и последователь-]10 нумеруются.\Для пояснения на фиг. 10 ириведоу1ы примеры схем и таб.тица за-лилканпй. 11остоя1[пым Бюро всесоюзных трамвайных съездов приняты следующие пормаль-иыр обозначения для клемм трамвайных К.: Al II -нача.7к> и конец якоря первого мотора, J. и П2-начало и конец якоря вто-luiro мотора. Ml и К-начало и конец магнитных катущек первого мотора. Mg и К.,- иача.то и конец магнитных катушек второго мотора, IWj и /Яа-шунты первого и вто-])ого моторов, Г-тратлей, О-земля, Pq,Pi, Р3-реостатные пальцы, причем палец Р относится к добавочному сопротив.тению, включаемому в тормозном пололеении; 11-- li-промежуточные пальцы в схемах первого мотора; 21-23-промеяеуточпые иа.ть-иы в схемах второго мотора. Постоянным Бюро всесоюзных трамвайных съездов рекомендован также упрощенный однообразный способ начертания схем силовой проводки для трамвайных контрстле-ров, облегчающий для среднего и низшего технич. персонала чтепш контроллерных схем. Лит.: Карпов В. А.. Олентрпч. тяга, Москва, 1928; Просе с. А.. Электрич.оборудование подъемных и транс-портн. устройств, т. 1,М.-Л.. 1929; 3 е е ф е л ь н с р Е. Е., Э,дент1)нческ. тяга, нор. с нем.. М., 1926; СЭТ, Справочн. К1Ш-га для олектротехнпков, т. III, .TI., 19 29; Dover А. Т., Electric Motors and Control Systems, L., 1918; .1 a m с s II. D., Controllers for Electric Motors, L.. 1927; Wilson W., Electric Control Gear a. Industrial Electrification, L., 1927; Brags t a d O., Konstruktionen und Sclialtungen aus d. Gebiete elektrischer Bahnen, В., 1907; К u m m e г W., Ausrustung d. elektrisclien Iahrzeuge, Berlin, 1925; 1) о V < r A, Т., Electric Train Control, L.. 1923; R i-c h e у A. E., Electric Railway Handbook, 2 ed., N. Y 1924; JI e i 1 f r о n, iJber einige neue-re Fragen aus d, elektrisclien Vollbahnwesen, ETZ , 1910, II. 12; I ran у i, Zeitinterval-le beim Anla.ssen von Bahnmo-tinvn, ibidem, 19 13, II. 47; W о 1 f. Die Schutzensteuerung im Strassenbahnbetriebe, ibid.. 1918. H. 37; Dory, Dip Steu-iTung d. Wechselstroniloko-motiven, Elektrotichnik und .\lascbinenbau , W., 1923; The Electric Rai Iway Journal >. N. Y.; <.The Street Railway .Umrnab), N. Y.; <Пи: Electric Railway a. Tramway ,lournal , L. H. Сидоров. КОНТРОЛЬ И p О И В о д с т в а, ряд мероприятий по у1трав.теиию производством, направленных к своевремеипому обнаружению брака в производстве и п})екращоник> да.чьнейшей обработки его во избежание и;;-.тишних накладных расходов производства и ведутцих к выпуску продукции, по качеству удовлетворяющей требованиям потребителя. В ря.те производств до сих пор управление иногда весьма сложными циклами производственных процессов и контроль над правильным ходом Этих процессов построены еще на началах индивидуа.льного опыта. Секретнп-честпо мастера, придающее уп)ав.ленпю производственными процессами характер знахарства (измерение <;на-г.лаз , проба на-ощупь:>, на-язык и тому подобные контрольные П1игемы, основанные на производственных навыках отдельных исполнителей), имеет лхеето и топе]ЭЬ на многих напптх предприятиях. К., как организованная научно обоснованная система, в основу к-poii пололеены научно-технич. приемы управления производственными процессами, постепенно выте(-няет ирименение методов, основанных иа индивидуальном опыте. При научно обоснованном К. секретничество заменяется .лабораторным исследованием; вместо довери>1 к навыкал! отдельных испо.лнителей, пользуются точньшп измерительными приборами, отражаюпщми характер производственных njioneccoB и позно.ляющимп с наиболь- АВ-Мтотатич. выключатель Д-Деигатепь mpex-ipas.mom ПС-Пусковые сопротивления КУ-Контроллер управления РН-Реле напряжения ОХ-Оераничитель тда РУ-Рубильник цепи управления шей точностью определить степень годности конечного продукта каждого данного производственного процесса. Степень применения научно поставленного К. находится в зависимости от степени перехода данного производства от индивидуальных форм фабрикации продукции к более совершенным формам серийного и массового производства. Чем более оформлен этот переход, чем сильнее проведено разделение производственных операций, чем выше требования, предъявляемые к конечному продукту производства, к однородности качества его, тем технически грамотнее д. б. поставлен К. Производство единичных изделий характеризуется наличием работников высокой квалификации и руководство производством в отношении качества выпускаемой продукции построено на доверии к мастерству этих высококвалифицированных рабочих и опыту цеховой администрации. В серийном производстве еще господствует принцип доверия только в отношении менее ответственных операций, влияющих на качество изделий. Наконец в массовом производстве современных крупцых предприятий с большим количеством машин, разнообразием и сложностью рабочих и производственных процессов, согласованная работа к-рых является одной из предпосылок конечного качественного эффекта, индивидуальный опыт бессилен удержать этот качественный эффект на одинаковом качественном уровне и не в состоянии предупредить ни порчи конечного продукта ни расходов на обработку негодных полуфабрикатов; поэтому доверие к мастерству отдельных работников и опыту цеховой администрации уступает место точной проверке отдельных производственных операций и элементов этих онераций путем научно поставленного К. Из сказанного явствует, что научно обоснованный К. дает возможность не только осуществлять контроль процессов производства, проводить технически правильно браковку деталей и собранных групп, а также готовых изделий, но и позволяет обнаружить неправильности в ходе производственных процессов итак. обр. служит лщшим средством предупреждения возможности появления брака, обнаруживая заблаговременно тенденцию к его возникновению. Т. о. задачи К. сводятся в основном: к выявлению брака и причин его, к нахождению ошибок в ходе производства, порождающих брак, и к предупреждению брака. В зависимости от того, каковы виды брака, устанавливаются и система выявления его и меры борьбы с ним. Виды и причины брака бывают различного порядка: а) брак, происходящий от неправильной конструкции и неправильной системы допусков (брак, наблюдающийся на машиностроительных предприятиях); б) брак, проистекающий от применения неподходящего или дефектного материала; в) брак, происходящий от неподходящего по типу оборудования или вследствие износа этого оборудования; г) брак, являющийся следствием неправильных методов обработки или неправильно протекающего процесса производства; д) брак по вине недостаточно квалифицированного технич. персонала; е) брак по вине рабочего, его невнима- тельности или малой квалификации; ж) брак, являющийся следствием несогласованности в работе отдельных цехов или отделов предприятия. Все отмеченные главнейшие причины брака естественно вытекают из недостаточного, несвоевременного и неправильно поставленного К. Правильно поставленный К. над.пежит вести главн. образ, в направлении предупрелгдения появления брака, т. к. только одна констатация брака, выявление его, и даже устранение в каждом отдельном случае причин, порождающих его, еще не исчерпывают всех задач, стоящих перед научно поставленным контролем. Необходимо производить тщательный анализ всех основных причин брака, т. к. только в зависимости от результатов анализа и характера обнаруженных причин м. б. найдены верные пти к их устранению. Таким образом К. должен итти по следующим основным путям. 1) Контроль сырья и материала, употребляемого в производстве, имеет чрезвычайно важное значение для конечного качественного эффекта продукции. Отклонения качества сырья и материала от установленной нормы не только сильно отра-жаютсянаходе всего производственного процесса в методах производства, но и влияют на выполнение производственного плана. Так напр. в зависимости от качества чугунного литья, поступившего на обработку в механич. цех, применяется тот или иной метод обработки. В текстильном деле недостаточная крепость пряжи при неправильной сортировке сырья может вызвать частые обрывы, а это в свою очередь вызывает простой станков и выход недоброкачественного продукта. 2) Контроль полуфабрикатов или контроль продукции отдельных операций (внутрице-ховый контроль). 3) Контроль отдельных групп или контроль сборки полуфабрикатов в группу (межцеховый контроль). 4) Контроль готовой продукции. Вся эта последовательность (от сырья к готовой продукции), в осуществлении К. гарантирует, с одной стороны, устранение брака в готовой продукции, с другой-возможность выявления иричин брака. Но в задачи К. входит не только контроль продукции производства во всех ее стадиях, но также контроль процессов производства, контроль оборудования, контроль инструмента, приборов и других элементов, влияющих на качество продукции как отдельных операций, так и на всем производственном пути. Для осуществления контроля имеется ряд средств, комплекс к-рых и составляет то, что носит название К. Одним из элементов этого комплекса средств является контрольно-браковочный отдел. Для того чтобы контрольно-браковочный отдел мог выполнить все задачи, связанные с осуществлением действительного К. при рациональной организации его, необходимо руководствоваться следующими положениями. 1) Контрольный орган д. б. независим от органов контролируемых, т. е. от цеха и от остального административно-технического аппарата,являющегося ответственным за качество выпускаемой продукции. 2) Контрольно-брак. отдел д. б. укомплектован кадрами людей, достаточными в количественном и соответст-
|