Литература -->  Катафорез - движение частиц 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 [ 147 ] 148 149 150 151 152

Для установки кулачкового вала в требуемых полоигениях применяют те же самые люханнзлпл, что и для барабанных К. Кон-тактО]Л1ый К. монти-] уется таюке вертикально или горизонтально и закрывается колсухом. Иногда же, для стационарн. установок, контакторный К.монтируется открыто на стенной панели. Преимущество контатс-торного К., по сравнению с барабанным, заключается в меньшем износе и меныием (збгоранни контактов.

Привод б а р а-банных и к о н-т а к т о р и ы X К. можно производить двумя основными способами: Г) пепосред-ственно вручную н 2) при помощи того 11,ти иного двигательн. механизма. В первом стучае, в зависимости от типа, назначения и расположения К., привод выполняется в виде: а) маховичка, б) ручки, или рукоятки, и) горизонтального или ве5)Тикального ры-


Фиг. 6.


Фиг. 7.

чага, г) блока с цепью пли канатом, д) пол:-ной педали (фиг. 9, а, б, в, г, д). В нек-рых установках (напр. крановых) применяется лIивepcaльный привод, к-рый дает возмож-]К)Сть при ПОМОПП1 одного рычага уп1)авлять одновременно двумя К. (фиг. 9, е). Применение двигательных й дгеханизмов для привода К. диктуется или \ трудностью управ.че-ния вручную при L . большой мощности И.Ч I г желательностью автоматизации переключений и управления па расстоянии. В качестве двигательных механизмов преимущественно применяются электромагниты и электромашины. Управление ими


ФПГ. 8.

сервомоторы пневматические прорьзводится посредством вспомогательной цепи-так наз. цепи управления-нрн по-:\юпщ или специальных выключателей кнопочного типа (кнопочное управ.ченир), или

выкл1<:)чателеп иного типа, или при помощи небольнюго К. барабанного типа, называемого К. управления (сокращенное название от К. цени управления , применяется таклсе термин командный К. , а в иностранной литературе - master controller*,


Фиг. 9.

Meister\valze , controleur de commander). При наличии цени управления К. главной цепи называется главн ы м К.

.3) К. с и и д и в п д у а л ь и ы м и к о н-т а к тора м и представляют собою группу из необходимого числа электромагнитных или электрогшевматическ. контакторов. По самой сути этот К. молсет быть только главным, т.к. управление им осуществляется лиип при помопщ вспомогательной цепи и К. управления (или кнопочного управления). Контакторы монтируются и.чп в рял, на общей станине и зак-рываются крьшпсоГ!, образуя контакторный ящик, или на стенной панели, или наконец в специальных кабинах. Этот тип К. находит применение гл. обр. для цепей 6o./ibmoii .мощности и вы-( окого напряжения.

Рассмотренные основные типы Iv., в свою очередь, подра.зделяются на раз.тичные тины как по конструкции, так и по числу и i)o-ду выполняемых перек.лючений. Часто К . состав.ляют одно конструктивное целое с за-ищтными реле, реле и приборами автоматич. привода, реостата1\п1 и пр. Из специальных типов К. следует отметить К. с графитнт.вт сопротивлением, п})именяемый для пуска двигателей. При повороте ручки такого К. с.нача.ла замыкаются главные контакты (коп-такторного или барабанного типа), а зaт(t ручка, через соответственную передачу, начинает давитг. на столбик (или столбики) графитных дисков, зак,люченных в цилиндре. По мере увеличения давления сонротивление этого столбика падает и в конечном пололсении ручки соответствен, контакт за-.мыкает его накоротко. Этот К. дает возмолс-иость пслучения п.лавного пуска двигателей.

С X е м ы К. Для характеристики К. и его ])аботы состав.ляются следующие схемы: 1) схема К., т. е. схема внутренних соединений его, 2) схема внешней цепи, для к-рой предназначен К. (часто схемы 1 и 2 вычер-



чиваются вместе); 3) упрощенная схема соединений, изображающая в простом и наглядном виде соединение внещней цепи и К.;


ступени

ттатарь

3 2 1

□саоа

стоп

Схема соединений контроллера с индивидуальными контакторами


Схема главной цепи

Фиг. in.

Г) схема соодиненпй иопи управления; при стожной схеме кроме того для наглядности составляется упрощенная схема; 5) таблица иамыканий, наглядно показывающая после--довательиость замыкания контактов в зависимости от иололеения вала К. (барабана, ьулачкового вала, барабана К. управления), и.ти, как говорят, в зависимости от CTyneini К. При составлении схем пользуются условными обозначениями (иап{)имер стандартом америк. bectric Power Clnb; у нас такого стандарта не имеется). Контроллерный барабан вычерчивается в развернутом виде, так же, как и кулачковый вал. Ступепи обозначаются пунктиром и последователь-]10 нумеруются.\Для пояснения на фиг. 10 ириведоу1ы примеры схем и таб.тица за-лилканпй.

11остоя1[пым Бюро всесоюзных трамвайных съездов приняты следующие пормаль-иыр обозначения для клемм трамвайных К.: Al II -нача.7к> и конец якоря первого мотора, J. и П2-начало и конец якоря вто-luiro мотора. Ml и К-начало и конец магнитных катущек первого мотора. Mg и К.,- иача.то и конец магнитных катушек второго мотора, IWj и /Яа-шунты первого и вто-])ого моторов, Г-тратлей, О-земля, Pq,Pi, Р3-реостатные пальцы, причем палец Р относится к добавочному сопротив.тению, включаемому в тормозном пололеении; 11-- li-промежуточные пальцы в схемах первого мотора; 21-23-промеяеуточпые иа.ть-иы в схемах второго мотора.

Постоянным Бюро всесоюзных трамвайных съездов рекомендован также упрощенный однообразный способ начертания схем силовой проводки для трамвайных контрстле-ров, облегчающий для среднего и низшего технич. персонала чтепш контроллерных схем.

Лит.: Карпов В. А.. Олентрпч. тяга, Москва, 1928; Просе с. А.. Электрич.оборудование подъемных и транс-портн. устройств, т. 1,М.-Л.. 1929; 3 е е ф е л ь н с р Е. Е., Э,дент1)нческ. тяга, нор. с нем.. М., 1926; СЭТ, Справочн. К1Ш-га для олектротехнпков, т. III, .TI., 19 29; Dover А. Т., Electric Motors and Control Systems, L., 1918; .1 a m с s II. D., Controllers for Electric Motors, L.. 1927; Wilson W., Electric Control Gear a. Industrial Electrification, L., 1927; Brags t a d O., Konstruktionen und Sclialtungen aus d. Gebiete elektrischer Bahnen, В., 1907; К u m m e г W., Ausrustung d. elektrisclien Iahrzeuge, Berlin, 1925; 1) о V < r A, Т., Electric Train Control, L.. 1923; R i-c h e у A. E., Electric Railway Handbook, 2 ed., N. Y 1924; JI e i 1 f r о n, iJber einige neue-re Fragen aus d, elektrisclien Vollbahnwesen, ETZ , 1910, II. 12; I ran у i, Zeitinterval-le beim Anla.ssen von Bahnmo-tinvn, ibidem, 19 13, II. 47; W о 1 f. Die Schutzensteuerung im Strassenbahnbetriebe, ibid.. 1918. H. 37; Dory, Dip Steu-iTung d. Wechselstroniloko-motiven, Elektrotichnik und .\lascbinenbau , W., 1923; The Electric Rai Iway Journal >. N. Y.; <.The Street Railway .Umrnab), N. Y.; <Пи: Electric Railway a. Tramway ,lournal , L. H. Сидоров.

КОНТРОЛЬ И p О И В о д с т в а, ряд мероприятий по у1трав.теиию производством, направленных к своевремеипому обнаружению брака в производстве и п})екращоник> да.чьнейшей обработки его во избежание и;;-.тишних накладных расходов производства и ведутцих к выпуску продукции, по качеству удовлетворяющей требованиям потребителя. В ря.те производств до сих пор управление иногда весьма сложными циклами производственных процессов и контроль над правильным ходом Этих процессов построены еще на началах индивидуа.льного опыта. Секретнп-честпо мастера, придающее уп)ав.ленпю производственными процессами характер знахарства (измерение <;на-г.лаз , проба на-ощупь:>, на-язык и тому подобные контрольные П1игемы, основанные на производственных навыках отдельных исполнителей), имеет лхеето и топе]ЭЬ на многих напптх предприятиях. К., как организованная научно обоснованная система, в основу к-poii пололеены научно-технич. приемы управления производственными процессами, постепенно выте(-няет ирименение методов, основанных иа индивидуальном опыте. При научно обоснованном К. секретничество заменяется .лабораторным исследованием; вместо довери>1 к навыкал! отдельных испо.лнителей, пользуются точньшп измерительными приборами, отражаюпщми характер производственных njioneccoB и позно.ляющимп с наиболь-

АВ-Мтотатич. выключатель Д-Деигатепь mpex-ipas.mom ПС-Пусковые сопротивления КУ-Контроллер управления РН-Реле напряжения ОХ-Оераничитель тда РУ-Рубильник цепи управления



шей точностью определить степень годности конечного продукта каждого данного производственного процесса.

Степень применения научно поставленного К. находится в зависимости от степени перехода данного производства от индивидуальных форм фабрикации продукции к более совершенным формам серийного и массового производства. Чем более оформлен этот переход, чем сильнее проведено разделение производственных операций, чем выше требования, предъявляемые к конечному продукту производства, к однородности качества его, тем технически грамотнее д. б. поставлен К. Производство единичных изделий характеризуется наличием работников высокой квалификации и руководство производством в отношении качества выпускаемой продукции построено на доверии к мастерству этих высококвалифицированных рабочих и опыту цеховой администрации. В серийном производстве еще господствует принцип доверия только в отношении менее ответственных операций, влияющих на качество изделий. Наконец в массовом производстве современных крупцых предприятий с большим количеством машин, разнообразием и сложностью рабочих и производственных процессов, согласованная работа к-рых является одной из предпосылок конечного качественного эффекта, индивидуальный опыт бессилен удержать этот качественный эффект на одинаковом качественном уровне и не в состоянии предупредить ни порчи конечного продукта ни расходов на обработку негодных полуфабрикатов; поэтому доверие к мастерству отдельных работников и опыту цеховой администрации уступает место точной проверке отдельных производственных операций и элементов этих онераций путем научно поставленного К. Из сказанного явствует, что научно обоснованный К. дает возможность не только осуществлять контроль процессов производства, проводить технически правильно браковку деталей и собранных групп, а также готовых изделий, но и позволяет обнаружить неправильности в ходе производственных процессов итак. обр. служит лщшим средством предупреждения возможности появления брака, обнаруживая заблаговременно тенденцию к его возникновению. Т. о. задачи К. сводятся в основном: к выявлению брака и причин его, к нахождению ошибок в ходе производства, порождающих брак, и к предупреждению брака.

В зависимости от того, каковы виды брака, устанавливаются и система выявления его и меры борьбы с ним. Виды и причины брака бывают различного порядка: а) брак, происходящий от неправильной конструкции и неправильной системы допусков (брак, наблюдающийся на машиностроительных предприятиях); б) брак, проистекающий от применения неподходящего или дефектного материала; в) брак, происходящий от неподходящего по типу оборудования или вследствие износа этого оборудования; г) брак, являющийся следствием неправильных методов обработки или неправильно протекающего процесса производства; д) брак по вине недостаточно квалифицированного технич. персонала; е) брак по вине рабочего, его невнима-

тельности или малой квалификации; ж) брак, являющийся следствием несогласованности в работе отдельных цехов или отделов предприятия. Все отмеченные главнейшие причины брака естественно вытекают из недостаточного, несвоевременного и неправильно поставленного К. Правильно поставленный К. над.пежит вести главн. образ, в направлении предупрелгдения появления брака, т. к. только одна констатация брака, выявление его, и даже устранение в каждом отдельном случае причин, порождающих его, еще не исчерпывают всех задач, стоящих перед научно поставленным контролем. Необходимо производить тщательный анализ всех основных причин брака, т. к. только в зависимости от результатов анализа и характера обнаруженных причин м. б. найдены верные пти к их устранению.

Таким образом К. должен итти по следующим основным путям. 1) Контроль сырья и материала, употребляемого в производстве, имеет чрезвычайно важное значение для конечного качественного эффекта продукции. Отклонения качества сырья и материала от установленной нормы не только сильно отра-жаютсянаходе всего производственного процесса в методах производства, но и влияют на выполнение производственного плана. Так напр. в зависимости от качества чугунного литья, поступившего на обработку в механич. цех, применяется тот или иной метод обработки. В текстильном деле недостаточная крепость пряжи при неправильной сортировке сырья может вызвать частые обрывы, а это в свою очередь вызывает простой станков и выход недоброкачественного продукта. 2) Контроль полуфабрикатов или контроль продукции отдельных операций (внутрице-ховый контроль). 3) Контроль отдельных групп или контроль сборки полуфабрикатов в группу (межцеховый контроль). 4) Контроль готовой продукции. Вся эта последовательность (от сырья к готовой продукции), в осуществлении К. гарантирует, с одной стороны, устранение брака в готовой продукции, с другой-возможность выявления иричин брака. Но в задачи К. входит не только контроль продукции производства во всех ее стадиях, но также контроль процессов производства, контроль оборудования, контроль инструмента, приборов и других элементов, влияющих на качество продукции как отдельных операций, так и на всем производственном пути.

Для осуществления контроля имеется ряд средств, комплекс к-рых и составляет то, что носит название К. Одним из элементов этого комплекса средств является контрольно-браковочный отдел. Для того чтобы контрольно-браковочный отдел мог выполнить все задачи, связанные с осуществлением действительного К. при рациональной организации его, необходимо руководствоваться следующими положениями. 1) Контрольный орган д. б. независим от органов контролируемых, т. е. от цеха и от остального административно-технического аппарата,являющегося ответственным за качество выпускаемой продукции. 2) Контрольно-брак. отдел д. б. укомплектован кадрами людей, достаточными в количественном и соответст-



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 [ 147 ] 148 149 150 151 152