Литература -->  Катафорез - движение частиц 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 [ 129 ] 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152

жолоба замедляется, а материал продолжает двигаться вперед, скользя по жолобу под влиянием силы инерции. Движение материала вперед продолжается некоторое время и в период заднего хода жолоба К.; этому способствует уменьшение трения материала о жолоб благодаря тому, что последний при обратном ходе опускается вниз. В конце заднего хода К. двилсение материала относительно лсолоба прекращается. Так. обр. при , \ а Л/

А jL

Фиг. 9.

каждом двойном ходе К. материал перемещается вперед на определенную величину. Лоток делается обычно из листового железа толщиной 1-4 мм.

Приводное устройство встряхивающих лотков состоит из коленчатого вала с одним или несколькими кривошипами и двумя маховиками на концах. Соединение кривошипа с лотками производится посредством деревянного прулсинящего или стального шатуна со спиральной нрулсиной. При большой длине лоток делается составным из двух или более частей, причем два лотка могут приводиться в движение от одного привода. В этом случае лотки м. б. повернуты в горизонтальной плоскости относительно друг друга под любым углом. Лотки опоралс-ниваются или на конце или в промежуточных пунктах; is последнем случае в дне лотка делают отверстия, закрываемые задвижками.

отдельных звеньев длиной 3-4 м, соединенных между собой болтами. Эти К. приводятся в движение при помощи сжатого воздуха или от электромотора. Приводы от электромотора очень слолсны, и вместе с тем при их применении нельзя достигнуть такой производительности К., как нри пневматич. приводе. Длина К. с одним приводом обычно не превышает 100 м. При большей длине приходится ставить несколько К. с отдельными приводами так, что пере.мещаемый матери-а.т передается с одного конвейера на другой. Производительность К. обычно достигает 10-80 т в час при горизонтальном положении жолоба. Если последний имеет наклон и груз перемещается по направлению падения, то производительность К. повышается, а при подаче на подъем (не свыше 5°)-понижается. Жолоб К. делается обычно прямолинейным, но он допускает и некоторое искривление в плоскости дна его. Приемный конец качающегося К. иногда снаблсается особым ириспособлением ( утиный нос ), йри помощи к-рого транспортируемый материал захватывается с пола и загрулсается на К. Видоизменением качающегося К. пропеллерного типа является так наз. К. торпед о (фиг. 10). В этой системе жолоб а подвешивается на тягах б к особым опирающимся на ролики балкам в. Последние получают двилсение взад и вперед от кривошипно-шатунного механизма г. При движении балок и жолоба вперед (в направлении перемещения груза) после,дний в конце хода задерлсивает-ся буфером д и быстро останавливается. В этот момент перемещаемый материал начинает скользить по лсолобу, продолжая дви-


.-------,-

Фиг. 10.

Качающиеся К. пропеллерного типа отличаются от встряхивающих лотков тем, что движение их происходит в одной, параллельной дну лсо.тоба, плоскости. В качестве опор для жолоба применяют обычно ролики или шары. При переднем ходе скорость двилсения лсолоба постепенно возрастает, достигая максимума в конце хода; здесь скорость резко падает до нуля. При обратном (заднем) ходе К. лсолоб двилсется сначала с быстро возрастающей скоростью, а затем последняя постепенно убывает к концу хода. Перемещаемый материал сначала движется вместе с жолобом под влиянием силы трения о дно его. В момент резкого уменьшения скорости двилсения лсолоба в конце переднего хода материал начинает скользить по жолобу вперед под влиянием силы инерции. Это движение материала продолжается еще нек-рое время при обратном ходе К., пока живая сила, накопленная материалом в период переднего хода К., не будет поглощена работой трения материала по жолобу. Желоба (рештаки) К. делаются из листового железа толщиной 3-5 мм; они состоят из

жение вперед и во время большей части обратного хода К. Средняя скорость подачи материалов конвейером этой системы составляет около 0,30 м/ок.

Качающиеся К. отличаются простотой конструкции, недорогой ценой и наделсно-стью в работе. Расходы но их содерлсанию и обслулсиванию таклсе невысоки. Там, где количество одновременно перемещаемых материалов не превышает 50-60 т в час, качающиеся К. могут оказаться выгоднее всех других видов транспортных средств, особенно если перемещение материала происходит под уклон. В виду простоты конструкции и малых размеров качающиеся К. находят широкое применение в горном деле, для доставки руды и угля в подземных выработках. Они мало пригодны однако для доставки материалов с малым уд. в. и таких, к-рые способны прилипать к стенкам жолоба.

5. Роликовые К. относятся к числу транспортных средств, к-рые работают без тяговых органов (см. Дорожка роликовая). Роликовые К. имеют ограниченное применение; но там, где их применение возможно.



они имеют значительные преимущества перед К. других типов благодаря своей простоте, надежности в работе, отсутствию привода и дещевизне. Они применяются на складах для перемещения единичных грузов, при разгрузке ж.-д. вагонов и т. д. Часто роликовые К. применяют для установления перехода меладу двумя К. другого типа или в конце К., для перехода грузов на непо-двилшые. столы.

G. Шнеки и спирали. Рабочими органами является здесь винтообразно изогнутое листовое или полосовое железо, вращающееся вокруг оси. При горизонтальном


Фиг. п.

пололеении щнека-сила тяжести, а при вертикальном его пололеении-трение о стенки леолоба препятствуют перемещаемому материалу вращаться вместе со щнеком, вследствие чего материал вынуиеден двигаться поступательно. Винтообразные элементы щнека прикрепляются к валу, вращающемуся внутри неподвиненого леолоба (фиг. 11). Спираль (фиг. 12) отличается от щнека тем, что здесь винт делается из полосового леелеза и прикрепляется к валу так, что меледу витками и валом остается свободное пространство. Валы щнеков и спиралей де.тают обычно из труб. На расстоянии 2,5-3,5 м они поддерживаются промекуточными подшипниками, которые предохраняют вал от изгиба и воспринимают продольное усилие, возникающее от сопротив-тения при поступательном движении материала. Желоба для спирален и шнеков делаются из листового железа или дерева. Зазор меледу стенками жолоба и на-руленой поверхностью винта делают возможно меньшим (3-5 мм), чтобы избежать


Фиг. 12.

вертикального перемещения материалов; при этом число оборотов вала д. б. увеличено. Длина шнеков обычно берется незначительной и притом тем меньшей, чем легче крошится перемещаемый материал. Шнеки и спирали являются самыми простыми из всех видов К. Привод ограничивается вращением вала, уход-смазкой. Отсутствуют пару ленью движущиеся части; К. занимает мало места, затраты на обзаведение невысоки. Главным недостатком яв.тяется трение перемещаемого материала о леолоб и винт, вызывающее дробление и истирание материала. Шнеки применяются преимущественно для транспортирования зерна, опилок, молотых продуктов (мел, цемент и пр.), каменного угля и т. п. Спирали чаще всего применяются при крупнокусковом материале или при неравномерной подаче последнего, т. к. здесь материал молеет проходить через отверстия между витком и валом, чем устраняется опасность закупорки. Однако производительность спирали при сыпучих материалах значительно меньше, чем шнека.

Одним из видоизменений шнека являются транспортные трубы, которые отличаются от шнеков тем, что леолоб (труба) у них вращается, вал отсутствует, а винтовые поверхности прикрепляются к стенкам трубы (фиг. 13). Транспортные трубы выгодно отличаются от щнеков отсутствием движущихся внутренних частей и б.тагодаря этому большей надежностью в работе, но зато они и доролее шнеков. Применение транспортных труб особенно выгодно в тех случаях, когда транспортируемый материал приходится подвергать при перемещении просушке, ох-лаледению или нагреванию. а. гариаш.

Расчет К. Формулы и данные, необходимые для расчета производительности К., см. Внутризаводский транспорт. Основными формулами, по к-рьЕУ1 производится расчет производительности К., являются следующие: 1) для К., несущих материал непрерывным, равномерным потоком: Q = 3,6/ y ;

2) для К., несущих материа.т отдельными порциями:

д = 3,б-г;у, где Q-часовая производительность К. в wi, /-площадь поперечного сечения потока материала в М-, ъ-объем одной порции б м,


-3000

7300

3000

1250-

Фиг. 13.

застревания материала в жолобе и защемления больших кусков. Загрузка шнека и выход материала из него могут производиться в любом месте; разгрузка производится через отверстия в дне жолоба, закрываемые заслонками. Шнеки работают обычно в горизонтальном пололеении или с небольшим уклоном, но иногда их применяют даже для

а-расстояние между отдельными порциями по длине конвейера в м, v-скорость транспортирования в м/ск, у--гравиметрическая плотность материала в кг/м.

Мощность мотора в IP, необходимая для приведения в действие К., молеет быть вычислена, в зависимости от конструкции, по одной из следующих формул.



1) Для скребкового конвейера Nm = f - [ 7,2gLt;/. + - (Рг + Р.) Ш +

где ri - кпд передачи от мотора до детали, приводящей в двилсение тяговой орган К.; q-вес цени со скребками и роликами в пг1п.м; L-длина К. в м; fiy-приведенный коэф-т трения конвейерной цепи, равный для скользящих по лсолобу цепей 0,15-0,20, для цепей, катящихся па роликах, скрепленных с цепью, 0,05-0,07, а для цепей, катящихся по роликам, укрепленным на каркасе конвейера, от 0,03 до 0,05; В-0 барабанов К. в см, d-0 цапф осей направляющего и приводного барабанов в см, -коэф. трения этих цаиф, равный при лсировой смазке 0,15-0,20, при кольцевой 0,10-0,12; dy- 0шарнирных бсчтов конвейерной цепи в см; fi-их коэф. трения, равный 0,3-0,5; Ру и Рг-геометрич. суммы всех сил, действующих на ведущий и направляюпщй барабаны в кг (главным образом натялсение обоих концов цепи); Н-общая высота подъема груза конвейером в м; fi-коэфициент трения материала о стенки и дно жолоба, имеющий, следующие значения:

Для угольной пыли..........0,6 -1,0

кускового угля разм. ~ 2,5 см . 0,5 -0,7 ~ 5 СЛ13 . . 0,5 -0,6 кокса размером ~ 4,5 см.....0,35-0,5

Наименьшие значения [л получает при желобах трапецеидальной формы (т. н. американских) и при средней ширине их 0,3-0,4 м.

2) Для ленточного конвейера

-f 3,6 Wv + QH] ,

где помимо обозначений, объясненных выше, jS-сумма натяжений обеих ветвей ремня на всех ведущих и направляющих барабанах в кг (в том числе и барабаны натялсно-го приспособления и сбрасывателя), и Da-0 цапф осей и барабанов поддерживающих роликов в см, W-натялсение, обусловленное лсесткостью ремня при его перегибах Через направляющие и ведущие барабаны,

иТ (1 + с(7) (1-Ь fct;),

где Ъ-ширина ремня в см, а-натялсение ремня в кг1см, а, с и к-постоянные, равные:

для резиновых ремней а 0,02 д, с

f-, ft = 0,065 0,7

а Si 0,004 53, с = -- , fe = 0,1

балатовых

8-толпцша ремня в мм). По данным з-да Amme, (iesecke п. Konegen для б. или м. нормальных условий:

= + [0,04 (1,3 + ж)+

+ 0,008 1/Q (0,071; + 0,03Li)],

где X-число направляющих барабанов (не считая ведущего), а Ьу-длина транспортирования в м.

3) Для гусеничных конвейеров

N=i{Q + l,2qv)Li.y +

+ (-Pi + р2) (. 2 + i 3dl) + ЯЩ .

где Ну м. б. принято для роликов, двигаю-

щихся поступательно вместе с гусеничной цепью, равным 0,04-0,05, а для роликов, скрепленных со станиной, 0,02-0,03; ц = = 0,3-0,4; если имеется сбрасыватель в виде расположенного под углом скребка, то в квадратных скобках прибавляется еще член -\-Qb{\+ii /л; если при этом груз транспортируется лишь на участке длиной li, то в первом стоящем в квадратных скобках члене вместо. Q ставят .

4) Для черпаковых конвейеров

3,6и

0,0037

liQL., + 4,2qLv)fXy +

+ -f s Р (2 + + QHy],

где I>a-сумма длин горизонтальных частей К., нагруженных материалом; SP-сумма геометрич. сумм сил, действующих на направляющие и ведущие ролики, зубчатки и.ти барабаны. Ну-разность по высоте мест выгрузки и загрузки материала. 5) Для шнеков

- [0,0037(3 (Lfi + Н) + nQk],

где п-число подшипников по д.тине шнёка, а значения коэф-та трения /г и приведенной мощности, поглощаемой одним подшипником, к таковы:

ii h

Для зерна.......1,6ч-2,0 0,0024-0,003

угольной пыли . . 2,0-f-2,3 0,0054-0 007 котельного угля. 2,0Ч-2,5 0.007-f-0,0lO кокса.......2,5-ЬЗ,5 0,0x64-0,025

6) Для встряхивающих лселобов точные формулы расчета мощности имеют для обп1,его случая весьма сложную форму, неудобную д.тя практич. применения; однако все формулы значительно упрощаются, если принять, что лсолоб работает при максимальном допустимом числе оборотов п =

= 30 , где г-радиус кривошипа в м,

а-угол наклона пружин жолоба к вертика ли (а = 15 20°). При этом максимальная средняя скорость продвижения материала по жолобу К.: v , a.==-0,23 nr/i4tg а, где п- число об/м. приводного механизма, а fi- коэфициент трения материала о дно и стенки жолоба (/л = 0,35 для угля). Р1з приведенной ф-лы для скорости и заданной площади сечения лсолоба, заполненной транспортируемым материалом, молено вычислить производительность К. Q в т/ч. Мощность мотора, необходимую для приведения в действие К. получим из ф-лы:

0,0Г37 ГпЗг2

где G-вес всех участвующих в колебательном движении частей жолоба, включая вес лежащего в нем материала, в т, а приведенный коэф. трения 4= QQ Эта ф-ла верна лишь для чисел оборотов, равных или немного отличающихся от п.

Лит.: Ганфштенгепь Г., Перемещение массовых грузов, М., 1917; Л с в е н с о н Л. Б., Теория и расчет конвейера, ВИх, 1917,1-2; Воловик Д. 3. и др., Рудничные конвейеры, их конструкция и расчет, Харьков, 1929; Козьмин П. С., Транспорт материалов в промышленных предприятиях, Л., 1927; И е п t Z е 1 Н., Belt Conveyers а. Belt Ele-Tators, New York, 1922; A u ш u n d H., Hebe- u. Fur-



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 [ 129 ] 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152