Литература -->  Катафорез - движение частиц 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 [ 128 ] 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152

Возвратный барабан К. укрепляется на особой раме и соединяется с натяжным устройством. Привод обычно устанавливается на конце К., но иногда он располагается посредине, а на концах устанавливаются возвратные барабаны. Такая конструкция до-


Фиг.

пускает движение ленты в любом направлении при одинаковом натялсении рабочей части ее. При одном концевом приводе, в случае обратного хода ленты, она дает значительный провес в части, прилегающей к ведущему барабану, что затрудняет транспортирование по ней грузов. Поэтому для К., работающего в двух направлениях, приходится иметь или один центральный привод посредине К. или два концевых привода. Первый тип наиболее применим в том случае, когда конвейерная установка состоит из нескольких отдельных агрегатов (транспортируемый груз передается с одного К. pia .другой). В этом случае для доставки грузов в обратном направлении приходится переставлять головные части К. так, чтобы они из приемных превращались в сбрасывающие и наоборот. Такая перестановка головных частей К. более удобна при одном центральном приводе, чем при двух концевых, т. к. в пфследпем случае головные части К. будут более тяжелыми и громоздкими. Ролики К. укрепляются на лхесткой теревянной или железной раме высотой 300-700 мм. Рама делается обычно разборной, чтобы облегчить перестановку К. с одного места на другое. Расстояние меледу роликами обычно колеблется в пределах от 1 до 2,5 м.

Ленточные К. строят различной длины и производительности. Обычно длина одного агрегата не превышает 300 м. Если расстояние доставки значительно, устанавливают нес1солько К. так, что один К. передает груз на другой, соседний. Производительность ленточных К. колеблется обычно в пределах от 25 до 500 т в час, а в отдельных случаях достигает 1 500 т в час. К. небольшой производительности (до 100 m в час) мало выгодны и применяются в исключительных случаях, когда имеются затруднения в установке других транспортных средств. С увеличением производительности К. повышаются выгоды его применения. Кроме К. стационарных типов находят применение и пе-редвилшые ленточные конвейеры на колесах, подобные скреб1совым конвейерам. Предель-

ный угол наклона ленты находится в зависимости от рода транспортируемого материала. Для органических лент он молеет достигать 12-27°, а для сплошных стальных лепт он несколько меньше.

Ленточные К. являются наиболее распространенными из всех других видов К. и могут быть применены почти для всех условий работ. Чаще всего ленточные К. применяются для транспортирования сыпучих материалов: в рудниках и на складах - для доставки угля, кокса и т. п., в элеваторах-для зерновых продуктов, на химических и цементных з-дах и т. д. По сравнению с К. других типов ленточные К. отличаются спокойным ходом и надежностью в работе, простотой устройства и обслу-леивания и меньшим потреблением энергии. Благодаря большим рабочим скоростям размеры и вес ленточных К. получаются сравнительно небольшими, особенно при высокой производительности. По сравнению со скребковыми К. ленточные К. имеют то преимущество, что они не вызывают дробления и истирания транспортируемых материалов. К недостаткам ленточных К. нулено отнести короткий срок слулсбы лент и необходимость установки их по строго прямой линии, т. к. далее незначите.тьные отклонения вызывают быструю порчу ленты.

Б) По принципу действия гусеничные (п .т а с т и н ч а т ы е) К. приближаются к ленточным. В основном такие К. состоят из одной или двух параллельных цепей с роликами, двигающимися по направляющим опорам. К цепям прикрепляются деревянные или стальные пластины, перекрывающие друг друга таким образом, чтобы перемегцаемый материал не мог просыпаться вниз. Ста.пьные пластины обычно имеют отогнутые края, что придает им жесткость, при этом К. получает вид движущегося нео-лоба (фиг. 6). Разгрузка такого К. может производиться только в одном пункте, на конце К. Если по условиям работы К. его приходится разгружать в промежуточных пунктах, то пластины делаются без отогнутых краев; в этом случае разгрузка ленты молеет производиться в любом месте ее при помощи косо поставленного скребка (лопатки). Находят применение также конструкции, в которых возможность р<гзгрузки К. в промелсуточньгх пунктах достигается тем, что лепта составляется вместо пластин из отдельных корытец или желобов, к-рые могут опоражниваться путем опрокидывания. Подобно ленточному гусеничный К. устанав.тнвается в плане по прямой линии и не допускает искривления ее. Гусеничные К. находят применение при транспортировании материалов большого уд. в. или таких, к-рые вызывают порчу органич. лент. Наибольшее распространение они получили на газовых заводах, в рудниках и т. п. предприятиях в



качестве сортировочных и погрузочн. лент, на кирпичных з-дах-для транспортирования сырой глины, на складах-для перемещения штучных грузов в виде хмешков, ящиков и т. д. Гусеничные К. благодаря меньшей порче перемещаемого материала и меньшему потреблению энергии, имеют значительные преимущества пред скребковыми К., но зато доролсе последних. С другой стороны, гусеничные К. при одинаковых условиях работы менее выгодны, чем ленточные К., так как они тяжелее и доролсе последних;

\ \ о


конструкция гусеничных К. более сложна, они требуют большего расхода энергии и менее удобны в обслулсивании. Для переме-щениятяжелых штучных грузов пользуются (юычно гусеничными лентами, составленными из пластин значительного поперечного сечения (деревянных или стальных), снаблсенных иногда особыми планками или выступами, если приходится перемещать груз вверх под значительным углом. В таких случаях пластины ленты обыкновенно не налегают друг на друга, а иногда мелсду ними оставляют далее зазоры для уменьшения веса ленты.

3. Ковшевые К., как и гусеничные, состоят (фиг. 7) из двух параллельных цепей а, снаблсенных роликами б, двигающимися по направляющим опорам е. К цепям прикрепляются ковши г, свободно подвешенные выше их центра тяжести, так что они могут опрокидываться и снова принимать нормальное положение. Ковшевой К. с ковшами, лсестко прикрепленными к цепям, носит название элеватора (см.). Ковши делают из листового железа или ковкого чугуна. 4>орма ковшей зависит от рода транспорти-

руемого материала: для легко пристающих веществ (мука, цемент и т. п.) более целесообразны плоские ковши с закругленным дном, для таких же материалов, как зерно, уголь и т. п.,-глубокие ковши, так как они, при одном и том лее весе, имеют ббльшую рабочую емкость. Оси ковшей, которыми они прикрепляются к цепям, располагают выше центра тяжести, благодаря чему ковши пеизменно сохраняют отвесное пололсение независимо от того, проходят ли они по горизонтальным или по вертикальным путям.

По взаимному расположению ковшей различают К. без перекрытия или с перекрытием зазора мелсду ковшами. В первом случае ковши следуют друг за другом с некото-ры.ми интервалами, во втором--nenpepbreno один за другим, и зазоры между ними перекрываются отогнутыми краями соседних ковшей или спен>1альными стержнями (осями). Иногда в К. с непрерывными ковшами зазоры мелсду последними оставляют не перекрытыми, падающий же в зазоры материал улавливается особыми карманами, расположенными на соседнем ковше, или особыми подвешенными к цепи чашками. К. без перекрытия зазора между ковшами применяются там, где не требуется большая производительность. Для загрузки таких конвейеров необходимо устанавливать специальное питательное устройство д, дозирующее поступающий на К. материал в строгом соотвег-ствии с емкостью ковшей. Направляющими для цепных роликов (бегунков) в ковшевых К. обычно слулсат рельсы, укрепленные на стойках е, кронштейнах или подвесах, отстоящих один от другого на расстоянии 1,5-2 м, в зависимости от профиля рельсов и нагрузки. В тех пунктах, где на К. поступает материал, опорные стойки перекрывают листовым железом эя;, с таким расчетом, чтобы материал попадал непосредственно в ковши, а не рассыпался по сторонам.

Обычно ковшевые конвейеры применяются в тех случаях, когда приходится перемещать материал одновременно в горизонтальном и вертикальном направлениях. Загрузка К. обычно производится на нияснем, а разгрузка на верхнем горизонтальных участках. Изменение направления К. осуществляется при помощи направляюших шкивов з или дуг. Опоражнивание ковшей производится путем опрокидывания их; для этой цели на боковых стенках ковшей имеются бугеля и или особые ролики, к-рые поворачивают ковши при встрече их с упорками к, укрепленными на станине. Ведущие цепные колеса л для ковшевых К. обычно помещаются в том углу верхнего горизонта, где ноднимается нагруженная вертикальная ветвь. Иногда вместо ведущего колеса применяют особый храповичный привод с рычагами, которые сцепляются во время работы привода с распорными болтами цепи К. Приводы ковшевых К. снабжают автоматическ. тормозами, к-рые начинают действовать в момент остановки мотора; в противном случае груженые ковши на вертикальной ветви К. начнут двигаться в обратном направлении под влиянием собственной тяжести.

Кроме описанного выше ковшевого конвейера обычн. типа находят применение особые



конструкции ковшевых К. Из них значительным распространением пользуются т. н. пространственные К., в которых направление К. может изменяться не только в вертикальной, но и в горизонтальной плоскости. Изменение направления конвейера в горизонтальной плоскости достигается путем искривления направляющих рельсов, по которым катятся велики цепи К. В местах

вания угля на складах, в котельных и углемойках, а также для перемещения других сыпучих материалов. Хотя ковшевые К. сложнее по устройству и дороже К. других типов, но они с успехом могут быть применены в тех случаях, когда путь перемещения материа.яа имеет несколько направлений. В этом случае один ковшевой К. может заменить два, три и более отдельных транспорт-


Фиг. 7.

закруглений малого радиуса ставят иногда особые поворотные колеса] в которые упираются ковши при проходе закруглений. В К. подобного типа вместо цепей применяют иногда в качестве тягового органа проволочные канаты или заменяют цепи особыми соединенными на шарнирах рамками, к которым прикрепляются ковши (фиг. 8). При


Фиг. 8.

проходе закруглений рамки с ковшами могут поворачиваться относительно друг друга и таким путем достигается гибкость всей системы. Среднее положение между К. с качающимися ковшами и элеваторами занимают К. с неподвижно прикрепленными к цепи ковшами. Такие К. работают в вертикальном направлении как элеваторы и в горизонтальном-как скребковые К. Ковшевые К. применяются б. ч. для транспортиро-

ных устройств, что упрощает общее оборудование; помимо этого материал меньше портится при транспортировании. Пространственные ковшевые К. с произвольным направлением перемещения грузов хотя и являются универсальным транспортным средством, но услоненяют устройство и вызывают больший расход энергии. Это обстоятельство не играет большой роли при малой производительности К., но может иметь решающее значение для установки, рассчитанной на высокую производительность. В последнем случае иногда выгоднее один пространственный ковшевой К. заменить двумя плоскими К. обычного типа.

4. Качающиеся К. В качающихся К. груз перемещается по жолобу (лотку) под влиянием движения последнего вперед и назад. Различают т. н. встряхивающие л о тки (трясуны), в которых давление перемещаемого материала на опоры К. меняется в процессе работы, и пропеллерные лотки, в к-рых давление на опоры остается все время постоянным. На фиг. 9 изображен встряхивающий лоток, приводимый в движение от кривошипа. Здесь жолоб а укрепляется на опорных упругих стержнях б, соединенных с ним жестко или на шарнирах. При вращении кривошипа в жолоб сначала получает движение вперед и поднимается на опорах вверх; при этом перемещаемый материал получает соответствующее ускорение; в конце переднего хода движение



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 [ 128 ] 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152