Литература -->  Катафорез - движение частиц 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 [ 127 ] 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152

дачи больших количеств воздуха. Связь между подаваемым в секунду объемом F и числом п об/м. определяется по ф-ле:

при п = 3 ООО, F 2,45 mJck s 9 ООО м1ч. При F = 10 000 mjh берут п=4 500. Двигателями для крупных турбокомпрессоров служат обыкновенно паровые турбины. На


Фиг. 20.

калсдую 1 ООО всосанного воздуха, при конечном давлении сжатия 6-8 кг/см по манометру, расход пара достигает от 600 до 850 кг при турбинах, работающих на свелсем паре, и от 1 200 до 1 400 кг при турбинах, работающих на отходящем паре. Детали конструкций турбокомпрессоров и их расчет сходны с деталями и их расчетом для паровых турбин.

Характеристика турбокомпрессора. Характеристикой турбокомпрессора называется кривая, выражающая зависимость между подачей воздуха в К. и давлением сжатияпри постоянном числе оборотов. Опыты показывают, что кривая эта имеет вид, изображенный на фиг. 21, - линия ВС КАЕВ. Линия эта состоит из двух частей: поднимающейся ВК и опускающейся КАВ. Точка В на оси ординат соответствует состоянию турбокомпрессора с закрытым вентилем в выходящей трубе. Нормальная работа должна происходить близко от точки К нормального рабочего давления К., соответствующего также наибольшему кпд. Притом для устойчивости р ежима К. работа доллша происходить на понижающейся части характеристики (примерно в точке А); работа же на части ВК неустойчива и после перехода через точку ЛГподача молсет сразу упасть до нуля. При увеличении числа оборотов получается более высокая характеристика: ВСКА, при по-нилсении-более низкая: В С К А .

Регулирование турбокомпрессоров, как и поршневых К., молсет преследовать одну из двух целей: 1) поддержание постояв, давления при переменной величине подачи; 2) поддержание постоянной величины подачи при переменном давлении. При этом, в зависимости от рода машины двига-


теля, приводящего в движение турбокомпрессор, регулирование может производиться с сохранением числа оборотов (при электромоторах) или с изменением числа оборотов (при паровых турбинах). Регулирование бьшает ручное и автоматическое.

Лит.: ) о S t е г t а g Р.. КоШеп- и. Turbokom-pressoren, 3 Auflage, В., 1923; ) Н i n z Ad., Thermo-dynamische Grundlagen d. Kolben- u. Turbokompres-soren, 2 Auflage, В.. 1927; ) В a б г S., Dampfturbi-nen u. Тш-bokompressoren. Leipzig, 1924;*) Regeln fur Leistungsversuche an Ventilatoren und Kompressoren, 2 Aufl., DIN A4, Berlin, 1926; ) Grussard, Venti-lateurs et compresseurs. P., 1926; ) К e a r t о n W.. Turbo-Blowers a. Compressors, London, 1926;) G r о n-w a I d E., Zentrifugal-Ventilatoren, В., 1925; ) D u fa-be 1 H., Taschenbuch fiir Maschinenbau, 4 Auflage, Berlin, 1924 (в русском перев.: Д у б О e л ь Г., Справочная книга по машиностроению, т. 1, М., 1929); ) Н а t t е, 25 Aufl.. В. 2, В., 1926; ) Бурдаков А. А., Поршневые компрессоры, М., 1928; Г е р-м а и А. П., Компрессоры и воздуходувки (литогр.), .Ленинград, 1924; ) его же, Турбомашины, Л.,1925; ) е г о же, Теория и расчет турбовоздуходувных машин. Л., 1928. А. Радциг.

КОНВЕЙЕРЫ, ненрерывно действующие транспортные устройства, применяемые для перемещения грузов на б. или м. короткие расстояния внутри фабрично-заводских помещений, на складах и т. п. В отличце от транспортных устройств, предназначенных для перемещения единичных грузов или отдельных партий их (в вагонах, бадьях и т. д.), К. служат для транспортирования массовых однородных грузов непрерывным потоком. Проведение непрерывных технологическ. процессов в мощных предприятиях и развитие работ по погрузке и доставке на складах вызывают необходимость механизации транспорта, что легко м. б. достигнуто применением К. (конвейеризация). Ниже приводится описание тех непрерывно действующих транспортных средств, к-рые служат для транспортирования гл. обр. массовых однородных материалов (собственно К.); что же касается специа.тьных транспортных устройств, применяемых для доставки непрерывным потоком штучных грузов, то они описаны отдельно (см. Внутризаводский транспорт); о применении транспортных установок при производстве непрерывным потоком см. Не-прерывнопоточное производство.

По способу передвижения материала К. можно разделить на следующие группы: 1) К., в к-рых материал передвигается вдоль жолоба посредством захватов (скребков), укрепленных на тяговом органе (канате или цепи)-с к р е б к о в ы е К.; 2) К., в которых материал передвигается на сплошных гибких лентах-л енточные К., или на гусеничных лентах, состоящих из отдельных пластин,-г у с е н и ч н ы е К.; 3) ковшевые К., в которых груз перемещается в неподвижных или качающихся ковшах; 4) качающиеся К.,в к-рых материал скользит по жолобу под действием силы инерции; 5) К., в которых груз передвигается по роликам, приводимым в двилсение особым механизмом, или без привода, под влиянием силы тяжести транспортируемых грузов,- р о л и к о в ы е К.; 6) ш н е к и и спирали, в к-рых материал перемещается под действием вращающихся вокруг оси винтовых поверхностей. Кроме конвейеров указанных выше типов на практике применяется ряд разнообразных транспортных устройств.



смешанной конструкции или представляющих собою видоизменение конвейеров упомянутых выше типов.

1. Скребковые К. Скребковый К. простейшего типа изображен на фиг. 1. Он состоит из ряда укрепленных на беско-


Фиг. 1.

нечной цепи а лопарок б (скребков), двигающихся вдоль жолоба в и увлекающих за собой перемещаемый материал. Бесконечная цепь К. натянута на два колеса, помещаемые на концах К.; одно из этих колес г соединено с приводом и слулшт ведущим, а другое, возвратное, соединено с натялшым приспособлением д (при помощи к-рого производится натягивание цепи). Возвратная (холостая) часть цепи располагается или сверху жолоба, как изображено на фиг. 1, или под леолобом (фиг. 2). К. первого типа применяются в тех случаях, когда разгрузка материала производится в различных пунктах через окна в леолобе. К. с нюкней цепью пригодны для случаев, когда разгрузка производится только в одном месте-на конце К. Такой К. носит название самотаски; он более удобен для транспортирования громоздких материалов (бревен и т. п.), т. к. жолоб у него остается открытым. Скребки К. делаются или в виде лопаток (фиг. 1) или в виде планок, зубьев (фиг. 2) и т. п., смотря по роду транспортируемых материалов. Иногда



Фиг. 2.

Фиг. 3.

скребки укрепляют на двух цепях так, что последние располагаются по краям жолоба. Этот тип конвейера удобен тем, что он позволяет располагать холостую часть цепи под жолобом и допускает движение К.в обратном направлении. Кроме того при такой конструкции цепи не соприкасаются с транспортируемым материалом. Иногда вместо цепей в качестве тягового органа К. применяют канат. В этом случае скребки имеют обычно форму диска, а леолоб-цилиндрическую

или полуцилиндрическую форму (фиг.З). Для скребковых К. жолоб и рама делаются из дерева или железа или применяется смешанная конструкция. Преимущества скребковых конвейеров: простота конструкции, дешевизна изготовления, удобство загрузки и разгрузки и обратимость направления транспортирования. Недостатки: большох! расход энергии и износ частей, повреждение транспортируемых материалов и шум при работе. Главнейшей областью применения скребковых К. является транспортирование угля на складах, в котельных, в подземных выработках рудников и т. д. Самотаски находят применение при транс-портировагши громоздких материалов-бревен, обрезков разных материалов, ящиков, мешков и т. п. Значительным распространением пользуются передвшкные самота,ски на колесах, применяемые при погрузке в вагоны, для перегрузки материалов из одного штабеля в другой и в т. и. случаях. Такие К. могут быть с выгодой применены там, где работа носит непостоянный характер и происходит в разных местах какого-либо участка; производительность скребковых К. достигает 250 т в час, а длина-200 м; обычно л-се длина скребковьгх К. не превышает 50-60 м.

2. Ленточные и гусеничные К. А) Основной частью ленточного К. (фиг. 4) является гибкая бесконечная .пента а, натянутая на два барабана, из к-рых один б является ведущим, а другой в-возвратным. В промелеутке между барабанами лента на всем своем протялеении поддерживается роликами г, г. Загруженная часть ленты К. всегда находится сверху; она поддерживается рабочими роликами. Хо.тостая часть ленты помещается внизу и поддерживается холостыми роликами. Привод К. обычно ставится при головном ведущем барабане с таким расчетом, чтобы он тянул нагруженную часть ленты. Натяжное приспособление д, предназначаемое для сохранения постоянного натялеения ленты, помещается обычно при холостом барабане. Для загрузки на К. материала применяется загрузочное приспособление в виде лотка. Разгрузка обьгано имеет место в одном пункте, на конце К., у ведущего барабана. Если приходится разгружать К. в промежуточных пунктах, то в таких местах ставят скребки, направленные под углом к оси конвейера, или специальные сбрасыватели е, к-рые м. б. стационарными или передвижными. В последнем случае сбрасыватель устанавливается на тележке, которая может передвигаться вдоль К.

Для К. применяются ленты: резиновые, хлопчатобумалшые, пеньковые, металлические,а также ленты Балата. Наибольшим распространением пользуются резиновые ленты. Они состоят из нескольких слоев бумажной или льняной ткани и резины. Снаружи они покрываются слоем резины толщиной от 0,8 до 6 мм, для предохранения ленты от износа. Ширина и толщина ленты находятся в зависимости от производительности К., рода транспортируемого материала и формы



несущей поверхнострг ленты; обычно ширина их берется от 0,25 до 1,25 м. Резиновые ленты являются наиболее гибкими и легкими, не боятся сырости, но сравнительно быстро портятся; срок службы их-от 1 года до 3 лет. Темп-ра транспортируемого материала для обыкновенных резиновых лент не должна превосходить 65°. Холщевые ленты делаются из нескольких сшитых между собой слоев ткани ti пропитываются особым составом против сырости. Они несколько тяжелее резиновых лент и меиее устойчивы против сырости. Ленты Балата изготовляются из бумажной ткани, проклеенной древесной смолой и покрытой с поверхности смесью из смолы и гуттаперчи. По сравнению с резиновыми лентами они несколько тяжелее последних, менее гибки, но не поглощают кислорода воздуха, не портятся поэтому с течением времени и допускают более высокую t° транспортируемого материала. Ленты указанных выше типов (органич. ленты) обычно состоят из отдельных кусков, к-рые сшиваются мелсду собой или скрепляются особыми металлич. схватками. Для транспортирования горячих, спекающихся и едких материалов применяют иногда сплошные гибкие стальные ленты; такие леиты удобны таклсе для транспортирования материалов бо.тьшо-го удельн. веса и предметов с острыми гранями, которые быстро портят органические ленты. Стальные ленты делаются шириной до 400 мм. Вместо сшюшных стальных лент применяют иногда ленты, сп.четенные из проволоки; орш более гибки, чем сплошные ленты, но применение их усложняет конструкцию К., и кроме того часть материала иногда проваливается через отверстия в ленте. Рабочие ролики, поддерживающие несущую часть ленты К., обыкновенно имеют диаметр от 80 до 200 мм. Для органическ. лент рабочие ролики К. делаются или с одной прямой осью, так что несущая поверхность ленты получается плоской, или применяется группа роликов а, оси к-рых располагаются в одной плоскости под углом друг к другу (фиг. 5); б последнем случае несущая поверхность ленты d имеет форму лотка. Такая форма ленты удобна для транспортирования сыпучих материалов, особенно при небольшом уд. в. их и при большой производительности К. Плос кая форма ленты нрименяется чаще при транспортировании материалов в крупных кусках и при небольшой производительности К. Для стальной ленты ролики по группам устанавливают на одной оси. Ролики с, применяемые д.тя поддержания холостой части ленты (хо.чостые ролики), таклсе устанавливают группами на общей оси. Ролики монтируются или на подшипниках обычной конструкции, с жировой или мас.тяной смазкой, или же на шарикоподшипниках; применение шарикоподшипников значительно уменьшает натяжение рабочей части ленты и расход энергии, облегчает конструкцию конвейера а также и уход за ним.

Привод ленточного К. обычно состоит из одного или нескольких монтированных на одной раме барабанов, из которых один служит ведущим, а другие направляющими. Ведущий барабан соединяется с мотором зубчатой, червячной или ременной передачей.




1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 [ 127 ] 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152