Литература -->  Катафорез - движение частиц 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 [ 122 ] 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152


Фиг. 1.

имеется пластинка с нанесенными на нее румбовыми и градусными делениями-к а р-тушка 5 (роза, фиг. 2). На верхней части загнутого внутрь борта котелка против градусных делений картушки нанесена курсовая черта, указания к-рой на то или

иное деление розы определяют компасный курс самолета. В ншкн. части компаса имеется девиационный прибор, к-рым при помоши компенсирующих магнитов 6 (фиг. 1) уничтожается девиация (см. Судовой компас). Вся эта система, в целом называемая компасом укрепляется к самолету при помощи кар дана 7, которым обеспечивает компасу сохранение горизонтального положения при отклонениях самолета от нормального режима полета.

Наличие на самолете, особенно современном, большого количества мягкого и твердого железа (стали), а тем более в пилотской кабине, вызывающее большие девиации (до 50°), заставило искать место для установки К. возможно дальше от мотора (вплоть до хвостовой части фюзеляжа) с передачей показания К. в кабину пилота. Эта задача оказалась выполнимой благодаря дистанционным К., к к-рым относятся оптический, селеновый и индукционный К. 1) Принцип оптического К. заключается в передаче пок-азаний обыкновенного магнитного К. в пилотскую кабину системой линз и зеркал на расстоянии, так как самый К. устанавливается вне пределов пилотской кабины, в месте, дающем наименьшую девиацию. 2) Селеновый К. Бамберга основан на свойстве селена изменять электропроводность с изменением силы падающего на него света, сбитая, что электропроводность селена пропорциональна си.те света. Картушка селенового К., в основном сходная с картушкой магнитного, отличается от последней формой розы, на к-рой не обозначены румбы и градусные деления. Под розой находятся 2 селеновых элемента, соединенные с азимутным кругом гибким валом и включенные с гальванометром в мостик Витстона. Над розой картушки находятся две электрич. лампочки; азимутный круг устанавливается у аэронавигатора (наблюдателя), гальванометр- у пилота. При всяком отклонении от курса тот или иной селеновый элемент попадает в полосу света одной из лампочек и меняет свою электропроводность, в результате чего стрелка гальванометра отклоняется и тем указывает пилоту на уклонешш от намечен-


Фиг. 2.

ного курса, определенного по азимутному кругу. Для перемены курса необходимо установить на соответствующий градус азимутный круг, тем самым ориентируя селеновые элементы. 3) Индукционный К. сконструирован на принципе возбуждения тока нри вращении замкнутого контура (катушки) в земном магнитном поле и состоит из генератора электрическ. энергии, указателя уклонения от курса-вольтметра и командного азимутного диска с рукояткой и неподвижным указателем. При вращении ка-тупши в магнитном поле в направлении, пересекающем силовые линии поля, в катушке индуктируется ток. Если же щетки генератора параллельны линиям сил индуктирующего магнитного поля, то тока во внешней цепи не возникает. Аэронавигатор направляет движения щеток машины и тем управляет азимутным кругом, указывая пилоту курс, так как при малег1щих поворотах азимутного круга стрелка вольтметра в пилотской кабине немедленно отклоняется от нуля и устанавливается на нуль, только когда самолет выйдет на правильный курс. Такие К., как селеновый или индукционный, обладающие значительной точностью, очень удобны при продолжительных полетах с частыми переменами курсов, например при разведках на морских зверобойных промыслах, где полетом управляет штурман, непрерывно отмечающий на карте путь полета.

Обычно же в настоящее время наиболее распространеннымрг авиационными К. являются компасы апериодические, в которых картушка, получив отклонение отпо-лолсения равновесия, возвращается к нему не переходя центра равновесия. Из аперио-дическ. К. распространены: К. сист. Кемп-бел-Беннет и сотенный К. типа АС 253, цеп-тезималь . Первьй из них отличается от обычных магнитных К. системой магнитных стрелок, к-рых имеется три пары, и прикрепленными к ним сверху восемью радиально распололсенныйш проволочками-затухателя-ми, превращающими колебания картушки в апериодические. Две из них, составляющие одну прямую, как противоположно расположенные, окрашены в красный цвет, концы их обозначены буквами N и S и проходят параллельно магнитной оси картушки, т. е. конец N указывает на север. Отсчет курса ведется при помощи азимутного круга, на котором натянуты 4 параллельных тонких нити. На нем нанесены градусные деления через 2°. Самолет направляют по требуемому курсу следующим образом. Повертывают азимутный круг так, чтобы его соответству-ющрш курсу градусные деления находились против курсовой черты, затем поворачивают самолет до тех пор, пока нити азимутного круга не станут параллельно красному за-тухателю и его N будет обращен в сторону N азимутного круга. В продолжение всего полета по установленному курсу пилот должен наблюдать за параллельностью нитей кругаи затухателя. Этим значительно облегчается наблюдение за курсом, так как достаточно беглого взгляда на компас, чтобы заметить малейшее отклонение от параллельности нитей круга и затухателя. К. снабжен прулшнным и войлочным амортизаторами,



значительно смягчающими вертикальные и горизонтальные толчки.

На больших самолетах применяется жи-роскопический компас, основанный иа стремлении вращающегося волчка (см.) сохранить направление оси вращения. Показания жироскопич. К. считаются правильными только через 2-2V2 ч. после того, как будет пущен волчок. По мере удаления от экватора к полюсам сила, направляющая волчок, уменьшается, исчезая совершенно у полюсов.

В отдельных случаях, например при полетах Амундсена к сев. полюсу, применялся солнечный К., не подверлсенный действию девиации и склонениям. Он наиболее пригоден для полетов за полярным кругом строго по меридиану. Пользование им сводится к наблюдениям за солнцем через визир, вращающийся при помощи часового механизма.

Установка магнитного К. на самолете состоит из двух основных моментов:

1) выбора места в кабине пилота, причем К. должен быть возможно дальше удален от металлич. предметов, могущих охсазать влияние на магнитную систему К., не должен находиться в одной горизонтальной плоскости с магнето мотора как рабочих, так и пускового и д. б. в поле зрения пилота и

2) уничтожения девиации. Чтобы судить о трудности уничтожения девиации на самолете, нужно иметь в виду, что в зависимости от производящих девиацию сил она бывает нескольких видов: 1) постоянная, вызываемая силой, постоянной по величине и направлению; 2) полукруговая, к-рая при полном обращении самолета на 360° два раза меняет свой знак (+ и -) и два раза обращается в нуль; 3) четвертная, при тех лее условиях четыре раза меняющая свой знак и четыре раза обращающаяся в нуль. При элементарном рассмотрении девиации можно ограничиться указанными видами, если размеры магнитных стрелок картушки К. малы по сравнению с расстоянием до сил, вызывающих девиацию. Если же эти условия не соблюдены, то ближние источники возмущения (железные предметы) вызывают девиацию: твердое железо-п о-л у круговую, шестерную, десятерную и т. д. в арифметич. прогрессии, и мягкое железо-четвертную, восьмерную и т. д. также в арифметич. прогрессии. Кроме указанных видов девиации существует девиация креновая, вызываемая поворотами и кренами самолета, достигающая максимальных размеров на N и S курсах в 50° и более. При полетах в неспокойную погоду это обстоятельство нужно учитывать, особенно при поворотах более чем на 11°, а также при прямом полете, когда болтание сообщает самолету постоянное отклонение от нормального режима полета по линии поперечной и продольной оси самолета. В последних конструкциях авиационных К. креновая девиация в значительной степени устранена, но при больших перелетах с плохими или сбивчивыми ориентирами лчитывать ее все лее необходимо. Из перечисленных видов девиации в авиационном К. уничтожают только посто-

янную полукруговую при помощи взаимно перпендикулярно раснололеенных в девиа-ционном приборе магнитов-уничтожителей. Остальные виды девиации уничтожению не поддаются из-за отсутствия специальн. приборов, т.к. приборы для уничтолсения всех видов девиации в морских магнитных компасах, напр. дефлектор де-Колонга, для авиационных К. непригодны по своему принципу и большим размерам.

Обычно К. на самолете устанавливают на 8 курсов. Для этого выбирают на аэродроме наиболее ровную площадку от 40 до 50 м диаметром, в значительном удалении от ангара и прочих построек; при помощи контрольного К. с пеленгатором, установленного на треноге, отмечают 8 магнитных румбов: N, Е, S, W, NE, SE, EW и NW, ка-правления которых отмечаются забиваемыми в землю колышками; затем в центр этой площадки устанавливают самолет последовательно на каждые из 8 румбов т. о., чтобы продольная ось его строго совпадала с данным румбом; сличают показания самолетного К. с разбитыми по контрольному К. румбами и составляют диагравтму девиации К., к-рую прикрепляют к кабине пилота на видном месте около К. В момент установки на эти 8 курсов на самолете доллсно находиться все, что будет на нем в полете, т. к. позднейшее прибавление или уменьшение числа металлических приборов или иное размещение их изменит девиацию и поправки окалсутся неверными. Проверка К. производится после калсдой перемены мотора.

Лит.: Немчинов В. Г., Авиациоиные приборы, М., 1926; Bennewitz К.. Fiugzeuginstru-mente, Haiidbuch d. Flugzeugkunde, lirsg. v. F. Wa-geniulir, B. 8, В., 1922; Immler W., Flugzcug-kom passwesen und F luszftugsteuerkunde, Cliarlottenburg, 1918; Z. d. VDI , 1919, B. 63, p. 1224-1231, 1250- 1257; Gr r a m m e 1 R., Ztsclir. fur Flugtechnik u. Motorluftschiftahrtft, Mch., 1919, Jg. 10, p. 1-12, 125; Boykow C, ibid, p. 124-125. П.Иванов.

К. горный, прибор для непосредственного измерения по имеющемуся обналгениго горной породы (см. Стратиграфия.) угла простирания (или азимута линии падения) и угла падения этой породы (пласта или жи.чы). Прибор (фиг. 3) состоит из буссоли (см.), при- крепленной к латун- ной прямоугольной доске abed, д,чинный край которой параллелен диаметру NS лимба буссоли. Лимб разделен на градусы, причем счет делений возрастает обратно двилсению часовой стрелки от О до 360° (О или 360° поставлены у отмеченного буквой N конца диа.метра NS). В соответствии с этим надписи лимба Е и W (восток и запад) переменены местами. На дне буссольной коробки нанесен другой лимб (собственно полукруг), служащий для отсчета углов падения пласта. Они фиксируются вращающимся на оси /с стрелки ш острием металлического отвеса е, называемого также клинометром. Нуль деления стоит у отмеченного буквой Е конца диаметра EW (перпендикулярно к краю ad доски). Деления этого второго лимба воз-


Фиг. 3.



растают в обе стороны от О до 90 . Вне употребления стрелка ns действием прулшны / прижата к стеклу буссоли, а колебания отвеса задерлсиваются защелкой д.

Для определения азимута /3, линии падения и угла падения пласта FRQT (фиг. 4) поступают след. образом. Освободив отвес е (фиг. 3) и поставив прибор по пласту отвесно на край ad доски так, чтобы буква N диаметра NS была обрахцена в сторону падения, поворачивают К. по обналеению до тех пор, пока острие отвеса не покалеет наибольшего угла падения опт (линия пт называется линией падения пласта). Затем, пе


Фиг. 4.

сдвигая края доски с линии падения, совмещают доску К. с пластом и прочерчивают: по краю ad-линию падения пт, а по краю ed-линию иростирания пласта Imp. Далее освободив стрелку ns и не сдвигая края od доски с прочерченной линии простирания Imp, приводят лимб К. в горизонтальное положение (на фиг. 4 не показано); при этом край ad доски и параллельный ему диаметр NS лимба совпадут с проекцией линии падения пт пласта. Затем, согласно с направлением шкалы лимба, отсчитывают по северному (N) концу стрелки ns азимут линии .падения пласта. Угол простирания а определится как разность /З - ОО.

При непосредственном измерении угла простира1И1я и падения пласта поступают след. обр. Поставив К. на иласт отвесно иа длинный край, поворачивают прибор до тех пор, пока острие клинометра не покажет 0° (что отвечает лишш прости]:)ания пласта). Затем, совмещая компас с плоскостью пласта, прочерчивают линию простирания Imp и перпендикулярную к ней линию падения тп пласта. Приставив затем доску краем ad к прочерчеппой линии простирания, приводят лимб прибора в горизонтальное положение и, освободив стрелку ns, отсчитывают по северному концу ее угол простирания а°; азимут линии падепия определяется как сумма а°-г 90°. После этого, приставив ком-пас краем ad к линии падения пт, приводят лимб в отвесное пололеение и, освободив клинометр, отсчитывают по его острию угол падения пласта h°. Поверхность пласта не всегда представляется идеальной плоскостью: вследствие выветривания, выкрашивания, слабого изогнутия и т. п. получаются неровности, к-рые могут отразиться на величинах углов падения и простирания. В та-

ком случае нул-сно сделать нескотько измерений в разных частях пласта и взять среднее из них.

Описанный горный К. является самым простым и употребительным. Рфоме него известны еще несколько систем К. с различными специальными приспособлениями (для составления п.тастовых карт, рудничн. планов), например К. сист. Носова, Воислава, Гамильтона, Долинского, Клокмана, Врун-тона и др. Из них наиболее практичным является К. системы Долинского, приспособленный 1С нивелировке и друг, родам съемок. Этот К. сиаблсен диоптрами (см.) и уровнем; установка его производится и.ли в висячем положении при помощи крючков, приделанных к верхним концам диоптров, или лее при помощи штатива в втгде па.лки, состоящей из двух частей, выдвигающихся на требуемую высоту. В таком виде прибором молено пользоваться: 1) как горным компасом,

2) как ручной буссолью или эклиметром,

3) как нивелиром или легкой буссолью; для последней цели К. насаживают на штатив и приводят в более строгое горизонтальное нололсение. Американские геологи широко пользуются горным К. системы Брупто-на (фиг. 5). Этот прибор, помимо горного К., совмещает в себе нивелир, довольно точный клинометр и буссоль с диоптрами.

При помощи вьшюописанных К. измеряются углы магнитного простирания или магнитные азимуты линий падения пласта. Для перехода к углам истиппого простирания пласта или к истинному азимуту линии падения необходимо прибавить к произведенным наблюдениям склонение магнитной стрелки со знаком (+), если оно восточное, и со знаком (-), если оно западное. Для непосредственного измерения истинных координат пласта, отнесенных к направлению истинного, а не магнитного меридианаслужат основанные на пользовании солнечными часами мерид и анос копы, или азимутоско-пы, различного устройства. Среди них в горной практике наиболее известен горный меридианоскоп Монковского. Этот прибор позволяет не только находить азимут известной линии, но и определять оба элемента за.легания горных пород: простирание и падение. Особенные услуги горный меридианоскоп оказывает при исследовагпит кристаллич. сланцев, разлагающихся иод влиянием гидрохимии, процессов с выделением железа в виде кристалликов магнетита. Применение меридианоскопа молеет оказаться вполне целесообразным и в тех областях земной коры, где с особенной силой проявляются магнитные аномалии (см.). Недостаток этого прибора заг;лючается в том, что он требует яркой солнечной погоды; при полной облачности или при наблюдении в тени меридианоскоп неприменим.


Фиг. 5.



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 [ 122 ] 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152