Альтернативное бурение вглубь
Изношенную деталь окуните в пластмассу
Наклонные этажи
Прогоночно-испытательная установка для электродвигателей
Сварка в жидком стекле
Термояд, каков он сегодня
Блокнот технолога
Вибрация против вибрации
Где ты, росток
Для луга и поля
Машина, резко ускоряющая ремонт путей
Назад к веслам!
Несправедливость
Новое слово строителей
Ориентирное устройство для напольной камеры
Подземный смерч дает воду
Предотвращающий падение
Трактор, построенный семьей
Сверхлегкий стан
Текучий уголь - большие ожидания
|
Литература --> Катафорез - движение частиц 1,3 млрд. довоенных рублей (в 1{аковой сумме могли тогда расцениваться коммунальные предприятия по нынешней территории РСФСР) иа долю концессионеров (обычно иностранных) и частных собственников приходилось около 33%. Решающее значение в развитии городского благоустройства до революции имели интересы частной недвижимой собственности, которая норою ставила непреодолимые препятствия в этом деле. Революция дала крупные предпосылки для развития городского благоустройства в виде национализации всех частных коммунальных предприятий и от.мены земельной собственности. Общее состояние городского благоустройства в первые годы революции ухудшилось. Текущий и капитальный ремонты почти не производились, новое строительство прекратилось, наплыв войск и прямые разрушения от военных действий значительно ухудшили коммунальные сооружения и предприятия; кроме того усиленному разрушению К. x. в первые годы революции таь-жс способствовали: i) непрерывно падающая валюта, 2) ликвидация местного бюджета и 3) уничтожение в 1920 году платности коммунальных услуг. Все эти обстоятельства привели к некоторому расстройству К. х. В 1921 году (10 октября) последовало восстановление местного бюджета и введение платности коммунальных услуг. а 1923/24 г. капитальные затраты на ремонт и восстановление К. x. по местному бюджету составляли 20,3 млн. червонных руб. Эта сумма далеко не покрывала годового износа К. х., который определялся тогда в 116,1 млн. червонных руб. Расходование основного капитала К.x. продолжалось еще до 1926/27г., в этом году капитальные затраты на ремонт и восстановление К. x. по местному бюджету составляли 164 млн. червонных рублей. Основные отрасли К. х. В настоящее время К. X. выщло из восстановительного процесса и пощло по линии реконструкции, расширения и нового строительства. Состояние К. X. по СССР на 1 октября 1928 года по основным отраслям представляется в следующем виде. Трамвай (см.). Первая трамвайная линия в Киеве была сооружена в 1891 году, в Казани-в 1894 г. (за границей на 10 лет раньше). В настоящее время в СССР функционируют трамваи в 40 городах (в гор. Кременчуге трамвай прекратил свою работу в 1926 году). Трамваями обслуживается 9 428 тыс. чел. городского населения, что составляет более городского населения СССР. После Октябрьской революции построены трамваи в Баку, Богородске, Старой Руссе, Свердловске, Воронеже, Туле и других городах. Длина одиночного пути трамваев на 1 окт. 1928 г. равнялась около 2100 км. Наибольшие сети имеют: Москва-39,5 км, Ленинград-294 км, Одесса-252 км, Киев- 160 км. В этих 4 городах было сосредоточено 55% всей трамвайной сети. Вагонный парк трамваев на 1 окт. 1927 г. состоял из 4 398 вагонов, из них 3 012 моторных и 1 386 прицепных. В Москве и Ленинграде было 2 160 вагонов, или 50% общего числа. В настоящее время эти цифры почти удвоились. Соотношение между количеством вагонов и протялсениехМ сети в различных городах довольно резко колеблется: менее 1 вагона на км-в 3 гг., от 1 до 2 вагонов-в 23 гг., от 2 до 3 вагонов-в 6 гг., от 3 до 4,3 вагона-в 5 гг., в Москве 5,3 вагона и в Ленинграде 6,2 вагона на 1 км пути. Ко.тичество перевозимых пассажиров растет с большой быстротой - значительно быстрее прироста городского населения. До войны 1914-18 гг. па 1 жителя приходи.тось 107 поездок в год, в 1920 году число их упало до 54, но уже в 1926/27 году поднялось до 155, что далеко превысило довоенный уровень. Средний суточный пробег 1 вагона в 1926/27 г. колеб- лется по отдельным городам от 106 км в Днепропетровске (если не считать Старой Руссы, где сут. пробег-77,8) до 218,6 км в Москве. Наименьшая скорость движения (в час): в Старой Руссе-6,7 км, наибольшая в Богородске--14,9 км, в Москве и Ленинграде 13,3 км. Расход энергии на один ва-roHO-K.ti в 1925/26 г.-0,96 kWh, в 1926/27 г.- 1,09 kWh. В настоящее время сооружаются трамваи в ряде городов: Иваново-Вознесен-ске, Омске, Новороссийске, Грозном, Новосибирске, Таганроге, Уфе, Перми, Полтаве, Луганске, Эривани, Самарканде, Ашхабаде, Гандже и Гомеле. См. Местный транспорт. Автобусный транспорт. Проблему развития автобусного движения до настоящего времени можно считать еще не разрешенной (см. Авт,обус). Электростанция (см.). Мощность электростанций возросла с 179 тыс. kW в 1925/26 г. до 188 тыс. kW в 1926/27 г. и до 240 тыс. kW в 1927/28 г. Выработка энергии возросла с 360 млн. kWh в 1925/26 г. до 420 м.тн. kWh в 1926/27 г. и 520 млн. kWh в 1927/28 г. Основной капитал электростанций иосте-ненно растет. Выработка электроэнергии на 1 ООО жителей в kWh в 1925/26 г. составляла 26 629,9, а в 1926/27 г.-25 795 kWh; указанные цифры показывают, что рост электроснабжения пока еще не поспевает за ростом городского населения. Газовые заводы см. Газ. М у с о р о с ж и г а п и е. В настоящее время в городах 3. Европы и Америки получило широкое применение обезвреживание городского мусора как сухого, так и мокрого путем слшгания его в особых мусоро-сжигате.льных печах. У нас в СССР мусоро-сжиган1/е производится в 4-5 городах и пока в весьма незначительных размерах, хотя опыт заграницы и наш (в Ленинграде, Москве и др.) показал, что расходы, связанные с эксплоатацией мусорослеигания, вполне окупаются стоимостью продукции, получаемой от сл-сигания мусора и отбросов, а также и стоимостью получаемой энергии. Очистка го2юдов (см.). Под очисткой всякого населенного места надо понимать систему мероприятий технического и организационного характера по сбору, удалению и обезвренгаванию твердых и лшдких отбросов. К ним относятся: а) фекалии и хозяйственные воды неканализованных владений; б) сухие отбросы, мусор, отбросы леилых помещений, дворовый и уличный смет, отбросы рынков; в) трупы павптих лшвотных, отбросы убоя скота; г) строительный мусор и излишняя земля от построек; д) прочие отбросы; отбросы производства; е) навоз. К объектам очистки д. б. отнесен таклсе и снег. В СССР вопрос об очистке городов приобретает особо важное значение еще потому, что большинство городов, даже областных, .лишено канализации и рассчитывать на устройство ее в широких размерах в ближайшее время, в виду значительных едииовременньгх затрат, не приходится. При этом следует отметить, что всякая кана.лизация дает частичную очистхсу города, так как удаляет только жидкие хозяйственные воды. Удаление твердых отбросов производится собиранием их, вывозом, слспгаиием, обсзврелеиванием и различи, др. способами. Для вывозки со-дерлшмого выгребов применяется ассенизация, т. е. вывозка нечистот особыми обозами в определенное место (см. Ассенизация). Кремация (см.). Сжигание трупов людей также является одним из видов благоустройства культурного города. Первый крематорий был построен в 1876 году в Милане. Из Италии сжигание трупов распространи-.тось в Швейцарию, затем во Францию, Америку, Германию и наконец в другие страны. В Японии сжигают до 30% трупов. В настоя-ni;ee время в Италии, Америке, Англии, Германии и других странах имеется свыше ста крематориев. В СССР пока имеются крематории в Ленинграде и Москве; работают они далеко не с полной нагрузкой, хотя сжига-шю трупа обходится пе дороже обычного захоронения. Развитие хсремации в СССР является делом ближайшего будущего. Мостовое хозяйство имеет существенное значение в городском благоустройстве. Правильно поставленное, оно не только содействует санитарному благополучию, но имеет не малый удельный вес в развитии транспорта и пожарной охраны. Улучшение мостовых, не принося видимой прибыли, приносит большие косвенные выгоды. В СССР в среднем замощенные улицы в городах составляют всего лишь ок. 25% городских проездов. Замощены проезды главным образом булылшой мостовой, хсоторая местами таклсе требует в лучшем случае неремощения, а то и просто замены другой более совершенной мостовой. См. Мостовые и Дороги и дорожное de.no. Наружное освещение (керосиновое, керосинокалильное, газовое и электрическое). При выборе системы освещения экономические вопросы являются решающими. В СССР наружное освещение городов, как и другие отрасли К. х. в большинстве городов, неудовлетворительно как по размерам освещаемой площади, так и по интенсивности. В 20% городов Союза наружного городского освещения вовсе не имеется. Зеленые насалсдения - один из факторов, благоприятствующих санитарному состоянию города. На Западе зеленые на-салсдения составляют около 10% от застроенной площади города. В СССР зеленые насаждения в среднем по всему Союзу составляют несколько больше 2% от площади в черте городской застройки. По Штюбину, па 1 жит. достаточно: внутренних парков и садов-3,6лг, площадок для спорта и игр - 3,2 м, всего-6,8 м. Это составляет при различной густоте населения (200--300 чел. па га) от 10,3 до 20,3% площади города. Вольф дает норму в 7,47 м, что дает 15-22,3% площади города. Пожарная охрана. Статистика последних .чет отмечает, что в соответствии с ростом населения и развитием городского хозяйства число пожаров увеличивается. По данным Госстраха в 1926/27 г. в городах РСФСР произошло 7 708 полсаров (на 471 нолсар больше предыдущего года). Большой практич. интерес представляет распределение городских пожаров РСФСР по их размерам. Крупных пожаров с убытком свыше 50 ООО руб. в 1926/27 г. бьшо всего 18. Ч II с л о п о Ht а р о в в РСФСР с извести и м и данными о пострадавших строен и ях и убытках.
В среднем на 1 полсар в 1926/27 году приходилось менее одного пострадавшего строения. Городские пожары в общей своей массе не опустошительны; однако крупн. пожары, число к-рых хотя и ничтожно, приносят городскому населению и хозяйству большой ущерб, достигший по 18 случаям в 1926/27 г. 4 млн. руб. Современное развитие пожарной охраны в СССР требует, чтобы napnijy с подачей пожарными организациями своевременной помощи велась и профилактич. работа. Профилактическая работа в городах осуществляется городскими органами пожарной охраны в виде издания горсоветами обязательных постановлений о мерах предупреждения пожаров, а также осмотров городских зданий и сооружений в пожарном отношении. В городах СССР имеются специальные полсарные организации: профессиональные (наемные), добровольные и смешанные (ядро-профессионалы, а большая часть рабочей силы-добровольцы). Основной пожарной организацией в больших и средних городах является коммуна.чьная профкоманда, имеющая разное число частей, в зависимости от величины территории, густоты застройки и степени огнестойкости строений, численности населения и административно-хозяйственного значения города. Вследствие этих же причин численность полсарных команд значительно колеблется в разных городах. Сильнейшими в СССР по составу полсарных работников являются команды Ленинградская (1 632 чел.) и Московская (1 534 чел.). Пожарные команды остальных городов в 1927 г. имели в среднем от 165 до 10 работников. В городах, обеспеченных водопроводами и удобными дорогами, а также имеющих полсарные команды с автообозами, можно считать достаточным иметь в коммунальных профкоман-дах 16 полсарно-технических работников на 10 ООО жит. См. Пожарное дело. Бойни см. Бойни. Бани см. Баня. Прачечные (см.). Коммунальные и механизированные прачечные в СССР не полу-ЧИ.ЧИ широкого применения в виду необходимости больших основных вложений. Пока имеются в незначительных размерах коммунальные прачечные только в больших центрах: Москва, Ленинград и др. В настоящее время во многих городах приступили к постройке коммунальных прачечных. Планировка городов (г р а д о у с т р о й-с т в о), в СССР планировка городов в широком смысле этого слова, как градоустрой-ство, получила свое начало с 1923/24 года. ]\ общей системе планового хозяйства планировка городов есть технически наиболее конкретизированное выражение общего перспективного плана развития данного города как центра того или иного района в общей связи с областью и со страной в целом. При социалистич. плановом хозяйстве систематич. планировки отдельных его частей, в частности планировки городов, неизбежхпл. Планировка же городов ведет к фактическ. плановости К. X., заключающего в себе ранее отмеченные отрасли. Работы по планировке городов весьма сложны, требуют большого времени, больших знаний и обширного кругозора, так как современный город дол--кеи удовлетворять технико-экономическим, санитарно-гигиепическим и общественно-культурным требованиям в понимании нового социалистического государства. При этом план доллсен пе только отвечать нуле-дам рабочего населения в настоящем, но и учитывать иерсиект1пзы развития города на достаточный срок вперед. Для городов с крупными и вполне реальными перспективами в области инженерных сооружений, санитарно-технического, муниципального и промышленного строительства, нри создании плана развития следует учитывать на 30- 40 лет вперед, что приб.тизительно отвечает амортизационному периоду капитальных в.тожений в коммунальные предприятия (трамваи, водопроводы, канализация пир.). 11ланировка города должна обладать определенной точностью, чтобы она могла слу-ж:ить основой для точного проектирования. В перспективном плане д. б. согласованы ])азличные интересы хозяйственного характера; план должен базироваться на точных и достаточно полных данных, требующих пред-варительи. тщательных обследований. Весьма валшое техническ. значение имеют иред-нарительные геодезические работы (съемки), дающие точное изображение рельефа местности и кроме того показывающие расположение существующей застройки улиц, площадей, дорог и проч. Съемки д. б. взаимно увязаны и охватывать всю планируемую территорию с пр1илегающим к городу районом. За границей планировка городов началась eiue ,uj войны 1914-18 годов. В Англии имеется закон о нланировке городов, изданный в 1909 г. Затем о планировке городов в Англии был издан закон в 1919 г. <1>ранция создала новы!! планировочный закон в 1917-19 гг., i;0TOpo.\iy нредшеетвовал закон о планировке городов, изданный в 1902 г. Германия имеет ряд хорошо разработанных строительных уставов, .1УЧШНЛ1 образцом к-рых является саксонскпИ, включающий целую программу технических работ по нланировке городов. Швеция, Норвегия, Дания, Бельгия н Австрия имеют планировочное законодательство (чцо с 90-.\ годов. В США к концу 1923 г. свыше 250 городов ввели планировку своих территорн1т и вво-ди.ти зона.пьные планы, делящие города на снещкьл!-Hf,ie районы (промышленный, торговый, и.илой) и ре-гулируюпще застройку. Планирование не яв.тяется простой топо-графич. съемкой с последующей подготовкой площади для застройки в блилеайшие годы. Зонирование и планирование доляены изменить современный характер города, превратить его в город социалистический. Сконцентрированный и перенаселенный в центре, нынешний город должен рассеятьсу! по всему району, причем район д. б. распланирован т. о., чтобы в нем были отведены лхеста для всех сторон как городской, так и с.-х. жизни. Район благодаря совершенным путям сообщения доллсен превратиться в единое и самодовлеющее целое. Коммунальные тресты. 23 октября 1928 года СЫК РСФСР утвердил положение о коммунальных трестах (взамен закона, издан. 20/ХП 1924 г.). Этот закон определенно указывает, что коммунальные предприятия губернских и окрунсных городов, а таклсе главных городов автономных республик и областей, состоящие в данное время на местном бюджете, т. е. финансируемые в сметном порядке, д. б. переведены на уставные начала в соответствии с новым пололеением о коммунальных трестах. При этом постановление от 23/Х 1928 г. допускает изъятие из этого правила для тех городов, где местными советами будет признано нецелесообразным переводить предприятия на хозяйственный расчет, но в таких случаях оставление предприятий па смети. ()инапсировании доллено быть санкционировано Экономическим советом РСФСР. Кроме того закон предписывает перевести на уставные начала все те коммунальные предприятия, которые в настоящее время состоят на хозяйственном расчете,по не имеют устава. и. Запорожец. КОММУНИЗМ, будущий общественный строй, покоящийся на крупном научно-организованном общественном производстве, на общественном владении средствами производства и организованном распределении. Наступление К. неизбежно в результате экономич. развития капиталистич. общества, классовой борьбы пролетариата, пролетарской революции и творческих усилий диктатуры прстетарпата. В силу уничтожения частной собственности на средства производства при коммунизме ие могут существовать классы, экси.тоатация и государство. Высокая техника и научная организация труда являются основанием высокой ироизводи-те.тьности труда. Классовая борьба, ослабляющая человеческое общество и понилеаю-щая силу его воздействия па природу, уступит место друллплм уси.тиям всего об-п],ества, направленным к ов-тадению силами природы в целях использования их для общего блага. Благодаря этому коммунистическое общество будет располагать огромными производственпьгми возмолепостями и запасами средств потребления. Это даст обществу возмолсиость нолностыо удовлетворять самые разнообразные потребности своих членов. Вместе со всесторонним развитием отдельных .тичностей вырастут и производительные силы, и все источники общественного богатства истьются полным потоком; лишь тогда моллю будет преодолеть узкий горизонт бурлеуазного права, и общество смолеет написать иа своем знамени: от каждого по способностям и каледому по потребностям (Маркс). К. становится осуществплплм не благодаря достигнутому пониманию того, что осуществление к.тассов пропшоречит справед.ти-вости, равенству и т. д., не б.тагодаря одному только лееланию упразднить классы, а благодаря известным новым экономич. условиям (Энге.тьс). Экономическ. условия, производственные отношения данного общества зависят от развития производительных сил
|