Литература -->  Катафорез - движение частиц 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 [ 117 ] 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152

трализовапным органом. Конструкция па-трнтующего учреледения определяется всецело системой выдачи патентов. Таких систем имеется две-явочная и испытательная. Основная явочная система, французская, при которой патент выдается на всякое оформленное техническ. предлолсение без материального испытания его на творческую новизну, отличается следующими характерными моментами: во-первых, объем предполагаемых прав по патенту устанавливается самим изобретате.тем в резюме к заявке, с есте-tTBennbiM конечно уклоном в сторону их расширения; во-вторых, проверка патентоспособности изобретения, а таклсе выявление точного объекта защиты переносится в суд, вследствие чего число споров и хгроцес-сов по патентным вопросам чрезвычайно ве-.тико. Как идеологически, так и практически явочная система не соответствует советской системе хозяйства, хотя имеет у нас сторонников. Плановое хозяйство находится в коренном противоречии с предоставлением отдельной личности права па обьекты, к-рые обладают хозяйственным значением. Кроме того плановый характер советского хозяйства диктует требование отбора патеи-тоспособпых изобретений патентующим органом, так как самостоятельная проверка изобретения каждым заинтересованным государственным органом более слолша, менее надежна и сопряжена с излишними затратами. Наконец социалистическое строительство требует выявления изобретателей, умеющих творчески участвовать в рационализации промышленности: лишь полное исследование заявок молсет осуществить эту задачу. С практической точки зрения явочная система таклсе оказывается для нас неприемлемой. Во-первых, она предполагает технически грамотное изложение и офор-дшение заявки, тогда как большинство рабочих изобретений поступает в К-т в недостаточно оформленном и законченном виде, и основной обязанностью Комитета является надлелсащее оформление поступающих заявок. Во-вторых, замена К-та судебными уч-ренсдениями и выявление патентоспособпо-сти техническ.предложений иа судебном разборе означает не улучшение, а ухудшение патентной системы. Общие судебные учре-лсдепия как на Западе, так и у нас недостаточно компетентны при разборе слолспых споров технич. творчества. Поэтому незыблемой основой советского патентующего уч-релсдения является испытательная система. Все попытки заменить ее явочной в той или иной модификации кончались неудачей. В систему выдачи патентов, установленную декретом о патентах 1924 г., входят следующие элементы: а) прием заявок, б) выдача заявочных свидетельств после оформления заявок; в) экспертиза заявок в целях об-н;ественной экспертизы; г) облса.гювание постановлений секций в Совет по рассмотрению жалоб на К-т и д) выдача патентов. Число заявок в К-т беспрестанно растет:

Годы

1924/25 1925/26 1926/27

Число заявок

5 451 8 249 8 32;!

Годы

1927/28 . . . . 1928/29 (в течение 8 мес.) .

Число заявок

13 003 15 005

При этом рост заявок относится к советским изобретателям, а не к иностранцам, в проти-вопололсность досоветским заявкам, в к-рых доминировали иностранцы (почти 70%). За первые 3 года деятельности К-та на основе нового патентного закона из общего числа 22 023 заявок поступило 17 686 (75%) заявок от русских изобретателей и 4 337 (25%) заявок от иностранцев; в 1927/28 г. русских заявок было 11 630 (89%), а иностранных- 1 373 (11%,); за 8 месяцев 1928/29 года иностранных заявок было только 883 (5,5%). Из иностранных государств больше всего поступает заявок из Германии, с к-рой мы связаны сог.ташением об охране промышленной собственности: за 1926/27 г. (когда состоялось указанное соглашение) было 1 768 герм, заявок; в 1927/28 г.-917; за 8 мес. текущего года-444. За Германией следуют США, Англия, Франция, Австрия, Швеция, Италия и другие страны. Степень хозяйственных связей той или иной капиталистической страны с нашим хозяйством отражается непосредственно на числе заявок в Комитет по делам изобретений.

Проследить ход заявок с 1910 г. молено по следующим данным:

Годы

Число заяво1{

Годы

Число заявок

1910......

4335

1917 (с окт.) .

1911......

4694

1918......

1912......

4 904

1919......

1913......

5395

1920 ......

1914......

4224

1921......

1915......

2 728

1922 ......

1041

1916......

2 813

1923 ......

15Й7

1.917 (до окт.)

2173

1924 (ДО окт.)

1835

Рост заявок в нослевоенную эпоху несомненно объясняется ростом накопленной в массах творческой энергии; однако необходимо отметить, что до некоторой степени на число заявок влияет и их бесп.Датность: наш патентн. закон не знает заявочной пошлины. Как явствует из табл. 1, беспрерывно

Табл. 1.-с оциальный состав изобретателей.

Г р у п п ы

Специалисты (профессора, техники,конструкторы, лаборанты) .

Рабочие ....

Крестьяне . . .

Учащиеся (втузов и вузов).

Служащие . . .

Заводские изобретения . . .

Прочие и без указания профессии ....

Итого

Операционный год

ю ео да

са со

аз Si

о t< о о pq

1 361 244 11

1 608 617

2 391 1 066 68

3 452 1 629 130

3 877 2 006 243

12 689 5 562 475

166 255

262 411

383 897

597 912

1 466

2 475

1 692

1 843

2 590

3 449

9 574

3 366

4 512

6 806

9 979

7 6S0

32 343

растет число изобретений, связанных с производством или с научно-исследовательской работой: изобретения рабочих, слулсащих и специа.пистов в огромном большинстве случаев относятся именно к этой категории.



Производственный прирост нашего изобретательства выявляет его здоровую сущность. Ничтолгное число заводских изобретений показывает, что у нас не происходргг экспроприации достижений служащих и рабочих предприятиями (см. Изобретательство рабочее), и изобретения служащих и ))абочих заявляются на имя их авторов.

Патентоспособность изобретения, незави-<имо от экономическ. его полезности, определяется моментом выдачи заявочного свидетельства, а затем и патента после эксперти-.зы на новизну. Заявочное свидетельство не выдается нри неоформлении заявок в отно-И1ении описания, чертежей и т.д. в трехмесячный срок (момент формальный) или когда предлолсение является ошибочным или явно неосуществимым (момент материальный). При отсутствии заявочной пошлины, когда изобретательской фантазии не поставлены гпгкакие преграды, институт предварительной экспертизы оказывается здоровым в своей основе. Кроме того данная стадия рассмотрения заявок призвана выполнять культурную задачу технич. воспитания рабочих изобретателей, так как несовершенно выявленное рабочее творчество облекается нри содействии К-та в технически грамотную ({)орму. Отношение числа выданных заявочных свидете.тьств к числу сделанных заявок характеризуется следующими цифрами:

Голы Число зая- Число заяв.

вон свидетельств

1924У25 ...... 5 451 4 142

1925/26 ...... 8 249 5 57 4

192(1/27 ...... 8 323 8 897

1927/28...... 13 003 11 :i71

1928/29 (8 мес.) . . 15 005 12 066

После предварительной экспертизы заяв-liH поступают в соответствующие технич. секции патентного отдела К-та. В круг ведения технич. секций входит: а)экспертиза новизны изобретений; б) решение вопроса о выдаче патента или об отказе в ней, а также в) рассмотрение возражений заявителей и протестов третьих лиц. Техн. секций в К-те в настоящее время семь. В противопололе-ность германской системе, при к-рой изменение описания и патентной ф-;пз1 в связр! с указанием экспертизы предоставляется изобретателю, наше патентное законодательство возлагает на экспертизу новизны оказание содействия изобретателю в формулировке патентной ф-лы и в составлехщи нового описашгя. Кроме технических секций, в составе К-та действует юридическая секция, к обязанностям к-рой, на правах первой ипстан-ции, относится рассмотрение споров об авторстве, составление правовых заключений для К-та, кодификация практики К-та и ведение патентного реестра.

Заявки, признанные экспертизой новизны натеитосиособными, подвергаются общественной экспертизе после пстучения согласия изобретателя на предложенную ему секцией патентную ф-лу. Д.пя этого заявки опубликовываются в Вестнике Комитета и выкладываются для обозрения всеми желающими в библиотеке Комитета в Ленингра-,те, равно и в Центральном бюро по реализации изобретений в Москве и при постоян-пой промышленной выставке в Харькове. Всякое лицо может подать протест в К-т

против выдачи патента по ньшолгенной заявке с представлением доказательств ее непатентоспособности .

Ознакомление промышленности с новыми техническими предлолсениями на Западе происходит в стадии общественной экспертизы. Промышленность выявляет на этой стадии свое отношение к вьшоженным заявкам. Игнорируя экономически нецелесообразные предлолеения, она возбуждает против некоторых существенных заявок протесты, а по остальным вступает в договорные отношения с изобретателями. Выкладка заявок для всеобщего обозрения создает на Западе тесный контакт между промышленностью и новыми изобретениями. Надо отметить, что число протестов, подаваемых промышленностью, весьма значительно. Так, в Германии, согласно официальной статистике, число протестов в 1927 году достигло 7 344 при 18 692 выложенных заявках. Наша государственная промышленность совершенно игнорирует институт общественной экспертизы, возлагая всю тялсесть задачи на официальную экспертизу К-та. Число поступающих протестов промышленности против выдачи патентов так ничтолшо, что о них даже не упоминается в публикуемой статистике К-та.

Второй инстанцией, разбирающей леало-бы на постановления секций, а равно на отказы в выдаче заявочных свидетельств и.ти регистрации товарных знаков и промышленных образцов, является Совет по рассмотрению леал об. В круг ведения Совета входит таклсе разрешение иринципиа.льных вопросов по конкретным делам К-та.

Число выданных патентов с 1924 года с.те-дующее:

Число г о п If Число патентов i i д ы патентов

. . 2900

Г о д ы

1924/25 ... 690 1927/28 ....

1925/26 ... 1019 1928/29 (В тече-1926/27 ... 1946 ние 8 мес). 3277

Из общего числа патентов 9 832 выдано иностранным изобретателям-1 676, т. е. ~ 17%. Интересно сравнить число выданных патентов в крупных индустриальных странах:

Страны 192.Т г.

США....... 46 716

Великобритания . 17 199

Германия..... 15 877

Как указано выше, в деято.чьность К-та входит таклсе регистрация товарных знаков и промышленных образцов. Число поступивших товарных знаков по отдельным годам показано в табл. 2.

Табл. 2.-Ч исло заяв,пенных товарных 3 н а к о в.

1926 г. 1927 г.

45 025 42 057

] 7 З.Ч;{ 17 624

15 ООО 15 265

Годы

Советск.

Иностр.

Итого

1924/25 ......

1 033

192.5/26 ......

1 114

1 807

1926/27 ......

1 069

1927/28 ......

1928/29 (8 мес.) . .

Итого . . .

2 492

2 590

5 082

Значительное число иностранных знаков в 1925/26 году было следствием заключенного



с Германией соглашения об охране промышленной собственности. Значительное падение советских заявок за последние два года объясняется, во-первых, сильным сокращением частного сектора торговли, а во-вторых, тем, что крупные хозяйственные органы зарегистрировали свои основные знаки еще в 1926/27 г., в дальнейшем же они регистрируют лишь этикетки для экспортируемых товаров. Нз всего числа заявленных знаков зарегистрировано 3 667.

Промышленных образцов было заявлено:

Годы

1924/25 . 1925/26 . 1926/27 .

Число г п пм Число образцов образцов

223 1927/28 .... 776 2S9 1928/29 (в тече-421 ние 8 мес.) 619

Число зарегистрированных образцов в общем близко подходит к заявленному их числу, т. к. в отношении образцов у нас существует явочная система.

Весьма важную роль при каждом патентном к-те играет его библиотека, так как она является не только необходимой для работы экспертов, но и представляет интерес для широких изобретательских масс. Библиотека герм, патентамта считается лучшей техническ. библиотекой Германии: наличность библиотеки на 1/1V 1927 г. выражалась в следующих цифрах: патентных брошюр б/гмлн., книг и журналов 180 ООО томов. Библиотека К-та гораздо беднее (патентных брошюр ок. 1 млн., книг и журналов ок. 15 000), тем не менее она является весьма ценной для изобретателей, как наибо-чее полная патентная библиотека Союза. К-т издает ежемес. журнал Вестник Комитета по делам изобретений с тиражом в 3 000 экз., содержащий, кроме официального отдела, публикацию о патентах, промышленных образп;ах и товарных знаках; Вестник имеет еще. большой неофициальный отдел, в к-ром помещаются статьи по вопросам изобретательства как в СССР, так и на Западе. Кроме того К-том печатаются патентные брошюры, составляющие Свод патентов СССР .

Лит.: Вестник К-та по делам изобретений , Ленинград, с 1924. И. Хейфец.

НОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО. Понятие К. X. появилось у нас после Октябрьской революции, в раннюю эпоху военного коммунизма; К. X. доллсно охватывать все хозяйство местных коммун-городов, рабочих поселков и поселений городского типа.

Дореволюционпая Россия не знала термина К. х.; существовавшие тогда земское хозяйство и городское хозяйство охватывали все местные нужды в пределах соответствующих Положений о земском и городском управлении. Термин К. х. применялся лишь в нескольких странах Западной Европы (Бельгия и др.) к хозяйству небольших городов. Хозяйство Hte крупных городов Зап. Европы называлось м у п и ц и п а л ь н ы м х о з я ii с т в о м, что соответствовало нашему термину городское хо-зи!1Ство. При этом как в России, так и за границей слово хозяйство НС вполне соответствовало его прямому значению и экономическому содержанию, так как включало такие например отрасли, как народное образование и здравоохранение, народное развлечение и т. п. В РСФСР в 1920 году функции местных советов дифереицировались, значительная часть хозяйства отошла к наркоматам, и термин К. х. был закреплен лишь за однпм из отделов советов, ведавшим городским благоустройством в широком смысле этого слова. Декрет СНК от 8 апреля 1920 года и положение о губисполкомах от 31 октября 1922 года перечисляли отрасли, входящие в состав К. х., причем небыли включены народное образование, здравоохранение в узком смысле этого слова, социальное обеспечение

и др. Положения о городских советах от 15 декабря 1925 года (п. 27 и отчасти п. 28) мало чем отличаготся по определению содержания коммунального хозяйства от предыдущих узаконений.

В настоящее время за К. х. в целом, па основании советского законодате.чьства и практики коммунальной жизни, закреплены следующие основные отрасли: 1) городское земельное хозяйство; 2) городское жилищное хозяйство; 3) внешнее благоустройство, которое заключает в себе: планировку (гра-доустройство), мощение проездов и улиц, устройство и содержание мостов, набережных и других искусственных соорулсений, уличное освещение, зелен, насаждения общественного пользования (сады, бульвары, парки культуры, питомники, оранжереи, пруды и пр.); 4) очистка городов (ассенизация, удаление и обезвреживание твердых отбросов), кладбища, крематории и проч.; 5) полсарная охрана, 6) коммунальные предприятия: водопровод, канализация и транспорт (трамваи, автобусы, конки, такси, грузовой автотранспорт, речной транспорт, гужевой транспорт и предполагаемые в будущем метрополитены); 7) энергетика (коммунальные электростанции, газовые заводы и теплофикация); 8) санитарно-гигиенические предприятия: бойни, бани, прачечные,парикмахерские и др.; 9) подсобные предприятия: гостиницы, кирпичные, деревообделочные и другие з-ды; разработка нерудных ископаемых, обжиг известняка, гипса; разные мастерские для обслуживания нулсд коммунального строительства и пр.; 10) театры, кино, клубы, стадионы и пр. Этот перечень охватывает, как уже было отмечено, лишь основные отрасли, которые составляют принадлежность К. X. Все приведенные выше отрасли К. X., за исключением подсобных предприятий, составляют городское благоустройство, которое всецело направлено к достижению возможно больших удобств и удовлетворению массовых культурных и бытовых потребностей трудящихся, к обеспечению в самом устройстве города возмолсно более благоприятных условий для здоровья и общественной жизни трудящихся масс, с установкой на постепенный переход к пол-пому коллективистическому быту в будущих социалистических городах (см.).

Благоустройство городов СССР, унаследованное от старого режима, находилось на очень низкой ступени развития и значительно уступало среднему уровню городского благоустройства западноевропейских государств. Благоустроены были лишь немногие более круппыс города Европейской части Союза: в с.-з. части, т. е. в районе Ленинграда, в Центрально-промышленном районе с Москвой, в курортной полосе Крыма и Кавказа и в части Поволжья. Что касается среднеазиатской части Союза и других окраин, то они были совершенно лишешл б. ч. городского благоустройства. Вместе с тем многие сооружения и предприятия, особенно водопроводы, бойии, газовые заводы, технически устарели и постройка их относилась часто к середине пли первой половине 19 в. В тех городах, где эти сооружения и предприятия бглли до известной степени развиты, они были сосредоточены главн. образом в центральных частях городов, окраины же и пригороды были лишены б. ч. всгжого благоустройства. Чрезвычайно низкое состояние городского благоустройства тяжело отзыва,пось на общем укладе городов и особенно отрицате.пьно в.пияло на санитарные условия существования населения, вызывая повышенную заболеваемость (в среднем 30-35 человек на 1 ООО житепеп, т. е. вдвое выше, чем в городах Западной Европы). До революции зиачительпая часть предприятий, обслуживавших городское благоустройство, была собственностью частных лиц и иностранных обществ (частью на концессиолных началах) Из



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 [ 117 ] 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152