Литература -->  Изомерия в производственном цикле 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 [ 96 ] 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163

опустить пяты в высокую воду, но не ниже горизонта сплошного ледохода. У многих европейских мостов пяты погружены в высокую воду на 3-4 м.

Выделив судоходные пролеты, остальные пролеты назначают свободно, подчиняя их величину .прежде всего эстетич. соображениям, затем соображениям технич. целесообразности и, наконец, соображениям стоимости . В художественном отношении три и пять пролетов, по симметрии и по положению среднего пролета над серединой реки, дают

те пролет тоже можно уменьшить. Отступления от указанного условия не только возможны, но и необходимы как в силу соображений о местных условиях, так и в силу переменной стоимости быков, толшина к-рых должна изменяться с изменением пролета свода. Выбор окончательного решения зависит от результатов сравнительного подсчета стоимости сооружения по вариантам, от субъективных стремлений строителя, его вкуса и пр. Данные для наиболее замечательных К. м. приведены в табл. 2.

Табл. 2.-Данные для наиболее замечательных каменных мостов.

Наименование моста

Boucicaut . Avignon . . Castelet . . Orleans . . Antoinette . Amidonniers Lavaur. . . Jaremcze . . Montanges . Salcano . . Luxembourg Plauen . . . VilleneuAe .

Род дороги

Обыкн. д.

Ш. Гор. Ж. Гор. Ж. Обыкн. д. Ж. Гор.

Длина пролета в м

40x5

40x10

41,2

44,7

46-Г-42

61,5

80,3

84,7

96,3

Пологость

Толщина свода в м

1:2,9 1: 7,6 1: 3,15 1: 4,2 1:2,2 1: 3,6 1:3,9 1:3,9 1:2,7 1: б 1:6,2

1,05 1,05 1,25 1,25 1,50 1,25 1,65 2,10 1,50 2,10 1,44 1,50 1,45

Род кладки

1,24 1,24 2,25 1,46 2,28 2,59 2,81 3,10 2,50 3,50 2,16

2 (В раменах) 2,00

Око л. известняк

гранит известняк гранит известняк ь х>

Тесан, песчаник Окол. известняк Тесан, известняк Окол. песчаник Сланец Бетон

более благоприятную картину, чем два или четыре пролета; особенно неблагоприятно деление на два пролета. При ббльшем числе пролетов разница между четным и нечетным. числом мало заметна для глаза. Горизонтальность полотна в мостах под обыкновенную дорогу дает очень красивый силуэт моста, но она редко осуществима по местным условиям.

В технич. отношении может возникнуть вопрос об уравновешивании распоров от постоянной нагрузки на каждом быке, когда к нему примыкают неодинаковые своды. Выбирая по произволу пролеты, молшо удерживать распор без изменения, меняя соответственно стрелу или нагрузку или то и другое. Можно располагать пяты с меньшим распором на большой высоте от обреза фундамента, чтобы кривая давления в быке в ответственных сечениях проходила удовлетворительно. Наконец, возможно допустить и неравенство распоров, что вызовет утолщение быка и одностороннее ущирение фундамента, для того чтобы давление от постояв, нагрузки на грунт получить равномерньшс.

Обьгано отверстие длинных, низких мостов разбивается на равные пролеты при горизонтальном положении полотна, или на мало разнящиеся-в мостах с уклонами, чтобы уменьшением пролета соответственно уменьшению стрелы удержать распоры одинаковыми. В экономич. отношении правило наивыгоднейшего деления моста на пролеты требует, чтобы стоимость одного быка равнялась стоимости пролетного строения (без проезжей части). Чем основание опоры дороже, чем выше она и чем больший имеет объем и количество облицовки, тем больше д. б. пролет. Затем, чем дороже кладка свода, тем меньше д. б. пролет; с уменьшением стоимости основания опор при хорошем грунТ. э. т. IX.

Нагрузки и напряжения. Согласно технич. условиям проектирования и сооружения каменных ж.-д. мостов, при расчете сводов пролетом до 25 л* подвижная нагрузка вводится в расчет с динамич. коэффициентом 1,2-1,3 при сквозном надсводном заполнении и 1,1-1,2 при забутке или засыпке толщиной в 1,2 л1 и менее; при большей толщине засыпки, а равно и для всех сводов пролетом свыше 25 м динамический коэффициент принимается равным 1.

Напряжения от временной нагрузки для сводов пролетом свыше 15 л* определяются для двух случаев нагрузки свода: загруже-ния всего пролета с расположением наиболее тяжелых грузов близ середины пролета и за-гружения полупролета с расположением тяжелых грузов близ четверти пролета, при чем в)еменную нагрузку разрешается заменять сплошной, равномерно распределенной. Напряжения в сводах пролетом свыше 25 м и со стрелой подъема меньше Д, во всех сводах пролетом свыше 40 м независимо от величины стрелы подъема, а также во всех сводах с высотой засыпки над ключом менее 1,20 м, пролетом свыше 15 м независимо от стрелы подъема, определяются при введении в расчет подвижной нагрузки в виде системы сосредоточенных грузов. При надсводном строении с поперечными пустотами давление, передаваемое опорами надсводной эстакады, м. б. принято как в виде сосредоточенных грузов, раснолоясенных по осям опор, так и равномерно распределенным на половину расстояния между осями опор в обе стороны. При расчете опор железнодорожного моста учитывается сила торможения, приравниваемая веса части поезда на прилегающем к опоре пролете; тормозная сила считается приложенной на высоте 2 м над головкой рельса.



Напряжения от действия ветра определяются лишь для сводов пролетом более 30 л* и только в узких однопутных ж.-д. мостах. Напрялсение от действия ветра разрешается определять дляпятовогосечения приближенным способом как сумму напряжений, определенных Д.ЛЯ двух случаев: а) для горизонтальной балки с заделанными концами, пролетом, равным длине развернутой оси свода, равномерно нагруженной давлением ветра в 150 кг/м на весь пролет; б) для вертикальной балки, заделанной нижним концом, пролетом, равным вертикальной проекции полусвода, нагруженной равномерно распределенной нагрузкой от давления ветра на половину пролетного строения и сосредоточенной силой на свободном конце от действия ветра на половину подвижной нагрузки, при чем давление ветра равно 250 кг/м.

Влияние t° д. б. обязательно учитываемо для каменных и бетонных сводов пролетом в 15 ж и более, а в бетонных сводах, сверх того, должны определяться напряжения, зависящие от усадки свода. Расчетная разность t° свода определяется в зависимости от материала и размеров свода, климата местности и t° замыкания свода, принимаемой в пределах 5-f-15°, от к-рой и отсчитывают-ся полные расчетные разности температуры. При определении напряжений от колебания темп-ры можно принимать: модуль упругости каменной кладки равным 60 000 кг/см, кирпичной кладки-28 ООО кг/ом, бетона- 140 ООО кг/см; коэфф. линейного расширения для каменной кладки-0,000008, для бетона-0,000013. Влияние усадки бетона приравнивается добавочному понижению Г на 10-15°, в зависимости от условий бетонирования. По данным Фрейсине (Freyssinet), коэфф. линейного сокращения бетона колеблется, в зависимости от пропорции цемента, след. обр.: при 350 кг цемента на 1 ж* бетона-0,0003-0,0006, при 400 кг-0,0005- 0,0007 и при 450 кг-0,0006-0,0008. Для сводов пролетом больше 25 м, расположенных на кривой, следует ввести в расчет действие на свод и быки центробежной силы, напряжения от к-рой определяются для пятового сечения по тому же способу, как и напряжения от действия ветра.

Допускаемые напряжения. Для каменных мостов из естественных камней употребляют гранит, песчаник и известняк; пз искусственных-бетон и, реже, бетонные камни и кирпич. Временное сопротивление сжатию различных камней колеблется в широких пределах: русских гранитов-от 600 до 2 ООО кг/см (в лаборатории Ёсо1е des ponts et chaussees для порфиров и базальтов получены числа до 2 800 кг/см); известняков и песчаников-от 300 до 1 500 кг/см (последний предел соответствует алексинским известнякам). Значительно ниже временное сопротивление раствора раздроблению: при составе 1 :2 до 1 :3 оно примерно выражается следующими цифрами (после 28 дней): для портландского цемента 180-ЗООкг/сл*, для высокосортного цемента 400 кг/см и выше. Сопротивление раздроблению кладки зависит от прочности камня и раствора, величины и правильности формы камней и толщины швов. В общем, сопротивление

кладки ниле сопротивления камня, но выше сопротивления раствора. Наибольшее сопротивление дает кладка из штучных камней с правильными гранями.

Допускаемые напряжения д.яя сводов и опор на сжатие при изгибе, согласно технич. условиям на каменные ло.-д. мосты, для кладки из штучных камней получистой тески на растворе 1:3 не должны превосходить 65-80 кг/см (в зависимости от временного сопротивления камня от 800 до 1 ООО кг/см), для кладки из грубо околотых камней в пра-

24,00-


вильную форму-50 кг/см, для кладки из постелисто-го бутового камня - 25 - 35 кг/см, для кладки из обыкновенного бутового камня и для кирпичной кладки на растворе не нияе 1 ; 4-15 кг/см. Для бетона допускаемое напряжение сжатию принимается в Vs временного сопротивления, а именно: для бетона состава 1:4V2-40кг1сл1.

Сопротивление раствора на разрьш составляет в среднем от 15 до 20 кг/ем при составе 1 : 2 и 1 : 2,5 и при возрасте 1-iVa месяца; для временного сопротивления сцепление раствора с и:амнями можно принять для бутовой кладки в среднем 8,5 кг/см, для кирпичной кладки-6 кг/см, а для бетона- 5 кг/см; при расчете на срезывание допускается для каменной кладки 2 кг/см и для бетона-4 кг/см. Допускаемые напряжения для кружал-см. Железобетонные мосты.

Кладка свода чаще всего производится из посте.яистого бутового камня. Для сводов сравнительно небольших пролетов дощстима нек-рая разница в кладке тела свода и облицовки; в серьезных случаях толщина облицовки и камней тела свода д. б. одинакова; чем больше пролет и меньше стрела, тем однородность кладки свода д. б. строже проведена. В большинстве случаев при устройстве перевязки швов в кладке свода эта перевязка достигается рядами: камни одного ряда кладут в дол ь-образующей свода одной высоты, след-тощего ряда-тоже одной высоты, большей или меньшей; свод при кладке первых колец получает вид зубчатого колеса. В продольном разрезе кладка свода устраивается как показано на фиг. 12 и 13. Для пологих сводов с круто расположенными пятами, которые производят значительное давление на часть кладки, зажатую между пятами, очень целесообразно вертикальное расположение рядов в зажатой части. При сопряжении пят двух круто


Фиг. 13.



спускающихся сводов ряды д. б. нормальны давлению на кладку; облицовка по криво-линейнойчасти быка располагаетсярадиаль-но и продолжает облицовку свода внутри пролета.

Производство кладки свода.Различные приемы, применяемые при кладке сводов, имеют в виду обезопасить свод от трещин вследствие осадки кружал, неизбежной несмотря на все принимаемые при йх постройке предосторожности, а такле уменьшить движение и самую нагрузку кружал разумным распределением производимой кладки по очертанию свода. Уменьшение нагрузки на кружала достигается кладкой свода концентрич. кольцами. При таком способе кладки крунсала нагружаются лишь половиной или третьей частью веса всего свода, соответственно весу первого кольца. Следующие кольца поддерживаются уле сомкнутым предыдущим кольцом; этим можно воспользоваться для уменьшения осадки кружал, если они сконструированы для поддержания веса всего свода, но чаще этим пользуются для удешевления кружал, придавая им размеры соответственно уменьшенной нагрузке,-в таком случае появление трещин возможно только в первом кольце. Рациональной мерой предосторожности яв-.ляетсустройство пустых швов вовремя производства кладки свода. Пустые швы оставляют в местах, где моя-сно ожидать появления трещин в своде при осадке кружал, а именно: в пятах, в швах перелома и, для сводов больших пролетов, в швах, лежащих над опорными точками косяков, т. е. над вершинами подкосов. Что касается способов удержания камней на расстоянии толщины швов, то чаще всего в швах по внутреннему очертанию свода прокладывают деревянную планку высотой ок. 2 сж, к-рую потом извлекают, после чего шов расшивается; над п.ланкой кладут свинцовую полосу, шириной ок. 4 см, к-рая оставляется в кладке. Вверху камней, где зазоры имеют менее однообразную ширину, камни удерживаются деревянными клиньями или прокладками.

Заде.лка пустых швов производится путем втрамбовывания почти сухого цементного раствора. Способ этот впервые был применен инж. Сежурне в 1884 г. при постройке мостов Casteler Lavaur и Antoinette; на 50 кг цемента и 77 л песка он брал 10-11 л воды при сухом песке и 9 л при сыром песке. Таким приемом имелось в виду создать при замыкании свода напряжения в нем; появление напряжений означает уже работу свода как такового и сопровождается уменьшением давления на кружала. По лабораторным опытам инж. Турте (Tourtay), можно вызвать давление в шве до 15 кг/см. Наконец, оставление пустых швов с заклиниванием свода сразу в нескольких местах посредством трамбования устраняет трещины от осадки свода во время раскружаливания и после этой операции, т, к. здесь остаются возможными лишь-упругие деформации свода в уменьшенном размере.

Для равномерного распределения нагрузки на крул-гала по всему пролету необходимо производить кладку свода участками. Каждый участок кладется независимо от дру-


гих, но одновременно. Если участок проходит непрерывно над жесткими точками кружал, то в нем оставляют над этими точками пустые швы. Для поддержания кладки при ведении ее сегментами в подъемистых сводах применяются подпорные деревянные стеночки, укрепленные подкосами на косяках; в пологих сводах кладка, в зависимости от угла наклонения, может держаться на опалубке одним лишь трением.

Изоляция д. б. положена или непосредственно по своду или, в случае заполнения пазух бетоном, поверх этого последнего. Для предохранения изоляции от порчи при подбивке шпал или ремонте необходимо прикрыть ее кирпичом ИЛР1 слоем тощего бетона. Для собирания воды, просочившейся до изоляции, поверхности последней придают скаты с уклоном в 13%, сводящие воду в пункты, от- куда она выводится наружу при помопщ чугунной или Фиг. железной трубки диаметром 7-10 см. В отношении выхода воды наруячу лучше всего располагать трубку в замке свода, так как внутренняя поверхность его в этом случае не будет грязниться, но такой прием сопряжен с заполнением пазух забуткой. На фиг. 14 приведено устройство трубки с дырчатым колпаком над ней; нижний конец трубки желательно снабжать фланцем, окруженным канавкой, во избеяш-ние затекания капель на свод. В верхнем конце трубки, для преду-нреждения прохода воды в кладку по стыку трубки с кладкой, необходимо изоляцию завести внутрь. Не следует производить выпуск воды через боковые стенки.

Весьма трудно перекрывать Г-ную щель без разрыва изоляционного слоя. Задача заключается в том, чтобы при изменении ширины щели изолирующий слой свободно деформировался без разрыва, при чем иногда по изоляции должна проходить вода; конструкция упрощается, когда шов приходится на водоразделе. Наиболее рационально вопрос разрешается устройством в изолирующем слое складки, позволяющей без Фиг. 15. натяжения изоляций

менять ширину щели; складку необходимо освободить от давления полотна. Один из вариантов этой детали представлен на фиг. 15.

Очертание опор. Устой К, м. расчленяется: на ядро, передающее давление пят свода на грунт; боковые стенки, поддерживающие заполнение под полотном в пределах откоса конуса; продольн. и понеречн. своды, замещающие иногда часть упомянутого заполнения. При рациона.чьном очертании устоя форма ядра подбирается по положению кривых давления для предельных нагрузок: 1) свод и устой не имеют над собой засыпки (момент раскружаливания), 2) полное загружение свода, 3) загружение устоя при отсутствии нагрузки на своде. При этом д. б. соблюдено условие допускаемого давле-

Пробковый, асфалыя

Вето




1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 [ 96 ] 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163