Литература -->  Изомерия в производственном цикле 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 [ 73 ] 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163


говой зазор между дорном и матрицей свинцовой трубой и получает поступательное дви-леение; t° свинца в к-от 150 до 200°, а потому К. по выходе из пресса искусственно охла-недается водой и дальше в холодном виде поступает на приемный барабан. Для телефонных К. предусмотрено технич. условиями добавление к свинцу 3 весовых единиц олова. Добавление 3% олова повышает сопротивление свинца на разрыв на 50%.

Освинцованный К., если он предназначен для прокладки в земле, покрывается броней на бронировочных машинах. Схема бронирования показана на фиг. 42. Здесь к-бара-

Фнг. 42.

бан с небронированным К., р-ролики с бумагой для обмотки свинца, с--аппараты с смоляным составом, д-аппараты для обмотки джутом, Бп-клеть для бронирования проволокой, Бл-аппарат для бронирования лентой, м--аппарат для мелового молока (густая взвесь мела в воде), ш-тяговая шайба, бр-приемный барабан бронированного К., поставленный на вращающиеся ролики а. Телефонные К., в зависимости от диаметра, покрьшаются броней из железных лент или из круглых проволок.

Бронирование лентой производится сле-дующ. образом. К., получая поступательное движение от тяговой шайбы ш, проходит сквозь полые оси всех аппаратов. Диск с бумажными роликами р получает вращательное движение от главного вала вокруг своей геометрич. оси; бумага с роликов обматывает свинцовую оболочку К. по винтовой линии. Затем К., обмотанный бумажной лентой, попадает в аппарат с смоляным составом, покрывается смолой и проходит джутовый аппарат, где осмоленный К. обматывается подушкой из джута. Толщина подушки-примерно 2 мм. Аппарат для обмотки джутом состоит из розетки, сидящей на полой оси; по периферии розетки насажены катушки с джутом; при вращении розетки джут, сматываясь с катушек, обматывает К. Обмотанный джутом К. проходит смоляной аппарат, где джут пропитывается

смолой. Подготов-.ченный т. O.K. идет на бронировочную машину, показанную на фиг. 43. Здесь а, а-полая ось, h, h-два ролика с железной лентой, к, к-зубчатки, передающие вращение от главного вала. Вокруг проходящего сквозь полую ось кабеля КЪ, как вокруг сердечника, вращаются ролики с железной лентой и обматывают К. по винтовой линии с перекрытием ок. 30%. Бронированный К. покрывается вторым слоем джута, проходит еще один смоляной аппарат и затем попадает в аппарат с меловым молоком. К. покрывают таким раствором для того, чтобы при высы-


Фиг. 43.

хании не слипались отдельные витки его. Из аппарата с меловым молоком К. попадает на тяговую шайбу ш и дальше на приемный барабан бр. При бронировке про-во.локой К. проходит те же этапы, что и описанные при бронировании яелезной лентой, только после первой обмотки джутом и пропитки смоляным составом он попадаетв к.71еть, бронирующую железными проволоками.

Обыкновенно обе машины Бл и Бп с целью экономии подсобных аппаратов и места ставят одну за другой: если одна работает, то другая стоит; производству это совершенно не мешает, так как приходится только выключить соответствующую машину от глав-, но го вала.

Машины для производства телефонного междугородного К. На фиг. 44 показана машина для изолировки К., кордлем и бумагой. Она несколько напоминает машину для изолировки телефонных К. для городских сетей. Здесь о, о-патрубки с отверстиями, Б-барабан с


Фиг. 44.

Фиг. 45.

медной голой жилой, к-катушка с корде-лем, укрепленная на диске Д, р-кролик с бумажной лентой, укрепленный на диске Да, Т-тяговая шайба, с-трубка с прорезью д, служащая для направления полоски бумаги. Действие машины заключается в следующем. Медная голая жила проходит через отверстие о, затем обматывается корделем с катушки к, проходит через отверстия о и д трубки с и обматывается бумагой. Жила тянется тяговой шайбой и с нее поступает на приемный барабан Бп. Машина д.ля крутки пар и четверок показана на фиг. 45. Здесь Бою-барабаны с изолированной жилой, к-фонарь, ш-штуцер, Т-тяговая шайба, Д-основной диск, з-главная зубчатка, шк-шкив, Бп-приемный барабан, 3i-зубчатка диска Д. Машина действует следующим образом. Барабаны с изолированными жилами помещаются в фонари (всего машина имеет четыре фонаря), укрепленные на основном диске Д; последний приводится во вращение шкивом шк через



зубчатую передачу з-з. Четыре фонаря % вращаются вместе с диском, и т. к. тяговая шайба Т имеет вращательное движение только около своей оси, перпендикулярной к оси вращения диска, то четыре изолированные жилы скручиваются в четверку звездой. Эта же машина слу}кит и для крутки нар и четверок по сист. D. М. При крутке пар работают только два фонаря. При крутке четверок сист. D. М. работают тоже два фонаря, только на барабанах намотаны не жилы, а скрученные пары. Перед тяговой шайбой обыкновенно ставятся два ролика с бумагой, на фигуре не показанные; они служат для обмотки четверок двумя слоями кабельной бумаги. Кроме описанных, употребляются еще машины с качающимися дисками. У этих машин основной диск имеет особое устройство, позволяющее ему во время крутки пар или четверок, если одна жила или пара сходит с опережением, менять наклон к оси; т. о., диск наклоняется в сторону опережающей жилы и выравнивает движение. За границей раньше были в большом ходу т. н. комбинированные машины; эти машины одновременно изолировали жилы и крутили их в четверку. В последнее время от таких машин отказываются. Это объясняется большими простоями комбинированных машин, а таклее и плохим качеством работы. После операции крутки готовые четверки поступают на телефонную машину для крутки в кабель. Крутка в К. и все последующие операции ведутся на тех же машинах и аппаратах, какие были описаны в производстве кабеля для городских сетей. Схематическое расположение жил в четверках звездочкой (а) и сист. D. М. (б) показано на фиг. 46.

Машины и аппараты для производства станционных и распределительных к а б елей. Машины для изоляции ЖШ.ЛЫ показаны на фиг. 47. Здесь о и Oi-по.пые оси, и -траверсы, Б- барабан с голой жилой, ш-тяговая шайба, Бп-приемный барабан, куда поступает изолированная жила, %п-катушки с пряжей, шк-шкив для вращения катушки вокруг провода, с-сердечники катушек. Действует машина следующим образом. Го.тая медная жила получает движение, указанное стрелкой, от тяговой шайбы w; ролик с катушкой получает движение от главного вала машины; ось вращения 1сатушки совпадает с осью имеющего поступательное движение провода. Т. о., провод будет обматываться шелковой или хл.-бум. прялеей. Чтобы увеличить выпуск готового провода с такой машины, на катушки кп наматывается прялса не в одну нитку, а трощенная в несколько нитей; тогда на провод при обмотке ложится це-. лая ленточка из ниток, и потому можно уве-.тшчить скорость постунате.чьного движения провода. Т. к. провод может иметь д.лину очень большую и одной катушки пряжи для изоляции не хватит, то на полую ось гГаде-вают еще запасные катушки с пряжей кп,


Фиг. 46.

IT г

Фиг. 47.

кПз, %щ. Когда катушка %п- израсходовалась, ее заменяют следующей, неразрьшая провода; сердечники катушек с имеют по образующей прорезь, ширина к-рой соответствует толщине провода, а потому сердечник легко снимается с провода. Такие же машины строят и для обмотки сразу в два слоя; конструкция их такая л:е, только строят еще третью траверсу и на ней укрепляют еще ряд катушек с прязкей, к-рые и обматывают провод вторым слоем.

Крутка изолированных жил в пару ведется на машинах, показанных па фиг. 35. Крутка в пучки и пучков в К. ведется на телефонной крутильной] машине (фиг. 36). Обмотка бумажными и станиолевыми лентами ведется па машинах, показанных па фиг. 48. Такая машина состоит из стоек А, А, укрепленных на раме машиш>1 Р, Р. В стойках имеются подшипники, в к-рые укладываются цапфы Д, дисков Б, Б; на конце одной из цапф имеется шкив шк, к-рый получает движение от ременной передачи. Диски Б, Б соединены между собой тягами С, С; на тягах укреплены зажимы М с шарнирами н, о, п; на дерлсатель п надевается круг р с миткалевой лентой, правильный спуск которой обеспечивается двумя дощечками, удерживающими круг. Такое же устройство имеют держатели т, у, к. На дерлсателе шк закрепляется бумажная лента, на держателе у-станиолевая, на дерлеателе к-снова бумажная лента. К. проходит сквозь пустотелые цапфы Д, Д по направлению, показанному стрелкой; вся машина вращается вокруг оси, совпадающей с осью К., при чем К. последовательно обвивается миткалевой, бумажной,станиолевой и бумажной лентами.

Следует также упомянуть о производстве К. по сист. Крарупа. Медная жила, диам:. 1--2 мм, обвивается железной проволокой,

в м м


Фиг. 48.

диам. к-рой берется от 0,3 до 0,5 мм. Делается это для увеличения самоиндукции К. Обработанная т. о. жила изолируется или бумаяшой или гуттаперчевой изоляцией; если изоляция бумалшая, то К. опрессовывается свинцовой оболочкой. Обвивка жилы железной лентой производится на машинах, аналогичных машинам, изображенным на фиг. 47, с той разницей, что конструкция их тяжелее и на место катушек с пряжей ставят катушки с железной проволокой.




Фиг. 49.

Машины ДЛЯ производства те-.чеграфного К. с бумажной изоляцией. Все машины, кроме изолировочных, были уже описаны вьппе; машина для изолировки бумагой показана на фиг.49.

Здесь Бг-барабан с голой жилой, 3,3i-зубчатки, В- ролики с бумажной изолировочной лентой, Т - тяговая шайба, Бп--приемный барабан, шк- шкив, получающий движение или от отдельного мотора или от трансмиссии , к - коренной вал, с-стойки для дисков, и о, Ol - патрубки. Действие машины следующее. Голая жила, получая поступательное движение от тяговой шайбы (сама тяговая шайба получает движение от коренного вала, на фигуре не показанного), движется по направлению, указанному стрелками; три стойки с укреплены не-подвилоно на плите р; на каждой стойке укреплено по 4 ролика Б с бумагой; плита р связана в одно целое с зубчаткой з и вращается вокруг своей геометрич. оси о, о; т. Ov, стойки с с роликами Б также вращаются вокруг оси о, Ol или, иначе говоря, вокруг поступающей жилы; бумага сматывается с роликов и изолирует жилу столькими слоями, сколько поставлено роликов. Изолированная леила идет в сушильный аппарат и после сушки на свинцовый пресс для опрессовки свинцовой оболочкой. Иногда такие К. по требованию заказчика пропитываются изолирующими составами. Пропитка делается для того, чтобы предохранить жилу К. от влаги, если, напр., свинцовая оболочка имеет где-либо дефект. Если бронированный К. предназначается для прокладки в земле, то он бронируется круглыми или сегментными проволоками.

К. с изоляцией из джутовой пряжи в настоящее время выходит из употребления и замещается К. с бумажной изоляцией. Жила такого К. обвивалась двумя слоями джутовой пряжи, при чем один слой имел правую крутку, другой-елевую. Изолированная т. о. жила поступала в пропиточные аппараты, откуда шла на свинцовый пресс и дальше- уже по знакомым нам ступеням обработки.

Лит.: Юрьев М. Ю., Телефонирование по кабелю на далекое расстояние, М., 1927; Лапин Н. П., Кабельные линии связи, М., 1927; его же. Воздушные линии связи. Расчет, устройство, ремонт, содержание, М., 1927; см. ташке лит. к главе Кабель высоковольтный . Г. Бацинин.

КАБОТАЖ, каботажное плавание, морское плавание между портами одного и того же государства с целями перевозки береговых грузов и пассажиров. Технич. средства и вообще практика плавания больших судов К. ничем не отличаются от технич. средств и практики обыкновенных морских сообщений. Вследствие этого установить

точные признаки типа специально каботажного судна довольно трудно. Чаще всего под таким названием понимают те небольшие суда, к-рые плавают по линиям местных сообщений. Плавание это отличается некоторыми особенностями. Так, в громадном большинстве случаев основной целью этого плавания является перевозка грузов между такими пунктами побережья, куда по судовым условиям (отсутствие причалов, малая глубина гавани и пр.) или просто по коммерч. соображениям не заходят большие суда. Кроме того, и основная масса перевозимых при таком плавании грузов слагается из дешевых и не выдерживающих высоких фрахтов товаров: соли, строительного камня, кирпича, черепицы, дров, сена, соломы, овощей, арбузов, дынь и т. п. В большинстве случаев эти суда деревянные, самой дешевой и грубой конструкции, небольшой грузоподъемности, от 20 до 150-200 т, с парусным (обыкновенно двух-, реже трехмачтовым) вооружением, изредка со слабым вспомогательным мотором, позволяющим им двигаться с небольшой скоростью в штилевую погоду (тип лайб, дубов и кочерм Балтийского и Черного морей). Этот тип европ. каботалшика заметно отличается от типа каботажника наших дальневосточных окраин. Суровые условия плавания по Охотскому и Берингову морям и перевозка более ценных товаров (пушнины, мануфактуры и колониальных товаров и пр.) между Владивостоком и Камчаткой выработали более совершенный тип каботажника, со стальным корпусом, грузоподъемностью до 600 т, с сильным мотором, который и является главным двигателем судна, несмотря на наличие у него парусного вооружения.

Развитие у нас каботажного плавания в значительной мере тормозится естественными условиями плавания на прилегающих к поберелеью СССР морях (продолжительная их замерзаемость, малая изрезанность берегов, частые бури и туманы Ледовитого океана,- OxoTCjKoro и Берингова морей). Несмотря на это каботажные перевозки и в настоящее время играют весьма крупную роль в нашем морском транспорте и имеют все шансы для дальнейшего развития. Так, по данным одного Совторгфлота, размеры грузооборота каботажного и заграничного плавания за шесть месяцев определяются следующими цифрами (в тыс. те):

М а л ы й к. (по главным конторам Совторгфлота)

1927 Г. 1928 Г.

Черноморская контора Азовская

Северная

Дальне-Восточ. Балтийская

233,0 21,0 13,7 31,2

284,5 .48,0 26,4 40,2 2,6

1928 г. В % К 1927 г.

127,1 180,9 192,7 128,9

Всего.....

288,9

391,7

135,5

Дальнее плавание

(по главным конторам)

Черноморская контора . . .

68,7

117,0

170,3

Азовская ...

112,5

Северная ...

86,0

112,7

131,0

Дальне-Восточ. ...

52,0

37,8

72.7

Балтийская ...

187,6

231,7

123,5

Всего.....

395,1

500,1

126,6

Эти данные д. б. увеличены на грузооборот частновладельческих судов, к-рые особеннее



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 [ 73 ] 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163