Литература -->  Изомерия в производственном цикле 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 [ 68 ] 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163

ность бумаги в тангенциальном направлении значительно ниже, чем в радиальном. В прокладке между жилами К. нормальной конструкции легко образуются пустоты, в


Фиг. 7.

к-рых возникает ионизация, чему менее подвержены К. описанных ниже специальных конструкций. К такому же результату ведет и остаточное расширение свинцовой оболочки, получающееся после ряда циклов нагрева К. током из-за -ее малой эластичности. Наиболее распространенным из специальных высоковольтных К. является К. с металлизированными жилами, так наз. Н-кабель (Г. Н.-Гехштетера). Идея этого К. заключается в том, что каждая изолированная жила обматывается сверху металлизированной (преимущественно алюминием) и перфорированной(для возможности пропитки) бумагой. Три такие жилы скручиваются вместе с джутовой или бумажной прокладкой, а затем обматываются полотном, протканным медными тонкими проволоками (для контакта между свинцовой оболочкой и металлизирован, бумагой), затем после сушки и пропитки К. спрессовывается общей свинцовой оболочкой [ ]. На фиг. 8 показано сечение этого К., где 1-проводящая жила, 2-кабельная бумага, 3-металлизированная бумага, 4-прокладка, 5- полотно, протканное медными проволоками, 6-свинец, 7-ленточная броня й 8-джут.


Фиг. 8.


Фиг. 9.

На фиг. 9 показано электрич. поле этого К.; оно сводится к полю одножильного К. Такие К. делаются трехжильными для напряжений от 10 до 60 kV, а опытные К. даже до 100 kV. Принцип металлизации ж&л. часто прилагается также и к одножильным К.

Ту же задачу стремится решить так наз. S-L-кабель. На фиг. 10 дано сечение этого К. В нем каждая изолированная жила 1 отдельно опрессовывается свинцовой оболочкой 2, после чего жилы скручиваются вместе с прокладками 3 из джута и покрываются общей броней 4. Имеются установки: кабельное кольцо вокруг Ленинграда на 35 kV, кабельная сеть для электрификации пригородного сообщения в Берлине на 30 kV (изготовление завода Фогеля, длина около 20 км) и опытные участки в Англии на 44 kV

Проблема К. на напряжение выше 60 kV в настоящее время практически решается системой трех одножильных К. Наиболее известным из таких К. является кабель Пи-релли (Ит. патент-Л. Эмануелли), изображенный на фиг. 11 {2-опорная спираль, 4-изоляция, 5-броня из медных лент, назначение к-рой-укрепление свинцовой оболочки). Этот К. резко отличается от всех


Фиг. 10.

Фиг. 11.

прежних К. как способом его установки, так и производством. Внутри проводящей жилы 1 К. имеет полое пространство 3, где циркулирует масло, находящееся под давлением, создаваемым при помощи резервуаров, устанавливаемых рядом с муфтами. Пропитка, в отличие от остальных К., производится жидким минеральным маслом, типа трансформаторного. Наличием канала внутри жилы и малой вязкостью пропиточной массы достигается полное устранение влияния термич. расширения и сокращения как масла, так и свинцовой оболочки 6. Кабельная бумага применяется разной плотности, а именно: вблизи проводящей жи.лы идет особо уплотненная, затем-менее уплотненная и последние слои-нормальная кабельная бумага; т. о., соблюден т. н. принцип градации, заключаюпщйся в расположении изоляции с наибольшей диэлектрич. постоянной (и обладающей большей электрич. прочностью) в наиболее напряженных частях К., чем достигается выравнивание электрич. напряженности изоляции. Как сушка, так и пропитка этого К. производятся, в отличие от прочих К., после опрессования К. свинцовой обслочкой. Помимо опытного участка в Италии, К. этот установлен в кольцевых сетях Пью Иорка и Чикаго на напряжение 132 kV-максимальное пока рабочее напряжение в установленных К. [*з,8з.

Немецкие К. для высших напряжений бывают двух конструкций-Mayр ера и Зиль-бермана; оба проложены на опытной линии в Нейнаре, с рабочим напряжением 110 kV. Сечение К. сист. Маурера дано на фиг. 12.



Его проводящая жила разбита на две чзйти: внутреннюю скрутку 1 и наружный слой 2 из плоских проволок, разделенных слоем йропйтанной бумажной изоляции 3 и соеди-йяющихся вместе в муфтах К. Разделение 91*0 мотивируется необходимостью искусственного увеличения диаметра проводящей йсилы для получения наивыгоднейщего диаметра К. Изоляция 4 поверх верхнего слоя


Фиг. 12.

Фиг. 13.

проволок наложена по принципу градации, как и в К. сист., Пирелли. К. бронирован noisepx свинцовой оболочки 5 проволоками из немагнитного материала 6 Р]. К. сист. Зильбермана (фиг. 13), являясь развитием ртарой идеи Цапфа, представляет собою другое очень интересное решение вопроса о выравнивании электрической напряженности диэлектрика одножильйого К. Внутреннее пространство проводящей жилы 1, рассчи-та1Шое по диам. на наивыгоднейпшй наружный диаметр, Зильберман использует для включения добавочного конденсатора в форме слоев проволоки, разделенных изоляци--йй 5, чем он разгружает наиболее напряжен-ные слои последней. В муфтах добавочные Конденсаторы и жилы соответствующим об- разом (3) соединяются р].

Идея подразделения изоляции на секции -использована в английск. К. сист. Тейлора, -предназначенном для 150 kV; этот К. тре- бует однако, специальных трансформаторов -й практически не выполнен.

Для прокладки в почвах, подверженных Сильным смещениям, оплывам и т. п., в последнее время создан тип так наз. расширительного К .(Dehnungs-kabel) [36]. Проводящая жила 1 капьноко-го К. скручена из проволок, наложенных на мягкий джутовый сердечник 2 (фиг. 14); кроме того, между проволоками имеется зазор 5, а шаг крутки почти вдвое меньше обычного. Благодаря этому К. без вреда м. б. растя-

нут на 1% своей длины, что совершенно не было достижимо при старом методе устрой- ствасложных соединений в специальных расширительных муфтах. К. з-да в Дуйсбурге устроен так, что в нем изолированные жилы скручиваются на мягком сердечнике. Эти но-

вые К. строятся теперь до 35 kV как по нор- мальвой конструкции, так и (для высоких напряжений) по конструкции Н-кабеля.

К. сист. Липро и Пфанкуха строятся для

специальных целей. .селективной защиты.!


Фиг. 14.

Конструкция их приноровлена к схемам се лективной защиты, и особенности заключат ются в том, Что у К. сист. Липро имеется В центре проводящей жилы изолированный сердечник, а в К. сист. Пфанкуха проволоки наружного слоя изолированы через одну р ].

Для воздушные линий при напряжейцях от 220 kV и выше создан ряд конструкхий т. н. полого К. Шйболее известные из hi полые К. сист. Фельтен иТильома, Сименб-Шуккерта, Анаконда и др. р].

Производство К. Почти все европейские з-Ды имеют свои волочильные отделы для волбч.ения проволоки до требуемых размеров; большинство здов имеет также и прокатные станы для,прокатки медных вайер-барсов в катанку. Однако, производство проволоки не является характерным для кабельного производства и поэтому здесь не описывается. Чисто кабельное производство начинается с размотки проволоки и крутки проводящей жилы.

Крутка. На фиг. 15 дана схема крутильной машины для правильной крутки проволок. Машина имеет полые оси а для пропуска центровой проволоки или отдельн. повивов. Машины строятся на 1, 2, 3 и даже на 4 клети, могущие вращаться как в одну.


Фиг. 15.

так и в разные стороны, по желанию. Все Движение машины идет от одного мотора Ж. ТЯга скрученной жилы осуществляется тяговым колесом D, за к-рым на специальном приемнике стоит приемный барабан для жилы. Ролики с с намотанной на них Проволокой имеют не показанные на схеме тормоза для натяжения проволоки, идущей через


Фиг. 16.

розетку Ь в калибр А с отверстием по диам. скрученной жилы. Машиць! имеют эксцентрично насаженцые колёса В, связа1Ёцые кривошипами с иЬхами (ярмо) е, на к-рые ставятся ролики д. Благодаря эксцент{и-ческому колесу© йохк е, а вместе с ниви и ролики с, за каждый оборот машины цЬ-ворачивайтся на 360° В сторону обратню направлению вращения клети (крутка с Ьт-круткой ). Цель такого устройства заключается в предупреждении неиэбежнбго закручивания калсдой проволоки вокруг своей оси на 360° при каждом обороте клети, чем избегаются остаточные скручивающие напряжения в проволоке и самораскручивание жилы. Машины этого типа-тихоходные ,и дают около 1 ООО-1 500 за 8 ч.

На фиг. 16 дана схема быстроходной крутильной машины, в русской практике называемой сигарой . Ролики;с с проволокфй




посажены в иохи а, имеющие полые оси и опирающиеся на шариковые подшипники Ь; эти ролики во время вращения тела сигары А остаются параллельными своему исходному положению, чем осуществляется принцип открутки. Проволока с роликов идет через полые оси иохов по телу сигары и по направляющим роликам к розетке В и калибру -D, а затем к тяговой шайбе и приемному барабану. Машины преимущественно строятся на 6 роликов для 7-проволочной крутки (от мелких сечений до 50 лш). Для крутки в 19 проволок строятся сигары, имеющие два тела А, стоящие на одной оси и вращающиеся в разные стороны. Однако, 19-проволочная крутка на сигарах пока возможна только для мелких сечений, т. к. внутренняя 7-проволочная заготовка должна пройти по стенкам второго тела сигары, где она неизбежно подвергается острым изгибам, и потому крутка идет плохо. Недавно выпущен новый 13-ро-ликовый тип сигары, где внутренняя 7-проволочная заготовка ставится на переднем ролике, имеющем увеличенные размеры, чем до нек-рой степени ослабляются недостатки 19-прово-лочной сигары. Производительность сигар в 5-8 раз выше тихоходной машины.

Дикая (шнуровая) скрутка осуществляется простыми и лёгкими машинами, т. н. крыльчатками, имеющими много разновидностей. Одна из разновидностей изображена на фиг. 17. Пучок тонких проволок а, сматывающийся с катушек или роликов, расположенных вне машины, проходит через ось Ь, вращающуюся вместе с телом крыльчатки. А. Скрученный пучок через тяговой .ролик с и автоматич. водилку е наматывается на приемный барабан В, расположенный внутри крыльчатки.

Имеется также ряд типов вертикальных крутильных машин как с откруткой, так и ;без открутки, предназначенных для правильной крутки мелких сечений.

Изолированные жилы скручиваются в К. на т. н. трехфазных машинах; схема одного .из больших типов таких машин дана на фиг. 18. Вся машина получает движение от

Фиг. 17.

Фиг. 18.

мотора М. Ролики А с намотанной изолированной жилой ставятся на иохи, укре-

- пленные между шайбой машины В и венцом С. Шайба В имеет набор переставляемых

.зубчатых колес, позволяющих удобно крутить как с откруткой, так и без открутки.

. К трехфазной машине почти всегда ставятся и изолировочные аппараты D, где К. получает кольцевую изоляцию или обматывается лентой для механич. прочности. Тяга, К. осуществляется тяговой шайбой Е, после к-рой К. идет на приемный барабан,


Фиг. 19.

устанавливаемый на приемнике Н. Удобное переключение для крутки с откруткой и без открутки очень важно для этих машин, так как секторные К. можно крутить только без открутки.

Изолировка К. Кабели с изоляцией из пропитанной бумаги изолируются почти всегда до пропитки. Исключение представляет способ Вивера, в к-ром К. изолируется уже пропитанной бумагой и под изолирующим маслом (применяется в Англии только на одном заводе). Ширина бумажной ленты (см. схему обмотки лентой на фиг. 19) выбирается по формуле:

7td {V + I)

Величина перекрытия I выбирается различными з-дами по-разному. Теоретически правильно брать 1=0, но тогда при изгибах К. могут страдать кромки бумаги, поэтому часто дают положительное перекрытие, а иногда-отрицательное Схема наиболее распространенной изолировочной машины дана на фиг. 20. Она имеет полые оси а,

Фиг. 21.

Фиг. 20.

через к-рые проходит изолируемая жила Ь. Машина состоит из одного или нескольких обмоточных аппаратов А, могупщх вращаться в одну и в разные стороны. Тарелки с с кружками нарезанной бумаги могут переставляться как под углом к движению жилы, так и вдоль ее движения. Чи-сло тарелок с в одной машине при нескольких аппаратах может доходить до 100. D-тяговая шайба. Другой часто встречающийся тип изолировочной машины-это тип венского завода Демут. Машина состоит из отдельных спинеров с тремя тарелками на каждом. Хотя машина получается очень длинной, зато через каждые 3 ленты бумаги можно менять направление обмотки, что прежде очень ценилось.

В описанных выше типах машин получается не совсем равномерное натянсение кромок бумаги, вследствие чего трудно получить т. п. деревянную* обмотку, необходимую для К. на очень высокое напряжение. В последнее время развился новый тип т. н. тангенциальной изолировочной машины. На фиг. 21 показан принцип тангенциальной обмотки так, как он выполняется герм, фирмой Нигауз. Фирма Фр. Крупп строит такие же машины с роликами бумаги, расположенными не перпендикулярно, а параллельно обматьшаемой жиле. При обмотке, во избежание сморщивания бумаги и ослабления тем самым электрической прочности кабеля желательно брать насколько возможно более узкие ленты.

Резиновая изоляция накладывается одним из 3 способов: обмотка, горячая прессовка и



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 [ 68 ] 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163