Литература -->  Изомерия в производственном цикле 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 [ 27 ] 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163

синхронной скорости и включить статор на сеть, то поле статора начнет вращаться относительно ротора в обратном направлении; поэтому, если после совпадения фаз присоединить к той же сети и ротор, то мащина будет вращаться синхронно независимо от нагрузки. Намагничивающий ток будет доставляться поровну статором и ротором. При нахрузке мащины как двигателя ротор несколько отстает по фазе от вращающегося поля, но будет продолжать вра-нцгться синхронно. При генераторном режиме ротор, наоборот, несколько опередит по фазе поле. Подобно асинхронному генератору машина двойного питания получает намагничивание из сети и поэтому должна работать параллельно с синхронной машиной.

Двойное питание м. б. осуществлено и при нормальной, а не двойной, скорости вращения по схеме Толвинского. Для этого фазы статора и ро-тора, как было уже сказано, соединяются в обратном порядке. Сначала с сетью соединяется только статор, и двигатель доводится до синхронной скорости или близкой к ней, после чего к сети присоединяется и ротор. Т. к. в этом случае ротор вращается в направлении, обратном направлению вращения его собственного поля, то это поле будет вращаться относительно статора с таким же малым скольжением, с каким поле статора вращается относительно ротора. Если числа витков статора и ротора не равны, то в этом случае ротор присоединяется к сети через трансформатор Т с соответствующим коэфф-том трансформации (фиг. 58). При включении такого двигателя сначала присоединяется через рубильник Ах к сетп статор, и двигатель запускается в ход пусковым реостатом В при включенном J.3 и выключенном А2. По достижении двигателем нормальной скорости рубильник J.3 размыкается, а рубильник A-i немедленно замыкается, ., j после чего двигатель пе-НлДг VvS* реходит на режим работы асинхронного двигателя двойного питания. При работе двигателя по этой схеме в цепи его статора протекают одновременно токи основной частоты fx и частоты скольжения sfx-fz. Максимальная мощность такого двигателя, при условии незначительного сопротивления сети, возрастает почти в 2 раза, т. к. момент вращения образуется как полем статора, так и главным полем ротора, но про-до-тжительная мощность двигателя изменяется весьма мало.

17. Конструкция И. м. Конструкция И. м. в сильной степени определяется системой ее охлаждения и способом защиты

от попадания внутрь ее посторонних тел: капель дождя, пыли и т. п.

По способу охлаждения И, м, разделяются на следующие типы, 1) Машины с естественным охлаждением, не имеющие никаких приспособлений для охлаждения, 2) Машины с самовентиляцией, охлаждение которых достигается вентилятором, составляющим одно целое с вращающейся .частью, 3) Машины с посторонним охлаждением, к к-рому охлаждающая среда подается вентилятором, работающим независимо от машины.


Фиг. 58.

Фиг. 5 9.

По способу защиты И. м. разделяются па следующие типы. 1) Открытые машины, в к-рых все вращающиеся и токопроводящие части не имеют специальных защитных приспособлений. 2) Защищенные машины, к-рые в свою очередь разделяются на: а) защищенные машины, у к-рых обмотки и другие части, находящиеся под напрянсением или в движении, защищены от случайного прикосновения или проникновения внутрь посторонних тел, но т. о., что свободный обмен



Фиг. 60.

воздуха с внешней средой не нарушен (против пыли, влажности и газа эти машины не защищены); б) защищенные от падения кале.т1. сверху (капежа); в) защищенные от дозвдя и брызг; имеют приспособления от проникновения водяных капель и брызг любого направления. 3) Закрытые машины, которые в свою очередь разделяются на: а) закрытые, которые, не будучи абсолютно герметическими, не имеют других отверстий, 1сроме отверстий для скрепляющих болтов и выводов; б) закрытые вентилируемые с независимым охлаждением, к котор>ым воздух подводится посредством труб или каналов; в) герметические, к-рые имеют плотно закры-



тый корпус, не допускающий проникновения внутрь влаги даже при погружении в воду. 4) Машины с защитой против взрыва, к-рые в свою очередь разделяются на: а) машины с защитой против взрыва, к-рые имеют специальный кожух достаточно прочный, чтобы


330 Фиг. 61.

противостоять взрыву газа внутри машины; б) машины с противовзрывной защитной оболочкой для контактных колец.

Асинхронные двигатели в зависимости от их назначения выполняются в форме всех вышеперечисленных типов. Наиболее распространенным является открытый самовентилирующийся двигатель. На фиг. 59 представлены продольный и поперечный разрезы открытого самовентилирующегося асинхронного двигателя з-да Электросила с контактными кольцами. В зависимости от числа полюсов, на к-рые выполнена обмотка, этот тип дает различную мощность: при 1 500 об/м. 10 kW, при 1 ООО об/м. 6,8 kW, при 750 об/м. 4,5 kW. Двигатель имеет специальное приспособление для подъема щеток и замыкания ротора накоротко. На фиг. 60 представлен отдельно конструктивный чертей приспособления для подъема щеток фирмы SSW, применяемого этой фирмой в маломощных двигателях. На фиг. 61 представлен продольный разрез закрытого с вентиляцией двигателя фирмы SSW в 11 kW, 1 500 об/м., с контактными кольцами без подъема щеток.


Фиг. 62.

Охлаждение закрытых двигателей достигается или обдуванием внешней ребристой поверхности с помощью вентилятора, посаженного на вал с внешней стороны корпуса, или же с помощью установленного в нем небольшого воздухоохладителя, внешняя и


Фиг. 63.

военного корабля.

внутренняя поверхности к-рого обдуваются специальными вентиляторами. На фиг. 62 представлен поперечный разрез двигателя SSW с обдуваемой оболочкой в 10 kW при 1 500 об/м. с высоким пазом для получения большого пускового момента. Внешний вид двигателя представлен на фиг. 63. Двигатели этого типа применяются для работы в газовых шахтах, так как они не имеют контактных колец, могущих быть источником искры и взрыва при проникновении газа внутрь двигателя.

Асинхронные двигате.яи могут выполняться на весьма значительную мощность, особенно в прокатных установках. Наибольшие по мощности асинхронные двигатели построены в настоящее время американской фирмой GEC. Эти двигатели обладают мощностью в 16 600 kW, 317 об/м., и предназначены для электрического привода гребных винтов

Асинхронные двигатели строятся в СССР в настоящее время па Харьковском электромеханическом заводе и на заводе Электросила в Ленинграде.

Потенциальные регуляторы. Б.лагодаря отсутствию непрерьшно вращающейся части потенциальные регуляторы обычно имеют или усиленную вентиляцию с помощью отдельного вентилятора или систему масляного охлалдения.

Лит.: Круг К. А., Асинхронные двигатели, М.- .П., 1929; Б е н и ш ih; е Г., Асинхронные двигатели трехфазного тока, СПБ, 1912; X о л у я н о в Ф. И., Асинхронные двигатели однофазного и трехфазного тока, 2 изд., М.-Л., 1927; Шенфер К. И., Асинхронные машины, М.-Л., 1929; Пиотровский Л. М. и Попов В. К., Испытание машин переменного тока, вып. 2-Испытание индукционных машин и преобразователей, л., 1927; Курбатов С. И., Сдвиг фаз в электрич. установках и средства для его умеш>-шения, М., 1925; Arnold R.-1 а С о и г Е., Wech-selstromteclmik, В.5,Т. 1, В., 1909; Sallinger F., Die asynchronen Dreh.4trommaschinen, В., 1928; В i er-manns ,T., tJberstrome in Hochspannungsanlagen, В., 1926; P о w 1 e F., Standard Handbook lor Electrical Engineers, 5 cd., N. Y.. 1922; Heubach .Т., Der Drehstrommotor, 2 АиП., В.. 1923; Hobart П., Electric Motors, v. 1, London, 1923; S ch a i t H., Der Drehstrominduktionsregler, Berlin, 1927; Z a b г a n-s ky H., Die wirtschaftlicbe Regelungvon Drehstrora-motoren durcb Drehstrom-Grlelclistrom-Kaskaden, Berlin, 1927. M. Ностенио.

ИНДУКЦИЯ. I. и. электростатическая

(влияние)-перемещение электрич. зарядов в материальных телах под влиянием электростатич. поля. Если поместить диэлектрик в электростатич. поле, напряженность к-рого определяется вектором Е,то протоны и э.лектроны, из к-рых состоит это тело, испытывают нек-рое смещение: протоны перемещаются в направлении пеня, электроны- в противоположном направлении. Однако, это смещение достигает только ничтожных размеров, т. к. более заметное смещение повело бы к разрушению молекул диэлектрика. В результате на поверхности тела образуются заряды, т. е. недостаток электронов с одной стороны и избыток-с другой. Если поместить проводник в электростатич. поле, то свободные электроны, находящиеся в проводнике, будут до тех пор перемещаться в



поле и накопляться на поверхности проводника, пока поле, образованное этими свободными зарядами, не будет в точности компенсировать внешнее поле внутри диэлектрика, так что результирующее поле в казк-дой точке будет равно нулю. Количественное выразкение этих соотношений см. Элек-тростатгта. Практически электр о статич. И. пользуются для создания сильных электрич. полей (см. Электростатическая машина и Элекупрофор). В литературе таюке приходится встречать термин электростатической И. для обозначения вектора электрического смещения.

2. И. магнитная-вектор В, определяемый тем условием, что скорость уменьшения потока этого веютора через любую поверхность равняется электрич. напряжению, индуктируемому вдоль зашснутой линии, окаймляющей эту поверхность:

Edr-- BUS .

В дифференциальной форме эта зависимость выражается в виде ур-ия Максвелла:

rct = -f,

гдeJEJ-напряженность электрич. поля. Для большинства тел вектор В пропорционален напряженности магнитного поля Н, т. е. ВцШ, при чем коэфф.пропорциональности f-i, называемый магнитной проницаемостью, весьма мало изменяется от одного тела к другому Если измерять JB в гауссах, я Н в А/см, то для вакуума fiUf,- = 1,256. Для парамагнитных тел > fig, для диамагнитных тел i < . о но во всяком случае разность ,и - /г остается очень маленькой величиной-порядка 10 . Если измерять И иВв гауссах, то для вакуума будет НВ, т. е. , 0=1. В однородной среде можно было бы описать магнитное поле при помощи одного только вектора II. В неоднородной среде это сделать не удается. Если пропустить электрич. ток через кольцевую катушку (см. фиг.), то внутри этой катушки возникает магнитное поле, напряженность к-рого Н, по закону полного тока, зависит исключительно от ампервитков, помещаемых на катушке. Следовательно, ж не должно измениться, если поместить железное кольцо внутри катушки. Однако, если выпилить узкую щель в одной из меридианных плоскостей кольца, то в этой щели можно наблюдать поле И, значительно большее, чем Ш. Это объясняется тем обстоятельством, что молекулярные токи внутри железа, т. е. электроны, вращающиеся по круговым орбитам, ориентируются под влиянием поля Н, так что по мере возрастания Н все большее число орбит поворачивается, и их ось вращения становится параллельной Н. Вместо беспорядочного распределения орбит все большее число их располагается т. о., что усиливает ампер-витки катушки. Следовательно, к полю II,


создаваемому ампервитками катушки, прибавляется новое поле, обьино обозначаемое при помощи магнитной восприимчивости : АлхН. ТашМ образом, поле катушки и поле молекулярных токов создают вместе результирующее поле, равное вектору индукции

В 11 + 4лхН = (1 + 4лх)Н, откуда /-1 = 1 + 4пх, или а = .

Часто называют вектор хН н а м а г н и-ч и в а н и е м и обозначают его буквой J: Jy.H, так что B=II+AnJ. Для тел парамагнитных > О, для тел диамагнитных я: < О. Для этих тел а имеет величину порядка 10-6. Совершенно иначе обстоит дело с ферромагнитными телами (Fe, Ni и т. д.), для к-рых х может равняться нескольким сотням, при чем , а следовательно, и не только зависят от Н, но также и от предыдущей истории тела. В настоящее время еще нет возможности дать исчерпывающие объяснения для различия между диамагнитными, парамагнитными и ферромагнитными телами. На практике редко применяют магнитную И. свыше 20 ООО гауссов, т. к. при таких размерах И. уж;е наступает насыщение и дальнейшее увеличение В происходит за счет внешних ампервитков, а не за счет ампервитков молекулярных токов. Т. о., приходится затрачивать много энергии на потери в обмотке возбуждения, да и потери на гистерезис и токи Фуко при переменном токе сильно возрастают. Д.71я научных целей Капице удалось получать на весьма корот-1чкй промеж;уток времени магнитную И. до 300 ООО гауссов.

Следует заметить. Что вектор В не имеет источников, div J5=0, так что линии вектора В всегда замкнуты или, во. всяком случае, не имеют ни начала ни конца.

Лит.: Тамм И. Е., Основы теории электричества, т. 1, М.-Л., 1929; Cohn Е., Das elektro-magnetische Feld, В., 1927. Я. Шпильрейн.

и н дул и н ы, красящие вещества, цо своему химич. строению относящиеся к классу азониевых красителей, получаемые при сп.тавлении аминоазобензола с анилином и хлористоводородной его солью. И. не представляют собой химических индивидуумов и являются смесью производных феноса-франина, преимущественно анилидофенил-феносафранина (I), аш1лидодифенилфено-сафранина (II) и дианилидодифенилфено-сафранина (III):

CeHs-NH CHs- NH


CHs- N11-

C.H5-NH-y yy-NH-C.H

i I



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 [ 27 ] 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163