Альтернативное бурение вглубь
Изношенную деталь окуните в пластмассу
Наклонные этажи
Прогоночно-испытательная установка для электродвигателей
Сварка в жидком стекле
Термояд, каков он сегодня
Блокнот технолога
Вибрация против вибрации
Где ты, росток
Для луга и поля
Машина, резко ускоряющая ремонт путей
Назад к веслам!
Несправедливость
Новое слово строителей
Ориентирное устройство для напольной камеры
Подземный смерч дает воду
Предотвращающий падение
Трактор, построенный семьей
Сверхлегкий стан
Текучий уголь - большие ожидания
|
Литература --> Изомерия в производственном цикле грузке. Если учесть полностью центробежное напряжение при холостом ходе, то давление на вал составит только 4 070 кг. Для сравнения качеств К. п. с ременной приведены на фиг. 6 расчетные кривые для канатной и ременной передач при расстоянии между осями Ш 20Л1.Предположив, ------- что обе передачи фд, 7 работают с напря- лсением от предварительной натяжки в 40 кг/см соответственно точкам АиП, видим, что напряжение снижается на 30 кг/см при изменении относительного удлинения ремня на величину ВС, равную 0,32%, и каната соответственно на величину EF, равную 0,105%. Фиг. 8. Следовательно, при больпшх напряжениях канаты являются более чувствительными к изменению длины, чем ремни. При одинаковых полезных напряжениях (У канаты по сравнению с ремнями менее эластичны и мягки, как это указано заштрихованньвш частями площади чертежа для о =25 кг/см. Только при низких полезных напряжениях качества каната и ремня становятся близкими друг к другу, что видно по заштрихованным площадям, примыкающим к G и Я, соответствующим crj=8 кг/см. Для обеспечения продоляштельной работы канатов необходимо заботиться, чтобы валы шкивов были монтированы строго параллельно; малые отклонения допустимы только при хорошо вьшолйенных ручьях. При больших углах необходимо пользоваться направляющими шкивами, как это практикуется и при ременных передачах. Для предотвращения износа канатов необходимо следить за тем, чтобы канаты при их работе всегда изгибались в одном и том же направлении. Поэтому опорные шкивы (фиг. 7) оказывают неблагоприятное влияние на срок слулдаы канатов. Расположение оттяжных шкивов, показанное на фиг. 8, в этом отношении более выгодно, чем показанное на фиг. 9. При определении необходимой предварительной натяжки канатов следует учитьшать их состояние. Новые канаты Фиг. 9. ооычно натягивают сильнее старых и сращивают т. о., чтобы при их установке на место относительное удлинение не превысило 3- 5%, при чем нижний предел применяется для туго скрученных канатов, а верхний предел для слабо скрученньгх; этим предва-рительньш относительным удлинениям со- ответствует, согласно кривой, изображенной на фиг. 2, напряжение в канате от 17 до 20 кг/см, при чем сила давления на валы в 2V2-3 раза превышает обычное окружное усилие. Учитывая, что под действием влажности канаты сокращаются по их длине, необходимо давать валам и подшипникам К. п. ббльпше размеры по сравнению с соответ-ствуюищми ременными передачами. В работе канаты постепенно вытягиваются и со временем сильнее провисают, при чем часть уменьшения напряжения а, происходящего от предварительной натяжки, уравновешивается возрастанием дополнительного напряжения от увеличения веса провисающей части каната, тем большего,-чем больше стрела провеса каната. Для достижения хороших качеств канатной передачи необходимо применять шкивы больших диаметров и гибкие эластичные канаты. Следует избегать расстояний между шкивами, меньших />-.. -<S- . 6-8 м и ббльших 4iIIIZliIIl3& 25 - 30 м, при чем х ббльшие расстоя- ния требуют установки - промежуточных шкивов (фиг. 10) и.г[и опорных шкивов (фиг. 7), что, конечно, сильно изнашивает канат. Большие отношения передачи здесь еще менее выгодны, чем при ременной передаче. Обыкновенно передаточное число канатной передачи не выходит за пределы отношения 1 : 2, и только в исключительных случаях, при больших расстояниях между осями, допускается соотношение 1:5. Передачу делают обычно прямой; при перекрестной передаче канаты располагают так. обр., чтобы две ведущие части шли рядом а ведомые части располагают по внешним сторонам ведущих, при чем промежуток между ручьями делают относительно большим. Для определения величины стрелы провеса У1 (в см) каната при горизонтальной передаче применяют формулу: 8000 где I-расстояние между осями шкивов в см, сг-соответствующее напряжение в расположенной вн1шу ведущей части каната в Фиг. 11. кг/см. Учитывая неравномерное распределение сил в отдельных канатах, необходимо предусмотреть наличие достаточной свободной высоты, в IVa раза большей величины, полученной из приведенной формулы стрелы провеса. Для предварительного рас- чета можно принять, что стрела провеса составляет от 5 до 10% расстояния между осями. Необходимо убедиться в том, что ведомая верхняя часть каната не будет задевать нижнюю ведущую часть. К. п. с натяжным шкивом, действующим на ведомые части каната, изображена на фиг. 11. Восемь квадратных канатов с сечением 45 X 45 мм служат для передачи 250 КР на малый шкив диам. 1 250 мм при 320 об/м., т. е. при скорости каната 20,94 м/ск и при полезном напряжении <т =5,5 кг/см. Передаваемая круглым канатом диаметра d мощность N определяется из ф-лы (в IP): 75-4 где -расчетное полезное напряжение каната, или для квадратного каната, сторона к-рого равна s, из ф-лы: Круглые канаты диам. 55, 50 и 45 л*ж равноценны по передаваемой силе квадратным 1 анатам 50, 45 и 40 мм. Если окружное уси-. лие и или мощность N превышает возможную нагрузку одного каната, то число z канатов определяется по ф-ло: Вычисленное т. о. количество канатов увеличивают б. ч. на 1 или на 2 во избежание остановки работы передачи в случае разрыва одного из канатов. Шм/сек Расчетное полезное напряжение зависит от качества каната, окружной скорости, отношения каната к диам. шкива, угла охвата малого шкива и способа получения полезного напряжения. В настоящее время принимают окружную скорость равной 15-20 м/ск; в какой же мере необходимо уменьшать к при скоростях выше указанных пределов, еще окончательно не установлено. Некоторые указания даются на фиг. 12. Низкие значения для сравнительно с разрьшным усилием канатов можно обосновать стремлением ограничить удлинение канатов в работе и связанное с этим их пересращивание. Передачи, работающие под действием напряжений, вызьшаемых оттягивающими шкивами, следует предпочесть передачам, работающим с напряжением от предварительной натяжки за счет удлине- ния, так как первые дают возможность в ведомой части канатов иметь более низкие напряжения и сохранить эти напряжения на определенной высоте, не зависящей от температурных колебаний и от влазкности. На основании изложенного К. п. с оттяжными шкивами, при прочих равных условиях, м. б. рассчитаны с больпшм значением /с . Для пеньковых и хл.-бум. канатов в зависимости от качества канатов принимают fc=5--8 кз/см. При благоприятных условиях, при хороших канатах, больших диаметрах шкивов, при передачах с соотношениями от 1 :1 до 1 : 2, при горизонтальн. или слегка наклонном положении передачи и равномерной нагрузке можно допустить = = 10 кг/см , так что на каждый круглый канат диаметром 50 мм или квадратный канат со стороною 45 мм можно допустить окружное усилие в 100-150 кг, а в лучшем случае-200 кг. Бах рекомендует следующую зависимость расчетного полезного напряжения от диам. шкива при пеньковых канатах лучшего качества: при jD30d и угле охвата а=140°, /с =3,84-5,1 кг/см, при DhOd и угле охвата а170°, fc =6,4-7,6 кг/см. При скоростях 30 м/ск и больше Бах допускает при больших шкивах/с = 12,7 кг/см. Камерер дает на основании .своих опытов с большим количеством канатов диаметром 50 мм на шкивах диаметром 1 ООО мм, т. е. для очень невыгодного соотношения D = 20d, кривую расчетных полезных напряжений fe. , изображенную на фиг. 12, где величина / растет для скоростей до 22 м/ск, а затем снова уменьшается. Куцбах исходит из среднего напряжения каната к и выводит зависимость напряжения к от скорости каната * в следующем виде: для к, он рекомендует: при D30d и угле охвата аЫО°, к=Ъ кг/см, при DbQd и угле охвата as 180°, /с=7ч-10 кг/см -. Эти значения дают указанные на фиг. 12 падающие при увеличении скорости кривые. Для лучших канатов и при больших шкивах можно допустить кХЪ кг/см. Первоначальная чрезмерная натяжка не только излишне нагружает валы, но также и ухудшает работу вследствие пониженной упругости канатов и способствует быстрому разрушению их. Камерер рекомендует для передач с предварительным натяжением от относительного удлинения брать начальное напряжение (Т =20 кг/см и соответственно для передач Д unaptu.канта с оттяжным шкивом а- = 10 кг/см. Кпд К. п., полученные Камерером опытным путем, показаны на фиг. 13. В то время как кривая кпд jg для одного каната отличается пологой формой и дает * высокий кпд также и при большой нагрыз- , ке, кривые для 4 параллельно включен- i ных канатов поднимаются быстро до высокого значения и после этого снова падают. Нагрузка этих канатов была низка и не могла быть увеличена, т. к. при испытании , нельзя было увеличить мощность моторов. 1
Этим обстоятельством следует повидимому объяснить своеобразное направление кривых, к-рое не было подтверждено при опытах Бонта. Последовательная К. п. с тремя передающими канатами, давала , согласно фи г. 13, относительно более низкий кпд. Согласно фиг. 14, кпд при одном и при нескольких канатах приближаются друг к другу для сильно нагруженных канатов. Конструктивное выполнение канатных шкивов и К. п. Обычные формы желобков указаны на фиг. 15-20. П Ы 30 40 £Окг/см * Полезное напряжете Фиг. 14. Фиг. 18. Фиг. 19. Фиг. 20. Для увеличения сцепления каната с ведущим и ведомым шкивами стенки ручьев для круглых канатов выполняются с уклоном в 45°. Более острые углы считаются нецелесообразными, потому что канаты сильнее изнашиваются и напряжение их будет различно, если один из них войдет в ручей глубже другого. При разных диаметрах шкивов отрицательные явления более глубокого вклинивания канатов в ручьи будут более заметны на шкивах меньшего диаметра. При неодинаковом расположенрш канатов один из канатов должен скользить й поэтому сильнее изнашивается; одновременно падает кпд всей К. п. Нормальные размеры ручьев по DIN 121 см. табл. 1. Табл. 1.-Р азмеры ручьев шкивов для пеньковых канатов (фиг. 17).
При пользовании клиновидными ручьями с уклоном в 45° для квадратных канатов последние располагают так, чтобы они прилегали к одной из стенок, как указано на фиг. 17, потому что в этом случае ц. т. каната устанавливается в ручье более глубоко по сравнению с симметричным расположением канатов. Форма ручьев по фиг. 18 и 19 с наклоном поверхностей в 75° рекомен- дуется при последовательной системе К. п. Квадратные канаты лоясатся симметрично, благодаря чему отсутствует скольжение по реборде. Для канатов трапецоидального сечения можно применить шкивы с ручьями обычной формы с уклоном в 45° (фиг. 20). Фиг. 21. Поддерживающие и направляюпще шкивы для круглых канатов изготовляются с круглыми желобками (фиг. 16); такая форма дает ббльшую поверхность прилегания. На фиг. 21 представлен обод шкива с 14 желобками, внутренн.яя поверхность к-рого для облегчения веса имеет волнистую форму. Для получения простой чугунной отливки часто применяется цилиндрическ. форма по фиг. 17. Для изготовления гладких и одинаковых по форме ручьев ободе, чаще всего подвергают предварительной обточке с фрезерованием. Часто шкивы делают со стыком между спицами, что догП)стимо только при малых скоростях, при больших же скоростях следует этого избегать. Шкивы шириной, большей чем 400-500 мм, снаблшют двумя рядами спиц; шкивы с очень большим количеством желобков отливают в виде Фиг. 22. Фиг. 23. двух самостоятельных шкивов, соединяемых друг с другом болтами. Семижелобко-вый свертный шкив изображен на фиг. 22. Шкив завода Бюльфель, изображенный на фиг. 23, выполнен с поверхностью стыка по Фиг. 24. средней плоскости двух диаметрально противоположных спиц усиленного эллиптического сечения и с узкой поверхностью стыка. Шкив, к-рым пользовался Камерер при скоростях 40 м/ск, представлен на фиг. 24.
|