Литература -->  Изомерия в производственном цикле 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 [ 113 ] 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163

Уклон отаодных труб от приемников до стояков делается, независимо от диаметра, в 0,01. Стояки должны располагаться внутри зданий, но их не следует заделывать в стены. Диаметр вытяжных труб внутри зданий делается одинаковым с диаметром сточных частей, а на чердаке и вьппе крыши, где возможно промерзание труб,-на 50 мм более сточных. Диаметры спускных труб для дождевой воды с крыш делаются в 100, 125 и 150 мм, а с крылец, балконов и пр.-50 и 75 мм. Сточные трубы для домовой сети употребляются чугунные асфальтированные. Свинцовые трубы нежелательны, т.к. они плохо противостоят механич. повре-зкдениям. Чугунные канализационные трубы еще не нормированы в СССР. На чугунных сточных трубах для прочистки их местами ставятся особые фасонные части- ревизии, имеющие отверстия, герметически закрывающиеся крышками. Все санитарные приборы должны иметь гидравлические затворы (сифоны), расположенные непосредственно под ними и препятствующие проникновению газов из канализационной сети в помещения. Все приборы, кроме клозетов, д. б. снабжены решетками, прикрепленными наглухо, с отверстиями не более 6 мм, при чем общая площадь их д. б. не более площади поперечного сечения отводной


Фиг. 19.

трубы, предпочтительно - не более половины ее. Все санитарные приборы должны иметь округлую форму, чтобы грязь не могла нигде задерживаться, и д. б. сделаны из материалов, не поддающихся влиянию сточной жидкости. Лучший материал для кло-зеФных чаш-фаянс и штейнгут. В последнее время за границей появились чаши т. н. консольного типа, к-рые прикрепляются к стене, так что пол под ними легко содержать в чистоте. Писсуары делаются фаянсовые, чугунные эмалированные И керамические (плиточные). Последние особенно хороши для мест общественного пользования. Число мест в общественных уборных и общелсити-ях рассчитьшается по 1 очку на 20-25 чел.

В последнее время при развитии автомобильного дела с полов гараней может попадать в канализационную сеть бензин; в таких случаях: необходимо ставить особые бензиноотделители, которые отделяют бензин в силу разности удельных весов его и воды (фиг. 19). Кухонные раковины и мойки делаются керамические, фаянсовые, фарфоровые, чугунные эмалированные и медные луженые. При раковинах в больших кухнях и ресторанах для улавливания

т. Э. т. IX.

сала следует ставить т. н. сальные горппси. Умывальники делаются медные, железные оцинкованные, чугунные и фаянсовые. По обязательньш постановлениям, в СССР один умывальный кран приходится на

4 - 20 чел. Ванны делаются цинковые, железные оцинкованные, чугунные эмалированные, медные, фаянсовые, мраморные, гранитные, бетонные, железобетонные, из каменной кладки и проч. Одна ванна в общежитиях, больницах и пр. устраивается в СССР на 25 человек.

Стоимость сооружений. Для оценки строительной стоимости канализационных сетей имеется очень разнообразный и ненадежный материал, основанный на различных методах подсчета. Для ориентировки могут слу-лсить следующие цифры (без технич. надзора и составления проекта). При общесплавной системе в нек-рых городах 3. Европы стоимость сети обошлась в 28-54 р. на 1 те. л и 22-35 р. на жителя, в Бармене полная раздельная К. обошлась в 42 р. на 1 п. м., в Москве раздельная неполная (II очер.) К.- 31р. 87 к.на 1те.же административно-техническими расходами. По материалам Гл. упр. комм.хоз. НКВД РСФСР,стоимость раздельных неполных К. по сметам для нек-рьгх городов обходится от 22 р. 67 к. до 57 р. 56 к. на 1 те. ж протяжения сети в современных, золотых рублях. Устройство насосных станций, по данным для Москвы, обошлось от 11 р. 42 к. до 14 р. 70 к. на 1 м перекачиваемой сточной жидкости в сутки в довоенных рублях. Что касается эксплоатационных расходов, то, по довоенным данным, стоимость отведения 1 м сточной жидкости на очистные сооружения для систем сплавного типа составляла 5 - 7 к., а с районными станциями 7-9 к.; расход натекущий ремонт канализационных сетей и др. сооружений равняется примерно 0,5-1% их стоимости.

Лит.: Данилов Ф, А., Удаление и обезвреживание городских нечистот, канализация, очистка сточных вод, М., 1927; Епш А. К., Канализация городов и очистка сточных вод, СПБ, 1903; 3 в я-гинский Я. Я., Канализация зданий, М.-Л., 1928; его же. Канализация г. Москвы, М., 1929; Иванов В. Ф., Канализация населенных мест, Одесса, 1926; его же, Водоснабжение канализация поселков, М.-Л., 1927; У ш а к ов Н., Канализация населенных мест, М.-Л., 1927; Чижов Н. К., Водостоки, канализация городская и домовая, СПБ, 1895-96; Каменно-керамические канализационные трубы и фасонные части к ним, ОСТ 68-73, 1927; Постановления Бюро Всероссийских водопроводн. и санитарно-техническ. съездов. Основные положения для составления проектов водоснабжения и канализации, Москва, 1927; Правила устройства домовой канализации, Москва, 1923; Genzmer Е., DieEntwasserungd.Stadte, Lpz., 1924; ImhoffK., Taschenbuch d. Stadtentwasserung, 4 АиП., Mch., {ШЬ; Knauer H., Kanalisation, Strelitz in Mecklenburg, 1924; Putzeys F., Ouestlenne P.,

5 с ll 0 01 s F., R u 1 о t H., Assainissement des villes, Paris, 1925. Я. Звягннский.

КАНАЛЫ СУДОХОДНЫЕ, искусственно созданное русло, по своим размерам допускающее движение по нему судов. В зависимости от того, для каких судов, морских или речньЕХ, предназначаются каналы, они делятся на: а)морскнеиб)внутрен. плавания.

Морение каналы можно подразделить по целям устройства на три главнейших вида: 1) каналы, соединяющие моря для сокращения длины пути; 2)каналы подходные, устраиваемые с целью дать возможность морским судам подходить к крупным промышленным



центрам, если естественная глубина недостаточна для этого; 3) каналы входные в портах. Каналы первого вида устраиваются как открытыми, т. е. свободно соединяющими моря, так и шлюзованными; иногда шлюзованными устраиваются и каналы второго вида,-но б. ч. они устраиваются открытыми; каналы эти иногда огранедаются дамбами. Направление каналам дают по возможности прямолинейное. Еспи, по местным условиям, необходимы закругления, они д. б. очерчены по кривьпй достаточно большого радиуса; на кривых участках пшрина канала увеличивается. Величину уширения обычно определяют (в м) по ф-ле: Е=2%--, где Е-уши-

рение и Pi,-радиус закругления в м. Дно канала в продольном направлении делается обычно горизонтальным.

Сопротивление движению судов по каналам даже при небольших скоростях, по сравнению с сопротивлением в неограниченном водном пространстве, значительно больше; оно зависит от формы судна и размеров сечения канала, быстро вбзрастая с увеличением скорости и уменьшением размеров сечения канала. Это сопротивление 8 можно получить из сопротивления судна s на пути неограниченных размеров путем умножения на некоторый коэффициент с, называемый коэффициентом сопротивления пути: S = cs.

При одинаковых прочих условиях, сопротивление движ;ению по каналу зависит от отношения площади сечения канала й к площади миделевого сечения судна со (сечения по миделевому шпангоуту). Наиболее употребительно соотношение для наибольшего судна n = -5. Запас глубины под килем для

судов наибольшей осадки делается не менее 1,0 м. За.ложение откосов К. с. делается в зависимости от грунта берега и способа укрепления; обычно оно равно 2:14-3:1; если же канал представляет прорезь в открытой части моря или речном русле, то стенки прорези образуются в виде естественного откоса грунта и не укрепляются. Берег канала укрепляется как выше поверхности воды, таге ii ниже ее для защиты от волнения, развивающегося при проходе судов. Если канал пресноводный, возможно укрепление берега растительностью или каменной наброской, сухой кладкой, фашинами и пр.; для каналов с морской водой укрепление растительностью неприменимо.

Примерами К. с, соединяющих моря, могут служить каналы Суецкий и Панамский ! Суецкий канал, между Средиземным и Красным морями, от Порт-Саида до Суеца,-открытый; начат постройкой в 1859 году. Ширина по дну первоначально была 22 м, глубина 8 м. В дальнейшем ширина была увеличена до 45 м на глубине 11 м, а местами и до 60 л* на глубине 10 м. Из общей длины в 161 км 87% приходится на прямые участки; на длине 14,5 км канал проходит по озерам. Выходы в моря ограждены молами. Панамский канал, между Мексихсанским заливом и бухтой Лиман на Тихоокеанском побережья, общей дл. 81 км,-ошлюзованный. Ширина канала-от 91,5 до 300 jh, глубина-12,2 м

в шлюзованной части и 13,7 J№ в подходах к последней. Средняя шлюзованная часть, длиной Ы км, имеет горизонт воды на 26,0 м выше уровня океана.

Примерами подходных каналов могут слуисить многие каналы на побереньп Балтийского, Азовского и Черного морей (Ленинградский, Ростовский, Николаевский, Мариупольский и др.).

Входные каналы в портах на песчаных побережьях такж;е имеются во многих портах СССР. Глубина кх образуется и поддерживается зем.чечерпанием; для сохранения ее часто входные каналы ограждаются молами.

Каналы внутреннего плавания устраивают не только тогда, когда нужно создать водный путь для соединения двух рек, разделенных водоразделом, но нередко, и вдоль существующих рек и озер, когда эти последние почему-либо не м. б. использованы с выгодой и удобством для судоходства. Каналы первого рода называются соединительными, при чем, если канал проходит через водораздел, то он устраивается всегда шлюзованным; наивысший его бьеф называется раздельным. Каналы второго рода называются боковыми, или обх-одными. Озера, входящие в водные систелш, обьшно-венно обходят каналами во избежание опасностей для речных судов при волнении, устранение к-рых требует от судов более прочной конструкции, ненужной при речном плавании. Боковые и обходные К. с. устраивают как открытыми, так и шлюзованными.

Прибегать к шлюзованию каналов вообще приходится в случаях: 1) когда открытый канал требует слишком больших работ, 2) когда питание канала водой недостаточно, чтобы обеспечить глубину, требуемую судоходством, и 3) когда скорости в каналах при открытом его состоянии вызывали бы затруднения для движения судов.

В -каналах внутреннего плавания размеры и форма сечения их определяются, с одной стороны, условием минимума земляных работ по устройству ложа канала, а с другой-требованием, чтобы при движении по каналу судов с определенной, установленной экономич. условиями скоростью судно не испытывало чрезмерных сопротивлений, делающих самую эксплоатацию канала дорогой и невыгодной для судоходства. Вопрос о выборе наиболее рационального типа поперечного сечения канала подвергался обширным исследованиям и не может считаться окончательно решенным и в настоящее время. Крайними типами являются трапецоидаль-пый и криволинейный, но имеет большое распространение и ложбинообразный, образованный рядом пересекающихся прямых.

Фиг. 1 дает представление о поперечных сечениях фран- -т-к цузских и германск. каналов. В СССР по- Фиг. 1.

перечные сечения каналов имеют трапецеидальную форму, и размеры их зависят гл. образом от разм;еров судов, совершающих по ним рейсы, интенсивности судоходства и свойств грунтов, из которьгх состоят откосы берегов.



В СССР судоходные каналы имеются почти на всех водных системах. В Mapиинской системе, соединяющей Ленинградский порт с г. Рыбинском, имеются каналы: Приладож-ский. Онежский, Белозерский и Ново-Мари-инский.Приладожские каналы образуют две параллельные друг другу линии старых и новых каналов. К старой линии принадлежат каналы: Старый Ладожский, дл. 110,94?ш, Старый Сясьский, дл. 10,66 км, Старый Свирский, дл. 51,20 км. К новой линии при-надлелсат каналы: Новый Ладожский, дл. 110,41 км, Новый Сясьский, дл, 10,24 и Новый Свирский, дл. 45,87 км. Новые При-ладожские каналы имеют ширину по дну 25,60 м. Откосы каналов: от подошвы у дна до высоты 1,7 м двойные, далее на высоту

1.06 м - тройные, а верхние-опять двойные. Белозерский канал имеет ширину по дну до 23,47 л*; откосы берегов - полуторные, глубина канала при нормальном подпертом горизонте 2,13 Л1. Ново-Мариинский канал имеет ширину от 21,33 до 23,5 м; подводные откосы в землистых грунтах-двойные, надводные- полуторные, в плитном грунте - половинные. Глубина воды при нормальном подпертом горизонте 2,13 Л1, В Вышневолоцкой водной системе имеются каналы: Тве-рецкий, Цнинский, Сиверсов и Вишерский. Тверецкий канал, соединяющий р. Тверцу с р. Цной, имеет длину 2,9 км, ширину по дну 21,33 м, глубину от 2,13 до 3,62 м. Правый берег канала держится в естественном состоянии, левый укреплен на всем протяжении гранитной обделкой. Цнинский канал (обходит плотину с Цнинским бейшлотом) имеет длину 1,17 км, ширину по дну 21,33 м и глубину от 2,83 до 3,55 м. Берега канала, имеют гранитную обделку, Сиверсов канал, соединяющий р. Мету, с р. Волховом, имеет д-пину 9,06 lot и ширину по дну 21,33ж. Вишерский канал, соединяющий р. Вишеру с р. Метой, имеет длину 15,46 км и ширину по дну 9,59 м. В Березинскую води, систему, соединяющую Днепр с Зап. Двиной, входят каналы: Сергучевский, Соединительный, Ве-ребский, Ленельские 1-й и 2-й иЧашницкий. Сергучевский канал, соединяющий р. Сургут с Березиной, имеет дл. 9,03 км и шир. по дну 10,66 ле. Соединительный канал, соединяющий 03. Плавно с 03. Берешто,имеет длину 7,48 км, ширину по дну 17,06 м. Канал проложен в торфе. Глубина канала от 0,6 до

1.7 м. Веребский канал, соединяющий р, Берешту с р, Ессою, имеет длину 2,62 км, ширину по дну 10,66 м; глубина фарватера 1,49 м. 1-й Лепельский канал соединяет 03. Просно с оз.Лепельским, длина канала 0,49 км, ширина по дну 17,06 м. 2-й Лепельский канал обходит верхнюю часть р. Уллы при выходе ее из Лепельского озера, имеет длину 0,23 км, ширину по дну 12,8 м. Чаш-, ницкий канал имеет длину 1,2 км, ширину по дну 12,8 м. В Тихвинской водной системе имеется Тихвинский канал, идущий по раздельной части системы. В Сибири имеется соединительный канал Обь-Енисейского водного пути; он соединяет оз. Большое и р. Малый Кас и имеет длину 7,83 кж. Ширина канала по дну выполнена в 12,8 м.

При устройстве соединительных каналов, пересекающих высокие водоразделы, неред-


ко, в целях снижения стоимости работ а иногда и по условиям питания каналов, раздельный бьеф его устраивают в тоннеле. Поперечное сечение этих тоннелей бывает различное, гл. обр, в зависимости от того, рассчитаны ли они на встречное движение судов или на одностороннее. На фиг, 2 изобра-лсено сечение тоннеля Сен-Кентенского канала, рассчитанного на одностороннее движение судов, а на фиг, 3 - сечение Кондского тон- неля для двустороннего движения судов. Оба . эти канала находятся во Франции. , ,

Во избежание повре- фиг. 2.

ждения от волнения при проходе судов откосы каналов укрепляются в пределах волнения (волнобоя) наиболее целесообразным в данных местных условиях способом. Выбор типа укрепления в каждом данном случае зависит, конечно, от того, какой материал имеется под рукой и из какого материала постройка и содержание укрепления будут стоить дешевле. В СССР укрепления берегов по типам их могут быть разделены: 1) на укрепления, для постройки которых употребляется лес в разных видах (бревна, пластины, доски, хворост), 2) укрепления из камня разных пород и 3) укрепления так называемого смешанного типа-из дерева и камня.


Фиг. 3.

Для производства бечевой тяги на всем протяжении канала устраиваются по берегам особые пути, т. н. бечевники. При одностороннем движении судов бечевники устраиваются с одной стороны, при двустороннем-по обоим берегам канала. В местах впадения в канал речек, для возможности перехода через них, устраиваются так назьь ваемые бечевые мосты.

Питание каналов водой производится, в зависимости от местных условий, как с концов, так и на протяжении канала посредством особых питательных каналов, а также и естественных водостоков. В отдельных случаях питание каналов производится из специально устраиваемых для этой цели водохранилищ. Для регулирования горизонта воды в канале, на протяжении его устраивают специальные сооружения-водосливы (см.) и водоспуски (см.).

Пропускная способность кагкдого капала, как искусственного пути, имеет предел,



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 [ 113 ] 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163