Литература -->  Бумажный брак в производстве 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 [ 97 ] 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161

Живой вес для крупного рогатого скота (по Мациевичу) Р=:ахех69, при чем для тощего скота берут коэфф. 63, а для откормленного 75. Точно также Р=ах вXCWCX62. По Клювер-Штрауху составлена таблица, в к-рой в столбцах на пересечениях основной длины л и обхвата с ь см находят живой

вес в ка. По Пресслеру, Р= { 2л; х г х на

постоянный коэффициент в зависимости от упитанности: для волов 39, 40, 41, для молодняка 40,41,42, для коров (нестельных) 42, 43, 44. Для откормленных волов, по Кетле, Р=б2х3X8,75;по Крева, P = axexwx80; по тому же автору, Р=:вх80. Для убойного веса, по Домбалю, Р=6x29,5; по Эварту, P=exdx53,5; по Крева, P=axexwx50. Все измерения делаются в см, живой вес получается в кг.

Для определения живого веса лошадей измеряют обхват е в англ. дюймах и длину корпуса л и, приняв обхват за окружность круга, вычисляют его радиус, возводят в квадрат, и помножают на длину корпуса, а полученное произведение делят на коэфф. 27,5 либо 30,7, либо 35,3, смотря по упитанности. По Хлюдзинскому, рост лошади в холке, выраженный в англ. дюйм., умножают: для рабочих лошадей легкого сложения на 13 либо 14,5, либо 16 и для лошадей тяжелого типа на 19 либо на 21, смотря по упитанности (вес в фн.).

Живой вес свиней, по Придорогину, получают умножением длины туловища н, выраженной в дюймах на обхват корпуса в в дюймах же и делением произведения на 9 либо 10, либо 11, смотря по упитанности (вес в фунтах).

Лит.: Широких А., Основы улучшения крупного рогатого скота, Варшава, 1898; Лйскун Е. Ф., Кормление сельскохозяйственных животных, 2 изд., Москва, 1926. Е> Лискун.

ВЕС СЦЕПНОЙ локомотива, вес, падающий на те оси локомотива, к к-рым прилагаются вращающие их силы. Локомотив может двигаться лишь тогда, когда вращающие силы FtpQ, где -коэфф. трения между колесом и рельсом, а Q-вес, приходящийся на движущие колеса. Коэфф. трения назы вается также коэффициентом сцепления, по этому и вес Q, определяющий значение наибольшей возможной силы тяги, получил название веса сцепления, или, проще, сцепного веса. Из ф-лы видно, что, чем больше значение необходимой силы тяги локомотива, тем больЩе должен быть сцепной вес. В товарных локомотивах, развивающих большую силу тяги при малой скорости, используется по возможности максимум веса, и отношение В. с. к общему весу колеблется в пределах 75-100%. В пассажирских локомотивах, работающих при более высоких скоростях, но с меньшей силой тяги, нет надобности использовать для сцепления максимум веса, и поэтому отношение в них В, с. к общему принимается от 50 до 75%. В абсолютных величинах вес сцепной товарных локомотивов в Америке равен 120- 150 т, достигая в исключительных случаях 250 т, в Европе не превосходит 80-100 т. Вес сцепной пассажирских локомотивов: в Америке 90-120 т, в Европе 50-75 т.

ВЕСА ИЗМЕРЕНИЙ. Если произведено п измерений одной и той же величины х с одинаковой точностью и результаты измерений выразились числами Xi,Xz, ...Хп, то наивероятнейшее значение х есть среднее арифметическое:

+ ., + ...

(см. Ошибки измерении). Для получения наивероятнейшего значения при неравноточных наблюдениях вообразим, что каледая величина Xi есть средняя из р равноточных наблюдений:

Xi =--~

Тогда по ф-ле (1) наивероятнейшее значение

Р1 + Р2 + +Рп Pii + РаДа + + Рпп Pi + Pa-t- +Р

В ф-ле (2) при Xi находятся множители р - В. и. В практике, имея единичные измерения Xi неравной точности, канедому из них приписывают вес р, стараясь из обстановки наблюдения выяснить его точность и придавая ббльшие веса более надежным измерениям; затем наивероятнейшее значение

X вычисляется по формуле (2). в. Степанов,

ВЕСЕЛЯЩИЙ ГАЗ, закись азота, см. Азота окислы-.

ВЕСОК, отвес, нить с грузом на конце; для проверки вертикальности установок нить подносят к данной установке и, когда колебания груза прекратятся, проверяют параллельность нити относительно плоскости стены, стоек, столбов и т. п.

ВЕСЫ, прибор для определения веса тел. В зависимости от принципа, положенного в основу конструкции, различаются следующие типы весов: рычажные, гидростатические и пружинные. Наибольшее применение в промышленности, торговле и научной работе имеют рычажные весы.

Весы вообще до.пнхны обладать следующими свойствами: 1) устойчивостью, 2) чувствительностью, 3) верностью, 4) неизменяемостью показаний и 5) прочностью. Устойчивость-свойство В. автоматически возвращаться после нескольких колебаний в состояние равновесия по прекращении действия силы, нарушившей равновесие. Чувствительность-свойство рычага отклоняться на видимый угол под действием достаточно малого груза. Верность В. в смысле абсолютной математической точности практически неосуществима вследствие трения в частях механизма и неизбежной неточности отношения плеч. В виду этого законом устанавливается для каждого рода В. допускаемая максимальная погрешность, и т. о. В. считаются верными, если ошибки, получаемые при взвешивании, не выходят за пределы допуска. Неизменяемость показаний заключается в совпадении результатов при повторных взвешиваниях одного и того же груза на одних и тех же В. Это совпадение такнсе не м. б. математически точным, и практически требуется лишь, чтобы



расхождение не выходило за пределы допуска. Наконец, прочность-свойство весового прибора продолжительно сохранять требуемую степень устойчивости, чувствительности и верности.

В 1928 г. Комитет по стандартизации при СТО утвердил стандартную номенклатуру, условные обозначения и наибольшие нагрузки (грузоподъемность) для рычажных весов, подлежащих обязательной поверке и клеймению (табл. 1). Кроме вошедших в

Табл. 1.-Стандартная номенклатура весов (ОСТ 248, 249).

Название

Условное обозначение

Наибольшие нагрузки

Ко ромысловые

обыкновенные .

2,5,10,20,50.100,200 КЗ

Коромысловые

точные .....

1,5,20,50,100,200,500 г.

1,5,10,20,50 кг

Безмены.....

10,20 кг

Столовые ....

2,5,10,20,30 КЗ

Товарные ....

100.200,500 кг, 1.2,3 т

Возовые.....

2,3,5.10т

Вагонные ....

30,50,75,100 т

Крановые ....

500 КЗ, 1. 2, 5, 10,20 m

Медицинские . .

20.150 кг

стандартную номенклатуру В., на практике применяются еще нек-рые специальные типы: а) автоматические (преимущественно для сыпучих и жидких тел)- Ав , б) аналитические для лабораторной и научной работы- Ан , в) образцовые и для поверки гирь- Ки , г) специальные для раз-.71ИЧНЫХ особенных целей (для определения сорта пряжи, бумаги и пр.)- Си .

I. Общая теория рычажных В.

На фиг. 1 изображен АВ-рычаг 1-го рода: О-точка опоры, Р-гиря, приложенная на расстоянии L от точки опоры, Q-взвешиваемый груз, приложенный на расстоянии I.

Условие равновесия QI = LP, или Q = j Р.

1) При постоянном отношении L : I я пере-0 . менном Р, В. могут быть: равной леч-ные, если L=l, неравноплеч-н ы е, если Ll; при чем, если L : 1=10, весы назьшаются десятичными. 2) При постоянном Р, но переменном отношении L : I, В. называются безменом. 3) Наконец, если при постоянных Р и i : Z вес тела определяется по углу отклонения рычага, получаются циферблатные В, I,.-

Рьгааг в весах, на ---

котором помещаются гири для определения веса, называется коромыслом. Построение коромысла уясняется следующими теоретич. соображениями. Пусть Р и (фиг. 2) будут две взаимно уравновешивающиеся силы, а R-собственный вес коромысла, приложенный к центру тяжести С. Прибавлением груза г заставляем ко-

ФИГ. 1.

Фиг. 2.

ромысло отклониться на угол к. При перемещении ц. т. из С в Ci имеем такое равенство моментов сил: r-AiOROO, или rL cos а =Re sin а, откуда

Грузик г характеризует чувствительность весов: чем он меньше при том же угле отклонения, тем коромысло чувствительнее. Увеличение расстояния е влечет за собой необходимость увеличения грузика г и вызывает уменьшение чувствительности. Следовательно, для увеличения чувствительности расстояние между точкой опоры и центр, тяжести должно быть минимальным; в этом случае рычаг легче выводится из состояния равновесия и возвращается к нему после значительного числа колебаний. С другой стороны, для обеспечения устойчивости ц. т. рычага должен находиться ниже точки опоры; при совпадении обеих точек получится состояние безразличного равновесия, при помещении же ц. т. выше точки опоры-неустойчивое равновесие. Увеличение чувствительности путем увеличения плеча L имеет то неудобство, что одновременно увеличивается и вес R, а вместе с тем, при удлинении рычага, увеличивается возможность его прогиба. Отсюда следует, что рычаг д. б. возможно коротким, из легкого материала, с наибольшим модулем упругости. В особо точных В. прибегают к опти-ческ. приборам для наблюдения очень малых углов отклонения и тем практически уменьшают величину грузика г, т. е. увеличивают чувствительность В. Если прямая АВ, соединяющая точки приложения сил (точки


подвеса чашек), не проходит через точку опоры О, что бывает на практике вследствие изгиба рычага и некоторой неточности изготовления прибора, то это также отзывается на чувствительности В. На фиг. 3 изображен такой случай изгиба рычага: <р-угол наклона плеча АО к горизонту, В-точка приложения равнодействующей сил Р и (центр тяжести чашек и 1йс груза), е--расстояние этой точки от опоры, е-расстояние центра тяжести коромысла от точки опоры. Момент грузика г должен уравновесить момент рычага и момент, образовавшийся б.тта-годаря смещению центра тяжести в В. Условие равновесия:

rLcos а) = Ре sin к -)- (Р -Ь )eiSin сс, откуда

, Re + (P + Q)e, sin а

L cos (<р + а)

Т. О., помимо веса рычага и расстояния его ц. т. от точки опоры, чувствительность зависит также от нагрузки и от величины



угла (р; когда R незначительно по сравнению с {Р + Q), можно практически принять, что чувствительность обратно пропорциональна нагрузке. Помощью аналогичных Соображений можно получить выражение и для того случая, когда точки А и В выше точки опоры:

Re-(P + Q)ei sin а

L * COS(a-cc)

Здесь при (Р + Q)ei<Re-устойчивое равновесие, при чем чувствительность возрастает с увеличением нагрузки, так как грузик г, как видно из формулы, уменьщается; при (Р + Q)ei = Re - безразличное равновесие, а при (Р + Q)ei>Re - неустойчивое равновесие (В. заваливаются ).

В формуле = Р при постоянном Р отношение L : I может изменяться трояким образом: а) изменяется L (перемещением передвижной гири)-безмен 1-го рода (так назыв. римское коромысло); б) изменяется I (перемещением взвешиваемого груза)-безмен 2-го рода, имеющий ограниченное применение лишь в нек-рых специальных весах; в) одновременно изменяются L я I (перемещением точки опоры)-безмен 3-го рода, к употреблению не допускается. Условие равновесия для безмена 1-го рода (фиг. 4) при

.dl г

-точха лотеса

С

1 1 1 1 г

0

J

>

Фиг. 4.

нахождении передвижной гири Р на п ос л е д и е м делении к шкалы выражается равенством моментов левой и правой части:

PL+Mi=M+lqlQ, где и ilfa-собственные моменты левого и правого плеч безмена, q-вес чашки безмена, а Q-груз. При отсутствии груза гиря находится на нулевом делении т (отстоящем от точки опоры на d), и в таком случае уравнение равновесия имеет вид:

Pd-Miql+M.,. Вычитая последнее уравнение из предыдущего, получаем:

PL-Pd = Ql, откуда вес передвижной гири Р = Из

формулы ясно, что величина взвешиваемого груза прямо пропорциональна (L-d), т. е. длине шкалы, чем и определяется способ нанесения делений, а именно: нанеся два крайних деления, подразделяют расстояние между ними на равные части, которые и соответствуют равномерному изменению значения передвижной гири.

В практике производства и ремонта безменов встречается необходимость исправления веса передвижной гири. Если мы обозначим через р груз, который надо прибавить к гире при нахождении ее на конечном делении для восстановления равновесия, а через х недостаток веса передвижной гири при нуле, то получаем следующие уравнения моментов. При нахождении гири на конечном делении шкалы:

Фиг. 5.

(P-x)L + Mi+pL=31,+ql + Ql, а при нахождении передвижной гири на начальном делении:

(P-x)d+Mi= M+ql. Вычитая второе уравнение из первого и подставляя значение Р, ранее полученное, находим:

Построение циферблатных весов уясняется из фиг. 5: О - точка опоры, С - центр тяжести, е- расстояние между [-.<; ними, i? - вес ры- --

чага, Р - постоянный вес гири, Q~ груз, уравновешивающий эту гирю. Если к грузу Q прибавить груз q, то при отклонении рычага на угол а имеем равенство моментов:

PL cos к 4-Ре sin сс= QI cos cc+gZ cos к. Заменяя PL через равную ему величину QI, найдем q==f tga; подставив вместо

tz а равную величину , получим: q = ~d.

При постоянном множителе может происходить лишь изменение величины отрезка d, которое пропорционально нагрузке. Последи, свойство и позволяет нанести шкалу в виде циферблата. Построение шкалы (фиг. 6): через конец В рычага, который служит указателем, проводится отвесная линия MN, на которой откладываются равные части, отвечающие равным приращениям веса нагрузки. Соединив эти точ-м> ки деления с цент-/\ ром вращения рычага, получим искомые деления циферблата: О, 1, 2,3,4, о, которые, не будучи равными по величине между собой, ВТО же время отвечают одинаковым изменениям нагрузки. Величина отрезков дуги уменьшается по мере отклонения рычага от горизонтального положения, и, следовательно, чувствительность весов уменьшается с увеличением нагрузки. Необходимость помещения центра тяжести далеко от точки опоры не позволяет достигать в циферблатных В. высокой чувствительности. Чувствительность циферблатных весов уменьщается также и потому, что для вращательного движения рычага на 90° и более призма заменяется осью, что дает значительно большее трение.

И. Системы и конструкции рычажных В.

1) Кор омы с левые В, обыкновенные (условное обозначение О )-равно-плечные весы с подвешенными чашками


Фиг. 6.



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 [ 97 ] 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161