Литература -->  Бумажный брак в производстве 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 [ 76 ] 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161

длиной 16 ж и диам. 1,2 м, в к-рой происходит разделение окиси цинка и окиси свинца. Окись свинца переходит вместе с газами во второй аппарат Котреля, где и осаждается. Окись же цинка выгребают из концевой части печи. Процесс протекает в две стадии: 1) процесс восстановления в массе и 2) окисление восстановительных газов и паров металлов поверх шихты в пространстве печи. Во время процесса, по мере уменьшения содержания цинка в шихте, пламя становится меньше и в конце процесса имеет цвет слабо желтый. Стоимость обработки в сутки 40 т цинково-свинцовых отбросов составляет 548 золотых марок. Извлечение цинка в виде окиси-до 93%, а свинца-до 90%. В печных шлаках остается от 0,13 до 0,5% цинка и около 0,5% свинца.

Лит.: Труды II Всесоюзного совещ. по цветным металлам, т. 1, стр. 174, М.-Л., 1927; Meta)l und Erz , Halle, 1917, Heft 11. В. Ванюков.

ВЕНЕЦЕЙСКАЯ ЯРЬ-МЕДЯНКА, средняя уксуснокислая медь с двумя молекулами кристаллизац. воды Cu(C2Hs02)2 2 НО получается обработкой голубой медянки (основной уксусномедной соли) крепкой уксусной к-той или взаимодействием медного купороса и уксуснокислой соли такого металла, который дает с серной к-той нерастворимую соль. Темные сине-зеленые кристаллы В. я.-м. на воздухе слегка выветриваются. В. я.-м. растворяется в холодной и горячей воде. Краска часто фальсифицируется подмесью тяжелого шпата, гипса или глины; все эти примеси, как и примесь солей железа, легко распознаются по нерастворим, остатку в водном аммиаке, в к-ром В. я.-м. растворяется полностью. Главное применение В. я.-м.-для окраски железных крыш. Для этого нек-рое количество тертой венецейской ярь-медянки прибавляют к тертым свинцовым белилам; вначале бирюзовый цвет переходр1т затем в зеленый и таким остается. Олифная пленка с медянкой настолько прочна, что не изменяется в течение многих лет.

Лит.: Михайлов С Н., Производство минеральных и земляных красок. П., 1915.

ВЕНЕЦИАНСКИЙ ТЕРПЕНТИН, живица лиственницы Larix decidua Mill, (в Тирольских Альпах); добывается из ствола дерева, в к-ром весной пробуравливают отверстия глубиной в 2-4 см и затыкают деревянной пробкой; осенью собирают накопившуюся за лето живицу (2-4 кг с дерева). В. т.- светлая, слабо флуоресцирующая жидкость, горького вкуса, уд. веса 1,08-1,185; застывая, обращается в прозрачную бесцветную пленку; в отличие от других сортов, растворяется в 3 вес. частях 80%-ного спирта. В. т. относится к лучшим сортам терпентина, применяется при изготовлении лаков, в керамике - как цемент, в медицине - при изготовлении пластырей. В СССР может получаться В. т. высокого качества из Larix sibirica Ldb. и Larix dahurica Turcz.

ВЕНСКАЯ БЕЛАЯ, углекислый кальций, приготовляемый из едкой извести; в своем составе кроме углекисл. кальция содержит часть неизмененной едкой извести. В. б. применяется как водная и клеевая краска.

ВЕНСКАЯ ИЗВЕСТЬ, негашеная известь, нежный белый порошок, получающийся из

тонко размолотого свежеоболсженного известняка. В. и. употребляется для чистки металлов, главным образом чугуна, меди и латуни, и при никелировании. На воздухе она быстро желтеет (вследствие соединения с влагой и углекислотой воздуха), поэтому требует хранения в жестяных, плотно закрытых коробках. Для употребления нужное количество В. и. растирают со спиртом и вазелиновым маслом (см.).

ВЕНТИЛЬ, запорное приспособление, служащее для запора потока жидкости, пара или газа в трубопроводах, аппаратах и т. п. Вентили делаются из стали, чугуна или бронзы и снаблшются фланцами или резьбовыми гайками для присоединения к трубам. См. Клапаны.

ВЕНТИЛЯТОРЫ, машины, создающие некоторую незначительную разность давлений, необходимую для придания скорости и для преодоления сопротивлени!! перемещению воздуха, газов или смеси их с материальными частицами по трубам и каналам или же непосредственно из одного пространства в другое с одинаковыми давлениями в обоих пространствах. Создаваемая В. разность давлений (разрежение или избыток давления), называемая в дальнейшем давлением, обычно измеряется в мм водяного столба или в м воздушного столба. Современные В. строятся для давлений от 4 до 1 500 мм вод. ст. и даже до 3 500 мм и выше. В. бывают: центробелшые, винтовые, цилиндрические. Кроме В. для тех же целей применяются поршневые воздуходувные машины (см.) и паро-, водо-и воздухоструй-ные аппараты. В. применяются: 1) для обновления воздуха (см. Вентиляция), путем отсасывания загрязненного, испорченного и нагнетания свежего (чистого) воздуха, в жилых помещениях, конторах, театрах, фабрично-заводских и промышленных предприятиях, 2) Д.71Я удаления вредностей, получаемых при производстве (газов, паров, пыли, опилок, очесов и т. п.), 3) для транспортирования материалов (стружки древесной, шерсти, волоса, льна, угля, зерна и т. п.), 4) для искусственной тяги в паровых котлах (дымососы), 5) для вагранок, металлургич. печей, кузнечных горнов и т. п., 6) для проветривания рудников, 7) для создания потока воздуха в аэродинамических трубах, и для других целей.

Центробежные В. Центробежные В. обычно состоят из железного клепаного или литого колсуха, имеющего форму спирали и заключающего в себе т.н. лопастное колесо, к-рое приводится во вращение какой-либо внешней силой. Главные части центробелс-ного В. (фиг. 1 и 2) следующие: Л-железный клепаных! кожух; 5-лопастное колесо с приклепанными лопатками С; В-ступица колеса, Е-вал его, расположенный в подшипниках F с кольцевой смазкой (в быстроходных В. ставятся шариковые или роликовые подшипники). У В., которые приводятся в движение от двигателя посредством ремня, между подшипниками на валу или на конце последнего посажен рабочий шкив 6г, при чем для наиболее удобного выключения и включения В. в работу рядом с рабочим шкивом насаживается холостой.



В ряде конструкций вал двигателя связывается непосредственно с валом вентилятора при помощи эластичных муфт. Подщипники монтируются на основательных стойках Н,


Фиг. 1.

Фиг. 2.

клепаных из фасонного железа или литых. Для входа воздуха в В. или для присоединения к нему всасывающего трубопровода на кожухе устанавливается всасывающий патрубок J; в месте выхода воздуха на кожухе устанавливается фланец К, к которому присоединяется также и нагнетательный трубопровод.

При вращении лопастного колеса частицы воздуха, иаходивщиеся в каналах лопаток колеса в состоянии покоя, увлекаемые последними, приходят в движение и под влиянием центробежной силы вылетают из колеса в кожух и далее через выдувное отверстие выбрасьшаются наружу; взамен их в колесо вступают новые частицы, которые соверщают тот же процесс. Этот процесс создает внутри колеса и кожуха вакуум, вызывающий приток воздуха снаружи через всасывающее отверстие J, где и устанавливается определенное разрежение (недостаток давления по отнощению к атмосферному давлению), а у выдувного отверстия К-избыток давления. Засасываемый центробежным вентилятором воздух входит в колесо через всасывающее отверстие в осевом направлении, а выходит на окружности колеса, проходя через каналы, в радиальном или близком к радиальному направлении.

При движении воздуха по присоединенной к В. системе труб и аппаратов возникают сопротивления, вызываемые трением в трубах, местными сопротивлениями (задвижками, шиберами, отводами, коленами, фильтрами и проч.),вихреобразованиями ИТ. п. Та часть hg создаваемого В. давления, к-рая идет на преодоление сопротивлений, назьшается статич. давлением; часть ha давления, идущая на сообщение воздуху скорости, называется динамич. давлением; сумма обоих Jig называется общим, или су.ммарным, давлением. Ур-ие hg = \ + h является основным в вентиляторостроении. Скоростный напор зависит от скорости воздуха (газа), определяющейся из колич. протекающего воздуха и сечения трубопровода или канала. Если перемещается количество воздуха V м/ск со скоростью v м/ск, то, при сечении трубопровода в F м, имеем:

V = ~м/ск и hd= ~у мм вод. столба, где

у~уц. вес воздуха в кг/м, д=9,81 м/ск. Основное уравнение примет вид:

\ = К + У вод. ст.

Формула для скоростного напора дает достаточно точные для практики результаты, так как ошибка < 1% при скоростях до 60 м/ск; в вентиляторных же установках скорости значительно ниже.

Главной деталью В. является лопастное колесо. Большую роль в его конструкции играет форма и расположение лопаток (велич. углов лопатки), к-рые можно подразделить на три типа: 1) лопатки, выходящие радиально (фиг. 3 и 4), 2) загнутые вперед (фиг. 5), 3) загнутые назад (фиг. 6). Воздух, поступая в осевом направлении во всасывающее отверстие В., на дальнейшем своем пути постепенно изменяет направление, отклоняясь на 90°, пока не войдет в каналы лонаток (фиг. 2). Главными факторами в расчете лопастного колеса являются абсолютные скорости с входа и выхода воздуха. Эти скорости должны рассматриваться


Фиг. 3.

Фиг. 4.

Фиг. 5.

Фиг. 6.

как результирующие относительных скоростей W входа и выхода и окружных скоростей и, существующих на внутренней и наружной окружностях колеса. На фиг. 7 графически изображены скорости воздуха в радиальных лопатках. Если с, w и и выражены в м/ск, а-угол между сим, /? - угол между м; и м, то в общем случае

с2 = г<;2 -f м2 . 2wu cos (180°-/?); = с* + и - 2см cos а;

и + c-iv*

cos =

Теоретическое суммарное давление, создаваемое колесом вентилятора, составляется из давлений, образуемых суммой разности скоростей воздуха и разности окружных скоростей. Обозначим через Cl, Wi и. щ скорости у входа в каналы лопаток и на внутренней окружности колеса, через Са, го.2 и 2-соответственно скорости у выхода и на внешней окружности, через 1 и /?! - углы лопаток у входа и через 2 и 2 - У выхода. Если положить, что каналы лопаток расширяются по направлению к нарунс-ной окружности колеса, то относительная скорость уменьшается на Wi-w.; окружная скорость возрастает на и-щ; результирующая абсолютная скорость возрастает на Сз-Cl. Теоретическое суммарное давление, создаваемое колесом, выразится аналогично

h=--y мм вод. ст. = -м возд. ст. через


Фиг. 7.

uj-u! I tc\-wl

м возд. ст.



Сумма разностей квадратов окружных и относительных скоростей создает статическ.

с\-с1

давление, в то время как представляет

динамическ. давление. В действительности В. не дает давления, равного теоретическому, вследствие появляющихся потерь от ударов при движении воздуха по каналам лопаток.


Фиг. 8.

Отношение действительно созданного давления к теоретическому называется манометрическим кпд jw, который не следует смешивать с механическим кпд ?, обозначающим отношение полезно отданной работы В. к затраченной.Если hg-действительно созданное суммарное давление, to = ;u; отсюда: Ьд = H-fi м возд. ст. = Н-(1у мм вод. ст.

В зависимости от формы лопаток манометрический кпд fi для больших В. имеет следующие средние значения: для лопаток, загнутых вперед-77%, для прямых-65%, для загнутых назад-55%. Для небольших В. эти значения очень понилсаются. Потери от удара, достигая больших размеров, сильно снижают манометрический кпд , особенно при резких изменениях направления потока воздуха при вступлении его в колесо; наименьшие потери получаются при радиальном направлении струй воздуха у входа в каналы лопаток; поэтому угол i б. ч. выбирается так, чтобы абсолютная скорость Ci входа потока в лопатки имела радиальное направление. Такое направление потока обусловливает выбор > щ соответственно Ci- При радиальном направлении Ci (фиг. 8)

гл = с + п1; тогда Н =

или, подставляя

с1 = wl + и1-2го.щ cos (180° - = = wl + ul + Zwu cos /9.2 ,

получим:

И действительно суммарное Давление (в мм водяного ст.) будет; для лопаток, имеющих

радиальный выход hg = -y-fi; для лопаток,

отогнутых по направлению вращения колеса,

1 M + U W. COS р,

9--9

для лопаток, отогнутых назад, д u-u,w.cosp,

Ясно, что для 2-го случая а для 3-го случая

т. е. при одной и той же окружной скорости во 2-м случае создается наибольшее суммарное давление, а в 3-м случае-наименьшее. Практика дает хорошие результаты при выборе /92 = 135° для лопаток, отогнутых назад, и /?2=45° для лопаток, отогнутых вперед. Внутренний угол лопаток определяется

из выражения tgyi=. где yi=180°-/?; этот

угол целесообразно выбирать в 110-140°.

Скорости воздуха в каналах лопаток колеса находятся в зависимости от скорости входа Ci в лопастное колесо. В большинстве случаев скорость принимается равной скорости Vg во всасывающем отверстии В., так как на сравнительно коротком пути от всасывающего отверстия до входа в каналы лопаток едва ли монсет измениться величина скорости. Функциональная зависимость v, от суммарного давления hg была дана Пель-цером и помещена в Hiitte в виде цифровой табл. для давлений до й = 350лш водяного столба (для этого последнего давления = =27,8 м/ск). С возрастанием скорости, а вместе с нею и скоростного напора доля статич. давления в суммарном уменьшается; вместе с этим уменьшается и полезная отдача работы В.; малые же скорости влекут за собой больших размеров В. Практика диктует


пределы для выбора максимальных скоростей, а именно Vg=2S-30 м/ск. На фиг. 9 показаны кривые изменения величин г;, h и hg как функции hg.

Внутренний диаметр Di колеса целесообразно принимать равньпд диаметру всасывающего отверстия. Принятые практикой размеры диаметров всасывающих отверстий можно считать: 50, 75, 100, 150, 200, 250, 300 мм и т. д., с возрастанием на 50 мм до диаметра 600-700 мм и на 100 мм для ббльшихдиаметров. Наружный диаметр В2 составляет: при hg не выше 100 мм водяного столба 1,25-i,5Di; при hg = от 100 до 200 мм - 1,5-1,75 В, при hg свыше 200 мм-1,75-2Bi.

Окружная скорость

Mi =



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 [ 76 ] 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161