Альтернативное бурение вглубь
Изношенную деталь окуните в пластмассу
Наклонные этажи
Прогоночно-испытательная установка для электродвигателей
Сварка в жидком стекле
Термояд, каков он сегодня
Блокнот технолога
Вибрация против вибрации
Где ты, росток
Для луга и поля
Машина, резко ускоряющая ремонт путей
Назад к веслам!
Несправедливость
Новое слово строителей
Ориентирное устройство для напольной камеры
Подземный смерч дает воду
Предотвращающий падение
Трактор, построенный семьей
Сверхлегкий стан
Текучий уголь - большие ожидания
|
Литература --> Бумажный брак в производстве длиной 16 ж и диам. 1,2 м, в к-рой происходит разделение окиси цинка и окиси свинца. Окись свинца переходит вместе с газами во второй аппарат Котреля, где и осаждается. Окись же цинка выгребают из концевой части печи. Процесс протекает в две стадии: 1) процесс восстановления в массе и 2) окисление восстановительных газов и паров металлов поверх шихты в пространстве печи. Во время процесса, по мере уменьшения содержания цинка в шихте, пламя становится меньше и в конце процесса имеет цвет слабо желтый. Стоимость обработки в сутки 40 т цинково-свинцовых отбросов составляет 548 золотых марок. Извлечение цинка в виде окиси-до 93%, а свинца-до 90%. В печных шлаках остается от 0,13 до 0,5% цинка и около 0,5% свинца. Лит.: Труды II Всесоюзного совещ. по цветным металлам, т. 1, стр. 174, М.-Л., 1927; Meta)l und Erz , Halle, 1917, Heft 11. В. Ванюков. ВЕНЕЦЕЙСКАЯ ЯРЬ-МЕДЯНКА, средняя уксуснокислая медь с двумя молекулами кристаллизац. воды Cu(C2Hs02)2 2 НО получается обработкой голубой медянки (основной уксусномедной соли) крепкой уксусной к-той или взаимодействием медного купороса и уксуснокислой соли такого металла, который дает с серной к-той нерастворимую соль. Темные сине-зеленые кристаллы В. я.-м. на воздухе слегка выветриваются. В. я.-м. растворяется в холодной и горячей воде. Краска часто фальсифицируется подмесью тяжелого шпата, гипса или глины; все эти примеси, как и примесь солей железа, легко распознаются по нерастворим, остатку в водном аммиаке, в к-ром В. я.-м. растворяется полностью. Главное применение В. я.-м.-для окраски железных крыш. Для этого нек-рое количество тертой венецейской ярь-медянки прибавляют к тертым свинцовым белилам; вначале бирюзовый цвет переходр1т затем в зеленый и таким остается. Олифная пленка с медянкой настолько прочна, что не изменяется в течение многих лет. Лит.: Михайлов С Н., Производство минеральных и земляных красок. П., 1915. ВЕНЕЦИАНСКИЙ ТЕРПЕНТИН, живица лиственницы Larix decidua Mill, (в Тирольских Альпах); добывается из ствола дерева, в к-ром весной пробуравливают отверстия глубиной в 2-4 см и затыкают деревянной пробкой; осенью собирают накопившуюся за лето живицу (2-4 кг с дерева). В. т.- светлая, слабо флуоресцирующая жидкость, горького вкуса, уд. веса 1,08-1,185; застывая, обращается в прозрачную бесцветную пленку; в отличие от других сортов, растворяется в 3 вес. частях 80%-ного спирта. В. т. относится к лучшим сортам терпентина, применяется при изготовлении лаков, в керамике - как цемент, в медицине - при изготовлении пластырей. В СССР может получаться В. т. высокого качества из Larix sibirica Ldb. и Larix dahurica Turcz. ВЕНСКАЯ БЕЛАЯ, углекислый кальций, приготовляемый из едкой извести; в своем составе кроме углекисл. кальция содержит часть неизмененной едкой извести. В. б. применяется как водная и клеевая краска. ВЕНСКАЯ ИЗВЕСТЬ, негашеная известь, нежный белый порошок, получающийся из тонко размолотого свежеоболсженного известняка. В. и. употребляется для чистки металлов, главным образом чугуна, меди и латуни, и при никелировании. На воздухе она быстро желтеет (вследствие соединения с влагой и углекислотой воздуха), поэтому требует хранения в жестяных, плотно закрытых коробках. Для употребления нужное количество В. и. растирают со спиртом и вазелиновым маслом (см.). ВЕНТИЛЬ, запорное приспособление, служащее для запора потока жидкости, пара или газа в трубопроводах, аппаратах и т. п. Вентили делаются из стали, чугуна или бронзы и снаблшются фланцами или резьбовыми гайками для присоединения к трубам. См. Клапаны. ВЕНТИЛЯТОРЫ, машины, создающие некоторую незначительную разность давлений, необходимую для придания скорости и для преодоления сопротивлени!! перемещению воздуха, газов или смеси их с материальными частицами по трубам и каналам или же непосредственно из одного пространства в другое с одинаковыми давлениями в обоих пространствах. Создаваемая В. разность давлений (разрежение или избыток давления), называемая в дальнейшем давлением, обычно измеряется в мм водяного столба или в м воздушного столба. Современные В. строятся для давлений от 4 до 1 500 мм вод. ст. и даже до 3 500 мм и выше. В. бывают: центробелшые, винтовые, цилиндрические. Кроме В. для тех же целей применяются поршневые воздуходувные машины (см.) и паро-, водо-и воздухоструй-ные аппараты. В. применяются: 1) для обновления воздуха (см. Вентиляция), путем отсасывания загрязненного, испорченного и нагнетания свежего (чистого) воздуха, в жилых помещениях, конторах, театрах, фабрично-заводских и промышленных предприятиях, 2) Д.71Я удаления вредностей, получаемых при производстве (газов, паров, пыли, опилок, очесов и т. п.), 3) для транспортирования материалов (стружки древесной, шерсти, волоса, льна, угля, зерна и т. п.), 4) для искусственной тяги в паровых котлах (дымососы), 5) для вагранок, металлургич. печей, кузнечных горнов и т. п., 6) для проветривания рудников, 7) для создания потока воздуха в аэродинамических трубах, и для других целей. Центробежные В. Центробежные В. обычно состоят из железного клепаного или литого колсуха, имеющего форму спирали и заключающего в себе т.н. лопастное колесо, к-рое приводится во вращение какой-либо внешней силой. Главные части центробелс-ного В. (фиг. 1 и 2) следующие: Л-железный клепаных! кожух; 5-лопастное колесо с приклепанными лопатками С; В-ступица колеса, Е-вал его, расположенный в подшипниках F с кольцевой смазкой (в быстроходных В. ставятся шариковые или роликовые подшипники). У В., которые приводятся в движение от двигателя посредством ремня, между подшипниками на валу или на конце последнего посажен рабочий шкив 6г, при чем для наиболее удобного выключения и включения В. в работу рядом с рабочим шкивом насаживается холостой. В ряде конструкций вал двигателя связывается непосредственно с валом вентилятора при помощи эластичных муфт. Подщипники монтируются на основательных стойках Н, Фиг. 1. Фиг. 2. клепаных из фасонного железа или литых. Для входа воздуха в В. или для присоединения к нему всасывающего трубопровода на кожухе устанавливается всасывающий патрубок J; в месте выхода воздуха на кожухе устанавливается фланец К, к которому присоединяется также и нагнетательный трубопровод. При вращении лопастного колеса частицы воздуха, иаходивщиеся в каналах лопаток колеса в состоянии покоя, увлекаемые последними, приходят в движение и под влиянием центробежной силы вылетают из колеса в кожух и далее через выдувное отверстие выбрасьшаются наружу; взамен их в колесо вступают новые частицы, которые соверщают тот же процесс. Этот процесс создает внутри колеса и кожуха вакуум, вызывающий приток воздуха снаружи через всасывающее отверстие J, где и устанавливается определенное разрежение (недостаток давления по отнощению к атмосферному давлению), а у выдувного отверстия К-избыток давления. Засасываемый центробежным вентилятором воздух входит в колесо через всасывающее отверстие в осевом направлении, а выходит на окружности колеса, проходя через каналы, в радиальном или близком к радиальному направлении. При движении воздуха по присоединенной к В. системе труб и аппаратов возникают сопротивления, вызываемые трением в трубах, местными сопротивлениями (задвижками, шиберами, отводами, коленами, фильтрами и проч.),вихреобразованиями ИТ. п. Та часть hg создаваемого В. давления, к-рая идет на преодоление сопротивлений, назьшается статич. давлением; часть ha давления, идущая на сообщение воздуху скорости, называется динамич. давлением; сумма обоих Jig называется общим, или су.ммарным, давлением. Ур-ие hg = \ + h является основным в вентиляторостроении. Скоростный напор зависит от скорости воздуха (газа), определяющейся из колич. протекающего воздуха и сечения трубопровода или канала. Если перемещается количество воздуха V м/ск со скоростью v м/ск, то, при сечении трубопровода в F м, имеем: V = ~м/ск и hd= ~у мм вод. столба, где у~уц. вес воздуха в кг/м, д=9,81 м/ск. Основное уравнение примет вид: \ = К + У вод. ст. Формула для скоростного напора дает достаточно точные для практики результаты, так как ошибка < 1% при скоростях до 60 м/ск; в вентиляторных же установках скорости значительно ниже. Главной деталью В. является лопастное колесо. Большую роль в его конструкции играет форма и расположение лопаток (велич. углов лопатки), к-рые можно подразделить на три типа: 1) лопатки, выходящие радиально (фиг. 3 и 4), 2) загнутые вперед (фиг. 5), 3) загнутые назад (фиг. 6). Воздух, поступая в осевом направлении во всасывающее отверстие В., на дальнейшем своем пути постепенно изменяет направление, отклоняясь на 90°, пока не войдет в каналы лонаток (фиг. 2). Главными факторами в расчете лопастного колеса являются абсолютные скорости с входа и выхода воздуха. Эти скорости должны рассматриваться Фиг. 3. Фиг. 4. Фиг. 5. Фиг. 6. как результирующие относительных скоростей W входа и выхода и окружных скоростей и, существующих на внутренней и наружной окружностях колеса. На фиг. 7 графически изображены скорости воздуха в радиальных лопатках. Если с, w и и выражены в м/ск, а-угол между сим, /? - угол между м; и м, то в общем случае с2 = г<;2 -f м2 . 2wu cos (180°-/?); = с* + и - 2см cos а; и + c-iv* cos = Теоретическое суммарное давление, создаваемое колесом вентилятора, составляется из давлений, образуемых суммой разности скоростей воздуха и разности окружных скоростей. Обозначим через Cl, Wi и. щ скорости у входа в каналы лопаток и на внутренней окружности колеса, через Са, го.2 и 2-соответственно скорости у выхода и на внешней окружности, через 1 и /?! - углы лопаток у входа и через 2 и 2 - У выхода. Если положить, что каналы лопаток расширяются по направлению к нарунс-ной окружности колеса, то относительная скорость уменьшается на Wi-w.; окружная скорость возрастает на и-щ; результирующая абсолютная скорость возрастает на Сз-Cl. Теоретическое суммарное давление, создаваемое колесом, выразится аналогично h=--y мм вод. ст. = -м возд. ст. через Фиг. 7. uj-u! I tc\-wl м возд. ст. Сумма разностей квадратов окружных и относительных скоростей создает статическ. с\-с1 давление, в то время как представляет динамическ. давление. В действительности В. не дает давления, равного теоретическому, вследствие появляющихся потерь от ударов при движении воздуха по каналам лопаток. Фиг. 8. Отношение действительно созданного давления к теоретическому называется манометрическим кпд jw, который не следует смешивать с механическим кпд ?, обозначающим отношение полезно отданной работы В. к затраченной.Если hg-действительно созданное суммарное давление, to = ;u; отсюда: Ьд = H-fi м возд. ст. = Н-(1у мм вод. ст. В зависимости от формы лопаток манометрический кпд fi для больших В. имеет следующие средние значения: для лопаток, загнутых вперед-77%, для прямых-65%, для загнутых назад-55%. Для небольших В. эти значения очень понилсаются. Потери от удара, достигая больших размеров, сильно снижают манометрический кпд , особенно при резких изменениях направления потока воздуха при вступлении его в колесо; наименьшие потери получаются при радиальном направлении струй воздуха у входа в каналы лопаток; поэтому угол i б. ч. выбирается так, чтобы абсолютная скорость Ci входа потока в лопатки имела радиальное направление. Такое направление потока обусловливает выбор > щ соответственно Ci- При радиальном направлении Ci (фиг. 8) гл = с + п1; тогда Н = или, подставляя с1 = wl + и1-2го.щ cos (180° - = = wl + ul + Zwu cos /9.2 , получим: И действительно суммарное Давление (в мм водяного ст.) будет; для лопаток, имеющих радиальный выход hg = -y-fi; для лопаток, отогнутых по направлению вращения колеса, 1 M + U W. COS р, 9--9 для лопаток, отогнутых назад, д u-u,w.cosp, Ясно, что для 2-го случая а для 3-го случая т. е. при одной и той же окружной скорости во 2-м случае создается наибольшее суммарное давление, а в 3-м случае-наименьшее. Практика дает хорошие результаты при выборе /92 = 135° для лопаток, отогнутых назад, и /?2=45° для лопаток, отогнутых вперед. Внутренний угол лопаток определяется из выражения tgyi=. где yi=180°-/?; этот угол целесообразно выбирать в 110-140°. Скорости воздуха в каналах лопаток колеса находятся в зависимости от скорости входа Ci в лопастное колесо. В большинстве случаев скорость принимается равной скорости Vg во всасывающем отверстии В., так как на сравнительно коротком пути от всасывающего отверстия до входа в каналы лопаток едва ли монсет измениться величина скорости. Функциональная зависимость v, от суммарного давления hg была дана Пель-цером и помещена в Hiitte в виде цифровой табл. для давлений до й = 350лш водяного столба (для этого последнего давления = =27,8 м/ск). С возрастанием скорости, а вместе с нею и скоростного напора доля статич. давления в суммарном уменьшается; вместе с этим уменьшается и полезная отдача работы В.; малые же скорости влекут за собой больших размеров В. Практика диктует пределы для выбора максимальных скоростей, а именно Vg=2S-30 м/ск. На фиг. 9 показаны кривые изменения величин г;, h и hg как функции hg. Внутренний диаметр Di колеса целесообразно принимать равньпд диаметру всасывающего отверстия. Принятые практикой размеры диаметров всасывающих отверстий можно считать: 50, 75, 100, 150, 200, 250, 300 мм и т. д., с возрастанием на 50 мм до диаметра 600-700 мм и на 100 мм для ббльшихдиаметров. Наружный диаметр В2 составляет: при hg не выше 100 мм водяного столба 1,25-i,5Di; при hg = от 100 до 200 мм - 1,5-1,75 В, при hg свыше 200 мм-1,75-2Bi. Окружная скорость Mi =
|