Литература -->  Бумажный брак в производстве 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 [ 72 ] 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161

опускающихся роликов бб. Труба Т кладется на матрицу и закрепляется клином к. Ролики бб, двигаясь вместе со штампом Ш


Фиг. 4.

вниз, придают трубе сначала средний выгиб (положение Т), после чего поверхности пи п соприкасаются и штамп, двигая всю матрицу вниз, протаскивает трубу между роликами аа, придавая ей требуемую форму Т .

Некоторые фасоны литых муфт изображены на фиг. 5: а-верхняя муфта головки, б - подседельная муфта, в и г - коронки, д-втулка каретки, е-мост задней вилки.


Фиг. 5.

ж и 3 - концевые вилочки; из этих литых деталей в, е, ж и з предназначены для внутренней пайки, а, б, г и д-для наружной. Тяжеловесность и относительная ненадежность литых муфт заставили искать способа делать их из того же материала, что и трубы.

Значительное распространение получил способ штампования муфт из листовой стали указанных выше свойств. Каждый завод выработал свои приспособления и

Фиг. 6.

свои методы работы. Примером может служить штампование ру.т1евой муфты, последовательные стадии которого изображены на фиг. 6: высечка бланкета а, изгиб его в

матрице м, куда он кладется между у порками у и получает форму б; окончательный изгиб в матрице помощью оправки д в форму е. Штампование более сложной части, головки рамы, изображено на фиг. 7: сначала вырезается бланкет а, кладется между




Фиг. 7.

упорами У1 и в матрицу % и прессуется соответствующим штампом, придающим ему вид б; затем его кладут в матрицу м, где штамп ги, опускающейся вниз оправкой о придает ему окончательную форму е. Остающиеся после штампования швы свариваются автогенным или электрич. способом или же паяются медью; в последнем случае необходимо применять гораздо более тугоплавкий припой, чем для последующей пайки рамы.


Фиг. 8.

Часто применяется штампование вместе с вытягиванием; на фиг. 8 изображено такое изготовление косоугольной муфты: высечка бланкета а, вытягивание стакана в три хода б, в, г на матрицах образца б, обрезка краев Ъ штампом dj, изгиб в матрице е, обрезка штампом ж и окончательный загиб краев в матрице помощью оправки з и штампа з; окончательная форма муфты-и.

Следующая операция по изготовлению рамы - сборка. Необходимая в массовом производстве точность сборки м. б. достигнута лишь применением соответствующих приспособлений (см. фиг. 9 и 10). После сборки рамы в каждом соединении трубы с муфтой просверливается отверстие диам. 1,5-%,Ъмм, в которое загоняется коническая шпилька, обеспечивающая неизменяемость положения частей при последующей пайке. После этого рама вынимается из калибра и идет в пайку.



Окончательное соединение частей рамы между собой производится тремя различными


Фиг. 9.

способами: пайкой, автогенной или электр. свархсой. Наиболее употребительным способом остается до наст, времени пайка медью


Фиг. 10.

или нейзильбером. В табл. 2 приведены рецепты некоторых употребительных припоев.

Табл. 2.- Составы припоев.

Состав в %

Сорт

ь пл.

Очень тугоплавкий. . . .

Тугоплавкий .......

Тугопл. серебряный . . .

Средний тугоплавкий . . .

Серебряный........

Тугопл. нейзильберный .

Легкопл. нейзильберный .

Легкоплавкий медный . .

Очень легкоплавкий . . .

В мелких мастерских пайка производится от руки помощью бунзеновской горелки специальной формы; в более крупных производствах для этого служат газовые паяльные столы (фиг. 11), нагревающие подлежащее спайке место сразу с обеих сторон и препятствующие излищнему рассеиванию теплоты при помощи поставленных по бокам огнеупорных кирпичей. В массовом производстве и этот способ оказывается недостаточно производительным, и в таком случае прибегают к пайке в газовых печах или -Способом погружения. Печь первого типа


Фиг. 11.

для пайки вилок изображена на фиг. 12. Печь второго типа применяется гл. образом для рам; она имеет сверху два отверстия: одно из них служит для предварительного подогрева спаиваемого места, второе лежит над графитовой ванной, в к-рой помещается расплавленный припой, покрываемый для уменьщения потерь от окисления угольным порошком Места, к-рые желательно защитить от припоя, перед погружением покрывают иногда графитовой или др. замазкой.

Из двух остальных способов, электрической и автогенной сварок, первая более распро-CTjaneiia и при правильном выборе материала труб и, муфт достаточно надежна. Сварка производится впритык по способу расплавления на нормальных мащинах мощностью ок. 10 kW, снабжен, лишь специальн. зажимами.

В общем приведенные способы можно характеризовать сл. обр.: пайка газовыми горелками надежна, но дорога, т. к. мало производительна (опытный мастер паяет до 20 передних вилок в ч.); пайка в специальных и газовых печах надежна и дешева (до 50 вилок в ч.); пайка погружением очень надежна и производительна (до 60-80 паек в ч.), но вызывает значительный расход припоя и работу по очистке; электрич. сварка дешева, производительна, не всегда надежна и затрудняет правильную сборку; автогенная сварка мало производительна и ненадежна.

Очистка рамы от излишков припоя производится вручную, но в последнее время рекомендуется электроли-тич. способ (Lang-bein - Pfannhauser-Werke, Лейпциг): спаянные предметы опускают в ванну, растворяющ. только припой, при чем анодами служат сами обрабатываемые предметы, а катодами - латунные листы; работа ведется при плотностях тока в 3-5 А/дм и продолжается 15-30 минут. Делавшиеся неоднократно попытки заменить найку и сварку рамы механическими способами соединения (свинчиванием, раскаткой и т. д.) до сих пор не получили сколько-нибудь заметного распространения.

На всех образцов, з-дах рама после спайки подвергается испытанию на прочность


Фиг.



статической или динамич. нагрузкой. Последний способ предпочтительнее, но в виду его длительности (несколько часов и даже дней) он м. б. применяем лишь на выдержку. Схема его приведена на фиг. 13. Рама зажимается в середине неподвижно, тогда

5 мф

как оси переднего и заднего колес могут перемещаться в горизонт, направлении ; к подседельной и верхней рулевой муфте прикрепляются длинные шатуны, верхние концы которых совершают 200-300 колебаний в минуту с амплитудой в 5-Ьжм. Машина служит только для сравнительных испытаний, при чем счетчик отмечает число колебаний, выдержанных рамой до поломки. Испытание статическ. нагрузкой производится по схеме, приведенной на фиг. 14, где указаны размеры и направления нагрузок при испытании рамы, руля,

а Iff




Фиг. 14.

подседельного крюка и обода переднего колеса (для заднего колеса нагрузка увеличивается до 150 кг). После всех этих испытаний части не должны обнаруживать остающихся деформаций.

По испытании рама направляется в отделку. Загрунтовка, особой эмалью, производится кистями, пульверизаторами или погружением в ванну с краской; последний способ наиболее производителен и допускает применение поточной работы. Краске дают стекать в продолжение 10-15 минут, после чего рама поступает в сушильную печь, где она сохнет при 150-170° в течение IV2- Затем ее в 2-3 приема окончательно покрывают эмалью, при чем она каждый раз поступает для сушки в печь (для черной эмали при 140-160° на IVa-2 ч., для цветной при 60-100° несколько дольше). В массовом производстве рамы передвигаются от одной ванны к другой и через сушильные нечи на бесконечных цепях или подвесных однорельсовых дорогах.

2. Колеса. Обода колес делают деревянные или стальные; несколько типичных профилей первых изображены на фиг. 15 (i, 2 для однотрубных, 3 и # для двухтрубных шин). Материалом для них служат преимущественно гикори и ясень. Профили стальных ободов чрезвычайно разнообразны; нек-рые из них приведены на фиг. 16. Наиболее употребительны: 1-для


Фиг. 15.

шин типа Денлоп и 3-для шин с бортами. Ходовые диаметры резиновых шин: для детских велосипедов - 560 жж, редко- 610 жж\ для прочих - 660 и 710 жж. Нормальные размеры ободов для шин в 710 жж приведены в табл. 3. Число отверстий для спиц-36, их диаметр-4,5 жж.

Табл. 3.-Размеры ободов.

Ширина шин

Периферический размер в мм по дну обода для типов шин:

Размер сечения в мм (фиг. 16, i)

Денлоп

с бортами

30 мм, (lV дм.) .

19951?;

1960±2,5

13 ±0,5

30 .

13,5+0,5

38 мм (1V дм.) .

13 ±0,5

38 .

16,5±0,5

44 (I/t дм.) .

15 ±0,5

Ер У

Материалом для ободов служит хорошо сваривающаяся, не слишком твердая сталь такого нее состава, как и для штампованных муфт. Она вальцуется холодным способом в длинные ленты соответствующего сечения. В последнее время для шин с бортами употребляют часто обода, имеющие посредине небольшой выступ (фиг. 16, 5,а), который придает сечению ббльшую жесткость, а таклее скрывает до нек-рой степени головки ниппелей. Стальная oie -р-у лента, намотанная на катуш- л ки, пропускается через сне- фJJJ, циальные вальцы, придающие ободу надлежащий профиль и изгибающие его одновременно в кольцо. За последней парой вальцов находятся ножницы, которые отрезают ленту надлежащей длины. Производительность машины около 150 ободов в час. Стык спаивается, а чаще сваривается впритык расплавлением на электрических сварочных машинах сопротивления. Мощность машины около 15 kW, продолжительность одной сварки 15-20 секунд.

Остающийся после сварки шов удаляют обработкой наждачным колесом вручную или на специальных станках, служащих одновременно для выверки круговой формы обода. Схема действия такого станка изображена на фиг. 17: два неподвижных а и один переставной ролик б вместе с тремя наждачными кругами придают ободу А окончательную форму. После этого приступают к сверлению отверстий для <у1иц. Применяемые здесь сверлильные станки обычно являются специальной конструкцией велосипедных заводов. При одном повороте рукоятки р (фиг. 18) обод А зажимается распорками б, соединенными с шатунами к. Зажимная муфта помещается на одной оси с делительным


Фиг. 17.



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 [ 72 ] 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161