Литература -->  Бумажный брак в производстве 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 [ 71 ] 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161

теории потенциала, дифференциальн. геометрии и т. д. Так, если в поле вектора.4. обозначить его направление при помощи единичного векторам, так что A=At, то этот вектор t будет касательным к силовым линиям, дифференциальное уравнение к-рых: [Adr]=0. Если существуют ортогональные поверхности, пересекающие под прямым углом все силовые линии, то вектор t есть единичный нормальный вектор этих поверхностей. Тогда divt=H, где Н в каждой точке равно средней кривизне ортогональной поверхности. Далее rot t = Tib, где Тс- кривизна, а Ъ-бинормаль силовой линии. Пространственные производные вектора А равны в Этом случае:

й\\А= АН+ tA; rot=6-[ grad Л].

В частности, если вектор А удовлетворяет условиям: div Д =0, rot .4 =0, то его длина .4 удовлетворяет дифференциальным ур-иям

1 9А . 1 ал ,

аЖ а- -

А дп

где н обозначают производные скаляра А в направлении t и главной нормали п; Ы= -2К, где К-полная гаусова кривизна ортогональной поверхности. Эти формулы весьма полезны для исследования полей, удовлетворяющих дифференциальному уравнению Лапласа.

Векторный анализ является незаменимым орудием для изучения и исследования векторных полей, дифференциальных свойств кривых и поверхностей, гидродинамики, аэродинамики, теории упругости и т. п. Однако полного развития этот метод достигает только при одновременном пользовании тензорным (диадным, аффинерным) анализом.

Лит.: Френкель Я. И., Курс векторного исчисления, Л., 1925; Ч е р д а н ц е в И. А., Основы векторного и тензорного анализа, 2 издание, Москва-Л., 1925; Шпильрейн Я. Н., Векторное исчисление, М.-Л., 1925; Ignatowsky W., Die Vektoranalysis und ihre Anwendungen in d. theo-retischen Physik, B. 1-2, Lpz., 1926; S p i e 1 г e i n J., Lehrbuch der Vektorrechnung, 2 Auflage, Stuttgart, 1926; Gans R., Einftihrung in die Vektoranalysis niit Anwendungen auf die mathematische Physik, Leipzig, 1923. Я. Шпильрейн.

ВЕКТОРНЫЕ ДИАГРАММЫ, графическое изображение периодич, величин при помощи векторов. Чтобы изобразить колебание у = А sin ((ot -Ь а), откладывают в плоскости XOY под углом ((ot -\- а) отрезок, равный амплитуде колебания: ОА=А (см. фиг. 1). Когда время t растет, этот отрезок вращается с постоянной угловой скоростью ft), и

его проекция Оа на ось ОТ равняется мгновенному значению колебания:

Оа = А sin (cat к) = у. Когда приходится сравнивать несколько простых Колебаний одного периода, удобнее изображать их неподвижными векторами. Пусть, например, имеются колебания: y = Asin(ot, Z = В sin((t)t-a).


Фиг. 1.


Тогда откладьшают в любом направлении отрезок OA = А и отстающий от него на угол (р отрезок ОВ = В (фиг. 2). Для получения мгновенных значений этих колебаний проектируют векторы OA, ОВ на прямую Ot, вращающуюся в отрицательном направлении с той же скоростью О) (ось времени). Здесь фаза колебания у лринята за начало фаз ( / = О при 0 = 0). Ось времени занимает при 0=0 положение OT LOA и в любой момент времени t составляет с ОТ в отрицательн. направлении угол (d. Тогда проекции Оа, ОЪ векторов OA, ОВ на ось Ot равняются заданным колебаниям: Оа=у, ОЪ=г. Сумма этих двух колебаний

X = у -j- Z = А sin o)t + В sm((i)t-<p)

изображается геометрической суммой ОС векторов О А и ОВ. Это результирующее колебание х имеет амплитуду С = ОС и отстает от колебания у на угол = АОС. Мы определили т. о. графически колебание

X = Csm((ot-xp).

В. д. применяются в акустике, оптике и особенно в электротехнике. Построим, например, В. д. электрич. напряжения на зажимах дрос->А сельной катушки с сопротивлением R и индуктивностью L, через которую проходит данный ток силы i = /sin (ot. Отложим вектор 01=1 (фиг. 3). Тогда напряжение катушки разлагается на активную составляющую, равную OA = RI, и реактивную составляющую АВ = 1м1, опережающую ток на ~

Когда изменяется индуктивность L катушки при неизменном сопротивлении R, то конец В вектора ОБ, изображающего напряжение, описывает полупрямую АВ. Этой есть В. д. напряжений, дающая при заданной силе тока амплитуду и фазу напряжения в функции от L. Нетрудно построить соответствующую В. д. тока. При заданном напряжении

и = и sin Q)t

сила тока г изображается вектором 01, конец к-рого перемещается по полуокружности при изменении X (соответствующее омическ. падение напряжения IR = ОА и угол при А-прямой, опирающийся на О Л; см. фиг. 4). Эта В. д. также м. б. получена из диаграммы напряжения путем инверсии (см.). В. д. может также применяться для графического решения задач переменного тока. Пусть, например (фиг. 5), переменное напряжение и включено на дроссельную катушку АВ с сопротивлением Ti и индуктивностью Li, соединенную последовательно с катушкой ВС



Фиг. 3.

Фиг. 4.



сопротивления Гз и индуктивности Хя> шунтированной чистым омич. сопротивлением В. Возьмем произвольно отрезок BC = TJi, равный напряжению на зажимах шунти-I л л л л i рованной катушки.

г 1,

-[УУОШ} в сопротивлении R ггЛг изображ. вектором

ФИГ. 5. (фиг- 6),

а сила тока ц в катушке-вектором В1= = -~7==, отстающим от ВС на угол (р,

определяемый из формулы tg (р = Сумма

ЭТИХ токов изображается вектором BIi, который изображает также ток г, проходящий в катушке АВ. По этому току построим вектор напряжения на зал-симах А-В, равный BU = Ii j/rf+ZI и опережающий BIi на угол определяемый из ф-лы tg <Pi

= Сумма напряжений АВ и Б(7изображается геометрич. суммой векторов BUi я ВС и должна равняться заданному напряжению. Отсюда определяется масштаб всей В. д., а следовательно, и все токи и напряжения в отдельных частях схемы. В. д. могут


Фиг. 6.

Фиг. 7.

применяться и для иесинусоидальных периодических велич1П1 путем замены их экви валентными синусоидальными величинами (см. Переменные токи).

Наконец, В. д. могут применяться для сложения колебаний различной частоты, при чем в этом случае векторы, изображающие отдельные колебания, не остаются неподвижными. Если ось времени Ot (фиг. 7) вращается со скоростью < , соответствующей частоте колебания OA sin coi, то вектор АВ, изображающий колебание АВ sin oJ;, должен вращаться навстречу оси времени с угловой скоростью toj-W. В этом случае результирующее непериодическое колебание

OA sin cot -\~ АВ sin (Ojt изображается проекцией на ось времени вектора ОВ. В. д. применяются также для изображения затухающих колебаний.

Лит.: Круг К. А., Основы электротехники, М., 1926; Черданцев И. А., Теория переменных токов, М.-Л., 1924. Я. Шпильрейи.

ВЕЛЛИНГТОНИЯ, Sequoia gigantea, хвойное дерево из сем. Cupressineae Rich., произрастает в Сиерра-Неваде и Калифорнии. В. достигает исключительной долговечности, до 4 ООО лет, при необычайных размерах: высота-до 120 м, диам.-до 20 м. Прекрасная легкая древесина В. (уд. вес от 0,34 до 0,42) обладает прочной ядровой красновато-коричневой частью и светлой заболонью до

10 cj№ толщины; употребляется в столярном деле; 1 лг* воздушно-сухой древесины весит всего 340-350 кг. В настоящее время вывоз древесины В. из Америки прекратился.

Лит.: Керн Э. Э., Деревья и кустарники, М.-Л.., 1925; May г Н., Fremdlundische Wald-und Parkbaume fur Europa, p. 410-414, Berlin, 1906.

ВЕЛОДРОМ, CM. Трек.

ВЕЛОСИПЕДНОЕ ПРОИЗВОДСТВО. Велосипедом называется двух- или трехколесный экипаж, приводимый в движение ногами ездока. В современном велосипеде различают следующие основные части: 1) р а м у


Фиг. 1.

с передней вилкой и рулем, 2) колеса с пневматич. шинами и 3) двигательный механизм, состоящий из педалей, кривошипов , зубчатых колес и бесконечной цепи.

I. Рама. Рама современного велосипеда изготовляется из стальных труб и состоит из переднего четырехугольника (фиг. 1), образуемого трубами 1, 2, 3 и 4, и заднего треугольника, образуемого нижней вилкой 5 и задней стойкой 6. Передняя вилка состоит из двух перьев 7, соединенных посредством коронки 8 со стержием 9. Труба 2, называемая головкой рамы, служит втулкой для стержня передней вилки, вращающегося на шарикоподшипниках (фиг. 2). Трубы соединяются в раму специальными муфтами помощью пайки медью или электрической сварки. Различа1ют внутреннюю и внешнюю пайку: в первом случае муфты находятся внутри труб, а во втором случае трубы входят в соответствующие патрубки муфт. Внутренняя пайка труднее, но зато она дает более изящные и гладкие рамы. В заднем треугольнике нижняя вилка соединяется всегда наглухо с остальными частями, задняя же стойка обыкновенно прикрепляется к подседельной муфте посредством стяжного болта, а внизу соединяется с концевыми вилками пайкой или винтами. Размеры рамы при заданном диаметре колес определяются следующими величинами: длиною В (фиг. 1), длиною д, наклоном верхней трубы а, высотою каретки над уровнем земли в, длиною головки рамы е, выносом передней вилки б и, наконец,тремя углами (й, /9 и у), образуемыми с горизонтом головкой рамы, подседельной трубой и задней стойкой. Длина В технически называется


Фиг. 2.



высотою рамы и определяет размер велосипеда в зависимости от роста седока. Все вышеуказанные размеры меняются в связи с модой и требованиями публики. В настоящее время нормальными размерами считаются: Б (высота рамы) для детских велосипедов 450-500 мм, для дамских 500- 600 мм и для мужских 550-600 мм. Длина д около 600 мм (дВ), наклон а для городских машин О-10 мм, для дорожных 20 мм, для гоночных 35 мм и больше. Головку рамы в современных машинах делают возможно малой, для придания раме большей жесткости. Вынос передней вилки 6 = 60-80 мм; высоту каретки берут в 275-300 мм (для гоночных машин часто больше); углы сс=65-68° (обычно ок. 68°), 9 = 60 -70°, у= 60 - 62°. При соблюдении всех этих размеров общая длина хода мужского велосипеда г составит 1 100- 1 200 мм. От высоты каретки в зависит наибольший допустимый наклон, а следовательно, и скорость машины иа поворотах (при данной длине кривошипов и педалей), и вместе с тем-общая высота велосипеда. В трековых гоночных машинах размер в приходится делать настолько значительным, что сохранение нормальной высоты достигается удлинением всей рамы. Величина а влияет на распределение веса ездока на оба колеса; длина хода г также оказывает сильное влияние на ездовые качества велосипеда.

Материалом для рам служат трубы из мягкой (для дорожных и легкодорожных машин) или полутвердой (для гоночных и полу гоночных машин) стали, тянутые по способу Эргарта, вальцованные по системе Маннесмана, а также сваренные автогенным или электрическим путем. Условия, которым должна удовлетворять сталь, приведены в табл. 1.

Табл. I.-с войства стали для велосипедных рам.

Сорт стали

Химический состав в %

Мягкая......

Полутвердая . .

0,1-0,2 0,2-0,4

0,6 0,7

0,3 0,3

>0,07 >0,05

>0,06 J>0,06

Сорт стали

Механические свойства отожженного материала

сопр. на разрыв в кг/.ил1

удлинение в %

выдерживает загиб на 180 вокруг стержня

I = 5d

I=10d

Мягкая.....

Полутвердая . .

34-42 42-50

30 24

25 20

4d 6d

1 - длина образца, d -его диаметр.

Независимо от способа изготовления все идущие для В. п. трубы подвергаются протягиванию в холодном состоянии на стальной оправке через ряд последовательно уменьшающихся стальных полированных колец (холоднотянутые трубы), чем дости-

гается, во-первых, правильность размеров, а во-вторых, улучшение механических качеств материала. Главные трубы рамы (верхняя, нижняя и подседельная) имеют диам. 25,4 мм (для гоночных и полугоночных) или 28 мм (для дорожных и легкодорожных машин); толщина стенок д. б. 0,5-0,6 мм для легких, 0,7-0,8 мм для средних и до 1,5 мм для тяжелых машин. Головка рамы (если она не делается из одного куска) д. б. толще остальных, а именно: для легких машин- диам. 32-35 мм и толщ, стенок 1,2-1,5 мм, а для тяжелых-соответственно 35-40 мм и 2,0-2,2 мм.

Соединительные муфты изготовляются штамповкой из листовой стали с последующей сваркой или пайкой швов или же отливкой из ковкого чугуна. Материалом для штампованных муфт служит мягкая сталь с содержанием: около 0,09-0,12% С; около 0,4% Мп; 0,03% Si; 0,01% Р и 0,035% S; при испытании листовой стали толщиной в 1,5 мм прибором Эриксена глубина отпечатка д. б. не меньше 10 мм. Толщина штампованных муфт делается в зависимости от веса велосипеда 1,5-2,5 мм. Материалом для литых муфт служит ковкий чугун хорошего качества, имеющий до отжига следующий химический состав: 3,2- 3,8% С; 0,8-1,2% Si; 0,1% Мп; < 0,2% S и<0,1% Р. После отжига нормальной пробы (12 мм 0) в течение 8 суток она должна показывать в поперечном разрезе следующую металлографическ. картину: до О,Б мм от поверхности-чистый феррит, на глубине 0,5-3,0 мм-феррит, перлит и углерод отжига (ТешрегкоЫе), середина (не более 6 мм 0)-перлит, цементит и углерод отжига. Механические качества ковкого чугуна (проба 12 мм 0): сопротивление на разрыв 32 кг/мм, предел упругости 18 кг/мм, удлинение 2%. Отливку производят в песочные формы; отжигу подвергают в течение 6-8 суток.

Резка труб производится на отрезном станке. На фиг. 3 изображен отрезн. станок новейшей системы, дающий до 400 отрезов в час, совершенно ровных и без заусенцев. Ширину перьев передне!! вилки часто делают убывающей книзу; для этого круглую трубу сначала суживают к одному концу на специальном станке (наподобие описанного ниже станка для утончения спиц), затем изгибают по лекалу и плющат под прессом в матрице.

Второй операцией, производимой над трубами, является изгибание их для руля, задней стойки и для рамы дамских велосипедов. Для этого их заливают канифолью или применяют особые гибкие стальные стержни. Трубы изгибают по лекалам от руки или в прессах и на специальных станках. Приспособление, употребляемое для изгибания руля в эксцентриковом прессе с большим ходом, изображено на фиг. 4. Оно состоит из нижней матрицы М, опирающейся снизу на сильные Пружины из неопускающихся роликов аа и связанных с верхним штампом Ш


Фиг. 3.



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 [ 71 ] 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161