Литература -->  Бумажный брак в производстве 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 [ 147 ] 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161

болтами. В шлеме справа сзади имеется для выпуска воздуха клапан с пружиной, головной золотник, на который водолаз действует головой. Натяжением пружины регулируется величина разности давления на головной золотник снаружи и изнутри, при к-рой он сам открывается. Сзади же имеется в шлеме рожок для прикрепления воздухопроводного шланга, снабженный автоматически закрывающимся клапаном на случай разрыва шланга или порчи насоса. Шлем имеет два глухих иллюминатора по бокам, один передний, обычно вывинчивающийся, и иногда один верхний, застекленные не-колющимся стеклом толщиной в 5-6 мм. Водолазная рубаха (дресс) для каждой системы шлема шьется из особой материи, состоящей из трех слоев: наружного из прочной хл .-бумажной ткани ( тифтик ), среднего из каучуковой пластины 0,3-0,5 мм толщиной и внутреннего из более тонкой ткани. Все три слоя склеиваются резиновым клеем. Рубахи испытываются нагнетанием воздуха при давлении в 0,3 atm. Галоши кожаные со свинцовыми подошвами или целиком из чугуна, каждая весом ок. 9 кг, служат для облегчения сохранения водолазом вертикального положения. Свинцовые грузы на груди и спине весят до 18 кг каждый. Водолаз в полном снаряжении (с грузами) весит в воде ок. 7-8 кг. Сигнал-веревка в 5 сж в окружности, опоясывая петлей водолаза, служит для спуска его в воду и для передачи условных сигналов. Пояс-кожаный, с ножом, ввинчивающимся в металлические ножны.

В последние годы появилось несколько систем водолазного снаряжения, в которых насос и шланги заменены баллонами со сжатым воздухом и кислородом, прикрепляемыми на водолазе в виде ранца (аппараты Дрегера, Бутана, Зибе-Гормана). На фиг. 2


Спинной ранец

Фиг. 2.

указана схема пиркуляции воздуха в аппаратах систем Дрегера, где 1 и .2-циркуляционные шланги; 5, 4 и 5-баллоны со сжатым воздухом и кислородом; 6-очистительный патрон; 7-инжектор; 8-редукционный клапан; 9, 10 и ii-перекрывающие вентили; 12, 13-трубкк, выравнивающие давление; 14-трубка, подающая свежий воздух, 15-распределительный клапан. Основным в них является питание водолаза воздухом или кислородом от баллонов через детандер (понижающий давление клапан) и очистка выдыхаемого водо-

лазом воздуха путем пропускания его через щелочи или щелочной раствор. Засасывание воздуха из рубахи производится инжектором, работающим от тех же баллонов. Такого типа аппараты конструируются для работ до 40 м глубины и допускают работу без перезарядки до 4 ч. Ранец стесняет работу водолаза, особенно при течении, сложная аппаратура с мелкими воздухопроводными трубочками легко м. б. засорена и требует тщательного содержания и поверки; последнее отнимает много времени на приготовление к работе. Специальное водолазное снаряжение для глубоководных спусков появилось 10-15 лет тому назад. В этих аппаратах водолаз находится под обыкновенным атмосферным давлением, а давление воды воспринимается жестким костюмом, представляющим как бы латы; таковы аппараты Ливитта, Макдуфи, Буш-мана, Неуфельда и Кунке. Последний, наиболее совершенный, был испытан в 1924 г. на одном из озер баварского Тироля на глубине 200 ж, и в нем в 1926-27 г., на глубине 100 ж, производились работы по подъему груза с затонувшего парохода у берегов итал. Ривьеры. Модель водолазного аппарата системы Неуфельда и Кунке P-VII показана на фиг. Зи4, где i-ввод телефонного провода, .3-прикрепление подъемного троса, 5-выпускной клапан, 4- вентиляционный клапан, 5-верхний по-гружательный резервуар, 6-баллон с кислородом, 7-запирающий клапан, 8-распределительный клапан (кислорода), 9- фильтрующий патрон, 10-маска для дыхания, 11 - манометр глубины, Jf5-звонок, i5-компас, i4-телефон, 15-лампа накаливания, i-термометр, 17 - барометр и iS-манометр. Практическ. значение такие аппараты имеют лишь при подъеме затонувших грузов большой ценности, так как сам аппарат очень дорог, и работа в нем весьма мало продуктивна. Для глубоководных спусков и работы на больших глубинах в обычной мягкой водолазной одежде имеются двоякого рода затруднения. С одной стороны, с увеличением глубины повышается давление, а следовательно, и воздух должен подаваться водолазу под ббльшим давлением-соответственно глубине погружения. Физическое действие изменения давления переносится водолазом сравнительно легко и ограничивается Преимущественно ощущением давления в ушах в первые моменты повышения давления. При быстром спуске давление может вызвать разрыв барабанной перепонки. Исследования различных авторов показали, что сжатый воздух является вредным, особенно начиная с давлений в 8-9 atm и выше (в зависимости от продолжительности пребывания); это вредное действие зависит


Фиг. 3.



от повышения парциального давления кислорода. Поэтому работа на глубинах более 50 м не м. б. нродолжительной. Другим препятствием для работы на больших глубинах является то, что переход от повышенного


Фиг. 4.

давления к нормальному, т. е, подъем водолаза наверх, требует продолжительного времени, во избежание заболеваний. Заболевания эти, называемые д е к о м п р е с с и о н-н ы ми, усиливаются с глубиной погружения и зависят от освобождения в крови и тканях свободного азота в виде пузырьков при поспешной и неправильной декомпрессии. В настоящее время применяется ступенеобразный (этажный) способ подъема, разработанный Англ. адмиралтейской комиссией. Способ этот принят у нас в правилах по охране труда нри водолазных работах, утвержденных НКТ в 1924 г. Он состоит в том, что подъем производится быстро, но с остановками на некоторых глубинах, на которых водолаз остается от 3 до 20 м. и более в зависимости от времени его пребывания на большой глубине. Места остановок назначены с таким расчетом, чтобы за один прием абсолютное давление не понизилось более чем вдвое: например, при подъеме с глубины 40 м (абсол. давление 50 м вод. ст.) первая остановка на глубине 15 ж (абсолют, давление 25 м вод. ст.). Работа на больших глубинах (до 80-90 м) возмонена, помимо применения Лгесткого скафандра, подачей водолазу в дмгкой рубахе газа особого состава с пониженным %-ным содержанием

кислорода и заменой азота другим газом, менее растворимым в крови, например гелием; такие опыты ведутся в Америке.

К опасным работам относятся такие, когда водолаз может легко запутаться в сигнале и шланге: внутри затонувшего корабля или на его палубе, на ряжах, подо льдом и на морозе, когда от замерзания шланговых соединений возможна закупорка воздухопроводных шлангов, при работе водолаза на весу в люльке (беседке) под днищем плавающего судна и т. п. Последние работы опасны тем, что водолаз может упасть, при чем на небольшой глубине, если соответственно не будет усилена нодача воздуха, водолаз м. б. раздавлен наружным давлением воды; тут важно не абсолютное, а относительное повышение давления, почему падение на глубине 5-10 м опаснее, чем на 30-метровой. При избыточной подаче воздуха, вследствие усиленного раздувахшя костюма, водолаз может всплыть на поверхность; при малой глубине это сопряжено с риском, что он разобьется обо что-либо при всплывании, нри большой-опасна, кроме того, быстрая декомпрессия. Трудность работы водолаза под водой, кроме плохой видимости, значительного сопротивления среды движению, неудобного, стесняющего движения костюма, состоит еще в том, что вес изменяется в зависимости от объема воздуха, содержащегося в костюме. Ц. т. перемещается не только от изменения положения корпуса, но и от перемещения воздуха в мягкой оболочке, рубахе. Смена из 3 водолазов, по правилам, работает 6 ч. и из них 4 ч. под водой. Для сношений с водолазом применяется сигнализация условными знаками-нодерги-ванием и встряхиванием веревки. Сношения но телефону применяются нри работах, требующих особой осторожности, и при обследованиях, когда нужны непрерывная связь и руководство действиями водолаза сверху.

Инструмент, применяемый для работы водолазом: тонор, одноручная пила-ножовка и зубило с молотом для работы по металлу, рычажные ножницы для резки тросов, разные ключи для гаек, скребки для очистки подводной части судна. В последнее время находят все большее применение пневматич. молот, пневматич. сверлилка и автогенные резаки для резки металла под водой. Реверсивные сверлилки м. б. применены и для срезывания толстых свай сверлением дыр в них одной рядом с другой, а молотки-для рубки железа, заклепок и т. п. Автогенные кислородно-водородные резаки системы Флор отличаются от обыкновенных тем, что, кроме газов, нужных для резки, подается еще через концентрич. сопло сжатый воздух или кислород, вытесняющие воду впереди резака. В освобожденном от воды пространстве и происходит горение и резка металла. Более или менее точные данные получены при резке упавших в воду пролетных строений мостов. На 1 п. м резки фасонного прокатного железа и клепаных балок можно считать: 2,8 водорода, 4 кислорода, 1 рабочий день водолаза, 7з рабочего дня инструктора для управления аппаратурой наверху и 17з чернорабочих для качания на водолазном насосе и для других работ.



Во всех случаях, когда к тому представляется возможность, ручные работы водолаза под водой д. б. заменены подрывной работой. Наибольшее применение при подводных взрывных работах имеют динамит и аммонал. Форма зарядов и способы их взрывания, правила размеш;ения зарядов и т. д. не отличаются от таковых при надводных взрывах, но размеры зарядов м. б. уменьшены примерно в 2 раза. При подводных взрывных работах заряды преимущественно располагаются непосредственно на поверхности взрываемых предметов в виду трудности подготовки Д.ДЯ них скважин, камер и т. п. Следует обращать внимание на возможно плотное прилегание заряда к новерхности взрываемого предмета. При взрывах на небольшой глубине и необходимости бурить скважины выгоднее бурение производить с поверхности, лишь направляя бур водолазом. При бурении в камне мягкой породы водолазом производительность работы не более 100-200 мм/ч. При производстве взрывов, даже самой небольшой силы, водолазы д. б. удаляемы из воды. Взрывы значительные оглушают водолаза и на больших расстояниях: заряд в 100 кг опасен на расстоянии в несколько км. Подрывные работы под водой с успехом м. б. применены при срезывании отдельных свай и кустов их, разборке подводной кладки, расчистке фарватера общим углублением и взрывом отдельных камней, при работах по извлечению затонувших деревянных и железных судов, обрушенных пролетных строений мостов и т. д. Процент неудачных взрывов под водой несколько выше, чем на сухо-путьи, и составляет 10-15%.

Лит.: Курдюмов В. И., Основания и фундаменты, СПБ, 1888; Бреннеке Л., Устройство оснований и фундаментов, пер. с нем., СПБ, 1901; Кононов А., Учебник по водолазному делу, СПБ, 1902; Аннин В. П. и др.. Руководство по водолазному делу, Москва, 1927; его же. Глубоководные спуски на внешнем Ревельском рейде, Морской врач , П., 1917; его же. Патология и гигиена водолазного дела. Д., 1928; С а к о в и ч А., Водолазные работы по подъему подводной лодки Камбала , Морской сборник , СПБ, 1910; 3 а в а цк и й СВ., Подъем золота с Лаврентика , Водный транспорт , М., 1928, 1; его же. Подводная автогенная резка, Водный транспорт , Москва, 1924; Davis R. П., А Diving Manual and а Handbook of Submarine Appliances, London, 1924; Report of Committee upon the Effects of Deep Water Diving, London, 1908. C. Завацкий.

Одной ИЗ наиболее характерных подводных работ, сопряженных с водолазным обследованием, является удаление скал без помощи взрывов. С этой целью употребляются тяжеловесные ударные приборы, р а с-калыватели. Прибор состоит из массивного стального овального цилиндра, снабженного на конце съемною частью, похожей по форме на го.тову артиллерийского снаряда, выделываемого из броневой закаленной стали. В нек-рых случаях, при встрече с очень крепкой скалой, вместо остроконечной части употребляют ударную часть по форме зубчатых ударников; такие ударники с зубьями практикуются тогда, когда имеется бстьшое течение, мешающее точно направлять последовательные удары в одну и ту же точку. В обоих случаях ударные приспособления устроены так, что головная часть может заменяться новой без затруд-

нения. Состав стали в этих наконечниках варьирует в зависимости от твердости пород скал. Принцип, по к-рому работает рас-калыватель, состоит в том, что сильным паровым шпилем поднимают цилиндрообраз-ный массивный раскалыватель на определенную высоту и затем предоставляют ему свободно падать вниз, при чем такие удары производят столько раз, сколько требуется для получения нужного эффекта. Средний вывод из многих работ, при крепкой скале, будет около 0,06 jh в один удар; принимая в среднем 150 ударов в час, можно считать, что одна машина с раскалывателем в состоянии разбить 7,5 м за час работы, включая сюда время, потребное водолазу на осмотр результатов производящихся разрушений. Вес раскалывателя варьирует в зависимости от твердости грунта. Пятнадцатитонный раскалыватель, поднимающийся на высоту 3 jk, вполне удовлетворителен нри ломке гранита. В сравнительно более мягкой скале, при небольшой глубине, 6-тонный раскалыватель дает хорошие результаты. Признаются более действительными тяжелые раскалывателя, падающие на короткие расстояния; они лучше легких, падающих с большой высоты. Места для нанесения ударов определяются обыкновенно водолазом и, в зависимости от породы грунта, бывают расположены друг от друга на расстоянии от / до V/iM для плитняка или песчаника, а для гранита около Va м. Вся паровая установка раскалывателя обычно ставится на специально приспосабливаемый плот.

Водолазные работы при помощи самодвижущегося подводного танка. К новейшим достижениям в области водолазной техники д. б. отнесено изобретение американок, инж. Дясемсом Рено подводного танка


Фиг. 5.

(фиг. 5). Публичные испытания, произведенные на Лонг-Айлендскон отмели в Ныо Норке, а затем подъем с помощью танка канонерской лодки ScaIly , дают основание видеть в этом снаряде способ разрешения проблемы глубоководных спусков и подводных работ на сильном течении. Устройство



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 [ 147 ] 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161