Литература -->  Бумажный брак в производстве 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 [ 134 ] 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161

мелких и средних грузов. Недостаток-ограниченный район обслуживания. Передвижные поворотные краны на двух рельсах применяют только вне мастерских; внутри же с успехом применяют однорельсовые велосипедные краны, могущие передвигаться по узким проходам. Район действия велосипедного крана значительно увеличивается при наличии поворотного круга. Путем особого приспособления можно применить поворотный механизм самого крана для поворачивания круга. Подвесные дороги с подъемными механизмами имеют следующие преимущества перед мостовыми кранами: они дают возможность перемещения по кривым, связывают все помещения, работа может производиться одновременно в разных местах, оборудование недорого. Недостаток их-обслуживание линий, а не площадей.

Для ускорения погрузки и выгрузки вместо крюков в подъемных механизмах применяют специальные приспособления, захватывающие материал: грузоподъемные магниты для железных стержней, листов, стружек, опилок, лома; клещи для ящиков, тюков и т. д.; ковши с раскрывающимися лопастями для сыпучих тел; всевозможные грейферы (см.) и т. п.

II. Транспортные средства, работающие непрерывно.

Эти транспортные средства, часто называемые транспортерами (см.), применяются тогда, когда перемещению подлежит один и тот же материал по одному и тому же направлению. Они работают б. ч. автоматически и приводятся в действие преимущественно электричеством. Достоинства их: большая скорость, легкость, сравнительная дешевизна установки, небольшая трата энергии. Они подразделяются на: А-транспортеры с тяговыми устройствами и Б-транспортеры без тяговых устройств.

А. Транспортеры с тяговыми устройствами. Для тяги применяются цепи, канаты и ленты. Цепи (см.) легче чинить при разрыве, они меньше растягиваются, устройство приводного механизма проще благодаря звеньям, ложащимся на зубья. Канаты (см.)-дешевле, меньше изнашиваются, благодаря отсутствию шарниров не грозят внезапными разрывами, растягивание происходит постепенно; применяются для перемещения на большие расстояния. Ленты (см.)-пеньковые, хлопчатобумажн. (в несколько слоев), из верблюжей шерсти, резиновые и балатовые или из стальной проволоки (для материалов, содернш,-щих мало влаги) - допускают движение с большой скоростью. Применяются на коротких расстояниях для перемещения грузов, к-рые помещаются на них непосредственно. Тяги приводятся в движение при помощи зубчатых колес или барабана и д. б. снабжены приспособлениями для натяжения. При горизонтальном и наклонном перемещениях эти транспортеры нуждаются в опорах, для чего применяются или опорные ролики (для более легких грузов) или рельсы с ползунами и катящимися роликами (для тяжелых грузов). Недостатки транспортеров

с тяговыми устройствами: они сравнительно дороги и сильно грязнятся во время работы.

Наиболее употребительны следующие типы этого рода транспортеров:

1) Скребки, или кратцеры и само т а с к и,-горизонтальные или наклонные до 40°. Производительность скребков

Q =S,6yv т/ч, где i - объем груза в л,

забираемого одним скребком, а-расстояние между скребками в м (0,4-0,6), у-уд. в. груза, V-скорость скребка в м/ск (0,25- 0,75). Скребки применяются гл. образ, для перемещения сыпучих тел на 15-25 м с производительностью 8-15т, ч. Достоинства скребков: дешевизна, простота устройства, надежность работы, удобство погрузки и разгрузки, дешевизна обслулшвагшя. Недостатки: большая трата энергии, измельчение и порча перемещаемого груза, неспокойная работа. Скребки допускают передачу груза с одного транспортера на другой под прямым углом.

2) Ленточные транспортеры (см.), плоские или вогнутые, горизонтальные или с наклоном до 30°. Длина перемещения 100-150 м, ширина ленты 20-100 см; производительность до 450 т/ч, а для угля-до 900 т/ч. Скорость 1,5-3 м/ск. Считая, что максимальная высота сечения слоя сыпучего груза h равна его ширины, равной

(0,9Б-0,05) м и учитывая, введением числового коэффициента =-, уменьшение высоты

слоя от середины лепты к ее краям, можно принять производительность транспортера

= 3600-. у (0,95-0,05) =

= 200(0,9-0,05) V ПК где В-ширина ленты в jh. Транспортеры с гибкой лентой могут быть применяемы почти всюду, но главным образом пригодны для перемещения зерна и угля. В Америке они применяются на газовых, цементных, химич. заводах и в котельных. Достоинства их: простота конструкции, легкость, ровная бесшумная работа, небольшая затрата энергии, дешевое обслуживание; недостатки: дорогая установка, быстрое изнашивание лент. Для подачи к ленточным транспортерам несыпучих грузов служат роликовые столы; в них груз движется на роликах по столу, подталкиваемый рукою или автоматически. Для предотвращения скольжения груза по ленте применяют звеньевые, или пластиночные, ленточные транспортеры, работающие горизонтально или с наклоном до 43°; в этом случае ленты имеют поперечины, не дающие грузу соскальзывать вниз. Ширина ленты 75-100см, скорость 0,2-0,6 м/ск; производительность плоских звеньевых лент Q в среднем можно принять = 400(5-0,1) W**) для лент с загнутыми краями Q = S 600 fyv т/ч, где f-площадь сечения слоя груза в м. Существует еще так назыв. универсальный транспортер, состоящий из нескольких передвижных звеньевых элементов, из которых первый соединен с мотором, а каждый последующий соединен цепью с предыдущим. Длина элемента 6-8 м.



3) Нории, или элеваторы, для перемещения груза вертикально или с наклоном более 45°. Во избежание пыли на нории иногда надевают кожух из дерева или листового железа. Скорость нории 0,8-2,5 м1ск, иногда 3,3 м/ск. Производительность Q = 3fi(pyvml4, где <р - степень наполнения ковшей, г-емкость их в л, а-расстояние между ковшами в м. Для зернового груза v = zVb, где В-диаметр верхнего барабана в м, при чем 9) = 0,6-0,75. На складах применяют передвижные нории с переменным наклоном. Достоинство нории: простота, надежная бесшумная работа, сравнительно небольшая затрата энергии, приспособляемость ко всяким условиям (см. Нории).

4) Конвейеры, или нории с качающимися ковшами, перемещающимися по прямой линии, плоской или даже пространствен, кривой. Скорость конвейеров при прямолинейном перемещении 0,15-0,30 м/ск, а при криволинейном-0,10-0,13 м/ск.

Производительность Q = 3,%(pYv т/ч, при

чем <р б. ч. равно 1. Один конвейер с криволинейным движением может заменить несколько транспортеров прямолинейного движения, что дает экономию благодаря отсутствию перегрузок.

Б. Транспортеры без тяговых устройств. 1) Шнеки (см.) - работают горизонтально или наклонно под углом не более 30°. Встречаются и вертикальные шнеки. Диаметр шнека D = 100-600 мм, шаг винта 8=80-400 мм, количество оборотов в минуту и=45-100. Производительность Q = lb(pTcDSny т/ч, где (р - степень наполнения, D и S-в м. Шнек-самый простой и компактный из всех транспортеров с невысоким расходом по обслуживанию, но поглощает много энергии и может повредить груз. Шнек применяется для перемещения на небольшие расстояния при небольшой производительности (до 10 т/ч).

2) К шнекам примыкают трубные транспортеры, представляющие вращающиеся трубы, к внутренним стенкам которых прикреплены лопасти. Здесь одновременно с перемещением материал подвергается перемешиванию. Производительность определяется по той же формуле, что и для шнеков. D = 200-бООжж, S= 100-300 мм, п = 24-47. Трубные транспортеры потребляют энергии немногим меньше, чем шнеки.

3) Трясуны (см.), или качающиеся желоба-исключительно для горизонтального перемещения, т. к. даже при небольшом подъеме их производительность сильно падает. При перемещении более чем на 100 м жолоб трясуна разделяется на секции, к-рые приводятся в движение несколькими кривошипными механизмами, или же одна секция приводит в движение другую при помощи перекрещивающихся рычагов. При 300--400 об/м. скорость перемещения груза 0,1-0,2 л /ск; производительность = 3 вОО bhyv т/ч, где Ъ-ширина жолоба в свету (0,2-1 м), h--высота слоя материала (0,02-0,06 м). Достоинства трясунов: простота конструкции, дешевизна обслуживания, надежность

работы, компактность; недостатки: большой расход энергии, порча жолоба при перемещении твердого материала. Трясуны особенно распространены в горном деле. Существует еще жолоб системы; Маркуса; в этой системе жолоб приводится в возвратно-поступательное движение; когда жолоб внезапно останавливается или отдергивается назад-груз по инерции продолжает свое движение вперед.

4) Гравитационные транспортер ы-для спуска грузов под влиянием их собственной тяжести под небольшим наклоном в 2-3°. Для сыпучих тел употребляются лотки и трубы; для штучных грузов простой формы и среднего веса делается дорожка из плотно прилегающих друг к другу роликов-катков (см. Дорожка роликовая). Дорожка может быть прямой, кривой и в частности спиральной; иногда она состоит из нескольких секций.

5) Пневматические транспортер ы-для сыпучих тел-мелкого угля, угольной пыли, зерна, золы и т. п. Если груз в транспортер поступает из одного места и передается в несколько мест, то применяется нагнетательный способ; если же груз поступает из многих мест, но передается в одно место, то применяется всасывание.

Выбор транспортных средств.

1) При транспортировании грузов следует возможно шире пользоваться приспособлениями для саморазгрузки и грейферами. При разгрузке 4-5 вагонов в чае выгодно пользоваться опрокидывающимися платформами, на которые въезлтет вагон.

2) Для доставки материалов на склады, для сообщения складов с мастерскими и мастерских между собой самым пенным средством транспорта крупных грузов являются ширококолейные дороги, к-рые должны связывать все склады и мастерские между собой. Рекомендуется на соединительных путях ставить простые стрелки, избегая поворотных кругов, повреждение которых может остановить весь транспорт; рельсы, идущие вдоль стен мастерских, должны отстоять от этих стен не менее, чем на 2,1 м. Ворота, лежащие против рельсов, представляют постоянную опасность для рабочих, в виду чего следует принимать специальные меры предосторожности. Ширококолейные дороги обыкновенно дополняются узкоколейными, в особенности для средних грузов, и безрельсовыми транспортными средт ствамй. Для обслуживания складских площадок применяются краны, преимущественно подвижные портальные и мостовые. Но самым удобным и выгодным средством являются подвесные дороги, которые иногда могут прямо с парохода или из вагона доставлять материалы на место потребления.

3) Для транспорта внутри складов применяются: для тяжелых грузов-мостовые краны и подвесные дороги; для средних и мелких-безрельсовые средства; для однообразного груза-элеваторы, роликовые столы, звеньевые транспортеры; для мешков- ленточные передвижные или несколько ленточных транснортеров, передающих груз с одного на другой; для ящиков и штучных



грузов-роликовые столы и электрич. тележки с подъемы, платформами или с кранами. Для сыпучих тел иногда ленточный транспортер дополняют барабаном с черпаками, которые загребают груз из кучи и подают его на ленту. Для очень тяжелых частей рекомендуются подвижные помосты, построепные наподобие мостовых или портальных кранов.

4) При перемещении грузов внутри мастерских безрельсовые средства В. т. применяются только для мелких и средних грузов, когда имеется ровный и гладкий поя. Без узкоколеек обходиться почти невоз-


Фиг. 3.

молено, особенно в литейных и кузницах; для средних и мелких грузов применяют подвесные дороги, не мешающие работе внизу. Краны применяют преимущественно передвижные; мостовые краны часто обслу-леивают всю мастерскую, при чем на каледые 80-100 м пути устанавливают обычно два крана. Подвилсные двухрельсовые поворот-пые краны применяют в исключительных случаях. В низких зданиях ставят велосипедные краны. Для перемещения из одного этажа в другой пользуются конвейерами.

5) Подъемные и транспортные средства для установки частей на обрабатывающие станки и для снятия их должны работать быстро. В виду этого для легких частей рекомендуются ручные или электрич. подъемные приспособления: канатные подъемники с проти- [ вовесом, неподвижные тали с зубчатой цилиндр, передачей, работающие быстрее, чем с винтовой передачей. Фирма Крупп построила особый подъемник для обслуживания станков (фиг. 3), прикрепляемый над станками к потолку и приводимый в движение от трансмиссий; рабочий одной рукой управляет подъемником, а другой направляет деталь. В целях экономии времени по прикреплению детали к цепи или канату рекомендуется применять соответствующие клещи, лапы и т. п. Применяется также рельсовый путь на балках с подвижной кошкой, с подвешенными ручными или электрич. талями. Рекомендуются также небольшие поворотные краны, прилаживаемые непосредственно к станкам, преимущественно к тя-леелым. Широко распространены, благодаря своей дешевизне и удобству, передвижные заводские краны. Для тяжелых частей применяют мостовые и консольные краны. В последнее время для средних и легких частей с ровной поверхностью стали применять гравитацией, роликовые транспортеры, а для большого количества деталей-конвейеры.

т. Э. т. III.

6) В монталеных цехах применяют для тяжелых грузов ширококолейные ж. д., для средних-узкоколейные, а для легких- безрельсовые средства. Применяются также поворотные краны средней и малой грузоподъемности и мостовые краны. В Америке для монтировки средних и мелких машин станина машины в обрабатывающем цехе ставится на платформу при помощи подъемной тележки, отвозится в монтажную, где машина постепенно собирается на платформе и затем отправляется на склад. Тяжелые части машин иногда обрабатываются в монтажной. Чтобы по возможности меньше передвигать такие части, применяют передвижные станки, в частности сверлильные , шлифовальные, фрезерные и другие.

Особо стоит сборка автомобилей в Америке, в частности на заводах Форда, где монтируемый автомобиль движется перед стоящилш на месте рабочими. Передвилее-ние-периодическое, при чем скорость д. б. строго рассчитана и согласована с нормами времени, необходимыми для разных операций (см. Конвейер и Непрерывно-поточное производство).

Лит.: г а н ф ш т е н г е л ь Г., Транспортные устройства для массовых грузов, М.-Л., 1927; Мекбах Ф. и Кинцле А., Работа непрерывным производственным потоком, М., 1927; Козьмин B.C., Транспортирование материалов в промышл. предприятиях, Л., 1927; его же. Ленточные транспортеры. Л., 1927; Aumund Н., Hebe- и. For-deranlagen, В. 2, 2 АиП., Berlin, 1926; В и h 1 е М., Teclinisclie Hilfsmittel zur Beforderung u. Lagerun von Sammelkorpern (Massengiitern), B. 3, В., 19011906; Hanffstengel G., Die F6rderung von Massengutern, 3 Aufl., B. 2. В., 1922; II a n Г1 s t e n-gel G., BiUig Verladen und FOrdern, 2 Aufl., В., 1919; Dubbel H., Tasclienbuch fur d. Fabrikbe-trleb. В., 1923; M 1 с h e n 1 e 1 d e г К., Kran- und Transportanlagen, В., 1926. С. Гурввич.

ВОДА, простейшее химическое соединение водорода с кислородом; химическая формула HgO; молекулярный вес 18,016; при обыкновенной температуре-жидкость без запаха и цвета, но в толстых слоях имеет голубой цвет. Чистая дистиллированная вода имеет, благодаря осмотическим процессам в клетках слизистой оболочки, неприятный вкус и вредна для здоровья; вода, содержащая незначит, количество солей, не только не вредна, но необходима для питания организма.

I. Физич. и химич. свойства воды.

Физические свойства воды сопоставлены в табл. 2. Увеличение объема жидкой воды при повышении температуры выражается следующими (см. табл. 1) цифрами (объем при 0° принимается за 10 000):

Табл.

1.-у в е л и ч е н и е объема зависимости от 1 .

воды в

j 10° 1 20 j 30° j 40° 1 50°

Увеличение объема j 1,2 j 16,0

41,5 75,8 j117,0

Г j 60° 70°

80° j 90° 100°

Увеличение оиъема j 168,Oj 225,5

291,oj 385,51427,0



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 [ 134 ] 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161