Литература -->  Бумажный брак в производстве 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 [ 111 ] 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161

своевременно удаляют отложения и накипи. Внутренние разъедания могут быть вызваны также применением конденсационной воды, содержащей смазочное масло. Жировые отложения на стенках котла, препятствуя


Фиг. 9.

прохождению тепла в водяное пространство, вызывают перегрев материала и образование кислот. Паровозный котел, взор-вавщийся вследствие внутреннего разъедания, представлен на фиг. 9.

б) Н а р у л< н ы е разъедания получаются под влиянием кислорода, действующего в присутствии влаги на наружную поверхность котла. Одной из более частых причин нарунных разъеданий служит неудовлетворительная склепка или плохая чеканка. Образующаяся в результате этого течь обнаруживается при гидравлич. пробе котла. Наиболее падежной мерой м. б. переклепка нескольких заклепок. Другая форма наружного разъедания наблюдается в локомобильных и вертикальных котлах с внутренней топкой, а именно-в нижней части их,-соприкасающейся с рещеткой, где присутствие золы, жадно поглощающей влагу, вызывает окисление стенок (фиг. 10). Меры противодействия: систематическ. очистка ниж;-ней поверхности стенок котла и своевременное удаление золы. Далее, разъедание может происходить, если котел опирается непосредственно на кирпичную кладку, так как нро-



Фиг. 10.

сачивающаяся через нее вода может вызвать проржавление стенок котла. Поэтому котлы опирают на чугунные балки или железные рельсы или возводят кладку на цементе. Особенную опасность могут представить заклепочные щвы, закрытые обмуровкой, как затрудняющие их осмотр. Причиной наружного разъедания слулшт также неправильная конструкция и плохая приладка арматуры, в особенности клапанов, что может привести к опасной течи. Наконец, причиной разъеданий могут служить сернистые газы (сернистый ангидрид, сульфаты и т. п.), выделяемые топливом и вызывающие быстрое разрущение заклепочных соединений (фиг. 11). Меры противодействия: переход на другое топливо и подчеканка или переклепка дефектных щвов.

5. Накипь препятствует прохождению тепла в водяное пространство и ведет к


Фиг. 11.

полному разрущению отдельных частей котла, вызывая опасность в отношении взрывов (фиг. 12). Одной из более рациональных мер для предупреждения образования накипи является очистка питательной воды до поступления ее в котел. Очистка эта может производиться механическим или химическим способами. Механич. способ состоит в улавливании в особом сосуде примесей, при чем те из них, которые тяжелее воды, непосредственно осаждаются; те же, к-рые легче воды, задерживаются в фильтре, наполненном слоем гравия или кокса (фильтр типа Рейзерта). Химич. очистка производится в специальных приборах (напр. системы Дерво), где питательная вода, в зависимости от ее состава, обрабатывается различными реактивами: известью-для осаждения кальция, далее содой, а в последнее время и пермутитом (глиноземистым силикатом)-для превращения нерастворимых сернокислых солей извести в сернокислую соль натрия, обладающую большой растворимостью в воде. Потребность в очистке питательной воды зависит от системы котла, характера его работы и степени его форсировки. Для котлов с большим водяным пространством очистку питательной воды можно считать необходимой, если жесткость ее превышает 12 германских градусов (1 герм, градус жесткости соответствует содержанию 1 з СаО в 100 л воды). Для тех типов котлов, при которых удаление накипи встречает затруднение, очистка воды настоятельно рекомендуется уже при 6-7 германских градусах. Другой весьма рациональный, но дорогой способ очистки воды состоит в ее выпаривании и осанедении получаемого пара в выпарных аппаратах. Способ этот находит в последнее время применение, кроме судовых котлов, еще и для стационарных паровых установок, в особенности при наличии паровых турбин. Т. к. в последнем случае конденсат может служить для питания котла, то необходимо очистить примерно только 5- 15% всего количества питательной воды. Из


Фиг. 12. Разъедание стенок дымогарной труСы из-за накипи.

других мер для предупренедения образования накипи можно указать на систематич. продувку котла и, наконец, на устройство циркуляции, к-рая обеспечивает отложение осадков в назначенных для этого местах.



6.Ослабление материал а после продолжительной службы котла. После продолжительной работы материал котла перерождается. Хотя вопрос о старении (утомлении) котельного материала еще не решен окончательно, однако не подлежит сомнению, что он со временем теряет свои первоначальные свойства и, прежде всего, необходимую вязкость. Кроме того, со временем толщина листов, в результате ржавления, уменьшается, и возникают дефекты в заклепочных соединениях, например ослабление их и т. п.

Меры борьбы со В. п. к. Эти меры могут быть разбиты на две категории: 1) м е р ы, предпринимаемые во время службы ко тла-своевременное устранение обнаруживаемых дефектов, являющихся часто предвестниками взрыва (меры эти были указаны при рассмотрении отдельных причин

B. п. к.); 2) меры законодательного характера: а) нормы, регули- рующие постройку паровых котлов в отношении: качества материала, исследования материала и методов его обработки; б) обязательные постановления и правила, регулирующие надзор за паровыми котлами.

а) Нормы, регулирующие постройку паровых котлов. Применение для котлов высоких давлений, доходящих до 50-100 atm, и высоких t° перегрева пара, достигающих 400°, вызвало необходимость пересмотреть уже существующие в некоторых странах нормы по постройке паровых котлов и издать взамен их новые. Т. о. существовавшие в Германии вюрц-бургские и гамбургские нормы, изданные в последних годах прошлого и в первых годах нынешнего столетия, были заменены новыми нормами, вошедшими в законную силу 12 октября 1926 г. Согласно новым нормам, материалы, идущие на постройку паровых котлов,должны быть освидетельствованы экспертами, которые выдают соответственные удостоверения. Кроме прочности на разрыв и допускаемого удлинения для различных материалов, применяемых в котлостроении, новые нормы устанавливают, что особенно важно, минимальные пределы для радиусов бортов дпищ, так как неправильная форма днищ часто служила причиной взрьшов. Такие же нормы изданы в 1924 г. в С.-А.

C. Ш. Новые американские нормы различают огневые и бортовые листы. Кроме того, они предписывают для котельных листов, в зависимости от сортов, предельное содержание углерода, марганца, фосфора и серы, что не предусмотрено германскими нормами. Нормы эти устанавливают для бортовых, огневых листов и других материалов минимальные пределы для прочности на разрыв и для удлинения. В общем нормы эти в значительной своей части базируются на эмпи-рическ. ф-лах, в отличие от герм, норм, основан, гл. обр. на расчетных данных и являющихся продуктом долголетних изысканий.

б) Обязательные постановления и правила, регулирующие надзор за паровыми котлами. Почти во всех странах изданы правила, регулирующие надзор за паровыми котлами. Надзор этот осуществляется в разных странах непо-

средственно правительственными органами, или же частными обществами, представляющими объединения котловладельцев, которые обязаны в своих действиях подчиняться существующим для этой цели правилам. Правила эти предусматривают техническое освидетельствование паровых кот-.яов в установленные сроки. Так, очередные освидетельствования котла должны, согласно правилам НКТ СССР, производиться нормально в след. сроки: наружный осмотр- один раз в год, внутренний осмотр-один раз в три года, гидравлическое испытание, соединенное с внутренним осмотром,-один раз в шесть лет. В отношении же котлов, возраст к-рых превышает 25 лет, правила НКТ предусматривают исследование материала при ближайшем ремонте котла.

Лит.: я к о б с о н г. А., Повреждения стационарных наровых котлов, М., 1923-25; Б ау мая Р., Повреждения котлов, Тепло и сила , М., 1924, апр.; Вологдин СП., Взрыв котла 3-й Госуд. мельницы в Ростове н/Д., Вестник Моск. об-ва техн. надзора , М., 1925, февр.; Гавриленко А. П., Паровые котлы, М.-Л., 1924; В а и m а п п, Mittell. tiber Forschungsarbeiten auf d. Gebiete d. Ingenieur-wesens, H. 252, В., 1922. Г, Аваеннаи.

ВЗРЫХЛИТЕЛЬНАЯ МАШИНА, см. Трепальные машины.

ВИАДУК, мост для перехода железной или обыкновенной дороги через глубокий овраг, ущелье, долину. Характерным признаком В., отличающим его от другого рода мостов, является значительная высота дороги над долиной. Определение основных размеров В. (разбивка его на пролеты, выбор нижнего очертания его пролетного строения и пр.) почти не зависит от тех путей или водных потоков, которые находятся на дне долины. В большинстве случаев В. строится взамен насыпи, когда из-за значительной высоты стоимость насыпи настолько возрастает, что виадук становится выгоднее. Высота,при которой виадук дает экономию сравнительно со сплошной насыпью или насыпью с трубой, при необходимости пропустить по долине водный поток или дорогу под в., м. б. установлена лишь в каждом частном случае. Для примерной ориентировки можно указать, что при 15-20 л* высоты выгоднее устройство В. Однако, когда имеют дело с грунтами, могущими дать оползни, когда нельзя занять достаточно широкую полосу земли для насыпи, сооружение В. может оказаться целесообразным и при много меньшей высоте перехода долины. С другой стороны, избыток хорошей земли из прилегающих к переходу через долину значительных выемок, удобная и дешевая подвозка земли могут дать преимущество насыпи перед В. и при значительно большей высоте. Т. к. В. часто представляют собою красивые инженерные сооружения, то, при прочих равных условиях, предпочтение следует отдавать виадуку.

Материалом для постройки В. служат дерево, камень, бетон, железобетон и железо . Сооружение деревянных В. особенно широко было распространено во второй половине 19 века в период интенсивного заселения западных штатов С. Америки в местностях, богатых лесом; в Европе тогда деревянные виадуки также находили широкое применение. Теперь деревянный виадук можно встретить лишь как временное



сооружение подсобного характера в виде дешевой, наспех сделанной деревян. эстакады.

Материалом, наиболее отвечающим основному характеру В., является камень. Основная задача проектирования В.-разбивка на пролеты, выбор стрелы и очертания кривой свода и придание своду надлежащей толщины. Существует французское правило разбивки на пролеты, по которому I = О АН (1)

(Z-пролет свода в свету и Н-высота В.), при чем своды избираются полуциркульные; но этот выбор пролета д: б. проверен в отношении экономичности его. С этой точки зрения, повидимому, более удачными являются несколько ббльшие пролеты, как это и делают немецкие строители (Мелан):

г = 6 + ОАН. (2)

(1) и (2) дают лишь первое приближение, окончательное же установление величины пролета м. б. правильно выполнено только при сопоставлении ряда вариантов с соответствующими подсчетами их стоимости. Величина пролета должна быть такова, чтобы стоимость его равнялась стоимости быка. Следовательно, при значительном поперечном yioione берегов долины, может оказаться целесообразным уменьшение пролетов при понижении высоты, при чем для целой серии сводов устанавливают одинаковые пролеты, разделяя эти своды друг от друга более толстыми быками, способными противостоять разности распоров неодинаковых сводов. Вообще, при длинных В. через 3-5 пролетов возводят более толстые быки с тем, чтобы при случайном разрушении одного из пролетов ограничить протяжение участка, на котором своды могут обрушиться; толстые быки должны выдержать одностороннее давление необрушивше-гося свода. Вообще толщина опор в уровне видимых пят е, при полуциркульных сводах пролетом больше 8л*, может бьггь назначена равной (по Сежурне) 0,20 I, или

е = 1 + 0,04Я. (3)

При цементном растворе эта толщина м. б. сокращена до 0,15 L Поперечным боковым граням быков придают уклоны: Vso-V39, чаще Veo- Если при больщой высоте этого окажется недостаточно, то дают уширение быку помощью обрезов. Дают уклон и граням быка, параллельным продольной оси виадука, при чем уклон может быть взят Vso-V20 (чаще последний); этим достигается увеличение поперечной устойчивости В. Нередко уклон граням быка дают постепенно возрастающий, при чем в последнее время очень часто делают уширение быка книзу по параболич. кривой. Выбор стрелы подъема свода и кривой очертания в виадуке д. б. основан на сопоставлении различных вариантов . При небольших пролетах (до 25-50 м) почти исключительно применяют полуциркульные своды. Выбором более подъемистого очертания свода, в виде коробовой кривой, эллипса с несколько большей вертикальной осью, можно добиться лучшего приближения к кривой давления, особенно для больших пролетов и виадуков большой высоты. Одновременно этим достигается уменьше-

ние объема кладки быков при увеличении объема кладки надсводного строения. В этом случае целесообразным является возможно большее облегчение нагрузки свода и давления на опоры устройством сквозных отверстий, перекрытых рядом одинаковых небольшого пролета сводов, которые поддерживают проезжую часть. Расчет толщины сводов следует производить в соответствии с общими указаниями по этому вопросу для каменных мостов (см.). Очень большая глубина долины, отвесные или очень крутые берега ее, слабые грунты по ложу долины и хорошие, скалистые на берегах ее могут создать условия, при которых наиболее целесообразным является переход нижней части долины или всего ущелья одним большим пролетом. Это настолько изменяет общий вид сооружения, что зачастую такие В. называют просто мостами.

Железобетонные В. из-за легкости и сравнительной дешевизны пролетного строения оказываются наиболее выгодными при величинах пролетов, несколько ббльших, чем для каменных массивных В. Толщина сводов м. б. взята много меньше. Наконец, применение жесткой арматуры меланов-ского типа позволило производить кладку железобетонных сводов без кружал, что для высоких и соответственно крупнопролетных В. имеет очень серьезное значение. Устаревшие чугунные и железные В. в последние годы усиливаются в Америке и Франции также путем обращения их в железобетонные сооружения со В1шючением в тело бетона прежних его металлических пролетных строений. Способность железобетона работать на изгиб вызвала сооружение балочных и рамных железобетонных В., но эти конструкции нашли применение гл. обр. для путепроводов и эстакад (см.). Данные о конструкции и расчетах нелезобе-тонных В. см. Железобетонные мосты.

Металлич. В. строились в большом количестве уже в первые десятилетия существования ж. д. Сперва применялся чугун, но вскоре чугун был вытеснен железом, продолжая все же при железном пролетном строении служить материалом для металлич. части опор высоких В., чему примером может служить старый Грандфейский виадук (1857-1862). Сооружение высоких каменных опор для балочного пролетного строения оказывалось во многих случаях очень невыгодным. Общие указания по конструкции и расчетам см. Железные мосты. Что касается разбивки на пролеты, то здесь еще менее, чем для каменных В., возможно привести какие-либо общие указания. Вопрос должен для каждого случая разрешаться индивидуально путем составления вариантов и подсчета их стоимости. Уступая в долговечности каменным, железные В. в гораздо большей степени чувствительны к возрастанию временных подвинсных нагрузок и в громадном большинстве случаев требуют замены много раньше того срока службы, который они могли бы выдержать. Последние годы, особенно после мировой войны, характеризуются многочисленными примерами постепенного вытеснения железньгх В. каменными и железобетонными, и только



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 [ 111 ] 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161