Главная --> Публикации --> В сибири будет metro Идеальный дом должен быть уникальным “новосибирскэнерго” занялось строительством бизнес-центров Недоступное жилье… может дорожать до 2030 года В 2007 г. сеть “о'кей” откроет гипермаркеты в киеве и харькове

- Насколько серьезны сейчас риски в строительном секторе с точки зрения выполнения инвесторами взятых на себя обязательств? Что делает правительство Москвы, чтобы не повторилась ситуация с обманутыми соинвесторами?

Интервью с руководителем столичного стройкомплекса, первым заместителем мэра Москвы Владимиром Ресиным состоялось через три дня после того, как Генпрокуратура РФ инициировала проверку Федеральной антимонопольной службой застройщиков Москвы, Московской области и Санкт-Петербурга на предмет возможного картельного сговора. Как велит чиновничья этика, заместитель мэра отказался комментировать незавершенное дело и вообще предпочел не касаться тем, связанных с ценами на строящееся жилье. Зато ответил на все остальные вопросы, которые задал ему обозреватель Денег Андрей Воскресенский.

Правительство Москвы ни в коем случае не допустит, чтобы ситуация с обманутыми соинвесторами повторилась. Сейчас внедряется проект типового договора для соинвесторов, который служит основой для аналогичных разработок в других регионах. Вводятся банковские гарантии для компаний, привлекающих средства населения. Создается открытый для ознакомления реестр строительных компаний и других деловых партнеров правительства Москвы, в котором будут содержаться исчерпывающие данные о том, как они выполняют свои инвестиционные обязательства.

- Мэр Москвы Юрий Михайлович Лужков поставил задачу решить проблему обманутых соинвесторов до конца 2008 года. И эта задача будет решена четко, в установленные сроки. Все две тысячи соинвесторов получат новые квартиры или, если они этого захотят, им будут возвращены деньги. В Комплексе архитектуры, строительства, развития и реконструкции города работает комиссия по проверке выполнения контрактов на реализацию инвестиционных проектов по строительству жилых домов в Москве. На заседаниях комиссии детально рассматривается ситуация с каждым из объектов, строительство которых по вине инвесторов не было закончено в срок. В работе комиссии принимают участие представители департамента градостроительной политики, развития и реконструкции города, департамента муниципального жилья, управления по экономической безопасности города, заместители префектов административных округов столицы по строительству и даже судебные приставы. Кроме этого, на заседаниях комиссии присутствуют представители инициативных групп обманутых соинвесторов, деятельность комиссии освещают приглашенные на заседания журналисты. Ситуация с проблемными объектами рассматривается также на совещаниях у заместителей руководителя департамента градостроительства и в префектурах.

Могу сказать, что сейчас по всем проблемным объектам ведется работа, все они находятся под контролем. Проведена инвентаризация, составлены графики ввода. Некоторые уже сданы, остальные достраиваются.

Все строительство в Москве ведется исключительно на конкурсной основе. К конкурсам допускаются только те компании, которые обладают всеми необходимыми ресурсами и опытом работы для того, чтобы точно в срок выполнить взятые на себя обязательства.

- Такими занимаются следственные и судебные органы.

- В том числе и те, которые связаны с явным криминалом - мошенничеством, двойными продажами?

- Это не так. Москва как сдавала порядка 5 млн. кв. м жилья в год, так и будет сдавать. Другое дело, и здесь вы правы, что растет доля социального жилья. Сейчас такого почти половина. Это гораздо больше, чем пять лет назад.

- Каковы ваши оценки дефицита жилплощади в Москве и потенциала дальнейшего роста цен на жилую недвижимость? Все эксперты утверждают, что предложение жилья сокращается, особенно в разряде экономкласса. Возникает ощущение, что застройщикам и риэлтерам просто нечего предложить потенциальным покупателям...

- Правильно ли я понимаю, что доступное жилье - это то, которое строится в рамках городских программ, например, по социальной ипотеке? Говорить же о доступности коммерческого жилья не приходится...

И действительно, индустриальное домостроение нацелено в первую очередь на решение социальных задач. В коммерческом строительстве преобладает индивидуальное домостроение. Если же говорить о реальном дефиците жилья, в Москве он очень велик. В очереди на получение бесплатной квартиры в городе стоят почти 200 тыс. семей. Город строил, строит и будет строить для них бесплатное жилье. Кроме этого, за счет бюджета мы строим новые дома для молодых семей, жителей сносимых ветхих домов и пятиэтажек, по программе социальной ипотеки. Жилищные условия хотели бы улучшить и многие московские семьи, которые не попадают под категорию льготников. Кому-то хочется съехаться, кому-то разъехаться, кому-то нужна дополнительная комната и так далее. Но при том уровне цен, который есть сейчас, большинство из них, даже с учетом ипотеки, не имеют возможности докупить нужные квадратные метры. При отсутствии спроса со стороны реальных конечных покупателей - тех, кому квартира нужна не как вложение денег, а как место жительства, цены на недвижимость должны остановиться. Их нормальная динамика должна идти вровень с уровнем инфляции в стране.

Что же касается коммерческого жилья, оно доступно для тех, кому заработки позволяют. Если наши люди будут получать за свой труд столько же, сколько за рубежом, а цены будут на уровне мировых или чуть меньше, это будет доступное жилье.

- Конечно, в первую очередь доступное жилье - это социальное. Мощным подспорьем федеральному проекту стала программа социальной ипотеки, действующая в столице с прошлого года. Нам уже удалось добиться существенного снижения размера первоначального взноса за жилье, приобретаемое при помощи этого механизма. В перспективе - снижение процентной ставки по кредитам до 6-7% годовых. Если говорить о конкретных цифрах, то могу сказать, что в целом в 2006 году для выполнения жилищных программ планируется построить более 1 млн кв. м под переселение жителей из сносимых пятиэтажек и ветхих домов, 400 тыс. кв. м - очередникам, 300 тыс.- на социальную ипотеку, которой смогут воспользоваться примерно 5200 семей, и еще 270 тыс.- на программу Молодой семье - доступное жилье.

- За счет доли города Москва строит социальное жилье и решает другие необходимые социальные вопросы. Поэтому городские власти заинтересованы в получении от инвесторов реальной стоимости за предлагаемые площадки. Эта цена учитывает все обременения, которые присутствуют на участке. Так что доля города, определяемая департаментом экономической политики и развития Москвы, разумна. В торгах побеждает тот, кто предлагает городу наилучшие условия реализации проекта. Были случаи, когда на аукционах инвесторы, имеющие особый интерес к участку, поднимали его стоимость на десятки процентов.

- Рассматривается ли вопрос о снижении доли города в строительных проектах, учитывая, что обременения при точечной застройке значительно возрастают?

- Сегодня строительные компании Москвы строят в Подмосковье порядка 2 млн. кв. м. Еще около 800 тыс. кв. м они возводят в других регионах России. И будут строить за пределами Москвы еще больше. Это нормальный процесс. Это реальный вклад Москвы в реализацию программы Доступное и комфортное жилье - гражданам России.

- Как вы относитесь к тому, что московские застройщики жилья экономкласса все больше строят за пределами города, прежде всего в Подмосковье?

- В ближайшие годы массовая застройка будет вестись в Кожухове, районе Косино-Ухтомский, Марфине, Бутове, Некрасовке, Молжанинове, Солнцеве и микрорайоне Северный.

- Планируется ли освоение новых районов для массовой застройки? На каких площадках будет вестись муниципальная застройка?

- Как скажется на ценах бутовский кризис? Согласен ли город на увеличение компенсационных выплат в подобных случаях?

В связи с возрастающим дефицитом свободных территорий для застройки разработаны новые подходы к перспективам развития города, которые в первую очередь связаны с решением задачи изменения структуры использования городских площадей. Резервов для строительства у города достаточно. Это и реорганизация промзон, и комплексная реконструкция районов сложившейся застройки, и снос и расселение пятиэтажек первого периода индустриального домостроения и ветхого жилья, и высотное строительство. Генеральный план развития города до 2020 года предусматривает строительство и реконструкцию еще около 70 млн. кв. м жилья, и территорий для этого достаточно.

Позиция мэра Москвы Юрия Михайловича Лужкова такова: Не народ для власти, а власть для народа. И когда этот принцип действует, для конфликтов, подобных бутовскому, не остается места. Кстати, новый микрорайон в Бутове запланирован и будет строиться исключительно на городские, бюджетные средства. Мы заинтересованы как можно скорее начать там работы, так как обязательства перед очередниками, которые годами ждут получения квартир, нужно выполнять. А вот возникни подобная ситуация с инвестиционным проектом, еще неизвестно, стал бы инвестор разбираться и ждать решения вопросов с каждым недовольным жителем поселка, ему проще было отказаться от проекта. Город же пытается пойти навстречу и разбираться в каждом отдельном случае.

- История в Южном Бутове еще раз наглядно показала: в решении таких вопросов представителям власти нужно не жалеть времени и вести нормальный диалог с людьми. Нужно уметь договариваться! Внимательно выслушивать мнения жителей, искать разумные компромиссы. Конечно, это непросто, но это и есть задача власти в современных условиях: решать вопросы так, чтобы в итоге были учтены интересы каждого.

- Вы говорите о том, что Москва по-прежнему будет строить 5 млн кв. м ежегодно. А нацпроект Доступное и комфортное жилье - гражданам России предполагает удвоение ввода к 2010 году. Значит ли это, что Москва уже удвоила свою норму?

Порядок компенсации собственникам определяется федеральным и местным законодательством. Но федеральные нормы определяют только минимум компенсации. В Москве размер компенсации существенно выше, чем это определено федеральными законами. На деле при определении компенсации в выкупную цену за земельные участки входят рыночная стоимость земельного участка, всей находящейся на нем недвижимости, зеленых насаждений плюс упущенная выгода: стоимость внесенных в землю удобрений, потенциально потерянных урожаев фруктов и т. п. Оценку всех этих параметров производят независимые лицензированные оценочные компании по специально разработанным методикам расчета.

Об этом 16 августа на пресс-конференции в Медиа-центре газеты Известиязаявил первый заместитель мэра Москвы в Правительстве Москвы, руководитель Комплекса экономической политики и развития г. Москвы Юрий Росляк.

- Будем увеличивать. Возможности для этого есть. В ближайшие 10-15 лет объемы муниципального строительства существенно возрастут.
По протоколу от 8 августа, подписанному представителями Москвы и Российской Федерации, столица России получит в свою собственность и ответственность 519 объектов исторического и культурного наследия, Российская Федерация - 544 объекта. Протокол устанавливает, в частности, ответственность названного собственника за обеспечение сохранности этого памятника.

Речь идет о документе, который 8 августа подписали мэр Москвы Юрий Лужков, министр финансов РФ Алексей Кудрин и глава Минэкономразвития Герман Греф. Позицию Москвы и свою оценку подписанию этого документа мэр Москвы Ю. Лужков изложил журналистам 12 августа по время субботнего объезда городских объездов (см.: 12.08.200 Юрий Лужков: в процессе разграничения прав собственности на объекты культурного наследия между Москвой и федеральным центром мы приобрели ответственность).

Тема встречи, состоявшейся в газете, - Москва и Центр поделили памятники истории и архитектуры: как и по какому принципу произошел раздел.

По мнению Ю. Росляка, этот документ отвечает на вопрос: кому должны принадлежать памятники, а самое главное, кто будет нести ответственность перед нашим будущим поколением. Как напомнил Юрий Росляк, согласно одной из статей 73 Федерального закона нельзя совершать никакие действия с памятниками, в том числе и вложения средств до того момента, пока не произойдет разграничение собственности.

В своем выступлении Юрий Росляк, в частности, отметил: подписанный протокол поставил точку как минимум в трехлетней работе по поиску компромисса в давно наболевшем вопросе разграничения памятников истории культуры и культурного наследия РФ, объектов федерального значения на территории Москвы.

Именно с учетом этого стороны, подписавшие протокол, занимались вопросами не разграничения - наша работа была посвящена тому, чтобы в рамках разграничения полномочий между федеральным и региональным уровнем властей на территории Москвы определить под какие функции, под какие задачи может быть использован памятник истории или культуры при обязательном условии: сохранение всего того, что требует сохранение по федеральному закону, определение предмета охраны и, самое главное, установление ответственности собственника за обеспечение сохранности этого памятника.

Вместе с тем первый заместитель мэра Москвы в Правительстве Москвы Ю.Росляк задал риторический вопрос, на который сам же и ответил, - вопрос об итогах многолетнего спора по вопросу о судьбе архитектурно-культурного наследия: Кто победил? Победили памятники истории и культуры, потому что они получили ответственных за свое содержание. А каждая из сторон осталась при своих интересах.

Как отметил Юрий Росляк, протокол состоит из двух частей:

Юрий Росляк также сказал, что при разграничении было достаточно много спорных моментов, но вместе с тем можно сказать, что подписание этого протокола является компромиссом, который достигнут благодаря усилиям двух сторон. По результатам договоренности составлены перечни. Они подписаны руководителями, имеющими полномочия. Однако у нас есть еще ряд спорных объектов, над которыми мы продолжим работу.

Общее количество исторических памятников на территории Москвы, права собственности на которые делятся в соответствии с Протоколом от 8 августа 2006 года, составляет около 1100, из которых:
Российская Федерация получает 544 объекта, Москва получает 519 объектов. Кроме того, Москва получила право собственности на 466 ведомственных жилых дома и на 176 социальных объектов (детские сады и спортивные сооружения).

(I) Об урегулировании правоотношений на памятники истории и культуры федерального значения;
(II) О передаче в федеральную собственность административных зданий и служебных помещений, используемых для федеральных нужд.

здание дома Голицына с интерьером (позже - здание Моссовета, теперь - здание Правительства Москвы по ул. Тверская, 13) и здании Мосгордумы;
здания и сооружения усадьбы Коломенское (за исключением памятников ЮНЕСКО);
Гостиный двор;
Центральный выставочный зал Манеж;
Музей-заповедник Царицыно (все здания и сооружения);
Провиантские склады (магазины);
Театр на Таганке (историческая часть которого кинотеатр Вулкан 1946 года постройки; адрес: Земляной вал, 76);
ГУМ и ЦУМ;
комплекс, сооруженный в честь освоения космоса (музей и стела на проспекте Мира);
Церковь Иоанна Богослова;
гостиницы Националь и Метрополь;
комплекс зданий музея А.С. Пушкина на Пречистенке (это - пример финансирования городом);
стена Китай-города;
Больничные корпуса (1-я градская больница);
Чайный магазин (Мясницкая улица);
ряд городских усадьб (в частности: усадьба Дурасовых в Люблино; городская усадьба в Кузьминках; усадьба Коломенское; усадьба Кусково; музей-усадьба Останкино и другие объекты.

Первый заместитель мэра Москвы в Правительстве Москвы, руководитель Комплекса экономической политики и развития г. Москвы отметил, что не является сторонником публикации всех перечней передаваемых объектов. Тем не менее в качестве примера он привел некоторые объекты собственности, которые - в соответствии с Протоколов - теперь закреплены за Москвой. В числе таких объектов, в частности:

захоронения возле и в Кремлевской стене (всего 212 могил, из них 64 братские);
Большой театр;
Литературный институт им. Горького (Тверской бульвар); Музей Бахрушина (ул. Бахрушина);
Государственный музей древне-русского искусства им. А.Рублева Андроньевский монастырь (комплекс зданий); здания посольств.

В то же время за Федерацией закрепленными оказались, в частности:

Перечень объектов городской собственности, подлежащих первоочередной передаче в федеральную собственность, включает 210 объектов общей площадью 144 тыс. м2, занимаемых федеральными органами госвласти и управления, федеральными госучреждениями и предприятиями.

Вместе с тем 29 объектов - это так называемые спорные, хотя по большинству из них - в частности, городку Баумана найдены решения о совместном использовании. К тому же, как было сообщено на пресс-конференции, некоторое количество объектов садово-парковой архитектуры, которые также будут переданы Москве. При этом правоотношения будут урегулированы не по нормам 73-го Федерального закона, а в рамках отдельной процедуры.

Перечни объектов федеральной собственности, подлежащих поэтапной передаче в собственность г. Москвы, включают 656 объектов, из которых жилые дома 466 (т.н. ведомственные), объекты соцкультбыта 176 (детские сады, спортивные сооружения, объекты здравоохранения и т.д.), инженерные сети, сооружения и объекты незавершенного строительства 1 Жилые дома будут передаваться в комплексе со встроено-пристроенными нежилыми помещениями. Эти объекты будут возвращены городу для выполнения функций, определенных 122-м Федеральным законом, - пояснил Ю.Росляк.

Журналистам также сообщили, что задолженность федеральных структур по арендной плате за них составляет порядка 124 млн. руб. В целом федеральными организациями используется около 2500 объектов городской собственности. Компенсация Москве понесенных затрат на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов, передаваемых в федеральную собственность, в 2007-2009 гг. составит до 30 млрд. рублей.

Самой главной задачей, которая сегодня еще остается нерешенной - это внесение изменений в ряд федеральных законов. В первую очередь, в Федеральный закон № 73 О памятниках истории и культуры. Как отметил Ю. Росляк, мы считаем, что теперь внесенные предложения о снятии моратория имеют механизм, что должно быть сопряжено со снятием этого моратория, в том числе на приватизацию на памятники истории и культуры. При этом предложен достаточно простой механизм. Это пройденная нами согласительная процедура по каждому из субъектов Федерации, выпуск распорядительного документа правительства, в котором с согласия двух сторон фиксируется отнесение памятников, исходя из их сегодняшнего функционального назначения и из их сегодняшнего использования в народно-хозяйственных целях.

Москва уже начинает принимать свои объекты. Как сообщил Ю. Росляк на пресс-конференции, будет проводиться дополнительная инвентаризация, выявление элементов зданий, подлежащих охране, соответствующая фиксация, передача и регистрация этих элементов, подлежащих охране, в органах надзора с тем, чтобы за этой частью был действительно установлен надлежащий государственный контроль.

Первый заместитель мэра Москвы в Правительстве Москвы, руководитель Комплекса экономической политики и развития г. Москвы Юрий Росляк также пояснил: остался нерешенным вопрос по зданиям и сооружениям так называемого городка имени Баумана (район Измайлово). Причина - хитросплетения прав собственности. На сегодняшний день, по мнению Ю. Росляка, это сложнорешаемый объект.

Ю. Росляк отметил, что в сентябре 2006 года этот подготовленный законопроект будет внесен в Государственную Думу, и мы надеемся, что депутаты Госдумы поддержат этот законопроект и дадут возможность закончить этот спор, прекратить все тяжбы и реально заниматься тем, чтобы выполнять необходимые собственнику работы по сохранению, подержанию, реставрации на объектах культурного наследия. По словам Ю. Росляка, это нужно для всей Российской Федерации и, самое главное, для сохранения памятников исторического наследия и культурного наследия России. Поэтому нужно иметь в том числе и политическое мужество этот последний шаг сделать

Если пару лет назад российские предприниматели считали для себя обязательным уметь играть в теннис и стоять на горных лыжах, то теперь самым знаковым атрибутом успеха считается владение яхтой. Однако собственным судном нужно не только научиться управлять, его нужно где-то парковать, заправлять и хранить. Так что не удивительно, что мода на яхты спровоцировала развитие принципиально нового для Москвы вида недвижимости яхт-клубов.

Остается отметить, что списки памятников, включенных в Протокол от 8 августа 2006 года, будут опубликованы только после внесения изменений в действующее федеральное законодательство.

Порт пяти морей

Первыми причалами и эллингами (местами для зимнего хранения яхт) обзавелись подмосковные поселки, например, на Клязьминском и Пестовском водохранилищах. Сегодня многие коттеджные образования изначально строятся в расчете на покорение большой воды это в первую очередь относится к элитным поселкам по Дмитровскому, Ленинградскому и Пятницкому шоссе, где наличие яхт-клубов позиционируется как основное преимущество. Для архитекторов этот вид недвижимости становится поводом для интересного художественного высказывания. И дело здесь даже не в том, что в облике самого яхт-клуба нужно обыграть тему паруса и водной глади: на акваторию реки или водохранилища приходится ориентировать всю структуру поселка и его дома, что очень существенно сказывается и на планировке, и на облике коттеджей. Открытое пространство диктует свои художественные принципы, и, как правило, архитектура, соседствующая с водной стихией, получается более утонченной и элегантной.

Самый больной вопрос это, конечно, рентабельность данных объектов. Содержание яхты удовольствие весьма недешевое, и далеко не все владельцы решаются поставить свое судно на зимний прикол. К примеру, стоимость аренды парковочного места для яхты в Москве составляет в среднем около $2,5 за 1 метр длины судна в сутки в сезон навигации, и около $3 за 1 метр в зимний период. А если учесть, что период нелетной погоды в нашей широте длится гораздо дольше времени навигации, то становится понятно, что продать яхту, покатавшись на ней одно лето, гораздо проще и выгоднее, чем поставить ее на зимовку. С другой стороны, иметь парусное судно в собственности сегодня очень престижно, и для многих начинающих яхтсменов это становится решающим фактором.

Однако яхт-клубы появляются не только за пределами столицы. Москва город пяти морей, и было бы странно, если бы инвесторы этим не воспользовались. Этим летом в Белокаменной открылись сразу несколько яхт-клубов, и первые месяцы эксплуатации доказали перспективность этого вида недвижимости, но одновременно и выявили его слабые места.

Город яхт и пляжей

В начале июля этого года свой яхт-клуб презентовал жилой комплекс Алые паруса. В нем имеется причал на 37 мест, комплекс технического обслуживания яхт, маяк и собственно яхт-клуб стильно отделанное помещение, в котором яхтсмены могут подготовиться к выходу на воду или, наоборот, отметить тесной компанией удачное плавание. В торгово-развлекательном и выставочном комплексе Крокус-Сити этим же летом был сдан в эксплуатацию Shore House Yacht Club, Hotel Restaurant (дословно: прибрежный дом, яхт-клуб, отель и ресторан). Этот объект отличают внушительные размеры: общая площадь причала с набережной составляет около 1000 кв. м, глубина фарватера 5 метров. Здесь есть и сервис-колонки, 48 мест для стоянки яхт, выставка-продажа парусных судов и катеров. Предмет особой гордости специальная вертолетная площадка, позволяющая доставить членов клуба и их гостей прямо на борт судна. О своих планах обзавестись собственным яхт-клубом уже заявили многие крупные девелоперы Москвы. Например, комплекс по обслуживанию парусных судов и система причалов появятся на берегу Химкинского водохранилища, где группа компаний Конти сейчас возводит вторую очередь элитного жилого комплекса Покровский берег, а Капитал Групп построит там же Город яхт целый жилой комплекс, рассчитанный специально на любителей водных видов спорта.

По оценкам специалистов, сегодня по водным просторам Москвы и области ходит около 3 тысяч яхт. Много это или мало для того, чтобы начался бум строительства яхт-клубов? Как любая элитная недвижимость, яхтенные порты, конечно, никогда не станут объектом массовой застройки, однако и случайными их на столичном рынке уже не назовешь. Многие московские девелоперы считают, что яхт-клуб увеличивает конкурентоспособность жилых комплексов, а инфраструктура по обслуживанию яхтсменов способна приносить приличную прибыль. Если эти настроения сохранятся хотя бы на два-три года, город и частные инвесторы совместными усилиями сумеют превратить Москву-реку в Мекку водного туризма.
Юрий Лужков подписал постановление, в котором четко расписан регламент действий службы одного окна, которой правительство Москвы поручило заниматься приватизацией квартир жителей столицы.

Самое любопытное, что и город не остался в стороне, а наоборот, решил обратить моду на яхты себе во благо. В рамках городской целевой программы Создание спасательно-оздоровительных комплексов на воде до 2010 года в Москве в ближайшие годы будет построена целая сеть яхтенных портов, имеющих всю необходимую инфраструктуру по обслуживанию судов и их владельцев. Общий объем финансирования по программе, мягко говоря, поражает почти 1,2 млрд рублей, однако половину этих средств должны обеспечить инвесторы. Город взял на себя обязательства создать спасательные станции, а все объекты, которые могут приносить прибыль, построят частные предприниматели. Кстати, первый такой проект в Москве уже реализован это яхтенный порт в Строгино, открывший также этим летом. На участке 0,4 га выросла не только современная спасательная станция и стоянка на 50 судов, но и необычный плавучий пляж с купальней.

И это, собственно, все, что требуется от будущего собственника. Самая сложная процедура во всей приватизации - получение поэтажного плана квартиры и экспликации к нему, за которым надо было днями стоять в очередях, -теперь не его забота. БТИ эти документы обязано выдать за 14 дней - но специалистам службы одного окна. А вот ЕИРЦ для выдачи выписки из домовой книги, подтверждающей, кто прописан в данной квартире, регламент дает всего 7 дней. На сбор полного пакета документов для каждого горожанина в отдельности службе одного окна отводится ровно 60 дней.

Как сообщила РГ первый зам. мэра, руководитель комплекса социальной сферы Людмила Швецова, примерно 20 процентов москвичей еще не воспользовались своим правом, данным им Конституцией РФ. Похоже, что их неторопливость избавила от тех хождений по мукам, которым подверглись 80 процентов горожан, уже ставших полноправными собственниками своих квартир. Утвержденный мэром регламент четко, с указанием конкретных сроков расписывает порядок работы чиновников, причастных к приватизации. В частности, там однозначно записано, что принять заявление на приватизацию управление одного окна департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, имеющееся в каждом округе, должно в день обращения заявителя. Для этого требуется лишь, чтобы к окну явился один из совершеннолетних членов семьи, но с копиями паспортов всех остальных зарегистрированных в приватизируемом помещении. Если есть дети, нужно представить их свидетельства о рождении.

- сведения о регистрации по месту жительства (выписку из домовой книги) за период с сентября до момента регистрации по данному адресу;

Какие документы могут еще потребовать от будущего собственника? Если он зарегистрирован на данной площади после 1 сентября 1991 года, он должен представить:

Далее порядок такой. Претендент на квартиру может получить подготовленный пакет документов лично в руки и сам отправиться регистрировать подготовленный договор о передаче квартиры ему в собственность в одно из подразделений Главного управления Федеральной регистрационной службы по Москве. Но тот, кто уже имел дело с этим ведомством, знает, что в очередь туда до сих пор записываются с ночи, и не факт, что попадают утром того же дня. Правила, утвержденные постановлением правительства Москвы, предлагают москвичам выбор: служба одного окна может сама передать договор на регистрацию. Пошлина, взимаемая за эту операцию в размере 500 рублей, одинакова для всех - и тех, кто доверится одному окну, и для тех, кто решит сделать все сам. Регламент отводит для этой процедуры 30 дней. Сама приватизация, известно, проводится на безвозмездной основе.

- справку полномочного органа, подтверждающего неиспользованное право на участие в приватизации (если прежде человек жил не в Москве). Это нужно для того, чтобы было ясно, что ранее человек не участвовал в приватизации, так как делать это можно лишь один раз.

Может передумать и сам человек: подготовку документов для оформления приватизации служба одного окна прекратит, если семья или даже лишь один из ее членов напишут заявление об отказе.

Могут ли человеку отказать в праве на приватизацию? Могут. Прежде всего, конечно, тем, кто уже воспользовался таким правом или подделал представленные документы. Отсутствие сведений, подтверждающих участие или неучастие в приватизации, тоже может стать причиной отказа. Последует отказ и в случае, если речь идет о приватизации жилой площади, которой город не владеет (например, дом принадлежит ведомству). Или в ходе оформления договора обнаружатся незаконные перепланировки, сказавшиеся на технической характеристике жилья.



Главная --> Публикации