Главная --> Публикации --> Металл отделили от недвижимости Перепланировка поневоле Качественные офисы второго эшелона Банки и брокеры ищут способы привлечь новых клиентов Новые форматы загородной жизни. тенденции рынка

Еще летом аэропорт Сочи обратился в Росимущество с просьбой одобрить ему кредит примерно на $40 млн в банке Союз, рассказывает чиновник одного из профильных ведомств. В августе аэропорт был акционирован, ему передали на баланс терминал-долгострой. К февралю аэропорт намерен его достроить и модернизировать, для чего и хочет занять денег в банке, рассказывает госслужащий. По его словам, сначала аэропорт направил материалы с совершенно неприемлемыми условиями сделки. Сейчас они обсуждаются, и вопрос о кредите пока не решен. Хотя залог имущества под этот кредит не исключается, заключает собеседник Ведомостей.

Сочи - Владелец Базэла Олег Дерипаска, похоже, всерьез настроен на победу в готовящемся аукционе по продаже государственного аэропорта в Сочи. Вместе с Дерипаской на торги собирались Аэрофлот и совладелец Внуково Внуково-Инвест. Но сам аэропорт, как стало известно Ведомостям, уже договаривается с подконтрольным Дерипаске банком Союз о кредите на $40 млн для реконструкции аэровокзала.

Интерес Дерипаски к аэропорту неудивителен. Ведь шанс заполучить зимнюю Олимпиаду-2014 уже обеспечил городу Сочи беспрецедентное финансирование. Правительство утвердило федеральную целевую программу развития курорта, по которой он за девять лет получит $11,8 млрд, если победит других претендентов на Олимпиаду. Можно и проиграть в этом случае Сочи получит почти 40% этой суммы как первый в России горноклиматический курорт мирового уровня. Интеррос, Система, Газпром и другие инвесторы уже заявили, что готовы выложить миллионы долларов на новые проекты в Сочи, даже если он не станет столицей Олимпиады. Базэл пообещал построить в Сочи олимпийскую деревню и дворец спорта общей стоимостью $800 млн.

Эту информацию Ведомостям подтвердил и источник, близкий к Базэлу. Предправления Союза Стюарт Лоусон передал через пресс-службу, что сотрудничество с аэропортом Сочи действительно обсуждается, но его условия еще не определены. Представители аэропорта оставили вопросы Ведомостей без ответа.

По словам чиновника Минэкономразвития, продажа аэропорта может состояться уже в октябре: проект распоряжения правительства на этот счет уже направлен в Белый дом. Близкий к Базэлу источник уверен, что аэропорт вряд ли оценят намного дороже его сегодняшнего уставного капитала $42,5 млн. Аналитик Rye, Man Gor Securities Олег Судаков полагает, что цена все-таки будет выше до $100 млн. Но Дерипаску считает главным фаворитом на победу. Активность его банка, скорость, с которой идет приватизация аэропорта, другие проекты Дерипаски в Сочи все об этом свидетельствует, рассуждает эксперт.

Однако на сочинский аэропорт претендовали и другие инвесторы, включая Аэрофлот и совладельца Внуково Внуково-Инвест. В Аэрофлоте активность Дерипаски вчера комментировать не стали, с представителями Внуково-Инвест связаться не удалось.


Строителям нужно разрешить самостоятельно сносить ветхое жилье и расселять жителей, а за это давать земельные участки без аукциона. Неиспользуемую федеральную землю надо отдать в собственность регионов и муниципалитетов. Такие поправки Дума рассмотрит 22 сентября. Их авторы рассчитывают, что помогут увеличить объемы строительства. Строители отмечают, что аукционы не мешают застраивать заселенные участки.

ОАО Аэропорт Сочи 100%-ная госкомпания, в 2005 г. обслужила 1,2 млн пассажиров. Выручка в 2005 г., по данным СПАРК-Интерфакс, 377,7 млн руб., чистая прибыль 20 млн руб. Основной акционер банка Союз холдинг Финансресурс (81%), подконтрольный Олегу Дерипаске. Структуры предпринимателя также владеют аэропортами в Анапе, Краснодаре и Геленджике.

Поправки помогают исправить ситуацию. Во-первых, депутаты предлагают предоставлять участки без аукционов, если строителям предстоит переселение граждан из ветхого и аварийного жилья.

Росту объемов жилищного строительства (и реализации нацпроекта Доступное жилье) мешают отсутствие свободных земельных участков и административные барьеры, затягивающие сроки их предоставления, говорится в пояснительной записке к законопроекту, внесенному в Госдуму группой депутатов во главе с Мартином Шаккумом. Куратор нацпроектов, первый вице-премьер Дмитрий Медведев, неоднократно указывал, что жилищный проект идет тяжелее других. А президент Владимир Путин ругал регионы за представление малозначительных предложений по площадкам, рассчитанным под точечную застройку, в то время как строить надо микрорайонами.

Во-вторых, неиспользуемые земельные участки в федеральной собственности депутаты хотят отдать регионам и муниципалитетам. По словам председателя комитета по промышленности Мартина Шаккума, сколько таких участков неизвестно, но особенно много таких земель у Минобороны, академий наук и ФГУПов.

Чиновники обязаны передавать землю под строительство только на аукционах; с 1 октября 2005 г. Федеральная антимонопольная служба выяснила, что в последнем квартале 2005 г. из более чем 1000 участков в России по правилам получили их только 8% собственников. Строительство на многих участках из-за неопределенности заморозилось. Аукционы хорошая антикоррупционная мера, но если компания выполняет обязательства по сносу зданий, переселению и предоставлению жилья, она может получить участок по конкурсу с инвестусловиями, предлагают депутаты.

Не стоит разыгрывать на конкурсе имущество частных лиц, считает начальник отдела земельных отношений Минэкономразвития Михаил Бочаров. По его мнению, лучше создать условия, при которых жильцы смогут договориться со строителями. Например, в Германии при реконструкции территории рассчитывается начальный инвестиционный капитал, часть которого пропорционально своей доле получает собственник жилья. Потом у него будет доля в новом доме, которую он может уступить застройщику, отмечает Бочаров. Проблема с федеральными пустырями есть, соглашается председатель комитета по собственности Виктор Плескачевский. Например, 95% территории подмосковного Красноармейска в собственности у Минобороны, из-за чего невозможно развивать гражданскую инфраструктуру, говорит Плескачевский. Он против и перевода земель из федеральной собственности в региональную.

Еще депутаты прописали для ускорения работ по землеустройству исчерпывающий перечень согласований и установили их максимальный срок 1 месяц.

Землю - Иностранцам

Для строителей поправки Шаккума кардинально ситуацию не меняют, считает первый замгендиректора ОАО ДСК-1 Андрей Паньковский. Например, в Москве ответственность за освобождение от обременения земли и так лежит на инвесторах. Ничто не мешает выставить на аукцион участок, обремененный правами третьих лиц, если получено их предварительное согласие на это, соглашается гендиректор Кроста Алексей Добашин. Это давняя практика в Москве, когда застройщик получает акт разрешенного использования участка (АРИ), который выдается после того, как все жильцы дают согласие на переселение, продолжает он. А вот передать федеральные пустующие земли в собственность субъектам давно пора, считает Паньковский.

Мэрия Москвы собирается продать на аукционе принадлежащие ей 16% гостиницы Савой, расположенной в самом центре столицы. Участники рынка предполагают, что покупателем скорее всего станет группа Гута, которая владеет 84% отеля.

Госдума отклонила в первом чтении законопроект (внесен группой депутатов во главе с Сергеем Глазьевым), запрещающий иностранцам владеть российской землей. Это затруднило бы их участие в приватизации зданий, посчитал комитет по собственности. Иностранцы не могли бы покупать строения на участке, права собственности на которые принадлежат другому лицу. Дума также отклонила законопроект, предоставляющий гражданам право постоянного (бессрочного) пользования и пожизненного наследуемого владения на землю. Он не понравился комитету по собственности и правительству.

Стоимость пакета могла бы быть и больше, объясняют в департаменте имущества, однако Инфа-Отель имеет задолженность по кредиту, который привлекался на реконструкцию гостиницы в 2004 г. (по данным участников рынка, группа Гута потратила на реконструкцию $20-25 млн). Наличие непогашенного кредита уменьшает стоимость пакета, говорит представитель департамента, вместе с тем сумму задолженности он назвать затруднился.

Аукцион по продаже городского пакета акций ОАО Инфа-Отель, владеющего гостиницей Савой, состоится 10 октября этого года, сообщил замглавы департамента имущества столицы Игорь Игнатов. Соответствующее распоряжение подписано руководителем департамента Владимиром Силкиным. По словам пресс-секретаря департамента имущества Натальи Быковой, на аукцион будет выставлено около 4 млн акций общества, что составляет 16%. Первоначальная стоимость пакета 49,5 млн руб. (около $1,8 млн), а шаг аукциона составит 500 000 руб. Таким образом, весь пакет гостиницы чиновники мэрии оценили примерно в $11,2 млн. По мнению вице-президента Jones Lang Lasalle Hotels Дэвида Хорна, эта сумма близка к рыночной стоимости гостиницы. Впрочем, Артем Цогоев, исполнительный директор УК Blackwood Фонды недвижимости, считает, что для здания, расположенного в центре Москвы, эта сумма слишком мала.

Отель Савой, расположенный в центре Москвы на улице Рождественка, был открыт еще в 1913 г. В 1958 г. он был переименован в Берлин, но после реконструкции в 1989 г. вернул свое первоначальное название. Савой был первым отелем в СССР, который стал предоставлять услуги международного уровня. Сегодняшний Савой имеет пятизвездный статус и располагает 67 номерами, 11 из которых класса люкс. Владельцем гостиницы является ОАО Инфа-Отель, которое, в свою очередь, на 84% принадлежит Musgrave Holdings (входит в группу Гута) и на 16% правительству Москвы.
Санкт-Петербург Вчера определился архитектор, который будет проектировать новый футбольный стадион в Петербурге стоимостью $225 млн. Им стал японец Кисе Курокава. За сопровождение проекта и дальнейшее проектирование он получит не меньше $10 млн, говорят эксперты.

Получить комментарии группы Гута вчера не удалось, однако участники рынка считают, что особой борьбы за миноритарный пакет ожидать не стоит. Директор отдела консалтинга Knight Frank Константин Романов заявляет, что наиболее подходящим кандидатом на него является группа Гута: Покупать изначально непривлекательный пакет, который не является даже блокирующим, кому-либо еще не имеет смысла, так как продать его за приемлемую цену в будущем будет уже очень непросто. Покупка этого пакета никому ничего не дает, кроме Гуты, соглашается Дэвид Хорн. Пакет незначителен и маловероятно, что такая доля в гостинице будет приносить прибыль, потому как [сторонний] инвестор не будет допущен к оперативному управлению. Впрочем, заинтересованные в покупке этого пакета могут рассчитывать либо на повышение стоимости акций гостиницы, либо на дальнейшую продажу этого пакета по более высокой цене, соглашается директор по развитию Swiss Realty Group Илья Шершнев. Впрочем, заместитель директора департамента оценки и консалтинга Colliers International Стефан Мейра все же считает, что теоретически в приобретении пакета могут быть заинтересованы и другие коммерческие структуры, но только если им удастся купить его по номинальной цене. По его словам, Савой имеет очень удачное расположение, поэтому в случае покупки этого пакета компания лет через пять может ожидать возврата этих средств и получения дивидендов. Хотя, конечно, в этом случае все будет зависеть от конъюнктуры рынка, добавляет Мейра.

Жюри выбрало проект единогласно, заявила Матвиенко. По словам председателя комитета по инвестициям и стратегическим проектам петербургской администрации Максима Соколова, японский проект сочетает в себе высокие технологии, такие как выдвигающееся поле и убирающиеся лестницы, и относительно невысокую цену. Альянс петербургских и немецких архитекторов, например, предложил проект стоимостью $290 млн, уточнил он.

Работу японца под названием Космический корабль жюри, председателями которого были губернатор Петербурга Валентина Матвиенко и председатель правления Газпрома Алексей Миллер, выбрало из пяти проектов. С Курокавой соперничали ЛенНИИПроект в сотрудничестве с немецкой компанией Braun Schlockermann ARCADIS Planungsgesellschaft, португальская Tom?s Taveira-Projectos, Estudos Urbanos e S?cio-Econ?micos, московский ГУП Моспроект-4 и немецкая архитектурная мастерская Von Gerkan, Marg und Partner Architects International.

До конца года администрация проведет еще один конкурс, после которого определится генподрядчик строительства. А Курокава будет осуществлять авторский надзор за строительством. Сколько он получит за свой проект, архитектор ответить отказался. В пресс-службе комитета по инвестициям и стратегическим проектам Ведомостям заявили, что все участники конкурса получили порядка $100 00 Размер оплаты авторского надзора и дальнейших проектных работ пока не определен. Проректор Московского архитектурного института Илья Лежава подсчитал, что при стоимости строительства в $225 млн Курокава получит за авторское сопровождение и дальнейшие проектные работы не менее $10 млн.

Впрочем, Курокава должен будет внести в проект арены доработки. По словам Соколова, его архитектурной мастерской необходимо предоставить документы, адаптированные под российские СНиПы, которые бы подтвердили безопасность поля, лестниц и крыши, а также увеличить количество деловых и торговых объектов, входящих в комплекс стадиона, и устранить зазор между крышей и чашей стадиона.

Архитектурное бюро Kisho Kurokawa architect associates основано в 1962 г. Компания приняла участие в 38 национальных и международных конкурсах, 34 из которых выиграла. Курокава построил в Японии к чемпионату мира по футболу, проходившему в Японии и Корее в 2002 г., два стадиона: Toyota Stadium и Oita Stadium. А в СНГ Курокава проектировал генплан новой столицы Казахстана города Астаны. Стадион расположится на месте стадиона им. Кирова на Крестовском острове. Снос устаревшей арены уже начался и должен быть завершен до конца этого года. Окончание строительства запланировано на 2009 г. Стоимость объекта $250 млн, средства будут привлечены за счет налоговых отчислений компаний Газпром нефть и Сибур, зарегистрированных в Петербурге.

Валентина Матвиенко давно хочет построить для петербургского Зенита новую футбольную арену. Разговоры о новом стадионе начались летом 2004 г. Тогда параметры проекта были гораздо скромнее: площадку на 50 000 посетителей планировалось построить за $100 млн. Но с появлением такого инвестора, как Газпром, количество зрителей увеличится до 62 000, а инвестиции в строительство до $250 млн. Таким образом, новый стадион Зенита станет самым дорогим в российской истории. Столичный стадион Локомотив в Черкизове обошелся МПС в $80 млн. А ЦСКА и Спартак планируют построить арены стоимостью $40 млн евро и $150 млн евро соответственно.



Главная --> Публикации