Главная --> Публикации --> Почему заказы на коттеджи не стали массовыми Власти не знают, как остановить рост цен на жилье Предложение крупных участков земли в подмосковье превышает спрос Загородный коттедж пока не может заменить московскую квартиру Загородные жилые комплексы: новый формат жилья набирает силу

Стихийная постройка

Из желания покупателей лицезреть из окон своих домов водную стихию застройщики давно извлекают дополнительную прибыль. Соседствующие с водоемами участки в коттеджных поселках продаются порой вдвое дороже остальных. При таком интересе к водным просторам дома, построенные непосредственно на воде, можно пересчитать по пальцам. А владельцы не скрывают, что хотят продать их как можно быстрее.

Одно дело наблюдать за водной гладью со стороны, из окон дома, расположенного метрах в 200 от воды, как этого и требует Водный кодекс. Тогда приближенность к воде действительно будет являться преимуществом, утверждает Жанна Щербакова, управляющий директор компании 'МИЭЛЬ-Недвижимость'. И совсем иное дело лицезреть воду буквально у себя под ногами. Скажу более, по нашему законодательству жильем можно назвать лишь то, что стоит на земле.
Впрочем, если не привязываться к слову жилье и регистрировать дом на воде не как объект недвижимости, а как плавательное средство, часть проблем тут же снимается. В конце концов, так ли важно, как именно называется наводная конструкция, если на ее функциональности это ничуть не отражается?

Если кто-нибудь когда-нибудь был на дебаркадере, то, несомненно, смог ощутить качку, даже несмотря на то что Москва-река очень тихая, говорит Мария Тихонова из отдела загородной недвижимости компании Kirsanova Realty. И чтоб еще в этом жить?! Наши климатические условия не располагают к жилью на воде. А если лед идет? Или сильные ливни. Кроме того, дом на дебаркадере не только требования к водным объектам, но и требования по безопасности жизни никогда не пройдет. Это не дом, у него даже фундамента нет.

Именно поэтому по пути регистрации держащейся на плаву недвижимости в качестве маломерных плавательных средств пошли владельцы большинства легализированных домов на воде, основная часть которых размещена на дебаркадерах. У берегов московских водных артерий сейчас стоит около двух с половиной сотен таких конструкций. При этом разрешительную документацию на эксплуатацию имеют лишь 18 из них. В Санкт-Петербурге дебаркадеров еще больше, а процент легализированных примерно такой же, как в столице.

Основной вопрос, уложится ли жилой объект в характеристики маломерных судов, уточняет Сергей Березкин, директор компании 'Дома на воде', единственной в Москве занимающейся жилыми наплавными конструкциями. Если плавучий дом превышает предел водоизмещения, его уже надо регистрировать в речном реестре. А это на практике так же маловероятно, как и законное признание дома на воде недвижимостью.

При этом на два города приходится лишь один официальный жилой дебаркадер. Настолько официальный, что ему даже присвоен почтовый адрес. Пришвартованный на Крестовском острове, он окружен водой не только снизу, но и сверху: на втором этаже дебаркадера сооружен бассейн площадью 63 кв. м. А кроме того, есть финско-турецкая сауна, зимний сад, кинозал и два балкона.

На шаткой основе

Когда я увидела этот дом по одному из телевизионных каналов, я сразу поняла его будут продавать, утверждает заместитель директора санкт-петербургского агентства недвижимости 'Бекар' Ирина Гудкина. Вообще, у меня возникло ощущение, что жилой дебаркадер это не дом, а игрушка. А как любая дорогая игрушка, она должна ждать того человека, которому она не просто по карману, а реально нужна. Но нужна она немногим. Даже если не брать во внимание экзотическую составляющую этого предложения, место стоянки дебаркадера весьма сомнительное. С ним соседствует ресторан, непонятные лавчонки, вокруг постоянно масса народа. Даже по этим параметрам на элитный объект а по цене он попадает в эту категорию дом на воде не тянет. Проблема в том, что любое место в черте города для такого объекта будет неудачным. Допустим, разместим его на Фонтанке напротив Шереметьевского дворца но там пристань, и дом-дебаркадер просто затолкают. К тому же стоянка дебаркадера стоит денег, и довольно больших.

Реализовавший эту творческую мысль владелец дебаркадера Юрий Кудрявцев, некоторое время назад расхваливавший идеологию жизни на воде во всех архитектурных журналах, уже почти год тщетно пытается избавиться от своего детища. За это время первоначальная цена выставленного на продажу дебаркадера-дома упала на $200 тыс. (сейчас он предлагается за $400 тыс.).

Примерно такая же картина наблюдается и в столице.

Впрочем, по словам частного риэлтера, которая как раз и занимается продажей жилого дебаркадера, расходы не так велики: Земля, к которой пришвартован дебаркадер, находится в аренде, продлеваемой каждые два-три года. Арендная плата $100 в месяц. У дебаркадера автономная система коммуникаций, как и на судах. Причем весьма экономичная в чистке она нуждается лишь дважды в год. И, наконец, поскольку дебаркадер зарегистрирован как маломерное плавательное средство, на переоформление собственности особых затрат не потребуется. Тем не менее покупателя на него пока нет.

Поэтому дебаркадеры, которые в рекламных объявлениях присутствуют постоянно (большинство из них пришвартованы на Фрунзенской набережной), новых владельцев тоже ищут годами. Из-за слишком большого срока экспозиции предложений их владельцы давно перестали привередничать, регламентируя рамки использования дебаркадеров. Один и тот же объект одновременно предлагают и под рестораны, и под офисы, и под гостиницы, и под жилье.

В Москве практически единственным местом, пригодным для установки жилого дебаркадера, является Серебряный бор. Но там разместить плавучие конструкции никто не разрешит, говорит Жанна Опихайленко, руководитель отдела по работе с корпоративными клиентами компании Усадьба.

Впрочем, на реконструкцию этого дебаркадера его нынешний владелец потратил почти $2 млн. Объект даже подключен к городским коммуникациям большая редкость для дебаркадеров. Правда, вопреки названию, жить в Водном доме никто не будет. Помещения в нем планируют сдавать под офисы и ресторан.

Любопытная деталь: эти объекты не фигурируют в базах данных крупных агентств недвижимости, ими занимаются частные риэлтеры. Единственное свежее исключение из правил составляет Водный дом трехэтажный дебаркадер площадью 1,5 тыс. кв. м, расположенный на Фрунзенской набережной, которым сейчас активно занимается компания 4Rent Estate.

Если в городе жилье на плаву не выдерживает конкуренции с наземными постройками, то за городом ситуация могла бы быть совсем иной. Но только могла бы.

Якорные арендаторы

В этом и заключается главная ошибка сухопутных специалистов.

При разработке архитектурной концепции отдельных поселков возникали идеи создания различных сооружений на воде, но мы отказывались даже от понтонов, так как на зимний период их приходилось бы вытаскивать из воды и где-то хранить, поясняет Мария Литинецкая, руководитель департамента загородной недвижимости Blackwood. А это требует дополнительных затрат. Оставлять в воде тоже было бы непрактично, поскольку из-за физических свойств воды расширяться и сужаться при нагревании или охлаждении сооружение быстро приходило бы в негодность из-за частичного разрушения.

Конечно, это не жилой дом в полном смысле этого слова. Но в данном проекте этого и не требовалось. Главное, сам прецедент по строительству дома на воде уже создан, технология опробована. А уж что именно соорудить на самой плавающей основе это уже вопросы дизайнерской мысли и объема инвестиций.

В периодических наземных или подводных ремонтных работах нуждаются только дебаркадеры, поскольку подверженные коррозии и прочим связанным с водой агрессивным процессам металлические элементы есть только у них, разъясняет ситуацию господин Березкин. Поплавки же и понтоны (это схожие по конструкции, но разные по габаритам виды опоры для водных домов) к влиянию воды индифферентны. В них используется бетон особой марки и прошедший специальную обработку пенополистерол, которым вода не страшна. Не зря производитель дает на них гарантию не менее 25 лет. Но это далеко не единственное их достоинство. Громоздкие дебаркадеры можно перевозить только по воде. Конструкции же на поплавках из-за небольших габаритов их элементов легко транспортируются по суше, а собираются уже на месте. То есть в самом прямом смысле дом строится прямо на воде. Что мы и проделали полтора месяца назад, когда строили на Пироговском водохранилище двухэтажный дом для Государственной инспекции по маломерным судам Московской области. Из-за ярко-рыжей окраски его назвали 'апельсин'. Обошелся он в 2 млн руб..

Примерно так же рассуждают и застройщики коттеджных поселков, пока что заказывающие лишь нежилые водные конструкции, например детские бассейны с ограниченной глубиной и бани на воде. Есть и более экзотичные конструкции. Для поселка Довиль, который появится в Одинцовском районе на берегу озера, сейчас проектируется плавающий разноцветный фонтан. Там же планируется построить и плавучий ресторан.

Сергей Березкин признает, что получает множество звонков в день от потенциальных клиентов и это люди отнюдь не обедненные ни фантазией, ни средствами, готовые к значительным тратам в том числе и в архитектурную составляющую проекта. Единственное, что останавливает их от реализации своих замыслов, это отсутствие законодательной базы и непонятная политика Росприроднадзора.

Зато интересны частным лицам. Двухэтажный дом на понтоне имеется, например, в Строгине. Вообще-то это тоже не совсем дом, а офис вэйк-клуба Строгино. Что отнюдь не мешает его руководителю Сергею Федину здесь жить (имея при этом, конечно, и обычную квартиру). Сам дом обошелся в $100 тыс., говорит Сергей. Летом на его содержание уходит около $1,5 тыс., зимой меньше. Что же до согласования, то, мне кажется, было бы желание, а согласовать удастся. Пусть даже потратив на это полгода.

Иными словами, загородные коттеджные поселки до идеи домов на воде еще дорастут. Правда, в самой столице ситуация изменится едва ли. В Москве земельным ресурсом управляет субъект федерации, а водные ресурсы находятся в федеральном ведении, говорит руководитель аналитического отдела компании 'Новая площадь' Дмитрий Попов. Поэтому между девелопером и городом возникают определенные трения. Построив жилой объект на воде, девелопер не должен выплачивать никаких компенсаций, город не может взыскать с девелопера свою долю в проекте (традиционные 30% жилья) и прочее. А значит, городу такие объекты не интересны.

Дорога на юг


Листая рекламные проспекты строящихся коттеджных поселков, впору задаться вопросом: а есть ли жизнь за пределами Рублевки и Новой Риги? И получить ответ: да, есть немного в районе Дмитровки и Калужского шоссе. Все остальные направления представляются сплошными белыми пятнами на подмосковной карте домов бизнес-класса. Обозреватель Ъ-Дома АНДРЕЙ ВОСКРЕСЕНСКИЙ выяснил, что это не совсем так, посетив только что пущенный в продажу поселок на южном направлении между Симферопольским и Новокаширским шоссе.

Я специально выехал в самый что ни на есть час пик пятница, 18.0 И сразу за МКАД пришлось помучиться в пробке: там случились две аварии подряд. От случайностей, конечно, никто не застрахован, но даже с учетом этого я проехал 19 км за 22 минуты. Примерно столько же в это время добираются от МКАД до дома жители Южного Бутова. Сразу за стадионом для картинга поворот под эстакаду, и еще 1,5 км до места назначения. По дороге, кстати, два симпатичных прудика в одном народ купался, в другом рыбачил. Как потом выяснилось, рыбалка там платная, что, конечно, является плюсом для будущих обитателей поселка.

Меня вообще удивляет, почему ближний к Москве треугольник между Симферопольским (трасса Крым) и Новокаширским (Дон) шоссе не привлекает пристального внимания девелоперов. Все-таки в наше время транспортная доступность становится одним из главных факторов, а эти две автомагистрали самые лучшие и самые беспробочные в ближнем Подмосковье. Раскрученное риэлтерами Новорижское шоссе, кстати, на порядок хуже. Оно более загружено, а кроме того, ужимается до двух полос уже на 30-м километре, тогда как два вышеназванных шоссе имеют три полосы до 50-60 км.
Если разобраться, окажется, что единственное реальное преимущество Новой Риги нечто именуемое престижностью. Согласимся, престижное расположение обязательная составляющая дорогого жилья. Но для бизнес-класса престижное соседство только повод взвинтить цену. Именно поэтому на Новой Риге с $1 млн делать просто нечего. А вот в новый поселок без названия, который строится сейчас на Симферопольском шоссе, с такой суммой заглянуть стоит.

Соседи из администрации

Последние полкилометра по обе стороны от дороги густой лес (береза, сосна, осина, орешник). В лесу скрывается и стройплощадка надо признаться, неожиданный антураж. Гендиректор компании-застройщика Андрей Филимонов пояснил, что деревья вырубаются только на самом пятне застройки каждого дома и подъездных путях, остальное остается нетронутым. Ну в реальности, конечно, все происходит не так надо же будет и коммуникации тянуть, и создавать какие-то общественные зоны, но какие-то кусочки леса все-таки останутся. По крайней мере, три уже построенных дома стоят в тени деревьев.

Все дома кирпичные, с железобетонным фундаментом и крышей из металлочерепицы. Архитектурный облик незатейлив, но дома функциональны. Мне кажется, напрасно застройщики и риэлтеры изначально не определились с названием поселка (в рекламных проспектах он именуется просто поселок класса premium). Из-за этого чувствуется некая безликость. Тем более что место это все-таки медвежий угол: поблизости никаких других поселков нет. Что, конечно, само по себе преимущество, по крайней мере временное. Впрочем, благодаря наличию всего шести типовых проектов строительство поселка завершится уже в следующем году.

Площадь поселка разбита на 22 участка. Земля как таковая не продается, и цена сотки не выставляется. Покупателю предлагается выбрать один из участков (от 11,7 до 22,08 сотки) и затем проект дома. Всего проектов шесть (280 кв. м, 369, 396, 435,510 и 547). Причем самый маленький дом привязан только к трем самым маленьким участкам, на остальных можно выбирать или из средних домов, или больших. Например, на участке 18,56 сотки можно заказать 369-метровый, 396-метровый или 435-метровый дом. А на соседнем 20-соточном 435,510 или 547 кв. м. Такой жесткой привязки конкретного проекта к конкретному участку я, признаться, прежде не встречал. Она, пожалуй, излишняя.

Безопасность обещают полную, возможно, с привлечением службы безопасности того же Бора. Однако я на месте продавцов давал бы покупателю не устное обещание, а схему постов и системы видеонаблюдения. Это все же не Жуковка, кругом глухие леса (насколько они вообще могут быть глухими в ближнем Подмосковье).

Впрочем, один известный объект неподалеку (в 6 км) имеется это оздоровительно-производственный комплекс 'Бор' при управлении делами президента Российской Федерации. Не надо думать, что мимо нашего поселка класса premium будет каждый день шастать президентский кортеж (да оно и к лучшему). Бор это просто дорогой пансионат, в котором может отдохнуть любой желающий. Но вся необходимая для жизни и отдыха инфраструктура там имеется рестораны, спортивные залы, бани-сауны, пляжи на берегу речки, косметический салон, медицинский центр и т. д. Господин Филимонов заверил меня, что с руководством Бора достигнута договоренность: все жители поселка получат пропуска на территорию пансионата и смогут воспользоваться благами цивилизации за обычную плату, разумеется. Понятно, что для поселка бизнес-класса из 22 домов собственная социальная инфраструктура вещь неподъемная и неокупаемая, так что соседство с Бором весьма кстати. При этом надо отдавать себе отчет, что 6 км это все же не шаговая доступность. То есть семилетний ребенок может добраться до теннисного корта только на папиной или маминой машине, а в будний день под присмотром гувернантки ему придется довольствоваться качелями.

Коттеджный поселок без названия

А вот цены, безусловно, вписываются в нишу бизнес-класса. В среднем $1760 за квадратный метр (сюда включены и земля, и коммуникации), то есть значительно дешевле панельки в соседнем Подольске, не говоря уж о Москве. Это если говорить о квадратном метре, а полная цена дома без внутренней отделки $0,5-1 млн. На мой взгляд, совершенно точное соотношение цены и качества.

Конкуренты о проекте

Расположение Симферопольское шоссе, 19 км от МКАД
Общая площадь 5 га
Площадь участков 11,7-22,08 соток
Тип застройки Кирпичные коттеджи
Площадь домов 280-510 кв. м
Цена земли Земля не продается
Цена дома $1800/кв. м
Водопровод Центральный
Канализация Центральная
Газоснабжение Центральное
Отопление Газовое
Начало строительства 2006 год
Срок сдачи поселка 2007 год
Инвестор-застройщик Вид-Девелопмент
Риэлтер Сити-XXI век
Характеристики поселка
Положительные Лесное окружение, хорошая транспортная доступность, сжатые сроки строительства, оптимальное соотношение цены и качества
Отрицательные Отсутствие социальной инфраструктуры в шаговой доступности, жесткая привязка проекта к участку, скромный архитектурный облик, отсутствие проработанной схемы безопасности

Мария Литинецкая, руководитель департамента загородной недвижимости Blackwood:

Для строительства поселков бизнес-класса по Симферопольскому и Новокаширскому направлениям есть факторы, как способствующие, так и препятствующие этому. Известно, что есть намерение областной администрации развивать эти направления и выводить большое количество земель из сельхозназначения. Пропускная способность трасс велика. Цены на землю здесь низкие относительно других направлений при аналогичном качестве. Наконец, конкуренция на этом направлении пока невелика. Отрицательные факторы неразвитая инфраструктура в городах-спутниках Москвы на данном направлении и высокие затраты на освоение земель. По Симферопольскому шоссе сейчас продается порядка 11 поселков, из них к бизнес-классу можно отнести 5 поселков. В пределах 15 км от МКАД цены на коттеджи в охраняемых поселках по Симферопольскому шоссе составляют $500 тыс. 1 млн.

Анастасия Варечкина, управляющий директор компании АксионБКГ:

Я думаю, этот проект может быть вполне живым. Я иногда не могу понять, чем привлекают людей Ленинградское и Дмитровское направления эти магистрали всегда стоят, а по Симферопольскому и Новокаширскому шоссе можно ехать. Этот фактор сейчас приобретает все большее значение. Но этот проект нужно правильно преподнести. Предпочтения покупателей не всегда рациональны, есть масса вопросов, связанных с имиджем. Если создатели поселка смогут найти какую-то свою изюминку и грамотно преподнести ее покупателям, объект продастся быстро и хорошо.

Петербург - город уникальный. Здесь практически в полном масштабе удалось сохранить грандиозный исторический центр и ожерелье пригородных ансамблей. В мире есть немало городов-музеев, но музей-мегаполис один.

Олег Маринин, управляющий сетевым проектом Витро:

По природному, историческому и эстетическому потенциалу южное направление по-своему уникально. Кстати, на территории Подольского района планируется создание искусственного моря в ближайшие два-три года.
Мне кажется, что у этого направления большие перспективы уже сейчас оно активно застраивается поселками бизнес-класса. Хорошее месторасположение земельного участка, интересная и продуманная концепция поселка, развитая инфраструктура смогут привлечь потенциального покупателя. Подобные предложения на рынке загородной недвижимости являются абсолютно конкурентоспособными.

Ценность Петербурга в том, что в нем сохранены не только отдельные шедевры зодчества, но и целостная архитектурно-пространственная среда - каким он был, таким он и остался.

У Москвы, Киева, Новгорода есть по кремлю и по паре улиц, в крайнем случае, кварталов, которые не тронуты бульдозером XX века. Та же картина в большинстве крупных городов Европы и США.

В Петербург отправляются, чтобы соприкоснуться с чем-то большим, чем просто архитектурные ансамбли и музейные сокровищницы. Он нечто вроде града Китежа - легенда, миф, но во плоти. На Малой Садовой или Большой Подьяческой, если хватит фантазии мысленно убрать автомашины и электропровода, можно ощутить себя свидетелем жизни XVIII-XIX веков. Поэтому вполне естественно, что существенной отраслью и важнейшим из искусств для Северной столицы является туризм.

Турагентства всего мира предлагают своим клиентам тысячи маршрутов. Конечной целью одних являются пляжи, других - горнолыжные склоны. Кого-то влекут гейзеры, кого-то айсберги. По любому маршруту человек едет в надежде увидеть что-то определенное.

Между тем гостей необходимо не только расселять, но и кормить, развлекать на протяжении всего туристического сезона. Поэтому с середины мая по начало ноября (с последнего до первого снега) в мегаполисе бурлит жизнь временных объектов недвижимости - речных причалов и открытых кафе. С этим в Петербурге пока не все в порядке. Точнее, причалы и кафе есть, но нет достаточно проработанной нормативной базы.

Через два-три года в городе должен исчезнуть дефицит гостиниц. По крайней мере, на прошедшем на днях заседании правительства было принято решение, которое приведет к ощутимому снижению стоимости строительства отелей. Гостиничным инвесторам дали зеленый свет, и они, скорее всего, не преминут этим воспользоваться. Следовательно, Северная Пальмира распахнет объятия гораздо большему количеству туристов.

Надо надеяться, что чиновники, которые уже близки к решению проблем гостиничной инфраструктуры, скоро всерьез возьмутся за сферу летнего общепита и такого вида развлечений, как речные перевозки. Иначе будущие комфортабельные отели могут остаться без постояльцев.

Ситуация такова: имеются строители, готовые возводить легкие сборно-разборные конструкции, имеются речники, готовые делать и эксплуатировать пассажирские суда, - не клеится только бумажная работа. А развитие бизнеса без хороших, качественных бумажек может двигаться только в одном направлении - незаконном. О пользе городу здесь не идет и речи. Более того, процветает старый советский договорняк: в борьбе за место под солнцем гораздо большее значение имеют личные связи, чем профессиональные качества. Разумеется, на старой телеге далеко не уедешь.

Главная причина - инфляция

Достойно проведенная бумажная работа, как это ни странно, способна внести куда более ощутимый вклад в развитие петербургского туристического бизнеса, чем юбилей-300 или саммит G8.
Санкт-Петербруг - В Петербурге цены на вторичном рынке растут приблизительно на 4% в неделю. При этом активность спроса как на вторичном, так и на первичном рынке падает. Эксперты считают, что цены на жилье в Северной столице близки к своему пику.

Одна из основных причин сложившейся на рынке ситуации - инфляция. Сейчас ее официальный уровень равен 13 процентам. В условиях снижения курса американской валюты население стремится избавиться от нее и вложить деньги в недвижимость. Многие уверены, что приобретение недвижимости является практически безальтарнативным способом сохранения средств.

Последние месяцы в Петербурге наблюдается значительный перегрев рынка. Растерянные покупатели заговорили даже о некоем сговоре строительных компаний, хотя специалисты, конечно, называют совсем другие причины. Причину перегрева ищут не там, объясняя все злостным сговором строителей, - объясняет начальник информационно-аналитического отдела ГК Бюллетень Недвижимости Сергей Бобашев. - Цены вторичного рынка влияют на строящееся жилье, а не наоборот. А это рынок спекулятивный: его участники играют на повышение. В ситуации стремительного роста цен продавцы начинают выставлять объекты по непомерно завышенным ценам. И амбиции продавцов на вторичном рынке закручивают пружину.

Кризис назрел

Еще одним фактором является то, что в период прошлогодней стагнации на рынке покупалось в основном самое ликвидное и качественное жилье. Это привело к практически полному отсутствию на рынке таких объектов.

Похоже, цены почти достигли критического уровня, и у покупателей закончились деньги. Спрос заметно сместился в непопулярные районы города с более дешевым жильем. Покупатели вынужденно обратили внимание на пригороды: Всеволожск, Колпино, Красное Село, Горелово. За последнее время доля спроса на квартиры в этих местах выросла в три раза.

Эксперты прогнозируют, что скоро цены на жилье в Петербурге достигнут своего пика. В настоящее время квартира, например двухкомнатная в Невском районе, дорожает за день примерно на 800 долларов - это 100 долларов в час рабочего времени! Такой уровень цен и темпы роста свидетельствуют о том, что продавцы потеряли чувство реальности, - считает С. Бобашев. - Новых предложений на рынке мало, и большинство квартир выставляется на продажу по неадекватно завышенным ценам. В такой ситуации проведение сделки становится практически невозможным.

По прогнозам аналитика ГК Бюллетень Недвижимости, рост цен замедлится, но, скорее всего, продлится до конца 2006 года. К началу 2007 года на рынке строящегося жилья появятся новые проекты. Сегодня на разных стадиях строительства (проектирование, изыскательские работы, возведение) находится около 12 млн. кв. м жилья. И хотя часть из них будет сдана после 2007 года, например, частично - Славянка и Балтийская жемчужина, эти объекты должны обеспечить значительный объем предложения в ближайшем будущем.

К зиме цены упадут

После Нового года цены продолжат рост по инерции, однако увеличившееся к тому времени предложение на рынке предоставит покупателям повод для торга, - считает С. Бобашев. - Зимой 2007 года нас ждет стабилизация, а, возможно, и снижение цен на 5-10 процентов. Необходимо отметить, что все прогнозы сделаны при условии, что курс доллара к рублю не претерпит существенных изменений. В противном случае ситуация на рынке может стать принципиально иной.

Застройщики, как только почувствуют наметившуюся паузу, выставят на продажу то, что пока придерживают в закромах. Объем предложения повысится. Но, как уже случалось, строители будут стараться держать цены на том же уровне, до которого они вырастут.



Главная --> Публикации