Главная --> Публикации --> $2 000 000 не предел Дачная амнистия: миф или реальность Батурина поможет дерипаске Слияние и поглощение Сити бывает и деловым, и промышленным

А не позднее чем в первом квартале 2007 года должна получить официальный статус уже полная схема размещения московских промзон. Такой жесткий срок выдвинул Юрий Лужков, заявив, что город обязан сделать все, чтобы защитить свою промышленность, регулярно подвергающуюся в последние годы попыткам силовых захватов. Мы не можем допустить, чтобы завод литейный в какой-то миг превратился в затейный, - сказал мэр, очевидно, имея в виду, что немало игорных заведений нашли приют как раз в бывших цехах. Промышленная зона должна быть так же неприкосновенна и для застройщиков, и для кого угодно, как, скажем, неприкосновенны сейчас природные территории, - продолжал Юрий Лужков. Убережет предприятия от соблазна завладеть ими с недоброй целью, убежден он, как раз статус промышленной зоны, внесенный в кадастр столичной земли и в генплан развития города. Благодаря этому перепрофилировать их ни в офис, ни в торговый центр, ни в какое другое прибыльное заведение будет уже нельзя. Поэтому и нужно завершать работу по формированию промзон, убежден мэр, нужно как можно быстрее. Ни по одному вопросу больше не принято столько постановлений, сколько о промзонах: в 2002 году, в 2003-м, 2004-м, 2005-м, а воз и ныне там, - возмущался Юрий Лужков.

Вчера правительство Москвы утвердило перечень первых 35 промышленных зон столицы. Это значит, что фабрики и заводы, которые уже расположены или только обоснуются там, больше никто никогда не смеет потеснить.

Цель же московского правительства - застолбить на этих землях часть территорий непосредственно для промышленности. Проанализировав потребности города с прицелом, что объем промышленного производства в Москве и дальше будет прирастать не меньше нынешних 10-12 процентов в год, был сделан вывод, что для этих целей будет достаточно оставить из нынешних 15 тысяч гектаров ровно половину - 7,5 тысячи гектаров. Как сообщил на заседании правительства Москвы главный архитектор города Александр Кузьмин, 5 тысяч из них уже обследованы и под промнужды решено оставить 2,5 тысячи. Именно на этих участках и разместятся те первые 35 промышленных зон, которые показаны на схеме. До конца поставленного мэром срока архитекторам и проектировщикам предстоит обследовать вдвое большую площадь - еще 10 тысяч гектаров.

Но сначала о том, чем, собственно, производственная зона отличается от промышленной. Дело в том, что в отличие от Северной столицы Москва насыщалась фабриками и заводами и до революции, и после, и в послевоенные годы не по плану, а совершенно стихийно. Так появились производственные зоны, в которых было все, кроме, пожалуй, жилья, так как жить там по санитарным нормам было просто невозможно. Еще недавно они занимали 20 тысяч дорогой московской земли. Спасибо дефициту - он заставил власти однажды увидеть, насколько бесхозяйственно используются эти территории. В итоге лишь за последние годы площадь под производственными зонами убавилась на целых 5 тысяч гектаров. Куда ушла эта земля? Частично на строительство Третьего транспортного кольца. На этих же площадках сейчас начало строиться Четвертое кольцо. А Московский международный деловой центр Москва-Сити? И там еще недавно располагались производственные зоны.

На прошлой неделе комиссия Заксобрания по горхозяйству, градостpоительству и земельным вопросам внесла на рассмотрение депутатов законопроект О зеленых насаждениях общего пользования. К этой категории отнесены скверы, бульвары, парки, газоны и иные территории, куда разрешен беспрепятственный доступ. Все они находятся в городской собственности. Законопроект запрещает приватизацию таких участков, а предельный срок аренды ограничивает пятью годами.

Выгонять в никуда непрофильные предприятия из зоны, отметил руководитель Департамента науки и промышленной политики Евгений Пантелеев, никто не собирается. Но условия, которые им создадут там, скорее всего приведут к тому, что поисками нового места они займутся по собственной инициативе. Добиться этого власти намерены за счет повышения платы за землю, коммунальные услуги и другими экономическими мерами. Что же касается фабрик и заводов, то им, наоборот, будут созданы самые благоприятные условия для развития.
Санкт-Петербург - Депутаты предлагают запретить приватизацию и долгосрочную аренду скверов и парков. Эти меры положат конец уплотнительной застройке, а также могут привести к подорожанию земли, считают эксперты.

Цель закона, по словам депутата Сергея Гуляева, как можно скорее защитить оставшиеся зеленые уголки от варварской застройки. По его словам, условием принятия законопроекта в первом чтении станет возможность для каждого депутата внести в графические схемы, дополняющие законопроект, забытые участки своего округа.

К закону приложен перечень из 2405 участков. Большинство из них имеют площадь менее 1 га, хотя есть там и парк Александрия площадью 135 га в Петергофе, и сад Олимпия (2,5 га на Московском проспекте). По словам главного специалиста комиссии по горхозяйству Юрия Курикалова, столь полный список, который обозначает не предназначенные под строительство участки, составлен впервые. В него не вошли территории, занятые лесопарками и лесами, однако, уточняет Курикалов, по петербургскому закону Об охране зеленых насаждений они имеют отдельный статус и тоже не подлежат застройке.

До сих пор застройка парков и скверов не запрещалась законодательно, однако такие проекты у девелоперов считаются рискованными. На 90% застраиваемых участков что-нибудь да растет, но более или менее серьезно засажены только примерно 25-30% из них. Строительные работы на таких землях приводят к столкновениям с жильцами близлежащих домов, подобные скандалы чреваты политическими проблемами, говорит директор по развитию агентства недвижимости Бекар Игорь Горский. Раньше жители могли высадить деревья на пустыре, выделенном девелоперу, и таким образом препятствовать строительству, вспоминает гендиректор компании Knight Frank Санкт-Петербург Олег Барков. Из-за серии таких дел инвесторы, по его словам, даже не рассматривают участки, на которых есть зеленые насаждения.

Представитель губернатора в Заксобрании Михаил Бродский не исключает, что закон будет подписан Валентиной Матвиенко. По его словам, перечень участков необходимо пересмотреть с учетом Генплана.

Закон установит наконец правила игры, резюмирует Горский. Если закон будет принят, девелоперы окончательно потеряют интерес к застройке скверов, что может привести к дефициту участков и их подорожанию. Стоимость земли при покупке в собственность, по его оценке, составляет $100-300 за 1 кв. м, аренда $2-15 за 1 кв. м в месяц. Новый закон станет одним из факторов, влияющих на цену земли, поэтому подорожание будет незначительным, добавляет он.

Многие спорные участки относятся к уплотнительной застройке, уточняет Горский. Большинство из них застройщики получали еще на инвестиционно-тендерной комиссии при Комитете по строительству Петербурга, которая существовала до 2004 г. Девелоперы, которые заключают сделки с этой землей, осознают, что завтра ее могут отобрать, говорит эксперт.

Курикалов утверждает, что перечень тщательно выверялся и на 99% участков не ведется строительство или реконструкция. По его словам, в список могли попасть и спорные территории, по которым принято предварительное решение о застройке, но во втором чтении они будут исключены.

С другой стороны, арендовать участки с зелеными насаждениями станет интереснее предприятиям, работающим в сфере развлечений и общественного питания, считает Горский. Раньше их останавливало то, что участок может быть передан под застройку. Барков уверен, что закон не вызовет передела на земельном рынке при условии, что он не будет применяться задним числом к уже действующим постановлениям о выделении земли.

К закону приложен перечень из 2405 участков. Большинство из них имеют площадь менее 1 га, хотя есть там и парк Александрия площадью 135 га в Петергофе, и сад Олимпия (2,5 га на Московском проспекте). По словам главного специалиста комиссии по горхозяйству Юрия Курикалова, столь полный список, который обозначает не предназначенные под строительство участки, составлен впервые. В него не вошли территории, занятые лесопарками и лесами, однако, уточняет Курикалов, по петербургскому закону Об охране зеленых насаждений они имеют отдельный статус и тоже не подлежат застройке.

На прошлой неделе комиссия Заксобрания по горхозяйству, градостpоительству и земельным вопросам внесла на рассмотрение депутатов законопроект О зеленых насаждениях общего пользования. К этой категории отнесены скверы, бульвары, парки, газоны и иные территории, куда разрешен беспрепятственный доступ. Все они находятся в городской собственности. Законопроект запрещает приватизацию таких участков, а предельный срок аренды ограничивает пятью годами.

Представитель губернатора в Заксобрании Михаил Бродский не исключает, что закон будет подписан Валентиной Матвиенко. По его словам, перечень участков необходимо пересмотреть с учетом Генплана.

Цель закона, по словам депутата Сергея Гуляева, как можно скорее защитить оставшиеся зеленые уголки от варварской застройки. По его словам, условием принятия законопроекта в первом чтении станет возможность для каждого депутата внести в графические схемы, дополняющие законопроект, забытые участки своего округа.

Многие спорные участки относятся к уплотнительной застройке, уточняет Горский. Большинство из них застройщики получали еще на инвестиционно-тендерной комиссии при Комитете по строительству Петербурга, которая существовала до 2004 г. Девелоперы, которые заключают сделки с этой землей, осознают, что завтра ее могут отобрать, говорит эксперт.

До сих пор застройка парков и скверов не запрещалась законодательно, однако такие проекты у девелоперов считаются рискованными. На 90% застраиваемых участков что-нибудь да растет, но более или менее серьезно засажены только примерно 25-30% из них. Строительные работы на таких землях приводят к столкновениям с жильцами близлежащих домов, подобные скандалы чреваты политическими проблемами, говорит директор по развитию агентства недвижимости Бекар Игорь Горский. Раньше жители могли высадить деревья на пустыре, выделенном девелоперу, и таким образом препятствовать строительству, вспоминает гендиректор компании Knight Frank Санкт-Петербург Олег Барков. Из-за серии таких дел инвесторы, по его словам, даже не рассматривают участки, на которых есть зеленые насаждения.

С другой стороны, арендовать участки с зелеными насаждениями станет интереснее предприятиям, работающим в сфере развлечений и общественного питания, считает Горский. Раньше их останавливало то, что участок может быть передан под застройку. Барков уверен, что закон не вызовет передела на земельном рынке при условии, что он не будет применяться задним числом к уже действующим постановлениям о выделении земли.

Закон установит наконец правила игры, резюмирует Горский. Если закон будет принят, девелоперы окончательно потеряют интерес к застройке скверов, что может привести к дефициту участков и их подорожанию. Стоимость земли при покупке в собственность, по его оценке, составляет $100-300 за 1 кв. м, аренда $2-15 за 1 кв. м в месяц. Новый закон станет одним из факторов, влияющих на цену земли, поэтому подорожание будет незначительным, добавляет он.



Курикалов утверждает, что перечень тщательно выверялся и на 99% участков не ведется строительство или реконструкция. По его словам, в список могли попасть и спорные территории, по которым принято предварительное решение о застройке, но во втором чтении они будут исключены.

Техническое задание на разработку концепции программы было дано администрацией региона еще в прошлом году одной из московских компаний. Подрядчик представил план мероприятий, которые должны были позволить достичь конечной цели более чем двукратного увеличения объемов жилищного строительства (сейчас в Пермском крае ежегодно вводится около 400 тысяч квадратных метров жилья) и стабилизации цен на недвижимость. Однако предложенный вариант концепции не устроил как власти региона, так и пермских строителей. Как пояснил корреспонденту РГ научный сотрудник пермского филиала Института экономики УрО РАН Юрий Мишарин, в том проекте, в частности, слишком большая роль отводилась государству, которое в действительности не в состоянии решить проблему.

Вчера депутатам областного Законодательного собрания (ЗС) был представлен проект концепции краевой целевой программы Развитие строительного комплекса Пермского края на 2007-2012 годы и дальнейшую перспективу. С помощью реализации программы власти надеются к 2012 году возводить 1 миллион квадратных метров жилья и добиться снижения цен на первичном рынке до 27 тысяч рублей за метр.

Программа рассчитана на пять лет и включает три этапа. С января 2007 года на первом этапе необходимо сформировать основные условия для развития строительного комплекса в Пермском крае. С июля 2008 года начинается второй этап, на котором планируется усовершенствовать организационную структуру строительного комплекса, развить производственную, инвестиционную и инновационную инфраструктуру строительства и так далее.

В итоге концепцию, представленную вчера депутатам ЗС, доработали сотрудники УрО РАН. Документ предполагает два варианта развития строительного комплекса Пермского края инерционный (все остается без изменений) и интенсивный. В случае принятия краевой целевой программы предполагается развитие по интенсивному варианту, с ежегодным вводом в действие жилых домов площадью 1 миллион квадратных метров (инерционный вариант 700 тысяч метров) и удвоением доли строительства в валовом региональном продукте. Цены на жилую недвижимость согласно интенсивному варианту развития составят 27 тысяч рублей за квадратный метр на первичном рынке и 25 тысяч рублей на вторичном (против 30 и 27 тысяч соответственно при инерционном варианте).

В итоге депутаты одобрили концепцию и рекомендовали своим коллегам принять ее на ближайшем пленарном заседании. Более того, часть парламентариев считает, что на основе концепции в будущем может быть написан краевой закон о развитии строительного комплекса. Разработкой самой программы развития строительного комплекса займутся чиновники краевой администрации.

За последние два года реализации программы планируется обеспечить устойчивое развитие строительного комплекса Пермского края на дальнейшую перспективу через стимулирование внедрения новых технологий, экспорта строительных материалов и услуг по строительству за пределы региона.
Общий объем финансирования мероприятий программы составляет 7,5 миллиарда рублей, при этом почти 60 процентов средств будет привлечено за счет частных инвесторов, 25 краевые средства и более 13 процентов средства муниципалитетов. Львиная доля финансов будет потрачена на новое строительство и капремонт, остальное на проектно-изыскательские работы и НИОКР.

Руководитель Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы Петр Сапрыкин представил новые жилищные законы города, принятые в этом году: Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения, О порядке признания жителей Москвы малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в городе Москве. До конца года Мосгордума рассмотрит и четвертый закон об основах жилищной политики. Данные документы могут составить костяк московского жилищного кодекса. О работе над его созданием на страницах журнала Недвижимость и цены рассказывал заместитель Департамента жилищной политики и жилищного фонда Николай Федосеев.

Комментарий
Александр Кудрявцев,
министр градостроительства и территориального развития Пермского края:

- Несомненно, концепция необходима, мы давно хотели увидеть такой документ и принимали активное участие в разработке проекта. В результате получили именно тот продукт, в котором сходятся и наши интересы, и региона, и строителей. Надеюсь, что в этом году программа будет принята.
В текущем году столичное правительство и Московская городская дума приняли три закона, касающиеся реализации жилищной политики в нашем городе. Новые документы призваны привести московское законодательство в соответствие с федеральным, не ущемив при этом права жителей Первопрестольной.

Об этом шла речь на пресс-конференции, организованной Информационным центром правительства Москвы.

Главная новость, которая порадует многих москвичей, касается очереди на жилье. Столица ее сохранила в полном объеме. Квартиры граждане получат в соответствии с прежними правилами. Никакого пересмотра очереди не будет, она будет двигаться так, как двигалась все время. При этом сохранятся все льготные категории, заверил Петр Сапрыкин.

Очередь за квартирами сохранили без изменений

Несмотря на принимаемые меры, очередь на жилье не только не сократилась, но и несколько увеличилась. Если в марте 2005 года оставалось 178 000 семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, то к настоящему времени их число выросло до 193 75 Поэтому в дальнейшем на учет будут ставить строже. Претендовать на квартиру могут граждане, которые проживают в Москве не менее десяти лет, имеют жилищные условия ниже нормы (менее 10 кв. м в отдельной квартире и менее 15 кв. м в коммуналке) и не располагают средствами для самостоятельного приобретения недвижимости (малоимущие). Кроме того, раз в три года очередник должен проходить перерегистрацию, чтобы подтвердить свой статус нуждающегося в жилье.

После наведения порядка в списке москвичей, нуждающихся в жилье, первыми в общей очереди оказались люди, ставшие на учет до 1986 года. Что касается других категорий льготников, то квартиры получат первоочередники, зарегистрированные в 1988 году, и все внеочередники, причем до конца года. В следующем году Москва намерена предоставить квартиры всем нуждающимся в жилье многодетным семьям.

Московское законодательство разработало еще один механизм ускорения движения очереди на жилье, названный три плюс два. Теперь семья в случае отказа от трех квартир попадает в список очередников следующего года. Потом ей делают еще два предложения. Если граждане отвергнут варианты вновь, их снимают с очереди вообще.

Привередливые могут остаться ни с чем

Вырос и размер субсидий, предоставляемых городом на приобретение квартиры. С учетом роста цен на недвижимость субсидия составит 57 тыс. руб. за 1 кв. м.

Новые законы несколько изменили порядок определения размера предоставляемого жилья. В прежних расчетах исходили из нормы 18 кв. м на человека, умножали эту цифру на количество членов семьи и получали искомую площадь. Теперь учитывают не только численность семьи, но ее состав. В законе записаны дифференцированные размеры квартир: от 36 до 74 кв. м и более. В целом наметилась тенденция предоставлять недвижимость с улучшением жилищных условий.

Петр Сапрыкин представил среднесрочную программу Москвичам доступное жилье, с помощью которой столичные власти намерены сократить сроки ожидания в очереди новой квартиры до десяти лет. Самое интересное состоит в том, что в программе предполагают учесть интересы и тех горожан, которые не относятся к нуждающимся, но хотят улучшить свои жилищные условия. Однако комментировать подробнее эту часть программы руководитель Департамента отказался, отметив, что материал еще требует обсуждения и согласования.

Москвичам доступное жилье

Если вас переселяют

Пока одна программа в проекте, другая продолжает действовать. По словам Сапрыкина, ежегодно город передает около 4000 квартир молодым московским семьям по программе Молодой семье доступное жилье. Вполне возможно, что в будущем возрастные рамки ее участников расширят до 35 лет, но пока, по мнению руководителя Департамента, надо помочь самым молодым семьям.

Отвечая на вопрос о случаях самоуправства местных властей, выселяющих собственников без их согласия, Сапрыкин назвал подобные действия незаконными. Он напомнил, что согласно Жилищному кодексу РФ власти обязаны предупреждать жильцов, например, о сносе дома за год и продолжать действовать только после их согласия. Исключение составляют случаи аварийного состояния дома, когда любое промедление опасно. При несоблюдении требований закона собственники могут отстаивать свои права в суде, отметил глава Департамента.

Есть изменения в московском законодательстве, касающиеся граждан, которые проживают в домах, подлежащих сносу. Вместо предписываемого российским законом правила давать при переселении площадь из расчета метр в метр, Москва намерена сохранить практику улучшения жилищных условий. Если человек занимает комнату в коммунальной квартире, то по федеральному закону при переселении он вправе рассчитывать всего лишь на аналогичное помещение, а по московским может получить отдельную квартиру. Большая семья и вовсе имеет шанс разъехаться, правда, если она стоит на очереди. Кроме того, сохранится норма предоставления жилья в своем районе, если же речь идет о ЦАО и Зеленограде, то в пределах округа. Напомним, по федеральному законодательству квартиры обязаны выдавать в границах административной единицы, то есть Москвы.

По официальным данным в Москве примерно 25 % жилья находится в собственности города (около 900 тысяч квартир, или 3,5 млн кв. м), остальное приватизировано гражданами. Тот, кто не успел по каким‑то причинам оформить свою квартиру в собственность, может сделать это в течение трех лет, до 1 января 2010 года. Данное право сохраняется и у тех граждан, которые сегодня получают жилье по договорам социального найма.

Приватизацию продлили, но чиновники просят не торопиться

Московский чиновник призывает граждан не торопиться с приватизацией. И не только потому, что времени еще достаточно, но и с точки зрения экономической целесообразности. Прежде чем идти приватизировать квартиру, подумайте, надо ли это вам, говорит Федосеев. Расходы на содержание собственности будут год от года расти и станут по карману далеко не всем. Недвижимость дорогое удовольствие.

Николай Федосеев отмечает, что продление срока приватизации почему‑то не успокоило москвичей, ажиотаж вокруг оформления квартир в собственность сохраняется. Люди не могут поверить, что приватизацию продлили, и продолжают занимать очередь в окошко регистрации. Стихийно собираются вечером, записываются, отмечаются, а потом жалуются на городские власти. Но не город, а сами люди создают эти проблемы. Есть даже торговля этими очередями.



Останутся ли в Москве коммуналки? Отвечая на этот вопрос, Федосеев заметил, что город не проводит политики по их сохранению. Напротив, следуя плану постепенного их расселения, с 1998 года органы власти не предоставляют жилплощадь покомнатно, хотя новый Жилищный кодекс РФ предусматривает данное право. Граждане создают коммуналки сами, продавая доли своей собственности в виде отдельных комнат. Однако это их дело. Что касается муниципальных квартир, то город продолжает расселять ежегодно около 4000 коммуналок. Такая политика проводилась и будет проводиться правительством Москвы, заверил Федосеев.



Главная --> Публикации