Альтернативное бурение вглубь
Изношенную деталь окуните в пластмассу
Наклонные этажи
Прогоночно-испытательная установка для электродвигателей
Сварка в жидком стекле
Термояд, каков он сегодня
Блокнот технолога
Вибрация против вибрации
Где ты, росток
Для луга и поля
Машина, резко ускоряющая ремонт путей
Назад к веслам!
Несправедливость
Новое слово строителей
Ориентирное устройство для напольной камеры
Подземный смерч дает воду
Предотвращающий падение
Трактор, построенный семьей
Сверхлегкий стан
Текучий уголь - большие ожидания
|
Главная --> Публикации --> Рынок жилья готовится к осеннему росту Десять заповедей для получателя ипотечного кредита Московские строители переходят на запасные пути Евроцемент и фас отстояли мировую Питер наполовину окольцевали Исходя из этого, вполне можно было предположить, о чем В.Ресина будут спрашивать со 100-процентной вероятностью. Конечно, о ценах на столичную недвижимость. Все знают, что в прошлом году они выросли в среднем на 50 проц, и в те же полтора раза они поднялись за шесть месяцев этого года. Глава строительного комплекса Москвы Владимир Ресин в очередной раз рассказал журналистам о ситуации в подведомственной ему отрасли. Несмотря на то, что ничего кардинально нового чиновник не рассказал, интерес к мероприятию был довольно велик. И это понятно жилищный вопрос волнует каждого из нас. И тем, кто вложился в покупку очередной квартиры в расчете на будущие дивиденды, он также небезразличен, как и тем, кто думает, как бы накопить хотя бы на однушку в Бутово. Но обвинил в этом он не только строителей, но и самих покупателей. Спрос на жилье в Москве превышает предложение, и, несмотря на то, что кривая стоимости постоянно ползет вверх, желающих купить это самое жилье меньше не становится. Многие приобретают квартиры впрок, тем самым усугубляя дефицит предложения на рынке и, соответственно, задирая цены, считает глава строкомплекса. Сегодня 70 проц россиян ринулись в Москву покупать квартиры, - сказал он. При этом земли под строительство больше не становится. Сейчас в Москве практически не осталось новых районов застройки. Строятся только в бывших промзонах или в таких проблемных районах, как Бутово. Новостройки появись в Щербинке, пос.Северный, Марфино и Жулебино. Конечно, задействованы и площади из-под сносимых пятиэтажек. Но затраты на расселение их жильцов, ложащиеся на инвесторов строительства, явно не способствуют удешевлению того, что строится на месте хрущоб. Как не парадоксально, отчасти виноваты в росте спроса сами строители. Вернее, работники строительных фирм, в которых, если верить В.Ресину, сейчас работать очень выгодно. Средняя зарплата на московских стройках сейчас составляет около 20 тысяч рублей, но часто она доходит и до 60 тысяч. И вот эти деньги плюс премиальные, полученные от работодателей за добросовестный труд, строители стремятся вложить в наиболее ликвидный инструмент инвестирования жилье. С ними конкурируют выходцы из нефтеносных регионов, преуспевающие бизнесмены, и все, у кого есть средства. В результате застройщики получают возможность бесконтрольно взвинчивать цены, а рядовые москвичи, зарабатывающие по общероссийским меркам неплохие деньги, вынуждены откладывать мечту о квартире в долгий ящик. И если раньше В.Ресин заявлял, что с ценами столичная власть поделать ничего не может рынок есть рынок то теперь тональность его высказываний несколько изменилась. Еще полторы недели назад в ходе традиционного субботнего объезда строительных площадок он заявил: цены на недвижимость в Москве взвинчены до неприличных пределов. Конечно, заставлять строителей искусственно сдерживать их московское правительство не собирается, но порекомендовать им сбавить темпы накрутки В.Ресин собирался в ближайшем будущем. Теперь же он еще раз назвал цены бешеными и крайне завышенными. Мы ушли от плановой системы. Ценами управляет не социализм, а капитализм, - констатировал чиновник. Но вернемся к жилищным проблемам. В ближайшем будущем снижения цен на недвижимость не предвидится. Мы не можем превратить город в каменные джунгли, - проинформировал прессу В.Ресин, отвечая на вопрос, сможет ли город увеличить количество новых квартир. Вышеперечисленные проблемы явно никуда не испарятся в ближайшем будущем. Равно как не перестанут расти цены на строительные материалы. По оценке главы столичного стройкомплекса, только цемент за последнее время подорожал почти вдвое. И хотя это не главный фактор роста цен на недвижимость, свою роль в удорожании он тоже играет. И вряд ли московская власть будет законодательно удерживать застройщиков в ценовых рамках. Даже если она будет решительно настаивать, то скорее добьется того, что цены прекратят свой рост на бумаге. А на деле покупатели будут рассчитываться с продавцами совсем другими суммами. Но пока о реальных мерах, которые правительство города может применить к уменьшению темпов роста жилья, говорить не приходится их попросту нет. Кстати, именно рост цен на недвижимость побуждает москвичей покупать дорогие иномарки. Сейчас в очередь на популярные Ford Focus или Honda Civic надо записываться минимум за полгода, с более престижными моделями ситуация та же. По мнению исследователей, обнаруживших эту закономерность, такой всплеск автомании связан с тем, что люди отчаиваются накопить на квартиру, и вкладывают деньги в машины, надеясь хоть так улучшить качество жизни. Надо заметить, этот способ вложения не самый прибыльный. Автомобиль, даже самый хороший, требует вложений, и чем дальше, тем больше, для него необходимы гараж и страховка. А через несколько лет его вряд ли удастся продать по стоимости покупки ведь автоконцерны постоянно обновляют модельный ряд, и вчерашняя новинка через несколько лет перестанет быть таковой. Но есть и отрицательные моменты. Как известно, с 1 января 2007 года в силу должны вступить изменения в закон О лицензировании отдельных видов деятельности, предусматривающие отмену лицензирования в сфере строительства. Чиновник раскритиковал это нововведение, заявив, что бесконтрольная деятельность строительных организаций может привести к негативным последствиям. По его мнению, после отмены лицензирования в отрасль придет огромное количество непрофессионалов. Поэтому требования, предъявляемые строительным организациям при выдаче лицензии необходимо ужесточить. Для иллюстрации В.Ресин привел пример с обманутыми дольщиками, купившимися на обещания некомпетентных застройщиков. В Мастерке работали не аферисты, а отставные военные, полковники и подполковники, которые решили, что легко могут заработать деньги на строительстве. А в итоге тысячи людей оказались в сложнейшей жилищной ситуации, - напомнил он. До сих пор не все, желающие податься в строители понимают, с какими сложностями можно столкнуться в этой сфере. В.Ресин предпочел заострить внимание на деятельности строительных организаций. Прежде всего, он отчитался о том, что уже сделано. За 6 месяцев текущего года годовой план выполнен приблизительно на 50 проц - таким образом, все идет в срок и в полном объеме. В планы городских властей внесла коррективы ситуация с обманутыми дольщиками. Пришлось увеличить темпы строительства, с тем, чтобы к 2008 году дома для пострадавших от недобросовестных застройщиков были сданы в эксплуатацию. О положительных сдвигах в отрасли говорит и то, что количество звонков на горячую линию с жалобами на недостатки в новостройках в первом полугодии уменьшилось до 532 обращений. Для сравнения, за аналогичный период 2005 г поступило 661 обращение, а в 2004 г их было 828 за 7 месяцев. Однако есть и другое мнение. Сегодня наличие лицензии вовсе не гарантирует качественную работу строительной компании. Ведь для создания строительной фирмы достаточно наличия четырех специалистов, а процедура получения лицензии довольно проста. Строго говоря, получить ее можно и незаконными путями. К тому же сейчас по закону ничто не мешает мошенникам, оставшимся без лицензии, тут же открывать новую организацию. Поэтому вопросы надежности застройщика целесообразно было бы отдать в руки страховых организаций, которые будут контролировать качество проектов. Именно так поступают на Западе, где развитая страховая сеть снижает риски для инвесторов оказаться в заложниках у какой-нибудь очередной пирамиды. Технопарк Нагатино-ЗИЛ, строительство которого намечено на 2006-2011 годы, не только станет одним из самых крупных офисных проектов, реализуемых в городе, но и послужит примером частно-государственного партнерства. Девелоперы надеются, что столичные власти возьмут на себя часть расходов по созданию инженерной и транспортной инфраструктуры бизнес-парка. В ответ они готовы поддержать малый бизнес и большую часть помещений сдавать в аренду по сниженным ставкам. Участники рынка в свою очередь указывают, что поскольку целевое использование площадей в готовом комплексе отследить будет сложно, проект с большой степенью вероятности превратится из социального в коммерческий. Аналогичной точки зрения придерживаются многие эксперты рынка. По их оценкам, общество пока не готово к отмене лицензирования в строительной сфере. Этот шаг может повлечь за собой выход на рынок компаний-однодневок, что не исключает появления новых жертв строительных пирамид. Ведь нынешняя система контроля за строительными организациями во многом держится на различных профессиональных союзах и ассоциациях. Вряд ли им окажется под силу держать в поле зрения все существующие и вновь возникающие строительные фирмы. Постановление о создании московского городского технопарка Нагатино-ЗИЛ (МГТ Нагатино-ЗИЛ) в Нагатинской пойме было принято правительством Москвы в 2003 году. В нем говорилось, что МГТ будет строиться в целях решения наиболее острой проблемы обеспечения субъектов малого предпринимательства нежилыми помещениями, особенно для производственных целей, отвечающих современным, качественным, техническим и функциональным требованиям. Конкретные параметры комплекса не указывались. Акционеры с Каймановых островов Акционерами ОАО Московский бизнес-инкубатор стали АМО ЗИЛ, которому принадлежит 25% акций общества, и компания МБИ Инвестмент лимитед, зарегистрированная на Каймановых островах, владеющая 75% акций. Для развития проекта АМО ЗИЛ (завод, перешедший под управление Московской автомобильной компании, контролируемой Григорием Лучанским, предоставил для размещения технопарка часть своей территории ИФ) совместно с привлеченными инвесторами предлагалось создать ОАО Московский бизнес-инкубатор, которое будет выполнять функции заказчика, застройщика и инвестора, а также заниматься управлением и эксплуатацией МГТ Нагатино-ЗИЛ. Кроме того, правительство Москвы взяло на себя обязательство компенсировать АМО ЗИЛ затраты на демонтаж и перебазированию строений и коммуникаций, попадающих в зону строительства, в сумме 1 млрд 135 млн рублей. Предполагается, что эти деньги будут возвращены в бюджет инвесторами строительства МГТ. Ставки падают В декабре 2005 года решением внеочередного собрания акционеров Григорий Лучанский был освобожден от должности председателя совета директоров ОАО МБИ, этот пост занял бывший руководитель департамента поддержки и развития малого предпринимательства Евгений Егоров. Одновременно акционеры продлили полномочия гендиректора компании Андрея Астахова. Первую очередь 216 тыс. кв. метров по словам А.Астахова, планируется ввести в эксплуатацию весной 2008 года. Уже подписано соглашение с генеральным подрядчиком австрийской фирмой Austrubau, строители готовятся к выходу на площадку. Для управления и эксплуатации комплекса создано ОАО Городской технопарк. А.Астахов рассказал Интерфаксу, что большинство пунктов постановления правительства Москвы уже выполнены. Площадка размером 32 га под строительство технопарка уже расчищена. На ней намечено построить 35 зданий высотой от 9 до 20 этажей общей площадью 1 млн кв. метров. Нижние этажи будут отданы под производство и ритейл, в верхней части зданий разместятся офисные, гостиничные и выставочные помещения. Предполагаемый объем вложений в проект - $ 1 млрд, строительство будет вестись в 5 этапов. По окончании строительства МГТ в 2011 году ОАО Московский бизнес-инкубатор должно стать одним из ведущих игроков рынка офисной недвижимости и владеть не менее 7% площадей офисно-делового назначения класса В-В+. Согласно обзору рынка офисной недвижимости за 1 полугодие 2006 года, подготовленному специалистами компании Colliers International, среднерыночная ставка аренды офисов класса В+ на данный момент составляет $500-715 за кв. метр, а в 2007, как ожидается, вырастет еще на 6-8%. Это инвестиционный проект, реализующийся в рамках городской программы, поэтому арендные ставки должны быть подъемными для малых предприятий, которых мы поддерживаем, - говорит А.Астахов. Департамент поддержки и развития малого предпринимательства, который курирует проект со стороны горадминистрации, намерен сдавать готовые помещения в аренду преимущественно предприятиям малого бизнеса, работающим в области экологии, энергосбережения, IT-технологий, медицины и фармацевтики и т.п, по ставкам не выше $350-400 в год за кв. метр, что значительно ниже рыночных. Сомнительные перспективы Участникам рынка идея строительства крупного технопарка в Нагатинской пойме вцелом кажется удачной. В Москве наблюдается острый недостаток качественных помещений класса В и многие компании вынуждены арендовать помещения в зданиях класса С, являющегося наиболее закрытым и наименее изученным сегментом рынка. Теперь они получат возможность сменить прописку, - говорит начальник отдела исследований CB Richard Ellis Noble Gibbons Ирина Герасимова. Возможный обвал рынка площадей класса С, доля которых в столице составляет 30%, она называет позитивным явлением: Это позволит рынку стать более прозрачным. Заместитель директора департамента оценки и консалтинга Colliers International Александр Крутов несомненным плюсом проекта технопарка Нагатино-ЗИЛ считает возможность поэтапного освоения территории, что позволяет корректировать проект по ходу его реализации. Неопределенность позиции столичных властей тормозит начало реализации проекта. До сих пор помимо кредита в сумме 1 млрд 135 млн рублей на расчистку территории от старых построек, из бюджета было выделено 254 млн рублей на разработку предпроектной документации. Еще $10 млн, по словам А.Астахова, вложили акционеры. При этом эксперты указывают, что пока схема финансирования проекта и степень участия в нем города официально не определены, предметно судить о его перспективах рано. Комплексный подход города к развитию столь масштабной площадки должен быть отражен в серии правительственных документов, определяющих порядок опережающего финансирования элементов инфраструктуры, - говорит А.Крутов. Для нормализации транспортной ситуации в районе Нагатинской поймы, как минимум необходимо открыть для движения Симоновскую набережную с выводом ее через систему новых автодорожных мостов в Марьино, расширить проспект Андропова и построить новую станцию метро на Замоскворецкой линии между Автозаводской и Коломенской. По словам А.Астахова, станция метро обойдется в $2 млрд, дороги $500-600 млн, что для частных инвесторов слишком дорого. В ОАО Московский бизнес-инкубатор надеются, что на следующем этапе город возьмет на себя строительство транспортной и модернизацию инженерной инфраструктур, одновременно отказавшись от компенсации вложенных средств. По данным Интерфакса, отказ от доли города содержится в проекте инвестконтракта, который сейчас находится на согласовании в горадминистрации. По словам главы Департамента экономической политики и развития Марины Оглоблиной, город готов рассматривать схемы финансирования транспорта и инженерии, а также возможность отказа от своей доли, но нужны более детальные экономические расчеты проекта. Она признает, что при отсутствии финансовой поддержки бюджета, миллиардные вложения в проект МГТ Нагатино-ЗИЛ окупятся только через 8-10 лет. Это строительство можно было бы реализовать на условиях частно-государственного партнерства, - рассуждает он. Инженерные коммуникации на территории ЗИЛа существуют, но их надо кардинально модернизировать под нужды современных офисных комплексов. Город мог бы заняться магистральными сетями, инвесторы внутриквартальными, считает А.Астахов, но пока решение не принято. Известна лишь судьба зиловской ТЭЦ, мощность которой силами инвесторов будет увеличена с 100 до 400 мгВт. А.Астахов утверждает, что длинные сроки окупаемости не пугают потенциальных инвесторов, и в настоящий момент ОАО Московский бизнес-инкубатор ведет переговоры с несколькими крупными банками и инвестфондами. Однако конкретные соглашения могут быть достигнуты не раньше, чем ДЭПР согласует условия инвестконтракта. В комплексе будет примерно 600 тыс кв. метров полезных площадей, которые при ставке аренды $400 в год принесут доход в размере $240 млн, - рассуждает М.Оглоблина, - затраты на содержание в таких офисах обычно составляют $2 на кв. метр в месяц или $15 млн в год, плюс налоги $90 млн, плюс $20 млн вознаграждение управляющей компании. Итого вместе с различными прочими расходами $140 млн. Опрошенные Интерфаксом эксперты, говорят, что если город возьмет на себя инженерию, то вложения инвесторов сократятся на 25%-30%, а сроки окупаемости снизятся до 5-6 лет. Эксперты в свою очередь сомневаются, что в условиях рынка проект сможет сохранить свою социальную направленность. А.Крутов считает, что участие города в улучшении инфраструктурной составляющей будет стимулировать интерес к проекту со стороны потенциальных инвесторов. Одновременно ОАО ведет поиск возможных партнеров среди крупных компаний, которые могли бы выступить якорными арендаторами технопарка. Привлекая в качестве якорных арендаторов компании, работающие в области высоких технологий, мы тем самым создаем условия для развития предприятий малого бизнеса, которые будут выполнять их заказы, - поясняет А.Астахов. В какой пропорции площади будут распределяться между коммерческими арендаторами и малыми предприятиями он сообщить затруднился, отметив, что согласно постановлению эти параметры должны согласовываться с Департаментом поддержки и развития малого предпринимательства. В марте этого года компания Mirax Group объявила о создании в крупных российский городах около 20 совместных предприятий с региональными застройщиками для управления объектами в сфере недвижимости. Как заявляли в корпорации, Mirax Group собиралась помогать своим партнерам в области привлечения инвестиций и консалтинга. Первое СП было создано в Перми с компанией ОАО Камская долина, второе в Самаре с фирмой Эл-Траст, аффилированной с АвтоВАЗбанком. Это СП, получившее название Mirax-Траст, собиралось построить в Самаре бизнес-центр класса А площадью 150 000 кв. м. Заявленная сумма инвестиций в этот проект составляла около $200 млн. У московских строителей никак не получается выйти на самарский рынок. Год назад город покинул холдинг СУ-155, теперь свою деятельность в Самаре свернула и корпорация Mirax Group. Участники рынка говорят, что это объясняется проблемами с выделением участков под строительство. Гендиректор самарской строительной компании Портал Игорь Михеев также говорит, что уход Mirax Group из региона может быть связан с юридическими сложностями с оформлением земельных участков. Ранее администрация Самары не проводила конкурсы для выделения участков под строительство. С 1 июля эти функции перешли обладминистрации, так что теперь никто не знает, как будет выделяться земля. Местные власти, пусть и не специально, делают все, чтобы иногородние компании не работали в Самаре, добавляет он. А гендиректор компании БЭЛ Девелопмент (строит в Самаре офисный центра класса А площадью около 16 000 кв. м) Игорь Жуков считает, что Mirax Group могла уйти из-за высокой конкуренции на самарском рынке. Гендиректор московской строительной компании предположил, что Mirax Group вообще может свернуть свою деятельность в регионах, однако Луценко это опроверг, сообщив, что такое решение в компании не принималось. Заместитель гендиректора Камской долины Алевтина Романова подтвердила, что подписанное с Mirax Group соглашение о сотрудничестве остается в силе. Однако, как рассказал Ведомостям Николай Таран, директор самарского филиала АвтоВАЗбанка, 1,5 месяца назад Mirax Group свернула свою деятельность в городе. Вице-президент корпорации Дмитрий Луценко подтвердил эту информацию, но называть причины не стал. По словам Тарана, за это время Mirax-Траст разработала концепцию и эскизный проект комплекса. Однако компания так и не получила разрешительные документы для проектирования и строительства. С той неразберихой, проблемами с выделением земли, которые сейчас есть в Самаре, никто не захочет вкладывать деньги в регион, рассуждает он. Впрочем, по его мнению, основная сложность с выходом на региональные рынки для московских и иностранных компаний сейчас состоит в поиске достойных партнеров. Баранов также вспомнил, что у АвтоВАЗбанка вместе с банком Глобэкс уже был проект строительства торгового центра в Тольятти. Работы должны были начаться в 2005 г., но проект до сих пор находится в подвешенном состоянии из-за проблем с выделением земли. Дмитрий Баранов, главный аналитик УК Молл-менеджмент, говорит, что к Самаре сейчас проявляют интерес многие московские и иностранные компании (Росевродевелопмент, Седьмой континент, Доринда, ИКЕА, Рамэнка). Строительная корпорация Mirax Group (до 2005 г. называлась Строймонтаж) создана в 1994 г. в Санкт-Петербурге. 90% акций Mirax Group принадлежат ее президенту Сергею Полонскому, 10% Артуру Кириленко. Оборот Mirax Group в 2005 г. составил $300 млн. В Москве Mirax Group построила бизнес-центры Pollars (60 000 кв. м) и Europe-Building (16 500 кв. м), жилые комплексы Корона (89 000 кв. м), Золотые ключи 2 (104 000 кв. м), поселок Ы. Санкт-Петербург - Корпорация Петербургская недвижимость увлеклась гостиничным бизнесом. Вслед за Андерсен-отелем компания планирует построить гостиничный комплекс в Петродворце. Стоимость проекта около $220 млн поразила экспертов. Чтобы вернуть инвестиции, компании придется развивать оздоровительные и развлекательные услуги, считают они. Московским строителям пока особо не везет в Самаре. Компания РосСтрой (входит в холдинг СУ-155) вместе с ЗАО Губерния собирались построить жилой микрорайон Город мира стоимостью около $200 млн. Однако в конце 2004 г. РосСтрой вышла из проекта. По словам Федора Сарокваши, директора по рекламе и PR СУ-155, это связано с тем, что через полгода после закладки первого камня земельные отношения так и не были урегулированы. Имелось распоряжение о проектировании, но практически в нулевой стадии пребывали вопросы, связанные со сносом жилого фонда и переносом промышленных построек и предприятий, говорит он. Строительство объекта площадью 112 000 кв. м на территории квартала, ограниченного улицами Морского Десанта, Разводной, Санкт-Петербургским проспектом и Фабричной канавкой, планируется начать в ноябре 2007 г. и завершить к осени 2011 г., говорится в меморандуме. В составе комплекса гостиница займет около 82 600 кв. м, около 18 000 кв. м будет отведено под бизнес-центр и административные здания, остальные 13 000 кв. м под блок обслуживания, говорится в меморандуме. В рамках проекта рассматривается возможность строительства гостиницы, SPA-отеля уровня четыре-пять звезд, апартамент-отеля на 250 квартир, спортивно-оздоровительного комплекса, говорит представитель компании. Компания планирует занять 1 млрд руб. на пять лет. Кроме средств облигационного займа в проекте предполагается использовать собственные и привлеченные средства, сообщил представитель компании. По его словам, окончательный вариант проекта находится в разработке, площадь комплекса может сократиться до 85 000 кв. м. Петербургская недвижимость планирует строительство в Петродворце гостиничного комплекса, стоимость которого составит около $220 млн, говорится в информационном меморандуме облигационного займа компании. Это уже второй гостиничный проект. В 2004 г. она реконструировала бывшую гостиницу Дружба в Андерсен-отель класса четыре звезды на 140 номеров. Генеральный управляющий отелем Kempinski Moika 22 Лиам Мадден говорит, что на петербургском рынке средняя стоимость гостиничных проектов обычно составляет несколько десятков миллионов долларов. Я пока не слышал о проектах в $200 млн, говорит он. Эксперты все равно разводят руками. В здании площадью 82 000 кв. м можно разместить почти 1200 номеров, удивляется представитель девелоперской компании Caspian Роман Львов. Такой объем будет крайне сложно заполнить зимой, тем более если объект находится за городом. Доступных гостиниц уровня три звезды рынку, конечно, не хватает, однако не надо забывать, что туризм в Петербурге носит сезонный характер, говорит Львов. По его оценке, из-за отсутствия необходимого количества туристов срок окупаемости проекта может затянуться до 20 лет при средней окупаемости в гостиничном бизнесе 10-12 лет. Загородный отель будет испытывать проблемы с загрузкой, если он не оснащен сильной развлекательной или оздоровительной инфраструктурой, согласен исполнительный директор компании Интерконсалт Сергей Ковалев. По его словам, рынок загородного размещения может быть перспективным, особенно если говорить о таких традиционно посещаемых туристами городах, как Петергоф. Чтобы преодолеть проблемы с загрузкой в зимний период, надо круглый год привлекать туристов из Москвы и регионов, говорит менеджер. С ним согласен гендиректор компании White Days Investments, которая реализует в Петербурге два гостиничных проекта, Андрей Микешин. Расчет на Петродворец оправдывает себя только летом, в остальное время можно попробовать завлечь жителей города на лечение и отдых в SPA, говорит он. Правда, рынок таких услуг, по его словам, развит пока слабо и компании надо будет приложить немало усилий для его раскрутки. А Львов считает более предпочтительным с инвестиционной точки зрения вариантом строительство в Петергофе жилья. В этом месте отличная экология и виды, там бы хорошо продавалось элитное жилье или что-нибудь в стиле country-club, считает эксперт. Петергоф очень сезонный для туризма город, чтобы это компенсировать, проект надо ориентировать на петербуржцев, считает Ковалев. Впрочем, бюджет проекта вполне достаточен для того, чтобы построить полноценный рекреационный центр, говорит эксперт. Группа компаний Петербургская недвижимость (ПН) основана в 1994 г. В ее состав входят компании, специализирующиеся на жилом и коммерческом строительстве, риэлторских услугах. По предварительным итогам 2005 г., оборот группы составил 2,8 млрд руб. (около $100 млн). Общая площадь проектов компании, находящихся в различных стадиях подготовки и реализации, около 400 000 кв. м. Учредителем Петербургской недвижимости является Сетл групп, которая, в свою очередь, учреждена менеджментом ПН. Главная --> Публикации |