Главная --> Публикации --> Следующая станция - международная Стабильный рост. цены на строительные материалы тоже не стоят на месте Меняю алмазы на землю Что мешает развитию ипотечного кредитования Подмосковный квадрат

Комплексное благоустройство - это, вкратце говоря, благоустройство плюс цветовое и световое оформление. Этим ремонтно-дизайнерским работам в рамках города без нормативно-регулирующей базы не обойтись. И еще одна, пожалуй, из наиболее острых проблем города: как будем разруливать пробки на дорогах ? Об этом шла речь на недавно прошедшем под руководством вице-мэра Валерия Шанцева Общественном совете при мэре столицы. Благоустраиваться - так кварталами!

ОБЩЕСТВЕНЫЙ СОВЕТ

Нынешним летом генеральной схеме комплексного благоустройства предстоит последний экзамен на Правительстве Москвы, после чего она она получит статус нормативного документа Генплана развития столицы до 2020 года. О том, что это за нормы и правила и как они будут служить благому делу украшения нашего города, главный архитектор столицы Александр Кузьмин рассказал на фоне многочисленных красочных планшетов, наглядно иллюстрирующих результаты настоящих и будущих трудов на этом поприще.

Благоустраиваться-так кварталами!

Даже при таком кратком перечне потребностей понятно, что в рамках отдельного двора всех проблем не решить. Играть в волейбол можно и в соседнем дворе, а собак вообще лучше выгуливать подальше от спящих окон... И потому не случайно отмечается важная тенденция - префектуры все осознаннее от "мелкомасштабных" работ на точечных объектах переходят к комплексному проектированию благоустройства достаточно обширных территорий. Так, в Северо-Восточном округе в программу "Мой двор, мой подъезд" в нынешнем году включили санацию прилегающих к жилым кварталам набережных Яузы.

С чего начинается любая серьезная программа? С профессионально выполненного проекта, конечно. Как рассказал Александр Кузьмин, уже можно свидетельствовать, что сложился настоящий рынок проектных услуг. Так, если еще несколько лет назад свои услуги в этой сфере предлагали около ста фирм, ныне на плаву порядка 25 организаций, оказавшихся самыми конкурентоспособными и востребованными. В нынешнем году, к примеру, по программе "Мой двор, мой подъезд" ими было подготовлено 5 тысяч пакетов таких документов при средней цене 5 тысяч рублей за один проект. Грамотный проект включает в себя все аспекты дворовой жизни - обустройство детских и спортивных площадок, зон тихого отдыха, парковку машин, выгул собак, мусорные контейнеры, озеленение, мощение, освещение, в том числе антивандальное.

Надо полагать, никогда не придут монтажники-высотники на аллеи Бульварного кольца. И потому именно с них несколько лет назад город начал благоустройство по самым основательным меркам: с перекладкой коммуникаций, санацией почвы, посадкой элитных деревьев, устройством фонтанов и хорошим мощением. Так же основательно идет обновление Садового кольца, площадей и главных магистралей столицы.

Если с дворами профессионалам ныне все относительно ясно (украшайте, сколько сил и средств хватит!), другие общегородские территории были проанализированы по иным критериям. Условно говоря, их можно разделить на участки, где ничего не будет строиться, на земли, где строить не будут долго и, наконец, на стоящие в строительных планах ближайших лет. Такое знание ситуации позволяет выбирать тип благоустройства и, соответственно, определять затраты.

Зато территории заводов, которым через несколько лет придется потесниться, явно ни к чему украшать вековыми липовыми аллеями и дизайнерскими изысками. Что отнюдь не исключает устройство здесь хорошего временного благоустройства и озеленения. Еще сложнее обстоит дело с санитарно-защитными зонами - участками отчуждения вдоль железных дорог, магистральных путепроводов и разного рода буферами между промпредприятиями и жилыми кварталами: кому за них отвечать? Специалистами Москомархитектуры сейчас подготовлена и передана в Гордуму документация по таким территориям. Будем надеяться, наши законодатели определят, кто же эти пустыри должен содержать в надлежащем виде.

По мнению специалистов, к благоустройству особо ценных территорий надо подходить, как к "большой архитектуре" - здесь тоже необходимо проводить конкурсы. Ведь во многом именно благодаря отбору лучших проектов Поклонная гора превращается в красивейший городской парк. Чего, кстати, пока не скажешь о многих других зонах отдыха столицы.А вот переживающий реконструкцию детский Черкизовский парк был приведен в качестве убедительного положительного примера.

Малые формы - большие проблемы. Особенно если вспомнить, что к ним относятся не только скамейки с вазонами, но и киоски, и вывески, и реклама. Про эту последнюю в который раз довелось услышать, что вот-вот, и в центре столицы большеразмерных экранов с полуголыми девами и томными денди поубавится раз в пять: их обещают сослать на обочины МКАД. Однако, чтобы не пришлось любимой плакать, крепче за баранку держись, шофер!

Колористический паспорт города - предмет особой гордости его разработчиков. Даже при беглом осмотре всех схем, разработанных городскими художниками для оформления города, изумляешься, до чего кропотливая это наука... Скажем, дома в центре, где много исторических ансамблей, должны подстраиваться под этих старичков. На периферии, в районах массовой застройки, свои требования к цвету. А есть еще "раскраски" временные - летом городские косогоры зеленеют, зимой (относительно) белеют. Свой цвет должны иметь и праздники - морозный Новый год, светлую Пасху и рыжую, как блин, Масленицу, чествовать, разумеется, следует разными средствами.

На городском уровне еще можно, конечно, отметить памятные знаки на границах всех округов и районов. Раздвигая шеренги коммерческой рекламы, встают иногда вдоль магистралей панорамные фотографии столицы и лубочные изображения московского герба. А вот на федеральном уровне сделано пока очень мало. Даже на правительственных трассах, не скудеющих великолепными кавалькадами наших избранников и правительственных мужей, не увидишь достойных работ, посвященных нашей Родине России. И тут уже надо думать всем миром, от историков и педагогов до психологов и политологов - дело-то государственной важности.

Еще один важнейший аспект оформления города - то, что раньше именовалось монументальной пропагандой. Москва не просто многомиллионный мегаполис и привлекательный туристический центр. Прежде всего - это столица России. "Старожилы упомнят", несомненно, как еще в середине 80-х довольно замызганные фасады и карнизы чуть не всех общественных зданий сердца нашей Родины венчали кумачи со стереотипными лозунгами и огромные панно с ликами тружеников и тружениц в касках... Ныне вместо долдонных "Коммунизм - это молодость мира" или "Народ и партия едины" глаз не меньше мозолят разные "самсунги", "тинькоффы" или саморекламные картинки в предвыборные кампании.

Прогнозисты утешают: если за последние годы число автомобилей на столичных улицах увеличилось почти втрое и теперь приближается к трем миллионам, то в обозримом будущем сумма слагаемых замрет "всего" где-то на четырех миллионах. Впрочем, очевидно, замрет в пробках.

Уговорами пробки не разрулить

Городские власти, впрочем, не сдаются и бьются, как лягушка из притчи, колотившая лапками по молоку в кувшине, пока не сбила его в комок масла. Про первую ласточку "перехватывающей стоянки" на 320 мест у станции метро "Пролетарская" мы уже рассказывали. Как и про то, что пока там весьма просторно. Но, может, мы пока только начали бить лапками в этой затее?

На днях в экспрессе до родимой Рязани (славной не только "пирогами с глазами", но и отличными военспецами) я прослушала убедительную лекцию о том, что вполне неуязвимые и надежные вертолеты-"невидимки" у нас есть и будут. И именно на них скоро будут летать над городом VIPы отечества - поскольку легче создать ПРО и даже НЛО, чем разрулить переулки старого центра Первопрестольной. Тут даже военспецы обнаружили пессимизм.

Сегодня градостроители один из выходов для смягчения ситуации видят в компромиссе между городом и автовладельцами: мы вам -платные автостоянки, вы нам - согласие передвигаться по столице "безлошадно".

...На генплановских схемах, где цвет погуще - там пробки плотнее. Многие начинаются, кстати, еще на периферии города. Это не случайно: порядка 600 тысяч машин ежедневно въезжают сюда со стороны области, причем тяга жить на природе у москвичей только возрастает... В результате идущие со стороны Рязанского проспекта автомобили в часы пик застревают уже в районе станции метро "Выхино", по Волгоградке они едва дотягивают до станции "Кузьминки". Третье кольцо, как видим, панацеей не стало, да и Четвертое кольцо не спасет мегаполис от пробок.

Не менее остра проблема и с теми машинами, которые до центра все же добираются. Они не только давно оккупировали тротуары, но и все увереннее наступают на проезжую часть. Сегодня не диво увидеть дюжину троллейбусов, застрявших из-за какого-нибудь "джипа широкого" на повороте к Воздвиженке или Лубянке. Нахалов теперь запрещается даже передвигать... Изучив буквально каждый "квадрат" центровых территорий, столичные специалисты готовы втиснуть в центр порядка 80 тысяч парковочных мест. Еще 40 тысяч мест нашли у торговых зон и у строящихся гостиниц. Но все это пока на бумаге.

В общем, предложение такое: за семь лет город строит у периферийных станций метро 130 автостоянок на 130 тысяч машино-мест. (В более отдаленной перспективе называется цифра в 380 тысяч). И вся эта армия спешившихся сознательных водителей и пассажиров - числом тысяч в 200 (потом в 500?) радостно штурмует все, что движется общественным порядком: метро подземное и легкое, скоростные трамваи и прочие обычные тихоходы... Проектировщики заманивают удобствами: на перехватывающей стоянке у "Планерной", к примеру, автовладельца чуть не у машины будет ждать эскалатор метро.

Все это позволит снизить загрузку уличной сети на 10-15 процентов. С учетом, что ежедневно в столице приобретается 600-800 автомашин, результат весьма скромный. Более того, трудно убедить человека оставить машину на парковке (или вообще стараться реже ею пользоваться), не предложив ему взамен что-то получше вместо битвы у дверей автобусов и метро в часы пик.

Еще одна разработка, привлекшая внимание Общественного совета: Мосинжпроект предложил использовать естественную выемку в районе железной дороги у Бутырского вала для сооружения парковки над рельсовыми путями. Вообще тенденция парковаться "вторым этажом" будет, по-видимому, развиваться. Уже есть адресные проекты устройства стоянок над отстойно-разворотными площадками Мосгортранса, над различными магистралями.

И все же чужой опыт - тоже хорошо. Как рассказал начальник Управления транспорта и связи А.В.Беляев, недавно побывавшая в нашем городе делегация транспортников Земли Северная Вестфалия своих секретов в этом деле не таит. Там почти десять лет работали над этой проблемой. Первое - это, конечно, средства. Деньги на программу были получены из трех источников примерно в равных долях: из федерального и муниципального бюджетов плюс частные инвестиции. Вначале наладили бесперебойную, с правом преимущественного проезда, удобную систему общественного транспорта, затем построили перехватывающие парковки с массой всяких дополнительных услуг... И потихоньку белые воротнички привыкли ездить на службу на "своих" автобусах, точных, как часы. Вот и весь секрет: водители остановят машины, если дальше их повезут без помех.

"Перехваты" отнюдь не изобретение москвичей. Такие парковки давно на вооружении развитых стран. Однако, как известно, и там можно на встречу к английской королеве из-за пробки опоздать...

Кто-то из приезжих здесь учится или работает, кто-то выбрался в командировку, чтобы решить деловые вопросы, навещает родных или друзей, кто-то вынужден использовать наш город лишь как пересадочный пункт. Сухая статистика московского ГУВД свидетельствует, что за год у нас регистрируется свыше 10 млн ночевок иногородних сограждан и 3,5 млн иностранцев. И всех их надо где-то размещать. В ночлежку гостя не заманишь То, что гостиниц у нас мало, факт неоспоримый.

И все же кое-какие проблески в пробочном тоннеле есть и у нашего города. Например, в Подмосковье с энтузиазмом была встречена новость о проекте скоростной электрички из Мытищ. Тогда на самом деле найдется немало желающих вместо толкотни на дорогах домчать до центра единым духом по железке. А еще лучше - на вертолете.
Все дороги ведут в Рим. Это усвоено давно, с тех пор как известная фраза была публично озвучена. Российский ее вариант тоже не вызывает возражений: отечественные дороги, конечно же, ведут в Москву. И по ним асфальтовым, рельсовым, водным, воздушным ежедневно прибывают в столицу не менее трех миллионов человек.

Примерно таким же количеством мест располагают и неаттестованные гостиницы, обычно это бывшие общежития. И только 185 мест размещения четверть от общего числа соответствуют современным требованиям, причем половина из них расположена в центре города, в пределах Садового кольца. Большая часть из них построена или реконструирована в последние десять лет. Все остальные характеризуются физическим и моральным износом, неразвитой системой услуг и низким уровнем обслуживания. Степень износа некоторых гостиниц Центральной, Пекина, Алтая и других дошла до того, что на две трети их стены представляют собой, по сути, труху. Малоприглядную картину дополняют ведомственные гостиницы (6о% от общего числа), большинство из которых, по сути, является общежитиями и располагается далеко от Центра.

По европейским стандартам в крупном городе на каждую тысячу жителей должно приходиться не менее двенадцати гостиничных номеров. В Москве их только пять (в Санкт-Петербурге 7, а в Голландии 26). Столичные гостиницы рассчитаны примерно на 80 тыс. мест. Трехзвездочные берут на себя 42% постояльцев, доля четырех- и пятизвездочных 21%.

Все гостиницы Москвы пережили трудные времена. Скажем, благодаря закону о приватизации они выкупались за бесценок людьми, далекими от этого бизнеса, часто с сомнительной репутацией. В итоге или совсем перестали функционировать, или в них задействованы не все корпуса. Примером подобного бездумного процесса может служить Центральная: практически напротив мэрии бельмом стоит гостиница категории... 1*! Впрочем, и гостиницей ее назвать трудно: большую часть помещения занимают офисы разных фирм. А ведь в свое время у столичных властей был проект реконструкции, выгодные предложения инвесторов.

По соседству с ними, на окраинах, строились и трехзвездочные гостиницы. Практически все они появились к Фестивалю молодежи и студентов 1957 г. и к Олимпиаде 1980 г. Неорганизованных иностранцев, тем более в таком количестве, тогда боялись и старались размещать от греха подальше на городских задворках.

Принятие пять лет назад Программы развития туризма в Москве на период до 2010 г. вселило определенные надежды: туриндустрия в официальных документах стала именоваться ведущей отраслью городского хозяйства и важным источником наполнения бюджета, а ее развитие приоритетным видом деятельности, соответственно, строительство гостиниц его неотъемлемой частью. Но не могла так быстро измениться ситуация, если попытки ее как-то улучшить предпринимались только на бумаге. Сразу же после утверждения Программы, например, из бюджетных средств выделили 1,21 млн руб. на разработку концепции и бизнес-планов размещения строительства сети новых гостиниц. Все замерли в ожидании перемен...

Или еще один характерный пример. В гостинице Турист, что у ВВЦ, семь лет (!) жили 374 беженца. Они полностью разорили корпус, который им предоставили. Когда, наконец, их расселили, потребовался капитальный ремонт здания. Снесли Москву, за ней Россию Статус мировой туристической державы в ближайшее время нам явно не по зубам. И не в последнюю очередь из-за отсутствия гостиниц. Как утверждают специалисты НИиПИ Генплана Москвы, даже при существующем сегодня потоке туристов дефицит качественных гостиничных площадей составляет около 30 тыс. мест. Как быть, если и впрямь подтвердятся прогнозы Всемирной туристской организации, по которым к 2020 г. к нам нагрянет путешествующий народ в количестве 35 40 млн? Московское правительство называет цифру 20 млн. Но даже если оттолкнуться от этого оптимистичного рубежа, чтобы их разместить, столица должна иметь около 500 тыс. гостиничных мест, причем 70% из них трехзвездочной категории.

Одновременно столичное правительство, которое само является крупным игроком на гостиничном рынке, объявило о продаже своих пакетов акций в некоторых отелях. Комментарии по этому поводу были разноречивыми: одни говорили, что этим город признал свою несостоятельность в гостиничном бизнесе, другие что правительство избавляется от неэффективных активов, третьи что это очередная попытка расшевелить инвестора. Тем более что на торги, помимо непрезентабельных однозвездочных отелей на окраинах, были выставлены пакеты акций Москвы, Пекина, России и Украины, которые, по решению города, нуждались в реконструкции.

Однако спустя год проверка Контрольно-счетной палаты Москвы показала, что эти деньги были использованы не по назначению: не подготовлены градостроительные обоснования, не подобраны земельные участки для строительства новых гостиниц, не разработана документация для работы с инвесторами и т.д., и т.п. Затем, чтобы подогреть интерес инвесторов, московские власти ввели льготные ставки арендной платы на землю для фирм, занимающихся строительством и реконструкцией гостиничного комплекса, утвердили перечень объектов и график проведения инвестиционных конкурсов по реконструкции гостиниц.

Давно подсчитано, что средний турист приносит больше дохода, чем богатый (если соотнести доход с трудозатратами на его обслуживание). Европеец, путешествующий за пределами своей страны, как правило, рассчитывает тратить $100 150 в сутки, из них на гостиницу не более 40%. Москва в этой ценовой нише практически ничего предложить не может. Номера в высококлассных Марриотт, Рэдиссон, Новотель и других значительно дороже (от $160 за сутки), а дешевые апартаменты абсолютно непригодны для проживания в них иностранных туристов и уважающих себя россиян. Пока оборот всех московских гостиниц составляет лишь сотую часть казны города. Если мы хотим, чтобы в стране начался туристический бум, надо обласкать именно демократичные отели.

Доходный турист Когда стало известно, что трехзвездочные бастионы в самом центре столицы рухнут и на их месте появятся суперотели, туроператоры схватились за голову: да, Интурист градостроительная ошибка, Москва обветшала, Россия слишком громоздка, а Минск прост и стоит не в том месте, но это были недорогие гостиницы, в которых охотно селились и наши сограждане, и иностранные туристы. Можно согласиться с мнением специалистов, что рядом с Кремлем, в окружении самых дорогих магазинов и ресторанов, неразумно иметь гостиницы низкой категории. Но ведь к нам едут не только толстосумы.

Подобные шаги это лишь подступы к проблеме. Некоторая определенность обозначилась только 20 мая 2003 г., когда правительство Москвы приняло постановление О генераль-ной схеме размещения гостиниц в Москве до 2010 г. Согласно данному документу, намечено построить 224 новые гостиницы и гостиничных комплекса в общей сложности на 200 тыс. мест.

Наибольшее их количество сейчас сгруппировано в районе ВВЦ. Они принадлежат городу и, видимо, оттого представляют собой довольно убогое зрелище. Правда, префектура Северо-Восточного административного округа пошла на отчаянный шаг: именно из этого конгломерата она решила сформировать местный Клондайк. Золотой Колос и Алтай, Турист и Останкино, Заря и Ярославская названия известные. 30 корпусов общей площадью 216 тыс. кв.м, относящихся к девяти разным гостиницам, будут подвергнуты коренной реконструкции и модернизации. Они позволяли принять более 7,5 тыс. гостей (это более 10% всего номерного фонда города), а после запланированных работ их вместимость увеличится на четверть. Для того чтобы получить аналогичный эффект, пришлось бы построить 3 4 новые гостиницы, под которые еще надо найти земельные участки.

Десяток мотелей и небольших кемпингов разместятся вблизи вокзалов, аэропортов и у МКАД. Специально для командировочных планируется построить две гостиницы в производственных зонах. Но все это планы не ближайшего будущего. Стандартный подход Надо признать: в российских условиях выгоднее и безопаснее вкладывать средства в возведение отелей класса люкс: именно этот сегмент рынка в середине 90-х был освоен ударными темпами. Еще одна причина, по которой, в частности, крупные западные гостиничные сети не брались за строительство трехзвездочных гостиниц, отсутствие единой системы лицензирования, т.е. присвоения звездочек.

По словам заместителя мэра в правительстве Москвы Иосифа Орджоникидзе, эта цифра в два раза превышает объемы строительства гостиниц в столице за последние сто лет. В соответствии с разработанной концепцией, на центр города придется 22% от общего объема нового строительства для этих целей было подобрано 57 земельных участков. 45 гостиниц появятся в разных районах столицы у станций метрополитена, 13 новых гостиничных объектов планируется построить в туристическо-рекреационных зонах Сокольниках, ВВЦ, Коломенском, еще 14 в районах, где есть крупные оптовые и сельскохозяйственные рынки.

По словам главы Федерального агентства по туризму России Владимира Стржалковского, без этой системы страна не могла бы претендовать на проведение Олимпийских игр в 2014 г. в Сочи это было обязательным условием для подачи заявки. Отсюда понятно, насколько для государства важна единая система гостиничных звезд, говорит чиновник. Но опять же фактически отдано предпочтение одной из существующих систем классификации. Критерии оценки сервиса в этой системе близки к французским и шведским, то есть отели, прошедшие сертификацию и классификацию в структурах Ростуризма, реально соответствуют европейскому уровню. Однако другие системы и организации, оценивающие отели, никуда не делись.

Хотя и единой международной системы классификации гостиниц нет. Существуют лишь некие общепринятые нормы и параллельно с ними ряд национальных систем, которых придерживаются гостиничные операторы той или иной страны. Они нередко отличаются друг от друга, и часто туристы удивляются, насколько турецкие звезды отличаются, допустим, от французских. В последнее время в отрасли произошли некоторые изменения. Правительством, например, одобрены предложения Ростуризма о системе классификации гостиниц и других средств размещения. Кстати, принять этот документ, хотя и не работающий в полном объеме, Россию заставил случай.

Между тем число звезд это количество и качество ресторанов, баров, еды и напитков в них, наличие и число бассейнов, лифтов, качество мебели, сантехники, постельного белья, системы безопасности, уровень сервиса всего персонала словом, масса самых разных критериев. Тем временем в московской гостинице Космос, оцененной в 4*, постояльцы, бывало, сталкивались с тем, что из четырех лифтов, рассчитанных на крыло, работал только один. А стоит напомнить, что гостиница эта 25-этажная. Но, впрочем, нет и организации, которая бы не только сертифицировала, но и проверяла соответствие качеству, гарантировала прозрачность и достоверность своих оценок. Стоит признать, что сегодня лишь немногие московские гостиницы категории 3* могут предоставлять комфорт и услуги европейского уровня.

И любая гостиница, не потянувшая на 3* по системе Ростуризма, может обратиться туда и получить хоть пять звездочек. Впрочем, можно вообще никуда не обращаться, нарисовать на своем отеле желаемое число звезд, сообщить об этом в каталог отелей, поднять цену и ждать гостей. К примеру, рассказывают, что у входа в одну из периферийных гостиниц можно увидеть табличку: Гостинице присвоена классификация 5* по решению трудового коллектива.

Лишним подтверждением перспективности вложения денег в московские гостиницы служит интерес, который в последнее время проявляют к ним банкиры отечественные и зарубежные. Однако они считают прибыльным не строительство, а реконструкцию старых отелей. Реанимирован долгострой гостиница Сокольники, обновлен Будапешт... Создается впечатление, что градоначальники наконец-то захотели, чтобы гостиничный бизнес в Москве нес такие же золотые яйца, как в Париже и Лондоне до 10% городского бюджета. Пока же оборот всех московских гостиниц составляет лишь сотую часть казны города. Примерно треть прибыли, как утверждают специалисты, упущена из-за отсутствия достаточного количества мест в трехзвездочных отелях: заявки многочисленных туристов просто аннулировались. Предпримут ли отказники еще одну попытку наведаться в нашу столицу? Если да, то будут ли довольны приемом в новых гостиницах? Это будет зависеть от того, изменится ли в Москве фактическое отношение к гостям города.

Отказное гостеприимство И все-таки возведение гостиниц начинает привлекать зарубежных партнеров. Удивительно, но в отличие от отечественных специалистов-оптимистов их прогнозы в сроках окупаемости инвестиционных проектов, связанных с ними, остались прежними они строго придерживаются 10-летнего цикла.

Екатеринбург Городу не хватает 1,2 млн кв. м офисных площадей, отмечают аналитики и чиновники. Часть потребностей арендаторов должен удовлетворить амбициозный проект Екатеринбург-Сити. Его девелопер планирует построить 400 000 кв. м коммерческой недвижимости, в основном офисной. В городе резко растут цены продаж офисов, но арендные ставки зафиксировались с начала весны.В 2006 г. за счет нового строительства в городе появится 36 объектов офисной недвижимости общей площадью почти 148 000 кв. м. Из них 16 бизнес-центров: три позиционируются как класс А, 12 относятся к классу В и один центр класса С.



Козицына не пугает большой объем вводимых офисных площадей. По его словам, немаловажным фактором станет то, что площади будут выводиться на рынок постепенно вплоть до 2012 г. Первую башню компания начнет в этом году, вторую только через год, пояснил генеральный директор УГМК. Он сообщил, что сейчас рассматривается возможность разместить в башне Исеть не офисы, а апарт-отель, которого до сих пор в Екатеринбурге не было. Однако управляющий филиалом Внешторгбанка в Екатеринбурге Александр Парамонов заявил, что согласно проведенному банком анализу в городе будут востребованы не только апартаменты, но и весь объем офисных площадей класса А, которые ранее пообещал предложить рынку УГМК. Растет спрос на качественные офисы, в этом сегменте рынок не насытится еще лет семь-восемь. Офисы Екатеринбург-Сити за счет выгодного расположения, в самом центре города, будут востребованы, как и помещения в других современных бизнес-центрах города, считает банкир.

Как рассказал Андрей Козицын, генеральный директор Уральской горно-металлургической компании (УГМК), являющейся девелопером проекта Екатеринбург-Сити, в ноябре этого года будет завершено проектирование первой из четырех башен комплекса ее назвали Исеть. В декабре 2006 г. или в январе 2007 г. в ее основание будет заложен первый камень. Башню планируется возвести за полтора-два года, примерно за такое же время, по прогнозу Козицына, она окупится.
На строительство потребуется примерно $50 млн: 30% этих средств составят ресурсы УГМК, 70% заемные средства. Мы ведем переговоры с банками, в том числе с Внешторгбанком, который уже организовал нам проектное финансирование гостиницы Hyatt Regency Yekaterinburg. Окончательное решение по Исети пока не принято, заявил Козицын. Гостиница, которой будет управлять мировой оператор Hyatt International, войдет в комплекс Екатеринбург-Сити и будет связана с одной из башен переходом. Стоимость ее строительства с учетом налогов и расходов по обслуживанию кредитов равняется $160 млн. Сумма кредитных средств составляет $80,5 млн. Из них $70 млн экспортный кредит под гарантию французского страхового экспортного агентства COFACE сроком на 10 лет и девять месяцев, а $10,5 млн коммерческий кредит сроком на восемь лет и три месяца. В финансировании принимают участие французские банки, выбранные на основе тендера: Societe Generale и BCEN-Eurobank.

Недостаток предложения спровоцировал скачок цен: только за июль на вторичном рынке средняя стоимость продажи 1 кв. м офисной недвижимости поднялась на 12,5%, достигнув в августе $1728, говорит Файзуллина. Для сравнения: за январь июнь цены выросли на 17,6%.

Пока что офисное предложение в городе стремительно сокращается. По данным Уральской палаты недвижимости (УПН), с начала года его объем упал на 44-47%, большая часть снижения пришлась на II квартал. Аналитик палаты Гурам Тухашвили объясняет это влиянием рынка все дорожающей жилой недвижимости. Наблюдая ажиотажный рост цен на рынке жилья, люди придерживают и объекты коммерческой недвижимости, чтобы впоследствии продать их подороже, говорит он.
В КБ Ярмарка соглашаются с Тухашвили, но называют несколько другие цифры. По словам аналитика компании Лилии Файзуллиной, на начало августа объем предложения на рынке офисной недвижимости составил 72% от уровня начала года. Уменьшение наблюдалось во всех районах города, хотя и не в одинаковой степени, отмечает Файзуллина. В июле количество предложений в районах Автовокзал, Ботанический, Заречный, Парковый, Пионерский и Шарташский рынок снизилось более чем на 40% по отношению к январю. В центре города на треть от прежних объемов. На Уралмаше и Эльмаше предложение уменьшилось всего на 13%. В то же время средний срок экспозиции снизился с четырех до трех с половиной месяцев.

Арендные ставки в современных офисных центрах с весны зафиксировались на отметке 850-1400 руб. за 1 кв. м, говорит управляющий партнер БК-Недвижимость Павел Кузнецов. Файзуллина объясняет это увеличением предложения. Если в начале года в центре продавалось почти в два раза больше офисов, чем сдавалось в аренду, то сейчас на рынке больше предложений о сдаче в аренду. Данная ситуация легко объяснима: предоставление помещений в аренду является привлекательным бизнесом с низкими рисками и высоким доходом, говорит она. По мнению Кузнецова, в ближайшее время стоит ожидать коррекции в сторону повышения арендных ставок. Не бывает, чтобы в сегменте продаж цены стремительно росли, а в сфере аренды долго оставались на месте, аргументирует он.

Аналитики УПН также отмечают резкий рост цен, но устанавливают планку выше, на уровне $1820 за 1 кв. м офисной недвижимости, а также считают стоимость офисов в рублях на них сейчас переходит большинство арендодателей. По этим данным, 1 кв. м подорожал с начала года до середины июля почти на 15% и стал стоить в среднем 49 000 руб. В центре города офисы продают по 66 000 руб. за 1 кв. м, в районах, близких к центру, по 44 297 руб., в отдаленных по 40 984 руб., на окраинах 38 238 руб. Для сравнения: за 2005 г. рост цен продаж офисной недвижимости на вторичном рынке составил 19,6%, отмечают аналитики УПН.

24 июня на заседании правительства Москвы обсуждалось недалекое будущее самого северного района столицы. За магазином IKEA, от стрелки Ленинградского и Международного шоссе до новоподрезковской развязки, на месте нынешних деревень - Новодмитровки, Новоселок и Молжаниновки - появится новый микрорайон, еще один будет на пустыре между Старыми Химками и Международным шоссе. На месте деревни Черкизово и до второго поворота на Шереметьево раскинется стадион технических видов спорта со всей инфраструктурой, а деревня Бурцево исчезнет с лица земли, уступив место полям для гольфа. В первом микрорайоне предполагается возвести 498,4 тысячи метров жилья, во втором - 207,6 тысячи. После Южного Бутова и Куркина это уже третий за последние десять лет проект массовой застройки московской окраины. На бумаге смотрится весьма симпатично. Не слишком высокие дома разной этажности, таунхаусы и даже индивидуальные коттеджи. Очень много зелени, скверов, водоемов и, разумеется, стопроцентная обеспеченность детсадами, школами, гаражами...

По данным администрации Екатеринбурга, в настоящее время в городе насчитывается 2,7-2,9 млн кв. м офисных помещений. Из них 85% офисы класса С, 12% офисы класса В. К офисам класса В+ и А можно отнести лишь 85 000-95 000 кв. м.
Посреди дороги лежит собака. Индифферентное животное и не думает подвинуться, чтобы дать проехать машине. Обочиной идут три козы, позванивая колокольцами. За деревянными заборчиками одна за другой мелькают бревенчатые избы с резными разноцветными наличниками. В лучах вечернего солнца вьется мошкара. И эта сельская идиллия не где-нибудь, а в Москве, в Молжаниновском районе. Сейчас на его территории восемь деревень, а в них - 2100 жителей. Но столичные власти приготовили молжаниновцам большой сюрприз.

Район вошел в состав Северного административного округа в 1992 году. Восемь крохотных деревень и обширные поля, луга и перелески. Есть где развернуться строителям. И все десять лет велись об этом разговоры. Но на них дело и заканчивалось: слишком далеко было тянуть коммуникации. Но вот разрослось Митино, подошло к самым Химкам Куркино.

Вспомните, что знаете из рекламы про Куркино, и умножьте на пять. Поля для гольфа разобьют гигантские - 600 гектаров. Стадион для технических видов спорта с трассой "Формулы-1" уже подрядились инвестировать итальянцы, по поводу чего в феврале прошлого года Лужковым был подписан меморандум. Гостиницы, комплекс по продаже автомобилей, фитнес-клубы, корты, бассейны, магазины. На стрелке двух шоссе построят гигантский торговый центр - гипермаркет. A по другую сторону Ленинградки, в районе платформы Планерная, - Пром-Сити. Обещают вывести сюда некоптящие предприятия из центра столицы. Говорят, Молжаниновский - последняя целина, последний участок в городе, пригодный для интенсивного освоения. Власти уже давно держали его на примете.

Но это, конечно, если новостройки будут раскупаться. Муниципальное жилье предусмотрено, но в небольшом количестве, а так в основном коммерческое, причем, учитывая предполагаемую этажность, недешевое. Захотят ли люди с деньгами покупать здесь квартиры? Достоинств, конечно, немало, к перечисленным можно добавить еще благоприятную розу ветров и 40 гектаров естественных водоемов. Но есть и недостатки, которые способны отпугнуть кого угодно. Во-первых, транспортная недоступность. 25 километров от Кремля почти по прямой в часы пик трудно преодолимы. Своими глобальными пробками Ленинградка хорошо известна.

- Мне Владимир Иосифович Ресин обещал: вот подожди, закончим Куркино и к вам придем, - рассказывает мне глава молжаниновской управы Николай Аркадьевич Гамалеев. - Я думаю, как переизберут мэра, так и начнется строительство, уже в следующем году. А к 2010-му все должны достроить. Тогда, по самым скромным подсчетам, у нас будет 30 тысяч населения.

Вторая и еще более сложная проблема - авиационные шумы. Раньше, во времена Советского Союза, самолеты делали значительный круг над областью и летели над Молжаниновским районом на большой высоте. Теперь экономят горючее. В значительной части района уровень шумов превышает допустимый. В эту зону попадает стадион технических видов спорта и часть домов планируемого по Ленинградскому шоссе микрорайона. A аэропорт еще грозится построить новую взлетно-посадочную полосу как раз в этом направлении. Местные жители, правда, не жалуются.

- Обещают пустить монорельс от Сити до Шереметьева. Он должен несколько разгрузить шоссе, - говорит Николай Aркадьевич. - Возможно, введут дополнительные электрички от Ленинградского вокзала до станции Планерная. Вокруг Химок построят объездную дорогу с выходом на Ленинградку, а в самом городе добавят проездов, особенно между его новой и старой частью. Международное шоссе (то, что на Шереметьево) замкнут с Дмитровским. Будет дорога через Куркино на Тушино. Наконец, есть еще ресурсы для расширения самого Ленинградского шоссе до пяти полос в каждую сторону.

"Дедушка старый, ему все равно", - подумала я, проводив глазами один за другим заходящие на посадку самолеты. Кстати, двигатели гоночных автомобилей тоже далеко не бесшумные. Да и Ленинградское шоссе активно круглые сутки, а по плану от него до домов всего 150 метров, где расположены магазинчики и скверик. Еще прибавьте существующий газопровод высокого давления, который не должен соседствовать с жильем, - его непонятно как и на какие деньги придется переносить.

- Я привык. Пятьдесят лет тут живу, уже и не замечаю, - сказал мне один домовладелец в деревне Черкизово.

- Нас уже восемь лет снести обещают, и ничего. Это все разговоры, - сказал мне мужичок из деревни Бурцево. Он стоял на берегу пруда и ловил карасей. Молжаниновские пруды и караси упоминаются еще в летописи XVI века.

Но власти настроены решительно, как сказал Гамалеев. Оно и понятно: по некоторым подсчетам, на территории Молжаниновского района можно возвести 1 миллион 100 тысяч квадратных метров жилья. Если умножить их на рыночную цену одного метра, получится астрономическая сумма - если будут строить, как обещают, низенькие домики, а не многоэтажные дылды. Но, как известно, панельные высотки выгоднее, и обещанные пять этажей в итоговом проекте обычно неожиданно превращаются в пятнадцать. В итоге коттеджи с таунхаусами оказываются в меньшинстве, почти задавленные высоченными соседями. Впрочем, Комплекс архитектуры, строительства, развития и реконструкции города рано ругать, равно как и хвалить. Он, кроме проекта, еще ничего не сделал. Пока на указанных территориях даже копать не начали. Аборигены живут, как жили: топят печки, ходят с естественными потребностями во двор, пасут своих коров и о грядущем переселении рассуждают как о предмете, прямо их не касающемся.



Главная --> Публикации