Главная --> Публикации --> Планы по грандиозной застройке самого северного района столицы Торговая недвижимость вышла в лидеры Земля подешевеет Склад для компьютеров Англичане, ирландцы и россияне скупают землю в черногории

В правительстве мало кто сомневается в необходимости создания технопарков. Правда, у министров возникли сомнения в достаточности стимулов для привлечения иностранных инвесторов к реализации этого проекта. В отличие от особых экономических зон, для которых законодательно прописаны четкие налоговые и иные послабления, создателям технопарков остается лишь увещевать инвесторов возможностью предоставления юридических, финансовых, информационно-технологических и маркетинговых услуг. Пока что все эти льготы лишь обсуждаемы и незначительны. В бюджете на 2007 год на создание технопарков планируется выделить менее 2 млрд. руб., сумма достаточно скромная даже для одного инвестиционного проекта. Эти же деньги планируется направить сразу на несколько технопарков, что делает господдержку каждого из них символической. Федеральные деньги пойдут на строительство инженерной и транспортной инфраструктуры, а также на разработку проектно-сметной документации.

Вчера правительство одобрило меры по созданию в России технологических парков. Чиновникам рекомендовано подумать о расширении льгот для инвесторов, готовых вкладывать средства в развитие этих островков высоких технологий. Бесплатный сыр бывает только в мышеловке, отметил в связи с этим премьер Михаил Фрадков, обращаясь к главе Мининформсвязи Леониду Рейману.

Премьера перечисленные льготы для инвесторов явно не устроили. Не знаю, на каких условиях готовы те же финны работать в технопарке Санкт-Петербурга, но в Татарии, по моим сведениям, налоговыми и другими льготами занимаются лично и президент Шаймиев, и глава правительства Минниханов, и льготы эти существенные, отметил Фрадков, так что над этим вопросом стоит еще поработать. Если хотите привлечь сюда нужны льготы. И тут же попросил Реймана не видеть конкурента в лице МЭРТа. Если вы соревнуетесь с грефовскими особыми экономическими зонами, то это надо заканчивать, завершил прения по вопросу премьер.

По словам главы Мининформсвязи, компаниям, работающим в сфере высоких технологий, будут предоставлены равные условия, причем независимо от того, являются ли они резидентами технопарков или нет. Льготы будут распределяться по отраслевому принципу, например компании, которые будут экспортировать высокие технологии, получат льготы по единому социальному налогу (ЕСН). Чем больше будет средний доход на одного работника компании в год, тем меньше будет ставка налога. Если средний доход на одного человека будет составлять 300 тыс. руб., то ставка налога составит 14%, а при увеличении дохода, скажем, до 370 тыс. руб. ставка сократится до 13,5% и так далее, отметил министр.

Правительственная программа предусматривает создание 7 пилотных проектов в Московской, Тюменской, Нижегородской, Калужской и Новосибирской областях, а также в Татарстане и Санкт-Петербурге. Причем в Северной столице, как отметил глава Мининформсвязи Леонид Рейман, к работе подключились инвесторы из Финляндии. По его словам, к 2011 году в технопарках можно будет создать 75 тыс. новых рабочих мест, а годовая стоимость произведенной в них продукции может превысить 100 млрд. руб. При этом средняя выручка на одного сотрудника компании к концу 2011 года может составить 1,5 млн. руб., что соответствует уровню мировой практики.
Выступающий: Сапрыкин Петр Васильевич - руководитель Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы от 30.08.2006

Первые технопарки в России

ВЕДУЩИЙ: Добрый день, уважаемые журналисты. Тема нашей пресс-конференции Новое московское городское жилищное законодательство.

Стенограмма:

Сапрыкин Петр Васильевич - руководитель Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы;

В пресс-конференции участвуют:

Радченко Екатерина Борисовна заместитель начальника Управления жилищной политики Департамента;

Федосеев Николай Викторович - заместитель Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы;

Предоставляю слово П.В.Сапрыкину.

Чурикова Юлия Геннадьевна - пресс-секретарь, ведущая пресс-конференции.

Я бы хотел назвать несколько цифр. На 1 марта 2005 года, когда был введен новый Жилищный кодекс, у нас на старой очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий оставалось 178 тыс. семей. За это время очередь у нас выросла, и сегодня равняется 193750 семьям. Мы ставили их на учет после ведения нового Жилищного кодекса, учитывая три критерия. Это критерий оседлости, то есть не менее 10 лет проживания в Москве. Условия проживания имеются в виду менее 10 кв. м в отдельной квартире и менее 15 кв. м в коммунальной квартире. И третий критерий это малоимущность. Ну, там по достаточно сложной системе определяется малоимущность. Слава богу, наш Департамент этим делом не занимается. Это отдано Департаменту социальной защиты, они больше в этом деле понимают, и по их представлениям, имея их решение, после рассмотрения ими соответствующих документов, которые представляют граждане, мы совместно с управами рассматриваем вопрос о постановке их на учет.

П.В.САПРЫКИН: Добрый день! В нынешнем году Правительством Москвы разработаны и Московской городской Думой приняты три закона. Это закон Об обеспечении права жителей города на жилые помещения. Вышел закон о правах граждан при переселении и закон о малоимуществе, который дает право гражданам, нуждающимся в жилье, встать на учет. Сейчас так называется эта категория граждан, которым предоставляют жилье по договору социального найма. Вот эти три закона утверждали на Думе, подписаны Мэром и вступили в действие. Готовится четвертый закон об основах жилищной политики в Москве. Я думаю, к концу года он пройдет рассмотрение в Думе и будет тоже в действии. Все эти четыре закона, конечно, были необходимы в связи с принятием нового Жилищного кодекса РФ, основные положения их соответствуют федеральному закону, его не нарушают, а в некоторых частях даже расширяют и улучшают положение жителей Москвы.

Что мы хотели бы сказать по закону Об обеспечении прав жителей Москвы на жилые помещения? Все те очереди, которые были поставлены на учет до 1 марта 2005 года и не улучшили свои жилищные условия, они сохраняют свои права на улучшение жилищных условий. Никакого пересмотра очереди не будет, она будет двигаться так, как она двигается все время. При этом сохранятся все категории льготные: первоочередные, внеочередные и общая очередь. Ну а внутри эти льготных категорий есть еще градации, всего их 64 категории по старому списку.

Вот за июль месяц в этот Департамент обратилось 1391 человек за консультацией, приняли заявления от подавших 133 семей, из которых 34 семьи в установленном порядке признаны малоимущими, отказано 12 семьям. Остальные 87 находятся на рассмотрении. Это то, что касается очередников.

Немножко ужесточили порядок улучшения жилищных условий для тех семей, которым многократно предлагается жилая площадь, а они по разным причинам отказываются. Предоставляется площадь по нормам, технически обустроена, в санитарном отношении соответствует требованиям, но по каким-то причинам люди отказываются. Если они три раза отказались в течение года, когда их включили в программу этого года, они переносятся на следующий год. И в следующем года им еще два раза предлагается жилая площадь. Если в этом случае они отказываются, то они снимаются с очереди. Считается, что они не нуждаются в улучшении жилищных условий, значит, у них всех хорошо.

Мы в новом законе несколько изменили порядок определения размера жилой площади, которая предоставляется семье. Раньше 18 кв. м общей площади на человека, умножали одну цифру на другую и получали ту площадь, которую должны предоставить семье. Сегодня мы пошли немножко дальше и учитываем еще и состав семьи. Поэтому для людей, которые будут получать жилье, ориентируясь на этот закон, ситуация будет лучше.

Вот, скажем, когда мы утверждали размер субсидий, мы же смотреть этот закон начали еще в прошлом году, а в этом году никто же не рассчитывал, что цены так возрастут. А субсидии представляются по среднерыночной цене кв. метра в типовых сериях. И документом Правительства Москвы эта цена определялась ежеквартально, при этом учитывались действительно все цены типового жилья во всех местах, где это жилье строится, брали Москву и еще Московскую область. Но верхний предел изменений этой цены ограничивался 10%. То есть вот мы посчитали среднюю цену, но она относительно прежнего размера получается больше 10 %. Раньше этого не было, это сейчас случилось. Мы вынуждены были выйти в Правительство и отменили этот верхний 10%-й потолок, и сразу цена кв. м выросла существенно. Сейчас на этот квартал мы утвердили 57 тыс. руб. стоит кв. м по субсидии, которая предоставляется жителям Москвы.

Больше никаких особых новаций в новом законе нет. Хотя когда мы утверждали закон на Думе, депутаты порядка сотни поправок давали, разбирались подробно в этом деле и принимали компромиссное решение. Но и сегодня, когда все принято и закон начинает работать, видно, что какие-то шероховатости, какие-то нюансы, связанные с положением каждой семьи (вообще в законе это учесть достаточно сложно), уже возникают.

И еще одно исключение сделано только для домов, в установленном порядке признанных аварийными и подлежащих сносу. Потому что раньше в категории домов аварийных могли быть и подлежащие реконструкции. Сегодня аварийный только подлежит сносу, и тогда жителя могут переселить не в район проживания, а там, где есть площадь. Потому что переселение должно вестись очень быстро. Мы сейчас к этому подходим очень жестко, и признание домов аварийными происходит не чохом, а в несколько этапов: с выездом специалистов, затем комиссии, которая состоит не из специалистов, а из людей, которые видят ситуацию, как обычные жители, но это достаточно представительная комиссия.

Теперь второй закон Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении освобождающихся жилых помещений в г. Москве. Этот закон очень сильно отличается от федерального в лучшую сторону. Скажем, по месту предоставления жилой площади при переселении. Вообще по федеральному закону жилая площадь предоставляется в пределах границ административной единицы, в пределах Москвы. Мы пошли дальше и ограничили метод предоставления жилья местом проживания человека. То есть определены эти районы, там есть долго отрабатываемая нами с депутатами формулировка, которая защищает гражданина. В случае, когда дом сносится и освобождается под застройку, его переселяют в районе проживания, даже не в пределах округа. Исключение сделано для двух округов Центрального и Зеленограда.

По закону о малоимущности я мало чего могу сказать. При определении малоимущности есть целая формула, где учитываются доходы семьи, все недвижимое имущество. Специалисты в этом деле разбираются, ориентируясь на документы, которые заявитель представляет, и выносят вердикт. Закон начал работать только в июле, а до этого, несмотря на то что новый закон о постановке на учет работал с 1 марта 2005 года, мы просто в уведомительном порядке брали от людей заявления о том, что они свою семью считают малоимущей. Но поскольку в законе нашем записано, что перерегистрация очередников производится не реже одного раза в три года, при перерегистрации человек должен подтвердить свои права на нахождение в этой очереди. Это было раньше и сейчас сохраняется. Вот вкратце то, что я хотел сказать.

Федеральный закон подразумевает при переселении предоставление жилья метр в метр. Если человек живет в коммунальной квартире, при переселении ему и должны дать комнату по федеральному закону, если в двух две комнаты. Мы пошли в этом смысле дальше и при переселении люди реально улучшают свои жилищные условия, независимо очередник или неочередник. Единственно, когда речь идет собственнике, и он не является очередником, то все-таки мы не предоставляем несколько жилых помещений, не делим семью. Вот если они очередники, тогда мы идем на это.

П.В.САПРЫКИН: Если они живут в одном жилом помещении, в одной комнате дальше размер. Если у них больше 15 кв. м на человека то их не ставят на учет, а если меньше, то поставят.

ВОПРОС: Московская промышленная газета. Хотела бы уточнить насчет численности. Например, три брата, три сестры, нет родителей. Это что, значит, - каждому по комнате? Уточните порядок по численности при постановке на учет.

П.В.САПРЫКИН: А получать к тому времени - они могут жениться, выйти замуж, и каждый раз будет разбираться отдельно. Но надо смотреть, какой возраст и т.д. Тут столько нюансов. Для этого и существует еще и комиссия в каждой префектуре, которая эти вопросы конкретно рассматривает. Но в принципе в законе это описано не только по численности, но и по составу. Может быть, два брата скажут: мы хотим вместе въехать. И тогда одна норма, если по одному другая. Когда вот такая сложная семья подлежит обеспечению жилплощадью, и эта семья включена в программу на этот год, в этом году мы на эту семью даем только одну квартиру, по их выбору одному брату или двум братьям. Не снимая с очереди тех, кто остался.

ВОПРОС: Московская промышленная газета. А как получать будут?

П.В.САПРЫКИН: Я сказал, что 10 кв. м в отдельной, 15 кв. м в коммунальной. Так же, как и было раньше.

ВОПРОС: ТВ Центр. Вы сказали - 15 кв. м. Что-то изменилось? Было 10 кв. м.

П.В.САПРЫКИН: Сейчас надо быть обязательно малоимущим. И быть москвичем.

ВОПРОС: ТВ Центр. Сейчас реально встать на очередь москвичам или обязательно надо быть малоимущим?

П.В.САПРЫКИН: Совершенно правильно. Все возмездные формы улучшения жилищных условий остаются, и остаются только для тех, кто стоит в старой очереди. Потому что если он малоимущий, он же не может купить ни с помощью, ни без помощи, а может претендовать только на бесплатное жилье.

ВОПРОС: ТВ Центр. А как быть с теми городскими программами, которые рассчитаны на очередников, но которые способны заплатить по социальной ипотеке. Это будет действовать только для тех для людей, которые уже стоят на очереди?

П.В.САПРЫКИН: Если собственник очередник, то мы, как я уже сказал, улучшаем его жилищные условия, если собственник не очередник, то ему должно быть представлено равноценное жилье. Если не очередник, то ему должно быть предоставлено равноценное жилье. А дальше записано в законе: если у лица отселяющего имеется возможность предоставить собственнику большую квартиру, то он может получить ее, оплатив разницу по рыночной цене.

ВОПРОС: ТВ Центр. Петр Васильевич, когда сносят дом и люди являются собственниками, есть ли у них возможность улучшить свои жилищные условия посредством покупки дополнительных кв. метров по стоимости, которая все же ниже рыночной?

П.В.САПРЫКИН: По количеству комнат обязательно тоже смотрится. Если живут в двухкомнатной в 43 кв. м, получают двухкомнатную условно в 54 кв. м. И ничего не доплачивают.

ВОПРОС: ТВ Центр. Многие из москвичей живут в пятиэтажках, а квартиры там очень маленькие по общей площади. Равноценность заключается в количестве кв. метров или по количеству комнат тоже смотрится?

П.В.САПРЫКИН: У нас осталось примерно 25% жилья, которое находится в собственности города Москвы, то есть еще не приватизировано. Если перевести на цифры фактические, это порядка 900 тыс. квартир из 3,5 млн.

ВОПРОС: Строительная газета. Скажите, пожалуйста, в жилищном фонде Москвы какова сегодня доля приватизированных квартир, и есть ли статистика о судьбе малоимущих владельцев квартиры?

П.В.САПРЫКИН: А это никакой роли не играет, ведь он малоимущий, и у него меньше 10 кв. метров. Сохраняется порядок.

ВОПРОС: Строительная газета. Если малоимущий приватизирует свою квартиру, но в силу каких-то причин он из богатых стал очень бедным человеком, то как будет решаться его вопрос об улучшении жилищных условий? Если за это время у него завелись внуки и т.д. Но он хозяин приватизированной квартиры.

ВОПРОС: Вечерняя Москва. Сейчас муссируется тема поддержки детства, материнства, молодых семей, будущий год объявлен Годом ребенка. Но вот с жильем все-таки как-то непонятно. Кроме программы Молодой семье доступное жилье ничего нет. Скажите, что-нибудь будет? Чего ждать молодым девушкам и юношам?

Н.В.ФЕДОСЕЕЕВ: Одно-единственное жилье для определения малоимущности - то есть то жилье, где человек живет, не учитывается. Если есть еще второе жилье, загородной дом, вот это учитывается. А то, где он проживает, не считается.

ВОПРОС: Известия. Не могли бы Вы назвать приблизительную цифру количества квартир (не квадратных метров, а квартир), которые ежегодно оказываются дополнительно в вашем распоряжении? Это, допустим, доля города в новостройках или освобождающиеся квартиры старого фонда. Примерное количество квартир в 2005, 2004 годах?

П.В.САПРЫКИН: Не касаясь московских законов, я могу вот что сказать. С учетом Года ребенка мы разработали некие предложения по своей части. Во-первых, есть семьи многодетные, которые стоят в очереди, нельзя забыть про очередников. И есть неочередники - как тут попытаться решать их проблемы? Есть программа Молодой семье доступное жилье, вы знаете, она работает. В этом го году на три будущих года мы приняли решение об обеспечении всех многодетных семей - у кого пять и более детей. В этом году, по памяти, 112 таких семей, всего у нас 261 семья. И мы решили растянуть решение проблемы на три года. Но с учетом Года ребенка на будущий год хотим всех вот этих многодетных обеспечить жильем. У нас есть некие наработки, пока не оформленные в виде распорядительных документов, по которым можно будет улучшать жилищные условия, тем, кто не стоит на очереди. Я привык говорить о том, что уже утверждено, одобрено. А так я наговорю сейчас, что у нас в головах, вы напишите, и пойдет. Нас завалят: а куда нам обращаться, куда бежать? На самом деле мысли такие есть, и они поддержаны Мэром, но пока не будет документа, говорить об этом преждевременно.

Н.В.ФЕДОСЕЕВ: На нашем сайте все цифры есть. Но приблизительные цифры таковы. Мы ежегодно на программу обеспечения очередников направляем около 8-8,5 тысяч квартир, в том числе за выездом - это около 1000 квартир отдельных, программа Молодой семье доступное жилье - около 4000 квартир, программа социальной ипотеки 5200 квартир. Программа переселения ветхих и аварийных домов 16,5 тысяч квартир.

П.В.САПРЫКИН: Ничего примерного у нас нет, у нас есть постановление Правительства. Мы уже давно свою программу показываем и в метрах, и в квартирах. Но сейчас, к сожалению, у меня нет этого материала. Я вам дам этот материал и на здоровье. По каждому округу, при этом сколько 1-2-3-4-комнатных. О выполнении программы реализации жилой площади в 2005 г и программе 2006 г.

П.В.САПРЫКИН: Хороший вопрос. Мы как раз сейчас готовим. Есть программа Доступное и комфортное жилье жителям России, а мы хотим немножко по-другому назвать Москвичам доступное жилье. И вот мы сделали проект среднесрочной программы, вот она проходит процесс согласования в департаментах, и мы ставим задачу сократить время ожидания в очереди до 10 лет. Сейчас у нас получают жилье ставшие на учет по 1986 год включительно - по общей очереди, первоочередники по 1988 год включительно. А внеочередники из старой очереди (и среди них еще очередь) - мы приняли решение и включили их в программу этого года. Мы эту категории вообще хотим исключить.

ВОПРОС: В какой год после постановки на учет сейчас получают квартиру? И второй вопрос: при тех темпах предоставления жилья, какие сейчас существуют, когда Вы надеетесь разгрести эту очередь?

П.В.САПРЫКИН: Защитить свои права очень просто, в законе это записано. Потому что все действия, которые власти хотят совершить с собственностью, должны совершать с согласия собственников. Поэтому и в нашем законе, и в Жилищном кодексе о всех действиях, которые собираются предпринимать органы власти, они должны предупредить собственников за год, и только с их согласия можно дальше действовать. Мы сейчас стараемся этому правилу соответствовать. Пока есть случаи, когда не удается договориться с собственниками, мы отступаем в этом случае. Но есть ситуации, которые требуют, например, метрополитен прокладывают. Ну, я говорю такие крайние ситуации, когда просто необходимо сносить какое-то здание.

ВОПРОС: Независимая газета и Сокольники и весь Восточный округ. А как новое жилищное законодательство защищает частную собственность? Вот, например, дом 1960-го года постройки ошибочно признан аварийным. Жители все категорически против переселения. Как защитить свои права?

ВОПРОС: Благодаря новому проекту закона очередь сократится в два раза, это очень хорошо. Но все-таки есть ли на Правительстве проект доступного жилья москвичам, если на очередь ставят только малоимущих? Значит ли это, что всем остальным москвичам никакое доступное жилье в ближайшее время не светит?

Н.В.ФЕДОСЕЕВ: Вы понимаете, для строительства дома не признают дома ошибочно аварийными. Такого понятия в законодательстве нет. Вот вы сказали - дом 1960-го года постройки. У нас были дома 80-х годов постройки, которые приходилось сносить, потому что они были аварийными, поплыл фундамент, были у нас фенольные дома, которые тоже отселялись. Но здесь собственникам самим надо смотреть. Когда им этот родной дом начнет складываться на головы, а перед этим они откажутся от переселения, тут винить-то придется только себя. Но любое действие органов власти может быть обжаловано.

Н.В.ФЕДОСЕЕВ: Коллеги, это не тема нашей сегодня пресс-конференции. Мы все-таки собрались, чтобы обсудить новые законы г. Москвы. А это давайте чуть-чуть потерпим, не будем сейчас возбуждать население. Главное, чтобы наши предложения подкреплялись экономически. Написать можно что угодно: в 1980-м году построить коммунизм, в 2000-м году каждой семье отдельный дом или квартира. Мы хотим, чтобы этот документ не было лозунгом. Он будет очень внимательно обсуждаться, и среди строительного комплекса, и среди экономического комплекса, со всех сторон. Но то, что очень солидная часть этого документа посвящена именно доступному жилью для тех, кто не стоит в очереди, для москвичей, это именно так.

П.В.САПРЫКИН: Я уже отвечал на этот вопрос, говоря, что у нас есть задумки, которые здесь заложены. И эти задумки касаются не только тех, кто стоит на очереди. Когда я говорил, что срок ожидания в очереди сократим до 10 лет, - это одна из тем этого документа. А вторая тема это москвичи, которые в очереди не стоят, о них идет речь.

П.В.САПРЫКИН: Мы эти рамки предполагаем действительно расширить до 35 лет. Но вы поймите такую вещь: до тех пор, пока у нас есть желающие молодые до 30 лет, менять условия не следует, надо сначала эту категорию обеспечить, а уж затем браться за тех, кто постарше.

ВОПРОС: А вот возвращаясь к теме Молодой семье доступное жилье, скажите, Вы не планируете пересмотреть возрастные рамки? Москвичи хотят продлить этот срок до 35 лет.

Н.В.ФЕДОСЕЕВ: Вот, допустим, живет семья, на каждого человека приходится 8 кв. м., то есть они формально проходят как необеспеченные жилищными условиями. А норма предоставления 10 кв. м. им не хватает. Мы отталкиваемся от минимального принятого в городе Москве стандарта, это норма предоставления, ее еще называют социальной нормой. Вот ей не хватает на каждого человека 10 кв. м. Мы смотрим, может ли данная семья с учетом своих доходов, своей собственности (автомобиль, дача, гараж, яхта, самолет) купить эти самые 10 кв. метров в дополнение к своим 8 кв. метрам. Причем необязательно, чтобы лежала в кармане необходимая сумма для покупки 10 кв. м. Мы смотрим, могут ли они накопить за определенный срок (сейчас это срок определен в 20 лет) себе на покупку 10 кв. м. Или не обязательно накопить, а взять ипотечный кредит. Тем самым, сложив две площади, получили вот эту самую норму 18 кв. м.

ВОПРОС: Говорит Москва. Хотелось бы выяснить, а по каким параметрам все-таки определяются малоимущие москвичи?

При этом есть федеральные методики определения малоимущности, они, допустим, говорят, что нужно учитывать все, включая драгоценные изделия и лом драгоценных металлов, вклады в банках, ценные бумаги. Естественно, мы не можем сегодня спросить очередника, сколько у него лежит на сберкнижке, если он сам, конечно, не расскажет об этом. Мы можем проверить объекты недвижимости и доходы по справке 2НДФЛ.

Причем мы прекрасно понимаем, что всю зарплату он не будет вкладывать в накопления или выплаты банку долга по кредиту. Что ему надо что-то оставлять себе на питание. Вычитаем определенную сумму и смотрим, может человек это себе позволить. Причем для каждой семьи это будет разная цифра, у кого-то один родитель работает, о кого-то оба, у кого-то столько-то иждивенцев. И это вычисляется в каждом индивидуальном случае органами соцзащиты.

Н.В.ФЕДОСЕЕВ: Он вычислен. Когда мы обсуждали на Мосгордуме в начале и середине этого года этот закон, мы представляли конкретные расчеты. Сегодня, естественно, эти расчеты немножко поплыли в связи с ростом цен на недвижимость.

ВОПРОС: Ну, и какой должен быть доход у человека, который не может взять ни ипотеку, ни накопить он не может денег за 20 лет на 10 кв. м? Какой доход, вычислен он?

ВОПРОС: Строительная газета. Сколько в Москве на сегодняшний день коммуналок? В связи с этим еще вопрос. В.И.Ресин в этом зале, комментируя ситуацию в Бутово, сказал, что они столкнулись с такими фактами, когда какая-то бабуся, имея очень маленькую площадь, может продать ее часть кому-то и еще кому-то. То есть создаются новые коммуналки. Какие меры принимаются сегодня для расселения коммуналок и чтобы не допустить такие грубые нарушения?

Е.Б.РАДЧЕНКО: Там получается сумма примерно 12 тыс. на семью. Те, у кого меньше 12 тыс. на семью в месяц, те получаются малоимущими. Но при этом эта цифра не абсолютна, то есть она для каждой семьи будет разной, потому что опять-таки состав семьи, разные расходы, разное количество детей. У нас даже приточный минимум не определяется один для всех, для каждой категории населения разный. Так и здесь цифра может варьироваться.

ВОПРОС: Квартирный ряд. Как Вы считаете, вот это закон о малоимущих после его принятия не пересохнет река очереди естественным путем?

Н.В.ФЕДОСЕЕВ: Что такое квартира коммунального заселения? Мы считаем, что это та квартира, которую органы власти заселили коммунально, то есть покомнатно. В плане постепенного расселения коммунальных квартир мы с 1998 года не предоставляем площадь покомнатно, хотя новым Жилищным кодексом это предусмотрено. То, что граждане создали себе коммуналку (допустим, в результате развода, раздела лицевых счетов и т.п.), мы это коммуналками не считаем. То, что человек самостоятельно реализовал свое право распоряжения своей собственностью, на здоровье. Мы сейчас занимаемся только теми квартирами и обеспечиваем сокращение коммунального заселения около 4000 бывших коммунальных квартир в год мы расселяем. Такая политика проводилась и будет проводиться Правительством Москвы.

ВОПРОС: Радиостанция Русская служба новостей. Скажите, пожалуйста, известно ли Вам, чем разрешился конфликт в Южном Бутово, и что эта семья, получили квартиру или остались там?

П.В.САПРЫКИН: Она пересыхает. Но река в конце вроде бы становится полноводной, а у нас она полноводная вначале, я же называл цифры 170 тыс. семей. Если мы каждый год из этой очереди разными способами изымаем где-то 8-9 тыс. очередников, еще примерно 6 % очередников живет в домах подлежащих сносу. Вот из 16 тыс. еще 6% взять это еще где-то 1000 с небольшим. В общем 10 тыс. очередников. Так вот, 173 тыс. тех очередников нам хватит еще на 17 лет.

ВЕДУЩИЙ: Спасибо вам большое. Мы заканчиваем нашу пресс-конференцию. До свидания.

П.В.САПРЫКИН: С Южным Бутово мы занимаемся. Конкретно с этой семье даже не хочу говорить. Мы и раньше с ними занимались, и сейчас. Осталось там несколько десятков семей, кто по разным причинам либо не принимает наши предложения, либо вообще не выходит на контакт с нами. Ну, мы их не тревожим, хотят - пусть живут там, да и все. А что касается этой семьи, я действительно не знаю, что там происходит. По этой семье действовали абсолютно в рамках закона. Ведь это же не просто придумали что-то, им предлагали различные варианты, а дальше было решение суда, которое гражданин вправе оспорить. Ведь некоторые граждане доходят до Верховного суда и выигрывают у нас. Ну и что? Ведь понимаете, какая штука? Иногда гражданин не несет к нам всех тех доказательств, которые может представить суду. И мы что-то не знаем. Мы же проигрываем в судах вот эти наши предложения, связанные с переселением. Мы никогда не считали, что мы вот мы проиграли, голову пеплом посыпаем, мы всегда выполняли решение суда, если мы не правы. Например, суд говорил, что этой квартире надо предоставлять квартиру в том районе, в котором она живет, например, там больные люди, которые обслуживаются в этой поликлинике, где они жили раньше, и другой такой помощи где-то в Москве он получить не может. Поэтому с этой семье делали все по закону и правильно. Ну, а уж что получилось, то получилось.

За последние полгода столичные девелоперы переживают уже далеко не первое потрясение. Как уже сообщал Бизнес (см. номер от 23 марта), в марте чиновники решили отменить льготы при расчете доли города на создание социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры. Затем, в июне, правительство Москвы опубликовало не менее одиозное постановление, обязывающее застройщиков резервировать 15% квартир до окончания строительства возводимых ими жилых домов (см. Бизнес от 26 июня).

Дополнительные незапланированные расходы, которые застройщики понесут при реализации вновь заключаемых инвестконтрактов, им придется оплачивать из собственного кармана. Как следует из подписанного мэром Москвы Юрием Лужковым постановления, правительство города намерено положить конец практике, когда подобные траты столица оплачивала девелоперам из внебюджетных источников. Решение чиновников еще больше разгонит рост цен на жилую недвижимость, предупреждают эксперты.

Хотя руководитель департамента экономической политики Москвы Марина Оглоблина не раз призывала изменить это условие, обязав застройщика заранее просчитывать расходы, чтобы потом не вносить корректировки в контракт.

Но и на этом сюрпризы для застройщиков не закончились. Как следует из подписанного Юрием Лужковым постановления О порядке подтверждения дополнительных затрат инвесторов, возникающих при реализации инвестиционных проектов, финансируемых за счет внебюджетных источников, любые дополнительные затраты, возникающие при реализации по вновь заключенным инвестиционным контрактам, будут расцениваться как самостоятельные финансовые риски инвесторов, не подлежащие компенсации. В то время как сейчас префектуры обязаны компенсировать дополнительные работы и услуги инвесторов из средств фонда финансовых ресурсов.

Чиновники в очередной раз перекладывают на плечи предпринимателей ответственность за вновь возводимые строительные объекты, комментирует председатель комиссии по девелопменту и строительству ОПОРЫ России Алексей Кожевников.

Например, застройщики изменяют этажность дома либо настаивают внести корректировки в территориальный план застройки. В итоге стоимость проекта увеличивается. А сроки его реализации затягиваются,- заявил Бизнесу источник в правительстве Москвы, напоминая, что в текущем году дефицит адресной инвестиционной программы по строительству жилья в Москве уже составил 16 млрд руб.

Пресс-секретарь СХолдинга Оксана Басова также не сомневается, что финансовые риски, которые могут возникнуть при реализации инвестконтракта, компании будут списывать на расходы, что в итоге скажется на конечной цене на недвижимость.
Доля свободных офисных помещений к 2010 году вырастет до нормальных европейских 13%, утверждают эксперты. Иными словами, уже через три года закончится эпоха дефицита качественных площадей. Пиковым с точки зрения нехватки площадей, похоже, станет год нынешний: доля свободных офисных помещений класса А и В не превышает 3% - нормой для равновесного рынка считается показатель в 10%.

Столичные власти аргументируют свои решения тем, что это один из способов реализации национального проекта Доступное жилье. На деле же происходит иначе: новые условия для застройщиков только лихорадят рынок. Ответная реакция инвесторов - повышение цен на недвижимость и сокращение предложений на рынке,- говорит эксперт.

Спорные прогнозы

Доля свободных помещений начнет расти уже с 2007 года, а в 2009-м достигнет 13%. Именно к этому моменту, по прогнозам экспертов, предложение превысит спрос, и рынок из стадии активного развития постепенно перейдет в стадию стабилизации, а впоследствии спада.

м, а к концу 2011 года - 13,1 млн кв. м. С учетом существующих и строящихся офисных площадей всех классов к 2010 году общая офисная площадь Москвы составит 34- 35 млн кв. м,- отмечает заместитель директора управления коммерческой недвижимости и девелопмента компании Миэль-Недвижимость Элина Занина. Она полагает, что данная цифра близка к существующим на сегодняшний день оценкам уровня насыщения московского рынка офисов. Среди основных проектов, которые к 2009-2010 годам должны удовлетворить спрос со стороны арендаторов, эксперты, конечно, выделяют объекты ММДЦ МоскваСити.

По различным оценкам, к 2009 году арендуемая площадь офисов международного качества должна достигнуть 9,3 млн кв.

Помимо этого на московский рынок также выйдут другие не менее значимые объекты: бизнес-центр Ситидел (64 тыс. кв. м), офисно-торговый комплекс Метрополис на Ленинградском шоссе (300 тыс. кв. м),- перечисляет Котова. Начальник отдела исследований CB Richard Ellis Noble Gibbons Ирина Герасимова добавляет к списку еще несколько не менее интересных комплексов: бизнес-парк Nagatino i-Land и вторую фазу бизнес-центра Красная Роза'BB (метро Парк Культуры).

Только эта масштабная стройка столицы даст рынку свыше 1 млн кв. м офисных площадей. В частности, в период с 2007 по 2009 год, по словам директора отдела исследований компании Knight Frank Марии Котовой, в ММДЦ ожидается ввод целого ряда таких крупных проектов, как комплекс Федерация (свыше 400 тыс. кв. м), офисного комплекса Башня на Набережной (3-я фаза, 115 тыс. кв. м), делового центра премиумкласса Северная Башня (135 тыс. кв. м), Город столиц (226 тыс. кв. м).

По данным консалтинговой компании Jones Lang LaSalle, уже к 2009 году в сегменте офисных помещений класса А и В доля свободных площадей превысит 10% и составит около 13%. Впрочем, не все игроки рынка соглашаются с таким прогнозом. Так, Ирина Герасимова сомневается, что обещанные к выходу в 2009 году проекты смогут настолько насытить рынок, а 13% считает слишком высоким показателем. Дело в том, что спрос на качественные офисные помещения очень велик, и можно предположить, что многие арендаторы будут перебираться из устаревших помещений в новые,- рассуждает Ирина Герасимова. С ней соглашается директор департамента консалтинга компании Becar Commercial Property Роман Соков, уверяя, что дефицит площадей класса А и В будет сохраняться. А вот офисы категорий ниже класса В, вполне вероятно, будут оставаться полупустыми,- настаивает Соков.

С учетом столь существенного прироста объемов офисных помещений за это время неизбежно возрастет и доля свободных площадей на рынке. Как отмечает руководитель отдела офисной недвижимости DTZ Zadelhoff Tie Leung Анастасия Хоменчук, показателем равновесия рынка считается доля свободных площадей 10%. Превышение этого порога говорит о том, что рынок постепенно насыщается,- утверждает эксперт. Предложение начинает превышать спрос, что ведет к понижению ставок аренды. Вследствие сокращения арендных потоков снижаются и ставки доходности по проектам; соответственно, повышается конкуренция между уже существующими объектами.

Впрочем, в ближайшие несколько лет девелоперы высококачественных офисных комплексов могут быть абсолютно спокойны. Согласно данным Jones Lang LaSalle, до 2008 года число арендованных или купленных площадей по-прежнему будет превышать число завершенных проектов, так что падения арендных ставок не предвидится.

Чего ожидать до 2009 года

Поэтому, по ее мнению, для ряда менее качественных бизнес-центров этого класса ставки могут начать падать, а для успешных проектов в хороших местах - повышаться. За 2007 год не произойдет и значимого скачка доли свободных площадей. В сегменте офисных помещений класса А, по данным Jones Lang LaSalle, этот показатель не превысит 5%.

Единственное, что ожидается в 2007 году,- это некое усиление дифференциации проектов внутри сегмента офисных помещений класса А. В этом сегменте уже сейчас очень неоднородное предложение: лишь небольшое количество зданий отвечают высоким требованиям арендаторов и международным стандартам,- констатирует руководитель группы аналитики рынка офиснойи индустриальной недвижимости Jones Lang LaSalle Ольга Батурина.

В дальнейшем на фоне роста конкуренции между существующими и вновь построенными объектами по мере вывода на рынок новых качественных проектов игроки рынка ожидают увеличение среднего показателя доли свободных помещений для офисов классов А и В. Постепенный рост значения этого показателя в качественных офисных зданиях классов А и В будет происходить в 2008 году, при этом средний показатель вакантных помещений составит примерно 5-7%,- прогнозирует руководитель группы аналитики рынка офисной и индустриальной недвижимости Colliers International Регина Лочмеле. Ольга Батурина полагает, что доля свободных площадей в 2008 году будет несколько выше и составит около 8,7%. При этом она отмечает: поскольку рынок офисной недвижимости Москвы непрозрачный, он будет медленно реагировать на изменение этого показателя.

Учитывая, что пока столичный рынок качественных площадей по объемам нельзя назвать большим, даже увеличение доли свободных помещений класса А до 5%, а это всего 70 тыс. кв. м., арендаторы практически не ощутят,- успокаивает Батурина.

Тенденция некоторого снижения стоимости аренды офисных площадей наметится после 2009 года, полагают некоторые игроки рынка. По мнению Регины Лочмеле, заметное увеличение к 2009 году доли свободных помещений в офисных зданиях будет являться естественным следствием того, что темп и объемы вывода на рынок новых площадей будут превышать темп роста спроса на офисы со стороны компаний. Данный факт является следствием существования временного лага (разрыва) между этапом планирования и начала строительства объекта и временем вывода объекта на рынок, что составляет в среднем полторадва года,- поясняет Лочмеле. Результатом насыщения столичного рынка недвижимости качественными офисными площадями станет также некоторое снижение доходности реализуемых проектов, добавляет Мария Котова. В настоящий момент ставка доходности офисной недвижимости класса А в столице составляет 12,5% в год, в Европе же этот показатель намного ниже - всего 5-6% в год,- говорит эксперт.

Стабилизацию же арендных ставок эксперты рынка прогнозируют только во втором полугодии 2008 года.



Главная --> Публикации