Главная --> Публикации --> Гостиницам выписали льготы Бизнес на руинах петербурга Серпухов: новизна в продолжение традиций Рынок жилья санкт-петербурга: центральные районы Фантазии во сне и наяву александра кузьмина

Поводом для конфликта стало недавнее постановление правительства Москвы, предусматривающее снос нескольких десятков деревень и поселков, расположенных в административных границах столицы. Напомним, что в деревнях, приносимых в жертву градостроительному развитию столицы, на сегодняшний день проживает несколько десятков тысяч человек, многие из которых в свое время позаботились о том, чтобы оформить свои права на земельные участки. С тех пор цена на землю в Москве побила все мыслимые рекорды, поэтому было очевидно -- смычка города и деревни без скандалов не обойдется.

Не успели жители подмосковной деревни Пятница, телами закрывшие свои дачи от бульдозеров, выторговать у судебных приставов еще десять дней, как протесты против сноса частных жилых домов разгорелись в самой Москве. Предпринятая вчера попытка властей выселить жильцов из деревянного дома по улице Богучарской в поселке Бутово закончилась грандиозным шоу, в котором с удовольствием приняли участие представители Общественной палаты, депутаты Мосгордумы и другие ответственные лица.

Как и предполагали жители Бутова, после первого неудачного визита судебные приставы явились к многострадальному дому в сопровождении бойцов ОМОНа. Однако жители с успехом противопоставили грубой силе психологическое давление: дом был увешан российскими флагами и текстами государственного гимна вперемежку с православными иконами. Венчал все это великолепие герб страны. У дома стояли около 30 человек, многие из которых провели ночь в палатках. Плакали дети. У владелицы дома, как и в прошлый раз, при виде приставов немедленно было диагностировано предынфарктное состояние. Появилась скорая. Наша задача сейчас, чтобы не было мордобития, -- сформулировал тактическую цель акции г-н Кучерена.

Первая попытка переселить обитателей полуразвалившегося дома по улице Богучарской в предназначенную им квартиру была предпринята еще 8 июня, однако участники импровизированного митинга не позволили судебным исполнителям даже войти в дом. Получив десятидневную отсрочку, приставы стали наращивать силы для решающего удара, а жители бутовских деревень приступили к укреплению своей обороны. А именно -- обратились к общественности и адвокату в одном лице. Глава комиссии по общественному контролю за деятельностью правоохранительных органов, силовых структур и реформированием судебно-правовой системы Общественной палаты Анатолий Кучерена не заставил себя ждать. Вместе с ним к месту предполагаемого нарушения прав граждан прибыли еще два члена Общественной палаты: Николай Сванидзе и Олег Зыков.

Впрочем, понять, что, собственно, происходит, не смогли многие. Прежде всего оставалось неясным, чего именно добиваются жители сносимых домов. По словам самих граждан, все они готовы покинуть дома и переехать в квартиры, предложенные им московскими властями. Мы не хотим торговаться, но мы хотим, чтобы соблюдались законы, чтобы с нами обращались как с людьми, -- заявил представитель инициативной группы. Нет решения о сносе дома и передаче прав на землю. У меня все правоустанавливающие документы на землю есть, -- жаловалась адвокату владелица дома. Такая позиция жителей сносимых домов вызвала недоумение и представителей закона. Работник Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Москве Елена Рязанцева подтвердила, что ни о каком насилии в отношении жителей не может быть и речи, однако призналась, что представители властей озадачены сложившейся ситуацией.

После 15-минутных переговоров выяснилось, что на силовом решении конфликта никто и не настаивает. Судебный пристав согласилась пройти за ворота участка без сопровождения омоновцев для переговоров. Там ее уже ждал стол, за которым сидели члены Общественной палаты, представители жителей и депутаты Мосгордумы. Пристав предъявила исполнительный лист и ответила на вопросы г-на Кучерены. Наша главная задача -- разобраться и понять, что происходит, -- сформулировал г-н Кучерена цель следующего этапа. Я ознакомился с материалами дела и могу сказать, что ситуация неоднозначная, -- заявил адвокат журналистам, признав, что решение суда, даже такое скоропалительное, безусловно, необходимо выполнять.

Глава управления экономической безопасности Александр Корсак заявил, что город предоставит квартиры 1804 обманутым соинвесторам. Еще 260 пострадавших могут надеяться только на уголовное правосудие: они заключали договоры с заведомыми мошенниками, которые торговали квартирами, не имея на это прав, а то и вовсе мифическими адресами.

Отчасти признав справедливость требований судебных исполнителей, приступивших к описи имущества, г-н Кучерена пообещал, что Общественная палата проверит, насколько обоснованны и законны действия тех, кто выселяет жильцов с их земельных участков. Московские власти не испугались подобных угроз. Город делает все в соответствии с законом и уважает решение суда, -- заявил пресс-секретарь мэра Москвы Сергей Цой, комментируя противостояние в Бутове. По мнению чиновника, подобными акциями жители добиваются лишь лучших условий переселения. В качестве примера г-н Цой привел аналогичный случай выселения жильцов из другого дома по той же Богучарской улице. Не буду называть фамилии, просто скажу, что им предлагалось взамен их частного дома общей площадью восемь квадратных метров квартира в 40 квадратных метров. Они запросили две однокомнатные квартиры и 100 тыс. долл. компенсации, -- заявил пресс-секретарь градоначальника.
Высокопоставленные московские чиновники официально подтвердили обещание решить проблемы обманутых дольщиков до конца 2008 года. Правда, в перечне конфликтных адресов, с которыми работает столичное правительство, отсутствуют объекты, возводимые по заказу федеральных ведомств. Не включены в этот список и жертвы двойных продаж.

Для двух категорий дольщиков немосквичей и обладателей другого жилья есть хорошая новость. Недавно Известия цитировали письмо главы департамента жилищной политики Петра Сапрыкина коллеге Владимиру Ресину, в котором предлагалось игнорировать интересы этих групп соинвесторов.

Однако, по данным инициативных групп, в Москве по меньшей мере 6 тысяч обманутых дольщиков. То есть большая часть из них не попала в счастливый список. Например, те, кто в свое время расторг договоры с недобросовестными застройщиками или выиграл суды, но до сих пор не получил ни денег, ни, тем более, квартир. В сложном положении оказались люди, платившие за квартиры в рассрочку: зачастую новые застройщики требуют доплаты в сегодняшних ценах, а если платить нечем, вынуждают забрать деньги.

График работ на недостроенных объектах
Б-р Маршала Рокоссовского, вл. 58 ввод в 2008 г.


Правительство Москвы не допустит дискриминации, заверил Известия заместитель Ресина Александр Косован. В этом вопросе у россиян и иностранцев те же права, что и у москвичей. Что касается собственников другого жилья, то пусть у него хоть 20 квартир все равно мы исполним свои обязательства.

Никитинская ул., вл. 31, к. 1 ввод в июне 2006 г.

Б-р Маршала Рокоссовского, вл. 42 ввод в 2008 г.

Щелковское ш., вл. 79, стр. 1 строительство начнется в октябре 2006 г., ввод в 2008 г.

Щелковское ш., вл. 18, к. 1 ввод в конце 2006 г.

Байкальская ул., вл. 18, к. 2 ввод до конца 2006 г.

Щелковское ш., квартал 3738, вл. 18, к. 1 ввод до конца 2006 г.

Наримановская ул., вл. 8, к. 1,2 ввод в августе 2007 г.

Байкальская ул., вл. 18, к. 4 ввод в декабре 2007 г.

1-я Владимирская ул., к. 3А ввод до конца 2006 г.

Федеративный просп., вл. 36/14 инвестор Гаранткапитал в июне снесет здание кафе и выйдет на площадку, ввод в октябре 2007 г.

Преображенское, квартал 1920 ввод в 2007 г.

1-я Владимирская ул., к. 3Б ввод до конца 2006 г.

2-я ул. Бухвостова, вл. 7 инвестор М.О.Р.Е. Плаза в июне выйдет на площадку, ввод в конце 2008 г.

4-я Гражданская ул., вл. 36 ввод летом 2006 г.

Яблочкова ул., вл. 16 в августе 2006 г. инвестор ТУКС 5 выйдет на площадку, ввод в декабре 2007 г.

Черского пр-д, вл. 1921 инвестор Новый Мир вышел на площадку, ввод в сентябре 2007 г.

Медиков ул., к. 68 инвестор Трест-26 в июне 2006 г. вышел на площадку, ввод в ноябре 2007 г.

Полярная ул., вл. 34, стр. 3 в декабре 2006 г. инвестор выйдет на площадку, ввод в декабре 2007 г.

Старый Петровско-Разумовский пр-д, д. 15/17 инвестор Трест-26 в июне вышел на площадку, ввод в ноябре 2007 г.

Фабрициуса ул., вл. 22 ввод в 2007 г.

Учинская ул., вл. 19, к. 14 выход на площадку запланирован на апрель 2006 г., ввод в июне 2007 г.

Дубнинская ул., д. 30А ввод в 2007 г.

Севастопольский просп., вл. 51 ввод в октябре 2006 г.

Академика Пилюгина ул., вл. 18 ввод в сентябре 2006 г.

1-й Ольховский тупик, вл. 4 ввод в конце 2007 г.

Ул. Самотечная, д. 5/14, стр. 1,2 ввод до конца 2006 г.

1-й Добрынинский пер., д. 8, стр. 1 ввод в конце 2007 г.

Пресненский вал, вл. 16, стр. 2 отселяются жители сносимого дома, ввод в 2007 г.

Ленинский просп., вл. 111/2, Вертикаль графика нет, продолжается процедура замены инвестора.

Чертановская ул., вл. 4850 ввод до конца 2006 г.

Получить справку о положении дел на этих объектах можно на сайте стройкомплекса stroi.ru и по телефонам горячей линии департамента экономической безопасности 234-04-00, 631-11-7 Кроме того, позвонив по указанным телефонам, можно сообщить о задержках строительства этих и любых других объектов.

Достроенные и принятые госкомиссией объекты
Ул. Байкальская, вл. 18, к. 3; ул. Б. Набережная, квартал 15, вл. 19, к. 6А, 6Б, 6В; ул. Базовская, вл. 24А; ул. Остоженка, д. 42/2; Гоголевский б-р, д. 17/16; Зеленоград, квартал 1802 АБ; В. Первомайская ул., вл. 3840; ул. Чечулина, вл. 911.

Какие изменения в работу московского стройкомплекса внес объявленный президентом национальный проект Доступное жилье?

Первый заместитель мэра Москвы, руководитель стройкомплекса города

С очередниками более или менее понятно. А для представителей среднего класса, которые не имеют права на социальные льготы, при нынешнем уровне цен жилье практически недоступно. Что им делать ждать, когда цены снизятся?

По существу, те меры, которые предусмотрены в рамках нацпроекта, реализуются в Москве уже давно. Теперь, будучи поддержана на самом высоком государственном уровне, строительная отрасль столицы получила дополнительный импульс развития. Московский стройкомплекс из года в год наращивает объемы строительства жилья. В настоящее время мы строим в Москве больше, чем в советские времена. А это значит, что мы имеем возможность выделять большее число квартир для социальных нужд. Например, в этом году будет сдано 1,87 млн кв. м социального жилья, в прошлом сдано 1,6 млн кв. м. Это примерно треть всего возводимого в Москве жилья квартиры, предоставляемые по закону очередникам, переселенцам из сносимых пятиэтажек, молодым семьям и другим категориям граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В чем преимущества социальной ипотеки?

Цены диктует рынок, и ничего поделать с этим невозможно. Доступное жилье не значит дешевое. Да, цены повышаются, но и зарплаты растут, растет покупательная способность. Я хотел бы посоветовать тем, у кого есть не только желание, но и возможность купить квартиру: сделайте это сейчас, дальше будет только дороже. Те, кто не в состоянии купить квартиру сразу, могут использовать ипотечные кредиты. По нашим расчетам, уже сейчас рост благосостояния наших граждан привел к тому, что по ипотеке они готовы выкупить около 2 млн кв. м жилья. Это огромная цифра, а ведь экономика страны растет, и, значит, ипотека будет все более и более востребованной. Развитие ипотеки поможет нам сформировать уверенный в себе класс собственников, тот самый массовый средний класс. Кстати, ипотека поможет нам разгрузить и очередь на жилье. Для этого правительством Москвы разработаны специальные программы: социальная ипотека и Молодая семья. Они рассчитаны как раз на тех представителей среднего класса, которые пока не могут себе позволить ипотечный кредит на обычных условиях.

В последнее время заговорили о том, что в Москве вообще не надо больше строить жилье, по крайней мере высотное, а нужно переносить центр тяжести жилищного строительства в Подмосковье. Что вы об этом думаете?

Прежде всего в том, что жилье покупателем приобретается по себестоимости. Кроме того, предусмотрены льготные условия получения самого кредита в ипотечном агентстве: кредит предоставляется на достаточно большой период времени под невысокий процент. Наши усилия сейчас направлены на то, чтобы это было не более 6% тогда, по всем расчетам, социальная ипотека выйдет на широкомасштабный уровень. То есть она совмещает бюджетный расход и привлечение средств населения. Доля социальной ипотеки и программы Молодая семья в общем объеме строительства по городскому заказу будет увеличиваться. Предполагается в 2007 году выделить на эти цели порядка 300-350 тыс. кв. м, в 2008-м 350-450 тыс. Дальше больше.

Но ведь в городе действительно почти не осталось свободной площади под застройку?

Это безответственные заявления. Не то что прекращение, но даже сокращение строительства жилья в Москве недопустимо. Это бы пошло вразрез как с интересами города, так и с национальным проектом по жилью. Задача, которую ставит мэр Москвы, ни в коем случае не отказываться от капитальных вложений, от нового строительства. У нас до сих пор существует доставшаяся в наследство от Советского Союза очередь на жилье, которая составляет около 200 тыс. семей на сегодняшний день. Люди стоят в очереди порядка 20 лет. Предложите им вместо законных квартир в Москве переселиться в Подмосковье и посмотрите на реакцию. Генеральным планом развития Москвы, который определяет вектор развития столицы до 2020 года, четко определено, что развитие должно быть интенсивным. Экстенсивное расширение ушло в прошлое, акцент делается на комплексное освоение тех территорий, которые имеются в городе. Чем вызваны предложения о свертывании строительства жилья в Москве, я не знаю, но могу предположить, что их делают люди, просто заинтересованные в привлечении внимания к собственному бизнесу по продаже недвижимости в Подмосковье.

Москва ежегодно наращивает темпы строительства, но в большинстве регионов ситуация иная. Как решать жилищную проблему в дотационных, депрессивных регионах?

Это не так. Резервов достаточно. Это и реорганизация промзон, и комплексная реконструкция районов сложившейся застройки, и снос и расселение пятиэтажек первого периода индустриального домостроения и ветхого жилья, и высотное строительство. Так что с этой стороны препятствий для реализации проекта Доступное и комфортное жилье в Москве нет.

Еще больше, порядка 85 тыс. кв. м, в Ярославле, около 37 тыс. кв. м в Туле, 41 тыс. кв. м в Рязани. Как показала практика, московский опыт и возможности очень востребованы. Московские строители работают примерно с 50 регионами России, и география и объемы межрегионального сотрудничества, безусловно, будут расти.

Мы не остаемся безучастными к нуждам регионов без консолидации усилий жилищную проблему не решить. Москва готова делиться опытом как в плане теоретических разработок, так и в плане участия московских предприятий в реализации президентских проектов во всех регионах нашей страны. Силы и возможности у нас есть. Уже в этом году, например, только в Тамбове на деньги московских инвесторов планируется ввести в эксплуатацию 56,2 тыс. кв. м жилья.

Какое жилье в вашем представлении является доступным?


Руководитель Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству


Как вы оцениваете сегодняшнюю ситуацию на рынке жилья?

Понятие доступное жилье измеряется доходами и ценами на жилье на рынке. В Москве, Курске или Владивостоке как цены, так и доходы разные. Понятно, что в Москве при средней цене $3 тыс. за кв. м ни о каком доступном жилье при доходе в 15 тыс. руб. в месяц речь идти не может. Когда мы начали запускать нацпроект Доступное и комфортное жилье гражданам России, предполагалось создать такие механизмы, чтобы максимальное количество людей могли решить свои жилищные проблемы. Планируется, что ситуация на рынке к 2010 году будет выглядеть следующим образом: 1-2% граждан смогут самостоятельно купить жилье, а 30% приобретут жилье при помощи ипотечного жилищного кредитования. По состоянию на 2004 год, у нас 9% населения было способно взять кредит. И наконец, социальное жилье бесплатно предоставляется малоимущим гражданам. Сейчас перед нами стоит задача сократить очередь на социальное жилье с 20 до 14 лет, потом она должна составить не более 7 лет. Если на всех трех направлениях будут достигнуты прогнозируемые результаты, то можно будет считать, что жилье стало доступным.

Можно ли повлиять на цену жилья административными методами?

Картина на рынке с каждым годом становится все динамичнее: в разы увеличилось ипотечное жилищное кредитование, многие банки снизили первоначальный взнос до 10-15%, а сроки кредитов увеличились до 20-25 лет. Положительным моментом является то, что снижается порог доходности жилья, при котором люди уже могут брать кредиты. Однако на сегодня самая большая проблема заключается в нехватке жилья и вытекающем отсюда высоком уровнем цен.

Каковы перспективы строительства муниципального жилья за счет бюджетных средств в регионах РФ?

Административный ресурс должен быть задействован прежде всего в подготовке градостроительных решений, аукционов по продаже земли. Мы понимаем, что заморозить цены невозможно, поскольку они напрямую связаны с темпами инфляции и со стоимостью всех строительных материалов. Только увеличивая объемы строительства, предлагая на рынок больше жилья, мы сможем снизить такой бешеный темп роста цен, который произошел, к примеру, в Москве. За четыре месяца цены на жилье в столице поднялись почти на 30%. Когда мы проанализировали причины случившегося, то пришли к выводу, что резко увеличить объемы строительства жилья в Москве сейчас все равно невозможно. Это связано с недостатком инфраструктуры, износом и нехваткой мощностей электроэнергии, газа и всего прочего.

Какие регионы, на ваш взгляд, наиболее близки к решению проблемы обеспечения граждан доступным жильем исходя из соотношения доходов и цен?

У каждого региона свой опыт. Москву нельзя сравнивать с другими регионами, поскольку в столице сформирован достаточный бюджет для развития социальных программ. Большинство муниципалитетов сегодня не могут себе позволить нечто подобное. Безусловно, как только в регионах появится экономическая стабильность, у них увеличатся и социальные программы, и соответственно, количество вводимых метров. Удорожание жилья это тенденция всех городов России. 70% квартир в столице продается приезжим, поэтому спрос на жилье нескончаем.

При нынешнем состоянии стройиндустрии в принципе невозможно увеличить вдвое объемы ввода жилья. А что можно и нужно сделать для развития промышленности стройматериалов?

Наиболее перспективны Ростовская область, Краснодарский край. Неплохо обстоят дела в Астрахани и Волгограде. В этих регионах уже давно задумались о проблеме жилья и системно занимались градостроительными решениями, поэтому хорошо вписались в программу. Еще отмечу приволжский рынок: Самара, Нижний Новгород, Татарстан, Чувашия. Именно в этих регионах включен тот самый административный ресурс над проблемой жилья там трудится вся администрация. Я вижу, что появился некий соревновательный элемент, главы администраций стали смотреть друг на друга, сравнивать. Кто выпадает из этой обоймы, тот начинает себя неловко чувствовать. К сожалению, на сегодняшний день из 89 регионов только 25 действительно серьезно заняты проблемой жилья.

Значит, вы считаете, что главное препятствие на пути реализации проекта Комфортное и доступное жилье отсутствие инфраструктуры?

Ничего не нужно, я не считаю, что у нас стройиндустрия не развита. Да, после дефолта в 1998 году иностранные компании потеряли около 40% нашего рынка. Но сейчас рынок стройиндустрии самый динамично развивающийся. Его ежегодный прирост составляет 15-18%, то есть в два-три раза выше, чем в целом по экономике. Свои услуги предлагают немецкие, финские компании. Кстати, в недавнем разговоре с Филаретом Гальчевым (председатель совета директоров ОАО Евроцемент груп. Ъ) выяснилось, что за последние три месяца выпуск цемента увеличился на 25%. Однако появилась проблема с вагонами нечем стало отгружать. Есть еще проблемы с инертными материалами, с металлом, цены на который растут.



Главная --> Публикации