Главная --> Публикации --> От сумы и тюрьмы к офисам Почему дорожают метры Недвижимость на кипре - очередной бум! Заботы инвесторов готовы взять на себя чиновники Недвижимость пушкинского района: от жилой до офисной

Хотя соответствующего постановления еще нет, решение уже принято, отметила Наталья Быкова. Пакет акций Будапешта будет продан на открытом аукционе. Начальная цена составит около 185 млн. рублей, сообщила она.

Правительство Москвы планирует продать принадлежащие ему 30% акций ОАО Гостиница Будапешт. Об этом корреспонденту газеты ВЗГЛЯД в пятницу сообщила пресс-секретарь Департамента имущества Комплекса экономической политики и развития города правительства Москвы Наталья Быкова. Аналитики уверены, что здание перестроят.

Сейчас правительство Москвы придерживается политики постепенного отказа от владения подобными коммерческими предприятиями, особенно в тех случаях, где мы являемся миноритарными акционерами, прокомментировала Наталья Быкова решение правительства столицы. Бизнес по идее должен справиться лучше с управлением гостиницами.

Пролонгация аренды

В настоящий момент также продолжается строительство нового корпуса гостиницы Будапешт на улице Неглинной. Ранее там также находился древний корпус гостиницы Будапешт, принадлежащий правительству Москвы, но он был снесен.

Старый корпус гостиницы Будапешт расположен в центре Москвы на улице Петровские Линии. Он был построен еще в 1876 году. Его владельцем выступает федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП) Будапешт, то есть фактически он принадлежит правительству Москвы. Гостиничный комплекс соответствует категории три звезды и имеет 121 номер.

Она также сообщила, что вопрос продажи старого здания на Петровских Линиях тоже пока не рассматривался. В этом нет необходимости, так как ОАО Гостиница Будапешт может пролонгировать договор аренды сколько угодно, считает Наталья Быкова.

Сейчас строительство новой гостиницы близко к завершению, сообщила Наталья Быкова. Генеральным заказчиком строительства выступает ОАО Будапешт. Ему принадлежит 70% проекта. Оставшейся частью владеет правительство Москвы. Решение о продаже данного инвестпакета пока не принято, но этот вопрос будет рассматриваться позже, отметила она.

По мнению сертифицированного Российской гильдией риелторов аналитика рынка недвижимости Андрея Бекетова, если правительство столицы решит расстаться с правом владения на это здание, старый корпус Будапешта, скорее всего, также будет реконструирован. По его словам, из него будет сделан маленький пятизвездочный отель VIP-класса. Построить многоэтажное здание на этом месте не получится, пояснил он.

Сложный прогноз

Следует отметить, что ранее Интурист уже купил основную часть пакета из 20% акций гостиницы Космос, которую правительство Москвы реализовало за 570,5 млрд. рублей. До этого в ноябре 2005 года правительство Москвы продало с аукциона пакет из 100% акций гостиницы Украина. Владельцем отеля стала фирма Бисквит, которая приобрела его за 7,9 млрд. рублей.

Продаваемые 30% акций ОАО Гостиница Будапешт в первую очередь могут быть интересны для АФК Система, сообщил Бекетов газете ВГЛЯД. Ее дочерней компанией является Интурист, стремящийся консолидировать интересные активы гостиничного бизнеса.

Прогнозировать поведение кипрской компании довольно сложно, а вот Внешторгбанку нет никакого смысла докупать акции непрофильного актива, уверен Андрей Бекетов. Наоборот, если у банка появится возможность выгодно продать акции ОАО Гостиница Будапешт, думаю, он пойдет на этот шаг.
Страх потерять накопленные сокровища всегда беспокоит их обладателей. И даже если квартира обставлена не по последней моде, беспокоиться о ее внутренней начинке приходится каждому. При этом достаточно минимума: по словам экспертов, застраховать городскую квартиру и мебель можно за сравнительно небольшую сумму.

Насколько на аукционе поднимется вверх со стартовых 185 млн. рублей цена на пакет акций ОАО Гостиница Будапешт, в данный момент спрогнозировать довольно сложно, сказал Бекетов.
В настоящий момент, по данным агентства Интерфакс, помимо правительства Москвы, 30% акций ОАО Гостиница Будапешт владеет Внешторгбанк, оставшиеся 40% принадлежат кипрской компании Hotel Management.

Поскольку этот вид страхования (ИФЛ) массовый, продолжает Евгения Мягченкова, то в основном договоры заключаются по полному пакету рисков (пожар, залив, стихийные бедствия, противоправные действия третьих лиц, постороннее воздействие). Однако каждая страховая компания предоставляет своим клиентам право выбора перечня рисков. И в зависимости от перечня имущества для страхования клиенты могут выбирать необходимый набор рисков. Обычно квартиры страдают чаще всего от пожара и залива, движимое имущество от противоправных действий третьих лиц.

Начальник отдела андеррайтинга по страхованию физических лиц страховой компании Наста Евгения Мягченкова говорит: Невысокий ценовой порог связан с тем, что убыточность по этому виду страхования существенно ниже, чем по транспорту. Если сравнивать тарифы внутри вида ИФЛ (страхование имущества физического лица), то тарифы по городским квартирам обычно ниже, чем по загородным строениям. Здесь рассматриваются другие факторы риска, например, конструктив квартиры это обычно бетонная коробка, а загородные строения по большей части деревянные. Соответственно, уровень возможных убытков в этих случаях будет совершенно разный.

Угрозы для квартиры и находящихся в ней вещей могут быть самыми разнообразными, уязвимо любое имущество независимо от его функционального назначения. На вопрос о том, какие риски обычно недооценивает страхователь жилья и имущества, спикер страховой компании Росно Артем Искра заметил: По странному стечению обстоятельств хозяева квартир все еще настороженно относятся к страхованию жилья.

Угрозы и риски

Виды страхования

Только при неожиданных происшествиях хозяева квартир понимают, что затраты на ремонт несоизмеримы с размером страховки, которую они бы заплатили. При этом, по статистике, в квартирах один раз в три года происходит залив: либо вы кого-то зальете, либо вас это самый распространенный страховой случай. Благодаря наличию у большинства металлических дверей, консьержей или ЧОП в подъездах риск кражи актуален в основном для первых и последних этажей. Пожары случаются гораздо реже: в основном в хрущевках или в домах со смешанными или деревянными перекрытиями.

По словам экспертов, программы страхования можно разделить на две основные группы: классические и экспресс-продукты. Классическое страхование предусматривает индивидуальный подход к клиенту и его собственности: осмотр территории страхования представителем компании, оценку стоимости имущества независимым экспертом, выбор нескольких особенно актуальных страховых рисков, составление подробной описи объектов страхования и пр. Этот комплекс услуг рассчитан на обеспеченных страхователей.

Востребованным является страхование гражданской ответственности владельца жилья, которое, по словам Евгении Мягченковой, зачастую сочетается со страхованием имущества. В случае крупной аварии систем коммуникаций в квартире клиента ущерб, причиненный собственному имуществу, обычно оказывается в несколько раз меньше того вреда, который придется возместить соседям этажами ниже.

В идею экспресс-продуктов обычно закладывается страхование недорогих объектов, которое могут позволить себе практически все слои населения.

Экспресс-страховка отличается конкурентной ценовой политикой, а ее оформление занимает минимум времени, иногда даже офис страховой компании посещать необязательно.

Тарифы устанавливаются страховщиком индивидуально по каждому договору страхования, утверждает Евгения Мягченкова, и зависят от ряда факторов, таких как характеристика имущества и условия его эксплуатации. В частности, оборудование средствами защиты от противоправных действий, противопожарными системами. По конструктивным элементам квартиры базовые тарифы колеблются в районе 0,3 %, отделка и оборудование квартир около 0,6 %.

В этих продуктах существенно урезаны условия (по лимитам, рискам, условиям выплат и т. д.), поэтому цена такого продукта обычно колеблется в районе $ 100-150 долл. Но зачастую клиентами по таким договорам становятся обеспеченные граждане, способные позволить себе адекватную страховую программу, полностью защищающую их имущественные интересы.

По словам Артема Искры, есть три основных момента, на которые клиент, оформляющий договор страхования, должен обратить внимание: по каким рискам он застрахован, как трактуется тот или иной риск, и какие риски не покрывает его страховой полис. Один и тот же риск пожар, например, может иметь разное значение. В одних компаниях страховым случаем признается повреждение имущества только в результате возникновения открытого огня, а в других еще и в результате высокой температуры или задымления, если, например, из-за пожара у соседей клиента оплавились пластиковые окна.

Договор страхования

Артем Искра также обращает внимание на то, что исключают выплату страхового возмещения, во-первых, обстоятельства, указанные в ст. 964 ГК (воздействия ядерного взрыва, радиации, военных действий, конфискации, реквизиции и т. п.) и в ст. 963 ГК (наступление страхового случая по вине страхователя); и, во-вторых, все исключения, прописанные в правилах, договорах страхования. У разных компаний они отличаются, но основными являются нарушение правил и норм пожарной безопасности, проведение работ специалистами, не имеющими соответствующей квалификации, и использование имущества не по назначению.

Также необходимо выяснить, указана ли в договоре стоимость застрахованного имущества. Многие компании при заключении договора указывают только заявленную клиентом страховую сумму, не проводя оценки застрахованного имущества и определения страховой стоимости. Таким образом, стоимость имущества определяется страховщиком уже на момент наступления страхового случая.

Выбор шоссе

Вот вы и добрались до того этапа жизни, когда пора строить собственный дом и сажать дерево. Как выбрать подходящее место для будущего родового гнезда? Специалисты называют 10 наиболее важных критериев.

Определять удобное для вас направление надо с учетом возможных пробок на шоссе и направления вашего движения в Москве: так, если у вас квартира на севере, то загородный дом на юге потребует от вас систематических поездок через весь город плюс несколько километров по загородному шоссе. Готовы ли вы к этому?

Выбор шоссе определяется во многом целями, которые вы ставите, начиная строительство загородного дома. К примеру, если ваша цель поддержание престижа, то нигде, кроме Рублевки и Новой Риги, даже нет смысла рассматривать предложения. А если важно, чтобы теще было где сажать огурцы и картошку летом, то тут уже совсем другие приоритеты. По мнению заместителя директора по маркетингу компании Домострой Ольги Денисовой, наиболее популярные сегодня направления Западное, Юго-Западное и Северное.

Экология

При выборе места постройки коттеджа немаловажным критерием является экологическая ситуация. Кстати, выполнить экологическое обследование местности с анализом проб воздуха, воды и почвы вам помогут специалисты. Ближе 25 километров от Москвы это, конечно, еще город, та же Москва. Но даже если коттеджный поселок расположен дальше, нужно обратить внимание на розу ветров. И где бы ни строился ваш дом, обязательно рядом должна быть трасса, чтобы не было проблемой быстро добраться до города. К тому же в коттеджном поселке обязательно должны быть культурный и спортивный центры, детские учреждения (школа, детский сад), помещение для служб сервиса.

Удаленность от МКАД

Вы хотите хорошо проводить выходные или собираетесь жить там постоянно? Если вам нужен красивый вид и хорошая экология, то или очень дорого, или далеко от города. Если ваш образ жизни предусматривает частые поездки в город, то оптимальное расположение земельного участка 20-километровая зона. С этим учетом и нужно подбирать земельный участок для строительства коттеджа. Среди наиболее востребованных коттеджных поселков специалисты называют те, которые расположены не далее 15-30 км от МКАД.

Конечно, можно построить отдельный коттедж на отшибе, в глуши, но тогда вы оказываетесь в каком-то смысле в изоляции. Кроме постройки самого дома придется проводить дороги, коммуникации: электричество, воду все это делается сразу на весь коттеджный поселок. Затраты на спортивные и культурные сооружения, охрану тоже нужно рассчитывать, исходя из величины поселка. По этим параметрам отдельный коттедж обходится гораздо дороже.

Инфраструктура

Важно понимать, где находится ваш участок, говорит Ольга Денисова. Будет ли он расположен в охраняемом коттеджном поселке, в садовом товариществе, в деревне или в чистом поле? По оценкам специалистов, наиболее востребованный вариант охраняемый коттеджный поселок.

Коммуникации

Большой плюс это наличие результатов инженерно-геологических изысканий и близкое расположение коммуникаций какого-нибудь дачного поселка. Во всех этих задачах специалисты будут надежными помощниками, чтобы вы получили наибольшую положительную отдачу в будущем.


Надо понимать, что границы между садовыми товариществами и коттеджными поселками все больше размываются. И хотя цена на коттеджные поселки все еще выше, фактически на территории садового товарищества вы получите все те же удобства, разве что кроме фитнес-клуба и галереи одежды. Сейчас предложений такого плана в 1,5 раза больше, чем в конце прошлого года.

Если рядом уже строятся здания, можно узнать у будущих соседей нюансы данной местности: наличие и уровень грунтовых вод, условия подвода коммуникаций и даже криминогенную ситуацию в районе все это будет способствовать вашему благополучному проживанию в новом доме.

Нюансы местности

Во влажных местах: в основаниях склонов, ложбинах, рядом с водоемами дерново-глеевые почвы. Эти почвы весьма плодородны, они аккумулируют питательные вещества, сносимые со склонов как поверхностными, так и внутрипочвенными водами. При подобном строении почвенного профиля вам придется позаботиться об осушении участка, поскольку большинство растений будут испытывать недостаток кислорода.

Почва

Если вы собираетесь что-то выращивать вокруг своего дома а скорее всего, это так обратите внимание на почву. Исходя из огромного количества факторов оценки плодородного слоя, всю почву можно разделить по некоторым характеристикам. Во-первых, кислотность: именно она определяет уровень урожайности почвы. Для земель Подмосковья борьба с кислотностью имеет наибольшую важность, потому что именно для этого региона в значительной степени характерны кислые почвы. Примерно оценить уровень кислотности почвы можно по растениям, произрастающим в вашем саду и около него. Ель, сосна, щавель, кислица, лютик едкий, хвощ, земляника, различные виды мха указывают на повышенный уровень кислотности почвы.

На возвышенностях, заросших соснами, под маломощными гумусовым и подзолистым горизонтами находится толща слабо дифференцированного песка. Эти почвы получили название подзолы (не путать с подзолистыми). Благодаря своему составу эти почвы отличаются хорошей способностью пропускать воду, следовательно, не нуждаются в дренировании. Содержание питательных веществ в таких почвах невелико, поскольку они быстро вымываются. Растения на таких почвах необходимо регулярно подкармливать органическими и минеральными удобрениями и проводить мульчирование.

Наиболее влажные почвы торфяные встречаются на болотах. Для них характерны торфяные горизонты, сизые глинистые прослои и высокая влажность, вызванная плохим пропусканием влаги. Такие почвы имеют высокий уровень кислотности. Их можно использовать для создания газона, но на них просто необходим качественный дренаж. Также для улучшения характеристик при создании газона их необходимо перемешивать с большим количеством песка.

Документы

Важно обратить внимание также на наличие всех необходимых правоустанавливающих документов на земельный участок и коттедж. Ольга Денисова советует выяснить категорию и разрешенное использование земельного участка. По ее словам, наиболее ликвидны те участки, которые не нуждаются в изменении категории и/или разрешенного использования и относятся к категории земель поселений с разрешенным использованием под индивидуальное жилищное строительство, а также участки с оформленным правом собственности.

Размер

Ольга Денисова советует заранее продумать размер земельного участка, на котором будет располагаться коттедж, а также соответствие размера участка площади загородного дома. По ее словам, для участка 10-12 соток оптимальная площадь коттеджа 200 кв. м, для участка 15-20 соток 350-400 кв. м, для участка 30 соток 500-600 кв. м.

Если участок принадлежит продавцу на правах аренды, то в соответствии с законом, после приобретения дома, расположенного на этом участке, к покупателю переходит право пользования на участок на тех же условиях, что и у продавца. При этом предыдущий договор аренды должен быть расторгнут, а новый заключен с настоящим собственником.

Динара Лизунова, пресс-секретарь компании МИАН, также советует быть осторожными с документами на участок. У сделок с загородным жильем существует специфика, связанная с оформлением документов по сделке. Причем, перечень требуемых при совершении сделок с загородной недвижимостью документов существенно отличается от документов, необходимых для сделок с иной недвижимостью. Как правило, эти отличия касаются документов на земельный участок. Для проведения сделки необходимо получить дополнительные документы, связанные с земельным участком, например, кадастровый план, акт согласования границ земельного участка соседями и т.п. Кроме того, каждый земельный участок имеет целевое назначение: для ведения личного подсобного хозяйства, садоводчества, индивидуального жилищного строительства и т.д. Покупатель обязан использовать земельный участок в соответствии с этими целями, говорит Лизунова.

Цена

Понятно, что во многом нюансы выбора определяются финансовыми возможностями покупателя. Поэтому нелишне будет сначала осведомиться о ценовой ситуации в том поселке, где вы планируете купить участок.
Принадлежность к определенной ценовой категории зависит от расположения участка: в стародачных, коттеджных, VIP-поселках или в районе стихийной коттеджной застройки. Причем основным различием ценовых категорий является степень развития инфраструктуры, а также способ осуществления охраны. Например, стоимость земли за сотку в коттеджных поселках Красногорского района (по Новорижскому шоссе в зоне 20 км от МКАД) составляет $ 4-10 тыс., а в VIP-поселках $ 10-16 тыс.
КОГДА-ТО ФУТУРОЛОГОВ, ИЗОБРЕТАТЕЛЕЙ ГОРОДОВ БУДУЩЕГО, НАЗЫВАЛИ МЕЧТАТЕЛЯМИ. Сегодня созданием новых систем расселения уже никого не удивишь.

Дополнительные факторы

Светлана Абелян, руководитель филиала На Страстном бульваре компании Новый город, называет еще ряд факторов, которые помогут вам определиться с выбором места для будущего дома. Во-первых, расстояние от шоссе до самого поселка: оптимально 1-1,5 км, иначе трасса будет слышна. И не забудьте обратить внимание на состояние этой дороги, особенно зимой, говорит Абелян. Во-вторых, вода: к ней надо подходить очень осторожно. С одной стороны, безусловно, живописно. С другой вода в приятном ее состоянии (жидком и когда можно купаться) бывает в нашем климате буквально несколько недель в году. Все остальное время сильные ветры и комары, а также те самые глинистые почвы, которые требуют ухода и о которых говорилось выше. Что для вас важнее: живописный вид или спокойная жизнь, выбирать вам. Динара Лизунова обращает также внимание покупателей на правовой аспект покупки участка у воды: сейчас надзорные органы тщательно следят за целевым использованием земли и за ведением легального строительства в прибрежных зонах. Однако крупные инвестиционно-строительные компании, которые дорожат своей репутацией на рынке, лицензией, да и деньгами, не рискуют без необходимого пакета исходно-разрешительной документации выходить на стройплощадки. Следовательно, если говорить о новых строящихся коттеджных поселках, то сейчас риск для покупателя минимален. Чего не скажешь о покупке такого участка у частного лица.

Инвесторы вкладывают огромные средства в градостроительные разработки, КРУПНЕЙШИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОВОДЯТ КОНКУРСЫ ПО ПРОГНОЗИРОВАНИЮ ЗАВТРАШНЕГО ДНЯ.

ГОРОДА-ДОМА, НАПОМИНАЮЩИЕ ДЕРЕВЬЯ, ИСКУССТВЕННЫЕ ОСТРОВА, ВЫРАСТАЮЩИЕ ПОСРЕДИ ОКЕАНА, МЕГАСТРУКТУРЫ, ОХВАТЫВАЮЩИЕ СОТНИ КИЛОМЕТРОВ, СТАНОВЯТСЯ РЕАЛЬНОСТЬЮ.

Проректор МАрхИ Илья ЛЕЖАВА:
Основная задача этой работы была определить, что нас ожидает в ближайшие сто лет. Такой вопрос поставили организаторы конкурса. Это отправная точка.


Каким же будет город 2100? На этот вопрос отвечали участники форума, организованного Международной газовой ассоциацией. Девять команд из России, США, Канады, Аргентины, Германии, Японии, Китая и Индии продемонстрировали девять оригинальных решений. О российском проекте MD рассказали его авторы.

Современный город, многомиллионный, вроде Москвы, в кризисе. Выхода из кризиса нет, в первую очередь, из-за транспорта. Город обречен. Мы решаем проблему радикально и утверждаем, что город XXI века в России это линейный город. От акватории Балтийского моря до акватории Тихого океана.

Для начала мы представили, что происходило в России сто лет назад. И обнаружили, что одним из важнейших событий начала века было проведение Транссибирской магистрали. Дорога сыграла колоссальную роль для нашей страны. С ее появлением произошел качественный скачок в развитии государства. Магистраль взяла на себя огромный район. Дорога стала собирать, притягивать людей. Появились города, которых раньше не было. Фактически после этого Россия стала единым государством. Мы считаем, что нужно продолжить это начинание и совершить такой же скачок в развитии страны в ближайшие сто лет.

Линейная структура решит не только транспортные вопросы. Возьмем экономический аспект. Любое строительство в Москве требует невероятных усилий и затрат. Надо получить землю (а свободной земли нет), расчистить ее, пройти все официальные этапы, потом только застраивать. А размеры линейного города обладают огромными земельными потенциалами. Можно строить, не снося старое.

Многих такое предложение почему-то приводит в ужас. Но это качественно новый город, и в нем прекрасно можно жить. Сегодня на пересечение Москвы из конца в конец уходит часа два, не меньше. При новых скоростях 600-700 км/ч (а уже сейчас существуют поезда на магнитной подушке, разгоняющиеся до 500 км/ч) через сто лет перекрывать расстояние до Владивостока мы сможем за 12 часов. Можно сесть на поезд и через два часа быть уже где-то за Уралом, а через три на Байкале. А по дороге города, заповедники, научные центры

Каждая из предложенных нами линий абсолютно реалистична. Продольная ось базируется на Транссибирской магистрали, поперечные также нанизаны на конкретные города и трассы. Например, вторая поперечная магистраль уже существует от Архангельска до Астрахани. Она пересечет Сибстрим у Вологды.

Линейный город станет экономической столицей нашей страны. Политической, конечно, останется Москва. Новая столица будет состоять не только из структуры восток-запад, но и из семи поперечных структур. Получится мощный скелет России. Собирающий и стягивающий ее бандаж. Это и будет новый качественный скачок в развитии не только градостроительства, но и государства.

Мы считаем, что основное население должно сосредоточиться вокруг этих линейных городов. Им там будет удобно, легко и выгодно жить. А остальная территория останется природе, которую надо восстанавливать. Конечно, многие исторические и культурные центры окажутся вне структуры. Москва, например. Они будут жить своей жизнью, но с экологической точки зрения это будут чистые культурно-исторические города-музеи.

Ширина линейной структуры 10-15 км. Состоять она будет из нескольких слоев. В центре расположится техническая зона, где будут основные энергетические и транспортные артерии, промышленность. Дальше зона интенсивного освоения природы и место жизни человека. Потом щадящая природу зона, с полями и угодьями, а далее зона нетронутой природы. Конечно, это только схема, слои будут пересекаться и переплетаться в сложнейшие узлы.

Мы считаем, что воплощение нашего проекта абсолютно реалистично. Транссибирская магистраль уже есть. Строить вдоль нее можно, грузы везти можно. Технических проблем не будет уже к 2025 году. Источников энергии масса. Так что линейные города в России обязательно построят. За Сибстримом будущее!

Тема таких городов требовала более подробной разработки. Чтобы понять, как они будут существовать в новой ситуации, мы взяли пример Вологду и провели по веку с двадцатипятилетним интервалом. Использовали существующий план развития города, а потом смоделировали, как он будет подключаться к линейным структурам.

Подтверждая возможность таких перемен, мы разработали концепцию развития одного из традиционных русских городов Вологды. Это исторический центр, памятник архитектуры. Его предназначение сохранять культурное наследие, аккумулировать традиции, создавать условия для спокойной, размеренной, стабильной жизни людям, которым некомфортно в бешенном, меняющемся, рискованном круговороте жизни Сибстрима.

Профессор кафедры градостроительства МАрхИ Михаил ШУБЕНКОВ:
Задачей конкурса было определение градостроительных возможностей жизнеустойчивого развития города на период 100 лет. Но мы пошли дальше и занялись всей страной. В основе нашей концепции расселения лежит идея создания линейной столицы России, которая бы протянулась на 10 тыс. км от Петербурга до Владивостока, от моря до моря, сосредоточив все активные ресурсы страны. Такой столице даже было придумано имя Сибстрим. Линейная структура расселения позволит при малом населении повысить контроль над огромной территорией. Линейное русло, или стратегическая магистраль сосредоточит на себе ресурсы разобщенных населенных пунктов, которые возникали в силу разных исторических обстоятельств и в условиях современной урбанизации обречены на вымирание. Рабочие городки и вахтенные поселки, колхозы и совхозы, полуживые деревни, хутора и полустанки. Люди, для которых будут созданы лучшие условия проживания и труда, переедут в урбанизированную зону русла. Территории освободятся от россыпей мелких поселений. Экология улучшится, природа начнет восстанавливать естественные биоценозы. Мы не отказываемся от традиционных городов, составляющих наше историческое, культурное наследие, но трансформируем программы их развития, изменяя приоритеты в организации структуры расселения.

Преобразование Вологды мы разложили на четыре этапа. Первый (с настоящего момента до 2025 г.) основан на утвержденном Генеральном плане развития города. Мы поддерживаем эту программу и постепенно начинаем переориентировать Вологду на соединение с элементами будущих русел на основе железнодорожных трасс: Архангельск-Астрахань, Петербург-Екатеринбург.

Конечно, современная Вологда должна измениться, стать более уютной, камерной, исторической, светской, инкубатором культуры и традиционных ценностей. Именно такой она была в период своего расцвета, в конце XVII-середине XVIII вв. Практически без изменений Вологда просуществовала до конца Второй мировой войны. Промышленный и строительный бум 1950-х искорежил старый город заводами и фабриками, свалками и могильниками, панельными микрорайонами. Мы планируем сократить население города, поэтапно провести вывод вредной промышленности, реконструировать исторический деревянный центр с вологодским Кремлем, снести изношенную советскую застройку и на ее месте восстановить природный комплекс. Город должен вернуться к своему оптимальному размеру, виду и здоровому состоянию городской среды.

В 2050-2075 годы оформится исторический центр, и Вологда начнет существовать как город-музей архитектуры. Будет здесь и современная часть, но несколько иная. Она будет строиться на новых принципах городской организации и обеспечивать увязку исторического города и линейных систем.

2025-2050 годы фонд послевоенной застройки вырабатывается, происходит естественная амортизация зданий, их сносят. Жители переселяются в новые районы, а на этом месте мы восстанавливаем природную среду. Что до заводов, то они уже устарели. Новые производства будут возникать в районе линейной столицы.

Руководитель Персональной Творческой Архитектурной Мастерской (ПТАМ) Михаил ХАЗАНОВ:
Задача у этой работы была очень интересная. Нам предложили проследить, как в течение века будут трансформироваться градостроительство, экология, энергетика, система транспорта и стиль жизни. Была сформулирована концепция трансгорода, которая представляется мне продолжением градостроительных традиций отечественных 20-х, а еще является прямым продолжением идей НЭР, известной футурологической группы, занимавшейся в 1960-х городами будущего. Одним из ее главных идеологов был Илья Георгиевич Лежава. Еще в те времена он был увлечен темой линейных городов, и продолжил эту линию, став руководителем нового проекта.

2075-2100 годы город окончательно примет свое оптимальное состояние: исторический центр с реконструкцией знаменитой деревянной вологодской архитектуры и новая Вологда с линейными планировочными структурами подключения к новым руслам расселения. Город преобразуется, восстановятся его исторические градостроительные ценности. Вологда станет достойной своей истории, своего значения для России. Благо, еще Иван Грозный планировал перевести сюда столицу Руси.

Архитектор Дмитрий РАЗМАХНИН:
Система трансмагистралей может быть интерпретирована как некая сетка, наброшенная на структуру поселений и обеспечивающая мобильность их взаимосвязей. Есть старые города, есть индустриальные мегаполисы, есть поселки, не обладающие ярко выраженными свойствами, а сетка как пространственная мегаструктура будет обеспечивать возможность миграции людских потоков, ресурсов, денег. Она объединит все коммуникации, транспорт, промышленность. Свяжет Европу с Азией и с Японией, с Дальним Востоком и Америкой. Жизнь уже не будет концентрироваться в одном конкретном месте, а станет более мобильной. Снимается противоречие между линейным развитием и традиционным центричным, уравнивая динамичный потенциал одной стратегии развития и позитивный консерватизм другой благодаря возможности быстрого переструктурирования. Например, появляется возможность рассредоточить функцию, скажем, управления, разместив отдельные элементы в радиусе не 15 а 100-200 км, то есть разгрузить центр. А затем пересобрать его, воссоздать целостность в любой другой точке.

Предложенная структура расселения поможет решить многие проблемы огромных территорий нашей страны. Трансмагистраль, линейная мегаструктура, даст возможность преодолеть неравномерность, оторванность большей части страны от метрополий. Столица придет в регионы, объединит территории и поселения. Создаст непрерывную систему транспорта, связи, информации, ресурсов, всех составляющих жизни. И эта непрерывность, как тема, для меня очень важна.

Благодаря такому свойству, мегаструктура не только создаст новейшую транспортную и промышленную инфраструктуру, но и позволит сохранить в отдельных ячейках старый уклад. Останутся усадьбы, дачи, садовые участки. При пространственном перераспределении различных функций, появится возможность реанимировать, воссоздавать, очищать от шелухи исторические центры городов. Они станут частью единого мегаполиса-государства, не теряя ни своего качества, ни самобытности, ни ландшафта.

За счет такого переноса в пространство, парадоксально, но возможно усилить центричность любого события, вовлекаемого в мобильную игру, будь то культурное событие, управление или повседневная жизнь. То есть простой человек сможет жить в радиусе 500-1000 километров.

Мы много размышляли над структурой этих слоев, системой пересечений, дизайном отдельных элементов. Например, когда слои сливаются, образуя плоскость, какой-либо город или даже местность на период времени может стать узлом. Или, наоборот, при переносе части функций за его пределы, в структуру трехмерной сети, узлами становятся места пересечения транспортных, технологических потоков. В этих местах связь обеспечивается вертикальными коммуникациями. Они соединяют, например, линейный транспорт, воздушный с непрерывающимися линиями-слоями природы и ландшафта. Отдельно существуют слои для передачи сырья, энергоносителей, утилизации. Жилая зона может располагаться как на оболочке линейных коммуникаций, так и в прилежащей зоне, образуя своеобразные грозди-города.

Чтобы обеспечить свободное развитие элементов, мегаструктура была решена слоями. Слои эти пересекаются в узлах, но узлы, становясь центрами, не являются статичными образованиями. Они могут пересобираться и вовлекать в область своего притяжения все новые и новые составляющие и менять свой масштаб. Жизнь в таком узле может быть сосредоточена в границах одного города или перераспределена в радиусе, скажем, 200-500 километров. А с развитием техники до тысячи километров. Это напоминает плетение ткани.



Главная --> Публикации