Главная --> Публикации --> Поправки к закону о долевом строительстве приняты в первом чтении Глава росстроя: главное - сделать так, чтобы бизнес пришел и начал строить Плюсы и минусы жизни в мансарде Из-за дефицита земли в столице “авгур-эстейт” построит жилье в краснодаре Новая схема движения в центре москвы?

Доля города при реализации инвестиционных строительных контрактов своеобразный оброк, который почти каждый застройщик платит правительству Москвы за право возведения на городской территории того или иного здания. Поскольку само существование и размер этой доли не регламентированы ни одним федеральным законом, столичное правительство в свое время само разработало правила игры со стройфирмами. В среднем размер передаваемой в собственность города жилой площади составляет 30% от всей площади квартир в любой новостройке. По нежилой площади доля составляет 40%, по гаражам и паркингам 20%. Правительством Москвы было выпущено постановление от 2 июля 2002 года № 494-ПП. Оно утвердило переход от системы получения квартир в натуральном выражении на денежный эквивалент.
Правительство Москвы самостоятельно определяет размер передаваемой безвозмездно площади. Он зависит от объема дополнительных затрат инвестора на подготовку территории для жилищного строительства. Так, при застройке территории Кожухова доля города по жилой площади составляет 0%, поскольку инвесторы за свой счет выводят собственников сносимых зданий, осуществляют инженерную подготовку территории, несут иные затраты по строительству объектов инженерного назначения, описал Известиям особенности выплат городу руководитель пресс-службы Инвестиционно-строительной группы компаний СУ-155 Владимир Фомин. В остальных случаях первый платеж денежного эквивалента доли города в размере 20% инвестор выплачивает сразу, оставшиеся платежи также идут авансом согласно утвержденному графику. Это создает определенные трудности для застройщика, который, чтобы вовремя расплатиться с городом, вынужден привлекать кредиты. Ведь помимо основных затрат на финансирование строительства необходимо исполнять денежные обязательства перед городским бюджетом. В связи с этим 11 января 2005 года было принято постановление № 8-ПП О мерах по стимулированию инвестиционной деятельности в области жилищного строительства. Постановление снизило размер выплат в бюджет города на 30%.

Городские власти отменили льготы для инвесторов при строительстве. Согласно распоряжению мэра отныне при заключении инвестиционных контрактов на застройку никто из инвесторов не будет иметь права на понижающий коэффициент (0,7), который был введен, чтобы сделать инвестиции в строительство более привлекательными. Теперь инвесторы будут выплачивать 100%-ную долю города вместо 70%-ной. По мнению экспертов, это еще сильнее подстегнет рост цен на жилье.


Уже осенью москвичи смогут опробовать новый вид транспорта.


Теперь 30% льгота отменена. Понижающий коэффициент был введен для стимулирования интереса инвесторов и повышения коммерческой привлекательности жилья, когда рынок недвижимости был на спаде, пояснила отмену льгот руководитель департамента экономической политики Москвы Марина Оглоблина. В 2005 году понижающий коэффициент не отменили в связи с резким подорожанием стройматериалов и цемента, что вызвало увеличение себестоимости строительства. Сейчас рост цен составляет 56% в месяц, при этом на рынке сохраняется ажиотажный спрос на квартиры всех типов и инвесторы не нуждаются в дополнительном стимулировании со стороны городских властей.
По данным аналитиков центра ирн, рост цен на жилье в Москве сейчас обгоняет прогнозы. В марте жилье должно подорожать в среднем на 78%, а по некоторым объектам и на 10%. Пока известно, что в 2005 году по всем строящимся объектам Москвы городская доля в сумме составила около 11 млрд руб. В 2006 году эта сумма увеличится минимум на 30%. Какую роль в дальнейшем подорожании жилья будет играть увеличение прибыли города, которую в конечном итоге оплачивают покупатели столичной недвижимости, покажет рынок.

-- Михаил Юрьевич, когда у московских властей, склонных к масштабным строительным проектам, развеялся скепсис по поводу такого скромного вида транспорта, как монорельсовые дороги?

Скоро в столице появится новый вид пассажирского транспорта -- монорельс. Строительство трассы «Тимирязевская» -- «Ботанический сад» завершается в ноябре этого года. И сразу после этого монорельсовая дорога примет первых пассажиров. Россия остается одной из немногих стран, в которых к подобному способу перевозки людей до последнего времени относились скептически. Однако в европейских и азиатских государствах, где опыт строительства и эксплуатации подобных трасс есть, монорельс любим и народом, и властями. Народом -- за удобство, властями -- за дешевизну исполнения. Собственно, именно сравнительно небольшие бюджетные затраты и подтолкнули столичное правительство к строительству монорельса. Ведь ликвидация в Москве территориального дорожного фонда практически поставила крест на программе масштабного строительства более привычного для горожан метрополитена. Об этом и о других причинах, заставивших столичные власти использовать зарубежный опыт по эксплуатации «малых поездов», корреспонденту газеты «Время новостей» рассказал генеральный менеджер ОАО «Московские монорельсовые дороги» Михаил СОЛОМОНОВ.

-- И с чего все началось?

-- Когда столица превратилась в сплошную пробку. Количество машин в Москве постоянно увеличивается, а скорость передвижения автобусов и троллейбусов, к сожалению, уменьшается. И если раньше скорость наземного пассажирского транспорта в час пик достигала 12 километров в час, то теперь эта цифра едва дотягивает до пяти километров. Пассажиров такая медлительность явно не устраивает. Кроме того, в какой-то момент и метро тоже оказалось переполненным -- сейчас все службы московской подземки работают на максимуме. Поэтому правительство Москвы и приняло решение о строительстве монорельса.

-- Если ваше акционерное общество открытое, значит ли это, что каждый пассажир вместе с проездным билетом сможет купить и акции?

-- Началось с того, что в 1999 году при участии правительства столицы было создано ОАО «Московские монорельсовые дороги», которое стало заниматься разработками. В том же году был построен полигон в Отрадном, на котором мы проводили испытания всего оборудования, начиная от болтов и гаек и заканчивая обкаткой вагонов и проверкой уровня шума.

-- Кто ваш основной акционер?

-- Нет, акции ОАО «ММД» в открытую продажу не поступали и не поступят. Все решения о продаже принимает уже существующий совет директоров.

-- Значит ли это, что и маршрут для строительства новой монорельсовой дороги предлагала мэрия?

-- Сейчас самым большим пакетом (25% плюс одна акция) обладает правительство Москвы. Стопроцентное финансирование строительных и монтажных работ тоже осуществлялось им, поэтому его слово по всем вопросам является решающим.

-- Почему был выбран именно этот маршрут?

-- Нет. Места предлагало «ММД». Изначально существовало несколько проектов, но на градостроительном совете в 2001 году было принято решение строить трассу именно между станциями «Тимирязевская» и «Ботанический сад». Проект трассы и место для ее строительства были утверждены и Москомархитектурой, и лично Юрием Лужковым.

-- Много вам еще строить?

-- Дело в том, что между этими станциями метро нет автобусного сообщения. А территория там достаточно оживленная и густонаселенная. Сейчас, чтобы попасть с Серпуховско-Тимирязевской линии на Калужско-Рижскую, необходимо добираться через кольцо. То есть крюк получается на полчаса как минимум. После ввода в строй монорельсовой дороги этот путь можно проделать менее чем за 15 минут.

-- Через какие улицы пройдет маршрут?

-- Строить уже нечего. Сейчас мы на финишной прямой. На трассе идут отделочные работы и проверка станционного оборудования. И уже в ноябре этого года состоится открытие перегона «Тимирязевская» -- «Ботанический сад».

-- Что увидят жители столицы, когда будут запущены поезда?

-- Трасса начнется у метро «Тимирязевская», пройдет по улице Фонвизина, пересечет линию Октябрьской железной дороги, потом мимо телецентра пойдет на 1-ю Останкинскую улицу, выйдет к центральному входу Всероссийского выставочного центра, далее по улице Эйзенштейна и территории ВВЦ к станции метро «Ботанический сад».

-- Как будет реагировать дорога на погодные условия, ведь в силу того, что магистраль расположена под открытым небом, велика вероятность ее обледенения зимой?

-- По трассе длиной 4,7 километра будут бегать восемь составов из шести вагонов каждый. Скорость передвижения -- 60 километров в час. Всю трассу состав преодолевает меньше чем за 12 минут. Вагоны оборудованы кондиционерами, а сиденья обогревателями. Идет принудительная вентиляция и климат-контроль в зависимости от погоды за окнами.

-- Будут ли у пассажиров или жителей окрестных домов неудобства, связанные с шумом?

-- Гололед, как и другие факторы, связанные с проскальзыванием колес, на движение никак не повлияют. Поскольку поезд и разгоняется, и тормозит за счет электромагнитной редукции, то состав может остановиться на склоне и не скатиться вниз.

-- А как будут оборудованы станции -- как в обычном метро?

-- Нет. Колеса закрыты специальным спойлером, поэтому поезд движется тише хорошей иномарки.

-- А цена билетов?

--Турникеты и схема прохода будут точно такие же, как в подземке, будут эскалаторы и специальные подъемники для инвалидов.

-- На какой суточный пассажиропоток рассчитан маршрут?

-- Стоимость проезда составит 7 рублей, то есть столько же, сколько сегодня платят пассажиры обычного метро. Но если метрополитен повысит плату, то и «ММД» тоже повысит. Часы работы: с шести утра до часу ночи. В общем, все как в метро.

-- А почему все-таки решено было строить именно монорельс, а не метро? Ведь с подземкой москвичи знакомы давно, а к монорельсовым трассам горожанам нужно еще привыкнуть.

-- За восемнадцатичасовой рабочий день мы сможем перевозить примерно 90 тысяч человек, то есть пять тысяч пассажиров в час. Один подвижной состав вмещает 202 человека. Увеличить пассажиропоток можно, но для этого придется снизить интервалы движения поездов и увеличить количество составов на трассе. Потребуется это, на мой взгляд, только в том случае, если маршрут будет пользоваться большой популярностью.

-- И в чем же его преимущества?

-- Мы нисколько не хотим принижать достоинства метрополитена. Это хороший тяжеловесный вид транспорта, способный перевозить очень много людей. Он активно развивается: достраиваются ветки, создается «легкое» метро. Однако после развала СССР финансирование подземного строительства резко ухудшилось. Если раньше для этих целей из госбюджета выделялось 50% от стоимости строительства, то сейчас эта цифра составляет всего 20%. Мне кажется, что хронический дефицит средств способен резко ухудшить транспортную ситуацию в столице, и максимум через два года город будет неподвижен не только на земле, но и под землей. Поэтому будущее все-таки за надземным видом транспорта.

-- Через какой срок, по вашим расчетам, окупится строительство первого монорельса в Москве?

-- Монорельс очень эргономичный и скоростной. У него много преимуществ перед традиционными для России способами передвижения. В то же время строительство одного километра монорельса обходится в несколько раз дешевле, чем строительство километра подземки. Например, каждый километр трассы от станции «Тимирязевская» до станции «Ботанический сад» обошелся примерно в 20 млн долларов с учетом всех налогов. Прокладка на такое же расстояние трассы для обычного метрополитена обошлась бы властям города в копеечку -- один километр подземки стоит от 60 до 120 млн долларов. К тому же монорельс -- это очень тихий, экологически чистый и безопасный вид транспорта. За всю его историю на монорельсовых дорогах не было зафиксировано ни одного пожара.

-- Каковы дальнейшие перспективы развития монорельсового транспорта в Москве?

-- Если говорить о капитальных затратах, то при цене билета в 7 рублей их окупить в принципе невозможно. А поскольку трасса не коммерческая, то поднять цены и убрать льготы мы не можем. Что же касается эксплуатационных затрат, в том числе и зарплаты персонала, то они будут окупаться ежегодно.


Застройщики могут праздновать победу. Спустя ровно год после вступления в силу скандального закона об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, который резко ограничил возможности строительных компаний в части привлечения средств дольщиков, застройщикам удалось вернуть практически все ранее существовавшие возможности получения кредитных ресурсов. Вчера комитет Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам рекомендовал депутатам одобрить в первом чтении поправки в закон, которые позволят застройщикам расторгать договоры с дольщиками в одностороннем порядке, выпускать для привлечения средств облигации и, самое главное, избежать солидарной ответственности девелопера и банкакредитора перед участниками долевого строительства.

-- В настоящий момент идет разработка еще двух маршрутов. Первый соединит Алтуфьевское шоссе и проспект Мира, а второй пройдет вдоль берега Москвы-реки от метро «Автозаводская» до «Воробьевых гор». В планах -- строительство монорельсового кольца по среднему радиусу, то есть между МКАД и Садовым кольцом, через спальные районы. Примерно такой же проект в 80-х годах существовал и у метрополитена. Однако в связи с финансовыми проблемами подземный проект заморозили, и вряд ли метростроевцы вернутся к его разработке теперь. А монорельсовое кольцо -- вещь осуществимая как финансово, так и технически. Он строится над землей, на высоте примерно 6--8 метров, поэтому под ним можно делать любые автомобильные развязки. Да и сносить какие-то постройки тоже не нужно. Но, к сожалению, какие бы планы мы ни строили на будущее, дальнейшая судьба монорельса в России будет зависеть от того, насколько удачной в экономическом смысле окажется новая трасса.

Практически сразу же после вступления закона в силу застройщики развернули масштабную контркампанию. Предприниматели утверждали, что закон, уменьшив риски дольщиков, привел к пропорциональному росту рисков других участников долевого строительства. Принятие закона, по уверениям застройщиков, способствовало тому, что строительный рынок оказался парализованным, а число компаний, которые не выполнили свои обязательства перед вкладчиками, резко возросло.

Один из основных элементов правительственного пакета по формированию рынка доступного жилья, закон об участии в долевом строительстве, вступил в силу 1 апреля прошлого года. Закон позволял дольщикам расторгать договоры со строительными компаниями и забирать свои деньги с процентами, обязывал застройщиков предоставлять всю бухгалтерскую отчетность по первому требованию клиента, а также налагал штрафы на строителей в случае задержки со сдачей жилья.

Так, новая редакция закона расширяет перечень случаев, допускающих привлечение средств граждан для строительства жилья. Устанавливается, что помимо договора участия в долевом строительстве денежные средства могут привлекаться путем выпуска специальных облигаций, а также жилищно-строительными и жилищно-накопительными кооперативами. Застройщикам возвращается возможность расторжения договора в одностороннем порядке в случае нарушения участником долевого строительства своих обязательств. Самая бурная дискуссия развернулась по поводу механизма солидарной ответственности застройщика и банка перед участниками долевого строительства в случае, если банк выдает кредит под залог земельного участка. В результате упоминание о подобной ответственности было вовсе исключено из текста законопроекта.

Неоднократные попытки депутатов внести поправки в закон неизменно заканчивались неудачей. Однако вчера комитет Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам рекомендовал одобрить целый ряд крайне выгодных для застройщиков поправок. По словам председателя комитета Владислава Резника, эти предложения поддерживает и администрация президента, что гарантирует их принятие. Мы поддерживаем законопроект, хотя и понимаем, что защита граждан значительно ослабеет,- признается Резник.

Следствием станет заметное увеличение строительства и, соответственно, предложений на рынке. Вместе с тем остановится рост цен, и, возможно, стоимость квартир в некоторых районах даже начнет понижаться,- прогнозирует генеральный директор Управляющей строительной компании М-девелопмент" Валерий Сухов.

Участники рынка пока не верят своему счастью. Это успех строителей, которые смогли пролоббировать этот закон.

Найдет ли концепция поддержку в правительстве и насколько реалистичной она окажется, покажет время.
К 2010 году, как известно, завершится первый этап реализации национального жилищного проекта. Уже к этому времени по замыслу его разработчиков в стране ежегодно будут вводить до 80 млн кв. м жилья и выдавать миллион ипотечных кредитов на фоне существенно обновленного жилищно-коммунального хозяйства. Однако, по мнению специалистов рынка недвижимости общественной организации Деловая Россия, состояние жилищного фонда страны, а также меры, заложенные как в самом проекте, так и в Федеральной целевой программе Жилище, не позволяют достичь поставленных целей.

С ним соглашается директор МИАН-девелопмент Анатолий Морозов, утверждая, что изменение взаимоотношений застройщик-дольщик поможет активизировать строительную деятельность. Возможно, что принятие поправок будет способствовать снижению темпов роста стоимости кв. м. На рынке появится большее количество новых проектов, что позволит снять ажиотаж,- уверен Анатолий Морозов.
Выполнить задачи, обозначенные в национальном жилищном проекте, Общероссийская общественная организация Деловая Россия предлагает с помощью революционных преобразований в области строительства жилья и жилищно-коммунального хозяйства, а также с помощью легализации института аренды. Свой взгляд на эти вопросы представители организации изложили в концепции Новая жилищная политика России, которая была представлена на заседании круглого стола в пресс-центре РИА Новости.

Не лучше обстоят дела и в сельской местности. Лишь 15 % деревенских домов обеспечены современными удобствами. Вместе с тем деревянные постройки составляют около 50 % жилищного фонда РФ. Такую цифру привел в своем докладе член экспертного совета Деловой России Сергей Журавлев, подчеркнув, что данная категория жилья архаична по своей сущности и не может быть предметом ипотечного кредитования.

Проблемы

По оценкам экспертов Деловой России около 80 % сегодняшнего городского жилья было построено в период власти Хрущева и Брежнева. Тогда дома возводили как временные со сроком эксплуатации до 25 30 лет и соответствующим качеством (особенно панельное жилье). Поэтому сегодня большинство зданий, простоявших около 40 лет, можно смело отнести к ветхому фонду, требующему реконструкции.

Развитие ипотеки, призванной повысить доступность жилья в условиях его дефицита, приводит к росту цен на квадратные метры. Не решают проблему малообеспеченных граждан и субсидии, объем которых ограничен.

При огромных российских пространствах население живет скученно и крайне неохотно меняет географию проживания, понимая, что квартирой на новом месте никто не обеспечит. Трудно также купить и снять жилье. Отсутствие цивилизованного рынка аренды сдерживает трудовую миграцию граждан.

Поточное производство жилья

Сегодняшние темпы роста объемов жилищного строительства не могут обеспечить даже простого воспроизводства жилищного фонда Российской Федерации в ближайшие 10 15 лет, обозначено в программе Деловой России. С этой оценкой солидарны и другие участники рынка недвижимости. В результате простого подсчета ясно: чтобы выйти на цифру 80 млн кв. м, ежегодно необходимо увеличивать объемы вводимого жилья на 7,4 млн кв. м, отмечает президент Ассоциации строителей России Николай Кошман. Вместо этого в 2005 году строители ввели на 2 млн кв. м меньше, чем запланировали.

Дополняя и уточняя национальный проект по доступному жилью, Деловая Россия разработала программу, успешная реализация которой позволит за 25 лет удвоить жилищный фонд страны, уже к 2010 году ввести не менее 90 млн кв. м, построить новые города, обеспечить дешевой арендой людей, не готовых стать квартирными собственниками. При этом на каждого человека будет приходиться не менее 40 кв. м жилой площади, а для семьи из трех человек пространство возле дома для парковки двух автомобилей. О том, каким образом достичь данных целей, рассказали участники встречи.

Вопрос с подготовкой строительных площадок тоже решают радикально. Государство и бизнес образуют частно-государственные концессии для инвестирования в эту деятельность, а затем на торгах продают обустроенные площадки застройщикам.

Прорыв в этой сфере может обеспечить технологическая революция в строительстве, аналогичная хрущевской. Индустриальное панельное домостроение советской эпохи позволило восстановить разрушенный войной жилой фонд. Именно на механизмы поточного производства жилья предлагает делать ставку Деловая Россия, называя этот рывок ньюхрущевизацией страны. Строители планируют возводить не только многоквартирные, но и индивидуальные дома с учетом новых стандартов жилья, близких европейским.

Новая градостроительная политика

Если не изменить принципы территориального планирования, то мы будем загнаны в тупик, сформулировал Сергей Журавлев позицию Деловой России в отношении градостроительной политики.
По его словам, сегодняшние города обременены такой инфраструктурой и транспортной системой, что дальше их развивать невозможно. Кроме того, в последние 10 15 лет о генеральном планировании забыли и строили, где придется. Ломать и возводить заново слишком дорого и долго. Поэтому эксперты Деловой России предлагают концепцию сдвоенных городов, когда в километровой зоне строят новый административно‑сервисный центр, возле которого возводят жилую зону с нормальными домами, транспортными развязками, коммуникациями, а старый город сохраняет за собой функции культурного или промышленного центра. При этом появляются условия для его постепенной и аккуратной реконструкции.

Согласно концепции изменят и строительные организации. Мелким застройщикам придется уйти с рынка, уступив место крупным компаниям с высоким уровнем капитализации, которые способны отказаться от привлечения средств дольщиков в пользу серьезных банковских кредитов. Будут ли новые застройщики такими же гигантами, как китайские компании, неизвестно. Однако стремиться есть к чему: по словам председателя Деловой России и члена Общественной палаты Бориса Титова, крупная строительная компания в Китае ежегодно вводит до 30 млн кв. м жилья, то есть чуть меньше, чем весь стройкомплекс России.

Зачем тратить безумные деньги на вывод заводов из города, давайте лучше выведем город, что делалось с успехом в СССР в рамках индустриальной политики. Старый город сохраняли, а вокруг него строили мощный современный промышленный комплекс, современный город, считает С. Журавлев.

Снижение цен на жилье и землю в старом городе станет побочным эффектом от реализации такого подхода.

Реформа в области энергетики

Все считали, что советский запас электричества, тепла и воды неисчерпаем, но оказалось не так. И проблема из нулевой превратилась в катастрофическую, полагает генеральный директор ОАО ВО Технопромэкспорт Сергей Моложавый. Решение задач обеспечения доступного жилья светом и теплом лежит в реформе электроэнергетики за счет привлечения частных средств.

На вопрос журналистов, можно ли применить данный подход к Москве, С. Журавлев ответил утвердительно. Развивать мегаполис надо не вверх, а вширь до 30-километровой зоны за МКАД.

Из десяти газотурбинных установок для Москвы в этом году построят только три. И дело не в деньгах, а в нехватке оборудования, специалистов и лимитов на газ. Кроме того, частные компании опасаются, что Газпром как монополист может предложить такие цены, что затраты очень долго будут окупаться и в конечном счете лягут на потребителя.
Инфраструктура одно из узких мест строительной отрасли, считает Константин Гусаков, генеральный директор ЗАО Стольный град. Но даже если отдать в частные руки продажу энергоносителей, а генерацию и транспортировку оставить в ведении государства, ситуацию удастся сдвинуть с мертвой точки.

Технопромэкспорт занимается строительством электростанций, в том числе в деловом центре Москва-Сити. Трудности, с которыми сталкиваются при реализации этих проектов, высветили главную российскую проблему. Ни местные власти, ни РАО ЕЭС России не готовы к частным инвестициям в электроэнергетику. К нам предъявляют такие же требования, как к инвесторам элитного жилья, сказал С. Моложавый и привел пример, когда власти пытались обложить компанию налогом за электроэнергию, которую будет вырабатывать, а не потреблять построенная станция. Аргумент, несмотря на анекдотичность, состоял в том, что нормативная база существует только на потребление.

Многие страны стимулируют застройщиков тем, что не только безвозмездно отдают землю под строительство, но и подводят бесплатно инфраструктуру. Показательный пример Анталья в Турции. По словам К. Гусакова, 15 лет назад здесь не было ничего. Однако продуманная государственная политика в сфере кредитования, льготного предоставления участков позволила построить популярный курорт. Есть еще один хороший пример Казахстан, где застройщик, приходя на площадку, получает всю инфраструктуру в готовом виде.

Такие же дела обстоят с землей. Основным оператором на этом рынке является государство, оно же его законодатель и регулятор. Поэтому земля никак не может стать рыночным товаром. Отсюда возникают все проблемы. Федеральные и муниципальные власти делят землю, а надо делить доходы от ее продажи или использования, как это происходит с нефтью, газом, в энергетике, убежден К. Гусаков.

Чтобы легализовать рынок аренды жилья, эксперты Общероссийской общественной организации предлагают ввести упрощенный порядок регистрации индивидуальной предпринимательской деятельности, основанной на аренде, путем регистрации договоров аренды непосредственно в налоговых инспекциях. Кроме того, необходимы налоговые льготы для арендаторов жилья, а также налоговый вычет, аналогичный тому, который имеют продавцы и покупатели недвижимости.
Для обеспечения требуемых объемов арендного жилья следует законодательно восстановить статус доходного дома и перейти к реальной цене аренды. При такой постановке дела отпадает необходимость государству содержать большой неприватизированный жилой фонд. Владельцы квартир и доходных домов возьмут бремя содержания и обслуживания недвижимости на себя, что повысит качество их эксплуатации. Конечно, вырастет и стоимость аренды, но для определенной части населения государство может выделять субсидии на ее оплату.

Легализация рынка аренды жилья

В цивилизованных странах не менее 30 % рынка жилья приходится на аренду. У нас аренда не легализована, и объем такого жилья ничтожно мал, подчеркнул С. Журавлев.
Сегодня вся политика направлена на стимулирование приобретения жилья, а следовало бы развивать рынок аренды. В концепции Деловой России этот пункт занимает ключевое место.

Взаимоотношения бизнеса и власти

Конечно, без помощи государства обойтись невозможно. Законодательными и иными правовыми мерами оно должно обеспечить свободный приток инвестиций в сферу строительства и эксплуатации жилья. Уместны будут привилегии для строительных компаний, особенно это касается закупки импортного оборудования. Практику обременений (социальных обязательств) застройщиков следует прекратить, так как от этого значительно возрастает стоимость жилья.
Необходимо срочное принятие поправок к 214-ФЗ для восстановления разорванной связи между дольщиками, застройщиками и банками. Однако самое главное это уменьшение бюрократизации и взяткоемкости строительства и сбыта жилья.

Есть в Новой жилищной политике место и для ипотеки, которая признается активно развивающейся и не требующей дополнительной государственной поддержки, за исключением мер по координации темпов роста объемов строительства и ипотечного кредитования, а также формирования системы страхования рисков при ипотеке.



Главная --> Публикации