Главная --> Публикации --> Две беды – гаражи и дороги Мэрт оценило затраты на выкуп земли За две квартиры - тройной налог Бульвары на набережных Самая популярная сделка этого года - покупка жилья под залог имеющейся недвижимости

Рост тарифов на пассажирском транспорте за первый квартал 2005 года не превысил 5%, доложил министр транспорта Игорь Левитин на заседании Госдумы в среду. По его словам, на начало 2006 года средняя стоимость одной поездки в городском наземном пассажирском транспорте по России составила 6-7 рублей, в метро от 7 до 15 рублей за одну поездку.

Правительство Москвы собирается разгрузить плотность пассажиропотока в метро за счет водного транспорта. Городские власти намерены пересадить пассажиров на катамараны. Стоимость билетов на них не превысит 20 рублей, а перерывы между рейсовыми катамаранами будут не более 10 минут, обещают чиновники. Кроме того, планируется повысить уровень комфортности в транспорте.

Левитин также отметил, что в 70 регионах введены льготы для социально незащищенных слоев на проездные документы на длительные периоды времени. Анализ социальных городских пассажирских перевозок показал, что сегодня расходы населения составляют около 5% среднемесячной заработной платы в соответствующем субъекте, говорит министр. Как подчеркнул глава Минтранса, цены на билеты пассажирского транспорта в 2005 году росли существенно медленнее, чем цены на топливо и другие эксплуатационные расходы.

Водные артерии

Основная задача программы повысить комфортность поездок для пассажиров, а также сделать общественный транспорт более привлекательным и доступным для горожан, сказал Липсиц. Так, в рамках программы предполагается сократить время на поездку из жилых районов до места работы горожан в среднем на пять минут.

В Москве уже позаботились о повышении комфорта проезда на городском транспорте. Городские власти приняли ряд мер по уменьшению плотности пассажиропотока. В столичном Департаменте транспорта и связи разработана городская целевая программа развития наземного городского пассажирского транспорта на 2007 2009 годы, и 25 апреля она будет вынесена на рассмотрение правительства Москвы, сообщил руководитель департамента Леонид Липсиц.

Также планируется повысить экологические параметры транспортной системы. За период с 2007 по 2009 год планируется приобрести 2720 новых автобусов, соответствующих нормам Евро-3, из них чуть более 1200 на средства городского бюджета. В заботе о комфорте московское правительство не позабыло и пенсионеров и людей с различными заболеваниями. В будущем мы планируем, что весь городской транспорт в Москве будет низкопольным, рассказал Липсиц.

Кроме того, планируется повысить уровень комфортности в транспорте. Мы хотим добиться, чтобы на один квадратный метр в общественном транспорте помещалось не более пяти человек, пояснил Липсиц, имея в виду ситуацию часа пик.

Программа предусматривает развитие сети электротранспорта. Новых троллейбусов и трамваев планируется приобрести более 40 Намечено строительство четырех новых троллейбусных линий, из которых три пройдут по Можайскому шоссе и Севастопольскому проспекту. Начнется строительство троллейбусной линии в районе Косино-Ухтомский протяженностью около 13 км и трамвайных линий в районе Бирюлево Западное.

Разгрузить магистрали

Помимо этого, московские власти намерены разгрузить транспортные магистрали города за счет переключения части пассажиропотока на водные артерии. Как сообщили в городской администрации, проект организации пассажирского движения по Москве-реке будет рассмотрен уже в этом году.

Ситуация в Бирюлево Восточном не так плоха, однако в Западном требуется срочно ее улучшить, отметил Липсиц. Общий объем финансирования программы, по словам Липсица, составит почти 23,6 млрд. рублей. Из городского бюджета на реализацию программы поступит около 15 млрд. рублей, средства ГУП Мосгортранс составят 1,2 млрд. рублей. Частные инвестиции порядка 7,3 млрд. рублей.

Пресс-секретарь Департамента транспорта и связи города Москвы Мария Проценко сообщила газете ВЗГЛЯД, что предварительных оценок по необходимому объему инвестиций, по окупаемости проекта, по загруженности его пассажиропотоком и возможности разгрузки за его счет наземных и подземных маршрутов пока не делалось. Проект находится в стадии разработки, подчеркнула Проценко.

Для скоростной перевозки пассажиров планируется определить пять основных маршрутов, по которым можно будет во время навигации перевозить до 2,5 тыс. пассажиров на одном маршруте, или около 300 человек за час. Как наиболее приемлемый для этих целей в качестве водного автобуса будет использован маломерный мелкосидящий скоростной катамаран, разработанный АОЗТ Нептун-Судомонтаж, отметил сотрудник администрации. Он уточнил, что планируется использовать более 60 таких катамаранов, которые развивают скорость до 35 км/час и могут перевезти сразу 50 человек. Таким образом, на каждый маршрут будет приходиться порядка 12 катамаранов, исходя из этого ожидание транспорта может быть сопоставимым с ожидание наземного транспорта оно составит порядка 5-10 минут.

Объем пассажиропотока на водном транспорте не превысит сотых долей одного процента от его общего объема по Москве, уверен Кочетков. Развитие метрополитена отстает от потребностей города на 15-20 лет, а структура застройки города не позволяет значительно расширять наземные трассы.
Москва-река может разгрузить лишь южные, юго-восточные и северо-западные районы города, да и то только в летнее время, уверен Владислав Кочетков. Но даже при таких оговорках данный проект может выйти на окупаемость за 2-3 года, при условии, что цены на билеты не превысят 20 рублей.

По оценкам аналитика Финама Владислава Кочеткова, один новый катамаран подобного класса может стоить 100-150 тыс. долларов. В итоге объем инвестиций может составить от 6 до 9 млн. долларов. Это вполне адекватные вложения, заявил газете ВЗГЛЯД аналитик. Но при этом говорить, что водный транспорт может восполнить потребности города в наземных и подземных трассах, нельзя.

Как возникла существующая в Москве система проведения тендеров?
В мире уже давно пользуются системой конкурсов для экономии городских бюджетов и их пополнения. У нас была возможность изучить множество зарубежных и исторических аналогов и рассмотреть механизм работы американской и европейской систем, учесть опыт проведения торгов в царской России. Схемы у всех примерно схожие. Главное необходимо определить, что выставлять на торги и как они будут проходить. Сейчас процедура торгов и аукционов отработана, публично известна, законодательно закреплена и является обязательной для исполнения. Подготовка к участию в торгах достаточно сложный процесс, в нем много ответственных моментов. Требуются определенные знания и опыт работы с экономической и юридической документацией. При этом мы готовы помогать претендентам: у нас действует служба одного окна. Если в Тендерный комитет придет человек, который не до конца знает правила участия в торгах, как сформировать пакет документов, он может туда обратиться и получить реальную помощь. Многие инвесторы ищут неких посредников, потому что не хотят сами разбираться, что и как нужно делать, но хотят получить какой-то конкретный объект.

Наибольший интерес, по мнению эксперта, такой вид транспорта может представлять для туристической сферы, и цены на билеты для туристов могут составить 150-200 рублей.
Тендерный комитет Москвы разработал график инвестиционных торгов по объектам городской недвижимости и земельным участкам. О главных задачах комитета и порядке проведения тендеров и аукционов на застройку Москвы журналу Собственник рассказал его председатель Геннадий Дегтев.

Как часто вносятся изменения в процедуру торгов?
С апреля 2004 года порядок проведения торгов существенно не поменялся мы лишь внесли в него несколько уточнений, исходя из наработанной практики и опыта. Существенных изменений в процедуру в ближайшее время мы вносить также не планируем.


Среди участников конкурсов могут быть посредники?
Посредники участвуют в торгах. Компания может инвестировать не только собственные средства, но и привлеченные финансовые ресурсы. Наше законодательство этого не запрещает. Мы следим, чтобы претенденты не являлись банкротами, не имели проблем с налоговыми органами и задолженностей перед бюджетом или каких-то долгов по ранее заключенным договорам с городской администрацией.

А происходит вот что: какая-либо компания выявляет такой объект и изъявляет желание выступить в роли заказчика на разработку акта разрешенного использования, проверить обременения, заключить договоры по поиску инвестиционных ресурсов и т. д. и построить объект недвижимости. Тогда появляется распорядительный документ, а тендер не проводится.

Можно ли получить распорядительный документ, не участвуя в тендере?
Можно. Город при проведении такой процедуры экономит значительные средства. Речь идет об объектах, договора на которые не выполняются много лет. Если бы этот объект выставлялся на торги, то большая часть подготовительной работы была бы выполнена соответствующими структурами правительства Москвы с соответствующими затратами.

Мы подготовили несколько документов, где перечислены объекты, по которым планируется провести торги. Эта информация тоже есть в открытом доступе на нашем сайте. Документы включают в себя три направления. Первое это проведение инвестиционных торгов по объектам, включенным в единый адресный перечень. На 2006 год по всем префектурам разработан рабочий график по жилому и нежилому фондам, земельным участкам, гаражам, дорогам Второе направление график подготовки инвестиционных торгов, на которые разрабатывается градостроительная документация. Здесь как раз те объекты, по которым ведется работа, с указанием сроков, когда ее планируется завершить и подготовить объект для торгов. Третье направление посвящено объектам, за которые ответственны окружные конкурсные комиссии, то есть префектуры. К примеру, ЮВАО проводит много аукционов на право аренды земельных участков.

Почему относительно мало происходит торгов по земельным участкам?
Закон, регламентирующий эти торги, вступил в силу только 1 октября 2005 года и подразумевает несколько вариантов продаж земельных участков на аукционах: как с разработанной градостроительной документацией, так и без таковой.

Были ли в практике вашего комитета прецеденты необычных судебных разбирательств, когда не участники жаловались на Тендерный комитет, а комитет подавал в суд на участников торгов?
Да, у нас был случай, когда в ходе торгов претендент буквально на третьем шаге взвинтил цену сразу на 1,5 млн. долларов при шаге в 100 000 долларов. Естественно, торги прекратились, другие участники отказались от соревнования. А потом этот победитель отказался подписывать договор. В этом случае, по правилам аукциона, объект должен был уйти тому, кто предложил наибольшую после несостоявшегося победителя цену. Но эта цена была ниже той, которую рассчитывал получить город, 600 000 долларов вместо 900 000 долларов. Мы аннулировали результаты торгов и стали судиться, так как у нас были все основания предполагать сговор.

С мировой практикой это сопоставимо?
Вполне. К примеру, в Гонконге в год на торги выставляется всего 35 объектов недвижимости. А по территории и по экономическому развитию он вполне сопоставим с Москвой. В нашем перечне более 500 объектов.

А город как-то защищен от таких недобросовестных участников?
Есть один важный момент: когда вы выиграли право на осуществление застройки, то вы обязаны предоставить оплаченную банковскую гарантию это финансовое обеспечение заявки на участие в конкурсе может доходить до 30% стоимости проекта. Сумма затрат рассчитывается экспертным способом нам в этом помогает Департамент экономической политики. Если вдруг инвестор не станет исполнять свои обязательства, то у города останутся эти финансовые ресурсы. Поэтому, с одной стороны, требование банковской гарантии существенно ограничило возможности претендентов, но с другой стороны, повлияло на порядок проведения торгов и определение победителя.

Как вы теперь защищены от таких ситуаций?
Теперь у нас аукционист предупреждает претендентов, что они не могут единовременно повысить цену более чем на пять шагов. Хотя если аукцион организован правильно, то сама атмосфера может разогреть участников, и они будут готовы предложить больше, чем, к примеру, они бы предложили на деловых переговорах. Поэтому достаточно трудно определить, искусственно ли претенденты завышают цены или поддались ажиотажу.

Интересы города и интересы инвесторов могут противоречить друг другу или нет?
Мне кажется, нет. Вопрос в том, на каких условиях и как заключается соглашение. Любая сделка заканчивается договором. И город, и инвесторы не смогут развиваться, если не будут договариваться на взаимоприемлемых условиях. Тендерный комитет стоит на страже только одних интересов чтобы соблюдались правила, по которым заключается договор.

Сейчас очень много говорят о государственно-частном партнерстве. Как защищены интересы сторон?
В настоящее время инвестиционный климат достаточно стабильный, и инвестор может планировать свою деятельность в перспективе. Участие в любом тендере это решение инвестора, а не чиновника. Когда инвестор выигрывает тендер, главное для него рентабельность и прибыль. Можно долго спорить, чьи интересы защищены лучше государственные или частные, но если нет правил, то договориться будет вообще невозможно. Ответственность Тендерного комитета и состоит в том, что мы следим, выполняются ли эти правила. И не только с точки зрения процедуры, но и предоставления необходимой информации. Мы гарантируем это на всей территории города.

Окрестности площади Белорусского вокзала всегда испытывали влияние со стороны находящейся по соседству самой дорогой улицы Тверской. Здесь центр столицы и самые высокие ставки аренды в офисах А- и В-класса.

Площадь Тверской Заставы и Ленинградский проспект становятся все популярнее у девелоперов коммерческой недвижимости. Как офисный субрынок эта часть Москвы стала осваиваться и развиваться с 1990-х гг. Сейчас в районе развернулось бурное строительство бизнес-центров нового поколения. Но крупные и неординарные проекты, расположенные в этой зоне, вызывают полемику в деловых кругах.

На этих территориях образовался активно развивающийся офисный субрынок, считает Владимир Пинаев, директор компании Jones Lang LaSalle. В процессе дальнейшего развития скорее всего сформируются две зоны. Одна из них вокруг площади Тверской Заставы. Она, судя по всему, будет отнесена к Тверскому деловому району, к которому она ближе и по ценам на помещения, и географически. Так что ее можно считать частью центра. Вторая зона это Ленинградский проспект и часть Ленинградского шоссе вплоть до Химкинского водохранилища.

У Ленинградского проспекта сформировался имидж престижного для жизни района, в котором с давних пор селились руководители крупных компаний. Топ-менеджеры открывали поблизости и свои офисы. А международные холдинги всегда стремились арендовать площади на Ленинградском, так как эта дорога прямой путь в аэропорт Шереметьево. Так начал складываться деловой квартал, который теперь разросся далеко за пределы CBD (Центрального делового района). Аналитики рынка иногда пользуются аббревиатурами BEL и SOK (Белорусский, Сокол), чтобы обозначить эти офисные зоны. Чаще же рассматриваемые участки так и называют Белорусский деловой район и Ленинградский проспект.

Взгляд аналитика

Сколько бы ни было сейчас в этом деловом районе новых офисных проектов, это все равно немного, считает Рубен Алчуджян, управляющий директор компании Praedium. Субрынку пока далеко до насыщения. Раньше 2007-2008 гг. достаточного числа качественных бизнес-центров здесь не появится. Можно представить, говорит он, что есть районы, в такой же степени предрасположенные к офисной застройке, как, например, Остоженка к строительству элитного жилья. На Остоженке эксклюзивного жилья никогда не бывает много. От Тверской Заставы до ст. м. Аэропорт на Ленинградском проспекте расположилась престижная деловая зона.

По данным Регины Лочмеле, руководителя отдела аналитики рынка офисной и индустриальной недвижимости Colliers International, общий объем существующих офисов классов А и В в районе составляет примерно 270 000 кв. м. Из них офисы класса А занимают 52 500 кв. м около 3,7% от общего объема существующих офисов класса А в Москве. К концу 2008 г. в результате ввода в эксплуатацию примерно 150 000 кв. м офисов класса А в этом деловом районе показатель заметно увеличится и составит примерно 10%.

Вся зона Белорусского-Ленинградского популярна у арендаторов, делится мнением Ирина Герасимова, директор департамента офисной недвижимости Noble Gibbons в ассоциации с CB Richard Ellis (NG/CBRE). Этот деловой район пользовался спросом уже в середине 1990-х гг. Тогда многие арендаторы звонили в брокерские агентства и просили офис либо в центре, либо на Ленинградском. Иногда высокие ставки аренды можно встретить и в офисах на окраинах Ленинградки. Например, в здании на Ленинградском проспекте, 39 (класс А), 1 кв. м площади сдается по 650 евро без операционных расходов, рассказывает Герасимова. Популярным Ленинградку сделали и международный аэропорт, и тот факт, что на проспекте всегда было много зданий НИИ и заводоуправлений, которые на заре рынка их владельцы стали сдавать в аренду под офисы. Позже дальновидные участники рынка недвижимости взялись за редевелопемент площадок такого типа и попытались превратить их в современные бизнес-центры. Все эти факторы повлияли на формирование деловой зоны.

Низкий показатель доли свободных офисных помещений (в среднем около 3-4%), устойчиво высокий спрос на офисы в данном районе, наличие участков для нового строительства и редевелопмента привлекают инвесторов и девелоперов в Белорусский-Ленинградский, считает Лочмеле.

Рассматриваемый район является ярким примером децентрализации офисного рынка Москвы. Рост активности девелоперов и арендаторов здесь привел к тому, что границы Центрального делового района существенно расширились в сторону ст. м. Белорусская, а границы самого делового района, складывающегося вдоль Ленинградского проспекта, постепенного смещаются за пределы Третьего транспортного кольца.

По воспоминаниям участников рынка, первые качественные офисы в Москве появлялись в начале 1990-х гг. не только в центре, который тогда был основной площадкой для А-класса, но и на Ленинградке. Одна же из знаменитых офисных Чаек Чайка Плаза 2 была построена недалеко от Белорусского вокзала, в Среднем Тишинском переулке, 28, стр. 1, компанией Plaza Development.

Офисные проекты в районе отличаются многофункциональностью здесь немало объектов, включающих в себя и деловые, и торговые помещения. В последние годы появилась тенденция к глобальным проектам и созданию бизнес-парков. Девелоперы строят по два, по три офисных комплекса на одной площадке и ведут строительство в несколько этапов.

На площади Белорусского вокзала как будто бы берут начало несколько направлений офисного развития. Одно из направлений ведет к Кремлю, и все, что по эту сторону, считается самым элитным деловым кварталом. В нем есть такие почти что совершенные офисные комплексы, как Романов двор. Ставки аренды здесь выше $1000 за 1 кв. м в год без операционных расходов. Другое направление Бутырский Вал, соединяющий центр города с деловой зоной Новослободской (NOV). Третье направление собственно Ленинградка.

Центр притяжения

Реконструкция начинается

Несколько лет назад рядом с площадью, у ст. м. Белорусская появились первые признаки кардинальных перемен возникло сразу несколько стройплощадок новых офисных зданий. Спустя некоторое время участники рынка и общественность узнали и о разнообразных проектах бизнес-центров в этой округе. Например, о комплексе зданий, объединенных под названием White Square, что на Лесной улице, совместном проекте Coalco и AIG Lincoln. Или об очередном творении Capital Group комплексе Capital Plaza. И тот и другой бизнес-центр аналитики рынка приравнивают к классу А. И пока что невзрачно смотрящийся район в скором времени должен запестреть офисными зданиями в европейском стиле.

На площади у Белорусского планируется сразу несколько деловых и многофункциональных комплексов, не считая уже начавшегося в округе строительства. По словам Кузьмина, все участки, которые будут здесь комплексно застраиваться офисами и торговыми помещениями, связаны со строительством транспортной развязки на привокзальной площади. Получится большой квартал, который кардинально поменяет нынешний облик. Под землей будут созданы торговый центр и паркинг.

Развитие района во многом определяет утвержденный столичными властями градостроительный план Северного округа до 2020 г. Приоритетным направлением здесь будет строительство офисных, торговых и многофункциональных комплексов, особенно на площадях и вдоль основных транспортных магистралей. Масштабный процесс реконструкции начнется для делового района с площади Тверской Заставы. Детали этого проекта стали известны на одном из последних общественных советов, который проходил 10 февраля 2006 г. при участии мэра столицы Юрия Лужкова, вице-мэра Юрия Росляка и главного архитектора города Александра Кузьмина.

Как сообщил вице-мэр Юрий Росляк, основной акцент в этом глобальном проекте делается на то, чтобы навести порядок в автодвижении на площади. Многофункциональный подземный комплекс предлагали создать здесь еще во времена перестройки городские архитекторы предыдущего поколения. У проектов, которые когда-либо предлагались, были даже самые неожиданные названия, например Ворота в никуда.

Основную долю территории застраивает девелоперская компания Стройинком-К (одна из структур, подконтрольных известному предпринимателю Льву Леваеву (только 112 000 кв. м составляют подземные площади). Она проводила конкурс на проектирование застройки площади Тверской Заставы среди 10 архитектурных бюро. В экспертную группу, работающую над проектом, вошли сотрудники Москомнаследия, Москомархитектуры и Комиссии по сохранению исторической застройки. Градостроительное объемно-планировочное решение по застройке всей территории разработала мастерская № 19 Моспроекта-2.

Недалеко от этой площадки, рядом со ст. м. Белорусская-кольцевая, Стройинком-К совместно с СТ Групп (структура, созданная предпринимателем Шалвой Чигиринским) возведет еще одну административную высотку на 129 м общей площадью 100 000 кв. м (Грузинский Вал, вл. 31). Консультирует девелоперов в этом проекте Colliers International.

На этот раз создатели проекта порешили, что в районе Белорусского начнется повышение этажности застройки. И одним из таких объектов станет офисно-гостиничная башня Стройинком-К максимальной высотой 48 м. (2-я Брестская улица, 50/2, между 2-й и 1-й Брестскими улицами). Она появится ровно на том месте на площади, где находится казино, а также любимое место встреч творческой интеллигенции кафе Москва-Берлин. Совсем рядом с этой башней Стройинком-К построит еще одно офисное здание, на 1-й Брестской улице, 64-6 Общая площадь двух зданий составит 160 000 кв. м. Оба комплекса будут соединены проездной аркой, которая расположится как раз над 1-й Брестской улицей.

Дороги не выдерживают

С одной стороны, площадь Тверской Заставы и прилегающие к ней улицы входят в охранную зону Москвы. С другой стороны, это въезд в историческую часть столицы со стороны международного аэропорта Шереметьево, считают градоначальники. Такой въезд не должен напоминать балаган или развалины.

Хотя на площади Тверской Заставы будут созданы новые развязки, одновременно с появлением новых офисов и торговых центров здесь увеличится поток автомобилей, считает Рубен Алчуджян.

Транспортная ситуация с ростом офисных проектов и притоком в этот район посетителей станет еще сложнее. И без того начиная от Белорусской и на всем протяжении Ленинградского проспекта здесь всегда были пробки.

Власти города внесли особый пункт в Генплан Москвы до 2020 г., в котором предусмотрена реконструкция магистральных улиц этой зоны, в том числе Ленинградского проспекта и Ленинградского шоссе. Правительство Москвы представило на суд общественности в январе этого года проект реконструкции магистралей. К 2008 г. Ленинградский проспект расширится до восьми полос в обе стороны движения. Дорогу на Тверской улице сделают без светофоров, мост через Химкинское водохранилище станет односторонним, рядом с ним построят такой же мост для движения в обратную сторону.

По мнению Владимира Пинаева, нагрузка на магистрали будет со временем только увеличиваться. И тут нужна не только развязка на Белорусской, но и реконструкция самого Ленинградского проспекта.

В каждом деловом районе есть свои чем-то примечательные здания. Вокруг Белорусского и на Ленинградке также появились комплексы, которые со временем, возможно, станут символами района. О них в первую очередь говорят консультанты и брокеры. Одним из первых новых офисных комплексов рядом с площадью Тверской Заставы стало здание Capital Plaza (49 414 кв. м), расположившееся в 4-м Лесном переулке, 1 Его сдавали в аренду брокеры Colliers International. В 2005 г. он открылся для арендаторов.

Проекты-символы

Комплекс нескольких зданий White Square (1, 2, 3) на Лесной улице, 15, общей площадью 66 550 кв. м, должен получиться высококачественным, считает Ирина Герасимова. Его строят зарубежные компании-девелоперы. В том числе здания отличаются удобной планировкой этажей. Бизнес-центры будут хорошо видны с площади Тверской Заставы и с проезжей части, так как находятся на первой линии домов. А вот Capital Plaza, напротив, заслонят новые объекты. Если бы первый комплекс White Square вышел на рынок сейчас, арендные ставки в нем были бы не меньше $700 за 1 кв. м., считает Герасимова. По планам девелоперов AIG Linkoln и Coalco, первое здание будет готово в 2007 г., второе и третье в 2008 г. Что касается прогнозов по ставкам в этом районе, в таких зданиях они будут находиться примерно на том же уровне, что и сейчас, если экономика в стране останется на том же уровне, если не случится очередного дефолта, рассуждает Герасимова.

По словам Максима Жуликова, ведущего консультанта Penny Lane Realty, у комплекса удачная планировка: естественный атриум, созданный в центре здания, хорошо освещает рабочие кабинеты. Сейчас в здании сдаются 7-9-й этажи, по информации Ирины Герасимовой. Ставки составляют на этажах по $680 за 1 кв. м без НДС, операционные расходы дополнительно стоят $100.

Стоимость аренды в каждый конкретный момент времени зависит от того, на каком этапе строительства находится комплекс. Готовый объект всегда стоит дороже, объясняет Рубен Алчуджян.

В аренду площади этого здания сдают практически все ведущие брокеры столицы, владелец устроил так называемый открытый листинг. По словам экспертов, в первом здании предварительные договоры аренды сейчас заключаются на $550 и даже уже $600 за 1 кв. м в зависимости от размера арендуемой площади и уровня арендатора (ставки не включают операционные расходы). По мере готовности бизнес-центров, а также в процессе заполнения их арендаторами ставки будут повышаться до $650-70 White Square-1 владельцы хотят сдать целиком только одному арендатору, но контракт еще не заключен.

Событием также было и строительство офисного здания для московского представительства немецкого концерна Siemens AG (Ленинградский проспект, 41, 50 000 кв. м). В 2003 г., когда стало известно о строительстве, это был самый большой офис иностранной компании в Москве, возводящийся к тому же российским девелопером Системой-Галс. В строительство своего концерна Siemens AG инвестировала 100 млн евро.

Другой символичный для рынка объект находится на ул. Лесной, Это торгово-офисный центр класса А (5700 кв. м офисных площадей), который купил у девелопера, компании Coalco, фонд Fleming Family Partners год назад примерно за $22 млн. Фонд заключил таким образом инвестиционную сделку. Инвестсделки с качественными зданиями на рынке до сих пор можно пересчитать по пальцам. Потому для рынка такая покупка, тем более сделанная зарубежным фондом, стала настоящим событием. Colliers International выступала консультантом сделки, и здание было продано по схеме leaseback (Coalco там осталась арендатором).

Так сложилось, что вдоль Ленинградки, на первой линии домов и во дворах, в советские времена строилось немало зданий заводоуправлений и научно-исследовательских институтов. В начальном периоде развития рынка именно они стали первыми объектами, попавшими в поле зрение девелоперов. Одним из первых девелоперов, кто начал в этом округе создавать офисы на месте заводов, оказалась компания Forum Properties. За фирмой закрепилась слава девелопера, способного создавать на подобных площадках действительно качественные офисы А- и В-класса (проекты в других деловых зонах две очереди Аврора Бизнес-парк в Замоскворечье, новый проект в Киевском деловом районе, на месте Института комплексной автоматизации). Недалеко от ст. м. Сокол Forum Properties построила бизнес-центры Sokol Plaza 1, 2, 3, на ул. Усиевича, 20/1, корп. 1, 20/1 и 12, площадью не больше 3500 кв. м каждый. В этом же квартале, на ул. Врубеля, 12, стр. 1 и 2, компания построила бизнес-центры Сокол и Сокол-2 (соответственно 3100 и 4500 кв. м) и комплекс Сокол Плейс (5500 кв. м) в Чапаевском переулке, 14.

Кабинеты вместо заводов

Стоит посмотреть на подробную карту Москвы и станет ясно, что вдоль Ленинградского проспекта есть еще много участков с какими-либо промышленными постройками или же целыми промышленными кварталами. Теперь за такие площадки берутся и молодые девелоперы, причем глобально. Самый большой бизнес-парк этого района именно такой формат чаще всего строится на месте бывших заводов находится недалеко от площади Тверской Заставы. Это проект на месте часового завода Слава, известного в России советского брэнда (Ленинградский проспект, 8, 200 000 кв. м). Его создатели, компания Стольный град и банк Глобэкс, скорее всего дополнят офисный проект и торговыми площадями. Как известно из близких к проекту источников, нынешние владельцы купили почти 100% акций завода и обязались перенести производство с этой территории на вторую базу завода Слава, находящуюся на юго-западе Москвы. По оценкам аналитиков, себестоимость 1 кв. м офисного здания практически в каждом деловом районе составляет около $120 Но когда офис строится в промзоне, надо также учитывать затраты на вывод производства, на снос построек.

Если ехать из центра, то с левой стороны после ст. м. Динамо будет находиться площадка, на которой делоперская компания West Bridge Ltd (Западный мост) строит одноименный бизнес-парк (Ленинградский проспект, 37). Первое здание готово. Реализацией объекта занималась компания Knight Frank.

Интуриста и складского комплекса Пушкино в Подмосковье компания Capital Partners. Местом действия выбрано заводское здание Радикона рядом со ст. м. Войковская. Это именно то здание, в котором находятся крупный магазин зимней одежды Снежная королева и развлекательный клуб Чемпион. Площадка, доставшаяся Capital Partners, занимает не меньше 11 га, как рассказал главный управляющий директор компании Эркан Эркек. Здесь планируется создать многофункциональный комплекс общей площадью 330 000 кв. м, на территории которого будут и офисные, и торговые пространства, и около 4000 парковочных мест. Объем инвестиций в проект, по оценкам игроков рынка, должен составить не меньше $300 млн. Комплекс будет включать три офисных здания 9, 9 и 13 этажей, а также торговый центр. На торговую часть отведено примерно 80 000 кв. м. Партнер по маркетингу Capital Partners в данном проекте Jones Lang LaSalle.

Второй грандиозный по масштабам проект, названный Метрополис, развивает уже ставшая известной благодаря строительству отеля Ritz Carlton на месте

Что касается проекта на месте завода Слава, он неоднозначен, говорит Рубен Алчуджян. При том что проект будет создаваться, находясь в окружении офисов высокого класса А, и при том что сам он является классом В, его надо рассчитать так, чтобы он заполнился арендаторами, принес прибыль и не потребовал бы неадекватно высоких вложений от владельца. Но, по мнению Ирины Герасимовой, место для офисов выбрано удачное и пока нет никаких факторов, мешающих построить бизнес-парк хорошего качества.

Мегакомплексы за и против

Во всем остальном, если говорить про торговую часть проекта, здесь важны верные расчеты, какую категорию посетителей собирается обслуживать центр, рассуждает Алчуджян. Если жители окрестных районов будут здесь обслуживаться, то надо посмотреть, что это за социальный класс. Если предполагается, что посетители будут ехать издалека, то будьте добры постройте хорошие подъездные пути к комплексу. Офисную часть, несомненно, следует в проекте отделить от торговой: это должны быть отдельные здания со своими входами и территориями. Как считает Ирина Герасимова, Метрополис отличается тем, что он первый многофункциональный комплекс, в котором большие площади занимают и офисы, и торговая часть. Кроме того, по предложению Jones Lang LaSalle в составе проекта планируются и гостиницы. Не будут ли мешать друг другу все эти компоненты? задается вопросом Герасимова.

А вот проект рядом со ст. м. Войковская Метрополис настораживает консультантов. Сроки начала его строительства, намеченные на апрель 2006 г., затягиваются. Недавно арендаторы помещений Радикона, заключившие долгосрочные договоры аренды, запротестовали против выезда из здания. Среди них, например, рестораны Панчо Пицца и Дон Пери, которых не устраивает другое помещение, которое им предложили девелоперы в качестве компенсации. Развлекательный клуб Чемпион, у которого здесь заключен договор аренды до 2010 г., боится принимать предложение поселиться в Метрополис, так как придется несколько лет ждать окончания его строительства и нести убытки. Пока не истек договор, арендатор имеет полное право оставаться в помещении, комментирует Рубен Алчуджян. Задача хозяина нового проекта суметь договориться с каждым арендатором.

Втот момент, когда началась подготовка к конкурсу, привлечение нескольких сотен миллионов в развитие Новой Голландии казалось несбыточной мечтой. Тем не менее проект заинтересовал многие компании, некоторые из них, правда, по разным причинам не дошли до конкурса. Это говорит о том, что инвесторы готовы вкладывать в Петербург существенные суммы. От реализации точечных проектов они стремятся перейти к комплексному освоению крупных площадок, а такие начинания по силам только профессиональным игрокам, говорит заместитель председателя правления ЗАО ВТБ-Капитал Александр Ольховский.

Есть на Ленинградке, в районе Ходынского поля, еще один глобальный и к тому же стародавний проект Авиапарк, в котором предполагается 500 000 кв. м торговых, выставочных, офисных и гостиничных площадей, вместе взятых. Аналитики оценивают проект в $1 млрд. Застройкой между Ленинградским и Хорошевским шоссе займется специально созданная компания ТВК Авиапарк. Сначала проект был рассчитан на 950 000 кв. м, но московские градостроители сократили объем. Концепцию территории бывшего аэродрома правительство Москвы и Минобороны начали разрабатывать еще в 2000 г. По постановлению московского правительства О комплексной застройке территории Центрального аэродрома имени М. В. Фрунзе инвесторов здесь должно быть несколько Мосфундаментстрой-6, Интеко, а также совладелец проекта, председатель совета директоров торговой сети Перекресток Лев Хасис. На территории торгово-выставочного комплекса Авиапарк, на 26,8 га, должно быть построено 120 000 кв. м офисов. Однако, по данным на конец 2005 г., инвестор для офисной и гостиничной части определен не был.
Санкт-Петербург Международный архитектурно-инвестиционный конкурс за право освоить расположенный в центре Петербурга остров Новая Голландия стал наглядным свидетельством того, что городской рынок недвижимости перешел в качественно иное состояние. Три интернациональные команды сумели привлечь известных в мире архитекторов и состязались за возможность потратить более $300 млн на крайне сложный проект с трудно просчитываемым сроком окупаемости. И результат этой борьбы не был известен заранее. Интрига сохранялась до последнего момента, и, похоже, каждый из претендентов верил в свою победу.

На протяжении веков Новую Голландию окутывал флер таинственности. Рукотворный остров треугольной формы, образованный рекой Мойкой, Крюковым и Адмиралтейским каналами, расположен недалеко от Мариинского театра и занимает площадь 7,6 га. Его насыпали еще по приказу Петра I для строительства первого в России военного порта. В 1730-х гг. здесь появились деревянные склады для сушки и хранения корабельного леса, спустя несколько десятилетий их заменили каменными. Складской комплекс, окружающий остров по периметру, строился по проекту мастера елизаветинского барокко Саввы Чевакинского. Он, в частности, предложил сушить лес стоймя, а не в штабелях, что предохраняло дерево от гнили, отсюда и оригинальная, авангардная для XVIII в. конструкция краснокирпичных зданий. Отделку фасадов поручили архитектору-классицисту Жану Батисту Валлен-Деламоту. Он спроектировал и знаменитую арку, переброшенную над каналом, который соединяет внутренний водоем острова (Ковш) с Мойкой. Она вошла в джентльменский набор открыточных видов старого Петербурга. В XIX в. на территории Новой Голландии появились здание морской тюрьмы, построенное в форме ротонды, и кирпичная кузница. Эти объекты имеют статус памятников федерального значения, поэтому нынешний инвестор не вправе менять облик изрядно обветшавших зданий и даже корректировать их внутренние планировки.

Остров без камуфляжа

За последние 100 лет девелоперы не раз присматривались к острову. В 1914 г. возник план разбить его на участки и застроить, однако он не был реализован из-за начавшейся войны. При советской власти остров стал закрытой территорией. Его оккупировали военные, расположившие здесь склады Ленинградской базы ВМФ, ателье по пошиву формы и т. п.

Еще в 1848 г. архитектор Пасыпкин писал, что Новая Голландия по периметру является сущим безобразием. Такой она и оставалась до сих пор, подытоживает исторический экскурс председатель петербургского Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников (КГИОП) Вера Дементьева.

В 2003 г. с военными наконец удалось договориться об освобождении острова, а в декабре 2004 г. губернатор Валентина Матвиенко получила символические ключи от Новой Голландии. Началась подготовка к первому в Петербурге международному архитектурно-инвестиционному конкурсу. В октябре 2005 г. он был объявлен. Организатором торгов по договоренности между городским правительством и Росимуществом стал Фонд имущества Петербурга. К участию в состязании допускались только консорциумы в составе инвестор архитектор девелопер.

Идее превращения Новой Голландии в культурно-общественный центр уже почти 30 лет. В 1990 г. французская компания СВС заинтересовалась проектом архитектора Вениамина Фабрицкого, который предложил высвободить на севере острова участок под деловую застройку, комплекс Валлен-Деламота реставрировать, разместив в нем учреждения культуры (филиалы Мариинского театра и БДТ, художественные студии), а в центре острова организовать площадки для фестивалей и карнавалов. Стоимость работ оценивалась в $350-400 млн. Однако главное условие французов вывод военных выполнено не было, и проект так и не реализовали. Хотя идеи Фабрицкого отчасти были использованы при формировании условий нынешнего конкурса. В 1997 г. художественный руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев просил Бориса Ельцина включить Новую Голландию в состав грандиозного проекта реконструкции Мариинки. Однако эта идея тоже осталась на бумаге, а точнее в эскизах американского архитектора Эрика Мосса.

Необходимые для реализации проекта инженерные сети на территории Новой Голландии отсутствуют. Места для паркинга явно недостаточно, и его придется делать подземным. С материком остров должны соединить несколько дополнительных пешеходных мостов.

Предметом конкурса стала территория в 7,2 га с расположенными на ней 26 зданиями (по совокупности 68 000 кв. м), относящимися к собственности РФ и Петербурга. Инвестору разрешили снести только постройки советского периода. Разработчики временного градрегламента пришли к выводу, что остров способен вместить до 220 000 кв. м различных площадей. Разрешенная высота зданий до 23,5 м.

После реализации проекта победитель конкурса сможет оформить новые постройки в собственность, а федеральные памятники и Дворец фестивалей получит в аренду на 99 лет. Город готов компенсировать инвестору затраты на инженерное обеспечение острова, а Федерация на строительство дворца.

Государство предъявило к потенциальным участникам конкурса несколько обязательных условий: вложить в освоение территории не менее $300 млн, реализовать инвестпроект за семь лет, построить на острове Дворец фестивалей площадью не менее 10 000 кв. м и стоимостью от $29,3 млн. Право на заключение инвестконтракта и арендные платежи за недвижимость оценены в общей сложности в $41,8 млн.

31 января организаторы вскрыли конверты с заявками и назвали трех претендентов, которые не пожалели $0,5 млн на задаток и представили свои проекты на суд жюри. Среди них не оказалось ни одной петербургской компании, хотя, по слухам, интерес к конкурсу проявляли крупные городские девелоперы группа ЛСР и холдинг ЛенСпецСМУ.

Трио конкурентов

Второй участник ООО Эн Эйч Ай Групп учрежден компанией Ruric AB. Ее, в свою очередь, создали шведские инвестиционные структуры (пенсионный фонд Робур, финансовый дом Оман и др.) специально для реализации проектов в России и в первую очередь в Петербурге. Ruric AB уже приобрела несколько зданий в центре города, нуждающихся в реконструкции, и превращает их в бизнес-центры класса А.

Статус участников получили консорциумы, представляющие международный и московский капитал. Это, в частности, ООО СТ Новая Голландия, созданное столичным девелоперским холдингом ST Group, который контролирует предприниматель Шалва Чигиринский. Компания привлекла к работе над проектом архитектурную звезду Нормана Фостера и пообещала вложить в остров около $320 млн (без НДС).

Третий участник ООО Строй-холдинг держался в тени и не вышел на контакт с журналистами. Его партнерами выступают немецкие ООО СБП Интернэшнл, архитектурное бюро КСП Энгель и Циммерман и ООО Байерише Баубетройунгс. Строй-холдинг пообещал вложить в остров существенно больше других претендентов $558 млн. Правда, рассчитывал главным образом на заемные средства.

На конкурс инвестор представил проект голландского архитектурного бюро ЕЕА (Эрик ван Эгераат Ассошиэйтед Аркитектс). Его стоимость оценивалась в $483 млн, а срок окупаемости в 10-11 лет. Эн Эйч Ай Групп рискнула предложить жюри экстравагантное архитектурное решение. Эрик ван Эгераат сделал доминантой комплекса броское 42-метровое здание гостиницы, не имеющее ничего общего с классическими формами. Оживить остров можно только с помощью очень серьезных вложений. Необходима яркая архитектура. Самое страшное если проект не вызывает никаких эмоций, ни положительных, ни отрицательных, если он сделан для галочки. Для Новой Голландии это недопустимо, считает генеральный директор Эн Эйч Ай Групп Александр Дымов.

По результатам конкурса, организованного Фондом имущества, в роли независимого эксперта, проводившего анализ инвестиционной части конкурсных предложений, выступила международная консалтинговая компания Knight Frank. Директор ее петербургского филиала Елена Табала комментирует: В нашу задачу не входило выбирать лучшее из инвестпредложений, так же как и оценивать их архитектурные достоинства. Мы должны были изучить финансово-экономические показатели каждого из проектов и сделать выводы о его реализуемости. Работу затрудняло то, что за очень короткий срок пришлось проанализировать огромное количество материалов, подготовленных участниками. Могу сказать, что все три команды представили вполне реалистичные разработки, соответствовавшие условиям конкурса. У всех были свои сильные и слабые стороны. Так, проект Эн Эйч Ай Групп отличался большей по сравнению с конкурентами финансовой устойчивостью. Доля собственного капитала в общей сумме инвестиций должна была достичь 47%. Причем эти средства предполагалось тратить на начальных этапах проекта, а заемные деньги использовать уже на завершающих стадиях. Предложения ООО СТ Новая Голландия отличались, на наш взгляд, более выигрышной концепцией, удачно сочетающей культурную и коммерческую составляющие. Соотношение собственных и заемных средств в этом проекте (30:70) считается классическим в девелопменте. Компания Строй-холдинг представила очень современную и технологичную концепцию, однако ее масштаб, по нашим оценкам, превосходил потенциал этого места. Такое количество коммерческих площадей могло быть здесь просто не востребовано. Эти выводы мы и представили большому жюри. Как потом стало известно, решение конкурсной комиссии было единогласным.

Конкурсные предложения оценивались по многим критериям: опыт работы девелопера и архитектора по созданию многофункциональных комплексов, наличие финансовых гарантий и проч. Кроме общественно-культурного центра власти хотели бы видеть на территории Новой Голландии гостиницы, офисные и торговые комплексы. Жилье особо не приветствовалось.

Жюри, состоящее из 15 человек, возглавили Валентина Матвиенко, глава Росимущества Валерий Назаров и Валерий Гергиев. По словам Матвиенко, оценивая заявки, конкурсная комиссия прежде всего обращала внимание на то, насколько бережно обойдется девелопер с федеральным памятником архитектуры XVIII в., и на то, насколько остров, до недавнего времени закрытый для горожан, оживет и наполнится общественными функциями.

Под британским флагом

В освоении Новой Голландии будет участвовать также Группа компаний Меркурий, у которой с Чигиринским совместный нефтяной бизнес. Ее президент Игорь Кесаев не видит проблем с финансированием этого проекта в силу его уникальности.

Похвалив всех конкурсантов и пожалев, что их наиболее удачные находки нельзя свести в одно целое, жюри в День святого Валентина призналось в любви лорду Норману Фостеру и СТ Новая Голландия. В портфолио Шалвы Чигиринского добавился еще один амбициозный проект, который можно поставить в один ряд со сносом гостиницы Россия у Кремля в Москве и строительством самой высокой в мире башни на территории Москва-Сити.

Учредители СТ Новая Голландия намерены вложить в остров около $90 млн собственных средств. С российскими и иностранными банками уже проведены переговоры по поводу предоставления кредитов. Корректно оценить срок окупаемости будущего комплекса Шалва Чигиринский пока не берется, называя, впрочем, весьма оптимистичный диапазон в 5-7 лет. Проектирование займет примерно год, еще около 30 месяцев отводится на строительство.

В консорциум вошла и Московская девелоперская компания. Петербургским партнером столичных игроков стало ООО Стройинвест. Эта компания создана в конце 1999 г. Выступала застройщиком (или генеральным инвестором) и выполняла функции заказчика по пяти проектам, связанным с жилищным строительством (два из них уже завершены). Кроме того, участвовала в нескольких стройках в качестве девелопера. Мы накопили достаточный опыт работы в сфере недвижимости, но не располагали достаточным финансовым ресурсом для реализации крупных проектов, поэтому старались привлечь стратегического инвестора, рассказывает генеральный директор ООО Стройинвест Данат Булавко. Нам удалось заинтересовать Шалву Чигиринского перспективами петербургского рынка. Тем более что он уже пробовал организовать здесь бизнес еще в начале 1990-х. Однако тогда до реализации конкретных проектов дело не дошло. Возможно, как раз из-за отсутствия местного партнера. Естественно, ST Group вряд ли привлекло бы участие в типовом жилищном строительстве. Поэтому мы представили наиболее масштабные и интересные городские проекты, в том числе и Новую Голландию, хотя конкурс по ней еще не был объявлен. Надо сказать, Шалва Павлович отреагировал мгновенно. Его не пришлось убеждать в коммерческой привлекательности этой территории. Стройинвест вместе с адвокатским бюро Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры готовил заявку на конкурс и необходимые материалы. Сейчас окончательно формируется команда участников и распределяются их функции, чтобы можно было оптимизировать управление проектом.

В итоге в центр исторического ансамбля изящно вписался культурный комплекс, по форме напоминающий звезду. В его состав войдет Дворец фестивалей с залом на 2044 места, на который есть планы у Мариинского театра. Техническим чудом обещает стать открытый амфитеатр примерно на 2900 мест, размещенный на берегу Ковша. Его можно будет использовать круглый год от непогоды зрителей защитит воздушная подушка. Еще одно оригинальное решение конвертируемая сцена в центре озера, которая может скрываться под водой.

Проект Нормана Фостера оказался на удивление деликатным по отношению к исторической среде острова, чего многие не ожидали от звезды современной архитектуры. Правда, жюри увидело вариант, уже адаптированный консультантами из петербургской архитектурной Студии-4 По словам ее руководителя Никиты Явейна, этажность новых построек пришлось понизить. Кроме того, Фостера убедили отказаться от идеи украсить бывшую тюрьму куполом, который британцу напоминал бриллиант, у а петербуржцев скорее всего вызвал бы ассоциации с атомным грибом.

Коммерческая часть проекта торгово-досуговые площади (40 673 кв. м), 5-звездочный отель и два 4-звездочных (в общей сложности 56 850 кв. м), офисы (6550 кв. м), двухуровневая подземная автостоянка примерно на 1100 мест (44 000 кв. м), 60 апартаментов (8710 кв. м) и проч. Всего предполагается реконструировать и построить 180 146 кв. м. С материком остров свяжут восемь новых мостов.

В бывшей тюрьме-ротонде появится камерный концертный зал на 400 мест.

Пока, впрочем, коммерческая привлекательность проекта очевидна не для всех. Риски, связанные с его реализацией, весьма высоки, а просчитать себестоимость работ с учетом предложенного и спрогнозировать человеческие потоки, которые сможет генерировать комплекс, сейчас довольно затруднительно, полагает Александр Ольховский.

По расчетам Шалвы Чигиринского, комплекс будет приносить ежегодную прибыль не менее $100 млн. По его мнению, основной козырь проекта заключается в том, что на территории острова удалось совместить с десяток различных функций, которые не подавляют, а усиливают друг друга и способны обеспечить объекту высокую посещаемость в течение всего года.

Приятно, что архитекторы с мировыми именами начинают работать в Петербурге. Главное чтобы позиция городской администрации в отношении столь масштабных проектов оставалась последовательной. Будет очень печально, если с Новой Голландией повторится та же история, что и со строительством второй сцены Мариинки, опасается президент Гильдии управляющих и девелоперов Юрий Борисов.

Освоение Новой Голландии чрезвычайно сложно с инженерной точки зрения, инвестору придется соблюдать жесткие охранные требования КГИОП, вести непростые переговоры с компаниями-монополистами и т. п. Никита Явейн считает, что успех проекта в значительной степени будет определяться выбором генпроектировщика, которому предстоит приспособить идеи Фостера к местным СНиПам и прочим нормативам. По словам Даната Булавко, пока не известно, кто именно возьмет на себя проектирование комплекса, однако это будет российская компания.

Оптимистов, верящих в финансовый успех Новой Голландии, тоже хватает. С учетом того, что недвижимость в Петербурге недооценена и стоимость ее год от года увеличивается, срок окупаемости проекта может оказаться даже короче, чем рассчитывают его организаторы. Обновление острова, безусловно, станет катализатором развития прилегающей территории, которая пока довольно депрессивна. Цены на окрестную недвижимость увеличатся минимум на 30%, поэтому инвесторам, которые намерены развивать этот район, стоит поспешить с приобретением объектов, считает генеральный директор ООО Центр развития проектов Петербургская недвижимость Илья Еременко.

Можно вспомнить, что французский архитектор Доминик Перро, чей проект победил в международном конкурсе, до сих пор не может наладить диалог с федеральными структурами. А скептики уже ставят под сомнение саму идею возведения нового театрального комплекса.

Новой Голландии в этом смысле повезло больше. Сам остров компактнее, и, кроме того, на нем нет частной собственности. Хотя и на то, чтобы между собой договорились Федерация, город и военные ведомства, ушли долгие годы. Причем, похоже, не обошлось без личного вмешательства президента.

Проект Новая Голландия вызывает невольную параллель с реализацией столичной программы по превращению Болотного острова, расположенного напротив Кремля на Москве-реке, в Золотой (такое название носит этот грандиозный даже по московским меркам проект). Пока примерно 40 га территории, которую девелоперы действительно готовы ценить на вес золота, пребывают в запустении: ветхие здания, хаотично разбросанные предприятия, изношенные коммуникации, отсутствие нормальных дорог. Золотой остров способен вместить примерно 1,2 млн кв. м площадей различного назначения (элитное жилье, офисы, торговля, гостиницы). Предполагается, что над развитием этой территории будет работать много инвесторов. Однако некоторые аналитики считают, что только самому городу по силам реализовать столь сложный проект. Пока же он пробуксовывает.



Главная --> Публикации