Главная --> Публикации --> Ваш коттедж: типовой проект или индивидуальность? Мы выбираем, нас выбирают... Подмосковье в кредит Где будет турецкая золотая миля? Эффект сибнефти

В поисках идеи

Строим вместе кооперативную Россию! Под таким девизом в конце декабря в Совете Федерации РФ прошла научно-практическая конференция, посвященная проблемам кооперации, а также перспективам развития правового регулирования деятельности жилищной кооперации в России. Организаторами конференции выступили заместитель председателя Совета Федерации Михаил Николаев и Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике.

В продолжение этой темы ответственный секретарь исполнительного комитета Конгресса российских кооперативов Алексей Швалев представил собравшимся проект развития специализированных строительно-сберегательных кооперативов. По его словам, разработкой этого проекта Гильдия народных кооперативов России занималась в течение года. По мнению А. Швалева, Россия пропустила волну компьютеризации и глобализации мировой экономики, положившей начало перехода к постиндустриальному обществу, обществу сверхиндустриализации.

Конференция открылась выступлением представителя России в Европейской федерации жилищно-строительных сообществ Елены Дворяшиной. По ее словам, в развитых странах в кооперативы объединено 46% граждан, а в скандинавских странах этот показатель составляет более 50 процентов. В Северной Америке в 50 отраслях экономики действует 48 тыс. кооперативов, чей годовой объем продаж равен 120 миллиардов долларов. Одной из актуальных задач России Е. Дворяшина считает возрождение широкого кооперативного движения в стране, которое могло бы, по ее словам, стать национальной идеей, способной укрепить экономику и объединить население.

Укрепление индустриального комплекса, построение социального государства и развитие научно-технической базы для полноценного включения в орбиту постиндустриальных отношений.

Докладчик представил два варианта развития России:

Рецепт успеха

Движение к странам третьего мира.

В качестве обоснования своей позиции докладчик привел успешные примеры из мировой практики, начиная с восстановления жилищного фонда Германии после Второй мировой войны и заканчивая применением системы жилищной кооперации в ряде стран Восточной Европы, где увеличение объемов жилищного строительства привело к росту экономики.

Отталкиваясь от мирового опыта восстановления экономики, Гильдия народных кооперативов России предлагает свой рецепт для оптимизации эффективного строительства общества сверхиндустриализации. Выражая позицию гильдии, А. Швалев отметил, что основой отношений между основными участниками сверхиндустриализации (частными корпорациями, образовательно-исследовательскими институтами, органами государственной власти) должна стать кооперация, стержнем которой является идеология сотрудничества, взаимопомощи.

Все участники конференции отметили, что, сегодняшнее законодательство направлено не на развитие кооперации, а на ее сдерживание путем запретов и ограничений. И наиболее сильно это прослеживается в сфере жилищного строительства. С 2003 года усилия государственной власти, направленные на развитие ипотеки, оказались противоречащими всем экономическим законам и несоответствующими жизненным реалиям. Одновременно с попытками внедрения банковской ипотеки ужесточилось законодательство в отношении частных объединений граждан, участвующих в жилищном строительстве. Мало того, что в уже действующем законодательстве о потребительской кооперации доминировали системы ограничений родом из советского периода, так в этом же русле было создано и новейшее законодательство, в частности, всем известный Федеральный закон О жилищных накопительных кооперативах, фактически поставивший крест на урегулированной схеме приобретения жилья с помощью потребительского кооператива. Это, с одной стороны, сделало невозможной работу существующих жилищно-строительных кооперативов, с другой, подтолкнуло к созданию новой модели кооперативного приобретения и финансирования строительства жилья. Такая модель нашла свое выражение в виде потребительских ипотечных кооперативов и послужила основой развития специализированных строительно-сберегательных кооперативов, представленной участникам конференции.

Все докладчики сходились во мнении, что приобретение и строительство жилья путем участия в специализированных кооперативах позволит обеспечить жильем тех, кто не может приобрести его самостоятельно (за счет собственных средств), или пользуясь банковским ипотечным кредитом, то есть 80% населения страны.

-построение продуманной и основательной протекционистской государственной политики, включая разработку и своевременное введение в действие адекватного сложившимся условиям законодательства о кооперации;
-существенное увеличение государственных заказов для возрождения и загрузки мощностей кооперативных организаций;
-возрождение государственной поддержки кооперативному образованию и пропаганде кооперативных идей;
-введение специальных льготных налоговых режимов для кооперации, стимулирование основных участников рынка к сотрудничеству и совместной хозяйственной деятельности с кооперативными сообществами;
-льготное кредитование кооперативных организаций.

Основные положения, способствующие созданию нового национального проекта Кооперативная Россия предусматривают:

Еще один штрих

По мнению А. Швалева, в рамках нового национального проекта Кооперативная Россия необходимо снять все необдуманные и необоснованные ограничения и препятствия в организации кооперативной деятельности, ограничить вмешательство государства в кооперативную деятельность.

Нужен принципиально новый взгляд на кооперацию, новые правовые представления, правосознание и правовая идеология. Кооперация, осуществляемая на основе взаимовыручки и взаимной поддержки - это способ решения многих сегодняшних проблем и, в частности, жилищной проблемы. Мы рассчитываем с помощью Совета Федерации и заместителя председателя Совета Федерации Михаила Николаева выйти на Президента России Владимира Путина и добиться признания необходимости развития кооперации в России и государственной поддержки как кооперативного принципа хозяйствования, так и деятельности кооперативных сообществ, - заявил А. Швалев.

Также на конференции обсуждался проект Кооперативного кодекса. По мнению участников конференции, общая часть кодекса должна содержать общие принципы и категории кооперации, общие положения о правовом статусе кооперативов, правах и обязанностях их членов, классификацию кооперативов, пределы вмешательства государства в кооперативную деятельность, ответственность кооперативов.

-создание и массовое внедрение принципиально новых технологий, материалов, товаров;
-проектирование и реализация крупных индустриальных проектов;
-проведение долгосрочных программ, находящихся на стыке фундаментальной науки и экономически перспективных технологий и проектов.
Вместе с долгами на полтриллиона

По мнению экспертов Института общественного проектирования, сверхиндустриализация - есть такое состояние экономики, при котором частные корпорации, образовательно-исследовательские институты, органы государственной власти способны ставить и решать следующие задачи:

Реформа ЖКХ "идет" у нас уже чуть ли не добрый десяток лет. Примерно столько же создается новый Жилищный кодекс. Он уже не раз представлялся Правительству, но каждый раз представление проваливалось. И в МАПе проблема обсуждалась многократно, и на заседаниях Межведомственного совета по защите прав потребителей, только реальной реформы ЖКХ мы, жители и жильцы, не видим. Зато видим очень серьезное повышение тарифов. По данным Госкомстата, в 2001 году услуги ЖКХ в среднем по стране подорожали на 56,8 процента, в прошлом году - еще почти на 5 А вот качество этих самых услуг либо не изменилось, либо ухудшилось. И это реформа?! - удивляется народ.

До конца этого месяца Госстрой должен представить на заседании Правительства РФ очередной (так и хочется сказать, 125-й) вариант Жилищного кодекса. Об этом сообщил вчера представитель ведомства на коллегии Министерства по антимонопольной политике РФ, которая обсуждала ход демонополизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства.

Впрочем, если в регионе толковый руководитель, там еще что-то происходит, предпринимаются попытки нормально обустроить само жилищно-коммунальное хозяйство, управление им и построить цивилизованные взаимоотношения между участниками рынка. Например, для создания конкурентной среды правительство Свердловской области и администрация Екатеринбурга "выписали" голландских экспертов, которые помогают создать управляющие жилищные компании (альтернативные службы заказчика) различных форм собственности. В городе Ангарске Иркутской области весь жилой фонд распределен между управдомами, которые заключают договоры с управляющими компаниями, а те, в свою очередь, привлекают подрядчиков исключительно на конкурсной основе.

Нет, это не реформа, это нарушение статьи 5 закона о конкуренции, говорит замминистра МАП Анатолий Голомолзин. Три четверти фактов нарушения антимонопольного законодательства на рынке ЖКХ - нарушения порядка ценообразования. Делают это по-разному: завышают нормы расхода (например, воды) и затраты на амортизацию, списывают на потребителей потери в инженерных сетях и даже включают в тарифы суммы предполагаемых неплатежей предприятий и организаций. Кстати, есть случаи, когда потребители через суд добивались в подобных случаях перерасчета. В частности, в прошлом году было громкое дело в Ульяновске: суд обязал коммунальщиков вернуть потребителям 50 миллионов рублей.

Многие эксперты сходятся на том, что для реальной реформы ЖКХ, для формирования рынка коммунальных услуг нет главного - конкурентной среды. А как ее создать, если ЖКХ в долгах как в шелках: около 300 миллиардов рублей - кредиторская задолженность и около 200 миллиардов - дебиторская. Изношенность основных фондов - более 60 процентов. Какой предприниматель на такое хозяйство пойдет? По мнению зампреда Комитета Госдумы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям, председателя Союза потребителей России Петра Шелища, есть простой выход: "Реструктурировать, а где-то просто списать долги, это будет плата государства за демонополизацию". То есть начать историю ЖКХ с чистого листа.

В некоторых регионах активно заключаются многоуровневые договоры на предоставление жилкомуслуг (Республика Коми, Пермская, Тверская, Ростовская и другие области). Но в этом деле, как говорится, каждый сам себе режиссер. Договоры часто получаются однобокие: у кого-то слишком много прав и минимум ответственности, у кого-то наоборот. Понятно, что самой страдающей стороной оказываются жильцы. Условия по качеству услуг в договорах чаще всего не указываются, что опять же ущемляет права конечного потребителя. Единственно нормальный путь решения этой проблемы - типовые договоры на оказание жилищно-коммунальных услуг, которые должны утверждаться федеральным Правительством. Как минимум два года их придумывает упомянутый Госстрой. Результат тот же, что и с Жилищным кодексом.



Зал коллегий МАП на это революционное предложение возбужденно загудел. Депутат готов был затеять спор прямо с трибуны. Но его время истекло. Затем вышел замначальника управления реформирования жилищно-коммунального комплекса Госстроя Анатолий Кочегаров и сообщил, что, оказывается, "в сфере предоставления коммунальных услуг населению определенные результаты достигнуты". Опровергать его уже было некогда. И коллегия, выразив надежду на нового вице-премьера Владимира Яковлева, который теперь будет двигать реформу ЖКХ, приняла решение подготовить предложения по совершенствованию законодательства.

Много - это не цифра..., -

В первые дни марта столичные журналисты побывали в Куркино, где организаторы из ГУП Управление экспериментальной застройки микрорайонов и префектуры СЗАО показали новостройки, провели по еще не заселенному городку из двух десятков новых таунхаусов. Необходимость такой встречи была вызвана появившимися в Интернете сообщениями о большом количестве жалоб на качество строительства в этом районе. Провести такое мероприятие рекомендовал руководитель столичного строительного комплекса Владимир Ресин.

На первых этапах работы, действительно, было много нареканий со стороны покупателей, - рассказал генеральный директор ГУП Управление экспериментальной застройки Валерий Силин, - при дирекции было учреждено специальное подразделение, которое занималось разбором претензий. Но не будем забывать, что Куркино - район экспериментальный, никогда еще в Москве не было такого массива монолита; в случае строительного брака все дефекты устранялись за счет самого застройщика, и на сегодня претензий, по существу, не осталось.

...заметил префект Северо-Западного административного округа Виктор Козлов. Действительно, есть какое-то количество обращений в префектуры, но они связаны с получением разрешений на ремонт. А мы их даем только после оформления прав собственности.

Район Куркино, расположенный на северо-западе столицы в живописной долине реки Сходни, - наиболее масштабная работа УЭЗ: только в проектировании района приняли участие 25 проектных организаций. Генеральным проектировщиком выступил институт Моспроект-3, а генеральным заказчиком - ГУП Управление экспериментальной застройки микрорайонов.

Чисто

Планировочно район разделен на 18 микрорайонов, предполагается, что здесь будет проживать 35 тыс. жителей (в настоящее время проживает 8 тысяч).

Трудовая биография УЭЗ началась 12 лет назад с застройки микрорайона 5 Северного Бутово, получившего название Синяя птица. Затем последовали Новая олимпийская деревня, удостоенная Государственной премии РФ в области создания объектов социального назначения, комплексная реконструкция квартала 34-35 по проспекту Вернадского, ряд других выдающихся объектов.

К слову сказать, в долине реки Сходни проживает около 50 видов животных и птиц, занесенных в Красную книгу Москвы и области, почти столько же видов охраняемой флоры. Так, в Куркино в неприкосновенности осталась дубовая роща, где до сих пор растут дубы трехсотлетнего возраста, а только за осень прошедшего года благоустроителями было высажено более 2 тысяч деревьев.

В Куркино впервые в России перед началом столь масштабного строительства был составлен эколого-градостроительный план, а сам район объявлен охраняемым природным комплексом, где любая деятельность строго регламентируется.

На одного жителя Куркино приходится 102 кв. м зеленых насаждений (в Москве -34,6). Помимо природных ландшафтов, здесь проводится колоссальная работа по благоустройству территории и формированию системы городских ландшафтов с расстановкой новых акцентов.

Экспериментальный характер района заключается и в крайне низкой плотности застройки - 7,5 тыс. кв. на 1 га при среднем показателе по Москве - 15 тыс. кв. метров.

Куркино действительно стало уникальным строительным и управленческим экспериментом, причем экспериментальность заключается не только в удачном сочетании нетиповой многоэтажной застройки с таунхасами, но и в применении новых эффективных технологий теплоснабжения домов.

Тепло

А вот первые два теплых дома, строящиеся в Куркино, вообще не имеют аналогов в России. Помимо повышенной тепловой изоляции фундамента, стен и крыш, эти дома-термосы будут оборудованы специальными насосами, позволяющими утилизировать все тепло, возникающее в самом здании и практически без теплопотерь вести воздухообмен. Окна снабжены двухкамерными стеклопакетами. По расчетам специалистов коэффициент теплового сопротивления такого дома будет почти в 3 раза выше, чем у обычного (6 против 2,5). Следовательно, расходы на обогрев такого дома будут существенно ниже, что приятным образом отразится и на тарифах.

Кроме того, отсутствие теплотрасс в районе позволило не только сэкономить место при строительстве, но и качественно по-иному благоустроить территорию. Еще одна новинка - каталитическая котельная, при работе которой не образуются вредные окислы азота из-за более низкой температуры сжигания топлива. В масштабах всей страны существует лишь одна подобная установка. В результате применения новых технических решений по организации теплоснабжения района капитальные затраты на строительство были снижены более чем в 2 раза, а стоимость отопления и горячего водоснабжения для населения уменьшилась в 1,5 раза. И никаких летних отключений! Прошедшие январские холода лишний раз показали эффективность автономных источников тепла (АИТ).

Сегодня из запланированных 930 тыс. кв. м жилья строители сдали более 800 тыс. кв. м плюс школы, детские сады, бассейны, гаражи, а полностью район будет построен в 2007 году. К этому же времени планируется организовать и второй выезд из Куркино на МКАД. Новая трасса пройдет по санитарной просеке через бывшую Красногорскую птицефабрику, затем по реконструированному Путилковскому шоссе до МКАД, где будет организована транспортная развязка.

Комфортно

Префект СЗАО Виктор Козлов:
- В градостроительном плане - это самый удачный район округа в сравнении с такими же компактными Митино или Строгино. Район специфический, это не центр города, здесь нет и не будет метро, как не будет в достаточном количестве рабочих мест. То есть изначально Куркино предполагает определенный уклад жизни, прежде всего, наличие машины. Мы много беседовали с новоселами, и все они, принимая решение жить в Куркино, выбирали комфортную среду проживания - здесь нет промышленных предприятий, большие массивы зелени, благоустроенная территория для активного отдыха. Район идеально подходит для молодых семей с детьми.

Мы не гонимся за квадратными метрами, - подчеркнул на итоговой пресс-конференции префект СЗАО Виктор Козлов, - задача состоит в том, чтобы достроить всю необходимую для комфортного проживания куркинцев инфраструктуру.

Чтобы согласовать цену выкупа земли под промышленными предприятиями, властям понадобилось более трех лет. Первоначально выкупить либо взять в долгосрочную аренду земельные участки бизнес должен был еще до 1 января 2004 года. Однако стоимость приватизации, которая была заложена в законодательстве, повергла предпринимателей в шок. По оценкам РСПП, выкуп участков по предлагаемым ценам обошелся бы компаниям в $100 млрд. В результате, взяв паузу, правительство дважды переносило сроки выкупа, в итоге определив конечную дату 1 января 2008 года.

Кроме того, в Куркино удалось избежать ошибок, весьма распространенных еще несколько лет назад, когда в жилом доме, построенном по инвестиционному контракту, 70% составляла коммерческая часть, а 30% - муниципальная. То есть соседом человека, купившего квартиру, мог стать горький пьяница, попавший по программе переселения из ветхого фонда, и которому совершенно все равно, в каком состоянии будет его подъезд, его дом. Таким образом, создавались очаги постоянных социальных конфликтов. Ничего подобного в Куркино нет, социальный статус жильцов одинаковый, поэтому и в будущем в этом районе сохранится самая комфортная среда обитания.
Минэкономразвития наконец определилось с размером ставок, по которым бизнесу предстоит выкупать землю под приватизированными предприятиями. В Москве и Санкт-Петербурге выкупная цена составит 20% от кадастровой стоимости земельного участка, а во всех остальных населенных пунктах - 5%. Более того, не исключено, что в итоговом варианте законопроекта цена выкупа земли за пределами городов федерального значения будет снижена вдвое.

Впрочем, стоит отметить, что Владимир Путин слово в слово повторил свое же выступление трехлетней давности на съезде РСПП в 2003 году. Однако за это время процесс согласования так и не сдвинулся с мертвой точки.

Вчера на традиционном совещании министров правительства с президентом Владимиром Путиным глава МЭРТ Герман Греф заявил, что теперь чиновники определились и с ценой выкупа земли. По его словам, она составит 20% от кадастровой стоимости для Москвы и Петербурга и 5% для всех остальных населенных пунктов. Более того, Греф дал понять, что при определенном условии ставка в 5% может быть уменьшена вдвое, на чем настаивает РСПП. Если вас интересует мое мнение, нужно пойти навстречу Союзу промышленников и предпринимателей и выбрать самый либеральный способ решения этого вопроса, пойти по минимальной ставке,- заявил Владимир Путин. По словам президента, было бы несправедливо фактически заставлять компании повторно выкупать землю, так как во время приватизации подразумевалось, что имущественный комплекс выкупается бизнесом уже вместе с землей.

По ее мнению, правительство не будет затягивать с принятием документа. В предвыборные два года власти постараются принять большинство спорных законов, а этот закон давно находится в подвешенном состоянии, что сдерживает приток западных инвестиций, потому что для потенциальных инвесторов неопределенность с землей - риск для будущих вложений. К тому же это осложняет доступ предприятий к кредитным ресурсам. Принятие документа станет хорошей популистской мерой,- считает Лазич.

На этот раз, судя по всему, выкуп земли пойдет по относительно благоприятному для компаний сценарию. Это посильная плата для предпринимателей, не думаю, что они понесут большие затраты,- соглашается эксперт Центринвест секьюритис Полина Лазич,- тем более что кадастровая стоимость сама по себе ниже, чем рыночная.



Главная --> Публикации