Главная --> Публикации --> Судьбу очередников решит конституционный суд Цветков застроит родину Выбираем банк-кредитор Кто может рассчитывать на жилье эконом-класса и можно ли будет его продать Новая рига: цены ползут вверх

Минэкономразвития придумало четвертый вид особых зон портовые. Имеющийся в распоряжении Ведомостей законопроект согласован с Минтрансом и в апреле, по словам руководителя Федерального агентства по управлению ОЭЗ Юрия Жданова, может быть внесен в правительство. Новые зоны планируется создать на территории международных морских грузовых портов и грузовых терминалов международных аэропортов. Заявку на участие в конкурсе будут подавать регионы, конкурсные критерии будут прописаны в правительственном постановлении. Но федеральный чиновник, знакомый с позицией агентства, говорит, что портовыми зонами, скорее всего, станут Усть-Луга, Мурманск, Санкт-Петербург и Новороссийск. А фавориты среди аэропортов красноярский и домодедовский, добавляет он.

Скоро в России может появиться четвертый вид особых экономических зон (ОЭЗ). Налоговые льготы и бюджетные инвестиции чиновники намерены дать морским и воздушным портам. Закон о портовых зонах еще не внесен в правительство, а условия конкурса не приняты, но победители уже почти определены, и их будет немного.

Придуманная чиновниками схема очень радует инвесторов. В России 40 морских торговых портов, и каждый готов участвовать в таком проекте, уверяет президент Ассоциации морских портов России Олег Терехов. По расчетам первого замгендиректора аэропорта Внуково Виталия Ванцева, льготы позволят сэкономить порядка 40% при закупке оборудования, которое у аэропортов почти на 100% импортное. Небольшое техническое перевооружение морского порта требует порядка $10 млн, а новый контейнерный терминал около $150 млн, подсчитывает член совета директоров Новороссийского морского торгового порта (НМТП) Евгений Терентьев. Суммарный инвестпортфель самого НМТП $600 млн. Мы очень заинтересованы участвовать в проекте портовых зон, говорит сотрудник транспортного департамента Краснодарского края. В первую очередь чиновник обещает поддержать строительство нового порта на Азовском море Железный Рог (стоимость инвестпроекта 1 млрд евро). А среди аэропортов проекты на 50 млн евро вполне по силам московским аэропортам и крупным региональным, говорит Наталья Одинцова, директор по финансовому консалтингу Юникона.

Счастливчики смогут без импортных пошлин и НДС ввозить в зоны стройматериалы, технику, оборудование для ремонта и оснащения судов, погрузочных работ и хранения товаров, а топливо и ГСМ еще и без уплаты акциза. Чтобы победить в конкурсе, регион должен заручиться инвестором, готовым построить новый морской порт или участок на территории действующего не менее чем за 250 млн евро, терминал в аэропорту стоимостью от 50 млн евро либо реконструировать морской или авиапорт (от 10 млн евро). Эти суммы должны быть проинвестированы не больше чем за 10 лет, поясняет чиновник Минэкономразвития. Инвестор обязуется вложить в свой проект необходимую сумму, а регион гарантирует софинансирование проекта. Портовые зоны создаются на 49 лет. У портового хозяйства длительный период окупаемости, в том числе из-за высокой стоимости основных фондов, поясняет Жданов.

Победителей определит большая политика. Порт в Усть-Луге назван проектом федерального значения, напоминает Терехов. Президент Владимир Путин уже поручил Минэкономразвития образовать там зону. А за Мурманский порт ходатайствует перед премьером Михаилом Фрадковым Минтранс. Посетив в октябре 2005 г. Мурманск, Фрадков заявил, что из порта можно сделать энергетические ворота России.

Конкурс для воздушных и морских портов будет единым, по мнению замминистра транспорта Александра Мишарина, зон будет создано пять-шесть, а по мнению Жданова две-три. Это эксперимент, и мы не можем позволить провалить даже одну зону, говорит Жданов. Красноярск, Ленобласть (Усть-Луга) и Санкт-Петербург уже изъявили желание участвовать в конкурсе, добавляет он.

Сейчас в России есть два типа ОЭЗ промышленные и технико-внедренческие (научные). Резиденты зон получают на 20 лет таможенные и налоговые льготы: на пять лет освобождаются от налогов на имущество и землю, а в научных соцналог снижен наполовину. Плюс к этому бюджеты всех уровней финансируют создание инфраструктуры зон (дороги, инженерные коммуникации). Уже создано четыре научные зоны Зеленоград, Томск, Санкт-Петербург, Дубна и две промышленные в Елабуге и Липецкой области, в 2006 г. государство потратит на них 16 млрд руб. Внесен в Госдуму и закон о туристско-рекреационных зонах, конкурс по ним может быть проведен в этом году.
Несмотря на одобрение Госдумой концепции закона "О признании утратившими силу положений законодательных актов Российской Федерации в части налогового контроля за расходами физических лиц", успокаиваться гражданам рано. Да, документ предполагает отмену налогового контроля за крупными расходами физлиц. Но пока никто не отменил требование к российским банкам сообщать о любой проводке по счету клиента на сумму свыше $10 тыс. ежедневно.

Регион уже готовит заявку, говорит вице-губернатор Мурманской области Александр Рузанкин (терминал для перевалки нефтеналивных грузов на $500 млн построит корпорация Синтез, а угольный терминал на западном берегу Кольского залива на $300 млн готов строить Кузбассразрезуголь). В Красноярске зона может быть создана на базе аэропорта Емельяново (инвестпроект на $500 млн, в числе главных инвесторов КрасЭйр, Волга-Днепр и Swissport). Этот регион имеет отличные шансы, как и Санкт-Петербург, уверен близкий к Минэкономразвития источник. Поддержать стратегически важные проекты необходимо, но проводить для этого конкурс необязательно, добавляет другой подчиненный Германа Грефа.

По логике отмена контроля за крупными расходами автоматически должна отменить требование налоговиков об обязанности банков "стучать" на своих клиентов. Но этого пока не происходит - потому что государственные органы теперь руководствуются требованиями закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем".

Раньше банковские служащие рекомендовали клиенту, не имеющему желания быть вызванным для объяснения в налоговую инспекцию, или разбивать банковские проводки на несколько дней, или, например, при достижении вкладом объема в $10 тыс. делить сумму на два или более депозита.

Большинство банков не связывают напрямую такие вещи, как отмена контроля за крупными расходами граждан и борьба государства с отмыванием незаконных средств. Само по себе требование МНС сообщать о крупных проводках банковских клиентов - не более чем элемент фискальной политики государства. "Те, кто на самом деле отмывает доходы, всегда найдут способ, как обойти все возможные препятствия, - говорит бухгалтер одного из московских банков. - Требования к банкам, финансовым компаниям, магазинам и другим субъектам, регистрирующим сделки свыше $10 тыс., информировать об этом налоговые органы были абсолютно неправомерными. Передавая сведения о совершении своими клиентами сделок, банки вынуждены были нарушать статью 857 Гражданского кодекса (ГК РФ), гарантирующую тайну банковского вклада, банковских счетов, а также операций по счету и сведений о клиентах. Нет нужды говорить о том, что ГК - это основной закон, регулирующий жизнь и деятельность гражданского демократического общества".

В соответствии с ним банк обязан сообщать в Комитет по финансовому мониторингу все данные о подозрительных сделках своих клиентов. Критерии подозрительности в законе прописаны нечетко. Поэтому банки продолжают предупреждать клиентов о целесообразности не совершать в день операций больше чем на $999

Но пока налоговые органы официально не отменят требования сообщать о крупных сделках, лучший выход избежать внимания к себе со стороны государства - это совершать вместо одной крупной сделки несколько мелких.

Налоговая инспекция, как и любой фискальный орган, разумеется, придерживается мнения, что сведения о крупных сделках клиентов банки должны безропотно предоставлять. Однако за все время действия требования о налоговом контроле за крупными движениями средств на памяти банкиров не было случая, чтобы, получив такую информацию, налоговые органы предъявили кому-либо серьезное обвинение. Более того - опрошенные банкиры не смогли вспомнить ни одного заведенного дела. Отсюда и отношение банкиров к закону. "Если правительство предполагает всерьез бороться с отмыванием нелегальных доходов, нельзя действовать по тому принципу, что непомерная строгость закона смягчается его повсеместным невыполнением. Нельзя узаконивать требования, которые будут тем или иным способом нарушаться", - считают они.

На сегодняшний день свои дачные участки еще не приватизировали 51% россиян. При этом 40% еще даже не занимались этим вопросом. Но самое интересное, что 14% опрошенных в принципе не знают, приватизированы их участки или нет. И только треть россиян (31%) оформили свое право на дачную собственность. Ждать, что введение упрощенного порядка регистрации способно изменить это положение, судя по данным ВЦИОМ, не стоит.

Уже в июле в силу может вступить так называемая дачная амнистия. А нужна ли она вообще населению? Это решил выяснить ВЦИОМ (Всероссийский центр изучения общественного мнения). Результаты оказались шокирующими - подавляющее большинство россиян до сих пор полагает, что живет при СССР, и не особо беспокоится о защите своего права на собственность.

Как отмечает адвокат Роман Шмелев, ранее земельные участки предоставлялись гражданам преимущественно на правах пожизненного наследуемого владения. При этом владелец может передать эти сотки по наследству или сдать в аренду. А вот продать, подарить и сдать в залог их невозможно. Еще меньше прав у владельцев строений на прирезанных сотках, которые с юридической точки зрения вообще не являются недвижимостью А лишь - совокупностью материалов на участке. Поэтому даже застраховать их практически невозможно. Без приватизации участка достаточно сложно противостоять и его изъятию. Если, например, будет принято решение муниципалитета о строительстве на этом месте торгового центра или теплотрассы.

По большей части незарегистрированные участки были получены еще в советские времена по документам, которые сегодня не имеют силы. Вне закона и самовольно прирезанные сотки, на которых построено от 20 до 30% домов. Любопытно, что 11% опрошенных уже столкнулись с проблемами. Но все равно с оформлением не спешат.

А что же дачная амнистия, которая упрощает и ускоряет оформление в собственность земельных участков? Наш народ и ей недоволен. Так, 36% россиян заявили, что она проводится в интересах чиновников, которые занимаются приватизацией дачных участков и дач. Более трети (31%) считает, что закон придуман в интересах богатых владельцев дач и коттеджей. И лишь 14% пожилых и 19% молодых граждан верят, что дачная амнистия проводится в интересах всех.
На столичном рынке появился альтернативный способ покупки коммерческой недвижимости - ипотека. Вчера Абсолют-банк и компания Миэль-недвижимость объявили о начале реализации совместной программы по ипотечному кредитованию юрлиц для приобретения объектов коммерческой недвижимости. Эксперты считают, что если проект удастся, то его создатели могут стать одними из первых серьезных игроков, предлагающих подобные услуги.

Свое халатное отношение к собственности россияне оправдывают слишком сложной процедурой оформления (огромные очереди в БТИ, куча бумаг и десятки подписей). И придумать такую, которая устроила бы всех россиян, невозможно в принципе. Большинство дачников (38%) предпочли бы, чтобы регистрация была долгая и сложная, но бесплатная или за символическую цену. Дорогую, но быструю и без бюрократии процедуру выбрали лишь 18% россиян.

До этого профессионально ипотекой под коммерческую недвижимость в Москве практически никто не занимался.

О том, что компания Миэльнедвижимость и Абсолютбанк собираются совместно заняться реализацией проекта по предоставлению ипотечных кредитов под коммерческую недвижимость, сообщили в прессслужбе Миэль. Программа предполагает предоставление кредитов сроком на три года с возможностью последующей пролонгации. Размер кредита может достигать 70% от рыночной стоимости приобретенного имущества, при этом процентная ставка составляет от 12% годовых в валюте. Программа рассчитана на приобретение всех типов коммерческих объектов: нежилых зданий и помещений, используемых под торговые площади, офисов, коммерческих складов, а также производственных помещений и земельных участков.

Вместе с тем участники рынка признают, что подобный инструмент очень востребован рынком. Ипотечные кредиты под залог коммерческой недвижимости активно применяются на Западе. ВМоскве это также будет востребовано, однако пока участники рынка боятся использовать этот инструмент, так как до сих пор не урегулирован вопрос с собственностью на землю,- говорит заместитель руководителя проекта IFC по развитию первичного рынка ипотеки в России Андрей Милютин. По его словам, для покупки деловых центров и торговых площадей требуются большие суммы, которые могут предоставить только крупные банки, например, Сбербанк или Внешторгбанк.

Недавно о начале предоставления ипотечных кредитов под нежилые объекты объявил Москоммерцбанк, который предлагает максимальную сумму займа в $1 млн. Однако пока, по мнению экспертов, он все еще не вышел на массовое предоставление кредитов.

Ряд участников рынка полагают, что подобная практика связана для банков с серьезными рисками. Перед банком стоит проблема с организацией процесса андеррайтинга, оценки кредита и платежеспособности потенциального заемщика, так как коммерческая ипотека подразумевает заем довольно крупных сумм,- говорит управляющий партнер компании Blackwood Константин Ковалев. Кроме того, ипотека в большей степени интересна владельцам малого и среднего бизнеса, а как известно, большая часть таких предприятий работает по серым схемам. Таким образом, получить кредит на существующих условиях практически невозможно,- резюмирует Ковалев.

Абсолют-банк, вероятно, будет выдавать кредиты под небольшие проекты. В целом этот проект достаточно перспективен, единственное, что кажется странным, это сроки кредитования: брать деньги на три года невыгодно, так как регулярные платежи получаются большими,- считает Милютин.



Главная --> Публикации