Главная --> Публикации --> Граждане пока не готовы стать настоящими собственниками жилья, считают московские власти Кому доверить судьбу своего дома? Ресторанный дефицит Домики в горах Мэрию построят без тендер-н

О том, что Московская область не сможет вводить жилье в соответствии с графиком национального проекта Росстроя по строительству жилья, заявил губернатор Московской области Борис Громов. В прошлом году в его регионе было построено 5,2 млн кв. м жилплощади. В этом году Росстрой наметил нам план 6,3 млн кв. м, а на будущий год- 6,9 млн кв. м жилья, что пока невыполнимо,- заявил он.

В 2006 году объем ввода жилья в Московской области впервые за последние несколько лет может быть ниже прошлогоднего показателя. Подмосковный губернатор Борис Громов сообщил, что не сможет в этом году построить указанные Росстроем 6,3млн кв. м. Более того, по словам участников рынка, может быть не превышен даже прошлогодний показатель- 5,2 млн кв. м. Основная причина, по оценкам экспертов,- большое количество замороженных объектов в связи со скандалом с обманутыми дольщиками. А пик спада, вероятнее всего, придется на 2007 год, когда будут вводиться те немногие объекты, реализация которых была начата в 2005 году.

Громов указывает еще на одну причину: по его словам, строительство социальной и инженерной инфраструктуры отстает от объемов вводимого жилья. Речь идет в первую очередь о газо- и электроснабжении жилых кварталов. Ресурсов на развитие этой инфраструктуры катастрофически не хватает,- отметил Громов и предложил профинансировать эти расходы из федерального бюджета.

Громова поддержали еще несколько губернаторов, которые считают, что планы Росстроя изначально были невыполнимы. Так, губернатор Тамбовской области Олег Бетин отметил, что на текущий год в регионе намечена программа по вводу в эксплуатацию около 400 тыс. кв. м. Мы направили соответствующую программу в федеральное ведомство, а оттуда получили документы с нашими же подписями, но с увеличением объемных показателей без каких-либо комментариев,- посетовал он.

Они считают, что уже в этом году начнется спад строительства жилья в Подмосковье. Однако они связывают его с нехваткой инфраструктуры. Участники рынка считают, что проблема с вводом жилья связана главным образом с замороженными стройками, а объем ввода жильяс этого года начнет падать. Не исключено, что в текущем году объем введенного в эксплуатацию жилья будет даже меньше прошлогоднего показателя. В первую очередь это связано с недостроем, возникшим после демонстраций обманутых вкладчиков. Думаю, что вначале будут разбираться с этими объектами,- говорит пресс-секретарь компании СХолдинг Оксана Басова. Вероятно, объем ввода может сократиться до 20-30%, но более серьезное падение будет в конце 2007 года,- соглашается с ней заместитель генерального директора компании Новая площадь Евгений Фетисов.

Прогнозы участников рынка еще более пессимистичны.

Складское начало

По его словам, через год-полтора начнут сдаваться те объекты, строительство которых началось в прошлом году. В 2005 году было серьезно сокращено количество площадок, в том числе в связи со вступлением в силу пресловутого закона Об участии в долевом строительстве. Таким образом, основное снижение ввода жилья будет ощущаться не в конце текущего года, а в 2007 году.
Прошедший год стал переломным в развитии рынка складской недвижимости Москвы и Подмосковья. Эксперты связывают это с увеличением активности девелоперов, в связи с чем в 2005 году началась реализация сразу нескольких масштабных складских проектов (Крекшино, Ленинградский терминал, Пушкино), площадью более 200 тыс. кв. м. каждый. Кроме того, рынком заинтересовались крупные международные фонды, один из которых, Raven Russia Limited, объявил о планах инвестирования $850 млн в складскую недвижимость Москвоского региона и уже приобрел три крупных складских комплекса. Тем не менее, несмотря на значительное увеличение объемов складских площадей, их дефицит до сих пор ощутим.

По словам руководителя департамента коммерческой недвижимости компании Blackwood Михаила Геца, наибольшее количество складских комплексов, как существующих, так и строящихся, сосредоточено на северо-западном направлении. Это объясняется близостью международного аэропорта Шереметьево и большими объемами грузоперевозок, идущими с севера страны и из Европы. Западное направление пользуется популярностью в связи с расширением Киевского шоссе и реконструкцией аэропорта Внуково (около 20% строящихся складских площадей расположены вблизи Минского и Киевского шоссе.- Blackwood).

По данным компании Swiss Realty, объем нового строительства высококачественных складских помещений классов А и В в 2005 году составил примерно 320 тыс. кв. м, что оказалось существенно ниже прогнозируемой величины. Тем не менее ни один из крупных проектов (около 100 тыс. кв. м и более), заявленных к выходу в 2005 году, так и не был введен в эксплуатацию полностью. Общий объем предложения профессиональных складских помещений классов А и В в Московском регионе по-прежнему остается на невысоком уровне и составляет менее 45% от общего предложения складских помещений, при этом на класс А в настоящий момент приходится не более 750 тыс. кв. м.

По данным компании Prime City Properties, площадь высококачественных складских помещений сегодня составляет 1,8 млн кв. м, однако в связи с приходом на потребительский рынок России новых крупных игроков спрос на достойного качества склады возрастает. Тем не менее в связи с недостатком предложения дефицит высококачественных складских помещений сохраняется, следовательно арендаторы оказываются в ситуации ограниченного выбора. Особенно остро эта проблема стояла еще два-три года назад, но в 2005 году наметилось улучшение ситуации: постепенно увеличивается строительная активность девелоперов, у арендаторов появляется возможность сравнивать качество проектов,- говорит директор по развитию компании Prime City Properties Роман Чепцов.

Кроме того, большой популярностью у девелоперов пользуется и южное направление, так как именно со этой стороны идет основной транспортный грузовой поток из регионов России, а также растет популярность аэропорта Домодедово,- добавляет Михаил Гец.

Так, в строящемся терминале на Лениградском шоссе на 30% площадей уже заключены договоры аренды, а в комплексе Томилино (600 тыс. кв. м, Новорязанское шоссе, склады классов А и В) сетью универмагов Фамилия" подписаны два договора аренды на 16 тыс кв. м сроком на 10 лет,- рассказывает директор по развитию Swiss Realty Group Илья Шершнев.

Кроме того, в 2005 году увеличилась доля договоров предварительной аренды и обозначилась тенденция к увеличению сроков арендных договоров. Если раньше большинство договоров заключалось на три-пять лет, то сейчас - на восемь-десять.

По словам Ильи Шершнева, спрос на высококачественные складские помещения в 2005 году продолжал оставаться стабильно высоким и превысил существующее предложение примерно в два раза. Высоким спросом пользовались помещения площадью от 4 тыс. до 10 тыс. кв. м. Также следует отметить возрастающий спрос на гораздо большие площади - 10-30 тыс. кв. м,- резюмирует господин Шершнев. Основными арендаторами складских помещений по-прежнему выступают сети супермаркетов и гипермаркетов, магазины электроники, производители и логистические операторы. Однако, несмотря на обилие новых комплексов, количество вакантных площадей по сравнению с 2004 годом осталось неизменным и составило примерно 1-2%.

По состоянию на конец 2005 года уровень арендных ставок в классе А остановился на отметке $150-160 за квадратный метр в год, при этом стоимость аренды помещений более низкого качества составляет $110-130 за квадратный метр,- говорит начальник отдела коммерческой недвижимости компании Delta Realty Елена Жильская.

Прошедший год стал переломным этапом в формировании цивилизованного рынка складской недвижимости. Впервые на рынке появилось сразу несколько крупных проектов строительства складских объектов. Эксперты отмечают начало реализации проектов Ленинградский терминал и Логистический парк Пушкино", площадью более 200 тыс. кв. м. каждый. Кроме того, в эксплуатацию был введен целый ряд крупных складских комплексов, в частности Томилино (30 тыс. кв. м), Терминал Северный (30 тыс. кв. м), первая очередь комплекса Крекшино (33 тыс. кв. м) и вторая очередь логистического терминала Белая дача (28 тыс. кв. м).

Инициативы новых игроков

В конце 2005-го фонд приобрел первую очередь логистического парка Крекшино и два складских комплекса общей площадью 41,6 тыс кв. м (на Дорожной улице и на Новорижском шоссе) у компании Кулон за $18,6 млн.

На фоне заметного роста активности девелоперов, рынок стал инвестиционно привлекательным и для институциональных инвесторов. В частности, в 2005 году был создан инвестиционный фонд Raven Russia Limited, учрежденный британской инвестиционно-девелоперской компанией Raven Mount (в планах компании - инвестирование $850 млн в рынок складской недвижимости Подмосковья).

Также эксперты отмечают, что новая девелоперская компания Международное логистическое партнерство (МЛП), созданная для реализации логистических проектов в России, уже реализует свой первый масштабный проект- Ленинградский терминал в 13 км от МКАД по Ленинградскому шоссе, а металлургическая компания Coalco, в планах которой строительство 1 млн кв. м складов в Домодедовском районе Подмосковья, начала реализацию проекта Белый парк.

Сейчас фонд ведет переговоры о выкупе остальных складов компании Кулон общей площадью 180 тыс. кв. м. Деятельность Raven Russia стала прецедентом - до этого времени таких сделок на рынке не совершалось,- резюмирует Михаил Гец. Кроме того, Тройка Диалог совместно с сингапурским государственным инвестиционным агентством Temasek Holdings Pte объявили о создании фонда прямых инвестиций Russia New Growth Fund (привлеченные средства составили около $150 млн), который будет осуществлять инвестиции в торговлю, логистику и телекоммуникационные компании.

Рост объема продаж

Кроме того, в связи с дефицитом высококачественных складских помещений на рынке наметилась тенденция увеличения числа проектов по строительству складских и распределительных комплексов (10-30 тыс. кв. м) на основе built-to-suit компаниямипроизводителями и компаниями-поставщиками. О своих проектах уже заявили такие компании, как Пятерочка, Ароматный мир, Ростик групп, пивоваренная компания Балтика, Евросеть и другие,- говорит руководитель группы аналитики рынка офисной и складской недвижимости Colliers International Регина Лочмеле.

По словам директора департамента индустриальной недвижимости Penny Lane Realty Игоря Казимова, в ближайшее время торговые операторы в большей степени будут пользоваться услугами логистических компаний (не аренда склада, а ответственное хранение), а некоторые предпочтут обеспечить свои потребности собственными складскими помещениями. Однако несмотря на это рынок аренды складских помещений заметно вырастет,- прогнозирует Игорь Казимов. Значительные объемы нового строительства приведут к избыточному предложению, а следовательно, снижению ставок аренды на наиболее популярных у девелоперов направлениях,- добавляет Михаил Гец. По его словам, в ближайшие два-три года вероятно возникновение сегментации рынка, при которой более существенную роль будут играть местоположение склада и его класс.

Эксперты отмечают, что уже в ближайшей перспективе следует ожидать повышения требований арендаторов к качеству складских помещений, увеличение спроса в сегменте складов класса А и рост количества запросов на складские помещения в районах концентрации крупных торговых комплексов.

В развитии рынка складской недвижимости прослеживается тенденция улучшения общеэкономической ситуации в России. Ведь увеличение объемов строительства складских комплексов и приход на этот рынок новых западных и российских девелоперов напрямую зависит от того, будут ли в России развиваться торговые и производственные отношения,- подчеркивает Михаил Гец.

Кроме того, объем складских помещений, предлагаемых на продажу, вырастет по сравнению с сегодняшним днем, когда продажа высококачественных складских объектов- практически единичные случаи.

Подписано соглашение о передаче складских помещений компании Кулон, находящихся на улице Дорожной и Новорижском шоссе, институциональным инвесторам из Raven Russia Limited.

Основные события на рынке складской недвижимости в 2005 году

Крупный западный инвестор Raven Russia Limited заявил о своих планах по инвестированию 500 млн фунтов в покупку и строительство складов в России.

Инвестиционная компания Coalco заявила о планах в течение семи лет построить 1 млн кв. м складов в Подмосковье. Citigroup Venture Capital приобрела блокирующий пакет акций компании НЛК.

В 2005 году было заявлено о ряде крупных проектов, которые будут реализованы в течение ближайших пяти-шести лет: Евросклад инвест, включающий 20 складских комплексов класса А и В общей площадью более 1 млн кв. м (срок сдачи 2010 год), Чехов технопарк площадью 740 га (срок сдачи - 2010-2012 годы).

Русская инвестиционная группа (РИГрупп) объявляла о строительстве складских комплексов общей площадью 300 тыс. кв. м в Чеховском, Истринском и Наро-Фоминском районах. В настоящий момент по этим проектам продолжаются согласования и работа с потенциальными арендаторами.

Об этом говорили вчера участники совещания в Росстрое. И пришли к выводу: отменять лицензирование пока рано.

С 2007 года, согласно написанному в рамках административной реформы закону о техническом регулировании, должна быть прекращена деятельность по лицензированию строительных компаний Росстроем. Однако ни строительный рынок, ни законодательная база к этому не готовы.

На смену существующей системе, по замыслу авторов идеи, должен, во-первых, прийти контроль со стороны саморегулируемых организаций - добровольных объединений профессиональных участников рынка. И, во-вторых, страхование ответственности строителей взамен существующей госэкспертизы проектов. Логика предельно прозрачна. Чиновника можно уговорить. Но заставить профессиональное сообщество поддержать сомнительную компанию, рискуя репутацией всех участников рынка, сложно. Как не менее сложно и обойти профессионалов-страховщиков, которые вряд ли захотят расплачиваться за чужие ошибки, а потому будут рассматривать каждый проект под лупой.

Напомним, что процесс сокращения количества лицензируемых видов деятельности идет уже не первый год - в рамках административной реформы государство последовательно сокращает свое присутствие в бизнесе. Идея, сформировавшаяся в минэкономразвития, преследовала вполне определенную цель: облегчить жизнь бизнесу, разрушив административные препоны. В прошлом году очередь дошла и до строителей: были приняты поправки в закон о лицензировании, согласно которым с января 2007 года прекращается лицензирование не только по строительству, но также по проведению проектных и изыскательских работ.

Профессиональные сообщества, впрочем, имеются: есть имеющий семидесятилетнюю историю Союз строителей России и есть возникшая недавно и возглавленная бывшим министром строительства Николаем Кошманом Ассоциация строителей России.

Однако это все в теории. А на практике мы имеем то, что имеем. До окончания срока действия лицензирования осталось 10 месяцев, а закон о саморегулируемых организациях Госдумой пока не принят. Не готов также ни один технический регламент - эти новые нормативы должны прийти на смену давным-давно устаревшим СНИПам и ГОСТам.

Не случайно многие выступают против отмены лицензирования. Позицию руководителей регионов (если не всех, то многих) жестче всех проговорил мэр Москвы Юрий Лужков: Государство, которое единственное в рыночных условиях может эффективно играть роль противовеса разного рода недобросовестным коммерческим интересам, со всех ног улепетывает от надзора за качеством и безопасностью строительных работ. Выступая в РГ, Лужков резко раскритиковал рыночные механизмы регулирования, заявив, что лучше перебдеть, чем потом расхлебывать.

Но каким образом они смогут контролировать десятки тысяч строительных компаний по всей стране, на данный момент совершенно непонятно.

Глава Федерального лицензионного центра при Росстрое Александр Толкачев высказался вчера более осторожно, но тоже вполне определенно. С одной стороны, он согласился, что существующая система лицензирования нуждается в совершенствовании, развитии и адаптации к изменяющимся условиям рыночных отношений.

Как ни странно, стройбизнес тоже не жаждет излишней свободы. Руководители многих компаний (особенно крупных) открыто говорят, что лицензирование им только на руку. С одной стороны, лицензии подтверждают их профессионализм. С другой - система защищает их от недобросовестной конкуренции со стороны мелких компаний, которые пытаются выйти на рынок, предлагая более дешевое строительство, и часто за счет снижения качества.

Конечно, и сегодня, прямо скажем, лицензирование - это не панацея. Например, многие из компаний, проштрафившихся перед дольщиками, задолго до краха попадали под колпак лицензионного контроля: в прошлые годы приостанавливались лицензии у Мастерка, Стройметресурса, совсем недавно наказана Социальная инициатива и еще 130 компаний. (Кстати, эту информацию при желании можно найти на официальном сайте лицензионного центра.)

Но в то же время, по его мнению, отказ от лицензирования может привести к хаосу в отрасли - даже элементарную информацию о деятельности или надежности той или иной строительной фирмы получить будет невозможно.

Глава Росстроя Сергей Круглик сообщил, что то подвешенное состояние, та неопределенность, в которой оказалась строительная отрасль, заботит не только его ведомство.

Тем не менее все они работали на рынке не год и не два, и с лицензированием до поры у них все было в порядке. Вряд ли стоит рассчитывать, что отсутствие всякого контроля может ситуацию выправить, скорее, наоборот. Ни Трансвааль, ни Дельфин, ни рушащиеся время от времени стены в старых зданиях и - случалось - новостройках забыть об этом не дадут.

По мнению председателя комитета Госдумы по собственности Виктора Плескачевского, ничего страшного пока не происходит: если закон о СРО депутаты принять не успеют, во второй половине года можно будет отодвинуть сроки окончания действующей системы лицензирования.

Об этом прекрасно знают и в минэкономразвития. Мы собираемся встретиться с Германом Грефом в самое ближайшее время, - пообещал вчера глава Росстроя. Сегодня вопрос будет обсуждаться еще раз: должен состояться общественный совет, на котором все заинтересованные стороны смогут снова взвесить все за и против.


Свято место пусто не бывает. Рынок аренды жилья экономкласса - в том числе. И пока москвичи взвинчивают цены даже в спальных районах (снять приличную однокомнатную квартиру, например, в Южном Бутово - 600 долларов в месяц, в Медведково - 650), граждане, которым нужна крыша над головой, начинают более пристально изучать административную карту ближайшего Подмосковья, обращая внимание на города неподалеку от МКАД.

Собственно, к такому предварительному выводу пришел и Сергей Круглик, заявив по итогам совещания, что продление системы лицензирования неизбежно.

Все объяснимо: при изучении рынка аренды недвижимости небогатые люди в первую очередь ориентируются на цены. А они как в минувшем году, так и в нынешнем гораздо привлекательнее в Подмосковье, чем в столице. Причем на любых направлениях. Относительно того, какие именно областные города особенно популярны среди нанимателей из народа, ответ риэлторов одинаков: ближайшие к МКАД, с отлично развитой социально-экономической инфраструктурой и возможностью без каких-либо хлопот ежедневно путешествовать в Москву и обратно.

Специалисты большинства риэлторских компаний утверждают: столица проигрывает Подмосковью конкурентную борьбу за потенциальных квартиросъемщиков. Главным образом речь идет о трех категориях нанимателей: молодых семьях, намеревающихся жить отдельно от родителей, приезжих студентах или выпускниках вузов, получивших должность в столице. И, конечно, бесчисленной рати иногородних рабочих, для которых трудовая Москва - почти золотоносный Клондайк.

В этом смысле сейчас лидирует северное и северо-восточное (реже южное) направления Подмосковья. Как и в минувшем году, особенно повышенным спросом пользуется аренда жилья вдоль реконструируемого Ярославского шоссе (трасса Холмогоры), в которое почти незаметно переходит Проспект Мира. Несколько минут езды на северо-восток от МКАД, и вы оказываетесь в быстро развивающемся городе Мытищи. Это всего в 18 километрах от центра российской столицы. То есть близко настолько, что праздничные фейерверки Кремля здесь можно наблюдать прямо из окна снимаемой квартиры или комнаты. Телефонные номера - московские.

Мытищи: дешево и близко

Арендная цена жилья в Мытищах не слишком кусается. Допустим, за благоустроенную однокомнатную квартиру в новостройке она сейчас не превышает 400 долларов США, что вполне по силам семье, работающей в столице и имеющей стабильный постоянный заработок. Меблированные комнаты с соседями обойдутся, безусловно, дешевле: от 6,5 тысячи рублей. Тут даже принято торговаться и снизить первоначальную цену до 6-5,5 тысяч.

И хотя приезжая молодежь острит: в крайнем случае, домой можно прийти пешком, сообщение с мегаполисом - лучше не придумаешь. Например, на скоростной электричке Спутник. Она регулярно (каждые полчаса) курсирует с Ярославского вокзала по безостановочному маршруту Москва - Мытищи - Москва. Время в пути не более 18 минут. Еще один вариант - Газель или рейсовый автобус до места назначения прямо от станции метрополитена ВВЦ и обратно. На все про все - не более получаса.

Королевский подход

Кстати, стоимость найма жилого помещения в Мытищах во многом зависит от количества людей, намеренных арендовать чужую собственность. Так, если в качестве нанимателя комнаты или квартиры выступает лишь один человек, цена, как правило, минимальна. Когда же на такую же площадь выказывают желание вселиться сразу несколько человек (семья с ребенком, группа студентов, бригада приезжих рабочих и т. д.) плата возрастает до максимума.

Средние февральские цены за аренду жилья в Королеве пока чуть ниже, чем в Мытищах. Так, стоимость найма однокомнатной квартиры (с учетом качества ремонта, наличия прямого московского телефона, мебели, встроенной бытовой техники и близости к станции) в центре города и его микрорайонах (Болшево, Текстильщик, Первомайский и т. д.) не превышает 350 долларов. Уютную комнату со всей обстановкой сегодня можно без проблем снять за 6 тысяч рублей.

Такая же схема действует и в не менее востребованном среди арендаторов современном городе Королеве. Его кварталы начинаются там, где заканчиваются Мытищи. В ближайшее время сюда также будет курсировать скоростной электропоезд Спутник. Впрочем, сейчас попасть в цитадель отечественной космонавтики в окружении Национального парка Лосиный Остров тоже не составляет проблем: каких-то 40 минут на электричке с Ярославского вокзала или 25-35 минут на экспрессе (маршрутке) от ВВЦ. Конечные пункты - железнодорожные станции Подлипки Дачные и Болшево.

Аферистов просьба не беспокоить

Кстати, в окрестностях немало частных домов в так называемых стародачных местах. Главным образом по лесистым берегам Клязьмы. Видимо поэтому сюда чаще устремляется приезжий народ, предпочитающий всем прелестям большого города загородную тишину. При желании тут можно снять скромный домик или часть дома с видом на реку (от 150 долларов и выше), но с удобствами во дворе.

В целом же уровень цен на аренду жилья по различным подмосковным направлениям колеблется в пределах 200 - 800 долларов (в зависимости от занимаемых квадратных метров), что в любом случае дешевле, чем в Москве. Например, снять однушку в городе Химки (ленинградское направление), Люберцах или Раменском (Рязанское шоссе) обойдется арендатору в 400 долларов. В Зеленограде (тоже по ленинградке) за те же квадраты требуют 350, в городе Железнодорожном (восток) 300, а в Лобне (север) 250 американских рублей. Очень привлекательны цены в Реутове (восток). Там за 500 долларов вполне можно снять полностью обустроенную 2-комнатную квартиру, а за 300 у. е. - однокомнатную. В Дмитрове (65 км на север от Москвы) еще дешевле - 200 долларов.

Сохраняется сравнительно невысокая арендная плата за жилье и во многих других городах Подмосковья. Так, в Балашихе (восток, Горьковское, Щелковское шоссе), куда запросто можно добраться из Москвы на маршрутном автобусе или пригородной электричке, стоимость найма одной комнаты в двушке не превышает 200 долларов США. Необъяснимо, однако точно такую же цену (от 6 тысяч рублей) придется выложить нанимателю комнаты в городе Одинцово или Голицыне, что на престижном западе вдоль Можайского шоссе.

Другое мнение

Напоследок совет начинающим нанимателям. Подмосковный рынок аренды жилья - один из самых заманчивых для аферистов. Поэтому, чтобы не попасть впросак, будьте осторожны. Не обращайте внимания даже на очень привлекательные (на ваш взгляд) уличные объявления - чревато разочарованием и потерей денег. Вместе с тем, избегайте встреч с представителями так называемых информационных агентств, ловко орудующих на рынке недвижимости. С вас потребуют внушительную предоплату и назовут, скорее всего, адрес, которого вовсе не существует. Или же там никто ничего сдавать не собирается. Обратно своих денег вы уже не получите. Словом, не рискуйте. Москва, как известно, слезам приезжих людей не верит. Самый разумный вариант: обращение в риэлторскую компанию. Там и договор юридически грамотно оформят, и чистоту сделки гарантируют. И хоть за услуги фирма возьмет стопроцентную стоимость месячной аренды (правда, только после фактического вселения клиента), дело того стоит.

Наша компания всегда работала на рынке аренды Подмосковья. Другое дело, что уровень спроса и предложения здесь, конечно, не сопоставим со столичным рынком аренды недвижимости. Чаще всего в МИЭЛЬ-Недвижимость обращаются клиенты, которые желают снять или сдать жилье в ближайших городах-спутниках столицы:

Мария Жукова,
заместитель директора Управления аренды Компании МИЭЛЬ-Недвижимость


Арендная плата за двухкомнатные квартиры в ближайшем Подмосковье колеблются от 450 долларов (это за апартаменты без мебели) до 500 долларов в месяц (за меблированную квартиру).

Само собой разумеется, что арендаторы, ищущие квартиру в Подмосковье, стремятся сэкономить на арендной плате. Действительно, стоимость аренды жилья за Московской кольцевой автодорогой немного дешевле, чем в Москве. Так, например, однокомнатную малогабаритную квартиру в Мытищах без мебели, техники и телефона можно снять за 350-400 долларов США в месяц. Та же самая квартира обставленная мебелью обойдется арендатору уже в 400-450 долларов.

Как правило, в Подмосковье арендодатели предлагают квартиры в старых домах с ветхими коммуникациями и без ремонта. Кроме того, в городах Подмосковья гораздо хуже обеспеченность объектами социальной инфраструктуры - не хватает школ, детских садов, больниц, да и магазинов гораздо меньше. Не стоит забывать и про необходимость ежедневно добираться до Москвы и обратно по загруженным трассам или в переполненных электричках. Так что небольшой выигрыш в цене оказывается несущественным по сравнению со всеми неудобствами, с которыми приходится столкнуться арендатору в Подмосковье.

Как бы то ни было, но стоимость аренды в ближайшем Подмосковье в последнее время все ближе и ближе к ставкам окраин столицы. Именно поэтому и спрос на съемное жилье за Московской кольцевой автодорогой невысок: при небольшой разнице в цене качество недвижимости отличается существенно.



Главная --> Публикации