Главная --> Публикации --> Ситуация на рынке недвижимости киева: итоги апреля 2006 года Арендаторы могут выбирать Сельская новь Западные консультанты оценили возможности рынка трк Трёшку уверенно пробиваем!

В народе ее нарекли Полежаевской

Что за чудо эта новая транспортная развязка - Полежаевская! По эстакаде мчишься с ветерком, хоть в центр, хоть на юг Москвы, - слышатся восторженные возгласы автолюбителей. Эта их радость для меня - полная неожиданность, ведь чаще всего, намаявшись в дорожных пробках, они в сердцах ворчат на всех и вся. Хотя сами понимают: число автомобилей в Москве перевалило уже за 3,5 миллиона. А если прибавить к этому наземный пассажирский транспорт, грузовики да еще сотни тысяч машин из ближних и дальних городов, то сам собой напрашивается вопрос: как столица справляется с таким потоком?

Раньше между концом улицы Мневники и началом Звенигородского шоссе напрямую дороги не было. Их разделяли речка Ходынка, Малое кольцо железной дороги, железнодорожные пути Смоленского направления, ТТК... Вот какие преграды предстояло перешагнуть будущей эстакаде! Интенсивность движения поездов здесь очень высокая, МЖД не могла выделить большое количество окон для сооружения эстакады. Поэтому пришлось отказаться даже от единственной запланированной опоры между путями, а вместо нее запроектировать полетное строение длиной более 100 метров, - рассказывает главный инженер проекта комплекса института Гипротрансмост Давид Хилькевич.

Справляется, прежде всего, благодаря стараниям московских властей. Они очень много делают, чтобы преобразить, реконструировать старую транспортную сеть города. Построено - за короткий срок! - третье транспортное кольцо (ТТК). Расширяется проезжая часть улиц. Сооружено много дорожных развязок. Яркий пример: только в один день, 4 ноября минувшего года, сданы сразу 4 крупных объекта. Развязки на пересечении Сущевского Вала с Шереметьевской улицей, Беговой с Ленинградским проспектом, МКАД с улицей Николая Старостина в районе Ново-Косино. Да еще участок Звенигородского шоссе от ТТК до улицы Мневники: его-то автолюбители и окрестили Полежаевской эстакадой. Перерезая красную ленточку, мэр Москвы Юрий Лужков сказал: Это современные решения инженеров, выполненные безупречно и качественно.

Между прочим, Полежаевская эстакада - самая длинная в Москве. Когда она коснулась земли на улице Мневники, мэр столицы издал постановление: автомагистраль над Ходынкой и линиями железных дорог считать продолжением Звенигородского шоссе, а от пересечения проспекта Маршала Жукова с улицей Живописной до пересечения Новорижского шоссе с МКАД - продолжением проспекта Маршала Жукова.

Затрудняло стройку и обилие коммуникаций. Одних только инженерных сетей и электрокабелей было уложено, соответственно, 17 и 200 километров. Однако у генподрядчика - корпорации Трансстрой - богатый опыт: именно она возводила ТТК, 70% которого составляют как раз эстакады, путепроводы мостового типа и тоннели.

И вот я стою на улице Мневники. Впереди эстакада. Новенькая, чистая, широкая. Лады, БМВ и Газели проносятся по четырем полосам в каждом направлении с бешеной скоростью. Как не понять тех, кто за рулем: где еще в столице можно почувствовать себя хоть на несколько минут шумахерами?! Указатель справа гласит: 3-е кольцо. Центр. Оглядываюсь назад, там другое табло: Ул. Народного Ополчения - и стрелка указывает путь прямо. Хорошевское шоссе - и стрелка зовет повернуть направо.

Красота снаружи и внутри

Виктор Сохнин: Живу на Шмитовском. Офис тут - на Демьяна Бедного. Раньше, до 4 ноября, приходилось делать большой крюк через Беговую или Белорусскую. Теперь еду напрямик и экономлю в пути лишь в одну сторону минимум 25 минут.

Давно не получал столь солнечного редакционного задания: написать о простой радости автомобилиста - промчаться по Полежаевской эстакаде с ветерком! Вижу на противоположной стороне улицы бензоколонку. Спешу к ней, чтобы взять интервью у автомобилистов.

Маша Артемова: Мой шеф вернулся с отдыха. Подходит, улыбается: Маша, ты приехала на службу как никогда веселая, радостная. Уж не влюбилась ли? А я ему: Влюбилась! В Полежаевскую развязку - беззаторную, скоростную.

Ирина Темина: Теперь выезжаю на работу на полчаса позже, потому что уверена - попаду на Красную Пресню вовремя. А бывало, томишься в пробках до Беговой и после нее. А теперь лечу, как на крыльях.

Итак, лик эстакады сверху я увидел. А что внизу? Спускаюсь под величественную магистраль: бесконечные ряды бетонных опор, пролетов. Кругом чистота и порядок. Слева и справа - металлический забор. Судя по всему, быть здесь автостоянке.

Маша любезно предложила показать эстакаду. Хорошо, что вдоль нее нет пешеходного пути. Здесь везде царят авто! - восклицает она. Первый съезд со скоростной эстакады - за линией железной дороги на Смоленск - к ТТК. Потом второй - к 3-й Магистральной улице. И вот уже Маша тормозит свой Ауди на Звенигородке: экскурсия оказалась чрезвычайно короткой - всего несколько минут.

Полежаевская эстакада - одно из звеньев будущей вылетной радиальной и крупнейшей автомагистрали от центра столицы через будущее четвертое транспортное кольцо до кольцевой дороги. Название новой магистрали - Звенигородский проспект. Уже в 2008 году автолюбители смогут промчаться по нему от центра до МКАД.

Скоростная магистраль - от центра до МКАД

Риэлторы отмечают прямую зависимость темпов строительства жилья, освоения новых территорий и цен на квартиры, коттеджи и дачи от транспортной доступности к ним. Вот лишь один пример: из-за заторов на Ярославском шоссе Пушкинский район недополучил в 2005 году почти 60 млн. долларов строительных инвестиций. А лингвисты заметили примечательную для нашего времени замену одного понятия другим. Раньше, 10-15 лет назад, москвичи привычно спрашивали друг друга: Как дела? Теперь: Как доехал? Чаще всего следует ответ: Коптился в пробках, борясь со стрессом! А вот автомобилисты, мчащиеся по Полежаевской эстакаде, веселы и радостны. Попутного им ветра!
Эксклюзивное интервью министра культуры и общественных коммуникаций Российской Федерации Александра Соколова.

Из Крылатского навстречу Звенигородскому шоссе под Серебряным бором пробивают тоннель. Когда будет завершено строительство, он получит название Северо-Западный. А через Москву-реку построят автомост - вантовый: не поперек реки, а... вдоль. И ему уже дано имя - Живописный. Значит, будет не только прочным, но еще и красивым. С вантового моста водители попадут на проспект Маршала Жукова, который тоже станет частью Звенигородского проспекта. Уже разработан проект реконструкции магистрали от Москвы-реки до Мневников. На пересечении проспекта Маршала Жукова с улицей Народного Ополчения будет построена еще одна крупная дорожная развязка - над будущим четвертым транспортным кольцом. И еще радостная весть: первые дуги четвертого транспортного кольца появятся на вылетной магистрали к 2013 году.

Спасение утопающих - есть дело рук их самих

О том, как Россия богата, и говорить не приходиться. Нефть, газ, уголь... Но это природные богатства. Страна же богата не только ими. В наследство нынешнему поколению достались десятки тысяч прекрасных творений - храмов, монастырей, жилых домов, театров, дворцов, усадеб, в разное время созданных творческим гением отечественных зодчих и воистину золотыми руками русских мастеров. Эта недвижимость - гордость нашего народа, гордость нашей культуры. Вот только проблем существования у этой гордости более чем достаточно. И далеко не всегда мы как наследники этого необыкновенно ценного достояния оказываемся рачительными его хозяевами. Проблем с ним - хоть пруд пруди. Об этом мы и беседуем сегодня с министром культуры и общественных коммуникаций России А. Соколовым.

- На сегодняшний день это 91 тысяча объектов культурного наследия и более 140 тысяч вновь выявленных объектов, расположенных в разных краях и регионах нашей земли. Официально они называются так: объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и другими предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры. Вот такое их длинное определение.

- Александр Сергеевич, мы говорим богатство, богатство... А как велико оно? Можно назвать количество объектов культурного наследия, которое есть в нашей стране, и что конкретно входит в это определение?

- Вне зависимости от историко-культурного значения все они находятся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной собственности. Памятников федерального значения среди них только 36%, остальные 64% - регионального значения.

- И вся 91 тысяча объектов - это памятники, находящиеся в федеральной собственности?

- Почему же, в столице все памятники разделены по принадлежности - на федерального и регионального значения. Всего их в столице около 2,5 тысячи. В Санкт-Петербурге - на тысячу больше.

- А в Москве все памятники сейчас относятся к объектам регионального значения?

- В конце концов, пришли к выводу, что за государством должны остаться только те памятники истории и культуры, которые необходимы для исполнения федеральных функций, остальные строения необходимо приватизировать и передать частному сектору, что позволит сохранить их. Это мнение главы Минэкономразвития Германа Грефа. Столичные власти, правда, свой запрос об административной принадлежности памятников культуры из Конституционного суда отзывать не стали. Сейчас из ведения столицы для нужд федеральных органов власти забирается ряд строений, имеющих историческую ценность, а с федерального уровня на уровень субъекта Федерации передаются те памятники, которые не нужны для исполнения федеральных функций.

- Всем известно, что при их разделении между федеральными и московскими властями возник конфликт...

- Ну зачем же отказываться. Хотя состояние большинства объектов культурного наследия можно сегодня охарактеризовать как тяжелое. По данным министерства, в хорошем, удовлетворительном состоянии находятся, соответственно, 30 и 20% памятников, а остальные 50% - в неудовлетворительном и аварийном. Но это же не значит, что надо опускать руки. В поисках выхода из этого довольно сложного положения мы пришли к выводу, что существенную помощь в решении вопроса может, прежде всего, оказать приватизация. Для того чтобы сохранить, памятники надо приватизировать. Это единственно разумный выход в нашей ситуации. Опыт многих других государств свидетельствует о том, что таким образом памятники культуры сохранить можно.

- Несмотря на все денежное обилие, которое буквально обрушилось на нашу страну сегодня, средств на поддержание памятников в достойном их виде нет и, чего греха таить, правительство не собирается выделять их в будущем. Так что, мы должны отказаться от своего духовного наследия?

- И не надейтесь. Чтобы в стране ни происходило, никто вам эти музеи не продаст, потому что они входят в Свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. Всего таких объектов в перечне шестьдесят три. Кроме упомянутых - Московский Кремль, Большой театр, Московский и Санкт-Петербургский университеты, Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник Кижи и так далее, и так далее...

- Что значит приватизировать? У меня, к примеру, есть несколько миллиардов долларов в кармане, я выиграл конкурс и приватизировал Эрмитаж или Третьяковку.

- Вы очень оптимистично настроены. Обвального процесса приватизации памятников, скорее всего, не будет, на подобную активность состоятельных людей рассчитывать очень трудно. Это только кажется, что эти старые дома все и каждый только и мечтают заполучить.

- А остальные? Их же расхватают мгновенно...

- Сражаться-то сражаются, да в основном за очень дорогую столичную землю, на которой расположена эта недвижимость. Памятники в столице занимают около 20 тыс. гектаров земли, значительная часть ее приходится на центр города. Владение подобной недвижимостью - памятником культуры - на самом-то деле занятие очень непростое и очень хлопотное. Потому что, приобретая подобный объект, владелец отнюдь не становится его абсолютным хозяином, а использование памятника - это своеобразный процесс сохранения, предполагающий у приватизировавшего национальную ценность, и деньги, и знания, и любовь к истории, и, если хотите, глубокие патриотические чувства. В противном случае, все в конце концов вернется на круги своя - в ожидании другого владельца. Например, еще во времена, когда президентом был Борис Николаевич Ельцин, была разрешена приватизация памятников. Тогда во Владимирской области на конкурсы выставили сразу более 400 объектов - усадьбы, отдельные строения. И что вы думаете?.. Ни один из них не был приватизирован.

- А пример Москвы, где буквально сражаются за каждый такой дом-памятник культуры?

- Министерство экономразвития и торговли настаивает на унифицированных принципах оценки недвижимости, чего, на наш взгляд, быть не должно. Дело в том, что памятник имеет особую ценность, независящую от его материального состояния. Иногда это могут быть руины, а социально-историческая ценность их очень высока. Отсюда и особая шкала для их оценки. Пытаемся решить этот вопрос. Нас поддерживают и законодатели. Депутат Государственной Думы Максим Рохмистров, например, инициирует проект Закона О внесении изменений в Федеральный закон Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (в части определения стоимости памятника истории и культуры).

- Кстати, а по какой цене будут приватизироваться памятники?

- Да, приватизация для этого и проводится. И в то же время нельзя забывать, что если мы не будем учитывать интересы будущего владельца и четко не определим его права, то кто же пойдет на такую приватизацию? Так что, с одной стороны, нужно четко определить обязательства лица, которое будет опекать памятник, реставрировать, использовать его в своих интересах и как он может это делать и чего делать не должен. Возможно ли посещение этого объекта, будут ли продаваться туда билеты или нет. То есть, вводится в действие так называемый сервитут - установленное законом или договором право пользования имуществом в определенных пределах. Сервитут - от латинского servitus: обязанность. Определяются обязанности будущего владельца. С другой стороны, четко говорится о его правах.

- При заключении договора с будущим собственником объекта в случае приватизации в первую очередь нужно будет думать о сохранности самого памятника?

- Это нарушение закона, и оно требует соответствующей реакции органов прокуратуры. Кстати, подобные явления очень часто обнаруживаются в столице. Хотя, если говорить о новоделе вообще, спустя, скажем, лет сорок, если он того заслуживает, новодел может быть признан памятником.

- И все же нередко, особенно это бывает в Москве, когда памятник приватизируют, подписывают все нужные бумаги и обязательства, а потом попросту сносят его и строят на этом месте новодел. В лучшем случае, некое подобие оригинала.

- Конечно, находящиеся в хорошем состоянии объекты нужно сдавать в аренду, а не приватизировать. Возможно, мы действительно выберем этот вариант.

- Предусмотрена ли аренда объектов культуры?

- По статистике, накануне революции в России насчитывалось порядка 30 тысяч усадеб. До наших дней сохранилось около 10 тысяч. Из числа оставшихся, с домом и постройками, есть, может быть, усадеб 35 Как может сложиться их судьба?

Судьба дворянских гнезд

- И таких примеров много?

- Заинтересованность в усадьбах особая. Нередко в качестве будущих хозяев - арендаторов или приватизаторов - выступают потомки бывших их владельцев. Особыми правами они, правда, не обладают - у нас сегодня о реституции речь не идет, но какое-то моральное право на эти, чаще всего разоренные, дворянские гнезда у них, конечно, есть. Можно привести и примеры плодотворной деятельности таких хозяев. Под Москвой сохранилась фамильная усадьба Лермонтовых Середняково. В усадьбе в советское время сначала была здравница для высших чиновников, затем открылся противотуберкулезный санаторий Мцыри. В 1992 году по инициативе ассоциации Лермонтовское наследие под управлением правнучатого племянника и полного тезки поэта там создан Национальный лермонтовский центр. Михаил Юрьевич взял усадьбу в аренду, провел скрупулезные реставрационные работы, вокруг усадьбы снял слой земли, чтобы ничто не напоминало о существовании санатория. Усадьба стала своеобразным музеем быта, уклада жизни, памятником архитектурно-паркового зодчества XVIII-XIX веков.

- Где-то в середине 1990-х годов арендатором усадебного комплекса Никольское-Урюпино, что в Красногорском районе Московской области, стал предприниматель Владимир Брынцалов. Ничем хорошим, кажется, это не кончилось...

- Я бы назвал еще потомка графов Шереметевых, проявившего интерес к родовому гнезду в Ивановской области. Есть и еще примеры. Но массовым такое движение вряд ли станет.

- Да, памятники еще и горят...

- К сожалению, законодательство по поводу приватизации усадеб сегодня еще страдает многими упущениями, что позволяет некоторым людям найти разного рода лазейки в оформлении договора с государством на аренду и охранное соглашение. Брынцалов, заключив договор с государством, затем отказался что-либо делать в усадьбе до тех пор, пока не станет полным хозяином в ней. Суд расторг договор аренды, но за время разбирательства предпринимателю удалось добиться перевода памятника из федерального подчинения в ведение местных властей. А вскоре дом в усадьбе почему-то вдруг сгорел...

Меценатство - великая традиция России

- К сожалению, горят, и еще как. Во многих случаях возникновение пожара дает все основания полагать, что изрядно обветшавший памятник находится на привлекательном для застройщиков месте.

- Закон еще не принят. Повторю уже однажды сказанное по этому поводу. Сейчас нам надо сформировать правовое поле для деятельности меценатов и создать государственную программу поддержки меценатской деятельности. Поощрение меценатов предполагается и посредством вручения государственных наград. А вообще сегодня необходима выработка комплексной стратегии сохранения исторического и культурного наследия России, необходимо вырабатывать партнерские отношения между государственными структурами, общественными структурами и бизнесом. У государственно-частного партнерства достаточно высокий потенциал.

- Выступая на Всероссийской конференции по сохранению исторического наследия России в Санкт-Петербурге, Вы сказали о том, что меценаты, вкладывающие деньги в сохранение памятников национального наследия, получат налоговые льготы.

- Прежде всего, это одно из направлений нашей деятельности по сохранению памятников культуры. А что касается примеров, то они есть. В 2004 году был создан Фонд поддержки восстановления и развития дворцово-паркового ансамбля Ораниенбаум. За один год фонд собрал 60 млн. руб., а в этом году рассчитывает на 70 миллионов. Такое привлечение капитала - весьма значительный вклад в дело сохранения одного из прекраснейших памятников российской культуры. При участии меценатов проходят и реставрационные работы в Государственном академическом Мариинском театре. Надеюсь, в России, где меценатство было всегда почетным и престижным для состоятельных людей делом, подобное сотрудничество будет развиваться и процветать.

- Это Ваше утверждение - из области надежд или у Вас есть примеры подобного сотрудничества?

- Да, очень давно уже идет обсуждение Закона о меценатстве, он нужен нам сейчас, что называется, позарез. Бизнес должен продемонстрировать свою социальную ответственность, а государство - создать правовое поле для его деятельности. А поле для приложения сил участников подобного сотрудничества - беспредельно. К примеру, тот же Ораниенбаум - единственный музей-заповедник в предместье Санкт-Петербурга, который не был разрушен во время войны. Так вот, по подсчетам специалистов, на реставрацию входящих в комплекс заповедника Китайского дворца необходимо 250 млн. руб., Меншиковского дворца - 200 млн. руб., Катальной горки - 50 млн. рублей. Реставрация парка без инженерных коммуникаций обойдется в 400 млн. рублей.

- А вот Закон о меценатстве: Он в Думе уже, наверное, столько, сколько существует сама Дума...

- В целом на благотворительность отечественные компании тратят от 7 до 17% чистой прибыли. В деньгах - это будет миллиарда полтора долларов. Много это или мало, сказать трудно. Денег всегда бывает мало. При этом, как выясняется, налоги наших предпринимателей интересуют далеко не в первую очередь. Но, главное, что хотелось бы подчеркнуть, для бизнесменов становится важным их имидж, их деловая и общественная репутация. Будем надеяться, что в будущем их участие в деле сохранения памятников культуры будет приоритетным.

- Но пока что отечественный бизнес не очень активен в своих благородных устремлениях. Может, потому, что со стороны государства нет встречных шагов?

- Александр Сергеевич, проблему для разговора мы с Вами выбрали самую, пожалуй, больную, на поприще ее практического решения лавров себе Вы, как глава Министерства, не сыщете, зато шишек: только собирай. Да и другие проблемы не легче. Так вот, а есть ли у Вас сегодня, спустя полтора года после назначения, некое удовлетворение от сделанного?

Истина момента

- А как решилась судьба коллекции книг из Венгрии?

- Могу сказать, что разочарования нет. А удовлетворение?.. Удовлетворение есть. Все же сделано немало. Первое, что приходит на ум, - в русло законных государственных решений введена проблема реституции. Исчезли скандалы, дрязги, обвинения, подозрения в средствах массовой информации - все решается так, как предусмотрено законом.

- Для подобного решения были основания?

- Госдума приняла в трех чтениях закон о передаче Венгрии 134 томов из библиотеки Шарошпатакского реформаторского колледжа Притиссайской епархии Венгерской реформаторской церкви, перемещенных в СССР в результате Второй мировой войны.

- Что Вы считаете наиболее важным в деятельности министерства за прошедший год?

- Эти книги относятся к культурным ценностям, имеющим уникальный характер и особо важное историческое, художественное и научное значение. Межведомственный совет по вопросам культурных ценностей, перемещенных в результате Второй мировой войны, рекомендовал нашему Министерству признать претензию правительства Венгрии, поскольку указанные книги являлись собственностью религиозной организации, использовались исключительно в религиозных целях и не служили интересам милитаризма и нацизма (фашизма). В свою очередь, Госсобрание Венгрии приняло постановление, которым определяется, что Венгерская Республика во внеочередном порядке возвратит российской стороне выявляемые на территории Венгрии культурные ценности, перемещенные с территории России в период Второй мировой войны.

- Александр Сергеевич, а дома Вас видят?..

- Немало хорошего было сделано министерством к 60-летию Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. В регионах России проведены театральные, музыкальные, цирковые фестивали, кинофестивали, тематические выставки. Прошли недели российских фильмов в зарубежных странах. 2005 год был ознаменован и другими юбилейными датами: 1000-летие со дня основания Казани, 750-летие основания Калининграда, год Азербайджанской Республики в России, год России в Республике Армения, а также 100-летие со дня рождения М.А. Шолохова, в котором Министерство культуры приняло активное участие. К значимым мероприятиям, безусловно, относятся принятие Федеральной целевой программы Культура России (2006-2010 годы), законотворческие инициативы министерства. Кроме того, завершена масштабная реконструкция и торжественно открыт Новосибирский театр оперы и балета, завершено строительство комплекса новых зданий для Российского государственного исторического архива в Санкт-Петербурге - одного из крупнейших архивов Европы. Состоялось перезахоронение праха генерала Деникина и философа Ильина в некрополе Донского монастыря в Москве. Много позитивного в нашем взаимодействии с церковными властями, со всеми конфессиями...

- Там и памятники северной русской культуры, наверно, посмотрели?

- На рождественские каникулы мы с женой и восьмилетней дочкой Леночкой путешествовали по Русскому Северу: были в Вологде, в знаменитом Ферапонтовом монастыре, заехали в гости к Деду Морозу в Устюг, побывали в Тотьме...

- А какой Ваш любимый город?

- Да еще какие! Чудо... Зимой они особенно прекрасны.

- Московскую консерваторию не забываете? Впрочем, о чем я спрашиваю, с консерваторией связана вся Ваша творческая, научная, а позже и административная деятельность...

- Петербург. Он любимый и родной для меня.

- Добавим: в 2004 году вы стали лауреатом Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства.

- Консерватория - это часть моей жизни, причем очень большая. В ней как преподаватель кафедры теории музыки я начал работать с 1979 года. Защитил докторскую диссертацию, стал профессором. На протяжении многих лет занимал должность проректора по научной работе, а с 2001 по 2004 год был ректором.

- Александр Сергеевич, Вы внук замечательного писателя Ивана Соколова-Микитова, книги которого знает любой школьник. Так вот, был бы жив Ваш дед, и он бы узнал, что Вы стали министром, что бы он вам посоветовал?

- Это было важным для меня событием. Сегодня в Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского я продолжаю руководить кафедрой теории музыки. Очень бы хотел читать лекции, но понял, что не смогу приходить на них регулярно.

- Спасибо, Александр Сергеевич, за беседу.

- Это был совершенно особенный человек, и вкратце о нем не скажешь. Те, кто его помнят, меня поймут. Конечно, у него было бы очень неоднозначное суждение об этом повороте моей судьбы, потому что он был абсолютно чужд чиновничьему миру. Но он обладал особым качеством: он никого не отталкивал. И даже не принимая в душу, всегда был предельно тактичен в отношениях с человеком. Вокруг него находились очень разные люди, в равной степени интересные, но очень непохожие друг на друга и часто даже не желающие оказаться за одним столом. И всех он объединял. Я у него многому научился. Думаю, что и в этой ситуации он многое бы подсказал мне в вопросах, которые не даются через книжки, наущения, а только в душевном ощущении.

Стремительный рост стоимости обитания приезжего в Москве зафиксировало и предыдущее исследование компании Deloitte. Она выяснила, что среднегодовой доход от гостиничного номера в городе в 2004 году увеличился на 26 902 фунта. Это на 31 процент выше, чем в остальных 22 обследованных городах.

В прошлом году гостиничный номер в российской столице в среднем стал стоить около 165 фунтов стерлингов - дороже, чем в Лондоне, Париже или Нью-Йорке. Цены в Москве по сравнению с 2004 годом выросли на 29 процентов. Число пятизвездных отелей резко увеличилось. Таковы результаты исследования, проведенного компанией Business Travel International (BTI), занимающейся организацией деловых поездок.

Замены им не предвидится, хотя мэрия не раз принимала специальные программы сооружения недорогих отелей. Так было в 2000-м, когда столице была обещана сеть гостиниц для гостей среднего класса, а Институт Генплана Москвы даже подобрал для них 170 участков, в том числе в самом центре. Ни одну доступную гостиницу в итоге так и не построили: одни участки не сумели освоить инвесторы, другие решениями самих же властей были переданы под строительство жилья, третьи вообще оказались непригодны для сооружения отелей. Та же участь постигла и разработанную НИиПИ Генплана в 2003 году новую генеральную схему размещения гостиниц, в основном трехзвездочных, - в ней фигурировало 150 адресов, а на разработку концепции и бизнес-планов новых гостиниц выделили тогда 1,8 млн бюджетных рублей.

Задранные цены - оборотная сторона дефицита, особенно на недорогие и демократичные отели, без которых никакой массовый туризм невозможен в принципе. Как будто нарочно за последнее время город лишился крупнейших отелей туристического класса - разобраны Интурист и Москва, готовятся к сносу Россия и Минск.

Кто еще в десятке

Так что, судя по всему, сомнительное первенство по дороговизне отелей Москва в ближайшее время за собой сохранит. А прочим европейским столицам достанутся другие туристические лавры.

В номерах сидят чиновники

Вторым после нас по дороговизне гостиниц, по оценке Business Travel International, в прошлом году стал Рим: средняя стоимость номера там выросла на 13 процентов и составила 157,65 фунта. Правда, у итальянской столицы есть оправдание - отчасти повышение цен было вызвано ростом спроса на гостиничные номера сразу после смерти папы римского. Цены в гостиничных номерах Парижа (четвертое место) и Лондона (седьмое место) выросли на шесть процентов (146 и 136 фунтов стерлингов соответственно). В Нью-Йорке (пятое место) они поднялись на семь процентов (около 146 фунтов). Токио, в прошлом печально известный своей дороговизной, в первую десятку не попал.

Даешь отели с историей!

По мнению архитектора и знатока московской истории Геннадия Холманских, столичный гостиничный дефицит (заодно с рвущимися вверх ценами) можно было бы ослабить, используй город по назначению старинные здания, которые проектировались и строились как гостиницы, но сегодня прочно оккупированы чиновниками разных мастей и рангов, многочисленными офисами и конторами.

Конечно, многие старые гостиницы в пределах Садового кольца порушили еще большевики. Нынешние жители Тверской уже и не вспомнят таких названий, как Европа, где останавливался Пушкин, Дрезден, где снимали номер Ференц Лист и Роберт Шуман. А Лувр, Мадрид, Париж, Лион, меблированные комнаты Фальц Фейн, гостиница Шевалдышева? Все это снесли на одной только Тверской.

Для любого приезжего естественно желание, чтобы история начиналась с порога гостиницы. Многим вовсе не безразлично, каков будет ее фасад, интерьер и вид из окна. За это, собственно, и платятся деньги. Не зря в мире так ценятся сегодня отели с большой историей и традициями, где останавливались великие и известные писатели, художники, политики. Москве в этом смысле предложить особо нечего. Отелей, построенных еще в царское время, раз, два и обчелся: Националь, Метрополь, Савой (бывший Берлин), Центральная (в прошлом Люкс-отель), Балчуг ( прежде Новомосковская) и Будапешт (былая Россия).

Петергоф оккупировала Госдума, Англию - российские женщины

Но разве мало сохранилось в Москве зданий с изящной архитектурой и замечательной историей, которые строились и использовались прежде как гостиницы?

Рядом, в Никитниковом переулке, 4, против известной церкви Троицы, располагалась гостиница Нововарваринское подворье (позже - Новая Бавария). Сейчас здесь офис Российского союза промышленников и предпринимателей.

Только в Китай-городе их не меньше десятка. Из окон гостиницы Боярский двор (Старая площадь, 8), спроектированной выдающимся мастером модерна Федором Шехтелем, открывался потрясающий вид на площадь Варварских ворот и Ивановскую горку, что не могло не покорить постояльцев. Очаровал он и лидеров партии большевиков, включивших хоть и чуждое, но все же яркое произведение архитектуры в комплекс зданий ЦК КПСС. Теперь здесь логичный преемник - администрация президента.

У Биржевой площади, на Ильинке, 5 бросается в глаза решенное в формах русского зодчества 5-этажное здание с круглой башней, кстати, когда-то - самое высокое в Москве. Здесь размещалось Троицкое подворье с популярной гостиницей в верхних этажах. Вывески информируют, что сейчас в нем располагается офис Торгово-промышленной палаты и целый букет арбитражных судов.

В двух шагах отсюда, в таком же добротном произведении эклектики (Никольский переулок, 11) в здании Варваринского акционерного общества находилась гостиница Староварваринская, построенная в конце XIX века по проекту архитектора Клейна. Ныне тут резиденция Организации договора о коллективной безопасности.

Экскурсия по центральным площадям тоже не обнадеживает. Выйдя из Кремля через Троицкие ворота, трудно не заметить бывший дом Российского общества застрахования капиталов и доходов (Моховая, 22/4), архитектурными формами напоминающий постройки барокко, а растительным декором - образцы немецкого модерна. Изначально в нем размещались гостиница и ресторан Петергоф. В годы сталинизма здесь открыли приемную дедушки Калинина. Сменив президентскую, не так давно здесь обосновались приемные Госдумы и Совета федерации.

Покружив в переулках, на углу Большого Черкасского и Старопанского (д. 6/8) можно обнаружить неплохой образец кирпичного стиля также с ориентацией на русское зодчество. Когда-то в нем располагалась гостиница Старо-Ивановская, теперь - структуры при правительстве Москвы и ЦАО.

Первоклассные гостиницы на слуху, поскольку они чаще упоминались в литературе. Пушкин, к примеру, любил останавливаться в Севере, позже - Англии (Глинищевский пер., 6). Москвичи знают этот строгий классицистический особняк по памятной доске на фасаде, изображающей встречу Пушкина с Адамом Мицкевичем. Как и в годы застоя, здесь коротает дни руководство Комитета советских (пардон, российских) женщин.

Визави с Кремлем на Софийской набережной, 36, в доме, напоминающем крепость, находилась одна из самых престижных дореволюционных гостиниц, в которой останавливались Крамской, Верещагин, Репин, Чайковский, - Кокоревское подворье. После добавления трех этажей барачного типа тут прописалось Квартирно-эксплуатационное управление МВО. Еще недавно в окнах надстройки можно было увидеть военных в неглиже и двухъярусные железные кровати (у военного ведомства, видимо, нет денег на занавески).

Мясницкая улица, кроме Венеции в доме Нилуса, была известна отелем Рояль (Королевская), эклектичный особняк которого спрятан во дворе дома № 1 Тут останавливались Дмитрий Менделеев, Глеб Успенский. В 1930 году по этому адресу находился Коммунистический институт журналистики. Сегодня здесь офис ВГТРК.

Одной из лучших в старой Москве считалась гостиница Лейпциг на Кузнецком мосту, 7, стены которой помнят Льва Толстого, Михаила Балакирева. Теперь скульптурные фасады дополняют глухие бронированные двери офисов, из которых наиболее неприступной обзавелось руководство Московской коллегии адвокатов.

Из гостиниц, славившихся ресторанами, можно вспомнить Альпийскую розу на Пушечной, В пристроенном к гостинице в 1912 году ресторане (Пушечная, 6) особо поражал своей роскошью главный обеденный зал второго этажа - реплика знаменитого салона с бычьим глазом Версальского дворца. Теперь тут Московский дом учителя (вход строго по пропускам). В здании самой гостиницы - офис Государственной цирковой компании.

Просторными и светлыми помещениями отмечалась гостиница Марсель на Петровке, 15, принадлежавшая страховому обществу Якорь. Здание стиля модерн вошло в историю тем, что в 1902 г. здесь была открыта первая в Москве выставка объединения Мир искусства. Ныне здесь проектный институт МНИИТЭП.

Они могли бы вернуться

По местам былой московской гостиничной славы можно даже запустить туристический маршрут. Жаль только, что осмотреть интерьеры не позволит бдительная охрана.

28 дореволюционных против 150 нынешних

Иногда, когда приходит черед реставрации или реконструкции, и конторы из бывших гостиничных зданий расселяют по новым адресам, теоретически появляется возможность вернуть зданиям их былые функции. Но такого логичного превращения не произошло еще ни разу. Москвичи так и не увидели возвращения в стены особняка XVIII века в Столешниковом пер., 6 гостиницы Германия. Не будет ее и в Торгово-офисном комплексе Шереметевский на Никольской, 1 Первый строительный щит заказчика - ЗАО Веста - сообщал, что в комплексе будет в том числе и гостиница, но скоро его сменил другой, в котором о ней - ни слова, только об офисах класса А, магазинах, кафе... Теперь возрождение гостиниц в Мещериновом подворье (Богоявленский пер., 5/1) и в Новочижовском подворье (Богоявленский пер., 3) обещают строительные щиты ЗАО Квартал. Но уже не верится.

Кстати, при государях центр Москвы был застроен вовсе не исключительно дорогими гостиницами. Например, месячное проживание в номере знаменитой Европы на Солянке в 1870-е гг. обходилось от 20 до 50 рублей. В Новгороде на Спасской в 1877 г. оно стоило от 50 коп. в сутки, то есть примерно равнялось стоимости обеда. Недорогой считалась и Тулон, позднее Ноблес (Б. Дмитровка, 10, дом начала XIX века сохранился), где квартировали Лев Толстой и Валерий Брюсов. Дешевые номера Ечкина на Неглинной, 20 были доступны даже студентам.
На улице Щепкина (бывшей 3-й Мещанской) завершается реставрация дома № 47, принадлежавшего человеку, чьим именем и названа улица. Эпопея спасения и реставрации дома великого актера Михаила Семеновича Щепкина растянулась на два десятилетия. Нынешний владелец дома - Театральный музей имени Бахрушина планирует открыть здесь филиал. Но уже сегодня дом принимает гостей: в его стенах проходят Щепкинские чтения.

Гостиничное дело в Москве не имеет таких глубоких корней и традиций, как, например, в Западной Европе, но его развитие было стремительным. В начале XIX века гостиничная сеть состояла из 7 единиц, их предшественниками являлись в основном подворья. Но уже в 1910 году в городе действовали 228 гостиниц и номеров для приезжающих, 77 постоялых дворов. Теперь, когда население выросло в семь раз, гостиничный фонд не превышает 150 отелей, причем часть из них - ведомственные. Для сравнения: Лондон или Париж перешагнули отметки в 1500 и 1000 отелей.

Щепкин арендовал его четыре года (1859-63), отсюда уехал в Крым - как оказалось, чтобы умереть. В церкви Филиппа Митрополита, стоящей через улицу, его отпевали, гроб несли на руках на ближайшее Пятницкое кладбище. Архитектурная ценность дома также несомненна: он существовал уже в 1803 году, то есть принадлежит к числу немногих деревянных зданий допожарной Москвы. И как памятник истории, и как памятник архитектуры дом Щепкина имеет федеральный статус.

Пустовавший после расселения коммунальной квартиры деревянный дом чудом сохранился в квартале массового сноса, сопровождавшего строительство стадиона Олимпийский. К слову, поздняя советская власть все-таки прошлась по Щепкину: в те же 1980-е годы был снесен другой его дом - по адресу Большой Каретный переулок, 16, где Михаил Семенович жил 18 лет (с 1830 по 1848 год). С тех пор дом на 3-й Мещанской приобрел особую ценность.

Для начала предстояло оспорить техническое заключение о невозможности сохранить сруб - заключение, с которым соглашались даже реставраторы. Независимая экспертиза была заказана в тогдашнем МИСИ. Завкафедрой деревянных конструкций Эдуард Филимонов и профессор Елена Покровская нашли 40% износа вместо 70-90% и не рекомендовали раскатывать сруб. Министерство культуры (здесь нужно вспомнить бывшую замминистра Ирину Жукову) и управление охраны памятников Москвы (тогдашний куратор дома - инспектор Наталья Пауль) поддержали это мнение. Елена Покровская, ныне членкор РАЕН, сама взялась лечить дом Щепкина от грибка и жука огнебиозащитными составами собственного изобретения. Лечение шло три года. Бревна для пропитки, как и для замены, не снимая венцов, размыкали клиньями.

Передача памятника Театральному музею в 1980-е годы приурочивалась к 200-летию Щепкина, родившегося в 1788 году. Обретение хозяина (директором музея был тогда Валерий Губин) стало первым актом спасения дома. И обретение хозяйки: директор филиала историк Антонина Кучина - музейная подвижница из тех, кого нужно знать по именам. Без нее события могли пойти иным, банальным, как банально всякое разрушение, путем.

Случайных людей в деле действительно не было. Подрядчиком реставрационных работ выступал кооператив Мастерок во главе с Виталием Линдером, образовавшийся, собственно, по поводу именно этой реставрации, со временем превратившийся в спонсора музея и на этом спонсорстве разорившийся. Плотницкие работы вело частное семейное предприятие Усадьба под началом Игоря Братищенко, у которого плотничала техническая интеллигенция. Например, Павел Масловец, по месту прежней работы - ведущий конструктор, сотрудничавший на равных с конструктором проекта Константином Шуваловым.

Отыскать поставщика нового дерева в начале 90-х было едва ли проще, чем изгнать древоточца из дерева старого. Кучина нашла партнеров в Павловском Посаде и на Псковщине: случайный попутчик - случайный ли? - оказался лесозаготовителем.

Почему же затянулись работы? Три года Театральный музей не получал из федерального бюджета средств на реставрацию филиала. Новой напастью, отвлекшей силы, стал проект строительства четырех административных домов по соседству, в охранной зоне и даже на территории усадьбы. Посягательство на территорию памятника было столь явным, что защитники старины получили поддержку прокуратуры. Среди защитников следует назвать московское отделение Общества охраны памятников, где дом Щепкина курирует Вадим Апенин.

Дом сохранялся в перелицовке 2-й половины XIX века. Первоначальный вид возвращен ему по проекту архитектора Елены Покровской, тезки и однофамилицы Покровской-химика.

Новая дирекция Театрального музея во главе с Борисом Любимовым намерена завершить реставрационные работы в этом году.

Все эти годы Антонина Кучина и ее сотрудники параллельно вели научную и собирательскую работу. Покойная Александра Щепкина, актриса Малого театра, и ее дочь Мария Станюлис передали музею мемориальные вещи своего предка.



Главная --> Публикации