Главная --> Публикации --> Больше половины квартир на рынке не могут быть проданы Активность бизнеса подстегивает строителей офисов Росимущество вернет госдачи Быстрее всего сокращается предложение больших квартир в центре Торопиться не надо

Авторы законопроекта настаивают на законодательном закреплении за расселяемыми жильцами права сохранить район местожительства. Исключение делается только для Центрального и Зеленоградского административных округов - там переселение разрешено в пределах округа. Сейчас в Москве действует аналогичное постановление столичного правительства.

Вчера Мосгордума приняла в первом чтении законопроект Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в Москве. Документ законодательно закрепляет требование к застройщикам предоставлять при расселении собственникам жилья квартиру в прежнем районе проживания, а также вносит изменения, которые отсекают от панельных застройщиков перспективных переселенцев.

По мнению аналитиков, принятие поправок существенно упростит жизнь застройщикам. Ранее некоторые компании были вынуждены отказываться от строительства из-за отсутствия в районе свободной площадки для социального жилья, теперь эту проблему станут решать муниципальные власти,- говорит руководитель аналитического центра ирн.RU Олег Репченко. По его словам, если нет земли для социального жилья, проект по строительству жилья на продажу не будет реализован.

Правило сохранения района не касается случаев выселения из аварийного дома, так как в этом случае переселение необходимо осуществить в течение 72 часов,- отметил замруководителя департамента жилищной политики и жилищного фонда Москвы Николай Федосеев. По его словам, разработка этого законопроекта вызвана изменениями федерального законодательства. По мнению гендиректора Первой ипотечной компании Даромира Обуханича, прежде жильцы из расселяемых хрущевок периодически подавали в суд на инвесторов, так как новое жилье им предлагали в удаленных районах. После принятия постановления социальная напряженность существенно снизилась, единственный нюанс - это сроки строительства нового жилья,- добавляет Обуханич.

По словам гендиректора Vesco Group Вячеслава Ширяева, в случае предоставления 90% субсидий многие очередники предпочитали доплатить 10% и купить квартиру более высоких потребительских качеств. Если бы субсидии остались на уровне 90%, то люди бы брали деньги и шли к застройщикам покупать жилье. Когда субсидии снизятся до 70%, для покупателя будет выгоднее брать жилье у города натурой, нежели получать субсидии и приобретать новую квартиру,- объясняет Ширяев.
Москва не оставляет планов уйти под землю на Пушкинской площади и на Лубянке, а для своих будущих мегапроектов намерена закупить еще один мощный немецкий щитовой проходческий комплекс. Корреспондент Известий выяснил это на открытии выставки Подземный город-2006 в Гостином дворе, собравшей вчера всех столичных подземных королей.

Упростив жизнь коммерческим застройщикам, ведущим проекты, связанные с расселением жилых домов, законопроект усложнит положение панельных застройщиков, которые продают недорогое жилье: они наверняка лишатся такой категории покупателей, как городские очередники. Законопроект предусматривает также снижение городских субсидий очередникам - с 90% до 70% от рыночной стоимости.

Добавим, что самые грандиозные из них город намерен реализовать в ближайшем будущем, хотя у обычного москвича попытки зарыться поглубже сразу же рождают вопросы о том, сколько это будет стоить и насколько это безопасно.

Глубину столичных строительных планов обозначил в своей напутственной речи мэр Юрий Лужков. В городе сегодня практически нельзя назвать точки, для которой не существовало бы идей по освоению подземного пространства, - заметил он.

О планах строительства подземного торгового центра и транспортного тоннеля под Пушкинской площадью столичные власти говорят не первый год. Однако, хотя большие тоннели в столице проектируют все тот же Метрогипротранс либо Мосинжстрой, ни тот, ни другой подземную развязку под Пушкинской, как выяснилось, не проектируют. В кулуарах выставки обсуждалась неофициальная информация о том, что проект тоннеля на сегодняшний день собираются делать те же самые турки, которые должны построить и подземный торговый комплекс. В связи с чем прогнозы по поводу безопасности подкопа под такое святое для каждого москвича место, как Пушка, звучали так: Строить можно везде - при условии, что проектирует грамотная организация, а строит грамотный строитель. А если кто-то хочет запроектировать и построить по дешевке, это всегда опасно.

Начнем с Лубянской площади. Глубина и размеры подземного сооружения на Лубянке, разработанного ОАО Метрогипротранс и ПСО Система Галс, как рассказал Известиям президент Метрогипротранса Александр Земельман, уже согласованы с серьезным хозяином соседнего здания - ФСБ. Недавно предложение было представлено ряду крупных инвестиционных компаний, и, если инвесторы изъявят желание, им разрешат зарыться на глубину трех этажей (или 12 метров). Два нижних этажа предполагается отдать под парковки, верхний - под торговый комплекс с выходом в универмаг Детский мир. Площадь всего комплекса составит около 40 тыс. кв. метров, что сравнимо с подземельем на Манежной, хотя торговой площади здесь будет значительно меньше. Кстати, и Метрогипротранс, и ПСО Система Галс категорически против планов полного или частичного сноса универмага Детский мир, предлагавшихся Моспроектом-2, и даже разработали проект реконструкции здания, при которой сохранялись бы все его исторические интерьеры. Впрочем, как недавно писали Известия, здание Детского мира взято под охрану и снос ему больше не грозит.

Внуково решило побить рекорды по дешевизне и скорости возведения терминалов. Свой новый аэровокзал, сопоставимый по площади с Шереметьево-3, Внуково хочет получить на месяц раньше и на $300 млн дешевле. На таких условиях за проект взялась только одна компания Трансстрой.

Сообщим еще одну новость, известную пока только специалистам. Как известно, Лефортовский тоннель глубокого заложения на Третьем транспортном кольце прорыл щитовой проходческий комплекс немецкой фирмы Херренкнехт диаметром 14,2 метра, который сегодня переключился на тоннель под Серебряным бором, где на разных уровнях пройдут вместе метро и автотрасса. Так вот, для строительства еще одного такого совмещенного тоннеля, который пройдет через заповедник Коломенское и выйдет на другую сторону Москвы-реки в районе метро Печатники, Москва собирается закупить новый проходческий щит - диаметром 17,5 метров. О цене этого приобретения участники выставки боялись говорить даже шепотом.

Новый вокзал на 195 000 кв. м ей предстоит возвести в самые жесткие сроки до октября 2007 г. А весь проект оценивается в $430 млн.

Моду на новые стройки ввел в конце 1990-х аэропорт Домодедово. После прихода в Домодедово группы Ист Лайн он постоянно перестраивался и достраивался, ежегодно прибавляя по 20-30% пассажиров и переманивая у конкурентов авиакомпании. Это принесло результат в прошлом году Домодедово обошел бессменного лидера Шереметьево и завоевал звание воздушных ворот страны. А вот как разгрузить Шереметьево, чиновники не могли договориться пять лет, и проблему пришлось решать его главному перевозчику, Аэрофлоту. Он пошел ва-банк и сам оплатил разработку проекта нового терминала Шереметьево-3, вложил в начало стройки $130 млн и выбрал в подрядчики турецкую Enka.

Но заявку подал один Трансстрой. Внуково признало его победителем тендера и на днях подписало с ним контракт, говорит Ванцев. Стройка начнется уже 1 февраля.

Но Внуково решило побить этот рекорд. Новый международный терминал на 170 000 кв. м аэропорт хочет получить к сентябрю 2007 г. за $139 млн без учета спецоборудования, которое Внуково хочет поставить сам. Прошлой осенью аэропорт провел разведку среди подрядчиков и в декабре объявил открытый тендер. Документы выкупили две компании Трансстрой и турецкая Alarko, рассказал Ведомостям первый заместитель гендиректора Внуково Виталий Ванцев.

Конкуренты на комментарии скупы. За Внуково можно только порадоваться, замечает Кирилл Будаев, гендиректор компании Терминал, оператора Шереметьево- А подрядчики удивлены смелости Трансстроя. Бюджет в $820 за 1 кв. м, даже без оборудования, трудновыполним, а сроки просто нереальны, недоумевает замглавы российского представительства Strabag Александр Ортенберг.

Деньги на стройку предоставят акционеры Внуково, уточняет Ванцев. Для этого АО Аэропорт Внуково, будущий владелец терминала, проведет допэмиссию на все $139 млн. После ее размещения доля Москвы вырастет до 75% минус одна акция, а Внуково-Инвест получит блокпакет, говорит Ванцев.

Прошлой осенью Трансстрой выиграл еще один тендер на реконструкцию одной из взлетно-посадочных полос в Шереметьево. В нем предложение Трансстроя было пятым по цене и третьим по срокам. По итогам конкурса Генпрокуратура завела уголовное дело по факту мошенничества. Но Ванцев уверен, что это не отразится на строительстве во Внуково: Трансстрой большая корпорация, и интерес прокуроров вызвало совсем другое ее подразделение инжиниринговое.

Гендиректор Внуково Василий Александров признал вчера, что поставил перед Трансстроем жесткие условия. Но аэропорт спешит догнать Шереметьево и Домодедово по пропускной способности, доведя ее до 15 млн пассажиров в год к 2008 г. Ванцев уверен, что эта цель достижима.

Шереметьево в феврале планирует выбрать банк-кредитор для строительства нового корпуса Шереметьево-1 стоимостью $76,5 млн, которое началось в конце 2005 г., сообщил финансовый директор аэропорта Дмитрий Калинин. В конкурсе участвуют около 10 банков, включая Внешторгбанк и Сбербанк. ВТБ на следующей неделе решит вопрос об открытии восьмилетней кредитной линии для аэропорта, но только под залог Шереметьево-1, говорит близкий к сделке источник.

Стройка за стройкой


Повестка

Госдума приняла в первом чтении поправки к Земельному кодексу, которые запрещают владеть землей в приграничных территориях всем компаниям, контрольный пакет акций которых принадлежит иностранным юридическим лицам. Эта норма может осложнить деятельность компаний, работающих в приграничных территориях: никакой альтернативы долгосрочной аренде земли им не оставили. Это может коснуться не только китайских компаний на Дальнем Востоке, против которых и направлены поправки, но и всех компаний, действующих в пограничных регионах.

Внуково третий по величине аэропорт Москвы и четвертый в России: в 2005 г. им воспользовались 3,6 млн человек. Два его терминала принадлежат АО Аэропорт Внуково, 60,9% акций которого владеет правительство Москвы и 36,5% Внуково-Инвест, подконтрольного менеджменту. Третьим терминалом (2004 г. постройки) владеет АО Международный аэропорт Внуково, в котором у Москвы 25% акций, а у Внуково-Инвест 75%. Трансстрой реконструировал МКАД, строил третье транспортное кольцо в Москве. Выручка за 2004 г. по РСБУ 14,2 млрд руб., чистая прибыль 194 млн руб.

Теперь Дума с подачи законодателей Хабаровского края решила распространить этот запрет и на российские компании, в которых доля иностранных граждан или юридических лиц превышает 50%. Аргументы простые: поскольку запрета на продажу земли российским компаниям с принадлежащим иностранцам контрольным пакетом акций нет, идет скрытая продажа земель иностранцам. И речь идет не только о землях сельскохозяйственного назначения, продажа которых нерезидентам ограничена в 2001 году, а о любых землях, в том числе землях, занятых промышленными предприятиями.

В принятом в 2001 году Земельном кодексе записано: Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается президентом. В приграничных территориях они могут лишь арендовать землю на срок до 49 лет.

Очевидно, что проблемы возникнут у владельцев складов временного хранения, в том числе таможенных, в западных приграничных регионах в Белгороде, Брянске, Смоленске, а также на границе с Финляндией. При этом инфраструктура приграничной торговли и логистические центры на деле могут быть чисто российскими, но подпадать под ограничения закона: они нередко проходят как имущество юридических лиц, владельцы которых зарегистрированы в офшорных зонах.

Понятно, что власти Хабаровского края обеспокоены активностью резидентов КНР в своем регионе, в первую очередь это касается приграничных территорий. Федеральная власть также этим обеспокоена, поэтому, видимо, законопроект был принят без дискуссий. Однако эти поправки к Земельному кодексу явно ухудшают условия работы российских компаний с участием иностранного капитала на территориях, весьма далеких от Дальнего Востока.

Примечательно, что все эти нюансы обсуждались при принятии Земельного кодекса в 2001 году. Тогда уже предлагалось запретить российским компаниям с контрольным пакетом, принадлежащим иностранным компаниям, владеть землей в приграничных территориях, но правительство выступило против ограничений, сочтя их нерациональными.

Некоторые же предприятия, например Светогорский ЦБК, контролируемый американской International Paper (Ленинградская область), и ряд совместных российско-китайских торговых комплексов, строящихся в Приморье, Амурской области, расположены непосредственно на госгранице. Отметим, что президент РФ пока не определил запретный перечень приграничных территорий, что должен был сделать указом согласно закону о введении в действие Земельного кодекса.



Главная --> Публикации