Главная --> Публикации --> Дефицит начинается Жить у большой воды дорогого стоит Строительный маяк Датский конкурент ikea решил догнать ее в россии $8 млрд на дублеры для проспектов

"Развитию дешевой и доступной ипотеки в России мешают два главных фактора - высокая инфляция и отсутствие спроса на ипотечные бумаги на вторичном рынке", - считает Николай Шитов, председатель правления Городского ипотечного банка. По опыту Казахстана, дальше нас продвинувшегося по пути развития ипотечных программ, доступной ипотеки не будет, пока инфляция выше уровня в 7%. При нынешних ставках при условии 20-летнего кредита квартира дорожает для покупателя в два раза. Очень немногие в России готовы позволить себе роскошь покупать жилье за такие деньги.

Эксперты признали - при нынешних темпах инфляции и отсутствии спроса на ипотечные бумаги на вторичном рынке доступной ипотеки в России не может быть. Такой вывод сделали на своем вчерашнем заседании участники рабочей группы "По развитию рынка доступного жилья" при Минрегионразвития России. Развитию ипотеки мешает и сложная процедура регистрации ипотечных сделок. Проблема оборачиваемости ипотечных бумаг на вторичном рынке, а также трудности с регистрацией ипотеки в госорганах будут решаться в первую очередь на заседании Общественного совета по жилищной политике при Минрегионразвития.

В регионах продвижению ипотеки мешает низкий жизненный уровень населения. О каких массовых ипотечных займах может идти речь, если средний уровень зарплат в стране $300, сокрушаются эксперты. "Сейчас есть определенный уровень дохода, до достижения которого брать ипотечный кредит не имеет смысла, - говорит Сергей Лозинский, управляющий партнер консалтинговой компании Bauman Innovation. - Например, в Москве при сегодняшнем уровне цен, если выплачивать за 2-комнатную квартиру менее $700 в месяц, можно платить по кредиту до конца жизни и не расплатиться".

Банки сетуют на высокую стоимость рефинансирования длинных кредитов. Однако в стране до сих пор не создан эффективный механизм свободного оборота ипотечных закладных на вторичном рынке. Облигации АИЖК, выкупающего у банков обязательства по ипотечным займам, могут с 2006 года лишиться государственных гарантий. Соответственно Пенсионный фонд, основной потенциальный инвестор на этом рынке, не сможет вкладывать в них пенсионные накопления граждан.

О том, что смета расходов на реконструкцию Большого театра направлена на экспертизу в Центральный научно-исследовательский институт экономики и управления в строительстве (ЦНИИЭУС), “Ведомостям” рассказали в Федеральном агентстве по культуре и кинематографии. По словам представителя агентства, экспертиза была назначена после неоднократных замечаний министра экономического развития и торговли Германа Грефа, который считает, что стоимость реконструкции Большого завышена. “Мы заинтересованы в экспертизе не меньше, чем МЭРТ, чтобы закончить разговоры о несоответствии расходов и приступить к работам”, — пояснила “Ведомостям” пресс-секретарь агентства Наталья Уварова. В Минэкономразвития уверяют, что на экспертизе не настаивали, но уже не один раз просили и подрядчиков, и заказчиков оптимизировать расходы на реконструкцию.

Однако если бороться с инфляцией и работать на повышение жизненного уровня населения можно годами, то структурные проблемы ипотеки могут быть решены уже сейчас. В первую очередь, чтобы обеспечить банкам источник длинного и недорогого финансирования ипотечных кредитов, необходимо разрешить Пенсионному фонду вкладываться в ипотечные бумаги, не обеспеченные госгарантиями. Уже в ближайшее время на согласование в правительство будут направлены поправки в законодательство, касающиеся упрощения регистрации сделок с недвижимостью, в том числе ипотеки. Подробные консультации на эту тему ведут с правительственными экспертами АИЖК и Российская гильдия риэлторов. Все экспертные предложения по развитию ипотеки в России будут сведены воедино на заседании Общественного совета по жилищной политике при Минрегионразвития, которое состоится в конце августа.
Федеральное агентство по культуре и кинематографии решило проверить, насколько адекватны затраты на реконструкцию главного театра страны, и отправило на экспертизу смету расходов в 25 млрд руб. В компаниях, которые уже начали работы, считают, что возможное уменьшение затрат приведет к снижению качества работ.

Однако источники “Ведомостей”, знакомые с процессом реконструкции театра, считают, что разговоры о завышенных затратах начались после того, как на очередном рабочем совещании у Грефа представитель компании “Мабетекс”, в свое время получившей от управления делами президента РФ подряд на реконструкцию Большого Кремлевского дворца, предложил реконструировать театр за 9 млрд руб. “Интересы "Мабетекса" лоббировало Минкультуры”, — сообщил “Ведомостям” присутствовавший тогда на совещании правительственный чиновник. Пресс-секретарь Грефа Алла Борисенкова заявила, что МЭРТ не рассматривает “Мабетекс” в качестве фигурантов и не планирует пересматривать итоги проведенных тендеров. Связаться с “Мабетексом” вчера не удалось, а пресс-секретарь Минкультуры Елена Демченко воздержалась от комментариев.

Сейчас расходы на Большой театр оцениваются в 25 млрд руб. Из них, по данным Юрия Мельникова, замруководителя Главгосэкспертизы, которая давала заключение на проект, около 6 млрд руб. приходится на реконструкцию складского комплекса на улице Плеханова. Также ФГУ “Дирекция по строительству, реконструкции и реставрации” уже подписало контракт на 7 млрд руб. с компанией Bosch Rexroth на поставку технического оборудования для театра и контракт на 12 млрд руб. с компанией “СУИпроект” на работы по реконструкции. Обе компании выбраны генподрядчиками по итогам проведенных в конце 2004 г. конкурсов.

Тем не менее в “СУИпроекте” абсолютно спокойно относятся к тому, что по результатам экспертизы в ЦНИИЭУС правительство захочет пересмотреть итоги конкурса на выбор подрядчика. “Мы юридически чисты”, — уверяет собеседник в компании. Пересмотр итогов конкурса влечет за собой слишком много хлопот, добавляет он. “Государство должно сначала доказать, что конкурсы проведены неправильно, и плюс заплатить компенсацию нынешним подрядчикам”, — аргументирует Жидаков. Если правительство решит переделать проект, то готов он будет не раньше чем к концу 2006 г., а это отложит реконструкцию театра на долгие годы, добавляет Уварова.

Мельников называет все происходящее вокруг Большого непонятной возней. “Обсуждать смету надо было до того, как утвердили проект”, — соглашается и Алексей Жидаков, председатель компании “Техноинторг”, проводившей конкурс на выбор подрядчиков реконструкции. Тем не менее и Мельников, и Жидаков допускают уменьшение затрат. “Надо подходить к затратам с позиции сокращения объема работ”, — говорит Мельников. По его мнению, можно отказаться от концертного зала под Театральной площадью и сэкономить на этом 15-20% средств. Но источник в компании “СУИпроект”, которая реконструирует театр, говорит, что, если их лишат 3 млрд руб., это будет существенно. “Придется снизить класс инженерных сетей, уменьшить подземное пространство для технологических помещений”, — сожалеет он. Сейчас, по словам одного из руководителей Большого, театр освобождается от оборудования и уже начались первые работы по реконструкции. “Из выделенных денег уже потрачено около 2 млрд руб.”, — добавляет Жидаков.

Оказав государственную поддержку программе малоэтажная россия, мы сможем придать дополнительную динамику развитию экономики страны

Первое здание Большого театра, построенное в 1780 г., полностью сгорело в мае 1805 г. Через 19 лет по проекту архитекторов Бове и Михайлова на его месте было построено новое здание. В 1853 г. в театре снова случился пожар. В 1856 г. здание театра восстановил архитектор Кавос. Полтора месяца назад театр был закрыт на реконструкцию, которая продлится три года.

Некоторые российские СМИ отреагировали на эту инициативу весьма критическими комментариями, укорив авторов в популизме и высказав мнение о практической невыполнимости такой задачи. Полемика на эту тему в очередной раз возвращает нас к извечному вопросу российского национального бытия - квартирному, который уже кого только не испортил. Между тем, как это часто у нас бывает, мы беремся за решение этого вопроса не с того конца, и, ругаясь по мелким частностям вроде ставок, упускаем из вида истинные причины жилищного кризиса.

Недавно группа коллег по партии и фракции Единая Россия в Госдуме выступила с инициативой использования дополнительных доходов бюджета для субсидирования ипотечных кредитов - с тем, чтобы ставка по ним не поднималась выше 6% в рублях.

По замыслу инициаторов жилищной реформы, проблему обеспечения населения жильем должна решить ипотека. Но она находится в зародышевом состоянии: за прошлый год было выдано всего 40 тыс. кредитов. По некоторым оценкам, в этом году цифра удвоится, но принципиально это проблему не решает. Авторы нынешней идеи предлагают с помощью низких ставок, как застрявшую телегу лошадью, вытянуть ипотечные программы, сделав число их участников действительно массовым.

Корень зла - в завышенных ценах на жилье

Корень зла, коим являются отвратительные жилищные условия большинства сограждан и отсутствие просвета в их улучшении, не зарыт где-то глубоко, он лежит на поверхности. На самом деле, проблема заключается в недоступности жилья для россиян даже со средним заработком. И связано это не с процентами по кредитам, а с чрезмерными аппетитами монополизировавших рынок строительных фирм, у которых рентабельность в условиях безальтернативности поднялась выше всякой крыши. Что же поделаешь, спрос диктует предложение, скажут мне и будут не правы, так как нереальная цена является результатом монополизации строительного рынка. Поэтому прежде всего необходимо ликвидировать монополизм в этом секторе и создать условия для прихода сюда крупных инвесторов, готовых строить доступное, то есть дешевое жилье и исходящих не из стремления немедленно сорвать куш, а работающих на перспективу. Решение этого вопроса целиком и полностью находится в сфере компетенции власти - как федеральной, которая задает правила игры, так и местной, выдающей разрешения на строительство тем или иным заказчикам. Но здесь мы упираемся в еще один, на самом деле самый главный вопрос - что строить и как строить?

Они правильно оценивают проблему - сегодня размеры премии, которую граждане вынуждены выплачивать банкам за взятые кредиты на жилье, достигают 18%. Попытка забить под плинтус процентную ставку по идее должна сделать кредиты более доступными. Однако на деле массовый приход на рынок людей с пусть заемными, но реальными деньгами приведет к росту стоимости жилья, т.е., в конечном счете - самого кредита и размеров процентных ставок в натуральном исчислении. Грубо говоря, если сегодня некая абстрактная квартира стоит 100 тыс. долларов, и, купив ее по ипотеке, вы будете платить в качестве процентов за кредит 15 тыс. в год, то завтра она будет стоить 250, и, при кредите под 6% годовых, вы будете выплачивать те же 15 тысяч. Кроме того, сегодня ипотека доступна лишь для лиц с достаточно высокими легальными доходами и именно они, а не оставшиеся 140 млн человек получат дотации. Где же выход?

К 2105-му году?

Каждой семье - по благоустроенной квартире!.

Для чего мы обо всем этом говорим? А для того, чтобы сопоставить нужды населения с реальными возможностями строительной индустрии. Сегодня в России в год строится порядка 40 млн кв. метров жилья (из них львиная доля в Москве). Даже если темпы роста в нынешней отрасли будут в несколько раз опережать темпы роста ВВП, на обеспечение потребностей страны уйдет не менее 100 лет! То есть для нашего и нескольких будущих поколений россиян обретение качественного жилья так и останется несбыточной мечтой. Мы должны усвоить горькую истину: что бы мы ни делали с ипотекой, как бы мы ни увеличивали доходы населения, у нас просто нет отрасли, способной решить жилищную проблему. По сути, речь должна идти о том, чтобы заново создать эту отрасль.

По статистике, в настоящее время жилой фонд в России составляет около 3 млрд. кв. метров. Более 60% населения, т.е. порядка 80 млн человек желают улучшить свои жилищные условия. Потребность оценивается 2,6 млрд квадратных метров. Иными словами, для того, чтобы удовлетворить существующие потребности населения, необходимо почти вдвое увеличить количество жилья. При этом надо иметь в виду, что качество нынешнего жилья оставляет желать много лучшего. Согласно официальным данным, жилые дома старше 30 лет сегодня составляют около 60% жилого фонда, а степень износа трети этого фонда превышает 60 процентов. Более 91 млн кв. метров можно назвать ветхим или даже аварийным. Причем в некоторых областях этот процент выше. Имея в виду необходимость замены ветхого и непригодного для эксплуатации жилья, объем которого год от года будет только возрастать, потребность страны в новых метрах приобретает поистине астрономический масштаб.

Начиная с 50-х годов прошлого века, доминирующие позиции в нашем жилищном строительстве заняло панельное домостроение. Сегодня оно дополняется модным монолитным, которое применяется в строительстве элитного жилья. Эти технологии требуют огромных капитальных затрат, и для того, чтобы панельная или монолитная застройка вышла на уровень, необходимый для насыщения рынка, нужны производственные мощности и инвестиции, которых просто нет в России. И в ближайшее время они не появятся. К тому же, ввиду затратности самого производственного процесса, цены на такое жилье, даже если они будут балансировать на грани рентабельности, вряд ли можно будет назвать доступными.

Может ли хрущоба стать крепостью?

Малоэтажные дома как архимедова точка опоры

Но самая главная проблема заключается в том, что, с нашей точки зрения, этот тип жилья, будучи весьма дорогостоящим, на самом деле не является чем-то идеальным с точки зрения интересов нормальной семьи. Да, с хрущевских времен технологии изменились - стены стали толще, появились лифты и даже консьержи. Но по своему психологическому типу клеть в нынешней многоэтажке ничем не отличается от хрущобы. Что такое своя квартира в многоэтажном улье? Это, по сути, опцион, право продать ее кому-нибудь другому. Человеку в ней принадлежит лишь воздух, а земля, стены, коммуникации - это все уже не его собственность. Даже перепланировка сегодня возможна только после массы бюрократических согласований. Назвать такой дом крепостью можно только при наличии хорошего чувства юмора. А для того, чтобы представить в нем домашний очаг, надо обладать изрядной фантазией (хотя, впрочем, надо отдать должное фантазии Алексея Толстого, чей Буратино нашел заветную дверь в каморке у папы Карло за нарисованным на картонке очагом).

Опираясь на мировой опыт, Национальный инвестиционный совет разработал концепцию Малоэтажная Россия. Современные деревянно-каркасные технологии с использованием новейших теплоизоляционных материалов позволяют в кратчайшие сроки возводить удобные, экологически безопасные, а, главное, доступные жилые дома по индивидуальным проектам. Такой тип жилья очень хорошо зарекомендовал себя в приполярных странах с весьма суровым климатом Канаде, Норвегии и Финляндии и является основным типом жилища везде, где есть собственный лес. А Россия, хотелось бы напомнить, является по объему лесных ресурсов 1 в мире. Развитие малоэтажного домостроения дает возможность попутно решить проблему модернизации жилищно-коммунального хозяйства. Большие коммуникационные системы, магистральные теплотрассы создавались еще во времена советской власти. Сегодня эти системы устарели не только физически, но и морально. В настоящее время более 70 процентов всех трубопроводов отопления и горячего водоснабжения требуют замены или капитального ремонта. Не лучше ситуация и с оборудованием для котельных. В сложившейся ситуации перевод жилья на индивидуальные источники отопления может стать оптимальным путем развития реформирования ЖКХ, поскольку наряду с высокой надежностью и экономичностью обеспечивает значительное снижение монтажных и эксплуатационных затрат. Необходимо переходить от изживших себя технологически, малоэффективных магистральных сетей к индивидуальным, позволяющим регулировать снабжение теплом и горячей водой в отдельном доме или даже в квартире. В пользу индивидуальных источников отопления говорит и то, что их КПД как минимум на 25, а в отдельных случаях и на 90 с лишним процентов превышает соответствующий показатель ныне эксплуатируемых крупногабаритных котлов. При этом плата населения за отопление может быть снижена, по некоторым расчетам, более чем в два раза.

На самом деле огромные многоэтажные жилые дома - это атрибут уходящей индустриальной эпохи, монумент ХХ-му веку. Да их, по сути, нигде, кроме как у нас, и в массовом порядке не строили - разве что в антиутопиях вроде оруэлловской 1984 год. Подавляющее большинство - до 80% населения - в США, Канаде и европейских странах живет в собственных домах и малоэтажных таун-хаусах. В Швеции, например, вообще запрещено строить жилые дома выше, чем в 5 этажей, потому что считается, что большая этажность наносит вред психике. Конечно, высокие жилые дома есть в крупных мегаполисах США - так называемые пентхаусы, они, как правило, расположены в центре, где самая высокая стоимость земли. А в тех местах, которые у нас называют спальными районами, не говоря уж о пригородах сплошные частные домовладения с обязательным садом-участком (посмотрите хотя бы на Лондон). Есть многоквартирные дома и на окраинах социальное жилье. Причем квартиры в этих домах, главным образом, съемные, то есть обитатели рассматривают их исключительно как временный вариант, этап на пути в своему дому-крепости. Унаследованный нами от социализма тип урбанизации тяготел к исключительно высокой плотности застройки, что определялось спецификой централизованных инфраструктур, общественным характером транспорта и самим характером общественного строя. Достаточно сказать, что все виды поселений составляют в земельном балансе России около 1%, что является крайне низким показателем.

Опыт НЖК показывает, что частному бизнесу вполне под силу поднять эту отрасль. Но действительного успеха можно добиться только через подлинное партнерство государства и бизнеса. За бизнесом - заводы и строительство, за государством - земля и разбюрократизация всего процесса взаимоотношений между партнерами. А еще - обеспечение инженерной и социальной инфраструктуры. Ведь без активной поддержки программы со стороны государственных РАО ЕЭС и Газпрома создавать такую инфраструктуру невозможно. Нельзя забывать и об еще одной составляющей комфортной среды обитания - транспорте. В Москве, например, именно наличие колоссальных транспортных проблем заставляет людей всеми силами держаться за маленькие и низкокачественные, но расположенные в черте города квартиры. Практика показывает, что, при желании и умении, все эти узлы можно развязать за 2 3 года. К тому же, если смотреть в будущее, то такое понятие, как место работы уже теряет свое прежнее сакральное значение, предполагающее отбытие срока с 9.00 до 18.00 в пыльном офисе. С развитием новых телекоммуникационных технологий собственное жилище становится рабочим местом.

Используя наработки НИС, Национальная жилищная корпорация в порядке эксперимента приступила к строительству сотен таких домов. И продажная цена у них -300 350 долл. за метр. НЖК сегодня ведет строительство в Ростовской и Московской областях, на завершающей стадии находятся проектные работы в Татарстане, Волгоградской и Ярославской областях. НЖК готова построить 12 домостроительных заводов, которые позволяют возводить дома с высокой степенью скорости сборки. Заводы должны быть расположены так, чтобы снизить транспортные расходы, - вблизи крупных городов.

Как нам организовать ипотеку

При поддержке со стороны государства и привлечении в отрасль малоэтажного домостроения частного бизнеса, способного сделать инвестиции в создание производственных мощностей, можно будет дать жилье всем нуждающимся россиянам в течение пяти лет. Программа массового малоэтажного строительства может стать той точкой опоры, которая, по Архимеду, перевернет безнадежную, как сегодня кажется, ситуацию в решении проблемы доступного жилья. Но точки опоры мало - нужен еще и рычаг, и этим инструментом вполне может стать ипотека, к которой нам в самое время вернуться.

Ключом к решению этой проблемы является ипотека. Надо достроить законодательство и регулирование и создать условия для развития ипотечного рынка. Во многих странах, например в США, экономический бум был обеспечен именно таким образом. Совершенно очевидно, что в социальном плане доступные ипотечные программы повышают долю и деловую активность среднего класса, так как они стимулируют людей на поиск способов дополнительного заработка, побуждают их к предпринимательству.

Согласно принятым в мировой практике стандартам, доступным считается жилье, которое может себе позволить купить 80% населения. У нас же, благодаря монопольным монстрам, увлеченным панельно-монолитным строительством, в качестве клиентов на рынке жилья могут выступать от силы 5 7%. Даже при демпинговой по сравнению с панельными многоэтажками цене порядка 300 долларов за метр в доме, собранном по технологии НЖК (со всеми его очевидными плюсами для семьи, желающий иметь именно свой дом), цена за такой объект, при типовой площади в 100 150 кв. метров, будет колебаться в районе 30 40 тыс. долларов. Для москвича, у которого самая доступная ему однокомнатная квартира в весьма неблагополучном районе стоит 60 тысяч, такая цена может показаться копеечной. Однако в регионах, где зарплата на уровне 5 6-ти тысяч рублей является неплохим доходом, она, конечно, неподъемна для большинства нуждающихся в жилье.

Если бы государство решилось субсидировать этот платеж, особенно для молодых семей, такой шаг мог бы совершить настоящую революцию. Или, если хотите контрреволюцию, потому что мы обеспечили бы понятную жизненную перспективу для десятков миллионов людей. И в эту перспективу явно не входят какие-либо социальные катаклизмы с их неизбежными прелестями вроде передела собственности, девальвации, дефолта и пр. По нашему глубокому убеждению, только наличие своего дома у большинства населения станет залогом социальной стабильности.

Если кредиты будут выдаваться на 25 30 лет, и плата за пользование ими будет предельно низкой, не выше 100 долларов в месяц, это может сделать ипотеку действительно массовой. Председатель Госдумы и лидер Единой России Борис Грызлов совершенно справедливо возмущается тем обстоятельством, что наше Правительство размещает средства Стабилизационного фонда под смешные проценты, в несколько раз ниже тех, которые выплачивают наши же граждане по ипотеке. Однако даже если опустить годовую процентную ставку ниже инфляции, все равно для получения кредита нужен первый взнос, который может составлять до 30% - в противном случае для застройщика предприятие становится нерентабельным. На самом деле, именно эта сумма для большинства желающих обзавестись своей собственной крышей над головой становится непреодолимым барьером. В итоге ипотека опять-таки становится игрушкой для богатых - она концентрируется на ликвидных рынках Москвы и Санкт-Петербурга, и доступна все тем же 5%. И именно здесь надо искать ключ к решению жилищной проблемы.

Прежний Жилищный кодекс не предусматривал ответственности Дирекции единого заказчика (ДЕЗ) перед горожанами, их отношения никоим образом не регулировались. Поэтому не было и речи о том, чтобы жильцы в случае халатного или недобросовестного выполнения ДЕЗом своих обязанностей имели возможность предъявить ей какие-то претензии.
Однако сегодня государство может влиять на решение собственника лишь в той мере, в которой оно владеет недвижимым имуществом в этом доме. В столице в среднем около 25 % квартир принадлежит муниципалитету, но есть и такие дома, где практически не осталось городской собственности. Недалек тот день, когда государство не будет иметь никакого отношения к содержанию имущества в многоквартирном доме.
Новое жилищное законодательство меняет наше представление об управлении многоквартирным домом. В ст. 161–163 говорится, что теперь каждый собственник в праве сам определить управляющую компанию для своего дома. При этом жители получают право образовать ТСЖ и управлять своим имуществом самостоятельно или же нанять управляющего. Если собственник в отведенное ему время так и не смог понять, какой способ управления для него выгоднее, то государство проводит конкурс на подбор обслуживающей фирмы для кондоминиума. Через год компанию подвергают проверке со стороны муниципалитета, и жильцы сообщают, устраивает ли их работа назначенной организации. Так формируются отношения между собственником и управляющим, подкрепленные договором.
Таким образом, все обязанности по эксплуатации и содержанию жилья возлагают на управляющего. Это в полной мере относится и к ремонту здания. Сегодня степень изношенности жилого фонда Москвы представляет немалую проблему. По некоторым данным около 60 % квартир нуждается в капитальном ремонте. Однако где взять средства на своевременный ремонт? Прежде сохранность здания обеспечивал принцип плановых ремонтов. В каждом доме регулярно проводили текущий или капитальный ремонт. Теперь же по причине отсутствия необходимых на это финансовых средств в условиях рыночной экономики им нет места. Но выход из ситуации существует, его предлагает Государственная жилищная инспекция столицы. Ремонт отдельных конструктивных элементов, основанный на методе мониторинга, можно осуществлять в соответствии с истинным техническим состоянием дома. В чем же заключается данная система?
Каждый жилищный блок проходит тщательное обследование, его результаты заносят в единую базу. Далее в соответствии с полученной и проанализированной информацией жилые дома классифицируют по техническому состоянию, которое оценивают как удовлетворительное, частично неудовлетворительное, неудовлетворительное и частично аварийное.
Приведем определения данных терминов.

Совершенно очевидно, что, несмотря на принятый в прошлом году пакет законов по жилищной реформе и некоторые подвижки в развитии ипотеки, решение проблемы доступного жилья в России буксует. Если сравнивать жилищное строительство с застрявшей телегой, то для спасения ее надо сначала высушить яму, то есть обеспечить нормальный конкурентный строительный рынок с ответственными игроками. Затем - найти пригодную лошадь, что, на наш взгляд, означает приоритет малоэтажного домостроения в развитии отрасли. А уж затем (что также немаловажно) - правильно запрячь эту лошадь, т.е. грамотно проводить государственную политику в сфере ипотечного кредитования, используя, в том числе, и сверхплановые доходы страны, образующиеся вследствие благоприятной конъюнктуры на мировых рынках энергоресурсов.
Согласно вновь принятому Жилищному кодексу Российской Федерации, в котором отражены рыночные реалии государства, все собственники многоквартирных домов до 1 марта 2006 г. должны определиться, кому они доверят управление зданием. Мониторинг его состояния, эксплуатация и ремонт, содержание придомовой территории станут теперь обязанностью частных компаний. Об этом шла речь на Второй Международной конференции «Недвижимость, ипотека, страхование».



Главная --> Публикации