Главная --> Публикации --> Строительные рынки уходят под крышу Гостиничные сети ищут гостей Вам жилье дорого обходится? Инвестирование в складчину Каждому московскому району указали свое место

До конца текущего года мэром Москвы будет подписан закон «Об экологическом мониторинге в городе Москве». Об этом сообщили RBC daily в Мосгордуме, где документ уже прошел все три чтения. Согласно документу, с нового года наиболее экологически опасные предприятия города обязаны будут установить на свои производства оборудование экологического контроля выбросов. До сегодняшнего дня система экомониторинга, функционирующая в городе, не позволяла с необходимой точностью определять предприятия-загрязнители, осуществляющие, в частности, залповые выбросы в воздушный бассейн столицы. Оборудование же, установленное непосредственно в трубы и считывающее данные несколько раз в час, даст возможность специалистам столичного предприятия «Мосэкомониторинг» создать прекрасную доказательную базу для привлечения нарушителей к ответственности. Кстати, самым злостным из них, по новому закону, грозят крупные штрафы и, в самом худшем случае, – остановка производства.

Уже со следующего года столичные промышленные предприятия не смогут безнаказанно окуривать москвичей ядовитыми выбросами.

Что касается промышленных выбросов, то действующая система экомониторинга не позволяла отследить, какие предприятия осуществляли несанкционированные залповые выбросы. Даже если поставить пост в непосредственной близи от предприятия, то доказать, что это именно оно осуществило выброс, будет проблематично. «Чтобы более- менее точно определить, какое предприятие осуществило выброс, придется устанавливать посты на каждом квадратном километре, что, естественно, невозможно, – сказала RBC daily специалист ГПУ «Мосэкомониторинг» Елена Лезина. – Выбросы в основном состоят из очень активных веществ, которые мгновенно вступают в реакцию с составляющими атмосферы. Поэтому, для того чтобы с абсолютной точностью определить загрязнителя, необходимо установить датчик непосредственно в трубу предприятия».

Система мониторинга воздушного бассейна города функционирует в Москве уже почти 10 лет. «Сегодня в городе действует 29 автоматических станций контроля качества воздуха, находится в опытной эксплуатации и монтируется еще 10, – сказал RBC daily заместитель директора ГПУ «Мосэкомониторинг» Евгений Никитич. – В каждом административном округе расположено по 2–3 станции. Представлены все функциональные зоны города, начиная от чистых фоновых территорий природных парков, и заканчивая городскими «очагами» загрязнения – автотрассами. Круглосуточно, в непрерывном режиме, измеряются концентрации двадцати наиболее вредных и характерных для Москвы загрязняющих веществ. За последний год налажены измерения приземного озона, мелких взвешенных веществ, специфических загрязнителей, вызывающих неприятный запах». Одна из основных целей работы этой системы – отслеживание качества воздушного бассейна в городе в целом, развертывание систем предупреждения о резком повышении уровня загрязнения воздуха в жилых районах столицы.

В первую очередь оборудованы системой контроля будут все ТЭЦ, Московский нефтеперерабатывающий завоз (МНПЗ), табачная фабрика «Лигетт-Дукат». «Системы экомониторинга, установленные непосредственно в трубах, позволят нам и соблюдение предприятиями природоохранных нормативов проконтролировать, и оценить вклад каждого конкретного предприятия в общее загрязнение воздуха», – говорит Евгений Никитич. Фактически индивидуальный подход к подбору оборудования для каждого конкретного предприятия позволит наиболее объективно оценивать состав выбросов. Вся информация будет сводиться в единый реестр, а это позволит создать прекрасную доказательную базу для привлечения предприятий-нарушителей к ответственности. По новому закону, наказание «грязных» предприятий за нарушение экологического законодательства значительно ужесточено. «Помимо штрафов за непосредственное нарушение норм выбросов, с предприятий будут взыскивать за непредоставление информации, за предоставление недостоверной информации, за непроведение экомониторинга, – сказала RBC daily председатель комиссии по экологической политике Мосгордумы Вера Степаненко. – Размеры штрафных санкций в законе прописаны максимально настолько, насколько позволяет федеральное законодательство для субъектов».

До сегодняшнего дня столичные предприятия могли это сделать только на добровольной основе, однако большинство из них не спешило за свои кровные устанавливать «шпионскую» аппаратуру. Самый простой датчик (только железо без программной составляющей) стоит около 100 тыс. руб. Если выброс будет тестироваться по многим параметрам, то цена оборудования возрастет значительно. И тем не менее с нового года многие столичные предприятия должны будут раскошелиться на подобное оборудование. Согласно новому закону «Об экологическом мониторинге в городе Москве», наряду с федеральным и городским мониторингом впервые в России вводится так называемый локальный экомониторинг, то есть контроль непосредственно на предприятиях. «На сегодняшний день в списке на обязательную установку на своих производствах аппаратуры экомониторинга числится 82 столичных предприятия, – говорит Евгений Никитич. – Предприятия в этот список попали исходя из объемов источника загрязнения, интенсивности их влияния на близлежащие природоохранные комплексы и наличие многочисленных жалоб населения. Так, если выбросы предприятия превосходят 0,05 предельно допустимой концентрации (ПДК) на ближайшую жилую зону, оно должно оказаться под обязательным экологическим контролем».

"Час зачатья я помню неточно..."

По словам специалистов, единичное нарушение будет караться штрафом в 3 тыс. руб., повторные нарушения или невыполнение предписаний государственных контролирующих органов повлекут штрафы уже на порядок выше. Злостное же нарушение экологического законодательства будет пресекаться приостановкой производства, что само по себе несет серьезные убытки предприятиям. Руководители предприятий полагают, что многим из них придется не раз пополнить казну города штрафными выплатами, поскольку в основном они оборудованы еще советскими очистными сооружениями, замена которых для многих финансово затруднительна. Поэтому специалисты сходятся во мнении, что грамотно написанный закон не сможет (по крайней мере, до тех пор, пока все предприятия не сменят системы очистки) кардинально улучшить ситуацию с промышленными выбросами. В противном же случае придется закрывать многие из них, чего, конечно, никто не желает. Для большей эффективности внедрения системы локального экомониторинга необходимо параллельно запустить программу льготного кредитования столичных предприятий, позволяющую им внедрять современные системы очистки выбросов.
Нынешнее состояние российской ипотеки ее теоретики и практики оценивают совершенно по-разному. Первые говорят о бурном развитии данной формы жилищного кредитования, о переломных моментах, связанных с принятием новых законодательных инициатив, вторые дают гораздо более сдержанные, а иногда и просто негативные оценки.
Эту разницу во взглядах на ипотеку в полной мере продемонстрировала конференция "Ипотечное дело в России", прошедшая в конце октября в Москве. Конференция собрала не только "федералов" (прежде всего депутатов Государственной Думы, занимающихся этой проблематикой) и москвичей (то есть представителей банков, застройщиков, а также риэлторских фирм столицы), но и профессионалов рынка недвижимости из нескольких российских регионов.

Обратим внимание, что это средние цены по России, в Москве квартиры дорожали со скоростью 2-3% в месяц. В прошлом году во всей стране было построено 36 миллионов кв. метров жилья, что примерно вдвое меньше требуемого объема. При этом 40% из этих 36 миллионов - коттеджи. Что касается ипотеки, то если бы не существовало региональных программ, которые вытягивают ее на более или менее приемлемый уровень, то "ипотека в России находилась бы в состоянии, близком к зачаточному", - констатировал Г. Боос.

Конференцию открыл доклад вице-спикера Госдумы Георгия Бооса, который рассказал собравшимся, как готовились пакетные законопроекты, как для этого анализировался рынок, в то время не подозревавший, что ему предстоит стать рынком доступного жилья, как, наконец, принимаются эти законы - с каким трудом, преодолевая сопротивление "определенных сил" и лоббирующих групп. Депутат ознакомил со следующими цифрами: в 2003 году, при возросшем на 16% платежеспособном спросе населения, адекватно выросла и стоимость жилья (правда, риэлторы говорят о том, что рост стоимости квадратных метров был намного больше). В то же время предложение жилья возросло всего лишь на 10%.

Строительство нового жилья в стране тормозится не только потому, что на него нет денег, и оно к тому же вынуждено преодолевать чиновничьи барьеры. Еще одна причина - не хватает соответствующей инфраструктуры. Дом - это не просто бетонная или кирпичная коробка, к нему необходимо подвести газ, воду, инженерные сети. Исходя из этих потребностей, уже в 2006 году российских застройщиков ждет дефицит земельных участков. А это значит, что темпы строительства снизятся. И вместо заявленных миллионных объемов Россия окажется полем для бесконечных замороженных строек. Вывод вице-спикера - надо принимать новый Градостроительный кодекс, надо двигать вперед закон о концессиях: сфера создания инфраструктуры для жилищного строительства должна перестать быть монополией, в нее необходимо привлекать новых инвесторов. Правда, как дипломатично выразился депутат, есть силы, которые этого не хотят. Впрочем, если знать арифметику, можно попробовать примерно посчитать их число. Сегодня, чтобы начать строительство, требуется собрать 150 подписей. Если будут приняты новые законы, их количество уменьшится до 2 Значит, в каждом городе принятию нового прогрессивного законодательства противодействуют где-то 125 человек. Не так уж много, если вспомнить, что число чиновников исчисляется в России миллионами.

Банки сейчас больше ориентированы на выдачу потребительских кредитов. Во-первых, это не так сложно, во-вторых, деньги даются на короткие сроки - не более года. Чтобы выдавать долгосрочные кредиты (а средний срок для ипотечных денег - 10-15 лет), банкам нужны гарантированные денежные средства. В нашей же стране, заметил Г. Боос, банковская система зависит не только от неумелых подчас действий Центрального банка, но даже от его необдуманных заявлений. Пример тому - недавний банковский кризис в Москве. Даже если население в очередной раз поверит в то, что грядут позитивные перемены и спрос на жилье вырастет, то вряд ли так же быстро за ним подтянется и предложение. А это значит, что произойдет резкий скачок цен на квадратные метры.

Сейчас из 28 законопроектов полностью готовы 25 (напомним, что 8 из них уже были одобрены Госдумой в третьем чтении). Так как ипотека у нас - вопрос не только экономический, а скорее политический, то сомнения в том, что оставшиеся законопроекты будут приняты еще в этом году, могут быть только у отъявленных пессимистов. Россию нужно строить. Или, вернее, обустраивать. И помогать ей в этом должна именно ипотека. Как выразился Леонид Чернышов, помощник министра промышленности и энергетики РФ по вопросам строительства, архитектуры и ЖКХ, один миллион квадратных метров вводимого жилья создает 40 тысяч рабочих мест.

Между рынком и государством

"Сейчас многие говорят, что ипотека невозможна без дотаций, но это не значит, что нужно создавать суррогатные схемы вроде жилищно-строительных или, как теперь принято говорить, жилищно-накопительных кооперативов", - заявил В. Плескачевский. В то же время он заметил, что ошибкой было бы считать, что так называемые длинные деньги надо брать у банков, - во всем мире деньги в ипотеку вкладывают разные фонды (в том числе и пенсионные). Если проблема с приходом длинных денег будет решена, то и процентные ставки по кредитам упадут. Правда, где в России найти такие фонды, которые бы согласились потратить свои капиталы на ипотечные кредиты, депутат не пояснил. Как не "заметил" в своем выступлении опыта регионов, где накопительные схемы развиваются достаточно успешно, не в последнюю очередь потому, что находятся под контролем властных структур.

Правда, как оказалось, ипотека в России изначально пошла не по тому пути. Как рассказал Виктор Плескачевский, председатель Комитета по собственности Государственной Думы, сначала развивать ипотечное дело поручили Госстрою. Он и стал заниматься привычным делом - строить ипотеку. Ипотека попала в блок жилищной, а не финансовой политики. И поэтому перестала быть рыночным делом. В общем, если следовать логике депутата, все наши беды оттого, что мы неправильно "раскидываем по блокам" сферы нашей деятельности.

В связи с этим Анатолий Мейзлер, генеральный директор ОАО "Уфимское городское агентство ипотечного кредитования", заметил, что непонятно, для кого сейчас развивается ипотечное кредитование. Заявления федерального правительства противоречивы и логикой не отличаются. Нам заявили, что ипотека должна быть доступной, но проценты по ее обслуживанию - только рыночными. Поэтому по большому счету ипотеки у нас в стране до сих пор нет - она только зарождается. Развитие же системы решения жилищной проблемы - это не задача рынка, а в первую очередь задача государства. А оно у нас до сих пор не определило, какому классу населения пытается создать пресловутый рынок доступного жилья.

Оптимистичный взгляд на отечественную ипотеку продемонстрировала Надежда Косарева, президент Фонда "Институт экономики города". По ее словам, все говорит о том, что ипотечное дело в России должно состояться. Согласно опросу фонда, половина населения страны готова принимать участие в рыночной ипотеке (правда, одним из обязательных условий для этого выступает частичная поддержка государства). Потребность в жилье у наших граждан огромна - чтобы ее удовлетворить, нужно строить как минимум в полтора раза больше, чем сейчас. Правда, потребность, обеспеченная платежеспособным спросом, куда как ниже.

Где и как провести водораздел, кому из своих граждан государство должно помогать в решении жилищных проблем, а кто должен решать эти проблемы самостоятельно? Новый Жилищный кодекс вводит понятие малоимущих, но определять, кого отнести к этой категории, будут регионы. Конечно, если сравнить уровень жизни в Москве или в каком-нибудь другом регионе, станет ясно, что такое определение будет, мягко говоря, некорректным. В Башкирии, к примеру, понятие малообеспеченной семьи сформулировано так: минимальный уровень ее доходов мог бы определяться как 50% от двух средних заработных плат в данном регионе. Нечто похожее, к примеру, существует в США (правда, там этот процент равен 30%). Все остальные семьи - потенциальные клиенты ипотеки.

Четыре тормоза и составных части

Рефинансированием ипотечных кредитов в России занимается Агентство по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК). Оно, имея государственные гарантии, выкупает кредиты, которые выдаются другими кредиторами, прежде всего банками. Правда, как отметил Александр Семеняка, генеральный директор АИЖК, в следующем году объем таких гарантий будет значительно сокращен. Видно, государство не слишком высоко оценивает объемы рефинансированных кредитов. К примеру, в октябре Агентство выкупило 1500 кредитов на 526 миллионов рублей. Цифры не слишком впечатляющие. Скажем, один только Внешторгбанк (который совсем недавно начал заниматься ипотечным кредитованием) в неделю выдает кредитов на 3 миллиона долларов.

Путей решения ипотечной проблемы в России не так уж и много: те, кто имеет достаточный доход, приобретают жилье в собственность (в том числе и за счет ипотечных средств), те, кто таких денег не имеет - арендуют жилье у государства. Но пока у нас говорят только о доступности ипотеки, не обсуждая проблему повышения доходов граждан.

И, в конце концов, ипотека не может развиваться без адекватного развития строительной индустрии. Если жилье не будет строиться, то на выданные ипотечные кредиты просто будет нечего покупать.

По словам Андрея Сучкова, вице-президента Внешторгбанка, сегодня ипотека может "проглотить" 320 миллиардов рублей, а банки в состоянии выдавать только шестую часть от требуемого объема. Сдерживающих причин несколько. Во-первых, неблагонадежного заемщика нельзя выселить из его единственного жилья (правда, эта причина с принятием изменений в Гражданский кодекс обещает скоро самоликвидироваться). Во-вторых, у банков нет долгосрочных ресурсов - особенно эта проблема остра для мелких и средних банков, именно поэтому лидерство по ипотеке прочно удерживают Сбербанк и тот же ВТБ. Потом, заниматься выдачей ипотечных кредитов для банков просто дорого: финансовые операции сложны и дорогостоящи, затраты, связанные с запуском ипотечных программ, высоки.

Пока в России популярны так называемые "инвестиционно-ипотечные" схемы. Потенциальный владелец жилья инвестирует свои деньги в строительство и только потом, когда дом построен и оформлен, может заложить эту квартиру и взять ипотечный кредит. Схема, прямо скажем, рискованная. Подавляющее большинство застройщиков, привлекающих на таких условиях деньги физических лиц, - обычные пирамидальные структуры. А банки со своими деньгами не хотят идти к застройщикам в соинвесторы. Если же такое желание у кого-то из них и возникало, то недавний банковский кризис практически свел его на нет. Таким образом, опасность, что многие строительные проекты будут заморожены, и наши обычные граждане - соинвесторы таких горе-застройщиков - так и не станут новоселами, увеличилась во много раз. В общем, проблем у сегодняшней ипотеки куда больше, чем возможностей для их решения. И как скоро Россия перейдет от деклараций о формировании рынка жилья, доступного непонятно кому, к практическим действиям по возведению новостроек, куда при помощи ипотеки могли бы вселяться реальные люди, - неясно до сих пор даже экспертам...

Кто не рискует, тот не застраивается

Большинство культовых сооружений так называемых традиционных конфессий - христианства, ислама, иудаизма, буддизма - являются памятниками культуры и архитектуры. Это значит, что они находятся в собственности государства, но переданы религиозным организациям в бессрочное пользование. Землей большинство религиозных организаций пока тоже пользуются бессрочно. Но по закону о введении в действие Земельного кодекса получать землю в бессрочное пользование могут только государственные и муниципальные учреждения, федеральные казенные предприятия, органы госвласти и местного самоуправления. Церкви в этом списке нет, а значит, до 1 января 2004 г. все юрлица - религиозные организации должны либо выкупить земли, на которых находятся храмы, либо взять их в аренду. Срочное пользование по новому кодексу возможно только в течение года.

Сенаторы и чиновники придумали, как избавить религиозные организации от необходимости выкупать или арендовать землю под их зданиями. На следующей неделе Совет Федерации, по-видимому, предложит поправки в Земельный кодекс, которые позволят передать общинам участки под церквями, мечетями, синагогами и пагодами в бессрочное пользование. Представители традиционных конфессий говорят, что поправки "справедливо" закрепят существующее положение дел.

Прошлым летом председатель комитета по агропромышленной политике Совфеда Иван Стариков предложил выход - восстановить церковную собственность на землю. Тогда он вместе с вице-спикером Валерием Гореглядом встречался с Патриархом Московским и Всея Руси Алексием Вторым и предлагал вернуть Русской православной церкви все 3 млн га, принадлежавших ей до 1917 г. Патриарх, однако, после встречи сказал, что РПЦ может претендовать только на возврат в ее собственность тех земель, которыми церкви и монастыри уже пользуются. В результате была создана рабочая группа по подготовке законопроекта, который бы регулировал вопрос использования земель религиозными организациями.

Это было неприемлемо для большинства приходов, поясняет протоиерей Всеволод Чаплин, заместитель председателя отдела внешних церковных связей Московской патриархии: выкупить землю под зданием, находящимся в бессрочном пользовании, не позволяет Земельный кодекс, а платить арендную плату небогатым приходам не под силу.

Представители неправославных конфессий утверждают, что главным лоббистом поправок была РПЦ - она сейчас самый крупный "религиозный" землепользователь в России. По данным Чаплина, православная церковь сейчас использует около 10 000 зданий и сооружений. В распоряжении мусульман, по словам председателя исламского комитета Гейдара Джемаля, втрое меньше культовых сооружений, а иудеи, по данным председателя Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений раввина Зиновия Когана, используют всего около 70 зданий и сооружений по всей стране.

А вчера спикер СФ Сергей Миронов заявил, что поправки в Земельный кодекс готовы и на ближайшем заседании палата рассмотрит их, прежде чем предложить Думе. Они существуют в двух вариантах - совфедовском и правительственном, но сводятся, по сути, к тому, что религиозным организациям будет разрешено бессрочное пользование землей под их зданиями. "Здесь мы подразумеваем вечность", - поясняет сенатор.

– Вадим Валентинович, каковы особенности программ строительства жилья в этом году?

"Речь, по сути, идет о закреплении действующего порядка, который изменился бы с 1 января 2004 г. , - говорит отец Всеволод. - Эта поправка устраняет расхождение в законах". И Коган, и Джемаль поддерживают поправки, утверждая, что юридически зафиксированное право пользоваться землей для религиозных организаций "справедливо".
До конца года – рукой подать. Как выполняются основные жилищные программы 2004 года? Что намечено на будущий год? На вопросы «Квартирного ряда» отвечает заместитель начальника Управления планирования городского жилищного заказа Департамента жилищной политики и жилищного фонда Москвы Вадим КУЛИКОВ.

В этом году удалось лучше решить проблему по необходимому набору квартир. Департамент добился того, что в общей массе доля однокомнатных и двухкомнатных квартир достигает 80%, но по каждой территории соотношение разное. Там, где идет переселение – больше двухкомнатных квартир. К тому же время вносит коррективы. Мы предполагали, что молодым семьям нужны одно- и двухкомнатные квартиры, но теперь получается, что люди хотят покупать квартиры с тремя комнатами. Это выяснилось на основе опросов и анкетирования. Сложность в том, что наши расчеты не успевают за социальными переменами. Ведь система работы такова, что сначала идут проектные работы, потом запуск производства.

– На этот год было запланировано построить по программе городского заказа чуть больше 1,1 млн. кв. метров. Это хороший прирост по сравнению с 2003-м – на 30%. План будущего года – 1,3 млн. кв. метров. Нужно бы еще больше, но мы живем и строим по средствам. Финансирование осуществлялось по новой схеме: и за счет бюджетных средств, и того, что поступает от инвестиционных проектов. Раньше инвестор отдавал городу часть квартир, а теперь он платит в бюджет деньги, и этими суммами уже город и наш департамент оперируют, строя жилье. Хотя определенное число квартир дает и инвестор.

А в центре – индивидуальное проектирование. Это дороже, но стоимость можно снижать за счет повторного использования проектов. Вопрос: на что потратить деньги? Построить несколько домов, предположим, в Бескудникове или один – в центре?

Одним словом, сегодня почти полностью удовлетворены запросы по 1-, 2- и 3-комнатным квартирам. Это стало возможным в том числе и потому, что мы активно используем дома серий П44Т, П-46М, ГСМ-2001, И-155, КОПЭ. Пусть эти современные серии – и не вершина эстетики, но их применение оправдано.

– Уровень жизни растет, и требования людей меняются. Но они вполне естественны. Человек хочет, открыв дверь в новую квартиру, сразу начинать жить, а не устранять по 2–3 месяца недоделки: вода не течет, батарея не греет и так далее.

– В жилищном строительстве кроме стоимости и сроков не менее важны еще и вопросы качества. Как решается эта проблема?

А пока нарекания к работе строителей есть. К руководству города, в префектуры поступают жалобы по качеству отделки, состоянию инженерных сетей, подходов и подъездов к домам. К 1 октября из 76 домов, сданных в эксплуатацию в первом полугодии, сроки заселения сорваны в 28 домах. А это вынуждает откладывать переселение жителей из пятиэтажек, ломаются сроки передачи этих площадок под строительство в 2005 году. Такое происходит в Дегунине, Бескудникове, Северном Медведкове, Перове и некоторых других районах.

Поэтому было решено изменить методику приемки домов. Раньше приемка шла в два захода. Первый этап: стены есть, крыша на месте – и строители отчитываются, никто в детали не вдавался. А потом они должны были устранять недоделки в течение месяца-двух. Но и этого времени часто не хватало. Тогда пришли к решению: пусть не отчитываются за пустую коробочку, стены под крышей – это еще не дом. Отчитаетесь, когда в доме уже можно будет жить. С 1 января 2005 года мы начнем переходить именно на такую схему приемки.

– В этом году еще остались районы новостроек, где планируется массовый ввод жилья, к примеру, это Кожухово. Но мы в целом по городу уже переориентировались на то, что строительство нового жилья должно вестись в районах пятиэтажного фонда. По всем программам. Несмотря на то, что ряд городских территорий существует в качестве новостроек. Но и там освоение идет за счет инвесторов. Такие территории, как, скажем, Щербинка, выставляются на конкурс. Однако и там жилье можно было бы строить за счет горбюджета.

– На каких городских территориях программа строительства жилья за счет городского бюджета имеет приоритеты, или же все распределено равномерно по городу?

– В бюджете на следующий год на строительство по городскому заказу выделено 24 млрд. рублей, и это действительно больше, чем в текущем году. Но объем средств – не показатель. Идут инфляционные процессы, стоимость жилья растет. По нашему мнению, эти 24 миллиардов еле-еле обеспечат планируемый ввод жилья в будущем году. Но тогда никакого задела на 2006 год не получится. А так не должно быть. Ведь начиная, пожалуй, с августа нужно работать, уже имея в виду следующий год. И если мы не начнем вкладывать в августе, то в первом квартале следующего года ничего не получим. А значит, нельзя говорить и о равномерности ввода жилья. В том-то и трагедия, что планируются сразу два показателя: построить сколько запланировано, на те деньги, которые дали. А это не стыкуется из-за инфляции!

– Объем средств, выделенных на 2005 год, больше, чем был в текущем году. Этого достаточно?

– В этом году был создан комитет по проведению торгов и аукционов. Этот комитет с нашим участием как заказчика проводит тендеры на строительство городского жилья. Если какой-то застройщик неважно сработал на городском заказе, то участвовать он может, и его экономические расчеты могут быть вполне удовлетворительными, только вот шансы его на успех невелики. При отборе большее значение имеют формальные признаки. Но вот уже при выставлении конкретного объекта критерии четче: предшествующая работа, нарекания, замечания. Конкурс тут важен, потому что при выборе подрядчиков рисковать нельзя. Слишком велика может быть цена ошибки.

– Как реализует департамент свои функции городского заказчика и отраслевого инвестора, готовясь к работе в будущем году?

– Какова стратегия строительства жилья по городскому заказу?

Комплекс мер, осуществляемых департаментом, должен реформировать систему взаимоотношений в строительной отрасли, связанной с отсутствием конкуренции, слабой заинтересованностью подрядчиков. Нужно изменить отношение строителей к результату труда.

Долгое время политика была в том, чтобы строить новые районы, осваивать, так сказать, целину. Теперь идет переориентация на застройку районов пятиэтажек. Люди там живут по полвека, семьи выросли. И нормы были совсем иные. Теперь нужно больше новых поликлиник, магазинов. Но не огромных, для которых в районах пятиэтажной застройки просто места нет, а небольших.

– Мэр принял решение: переселять только в пределах района бывшего проживания. Мы исходим из этого, формируя программы. И строители теперь работают так же. Пока они не сдадут дом, чтобы в него переселить москвичей из соседней пятиэтажки, до тех пор не освободится место для нового строительства.

Мы бы и рады строить только монолит, но не хватает средств. Но это уже следующий этап…

Люди стали больше требовать, а наша задача – удовлетворить их потребности. Поэтому упомянутые выше серии домов и важны. Они дешевле. В чем преимущество монолитного жилья – оно может удовлетворить любые запросы по набору квартир из разного количества комнат. К тому же они требуют меньше средств на эксплуатацию.



Главная --> Публикации