Главная --> Публикации --> Временное жилье: ставки растут Девелоперы ищут союза с владельцами зданий нии Районы москвы: китай-город Строительные рынки уходят под крышу Гостиничные сети ищут гостей

К строительству открывшейся вчера первой очереди комплекса “Башня на набережной” — 17-этажного офисного здания — Enka приступила летом 2003 г. В ноябре 2005 г. инвестор собирается открыть вторую очередь, а строительство самого высокого 55-этажного здания закончить в 2007 г. Enka не разглашает объем инвестиций в проект, но, по оценкам риэлторов и консультантов, его стоимость превышает $150 млн, а стоимость первой очереди составила $20-25 млн.

В понедельникоткрылось первое здание самого амбициозного градостроительного проекта московских властей — делового центра “Москва-Сити”. Им стала первая очередь офисного комплекса “Башня на набережной”, построенная турецкой Enka. Эксперты считают, что обогнать других застройщиков “Сити” туркам удалось, пойдя на поэтапное согласование проекта в столичных разрешительных инстанциях.

В числе арендаторов первого здания комплекса “Башня на набережной” — Eli Lilly, IBM, Nortel Networks, Verbundnetz Goz, Becton Dickinson, GE Healthcare, GE Energy, Consorio Tragas, GE, Bunge CIS LLC. Аренда помещений в “Башне на набережной” стоит $550-675 за

Начальник отдела офисной недвижимости консалтинговой компании Colliers International Олег Мышкин называет проект первого здания Enka коммерчески успешным и востребованным арендаторами. По словам Юлии Никуличевой, замдиректора Jones Lang LaSalle (JLL, агент Enka), все площади первого здания были сданы в аренду еще минувшим летом, а сейчас разобрано уже 75% офисных площадей второго.

По мнению участников рынка, турецкой компании удалось первой сдать дом в “Сити” благодаря творческому подходу к работе с чиновниками российской столицы. “Их проект был разбит на три этапа, что позволило пофазово его реализовывать, отложив на потом согласование в разрешительных инстанциях самой сложной высотной части”, — говорит Сергей Шмаков, гендиректор компании “Капитал Груп”, возводящей в “Сити” комплекс “Город столиц”. У остальных инвесторов, по его словам, проекты единые, и начать строительство они могли лишь после получения всех согласований. “Капитал Груп” собирается приступить к закладке фундамента своего комплекса в начале декабря.

1 кв. м в год плюс операционные расходы — еще $75 за 1 кв. м в год. Опрошенные “Ведомостями” эксперты назвали эти ставки “рыночными”.

На ранних этапах строительства находятся и другие инвесторы. “Сейчас нашим подрядчиком, 100%-ной "дочкой" Enka — компанией "Каскташ", ведутся работы на нулевом цикле, а в конце октября проект будет вынесен на [общественный градостроительный] совет”, — рассказал “Ведомостям” председатель совета директоров ЗАО “Техинвест” Павел Фукс. Его компания возводит на 12-м участке “Сити” 75-этажный небоскреб стоимостью $250 млн. Корпорация “Строймонтаж”, по словам ее президента Сергея Полонского, тоже приступила к фундаментным работам для башни “Федерация” стоимостью $500 млн лишь вчера.

“В "Центральном ядре" сейчас идут работы по отделке паркингов и монтаж инженерных систем”, — рассказал “Ведомостям” гендиректор ГУП “Центр-Сити” (заказчик-застройщик “Центрального ядра” комплекса) Борис Ланцман. По его словам, на ближайшем общественном градостроительном совете при мэре будет рассмотрена новая концепция “Центрального ядра”. “Тогда же будет обсуждаться проект транспортного терминала и Дворца бракосочетаний”, — рассказал Ланцман.

Завтра начинается сегодня

Начальник отдела по работе с собственниками консалтинговой компании ABN Realty Роман Чепцов предупреждает, что, если строительство на других участках “Сити” затянется, арендаторы “Башни на набережной” останутся единственными “жителями” огромной стройки. По его мнению, это может отрицательно сказаться на их имидже. А Сергей Рябокобылко, исполнительный директор Stiles Riabokobylko, допускает, что сроки ввода в эксплуатацию многих объектов “Сити” из-за сложности согласования проектной документации могут быть увеличены.
Московский международный деловой центр (ММДЦ) “Москва-Сити” строится на Краснопресненской набережной на участке в 60 га. Общий объем инвестиций первой очереди строительства – не менее $2,4 млрд. До 2007 г. на рынок должны поступить 1,4 млн кв. м в этом комплексе.
По привычке еще именуем принятый пять лет назад Генплан развития Москвы до 2020 года новым. А оказывается, уже на подходе свод самых новейших градостроительных законов столицы... И разумеется, главным штабом его подготовки неизменно остается Научно-исследовательский и проектный институт Генерального плана Москвы. Совсем недавно этот коллектив возглавил новый директор - С.Б.ТКАЧЕНКО. Известный архитектор, руководитель проектов творческой мастерской, участник таких крупных работ, как комплекс "Москва-Сити", реконструкция Старого Гостиного двора, Пашкова Дома, здания Государственной Думы, автор нескольких любопытных и неоднозначно принятых москвичами столичных новостроек... В профессиональной среде пользуется репутацией весьма одаренного организатора и управленца, по нынешней терминологии - высококлассного топ-менеджера.

- За поздравление спасибо, хотя сам себе не позавидую: работы очень много, причем тяжелой и непростой. Помимо чисто профессиональной деятельности масса времени уходит на экспертизы, согласования. Или несогласования...

- Сергей Борисович, позвольте поздравить Вас с новым назначением. Насколько известно, оно совпало с реорганизацией деятельности института?

- То есть, говоря на сленге чиновников, в архитектуре, как и в других отраслях городского хозяйства, внедряется система "одного окна"? Конечно, с одной стороны, хорошо, когда на получение разного рода исходно-разрешительной документации у заказчиков и инвесторов уходит меньше времени. С другой - когда зональные мастерские будут напрямую работать с префектурами - не отразится ли это на качестве экспертиз? Ведь у них будет меньше независимости от местных властей?

Что касается реорганизации, обновления - это для института, можно сказать, процесс перманентный, как и для самого Генплана. В нынешнем году действительно произошло очень важное структурное изменение: входившие в состав Института территориальные мастерские были переданы в ведение ГлавАПУ Москомархитектуры. Создано новое подразделение - Архитектурно-планировочное объединение округов - АПО. Это сделано в рамках большой правительственной программы, направленной на упорядочение градостроительной деятельности на территориях города, исключение дублирования, сокращение сроков согласований и прочих рутинных моментов.

- Институту такая реорганизация действительно на пользу?

- Во-первых, они и раньше работали напрямую с префектурами. Что касается, как Вы выразились, независимости - руководители мастерских получили теперь статус заместителей главного архитектора города. Ему и подчиняются.

Один из самых известных отечественных зодчих ХХ века И.В. Жолтовский очень емко и образно сформулировал суть нашей деятельности: "Архитектор-градостроитель призван создавать наилучшие условия для жизни не только своих современников, но и будущих поколений. Это требует от него глубокого понимания дум и чаяний своего народа, его материальных и духовных запросов, проникновенного чувства родной природы и научного познания материала, конструкции и техники".

- Несомненно. Теперь у нас больше возможности сосредоточиться на своей, так сказать, первородной сущности - разработке стратегии градостроительного развития Москвы. Ведь что такое Генплан? Это один из основных законов города, создаваемый на базе всего многообразного спектра его жизнедеятельности, начиная от исторических корней до современной социально-экологической, экономической, инвестиционной, правовой и прочих ситуаций. При этом одно из главных предъявляемых к Генплану требований - научное прогнозирование таких процессов и вполне конкретные предложения для возможности их решения.

- Звучит торжественно, как Конституция... И все же позвольте уточнить: если понадобился новый генплан, значит, прежний устарел, оказался неэффективным?

"На парки не наезжать!"

Последний Генплан Москвы советского периода, принятый в 1971 году, в условиях авторитарно-административного управления, оказался неспособным работать в переходный период, с появлением рыночных отношений. Кстати, с позиций сохранения целостности города даже хорошо, что тогда, в условиях правового вакуума, у нас практически ничего не строилось.

- Правильнее все же говорить об актуализации, то есть развитии и обновлении существующего Генерального плана. В отличие, скажем, от Петербурга, который действительно строился "с чистого листа", у Москвы богатейшая история, попытки осознать ее как целостный комплекс предпринимались еще в средние века. Хорошо известны и первые графические планы, и более поздние императорские указы, положившие начало российским градостроительным законам. Как известно, Москва строилась и не сразу, и не раз...

- В новых документах они сохраняются?

Генплан, разработанный в 90-е годы, по существу впервые заложил основы принципиально нового подхода к градостроительной науке и практике. В отличие от предыдущих, жестко зарегламентированных документов, где все должно было быть расписано до мелочей и не предусматривало изменений, главной заслугой нового Генплана является то, что в него был заложен костяк - то есть на уровне закона закреплены важнейшие градообразующие моменты...

- И быть пусть больным, но богатым?

- Да. Например, на днях решением Правительства Москвы закреплены существующие границы природоохранных зон. В условиях дефицита площадей под строительство это было очень непросто сделать. Конечно, если говорить откровенно, для экономики города, для инвестиционных отношений куда выгодней было бы чем-то поступиться, что-то вырубить, построить доходные объекты...

- Да, как не вспомнить: пока тянулся вопрос с охранным статусом для Ходынского поля, там уже целый микрорайон вырос. Но ведь сейчас самые обширные резервные территории - промышленные зоны? "Там, где лили галоши, построили дом хороший"...

- Так в том и дело, что город выбрал: быть чуть победнее, но беречь здоровье, "зеленые легкие" мегаполиса. На заседании по особо охраняемым природным комплексам мэр так и сказал: "Не наезжать!" Конечно, кому не известны случаи, когда стройка, скажем, рядом с лесопарком начинает тихо так расширяться, ползти вглубь как бы свободной территории. После чего начинаются попытки все это согласовать, узаконить, даже компенсировать, иногда на годы затягиваются разные экспертизы, комиссии, суды... А теперь все предельно ясно: "наехал" на парк - придут, снесут и еще накажут по закону.

Сколько стоит ошибка?

- На самом деле проблема далеко не так проста, как может показаться. Конечно, в Генплане все эти предприятия проработаны: одни - на закрытие или вывод, другие - перепрофилируются, реконструируются, частично сохраняются... Но эту программу нужно решать только в масштабах Генерального плана развития города. Если растащить ее реализацию на кусочки, отдавать земли разным инвесторам по мере освобождения участков, рано или поздно неизбежно возникнет диспропорция в организации жизнедеятельности городского хозяйства, население недополучит множество рабочих мест, причем, что немаловажно, вблизи места жительства.

Вот только один, уже неоднократно называвшийся пример: если бы в планировочную структуру всех Генпланов ХХ века не были заложены Третье и частично Четвертое транспортные кольца, отведенные под них территории оказались бы застроенными, стали бы частной собственностью. В результате развитие транспортной сети города оказалось бы в тупике. То же самое, кстати, и с некоторыми микрорайонами 70 - 80-х годов. Они были спланированы таким образом, что теперь здесь нет места для развития инфраструктуры, невозможно проложить новые дороги.

Вообще, должен сказать, что у нас общественность очень много внимания уделяет объектному строительству - то есть отдельным зданиям - и намного меньше интересуется проектами общегородского значения. Хотя именно от качества градостроительства зависит, насколько город удобен для жизни людей. При этом, если некрасивое здание можно как-то переделать, даже снести, исправлять градостроительные ошибки - не просто в тысячи раз дороже, но иногда и невозможно.

- Нет, конечно. При всей сложности транспортной проблемы, раз у человека существует конституционное право, скажем, ездить по городу на личной автомашине, мы должны обеспечить ему такую возможность. Дороги-дублеры, Четвертое кольцо, транспортные развязки, легкое метро, новые станции "подземки", перспективы использования Малой железной дороги - над всеми этими проектами работают наши специалисты. А если еще добавить такие "внутренние резервы", как грамотная парковка, соблюдение водительской дисциплины...

- Но кто же мог предположить, что Москву так раздует по всем показателям? Согласно таблице миграции населения города, в начале 90-х число ее жителей вообще сокращалось на 10 - 20 тысяч ежегодно! По статистике, к началу нового века в столице постоянно проживало примерно 8,6 миллиона человек, дневное население - чуть больше 11 миллионов. Число автомашин не дотягивало до полутора миллионов. Теперь, соответственно, москвичей уже больше 10 миллионов да плюс около 3 миллионов приезжающих на работу. Число же машин на дорогах выросло больше чем в 2 раза. И это при том, что наше самое лучшее в мире метро вместо прежних 6,5 миллиона пассажиров ежедневно перевозит 9 миллионов. Кстати, данные взяты из результатов мониторинга, проводимого вашими же коллегами... Руки не опускаются?

- В их числе - реконструкция и развитие инженерной инфраструктуры нашего мегаполиса. Это одно из самых трудоемких направлений подготовки Генплана, у нас много субподрядных организаций, приходится проводить очень большой объем подземных исследований, используем даже космическую аэросъемку. При этом, как вы понимаете, все подобные заказы осуществляются за счет бюджетного финансирования. Мы ведь привыкли, что так должно быть: вода, электричество, тепло, газ, канализация, и все это нужно ежедневно, ежеминутно... Вот такой внешне неброский, но важнейший аспект актуализации материалов развития хозяйства города.

- Есть еще проблемы из самых сложных?

- А из космоса видно, какая у нас геология? Это вопрос, относящийся уже к теме высотного строительства. Вы ведь куратор программы "Новое Кольцо Москвы". Вот с темы безопасности и начнем. Скажите, Сергей Борисович, при выборе 60 адресов под такие сооружения проводились предварительные геологические исследования?

Будем расти

Котлован под центральное ядро комплекса "Москва-Сити" даже попал в книгу рекордов Гиннеса из-за своих размеров. Зато гарантируется безопасность возводимого здания.

- Начнем с того, что мировой опыт показывает: строить высотные здания можно везде и на любых почвах. Другое дело, что, скажем, нью-йоркский Манхеттен стоит на скальной плите. Для возведения его небоскребов не пришлось устраивать особо сложных фундаментов. А геология московских грунтов действительно достаточно сложная. К разработке проекта город привлек ряд ведущих научных организаций, в их числе НИИ оснований подземных сооружений, Институт геофизики Земли, московских специалистов. Их рекомендации, конечно, были учтены при выборе участков под будущие столичные доминанты. Им в самом деле требуются гораздо более основательные фундаменты по сравнению с тем же Нью-Йорком.

- Есть еще одна реальная опасность: раньше городскими доминантами были купола храмов. А сейчас подходишь к Новоспасскому монастырю, и такое впечатление, что главная башня комплекса "Красные холмы" торчит прямо посреди монастырского подворья. Пейзаж испорчен непоправимо. И даже силуэты кремлевских памятников окажутся на фоне будущего "Москва-Сити". А как же прописанные в градостроительных законах правила сохранения ландшафтно-визуального восприятия центра Москвы?

Конечно, обеспечение такого запаса прочности значительно удорожает строительство. Кстати, мы потому и отстали на столько лет с высотным строительством от Запада, что это было экономически невыгодно. К тому же московские инвесторы находили возможность строить объекты подешевле. Теперь ситуация изменилась.

На первом этапе предполагается построить порядка 20 таких зданий, чтобы обозначить районы столицы. Как сейчас мы еще издали определяем Воробьевы горы, Котельническую набережную или Кудринскую площадь по сталинским высоткам, так и новые высотки будут служить для обозначения городских территорий. А эта задача требует хорошей архитектуры. То есть нельзя строить безликие стеклянно-бетонные вертикали. Дома должны быть узнаваемыми, создавать определенный образ, связанный с историей и характером данной местности. А художественная подсветка их в темное время суток будет создавать неповторимое зрелище. Это уже действительно Москва XXI века, ведь высотное строительство дает мощный импульс развитию новейших технологий, материалов, инженерных решений.

- Надо выбирать: или мы живем в музеефицированном городе, или он развивается и тогда нужно чем-то жертвовать. Несколько лет назад были определены 8 охранных видовых точек Москвы. Вот на их гоизонте ничего не должно вырасти. Что же касается всего огромного мегаполиса, то у нас просто нет другого выхода - за пределами Садового кольца город все равно будет расти вверх. Ведь люди должны где-то жить, их необходимо обеспечить инфраструктурой, а свободных площадей не хватает.

- Вы практикующий архитектор, поэтому не буду спрашивать, как вы оцениваете ту или иную работу ваших коллег, все равно не скажете... Зато сколько копий было сломано, скажем, вокруг спроектированного вашей мастерской жилого комплекса "Патриарх" с "татлинской" башней наверху! Дом "Яйцо Фаберже" совсем небольшой, но тоже успел стать архитектурной сенсацией. Главное здание административного комплекса на Павелецкой площади - узнаваемый "римейк" Кутафьей башни... Кто называет Вас иронистом, кто гедонистом...

Очень важно, повторю, что с самого начала эта масштабная городская программа решается комплексно, на уровне Генерального плана. В числе прочего это означает, что в такой проект сразу же закладываются и меры по компенсированию прилегающих территорий - их дополнительному благоустройству, озеленению, развитию транспортных подъездов.

Я действительно считаю, что архитектура не должна быть скучной, недоброжелательной по отношению к тому, что ее окружает, к людям, которые вынуждены жить рядом. Если цель Генплана - "город, удобный для жизни", то и достигаться она должна соответствующими средствами. Когда нам комфортно, мы ведь улыбаемся…

- Суть в том, что наша профессия, с одной стороны, очень ответственная, с другой - зависимая. И надо уметь работать в предлагаемых обстоятельствах, даже если они тебе не очень нравятся. Инвестор сумел "пробить" крупный объем? Значит, надо постараться примирить дом со сложившимся окружением, лишить его надменности и самодостаточности... Построить "дом-яйцо" во многом стало возможно благодаря современным технологиям, там очень сложные гнутые конструкции.

Каждый аварийный случай тщательно разбирается в Комплексной комиссии по состоянию культуры производства у заместителя руководителя Департамента градостроительства А.С.Максименко. За последние недели Комиссией отмечены такие происшествия на объектах генподрядчиков СПК "Мосэнергострой", ОАО "Мосэнерго", ООО "СМУ-10 Объем", ООО "Камф-строй", ЗАО "Парк", ЗАО "Мосжилстрой" ЗАО "СУ-155". Причем у организации, последней в приведенном списке, это, к сожалению, уже не первое в текущем году ЧП, связанное с повреждением коммуникаций.

Земляные и аварийные работы в зоне сложившейся городской застройки всегда связаны с большой ответственностью перед москвичами. Здесь даже небольшая неосмотрительность может привести к повреждению инженерных коммуникаций и сетей (обрыв кабелей и так далее), что в свою очередь чревато неприятными последствиями для жителей, особенно в холодные месяцы. Неудивительно, что столичное Правительство по распоряжению мэра Ю.М.Лужкова в последнее время ужесточило ответственность за нарушения Правил производства земляных и строительных работ, прокладки и переустройства инженерных сетей и коммуникаций в городе Москве.

В каждом конкретном случае есть свои дополнительные обстоятельства. Характерно, что если у сложившихся коллективов они связаны с "притуплением бдительности", то у новых фирм - с явным несоблюдением нормативов. Так, сотрудники ЗАО "Парк" вели строительные работы самовольно, без должного оформления разрешительной документации. В связи с этим Комиссией решено обратиться в Мосстройлицензию по поводу приостановки лицензий этого акционерного общества. Подобное может быть применено к любой организации, допустившей грубые нарушения правил СМР. Кроме того, предусмотрены дополнительные инспекции. Таким проверкам подвергаются не только застройщики, но и заказчики. Что касается заказчиков, то у Комиссии есть серьезные претензии к ЗАО "УКС объектов здравоохранения" и ООО "ОКС СУ-155". От всех нарушителей затребован отчет о наказании виновных и других мерах по улучшению работы.

Причины подобных аварий были подробно перечислены в докладе заместителя начальника Управления оперативного контроля и координации выполнения градостроительных программ Е.С.Гавричева на недавнем общегородском совещании по культуре производства. В качестве основных названы: применение механизмов в охранной зоне (там, где по правилам должны проводиться ручные работы), отсутствие вызова представителей эксплуатационных организаций, недостаточный контроль за работой линейного персонала.

За неустранение различных нарушений на объектах вызывались на регламентные совещания Комиссии руководители ООО "Россика", ООО "Профинтер-РМ", ЗАО "Инвестстрой", ООО "СК-207", ООО "ЦентрСтройСпец", ЗАО "Монолит-Капиталстрой", ООО "Спецстройреммонтаж", ООО "Минская-2", ООО "Витма-1", ЗАО СФ "Медфармгаз", ЗАО СФ "Алана", ООО "Компания "Стройиндустрия", ООО "Стройкомплекс", ЗАО "ТУКС-2", ООО "Мастерок".

Все организационные упущения неизбежно связаны с недостаточной культурой производства. Поднять ее уровень - цель постоянных выездов надзорных органов, технической инспекции МГК профсоюза строителей и самой Комплексной комиссии.

На строительстве административного здания на улице Мясницкой было выявлено немало нарушений. За их неустранение в установленные сроки Комиссией дано предписание приостановить работы на этом объекте. В отношении заказчика - ЗАО "Инвестстрой" - решено провести внеплановые проверки соблюдения им лицензионных требований. Если не будут приняты необходимые меры, организация лишится работы по городскому заказу.

Особенно суровой критике председателя МГК профсоюза строителей В.Л.Лаптева за отсутствие необходимых производственных условий для рабочих были подвергнуты представители "Россики" и "Профинтер-РМ". И было за что! Для создателей торгового комплекса не был организован пункт по приему пищи, отсутствовали сушилки и умывальники. Для того чтобы забраться на второй этаж бытового помещения, требовались определенные навыки: не был оборудован трап; зато допускалось проживание рабочих. Лишь после настоятельного требования представителя Мосстросертификации на объекте появился соответствующий нормам бетон для перекрытий. Думается, надолго запомнятся незадачливым руководителям требования членов Комиссии выполнять все нормативы и не пытаться ввести в заблуждение проверяющих. "Дезинформация у нас не проходит", - предупредил А.С.Максименко.

При организации строительно-монтажных работ должно быть предусмотрено все. Только вот своевременно замечать даже ее "незначительные" недостатки, способствовать предотвращению различных аварийных ситуаций, травматизма - к этому должны стремиться не только проверяющие, но и сами застройщики.
Завершено строительство первого жилого дома новой индустриальной серии ПЗМ-7/2 Выпуск этой серии освоен на ДСК-3, действующем в составе компании "Интеко".

Действия жесткие, но необходимые. Невыполнение правил уже оборачивалось трагедией. Один из последних случаев - гибель рабочего при разборке временных складских помещений (заказчик "Дон-Строй", генподрядчик ОАО "ГП СМУ-1", субподрядчик ООО "Санстрой").

На торжественном мероприятии, посвященном вводу в эксплуатацию нового дома, присутствовали первый заместитель главного архитектора Москвы, директор МНИИТЭПа Юрий Григорьев, вице-президент ЗАО "Интеко" по строительству и промышленности строительных материалов Олег Солощанский, генеральный директор ОАО "ДСК-3" Дмитрий Капырин.

Первый дом новой серии был построен в микрорайоне Кутузовский, расположенном в Одинцовском районе (рядом с поселком Трехгорка, в 2,7 км от МКАД). Новая серия ПЗМ-7/23 разработана архитекторами и инженерами МНИИТЭПа совместно со специалистами ДСК-3 на базе серии ПЗМ, производимой с 1997 года.

В домах серии ПЗМ-7/23 на первом нежилом этаже возможно расположение небольших магазинов и других объектов инфраструктуры. Из основных преимуществ новой серии по сравнению с ее предшественницей, серией ПЗМ, можно отметить следующие. Увеличилась этажность домов с 17 до 2 Дома стали соответствовать современным требованиям пожарной безопасности. Улучшился архитектурный облик зданий за счет обновленного облика фасадов, усовершенствованной эркерной части Повысился уровень комфортности квартир: их общая площадь увеличилась на 15% по сравнению с серией ПЗМ, в трех- и четырехкомнатных квартирах появились два санузла.

Как отметил Д. Капырин, новая серия домов может использоваться как при строительстве недорогого коммерческого жилья, так и при возведении муниципального. По словам Ю. Григорьева, общая площадь квартир в новом доме на 15% больше, чем в домах "классической" серии ПЗМ. В завершение торжественной части Ю. Григорьев и О. Солощанский по уже устоявшейся традиции разрезали ленточку у входа в здание, а в небо взметнулись огни фейерверка и взлетели воздушные шары.

В квартирах домов новой серии устанавливаются счетчики, учитывающие расход холодной и горячей воды, предусмотрена охранно-защитная система от грызунов. Наружные трехслойные стеновые панели толщиной 32,5 см не пропускают влагу и в комплекте с евроокнами представляют собой энергоэффективную систему, позволяющую сохранять тепло в помещениях.

Изменились в лучшую сторону и архитектурно-планировочные решения панельного дома. В частности, различные типы квартир можно располагать по вертикали здания, переработана вестибюльная часть, вход встроен в дом, запроектировано пространство для дежурного по подъезду.

Архитекторами-разработчиками панельных домов серии ПЗМ-7/23 стали руководитель авторского коллектива академик Юрий Григорьев, архитекторы Сергей Пахомов, Валентина Розанова, Алексей Ефимов, инженеры Евгений Никитин, Яков Козицын.

Общая площадь однокомнатных квартир в домах новой серии 44,24 кв. м, двухкомнатных - 64,02 кв. м, трехкомнатных - 84,84 кв. м, четырехкомнатных-104,74 кв. м.



Главная --> Публикации