Главная --> Публикации --> Лужков ищет способ, как построить третьяковку Квартирный вопрос для молодых Арендные зарисовки и наблюдения Кого назначить пострадавшим? Пифам вернули контракты

В проекте нового закона о конкуренции Федеральная антимонопольная служба (ФАС) предложила закрепить за собой контроль за оборотом земель. Служба претендует на то, чтобы сделки, в результате которых в руки одного собственника попадает более 10 га земли поселений, 1000 га сельхозземли или 2000 га лесного фонда в пределах одного субъекта Федерации, совершались только с ее предварительного согласия. При этом у чиновников будет право заблокировать сделки, которые могут привести к ограничению конкуренции. “От цен на землю зависит вся экономика, поэтому концентрация ее в одних руках может быть опасной, — рассуждает начальник аналитического управления ФАС Алексей Сушкевич. — Например, мы не видим оснований для скачкообразного роста стоимости земли вокруг крупных городов”. В ФАС подозревают, что здесь замешаны и “монополистические факторы”, говорит Сушкевич. “Мы готовы к компромиссам по цифрам и хотим услышать все мнения, но саму норму оставим”, — резюмирует он.

У земельного рынка может появиться новый контролер. На эту роль претендует антимонопольное ведомство. Эксперты и компании предлагают чиновникам для начала разобраться с единственным монополистом на земельном рынке — государством.

Эксперты полагают, что ФАС собрался бороться не с тем, с кем надо. “Надо бороться с чиновниками, — говорит партнер компании "Пепеляев, Гольцблат и партнеры" Виталий Можаровский. — Они продают своим компаниям землю по дешевке, а те уже наживаются”. По мнению Можаровского, эффективным средством от монополизма были бы тендеры, которые не позволят сосредоточить большие участки в одних руках. “Сначала нужно сделать прозрачным этот абсолютно мутный рынок [сделок с землей близ крупных городов], а потом уже говорить о конкуренции”, — говорит сотрудник компании, занимающейся продажей земли. Впрочем, по его мнению, стать монополистом на этом рынке невозможно даже сейчас, так как на нем работает слишком много компаний. Начальник отдела недвижимости инвесткомпании “Велес Капитал” Владлен Волошин соглашается с ФАС, что рост цен на землю в Подмосковье ненормальный: “По Новорижскому шоссе стоимость сотки за два года выросла в три раза, а по наименее престижному Горьковскому почти в два раза”. Но аналитик отмечает, что сопоставимыми темпами растут цены на московскую недвижимость.

А вот специалистам Минэкономразвития идея коллег кажется подозрительной. “У нас монополист на рынке — это государство, которому принадлежит 92% земель, — напоминает замдиректора департамента Минэкономразвития Андрей Ивакин. — Если и можно говорить об опасности [концентрации земли в руках ограниченного числа игроков], то через много лет”. Ивакину не известны примеры борьбы с концентрацией земель в других странах: “Достаточно высокие земельные налоги делают ее бессмысленной”. Если и вводить пороги для концентрации, то они должны быть сильно дифференцированы, полагает сотрудник ФГУП “Госземкадастр-съемка”, просивший не упоминать его имени в печати. “Если инвестор скупает 30 000 га плодородных южных земель, где средний размер колхоза около 7500 га, то он будет вести на них эффективное хозяйство и от этого будет только польза, а в пригородах Москвы 1000 га сельхозземель — это очень большой участок, поскольку они в первую очередь скупаются под строительство коттеджей”, — говорит эксперт.

Если посмотреть на элитную карту Москвы, то, несомненно, самыми престижными и дорогими на сегодняшний день являются районы Золотой мили, Замоскворечья, за ними в рейтинге значатся Серебряная миля, Патриаршие и Чистые пруды. Однако постепенно дорогие дома начинают покидать центральную часть города. Происходит это по нескольким причинам – во-первых, земли в центре остается все меньше и меньше, а количество желающих приобрести жилье соответствующего качества, напротив, растет. Кроме того, как ни странно, не все любят эти районы и из-за вечных пробок, и просто потому, что «не нравится – и все». Немаловажную роль здесь играет и желание «держаться корней» – прожившие всю жизнь на Кутузовском обычно там же и хотят купить новое жилье.

“Рост цен на землю в первую очередь вызван бурным экономическим ростом и ценами на нефть, — полагает старший экономист "Тройки Диалог" Евгений Гавриленков. — Финансовый рынок не развит, вот и идут эти деньги на покупку земли и недвижимости”. Причем экономист обращает внимание, что аналогичные процессы происходят во всем мире.
Принято считать, что элитность дома – это место, место и еще раз место. В Москве это место до последнего времени определялось одним – близостью к Кремлю: чем ближе, тем дороже и престижнее. Однако последний год развития элитного сегмента показывает, что многие отнюдь не бедные покупатели предпочитают Кремлю из окон совсем другие виды и совсем не из экономии.

Удачным примером элитного объекта, построенного в неэлитном месте, можно назвать «Парк-хаус» (ул. Капранова, 4). Строительство дома такого класса среди типовых домов было достаточно большим риском застройщика, однако время доказало, что расчет был верен: продажи квартир застройщиком завершились чуть более года назад, сейчас же стоимость квадратного метра возросла уже в четыре раза.

Говорить о появлении элитных районов вне центра Москвы пока рано: дома такого класса растут только «точечно», обычно в пределах традиционно сложившихся престижных направлений. «Сегодня стоимость площадок под застройку в центре Москвы, количество которых постоянно уменьшается, настолько высока, что появление большого числа элитных объектов в других районах Москвы возможно уже в ближайшее время, – считает первый заместитель генерального директора ЗАО «Корпорация МИАН» Дмитрий Кузнецов. – На смену центру, который традиционно рассматривался как единственное возможное местоположение для элитного объекта, приходят такие районы как Кутузовский проспект, Крылатское, территории в районе Можайского шоссе, Серебряный Бор и прилегающие к нему территории – все эти районы сейчас активно осваиваются. Их привлекательность – в хорошей экологии и видовых характеристиках объектов».

Место решает все

Хорошая экологическая ситуация, близость к парку Сокольники позволяет говорить об этом районе как о подходящем для строительства дорогой недвижимости. Здесь начато строительство двух объектов: «Семейного дома» на 30 квартир и дома «Эгоист» на 42 квартиры. При хорошем качестве и наполнении инфраструктурой, цена достаточно низкая для элитного сегмента – на этапе котлована «Эгоист» предлагается по цене от $2200 до $3200 за метр.

«Под элитным, – считает управляющий партнер компании Blackwood Константин Ковалев, – все-таки понимается малоэтажное строительство. Дом, где сто квартир, не может быть элитным, как бы он ни был оснащен технически. Потому что, что бы вы ни делали, у вас получается общежитие». Малоэтажных комплексов в Зеленом поясе совсем немного, впрочем, на взгляд специалистов, широко распространяться подобное строительство и не должно: «Широкое распространение, – считает управляющий партнер, руководитель департамента элитного жилья

Однако для того чтобы вне Центра дом стал элитным, к его проектированию, качеству строительства и концепции нужно подходить в несколько раз серьезнее, чем в ситуации с заведомо элитным местоположением – каждый дом должен предлагать что-то свое, особенное. «Должны быть продуманы маркетинговые стратегии для их позиционирования, – считает г-н Кузнецов, – хотя, конечно, решающим фактором будет все же являться качество объекта».

Недалеко от «Покровского-Глебова» строится еще один уникальный комплекс – дом «Чайка». На 16 квартир дома приходится 16 га территории. Дом, по словам г-на Ковалева, спроектирован так, что в пределах общих стен жильцы остаются практически независимыми – на каждые две квартиры приходится один лифт. В доме предусмотрена обширная инфраструктура – бассейн, спа-зона и т.д. Продуманы и такие мелочи, как дорожка с текущей водой для того, чтобы, возвращаясь с велосипедной прогулки, жильцы могли помыть колеса велосипедов. «Семейность» проекта поддерживается и близостью престижной англо-американской школы, расположенной неподалеку. «Раскрученность» места влияет и на цену – если квартиры в уже готовом «Покровском-Глебово» в прошлом году продавались в среднем по $6 тыс. за кв.м, то в «Чайке» еще на этапе фундамента квартиры выставляются в зависимости от метража и этажности по цене от $5 тыс. до $10 тыс. К моменту же готовности дома, если хоть что-то останется непроданным, цены, скорее всего, еще существенно вырастут.

г. Москвы компании «Новое Качество» Александр Илюхин, – убивает индивидуальность, а без индивидуальности нет элитного дома – пропадает сама идея элитности». Пионером такого жилья был и остается комплекс «Покровское-Глебово» на северо-западе, расположенный в заповедной зоне лесопарка «Покровское-Стрешнево». Успех комплекса доказал правильность выбранного места и формата – закрытого дома-клуба, рассчитанного на спокойное семейное проживание. Комплекс обладает большой прилегающей территорией и «своими» удобствами – собственным пляжем, полем для гольфа и т.д.

Следующим местом на карте Москвы, отмеченным сиянием элитных звезд, является Западный округ. Выбор не случаен – запад издавна считается местом проживания «хороших семей». Способствует этому и экология – Западный округ – самый чистый в столице. Немаловажную роль при выборе места проживания играет и то, что здесь расположены едва ли не лучшие московские школы – школа МГУ, еврейская школа, гимназия №1567 и т.д. А главное – здесь есть оазисы природного комплекса, пригодные для элитной застройки. В рамках Западного округа уже существуют и продаются два малоэтажных «парковых» комплекса – «Остров» рядом с Гребным каналом, «Ближняя дача» напротив Поклонной горы, и на берегу озера около гольф-клуба на Мосфильмовской улице строится еще один клубный дом – «Лэйк-Хауз». Комплекс «Остров», состоящий из 24-х двухуровневых коттеджей и 19-ти четырехэтажных клубных домов (5-ти домов на 25 семей, 10 домов на 14 семей и 4-х домов на 4 семьи) с квартирами свободной планировки, занимает 27 га. На территории раскинулся природный парк с прогулочной зоной и детской площадкой, по «персональному» озеру можно покататься на лодках. Стоимость квадратного метра $4–6 тыс.

Еще один интересный проект на cеверо-западе – дом «Город яхт» («Капитал Груп»), расположенный на Химкинском водохранилище в парковой зоне. Проект интересен тем, что к прочей, обычной для домов высокого класса инфраструктуре – подземной парковке, собственному пляжу, спа, бассейну и фитнес-клубу, здесь добавляется уникальная опция – причал для собственных яхт жильцов. Местоположение дома позволяет выходить на яхте на большую воду без шлюзов.

Расположена «Дача» в Волынском лесу напротив Поклонной горы. Территория комплекса занимает 4 га, на которых построены пять отдельностоящих разноуровневых зданий переменной этажности от 6 до 9 этажей и два пятнадцатиэтажных дома. Всего комплекс включает 364 квартиры свободной планировки площадью от 89,6 до 385 кв.м. Стоимость квадратного метра – $4–6 тыс., стоимость метра в пентхаусах – $9 тыс.

«Ближняя дача» – комплекс не менее уникальный. По словам г-на Илюхина, это полностью элитный проект, ориентированный на людей, которым интересна жизнь за городом, но которым необходимо иметь квартиру близко от работы, рядом с деловым центром города.

Дальнейшее развитие малоэтажного элитного сегмента представляется специалистам очень перспективным, особенно сейчас, когда интересные земли, по словам г-на Илюхина, в пределах МКАД еще не до конца разобраны.

Еще один элитный объект, сочетающий в себе городскую жизнь с «природными удовольствиями», – клубный дом «Лэйк-Хауз». На 45 квартир здесь приходится гектар прогулочной территории, выходящей к озеру. «При проектировании дома, – рассказывает директор отдела продаж Intermark Group Ирина Жарова-Райт, – мы старались ориентироваться на семейные ценности». Весь первый этаж – около 1200 кв.м – отдан жильцам с тем, чтобы детям, вернувшимся из школы, было чем заняться: к их услугам детский кинотеатр, игровые комнаты, тренажерный зал. Есть бильярдная, где папа может научить сына играть в бильярд. «Дело не в умении, – говорит г-жа Райт, – а в социальном общении, которого в семьях не хватает». В доме не случайно очень большие квартиры – 250–300 кв.м. «Мы пошли на это сознательно, – говорит г-жа Райт, – чтобы сделать максимально большие гостиные, чтобы всем членам семьи там нашлось место. Чем больше вы будете видеть своих детей глаза в глаза, тем лучше и прочнее будет ваша семья». «Конечно, – считает г-жа Райт, – здесь нельзя достичь цен Остоженки, но за счет видовой характеристики, за счет инфраструктуры проект перед ней даже в чем-то выигрывает». Дом будет сдан в марте 2005 г., но уже сейчас продано 15% квартир. Средняя цена реализации $5 тыс. за кв.м.

Реалии нашего рынка таковы, что очень многие квартиры продаются задолго до завершения строительства. Покупатель оказывается перед выбором: либо отказаться от понравившейся квартиры (или купить ее уже готовой, но втридорога – у перекупщика), либо превратиться в долевого инвестора. Последний вариант привлекает дешевизной, но имеет недостатки – во-первых, от момента оплаты за квартиру до ее получения может пройти до полутора-двух лет. А во-вторых, есть такое неприятное понятие как «риски инвестирования»…

Одним из удачных мест для такого строительства, по мнению Ирины Райт, может быть Филевский парк – та его часть, где расположены заброшенные пионерские лагеря. «Если там выделить место и построить правильный дом, то альтернатива Остоженке вполне достижима, – считает Ирина Райт, – комплекс не должен быть большим, но по цене он будет соотносим с Центральным районом за счет уникальности места». «Заменить Остоженку такие дома не смогут, – говорит г-н Илюхин. – Просто есть разные классы людей – одни предпочитают центр города – Патриаршие, Тверскую, Замоскворечье, другие планируют купить дом на Рублевке или Новой Риге. Элита – это дома на любителя, это «вкусовое» строительство. Они будут стоять особняком, притягивая своего и только своего покупателя».

У каждого застройщика своя стратегия реализации, и далеко не все начинают продажи «на котловане». Многие – особенно небольшие частные инвесторы, ведущие один-два элитных проекта – предпочитают стартовать, когда дом уже выстроен: только так можно продемонстрировать потенциальному покупателю все его достоинства.

Спешите приобрести!

Добавим сюда еще два момента. Первое – раньше всего уходят самые лучшие квартиры. Второе – застройщики повышают цены по ходу строительства. А это значит, что для покупателя создаются реальные стимулы торопиться.

Однако если застройщик решит начать «с котлована», то уже на стадии земляных работ (она длится обычно два месяца, если у объекта большой подземный паркинг – три) распродается 25–30% дома. Далее следует возведение надземной части здания – для панельных зданий этот процесс длится всего 3–4 месяца, но за это время будет распродана половина из остающихся 70% квартир. Оставшиеся – еще за 3–4 месяца. Если же дом монолитный, и его строительство технологически значительно более длительно (как правило, 12–18 месяцев), то он, скорее всего, будет распродан задолго до завершения монтажных работ.

А вот покупатели такую выдержку проявить не смогли, тем более основной фактор нашего рынка – мировые цены на нефть – был не на их стороне. И с началом сентября объемы продаж выросли в 2–3 раза, почти достигнув уровня весны, многие застройщики снова объявили, что грядет сезонное повышение цен. В общем, победа в противостоянии досталась профессионалам.

Такая картина существует последние лет десять и совершенно не меняется. Как говорит Оксана Каарма, зам. директора управления новостроек компании «МИЭЛЬ-Недвижимость», серьезной коррекции не внесли даже события минувшего лета на банковском рынке – те самые, которые власти упорно не хотели называть кризисом. Темпы продаж действительно заметно просели в июне-августе, когда от объемов весны оставалось 20–30% – покупатели явно ждали, что цены снизятся. Но этого не произошло. У застройщиков нервы оказались крепче, они выдержали паузу, никто не стал торопиться со снижением цен, устройством «специальных акций» по распродаже.

Документ, который подписывает покупатель еще не построенной квартиры, не зря называется договором соинвестирования. Квартиру действительно еще нельзя купить, поскольку она не существует ни физически, ни юридически, а можно лишь поучаствовать в инвестировании ее строительства. А инвестиций без риска, к сожалению, не бывает.

Просто было на бумаге

Что же делать? Прежде всего, критически оценивать обещания, корректировать их. Никогда ничего не планировать впритык: если, например, вы собираетесь до момента готовности новой квартиры жилье снимать, надо рассчитать семейный бюджет исходя из того, что платить за аренду придется на год-полтора больше. И по возможности перепроверять информацию – по словам г-жи Каарма, крупные риэлторские компании, беря объекты на реализацию, всегда делают экспертизу документов и поэтому видят, когда сроки сдачи заведомо некорректны. Предупредить об этом клиента – дело не только профессиональной этики, но и собственного имиджа, и те фирмы, которые работают на рынке долго, прекрасно это понимают.

Первый и самый частый риск – несоблюдение сроков сдачи дома. Впрочем, называть эту неприятность «риском» даже как-то неловко. Риск – в данном случае это то, что дом не будет построен к обещанному моменту. Опоздание в 3–6 месяцев – это в Москве уже в порядке вещей. Но может быть и значительно больше – были случаи, когда люди не могли вселиться в свои новые квартиры и через два года. Еще деталь – многие фирмы-продавцы указывают в рекламе срок сдачи дома Госкомиссии (ГК), и покупатели понаивнее полагают, что это и есть момент, с которого в квартиру можно будет вселиться. На самом деле, и после ГК зданию предстоит пройти несколько юридических этапов, так что новоселья придется прождать еще довольно долго.

Также довольно неприятным сюрпризом для покупателя может оказаться и изменение площади квартиры – как в сторону уменьшения, так и увеличения. Не слишком добросовестный застройщик попытается «округлить» ситуацию в свою пользу: если площадь меньше, то никаких денег не вернуть, мотивируя тем, что уже определена окончательная цена квартиры; если же площадь больше – то, пожалуйста, доплатите исходя по цене столько-то за метр. Покупателю тут можно порекомендовать еще на стадии подписания договора обратить внимание на то, чтобы ситуация с возможным изменением размеров квартиры была прописана четко и недвусмысленно.

А в случае, если затяжки со сдачей стали совсем из ряда вон выходящими, можно подать на застройщика в суд. Существуют Закон «О защите прав потребителей», ст. 395 Гражданского кодекса РФ, предусматривающая ответственность за неисполнение денежного обязательства – «кредитор поневоле» вправе получить процент, рассчитанный исходя из ставки рефинансирования Центробанка. Причем имеющаяся практика такова, что суды склонны вставать на сторону покупателей, даже если срок сдачи объекта описан как «ориентировочный».

Но два самых серьезных риска, с которыми может столкнуться частный инвестор, – это неисполнение застройщиком своих обязательств и продажа им квартир двум или более покупателям. В первом случае застройщик может «попросить» что-нибудь доплатить – дескать, с момента заключения договора реалии на рынке изменились, и завершить строительство за такие небольшие деньги уже не получается. С чисто юридической точки зрения здесь все очевидно: если в документах имеется фраза вроде «цена окончательная» – она пересмотру не подлежит, и любой суд будет тут на стороне покупателя. Проблема, однако, в том, что иногда застройщик действительно не может завершить работы (что здесь причина – некомпетентность или злой умысел – это уже другой вопрос), и альтернативой доплате будет только банкротство застройщика и передача объекта другой фирме. Она работы завершит, но тоже, понятно, не бесплатно. И такие случаи, увы, уже были.

Может еще оказаться, что качество построенного жилья отличается от обещанного, или что вид из окна вовсе не так хорош, как на рекламных фотографиях: строительство в Москве идет очень быстро, и за то время, пока строился ваш дом, вполне могло появиться и еще 2–3 – с окнами прямо напротив ваших. Как говорит Виктор Козлов, коммерческий директор компании «Авгур Эстейт», поделать здесь что-то сложно – можно лишь посоветовать внимательно посмотреть на репутацию застройщика, ранее выполненные им проекты, а также изучить градостроительные планы, в первую очередь микрорайона, где находится новостройка.

…Многие из названных проблем можно решить, обращаясь к надежным застройщикам – тем, кто работает давно, чье имя на слуху. Это в целом справедливо, но возможны варианты. В российском бизнесе – и не только строительном – есть хорошо известная система «тройного разделения риска» – когда управляет одна компания, имущество находится у другой («холдер»), а все контракты заключает третья («оператор»). Она же принимает на себя все сопутствующие бизнесу риски, хотя сама эта компания «папочная», у нее нет никакого собственного имущества, а все взято в аренду. И даже если заказчик станет эту компанию банкротить и получит лист об исполнении судебного решения, активов у ответчика нет. Если приглядеться, то многие застройщики пользуются этим приемом. Есть известная компания – назовем ее «Одуванчик». А все договоры покупателям предлагают подписать с «Одуванчиком-М» или «Одуванчиком-Инвест». Как вы думаете, почему?

Что касается прямого мошенничества, то в Москве подобного не было с 1997 г. В Подмосковье – иногда случается, поскольку там пригляд государства за строительным рынком менее пристальный, действует масса мелких и неопытных застройщиков.

Вполне может возникнуть ситуация, когда по ходу строительства у покупателя отпадет необходимость в квартире. Самое простое, что приходит здесь в голову, – расторгнуть договор инвестирования – оказывается не самым разумным: вы потеряете деньги. Большинство компаний за возможность выхода возьмут с покупателя штраф, как правило, в размере 10% от стоимости квартиры. Соответствующий пункт прописан в договоре.

Вы на следующей выходите?

За последние годы Москва в полной мере ощутила, что почетное право считаться одной из крупнейших европейских столиц неизменно компенсируется стандартным набором хронических болезней, присущих современному мегаполису. Важнейшей и острейшей из них является рост поголовья личного автотранспорта горожан, места для удобного и безопасного размещения которого на сегодняшний день практически нет.

К счастью, существует другой, куда более выгодный способ избавиться от квартиры – перепродать ее (а точнее, право требования будущего объекта) другому частному инвестору. С учетом того, что в последние годы цены на недвижимость росли, этот вариант не только не принесет денежных потерь – напротив, вы ощутимо заработаете. Единственное, такой переход права необходимо согласовывать с основным инвестором (продавцом), но с этим проблем обычно не возникает.
Сказать о том, что со "стойлами для железных коней" в Москве существуют проблемы, означает не сказать ничего. Пейзажи с рядами "ракушек", заполнивших столичные дворы, равно как и "стадами" припаркованных повсюду автомобилей, хорошо знакомы всем обитателям Первопрестольной.

Все это означает, что проблемы с парковкой в Первопрестольной более-менее будут разрешены не раньше 2010 г., и то при условии, что разработчики документа в своих расчетах правильно учли темпы прироста столичного автопарка. Ведь сейчас число счастливых обладателей личного транспорта в Москве увеличивается нарастающими темпами, и если сей факт не был учтен, то к 2007 г. "железные кони" могут расплодиться настолько, что в процентном соотношении количество гаражей и стоянок для них не только не вырастет, но наоборот уменьшится. Кроме того, радужные проекты столичных властей во многом основываются на надеждах привлечь к строительству гаражных мест частных инвесторов. Но готовы ли инвесторы пойти на такое вложение средств? И вообще, насколько реальны парковочные планы московского правительства – поинтересовалось "Yтро" у директора аналитического центра ирн.ru Олега Репченко.

На днях правительством Москвы был принят проект постановления "О целевой программе строительства гаражей-стоянок в Москве на период 2005-2007 годов". Согласно этому документу, к 2007 г. планируется построить в столице названных объектов на 300 тыс. новых машиномест. В рамках программы в 2005 г. должно быть введено в эксплуатацию 87 тыс. машиномест, в 2006 г. – 110 тыс., и в 2007 г. – 134 тысячи. По словам первого заместителя руководителя Департамента градостроительной политики, развития и реконструкции г. Москвы Константина Королевского, через 2 года город будет обеспечен гаражами и стоянками на 47%. На сегодняшний день этот показатель не превышает 39%; при этом, по мировым меркам, для такого крупного мегаполиса приемлемым считается уровень обеспеченности парковочными местами в 60-70%.

Возможно, массовым оно не является еще и потому, что нет четких и понятных условий для инвесторов. А условия для инвесторов складываются из двух вещей: из себестоимости строительства и из стоимости земли, или, иными словами, из доли города. Если стоимость земли под эти гаражи будет невелика, в результате цена машиноместа для конечного потребителя окажется приемлемой, и люди начнут покупать, это будет интересно для инвесторов. Если же доля города будет настолько велика, что себестоимость этих гаражей сравняется с себестоимостью жилых комплексов ($20-30 тыс. за машиноместо), то конечные потребители вряд ли будут их брать; соответственно, для инвестора неинтересно будет это все строить.

Олег Репченко: Насколько я знаю, целенаправленно гаражи в Москве особо не строят. Как правило, их возводят в рамках новых жилых комплексов или в районах массовой застройки. Что касается гаражей в новых жилых комплексах, мы недавно проводили исследование рынка новостроек, и получается, что средняя стоимость машиноместа в этих домах – $28,5 тысяч. Если сравнить эту цифру со стоимостью машины, то это заметно дороже даже новой иномарки среднего класса, скажем, за $15 тысяч. Соответственно, основная проблема всех этих гаражей – их стоимость. Пока люди ездят на машинах, например, отечественного производства, которые стоят от $3 до $7 тыс., они вряд ли готовы будут платить $30 тыс. за бокс в гараже. Поэтому на данный момент гаражное строительство не является массовым.

О.Р.: У меня нет такой статистики. Но в новостройках, в основном, паркинги коммерческие. А муниципальные, по всей видимости – у больших торговых комплексов или какие-то старые стоянки.

"Yтро": Каково на сегодняшний день соотношение частных и муниципальных гаражных комплексов в столице?

О.Р.: Если их не уберут насильственно, "ракушки" никогда не вымрут. Потому что, когда люди ездят на машине стоимостью $3 тыс., они не будут готовы покупать и использовать что-либо дороже "ракушки" за $300.

"Y": Несмотря на заявления столичных властей о намерении строить муниципальные парковки, основную ставку они явно делают на коммерческое строительство. Так, например, на заседании правительства Москвы было специально отмечено, что существенно повысилась доля машиномест, вводимых в отдельно стоящих многоэтажных комплексах. Значит ли это, что привычные муниципальные стоянки и "ракушки" во дворах скоро просто вымрут как класс?

О.Р.: Не исключено. Вообще говоря, насколько я видел, в других городах мира, как правило, так и бывает. Парковки очень дорогие, и люди лишний раз на машине никуда не едут. Я не знаю, является это целью московских властей, или нет, но, скорее всего, именно к этому рано или поздно все и придет. Москва не резиновая, и, конечно, всех желающих ездить по ней вместить не может. К тому же, если посмотреть, в Москве очень много машин иногородних: люди приезжают, "бомбят", дают дополнительный трафик. Конечно, для них такой частный "извоз" – возможность заработать, но в Москве все это уже не помещается.

"Y": Да, но ведь власти как раз и проводят сейчас политику по уборке этих "ракушек", одновременно усиливая контроль за парковкой в неположенном месте и увеличивая штрафы. Не является ли такая политика своего рода попыткой решить проблему чрезмерного количества автомобилей в Москве путем выдавливания из числа автолюбителей обладателей недорогих машин?

О.Р.: Я думаю, что да. По той простой причине, что если в Москве невозможно будет поставить машину, ничего другого не останется. Но, повторюсь, на самом деле все то, что предлагает правительство Москвы, отнюдь не ново – это зарубежная практика. Именно так решается во всем мире данная проблема. И я думаю, что это нормально, хотя чьи-то интересы могут быть ущемлены.


"Y": Однако в Москву много иногородних приезжают не только "бомбить", но и просто на работу. И одна из любимейших идей Лужкова – строительство "перехватывающих стоянок" возле конечных станций метро. На ваш взгляд, будут ли они востребованы?



Главная --> Публикации