Главная --> Публикации --> Переселение с гарантией Прочь из регионов уходят строительные компании Темная лошадка рынка загородного жилья Новые правила для жилищного рынка Строительный комплекс россии: стратегия развития до 2010 года

В последнее время автовладельцы не теряют ощущения, что власть уделяет пристальное внимание содержимому их кошельков: обязательное страхование, разгул эвакуаторов и штрафстоянок, а теперь еще и планы упразднить возможность бесплатно припарковаться даже в собственном дворе. Задачи как всегда благие: машины заполнили весь город, включая газоны, тротуары и стоянки общественного транспорта. Но в чем причина - только ли в водительском эгоизме или просто в невозможности припарковаться без ущерба для окружающих? Вопрос, как говорится, риторический. Сегодня столичные власти хотят решить задачу в комплексе: создать больше мест для парковок и в то же время усилить ответственность для тех, кому закон не писан. Однако, похоже, что телегу опять ставят впереди лошади: репрессивная часть решения проблемы выдвигается на первый план, а машина, вопреки словам классика советской литературы, вновь превращается из средства передвижения в роскошь.

Строительство гаражей и парковок сегодня становится важной сферой приложения инвестиций. Но мало построить - надо еще убедить народ, что он должен за все это платить. И здесь, как нельзя кстати, испытанное средство: сначала бесконтрольная парковочная опричнина, которая не подчиняется никаким законам, затем репрессивное законодательство для водителей, которое они должны с радостью принять как избавление от произвола. К тому времени плата за парковку на территории города уже должна просто войти в привычку.

Особенно интересна статья 5 законопроекта, суть которой в следующем: на территории города Москвы запрещается размещение автотранспортных средств вне стоянок. Данное ограничение действует независимо от марки автомобиля, времени и места государственной регистрации, формы собственности на автотранспортное средство и наличия разрешения на его эксплуатацию. В переводе на язык обывательский это означает, что владелец автомобиля не может поставить машину на ночь в своем же собственном дворе, а если он это все-таки сделает, то будет наказан, и достаточно чувствительно. Механизм ежедневного взимания сотен тысяч штрафов пока неясен, но наиболее нервные автовладельцы засуетились и стали выяснять, а где же находятся платные охраняемые стоянки недалеко от их места проживания, а также, почем сейчас продаются гаражи. Большинство из них, увы, вышеупомянутых пристанищ для своих железных коней не обнаружило, а там где стоянки все-таки есть, они, как правило, уже заняты, по крайней мере, в центральной части города. Даже те, у кого стоянка во дворе, выяснили, что места давно разобрали жители других домов и выселить их с насиженных машино-мест не представляется возможным без риска для здоровья.

Если проблему нельзя решить, придется ее запретить

"Кто, кто? Дед Пихто! Плати, давай!"

Что же касается гаражей, то цена на них сегодня для среднего москвича неподъемна. Правда, законодатели обещают нам, что через два года, когда закон начнет работать, ситуация изменится. Сегодня этому уже никто не верит, ибо еще четыре года назад достаточно высокопоставленные чиновники нам в этом секторе много чего обещали - достаточно не полениться и поднять подшивки СМИ четырехлетней давности. А потом сравнить тогдашние обещания и нынешнюю реальность. При объективном рассмотрении приходится признать, что гаражная программа Правительства Москвы, реализовывавшаяся в течение последних четырех лет, провалена. Понятно, что владельцы дорогих иномарок свои проблемы с гаражами давно решили. Ну а собственно народонаселению, по мнению властей предержащих, придется парковаться в воздухе.

Выяснить, кто и за что собирает деньги, как правило, затруднительно. Но иногда это все-таки удается. Как правило, выясняется, что это некое ООО "Лютик", которое арендует эту московскую землю на какое-то время и устанавливает там абсолютно произвольные порядки. На московских вокзалах - ситуация та же, только беспредела там гораздо больше, и владелец автомобиля никогда не знает заранее, сколько с него возьмут за пятнадцать минут парковки. К моменту прихода поезда тарифы резко растут - за один час могут взять до 500 рублей. И, опять-таки, никаких квитанций. То есть бумажки, в принципе, есть, но они только что кончились. Также и начальник смены отошел вместе с реквизитами фирмы (причем отошел навсегда). Если на рынках и в переходах милиция то и дело проверяет торговцев на наличие документов и соответствие правилам торговли, то с парковками этого незаметно.

С временной парковкой в городе ситуация сложилась тоже весьма странная. Типичный пример: к автомобилисту, привыкшему спокойно парковаться в определенном месте недалеко от работы в один прекрасный день подходит непонятный человек спортивной внешности и заявляет, что с сегодняшнего дня час парковки здесь стоит тридцать пять рублей (а если это центр - 100 или 200 рублей). На заявление автомобилиста, что он паркуется на пятнадцать минут, человек в спортивном костюме заявляет, что это неважно - оплата идет только за полный час. Деваться нашему автомобилисту некуда, деньги он выдает, но никакой квитанции при этом не получает. Рядом для пущей важности стоит милиционер, у которого на лице написано: "Все в порядке, я в курсе".

Недавно Московской городской Думой во втором чтении был принят проект Закона "О размещении автотранспортных средств на территории города Москвы". Предполагается, что закон вступит в силу в 2007 году. Прокомментировать сложившуюся ситуацию мы попросили депутата Мосгордумы, заместителя председателя комиссии по государственному строительству и местному самоуправлению Татьяну Портнову.

По сути, на улицах города проистекает масштабная криминальная деятельность по отбору денег у водителей. Городская казна получает незначительную часть с реального оборота, налоги не платятся, но власти смотрят на все это сквозь пальцы, как бы намекая населению: "Теперь вы сами видите, что пора наводить порядок!".
Татьяна Портнова: "Законопроект о парковках противоречит Гражданскому кодексу..."

- От принятия законопроекта во втором чтении до принятия закона - "дистанция огромного размера", особенно в данном конкретном случае. История вопроса такова: закон был предложен Департаментом транспорта и уже на уровне концепции, при первом чтении вызвал очень резкие замечания у депутатов. В итоге, в первом чтении он был принят, но были сделаны принципиальные замечания (их было очень много), которые законодатели пообещали учесть. Учтено было только одно, и отнюдь не самое существенное. В том виде, в котором проект закона существует на настоящий момент, принимать его, по моему мнению, абсолютно нереально, ибо он противоречит и Гражданскому кодексу и Правилам дорожного движения.

- Насколько реально то, что этот закон будет принят?

- Давайте сразу же отделим водителей благонамеренных, паркующихся в специально отведенных для этого местах, никому не мешающих и ничего не нарушающих, от тех, кто заезжает на клумбы и перекрывает всем проезд. Первый оставляет машину во дворе отнюдь не от хорошей жизни. Он с удовольствием хранил бы свой автомобиль на охраняемой стоянке недалеко от дома или в гараже. Но такой гараж стоит две-три, а то и шесть тысяч долларов - грубо говоря, вторые "Жигули" нашего "среднего автовладельца". Поэтому и ставит он машину у себя под окнами, по ночам вскакивает на каждый вой сигнализации и по утрам, спускаясь к машине, волнуется, не взломали ли ее и сможет ли вырулить между зажавшими его машинами. Так что, мое мнение однозначно: сначала нужно дать такому автовладельцу возможность ставить машину на законную стоянку за хоть сколько-нибудь разумную цену, и только потом уже "наводить среди него порядок".

- Тем не менее, московские дворы забиты машинами, и многие жители справедливо на это жалуются. Не говоря о том, что машины сплошь и рядом паркуют на клумбах, газонах и на детских площадках, они еще и перекрывают проезд той же "скорой", милиции, пожарникам и прочим службам. Как с этим бороться?

- Недавно прошла волна возмущения автомобилистов нашими эвакуаторами. Похоже, что они боролись не за соблюдения закона, а проводили некую акцию устрашения...

Что же касается второй категории людей, которые злостно игнорируют интересы окружающих, то по отношению к ней законы должны быть очень жесткие. Если человек въезжает на клумбу или детскую площадку - он наносит вред чужому имуществу. Но на этот счет законы у нас уже есть, и их очень много. Дело только за их систематическим и неуклонным исполнением. А вот этого - как раз нет. Да и штрафы за эти нарушения - минимальные, как правило, даже меньшие, чем стоимость часа парковки на нынешних платных стоянках. Мое мнение - здесь закон надо ужесточить, и размеры санкций поднять в разы.

- Как вы относитесь к тому, что некоторыми городскими стоянками (особенно это относится к стоянкам при вокзалах и аэропортах) руководит не управа в лице соответствующего ГУПа, а некие невнятные компании, устанавливающее на свои услуги произвольные и бесконтрольные цены?

- Но и среди "эвакуируемых" частенько встречаются случаи вполне одиозные. В той же Европе, например, если автомобиль загораживает выезд из частного владения, то эвакуаторы приедут в пять минут, ибо владелец автомобиля нарушает права других граждан, что по западным обычаям недопустимо. У нас же это неуважение к правам сограждан почему-то считается возможным и допустимым. В то же время, деятельность эвакуаторов должна быть четко регламентирована: удаляться с дороги должны машины, которые реально мешают движению или нарушают чьи-то имущественные права. Эта должна быть не компания по демонстрации силы, а отработанная система с четкими правилами.

- Каковы Ваши прогнозы относительно реального обеспечения доступными стоянками и гаражами?

- Резко отрицательно. Этим должны заниматься городские службы, и только они. Должны быть твердые расценки, автоматы повременной оплаты или официальные квитанции на бланках строгой отчетности. Доход от этих стоянок должен поступать в городской бюджет. Впрочем, нацеливать такие стоянки на получение сверхприбылей - на мой взгляд, неправильно, поскольку основное их назначение - решение инфраструктурных проблем города.

- За границей в торговых центрах бесплатные стоянки - это средство привлечения клиентов. У нас часто наоборот: в торговом центре стоянка платная, а в соседнем переулке можно припарковаться бесплатно.

- Разработаны соответствующие программы, и они выполняются, но, к сожалению, медленно. Здесь нужно использовать все возможные ресурсы города. Кроме того, взгляд на престижность езды на машине постепенно меняется: многие уже не видят ничего престижного в бесконечном стоянии в пробках, после которого еще надо решать проблему с парковкой. Метро и вообще общественный транспорт - это не средство передвижения для бедных, а возможность быстро и предсказуемо добраться в нужную точку.

- Последний вопрос, касающийся опять-таки нового закона. Существует мнение, что он во многом лоббируется представителями коммерческих структур, столкнувшихся с проблемами продажи маши-номест в своих сверхдорогих многоэтажных гаражах.

- Здесь дело в том, что таких стоянок мало. Эту проблему надо решать в комплексе. В условия инвестиционного контракта на строительство крупного торгового комплекса или бизнес-центра должны быть включены стоянки для посетителей соответствующей вместимости. Ясно, что из-за сверхдороговизны московской земли такие стоянки могут быть только подземными. Конечно, расположить стоянку под землей не везде возможно по причинам строительного характера (уже проложенные коммуникации, геология площадки, и т.д.), но где возможно - это должно быть сделано. Есть еще один резерв: в Москве существуют тихие тупиковые улицы, на которых вполне можно парковаться на ночь, при этом по такой улице всю ночь может ходить охранник и следить за порядком. Это плюс и для жителей окрестных домов. Такой эксперимент был проведен в Отрадном, и проведен успешно. Есть и иные возможности. Их нужно использовать, грамотно и гибко.

Кипр одно из традиционных мест покупки россиянами зарубежной недвижимости. Большая часть сделок совершается в греческой, южной части острова, меньшая в северной, оккупированной турецкими войсками. Северокипрская недвижимость дешевая, да и законы по отношению к иностранцам более либеральные. Однако, покупая дом в турецкой части острова, вы можете оказаться в очень неприятной ситуации в январе посольство Республики Кипр в России распространило заявление, в котором рекомендовало воздержаться от подобных сделок. Из заявления следует, что большая часть домов, продаваемых на севере острова, в прошлом принадлежала изгнанным со своей земли грекам-киприотам и теперь они успешно отсуживают свое имущество у новых владельцев.

- Точного ответа на этот вопрос я дать не могу, так как закон инициировался не Мосгордумой, но то, что этот закон чрезвычайно выгоден упомянутым вами компаниям и при этом абсолютно не учитывает интересы рядовых автовладельцев - это несомненно.

Впервые подобные предупреждения, правда в отношении граждан других европейских государств, правительство Республики Кипр сделало после того, как в апреле 2004 года Северный Кипр открыл свои границы для греков-киприотов. Они не получили права вернуться на родину, но зато для них теперь не составляет труда выяснить имена новых владельцев покинутых ими домов.

До недавнего времени российского покупателя не пугала непризнанность Турецкой республики Северный Кипр (ТРСК) другими государствами (см. справку на стр. 26). Однако в начале февраля посольство Республики Кипр опубликовало заявление, в котором предостерегло российских граждан от покупки в ТРСК недвижимости власти греческой части острова утверждают, что выставленные на продажу владения имеют законных хозяев и в любой момент могут быть отсужены обратно.

По оценкам московских риэлтеров, россиян, купивших недвижимость в ТРСК, не очень много около 150 человек, и пока никаких судебных тяжб с ними не затевалось. Однако, судя по заявлению посольства, скоро очередь может дойти и до них.

В результате суды Республики Кипр оказались завалены исками к гражданам других стран, успевшим за 30 лет купить дома и участки греков-киприотов. 85% новых владельцев, к которым обращены иски, англичане. С турками-киприотами никто не судится, поскольку на территории ТРСК никто решения суда Республики Кипр исполнять не будет. С европейцами проще Кипр входит в ЕС, и обратить имущественное взыскание на граждан стран Евросоюза можно по решению местного суда.

Купив чью-то собственность, вы рискуете остаться и без дома, и без денег, поскольку после открытия в прошлом году границы между нашими государствами греки-киприоты стараются вернуть отобранное и им это удается, говорит Леонидас Пантелидис. В качестве примера посол приводит британскую супружескую пару Линду и Дэвида Орамс, проживавших до октября прошлого года в доме, построенном на участке, принадлежавшем раньше греку-киприоту Меледису Апостолидису. По решению суда британцам было предписано снести дом, незамедлительно вернуть истцу возможность свободного владения принадлежащей ему недвижимостью и выплатить компенсации. А поскольку Республика Кипр имеет двустороннее соглашение с Великобританией об оказании правовой помощи по гражданским и уголовным делам, то ответчикам пришлось выполнить судебное решение. По словам посла аналогичное соглашение у Кипра существует и с Россией.

Как рассказал Ъ посол Республики Кипр Леонидас Пантелидис, более 80% земли на Северном Кипре до 1974 года принадлежали изгнанным из ТРСК грекам-киприотам. Торгующие землей в ТРСК агентства знают об этом. Два года назад посольство Кипра уже обращалось в МИД РФ с просьбой обратить внимание на деятельность агентства Твоя мечта. В итоге агентство получило предупреждение от антимонопольного ведомства.

--------------------------------------------------------------------------------

В свою очередь, представитель министерства внутренних дел и земельной политики ТРСК Мехмет Озжечь заявил Ъ о том, что никакого риска в приобретении недвижимости на Северном Кипре нет. Многие граждане покупают, и у них нет никаких проблем, говорит он. В посольстве Турции в России отказались от комментариев, но в неофициальном разговоре подтвердили, что никто ничего у иностранцев не отнимает.

На северной части Кипра недвижимость существенно дешевле, чем на южной. Для того чтобы попасть в ТРСК не требуется визы. Достаточно купить билет на самолет, например, до Стамбула и уже оттуда внутренними авиалиниями долететь до места назначения (весь перелет обойдется в $340-360).

Воинственный остров

На Южном Кипре покупателю-иностранцу придется получить разрешение на сделку совета министров, уплатить пошлину на передачу права собственности (3% при стоимости до 50 тыс. кипрских фунтов, 5% до 100 тыс. и 8% при стоимости объекта более 100 тыс. фунтов), гербовый сбор (1,5 кипрского фунта за каждую уплаченную тысячу при общей стоимости до 100 тыс. кипрских фунтов и 2 фунта при общей стоимости более 100 тыс. фунтов) и ежегодно выплачивать налог на недвижимое имущество (от 0,2 до 0,35% от стоимости). На турецкой территории государству не нужно платить ни пошлин, ни сборов, а ежегодный налог будет составлять около $2 На севере ограничений для иностранцев всего два: запрещено покупать недвижимое имущество на расстоянии ближе 2 км от военных баз и приобретать более 1 донума (1338 кв. м) земли. Кроме того, есть возможность через три года постоянного проживания на территории ТРСК получить паспорт этой страны (правда, с ним нельзя выехать никуда, кроме Турции). На Южном Кипре для получения гражданства необходимо прожить восемь лет, причем последний год безвыездно.

В основном дома и участки предлагают в курортных городах ТРСК Фамагуста, Кирения и Лефкоша (турецкая часть столицы Кипра Никосии). Стоимость их, в отличие от южнокипрских владений, приятно удивляет. К примеру, всего за $39 тыс. можно купить квартиру в 130 кв. м или трехуровневую виллу 240 кв. м за $100 тыс. На греческой части острова то же самое будет стоить в два-два с половиной раза дороже.

Два мира два Кипра
Южная и Северная части Кипра два отдельно существующих государства. Остров был поделен на турецкую и греческую части в 1974 году, когда после вторжения турецких войск была образована Турецкая Республика Северный Кипр (ТРСК). Сейчас эта страна не признана ни одним государством, кроме Турции. С апреля 2004 года пограничная зеленая линия, отделяющая турок от греков, стала формальностью, и теперь жители обеих частей острова могут свободно перемещаться по всей территории Кипра. На территории нынешней ТРСК остался крупнейший на острове порт Фамагуста, обеспечивавший свыше 80% грузооборота. Теперь основу кипрской экономики составляет туризм (9,4% ВВП). ТРСК в основном живет за счет экспорта цитрусовых (44% ВВП) и экономической помощи Турции, которая ежегодно выделяет ей $60 млн. Доход на душу населения Республики Кипр составляет $15 тыс. в год, на жителя ТРСК приходится $3 тыс.
столичная недвижимость

--------------------------------------------------------------------------------

Первичный рынок

В январе средняя цена квадратного метра столичных квартир на первичном рынке выросла в среднем на 2%, на вторичном – на 0,3%. Риэлтеры говорят, что покупатели просыпаются после зимних каникул, однако нынешние показатели роста цен не идут ни в какое сравнение с показателями прошлого года – подорожание недвижимости уже не догоняет показатель инфляции.

В целом по городу стоимость квадратного метра в типовых новостройках сейчас колеблется от $1,3 тыс. до $1,8 тыс. за 1 кв. м, в домах бизнес-класса – $2,1-2,7 тыс. за 1 кв. м. По данным компании "Инком-Недвижимость", в сегменте экономкласса максимальный рост цен зафиксирован в новостройках в Южном и Юго-Западном административных округах (на 3,3% и 3,6% соответственно), а средняя цена квадратного метра по итогам января достигла $1,8 тыс. и $2,2 тыс. за метр. Самая низкая средняя цена продаж – в Восточном округе: $1,37 тыс. за метр.

Январь принес на первичный рынок недвижимости активизацию спроса, но скачка цен так и не произошло. По разным источникам, средняя цена квадратного метра в новостройках выросла на 1-3%. Случалось и так, что застройщик повышал цены лишь на самые ликвидные квартиры в доме, а остальные до конца месяца продолжал продавать со скидками. В январе на столичном рынке недвижимости по дисконтным программам продавалось больше двух десятков объектов. В их число входили дома, возводимые по индивидуальным проектам по адресам: ул. Малая Черкизовская, вл. 22 (от $1,88 тыс. за 1 кв. м), ул. Крылатские Холмы, вл. 37 (от $1,9 тыс.), Митино, мкр 1а, к. 1 (от $1 тыс. за 1 кв. м) и другие. По данным аналитической службы компании "Корпорация МИАН", на долю панельных домов пришлось 22% продаж месяца, а на долю кирпично-монолитных – 78%.

По данным Delight Realty, рост цен, который наблюдался в конце 2004 года, достиг максимума и сейчас "элитный" сегмент рынка находится в состоянии стагнации.

По данным компании Blackwood, в январе на рынке элитной недвижимости был отмечен умеренный рост цен – в пределах 1,5%. "Сравнительно низкие темпы роста цен в элитном сегменте рынка – скорее исключение, особенно после декабрьского роста на 2,6%",– говорит Максим Карапетов, PR-директор Vesco Realty, специализирующейся на продаже дорогого жилья.

Вторичный рынок

Наиболее заметным событием января стала продажа самого большого по площади пентхауса (432 кв. м) в жилом комплексе "Чайка", расположенном в районе Покровское-Стрешнево. По настоятельной просьбе покупателя цена сделки не разглашается. По словам Константина Ковалева, управляющего партнера компании Blackwood, продажа пентхауса явилась хорошим началом для нового, 2005 года и еще раз подтвердила экспертную оценку – относительно стабильности спроса на рынке элитной недвижимости.

Как следствие, уменьшился и срок экспозиции квартир на рынке. По данным компании "Инком-Недвижимость", в декабре меньше чем за 15 дней продавалось 10% квартир, а в январе уже 13%. В срок от двух недель до 29 дней в январе было продано 16% квартир, в то время как в декабре – всего 7%.

Вторичный рынок в январе не оправдал ожидания покупателей, которые рассчитывали на снижение цен. За последние два месяца объем рынка заметно уменьшился. Если в декабре по сравнению с ноябрем количество выставленных на продажу вариантов сократилось на 7,8%, то в январе – на 16,7%, остановившись на цифре 19 341.

В январе средняя цена квадратного метра в шести-восьмиэтажных кирпичных домах в целом по городу понизилась на 1,3% и составила $2,62 тыс. за 1 кв. м. Так, за трехкомнатную квартиру (площадью 73 кв. м) в кирпичном доме на ул. Часовой продавец запросил $145 тыс. ($1,997 тыс. за 1 кв. м), а за двухкомнатную квартиру (площадью 68 кв. м) в Рижском проезде – $130 тыс. ($1,912 тыс. за 1 кв. м), что соответствует ценам, действовавшим в этих районах прошлой весной.

Специалисты отметили, что с рынка молниеносно уходили заведомо дешевые варианты (однокомнатные квартиры стоимостью до $45 тыс., двухкомнатные – до $60 тыс.), в то время как на дорогие квартиры (от $2,5 тыс. за 1 кв. м) спрос восстанавливался гораздо медленнее. Одной из тенденций месяца стало фактически замораживание цен на жилплощадь в домах сталинской застройки, спрос на квартиры в которых раньше был очень высоким, а цены до недавних пор постоянно росли.



Главная --> Публикации