Главная --> Публикации --> Громкие имена: кулинарная недвижимость Есть ли шанс у москвы стать олимпийской столицей? От проекта до объекта Погонный метр Ипотека в пакете

Второе чтение оставшихся девяти законопроектов из "жилищного пакета" отложено на осень. И этот факт, по мнению думцев, говорит о том, что они строят правовую базу для решения квартирного вопроса миллионов россиян основательно, без спешки, качественно.

Свою первую сессию депутаты Госдумы завершают новостройкой - сооружен фундамент для создания в России рынка доступного жилья. 18 законопроектов из "жилищного" пакета приняты во втором чтении на специальном пленарном заседании в минувшую субботу. Один документ с изменениями в Закон "Об организации страхового дела в Российской Федерации" отклонен. Нормы по страхованию всех рисков внесены в Закон об ипотеке.

Сомневались, будет ли построенное жилье доступным, если одним из законопроектов предусмотрено двукратное и даже четырехкратное увеличение земельного налога за участок, предоставленный в собственность под строительство жилья, пока дом строится. Но у защитников этой поправки в Закон "О плате за землю" был веский аргумент - быстрее станут строить, создавать инфраструктуру. А ведь когда готовый уже объект недвижимости пройдет государственную регистрацию, часть налога, переплаченную в период проектирования и строительства, вернут.

Свою "новостройку" депутаты Госдумы возводили всем миром, как некогда строили дома в России. Перед этим общим делом отступили даже партийные разногласия. Законопроекты, над которыми в промежутке между первым и вторым чтениями основательно потрудились профильные комитеты, принимались единодушно. Если и возникала дискуссия на субботнем пленарном заседании, то за ней была не политическая подоплека, а житейская. Депутаты спорили, к примеру, о том, как при ипотеке защитить интересы несовершеннолетних детей, но в то же время не делать из органов опеки непреодолимое препятствие при решении своего квартирного вопроса для всех родителей, даже тех, кто не был ограничен в родительских правах, не лишался их и вообще показывал пример образцового исполнения родительских обязанностей. Спорили, допустимо ли забирать у собственника жилье, компенсируя таким образом неуплату им коммунальных услуг.

В результате ипотечные кредиты, которыми сегодня может воспользоваться лишь один из десяти желающих, станут доступнее. По словам заместителя председателя комитета по собственности Евгения Богомольного, к 2007 году спрос на такие кредиты удастся полностью обеспечить. Кредитные проценты снизятся в 1,5-2 раза. Если сейчас ставки банков по ипотечному кредитованию доходят до 18 процентов, то к 2010 году средний рублевый процент составит 8-10 процентов. Радикально подешевеет и первый взнос. При этом стандартный договор будет заключаться сроком на 20 лет - так же, как это сейчас происходит в странах Европы и США.

Для того чтобы укрепить правовую базу рынка доступного жилья, на своем пленарном субботнике депутатам пришлось поправить Гражданский и Гражданский процессуальный кодексы, законы об ипотеке и ипотечных ценных бумагах, о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о государственной пошлине, внести изменения в бюджетный и налоговый кодексы и создать принципиально новый для России закон о кредитных историях.

Благодаря принятым законопроектам будут застрахованы не только риски кредитных организаций при выдаче ипотечных кредитов, но и добросовестные приобретатели жилья. Если же возникнут какие-то непредвиденные обстоятельства, на основании которых покупатель лишится квартиры, то ему, по решению суда, будет компенсирован ущерб за счет казны Российской Федерации.

Ипотечный кредит можно будет брать не только под уже построенные здания, но и под незавершенное строительство - нулевой цикл и последующие этапы строительства, участки земли, отведенные под застройку, а также под капитальный ремонт зданий. Это новое положение в российском законодательстве позволит строительным организациям и индивидуальным застройщикам "поднять" гораздо больше кредитных денег.

По данным экспертов, на сегодняшний день в России 68 процентов квартир приватизировано и это означает, что они могут быть использованы в качестве залога для приобретения жилья в рамках ипотеки. Между тем сейчас, согласно самым оптимистичным оценкам, улучшить жилищные условия за счет кредита, взятого под залог недвижимости, могут всего 10 процентов россиян. Рассматриваемые законопроекты направлены на то, чтобы использовать этот механизм смогло максимально большее число граждан.

Такое завершение сессии народные избранники считают удачным - в свои округа на начавшуюся сегодня региональную неделю депутаты поедут не с пустыми руками. Ведь, похоже, они нащупали возможность решить один из основных вопросов - квартирный.
Вчера Комиссия Госдумы по формированию рынка доступного жилья одобрила пакет законопроектов, прежде всего направленных на развитие ипотечного кредитования. Не позднее 23 апреля они будут переданы для получения заключения в Правительство. "Как только заключение кабинета министров будет получено, законопроекты будут готовы к внесению на рассмотрение нижней палаты", - сказал председатель Комиссии, вице-спикер Госдумы Георгий Боос в беседе с корреспондентом "Российской бизнес-газеты". По его мнению, законопроекты по жилищной ипотеке в этом году будут приняты парламентом. "При условии принятия пакета законопроектов по ипотечному кредитованию через 10 лет в России объем жилищного строительства увеличится до 136-146 миллионов квадратных метров в год, - говорит Георгий Боос. - В настоящее время в России строится 24-25 миллионов квадратных метров в год, хотя спрос гораздо больше - около 150 квадратных метров в год".

По мнению экспертов, разработка пакета законопроектов по созданию рынка доступного жилья является значительным шагом вперед. До сих пор предпринимались лишь разрозненные попытки создания системы законодательства об ипотеке, но сейчас эти законодательные акты объединены в одно целое. Такой подход обычно приносит результаты.

Первое чтение по этому пакету может состояться в начале июня. По словам председателя думского Комитета по собственности Виктора Плескачевского, в настоящее время комитеты, ответственные за подготовку законопроектов, ведут напряженную работу. Это, по его мнению, свидетельствует, что "процесс законотворчества стал носить технический, а не политический характер". То есть решение о том, как развивать ипотечный рынок, уже принято, осталось только уточнить формулировки.

Подготовленным пакетом предусматривается доработка федерального закона "Об ипотечных ценных бумагах". Напомним, что его успела принять прошлая Дума, но уже сразу речь шла о том, что без поправок не обойтись. Суть подготовленного законопроекта в том, что в случае банкротства кредитной организации обязательства банков по ипотечным ценным бумагам будут погашаться во вторую очередь (после возврата застрахованных вкладов физических лиц).

Итак, сейчас на рассмотрении в парламентских комитетах находится около 30 различных документов. В их числе - поправки в действующий Гражданский и Налоговый кодексы. Предлагается также внести изменения в законы "Об ипотеке (залоге недвижимости)", "Об ипотечных ценных бумагах" и некоторые другие законодательные акты. Государственная Дума уже рассмотрела пакет законопроектов в нулевом чтении (подробнее о поправках читайте в материалах на 4-й странице "Ступени к доступному жилью").

Предлагается также новая схема налогообложения недвижимости. В рамках рассматриваемых законопроектов учтены и другие вопросы, в том числе отмена платы за нотариальную регистрацию сделок по приобретению жилья или установление ее фиксированного размера (предварительно около 500 рублей).

Другое нововведение - законопроект о создании кредитных бюро. Их появление - важный стимул для развития ипотечного кредитования. Кредитные бюро возьмут на себя функции отслеживания должников по всем видам долгов.

Однако стать решением жилищной проблемы для граждан с низким уровнем доходов ипотека не сможет. Правительство намерено разработать комплекс мер по обеспечению жильем граждан с низким доходом, так как ипотечный кредит для этой категории россиян недоступен. Поэтому Правительство намерено разработать меры по обеспечению жильем граждан с низким доходом за счет государства и муниципалитетов.

Принятие ипотечных законов, по идее, должно сделать ипотеку доступной большему числу россиян.

При этом новых домов с каждым годом строится все меньше. Если в 1987 году было сдано под ключ 76 миллионов кв. метров жилья, то за последние десять лет строительство сократилось больше чем в 2 раза. На деле это привело к тому, что дома ветшают гораздо быстрее, чем успевают строить новые. За счет государства жилищный фонд не пополняется. Доля бюджетных денег в общем объеме средств, направляемых ежегодно на строительство жилья, сократилась с 85,4 процента в конце 80-х годов до 25 процентов в 2002 году. Так что сейчас, по мнению экспертов Госстроя, единственной системой, позволяющей гражданам, имеющим стабильный, но недостаточно высокий для одномоментной покупки квартиры доход, приобрести жилье, является система ипотечного жилищного кредитования. Сейчас, однако, таким путем реализуется менее 1 процента жилья. Причина - в недоступности кредитов для большинства россиян. На сегодняшний день взять ипотечный кредит можно под 23 процента годовых в рублях или в валюте под 12-15 процентов на десять лет. Для сравнения - в США ипотечный кредит можно получить на 30 лет под 6-7 процентов годовых. Какой же должна быть кредитная ставка, чтобы ипотека стала реальным средством решения жилищной проблемы? Точного ответа на этот вопрос никто дать не может. Ведь достоверных данных о доходах россиян нет. Согласно расчетам Госстроя, при ставке в 18 процентов годовых ипотека станет доступной для 5 процентов российских семей. А если удастся, как планируется, снизить ставку до 7 процентов, то 15,5 процента населения смогут улучшить свои жилищные условия.

По данным Госстроя, сегодня 2 процента населения страны проживают в ветхом или аварийном жилье. В целом же в улучшении жилищных условий в той или иной мере нуждаются 80 процентов россиян.

Оксана Дмитриева, член Комиссии Госдумы по вопросам реформирования рынка доступного жилья:

Мнения

Что касается первого из них, то могу сказать, что его в целом можно назвать позитивным. Правда, проект закона о защите прав граждан, приобретающих жилье, заслуживает отдельного закона, а не поправок в закон о защите прав потребителей. Законопроект в принципе решает вопросы по защите прав дольщиков, тех, кто инвестирует в рынок жилья.

- Комиссия Государственной Думы по вопросам формирования рынка доступного жилья в рамках работы над пакетом жилищных законов одобрила концепцию еще двух законопроектов: "О внесении изменений в Закон РФ "О защите прав потребителей" в части защиты прав и законных интересов граждан, вкладывающих денежные средства в строительство жилья", а также "Об общих требованиях к деятельности организаций, привлекающих и использующих жилищные накопления граждан".

Данный законопроект фактически дает возможность для создания полубанковской структуры, привлекающей деньги населения и имеющей право размещать собранные средства на депозиты, покупать ценные бумаги. При этом на них не распространяются ограничения и контроль, обязательные для кредитных организаций.

Что касается второго законопроекта о деятельности организаций, использующих жилищные накопления граждан, то это не только не полезный, но и вредный закон. Законопроект фактически не обеспечивает защиту граждан, которые вовлечены в различные накопительные схемы. Напротив, на мой взгляд, он легализует все эти формы, вводит в заблуждение граждан, которые будут думать, что эта норма вполне регулируется и никаких рисков быть не может. Закон ничего не регулирует и никаким образом не защищает права граждан, участвующих в небанковских накопительных схемах строительства жилья. По сути они все являются жилищными пирамидами, то есть могут работать только за счет расширения количества участников.

Виталий Булатов, гендиректор управляющей компании "Индекс-ХХ", доктор экономических наук, член-корреспондент РАЕН:

По сути, рассмотренный комиссией законопроект может препятствовать на практике деятельности ССК. У цивилизованных схем накопления получаются более дорогие деньги, потому что действуют требования резервирования, требования к отчетности, надзор ЦБ. Кооперативы и ССК оказываются не в равных условиях. За счет повышенных требований у кредитных организаций более низкие риски, но это обеспечивается более дорогими схемами накопления. У кооперативов более дешевые схемы накопления, но высоки риски потери денег для граждан, что маскируется принятием этого закона. Пока его концепция одобрена комиссией, но хочу заметить, что законопроекты такого качества давно не вносились в Госдуму. Остается сделать вывод, что законопроект "Об общих требованиях к деятельности организаций, привлекающих и использующих жилищные накопления граждан" удачно пролоббирован действующими структурами в своих интересах.

Открытые и интервальные ПИФы, работая на денежном и фондовом рынках, даже при максимальной диверсификации не могли на коротких промежутках времени демонстрировать устойчивый рост стоимости пая. Полная зависимость от конъюнктуры фондового рынка делала паи достаточно волатильным инструментом. В настоящее время на финансовом рынке складывается благоприятная ситуация инвестирования в недвижимость: отрицательная доходность валютных вкладов, рост доходов населения и активов институциональных инвесторов, снижение доходности по облигациям и векселям. И, что самое главное, неуклонное удорожание недвижимости. Поэтому среди множества вариантов инвестирования в строительство и недвижимость закрытые ПИФы недвижимости являются одним из самых перспективных и привлекательных для крупных институциональных инвесторов, в том числе банков.

- Необходимым условием развития рынка ипотечных ценных бумаг является успешное функционирование института паевых инвестиционных фондов, существующих в России с 1996 года. Важнейшим событием стало принятие в конце 2001 года Федерального закона РФ "Об инвестиционных фондах", который создал правовую форму коллективного инвестирования в недвижимость в виде закрытого паевого инвестиционного фонда (ЗПИФ). Однако созданы первые закрытые ПИФы только в ноябре 2002 года. До этого почти год ушел на подготовку и утверждение нормативных правовых актов, регулирующих их деятельность.

Остро стоит вопрос с государственной регистрацией сделок с недвижимостью и правами на недвижимое имущество. Опять же из-за отсутствия упоминания закрытых ПИФов недвижимости в нормативно-правовых актах, регулирующих вопросы регистрации недвижимости, как особого института, и учитывая, что имущество закрытого паевого фонда - это общая долевая собственность, могут возникнуть определенные трудности при регистрации прав на недвижимость, приобретенную за счет имущества закрытого ПИФа. Аналогичными проблемами чревата и попытка передать недвижимость или права на нее в имущество закрытого фонда в период его формирования, что допускается Федеральным законом "Об инвестиционных фондах".

Позитивные изменения на рынке недвижимости стимулируют инвесторов к активной деятельности в этой сфере. Это касается торговых и офисных помещений и жилого фонда, а также земельных участков. Большой спрос на них отражает общую тенденцию роста российской экономики, обусловленного высокими ценами на нефть в прошлом году и доверием политическому руководству страны, а также к проводимому им курсу реформ, в особенности в области законодательства, регулирующего имущественные правоотношения. Рынок строительства и недвижимости российских крупнейших городов остается привлекательным также и для иностранных инвесторов.

Вопросы, связанные с государственной регистрацией прав собственности на недвижимое имущество и имущественные права, передаваемые и приобретаемые в состав активов закрытого паевого фонда, не являются на сегодняшний день препятствием для работы фондов. Так, статья 15 Федерального закона "Об инвестиционных фондах" (N 156-ФЗ от 29.11.2001) определяет порядок заполнения подраздела II Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество, в том числе графы "Правообладатель".

Вызывает опасения различие процедур регистрации в различных регионах. Конечно, после выхода Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", постановления Правительства РФ "Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и иных нормативных актов система по всей стране достаточно унифицирована и стандартизирована. Но при рассмотрении новых вопросов, таких, как закрытые ПИФы недвижимости, при отсутствии у управляющих компаний и местных властей опыта регистрации таких сделок в разных регионах могут иметь место разные подходы. Во избежание таких случаев было бы весьма желательно получить от Министерства юстиции разъяснение или приказ, который разъяснял бы эти вопросы.

В заключение необходимо подчеркнуть, что развитие новых форм коллективных инвестиций является необходимым условием для успешного функционирования и устойчивости формирующейся в настоящее время финансовой системы, связанной в том числе с проведением пенсионной реформы и программ ипотечного кредитования.

В настоящее время происходит также изменение налогового законодательства в части, касающейся налога на имущество, что непосредственно касается ЗПИФов. В перспективе будет уточнение по НДС. В случае если законодатель пойдет по простому пути и обложит фонды корпоративными налогами, это поставит по крайней мере фонды недвижимости в достаточно тяжелое положение. Ведь на сегодняшний день конкурировать с представителями строительного рынка, применяющими "серые схемы", ЗПИФы могут только за счет льгот по налогообложению.

- Для создания мощного рынка ипотечных бумаг у нас в России есть все базовые предпосылки. Около 70 процентов россиян нуждаются в улучшении своих жилищных условий. И почти все эти 70 процентов в обозримом будущем не смогут накопить средства на покупку новой квартиры. Чтобы удовлетворить спрос на жилье в России, необходимо строить в ближайшие 20 лет около 150 миллионов квадратных метров жилья ежегодно. Это данные Госстроя. А по данным Ассоциации российских банков, в 2001 году в России было выдано ипотечных кредитов на 56 миллионов долларов, в 2002 году - уже 260 миллионов. В 2003 году суммарный объем выданных кредитов составил около 500 миллионов.

Дмитрий Якимчук, президент СРО "Профи":

Можно ожидать, что банки несомненно воспользуются своим правом согласно принятому закону "Об ипотечных ценных бумагах" выпускать ипотечные облигации. Но планировать массовый выход банков в ближайшие 1-2 года на этот рынок все же не стоит. Если, конечно, не будут приняты революционные законы и нормы, облегчающие банкам процесс выпуска ипотечных ценных бумаг. Сейчас банки при участии в ипотечной схеме должны делать отчисления в Фонд обязательного резервирования, также у банка должны быть резервы по каждому выданному ипотечному кредиту. Ну и, конечно, он несет расходы по организации эмиссии ипотечных облигаций. Все эти затраты пока не способствуют интересу банков к этому сегменту финансового рынка. Но это - дело времени.

Принятый закон "Об ипотечных ценных бумагах" послужит началом построения цивилизованного рынка ипотеки в России. Конечно, уже сейчас выявляются некоторые недочеты закона. Но все поправки в закон и принятие других законопроектов по ипотеке в первую очередь должны служить задаче сделать ипотечные ценные бумаги привлекательными с точки зрения инвесторов, повысить надежность этих бумаг и сделать схему выпуска, обращения и погашения ипотечных бумаг простой и прозрачной.

Важным моментом в привлечении внимания инвесторов к ипотечным ценным бумагам является интерес и ко всему российскому фондовому рынку, в особенности - к рынку долговых инструментов. Необходимо сделать ликвидным и привлекательным рынок облигаций.

Доходность ипотечных ценных бумаг должна конкурировать с доходностью по госбумагам и доходностью корпоративных облигаций первоклассных заемщиков. Сейчас это уровень 8-9 процентов годовых. В принципе если привлечь деньги с рынка под такие проценты, то кажется реальным выдавать ипотечные кредиты под 10-12 процентов. Существующие сейчас процентные ставки 16-18% для рублевых кредитов - и это отмечают многие - не отвечают потребностям граждан, желающих улучшить свои жилищные условия (принимая во внимание стандартные условия выдачи кредита). При менее жестких условиях кредита ставка 15-16 процентов приемлема. Сейчас брать кредиты под 15 процентов могут 5 - от силы 10 процентов населения России. Психологически важный рубеж для ипотеки - это ставка 10 процентов для кредитов в рублях. Именно с нее может начаться массовое участие населения в схемах ипотечного кредитования. А ипотечный бум - это ставки 6-8 процентов. Тогда действительно пользоваться ипотечным кредитом, по оценке экспертов, сможет 50 процентов населения России. Но это возможно только при успешном рефинансировании ипотечных кредитов. То есть при отлаженной работе фондового рынка и интересе инвесторов к этим бумагам.

- Внимание законодателей до настоящего времени в основном фокусировалось на упрощении процесса получения ипотечных кредитов (поправки в законы "Об ипотеке (залоге недвижимости)", "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним") и на создании механизмов рефинансирования (Закон "Об ипотечных ценных бумагах"). При этом вне поля зрения осталась проблема обеспечения прав кредитора.

Александр Казаков, старший юрист ООО "Линия права":

С другой стороны, те же пробелы в правовом обеспечении прав кредитора и неясность перспектив обращения взыскания на заложенную недвижимость могут привести к фиктивным дефолтам и иным мошенничествам, связанным с ипотекой.

Пробелы в правовом обеспечении прав кредитора и относительная неопытность банков и других заемщиков на развивающемся рынке приводят к излишним сложностям в получении ипотечного кредита. Средний размер собственных средств редко опускается ниже 15 процентов от стоимости недвижимости, при этом кредитор требует большое количество других документов. Такой тщательный подход к отбору заемщика, по сути, является "снятием сливок" с рынка и приводит к крайне скромной роли ипотечных кредитов в ВВП. В сложившейся ситуации очень низкий процент дефолтов заемщиков правильно рассматривать как отрицательно характеризующий российский рынок. Соответственно пока уровень дефолтов не достигнет 3-5 процентов, нельзя говорить о развитом рынке ипотечного крдитования.

Основными законодательными пробелами в области ипотеки на сегодня являются: практическое отсутствие института банкротства гражданина и отсутствие законодательства субъектов РФ, регулирующего фонды жилья для временного поселения граждан, утративших жилье в результате обращения взыскания на жилое помещение, которое приобретено/заложено в обеспечение возврата кредита или целевого займа.

Подобная практика может вообще похоронить рынок.

- Программа доступного жилья, сформулированная как один из пяти приоритетов экономики, представляет собой не только социальный проект. Для профессионального застройщика она открывает новый огромный рынок спроса на продукцию стройиндустрии. По оценкам Госстроя, нуждаются в улучшении жилищных условий 80 процентов российских семей. Решают эту проблему не более 1-1,5 процента семей. Потенциально рынок продаж жилья может быть на порядок больше. Этого не происходит из-за дороговизны жилья, т.е. несоответствия реальным доходам населения. Если удастся найти рыночный механизм снижения стоимости жилья, это может привести к многократному возрастанию платежеспособного спроса.

Павел Зюбин, заместитель гендиректора управляющей компании "Конкордия - Эссет Менеджмент":

Итак, чтобы достичь масштабного эффекта - в разы увеличить рынок жилья, надо увеличить объем строительства и параллельно отстраивать ипотечный механизм. Рыночный механизм увеличения объема строительства через снижение стоимости жилья только один - это сокращение себестоимости. Прогрессивность ипотеки заключается в том, что через механизм рефинансирования ипотечных кредитов в индустрию привлекаются относительно дешевые финансовые ресурсы, которые в конечном итоге сокращает плату за предоставление ипотечного кредита. Еще большего эффекта можно добиться, если за счет более дешевых ресурсов финансировать сам процесс проектирования и строительства.

Сама по себе ипотека не решит вопрос доступности жилья. По сути, ипотека - есть рассрочка платежа, она не удешевляет, а удорожает жилье на стоимость ипотечного кредита. В России низкие темпы строительства - в год вводится 0,24 кв.м жилья на душу нашего населения. Вместе с тем только для того, чтобы компенсировать приходящую в негодность советскую панельную застройку, пик которой пришелся на 70-е годы, надо вводить до 1 кв.м на душу населения в год: вчетверо больше. Уже сейчас 90 процентов ипотечных кредитов выдается на приобретение жилья на вторичном рынке. А значит, стимулируются спрос и рост цен на недвижимость. Этот процесс противоположен по отношению к эффекту большей доступности. Следовательно, в условиях сохраняющегося сейчас объема строительства ипотечная программа, даже при наличии действенной законодательной базы и эффективной системы рефинансирования, скорректирует объем спроса на недвижимость незначительно.

Администрация региона, где предполагается осуществить строительство. Ее задача - решение социального вопроса доступности жилья, развитие городской инфраструктуры. Ответственность - выделение земли под застройку, обеспечение максимально быстрого согласования исходно-разрешительной документации на строительство.

Предлагаемая нами схема привлечения дешевых ресурсов в "девелоперский этап" основана на взаимодействии трех участников проекта.

Управляющая компания. Ее задача - расширение рынка строительства. Ответственность - организация финансирования проекта через формирования специального фонда и размещения его паев на открытом рынке. Кроме этого - организация самого процесса: привлечение проектировщиков, технического заказчика и подрядчика.

Ипотечный банк. Его задача - расширение в регионе рынка ипотечного кредитования. Ответственность - гарантия выкупа готового жилья у застройщика. Жилье должно соответствовать заранее оговоренным параметрам, а стоимость выкупа - быть ниже рыночных цен.

При подготовке использованы материалы Второй всероссийской конференции "Ипотечное кредитование в России", любезно предоставленные ее организатором информагентством "AKM".

По нашим оценкам, в ряде регионов страны применение данной схемы взаимодействия способно вывести на рынок жилье на 20-30 процентов дешевле сложившихся на сегодняшний день цен. В результате ее осуществления конечные покупатели получат возможность решить свои жилищные проблемы, а инвесторы получат новый эффективный инструмент зарабатывания денег.

Саморегулирующийся свет, адаптирующийся к состоянию солнечных лучей и учитывающий личные предпочтения домовладельца. Холодильник, заказывающий по мере необходимости любимую пищу. Климат-контроль, способный наладить в разных комнатах различные климатические условия. Автоматизированная система безопасности, которая своими силами обезоруживает вора еще до приезда полиции. Контроль за электропотреблением, исключающий возможность выбивания пробок. Комплексное перекрытие водоснабжения при малейшем намеке на начало потопа. Блокировка вентиляции и оперативное дымоудаление во время пожара. Сельскохозяйственный полив, реагирующий на изменения в прогнозах погоды. Интеллектуальное освещение, следующее по пятам своего объекта, освещая ему путь по вечернему саду. Полноценное управление домом на неограниченном расстоянии. И многое, многое другое ожидает нас уже в ближайшем будущем.

В скором будущем жизнь людей внутри собственного дома может претерпеть кардинальные изменения. Перемены могут коснуться абсолютно всего. Начиная от функциональности холодильников и микроволновых печей и заканчивая необходимостью наличия в доме человека как такового.

Лидер же в области разработки умного дома – компания Intel – остается верной самой себе. Несмотря на то что идея «цифрового дома» пока не находит особого спроса на рынке (по данным The Diffusion Group, в США менее чем в 6% домов с выходом в интернет к домашней сети подключены такие устройства, как музыкальные центры или игровые приставки). Тем не менее 6 июня этого года Intel продемонстрировала компьютерные технологии нового поколения, которые, по задумке разработчиков, должны лечь в основу дома будущего. «Наступает цифровая эра», – заявил вице-президент и генеральный менеджер группы Desktop Platforms Group корпорации Intel Билл Сью. Для реализации этого тезиса Intel разработала новое семейство наборов микросхем Intel 925x и 915 Express, встроенный графический ускоритель Intel GMA 900, который позволяет воспроизводить телевизионные программы с высоким качеством изображения, трехмерные игры, а также поддерживает подключение двух независимых дисплеев, аудиосистема Intel High Definition Audio, которая обеспечивает воспроизведение основных звуковых форматов в качестве, аналогичном «домашнему кинотеатру», технология Intel Wireless Connect, которая представляет собой интегрированную в микросхему точку беспроводного доступа и позволяет пользователям создавать беспроводные сети у себя дома или в небольшом офисе, технология Intel Matrix Storage для сохранения цифровых фотографий.

Для взаимодействия подобного рода систем потребуется мощное управляющее устройство, способное объединить немыслимое количество техники. Сегодня, когда стандартизация индустрии цифровых домов находится на стадии разработки, каждая отрасль предлагает на эту роль свой продукт. Так производители телевизоров предлагают сделать сердцем умного дома гибрид телевизора и компьютера, Nokia продвигает идею объединения всех электронных устройств под управлением мобильного телефона, а компания LG не исключает возможности лидерства в этом вопросе цифровых холодильников.

Предполагается, что продукты, которые будут удовлетворять спецификациям консорциума, получат соответствующие логотипы. С их помощью уже скоро покупатели смогут легко распознать совместимые друг с другом устройства.

Кроме того, 22 июня 2004 года 145 крупнейших мировых производителей компьютерной и бытовой техники учредили консорциум Digital Living Network Alliance, который отныне будет отвечает за разработку стандартов совместимости различных электронных устройств. Речь идет об устройствах, которые работают с адио-, видео- и фотопродукцией (это называется «медиаконтент»), а также играми. В идеале различные устройства, например DVD, компьютер и телевизор, можно объединить в сеть и работать с разными приложениями без ограничений. Среди учредителей альянса такие известные корпорации, как Intel, Sony, Fujitsu, Hewlett Packard, IBM, Microsoft, Nokia, Panasonic, Philips, Samsung, Sharp и др.

Тем временем на территории Южной Кореи компания Samsung уже продает Samsung Tower Palace – дома, имеющие многие характеристики полноценного цифрового жилища. Стоимость каждого дома превысила миллион долларов. Однако в компании заявляют, что в скором времени установка необходимого связующего оборудования в уже готовых домах будет варьироваться в пределах десяти тысяч долларов.
Знаменитый Дом моделей на Кузнецком Мосту прекратил свою работу. Как стало известно "Ведомостям", владельцем Дома моделей вместе с его особняком еще в прошлом году стала группа МДМ. Теперь столетний особняк на Кузнецком Мосту продается за $11 млн.

Кроме того, сегодня перед производителями встает непростая правовая преграда. «Вопросы защиты от несанкционированного копирования в целом на порядок сложнее всего того, что делалось до этого», – заявил в июне заместитель главы Digital Living Network Alliance, сотрудник компании Microsoft Пэт Гриффитс.

О том, что особняк по адресу Кузнецкий Мост, д. 14, выставлен на продажу за $11 млн, "Ведомостям" сообщила Наталья Панферова, сотрудник агентства Planet Realty, занимающегося продажей этого объекта. По ее словам, здание идеально подходит для размещения ресторана высшего класса, клуба, дома приемов или дорогого торгового центра.

В доме N 14 на Кузнецком Мосту в начале прошлого века размещался знаменитый в Москве магазин по продаже мехов купца Михайлова. Здание общей площадью более 5500 кв. м, высота в разных частях дома - от 4 до 7 этажей. С середины 40-х гг. прошлого века особняк занимает Дом моделей "Кузнецкий Мост" (раньше он назывался Общесоюзный дом моделей одежды). Эта организация занималась созданием коллекций одежды для 300 швейных фабрик СССР, а также проводила методическую и учебную работу. Дом моделей обшивал многих известных актеров и политиков. Например, его постоянным клиентом была Раиса Горбачева.

Баландина рассказывает, что в мае 2002 г. новые владельцы переизбрали совет директоров, назначили нового директора Дома, переведя Баландину на должность замдиректора, а затем и вовсе уволив с предприятия.

Историческое строение при акционировании Дома моделей досталось ОАО "Дом моделей "Кузнецкий Мост". Полтора года назад блокирующий пакет акций этого АО принадлежал РФФИ, 35% - фонду "Хопер-инвест", остальное - трудовому коллективу. Коллектив, по словам Татьяны Баландиной, возглавлявшей Дом моделей последние 20 лет, претендовал и на выкуп госпакета. Однако не смог осилить стартовую цену, назначенную РФФИ в январе прошлого года, - $1,5 млн. На аукционе победило ЗАО "Миленос", которое руководства дома считает аффилированным с компанией "Ринако" группы МДМ. Еще 35% акций у фонда "Хопер-инвест" примерно за такую же сумму выкупили ЗАО "Фэррис М" и ООО "Экстрастайл". По данным Регистрационной палаты, у них те же учредители, что и у "Миленоса".

Осведомленный источник в "Ринако" вчера признал, что акции Дома моделей покупала именно его компания и сейчас ее пакет уже превышает 90%. Он не раскрыл, в какую сумму обошлось приобретение. Собеседник "Ведомостей" утверждает, что здание изначально покупалось на продажу: "Это обычная сделка, так как работа с проблемными активами - одна из функций "Ринако".

"Сейчaс Дом моделей фактически повис в воздухе, большинство из его 150 сотрудников уволены, осталось около 20 человек - сантехников, уборщиц, поддерживающих порядок в особняке на Кузнецком", - рассказывает Баландина. Но она еще надеется найти общий язык с покупателями здания, которые "могут быть заинтересованы в использовании накопленного за 60 лет опыта в области моды".



Главная --> Публикации