Главная --> Публикации --> Реставрацией "михалково" готовы заниматься только частники Квартиры в наем: как избежать рисков? Громкие имена: кулинарная недвижимость Есть ли шанс у москвы стать олимпийской столицей? От проекта до объекта

Контроль за расходами россиян существует с 2000 года. Сначала за крупными покупками следили налоговики. В бывшее Министерство по налогам и сборам (МНС) должна была поступать информация от автомобильных компаний, агентств недвижимости и кредитных организаций о том, что, когда и на какую сумму купил тот или иной налогоплательщик. Сделки проверялись на предмет того, уплачены ли налоги с потраченных сумм. А уже потом, в случае необходимости, итоги проверок перенаправлялись в КФМ.

Государству не дают покоя деньги россиян. Отмененный с начала года контроль за крупными покупками возвращается. Причем тщание, с которым Комитет по финансовому мониторингу уже через месяц начнет следить за сделками простых смертных, может приобрести грандиозные масштабы. Потратив крупную сумму денег, россиянам придется жить с мыслью о том, что их в любой момент могут заподозрить в отмывании доходов или связях с террористами. Госдума в среду приняла законопроект, который расширяет список операций, контролируемых финансовой полицией. Он пополнится сделками по недвижимости, покупкой иностранной валюты физлицами и получением беспроцентных займов. А банкам, адвокатам и бухгалтерам, оформляющим эти сделки, будет разрешено безнаказанно разглашать тайны клиентов.

Но расслабляться не стоило. Закона "о противодействии отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" никто не отменял. Он позволял КФМ проверять большинство сделок, по сумме превышающих 600 тыс. рублей (чуть больше 20 тыс. долларов). Отмена закона по контролю за крупными расходами была формальностью - большинство "клиентов" МНС просто перешло в ведение КФМ. За тем лишь исключением, что КФМ больше интересовал не факт уплаты налогов, а источник дохода "подозреваемых".

С 1 января 2004 года закон, позволявший МНС контролировать крупные расходы, отменили. Отмена сопровождалась громкими заявлениями о том, что уследить за всеми сделками налоговые органы не в состоянии. Стало быть, россияне могут расслабиться и тратить деньги так, как им заблагорассудится, не боясь назойливого налогового инспектора.

В первую очередь поправки расширяют список операций на сумму свыше 600 тыс. рублей, за которыми будет следить КФМ. К ним добавятся покупка или продажа иностранной валюты, выдача беспроцентного займа и получение выигрыша в электронном казино.

Совсем скоро в полку тех, за кем будет пристально следить финансовая полиция, прибудет. Госдума в среду приняла сразу в трех чтениях поправки в закон о противодействии отмыванию доходов. Они могут принести немало неприятностей тем, кто только собирается потратить честно заработанные деньги.

Новые правила коснутся и банков. Им запретят открывать счета без личного присутствия человека, а также на анонимных владельцев. Кроме того, банкам нельзя будет "устанавливать и поддерживать отношения с банками-нерезидентами", не имеющими представительства в России. Если будущий вкладчик сообщит о себе неправильные сведения (например, попробует открыть счет по несуществующему паспорту) или будет заподозрен в связях с террористами, банк - по новым поправкам - будет вправе отказать ему в открытии счета. При этом банку придется без промедления донести на несостоявшегося вкладчика в КФМ.

Следить будут и за сделками с недвижимостью, если сумма самой сделки превысит 3 млн. рублей. Это нововведение ударит по многим, кто мечтал купить хорошую квартиру. Ведь за 3 млн. рублей (около 100 тыс. долларов) в столице сегодня можно купить лишь весьма скромную двухкомнатную квартиру.

За какими сделками КФМ не прекращал следить

По новому закону стучать на клиентов придется юристам и бухгалтерам. Правда, поправки разрешают делать это добровольно. В этом случае с юристов обещают снять ответственность за разглашение адвокатской тайны. Но запретят рассказывать клиентам или кому бы то ни было о предоставленных в КФМ сведениях. Правда, добрая воля в случае с юристами и бухгалтерами будет весьма условной. Одновременно законопроект обязывает адвокатов и нотариусов собирать и хранить информацию, касающуюся сделок по недвижимости, управления денежными средствами и ценными бумагами, создания и купли-продажи организаций. И КФМ будет вправе сам потребовать эти документы, если у него возникнут соответствующие подозрения.

К таким операциям относятся: снятие денег со счета; покупка или продажа иностранной валюты; приобретение ценных бумаг за наличный расчет; получение денег по чеку, выданному нерезидентом; обмен банкнот на банкноты другого достоинства; внесение наличных в уставный капитал организации; открытие вклада в пользу третьих лиц с размещением в него денежных средств в наличной форме; перевод денежных средств за границу на счет, открытый на анонимного владельца; списание средств со счета юридического лица в случае если операции по счету не производились с момента его открытия; помещение имущества в ломбард; выплата страхового возмещения по страхованию жизни; получение или предоставление имущества по договору финансовой аренды (лизинга); купля-продажа драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий; получение денежных средств в виде платы за участие в игре в лотерею, тотализатор (взаимное пари) или других основанных на риске играх.
Банки начали продавать недвижимость со скидкой в 20-30%, чтобы создать денежную «подушку» в условиях кризиса. Такое поведение банков может вызвать падение цен на недвижимость в течение двух месяцев.

Обязательному контролю подлежат операции с денежными средствами или иным имуществом, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 000 рублей.

По мнению экспертов, банки начали распродажу всех имеющихся активов в массовом порядке, пытаясь создать запас ликвидности. В числе активов российских банков, выставленных на продажу, оказались и объекты недвижимости, в которые были сделаны вложения с целью извлечения прибыли. «Если раньше банки держали имеющуюся у них недвижимость с целью продать ее по более высокой цене оптом, то сегодня они готовы распродавать в розницу с дисконтом в 20-30%, – сказал RBC daily собеседник в одном из инвестиционных банков. – Сейчас на продажу выставляются неликвидные объекты, например расположенные в Подмосковье, однако в ближайшее время очередь дойдет и до ликвидных. Это касается всех средних и крупных банков, работающих с населением. Мелкие просто закрываются, наживаясь на кризисе». Опрошенные RBC daily банки, которые связаны с недвижимостью, отрицают факт распродажи активов. Тем не менее участники рынка недвижимости зафиксировали увеличение предложения на рынке еще во вторник. «Некоторые риэлторы говорят, что количество предложений у них возросло. Это может косвенно свидетельствовать о том, что банки выставили на продажу свою недвижимость», – сказал RBC daily начальник отдела развития бизнеса управляющей компании «Менеджмент-Центр» Роман Шемендюк.

Российские банки, как стало известно RBC daily, после прекращения обслуживания клиентов «ГУТА-Банком» поддались панике и начали распродажу всех имеющихся активов, включая недвижимость. При этом законченное и незаконченное строительство, инвестконтракты, котлованы и прочее продаются в розницу с дисконтом в 20-30%. Участники рынка недвижимости зафиксировали рост предложения со вторника. Эксперты полагают, что начавшаяся паника может перекинуться на частных инвесторов, что, по идее, приведет к резкому увеличению предложения на рынке и снижению цен. Впрочем, учитывая инерционный характер рынка недвижимости, эксперты прогнозируют серьезное снижение цен только осенью.

Тем не менее панические настроения, царящие в банковской среде, могут спровоцировать панику у частных инвесторов и физических лиц, что, возможно, приведет к кризису на рынке недвижимости. «Если частные инвесторы поддадутся панике и начнут избавляться от квартир, на рынке вполне может случиться падение цен, – считает Олег Репченко. – Единственное, надежду можно возлагать на то, что доля «инвестиционных» квартир еще не достигла критического уровня. Если бы нынешние события происходили летом 2005 г., я бы со стопроцентной уверенностью сказал, что кризис на рынке будет. Сегодня же его вероятность составляет 50%. Необходимо подчеркнуть, что причина возможного падения цен заключается не в перегретости рынка недвижимости, а в банковском кризисе». По мнению Олега Репченко, сложившаяся ситуация довольно сильно напоминает 1998 год. «Тогда в августе случился кризис на межбанковском рынке, а через два месяца, в октябре, начали снижаться цены на недвижимость», – считает он. Г-н Репченко не исключает возможности такого же развития событий и в этот раз.

«Такое поведение банков в нынешних условиях является естественным, – сказал RBC daily эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Михаил Хромов. – Во-первых, не функционирует рынок межбанковского кредитования, во-вторых, клиенты банков пребывают в панике и стремятся изъять свои средства. Поэтому большинство банков столкнулось с проблемой выплаты средств населению и занялось поиском денежных средств». То есть эксперты расценивают такое поведение банков как естественное. «Банки сбрасывают инвестконтракты, – сказал RBC daily руководитель проекта ирн.ru Олег Репченко. – При этом, я думаю, покупатели на них найдутся, особенно если продавать будут с дисконтом: желающих войти на московский рынок очень много. Однако сам объем недвижимости у банков небольшой. Основная масса сосредоточена у девелоперов, которые имеют большой запас прочности». Правда, объем недвижимости, в которую инвестировали российские банки, реально оценить крайне сложно. Как правило, подобные инвестиции делались не напрямую, а через дочерние компании. Схема выглядит следующим образом: банк выдает кредит компании, а та инвестирует его в недвижимость. На балансе банка отображается выданный кредит, но по сути происходит вложение денег в недвижимость. Банки, как правило, по мнению экспертов, в большей степени интересуются коммерческой и торговой недвижимостью, нежели жилой, потому эксперты прогнозируют снижение цен прежде всего на рынке коммерческой недвижимости. «Банки будут избавляться в первую очередь именно от офисной и торговой недвижимости, – считает Роман Шемендюк. – Жилье финансировалось в основном за счет физических лиц или частных инвесторов».

В последние годы в российском законодательстве введен ряд принципиальных норм, направленных на развитие частной собственности на земельные участки под приватизированными предприятиями, под находящимися в частной собственности зданиями, строениями, сооружениями. Тем не менее, специалисты уверяют, что цивилизованного земельного рынка у нас как не было, так и нет. Кроме того, до сих пор идут серьезные споры о том, по какой цене предприятия реально должны выкупать землю. Каковы прогнозы? Насколько сегодняшние реалии соответствуют законам? С этими вопросами мы обратились к Андрею ХАХАЛИНУ, руководителю направления "Реформы в сфере недвижимости" Фонда "Институт экономики города" (ИЭГ).

Впрочем, риэлторы отрицают факты продаж недвижимости банками. Так, в компании «Миэль» RBC daily заявили, что они не наблюдают массовых продаж со стороны банков. Так же отозвались о происходящем в компании Paul`s Yard, специализирующейся на элитной недвижимости. «У нас все спокойно, – сказал RBC daily представитель компании Андрей Патрущев. – Впрочем, в наш сегмент банки и не вкладываются: их просто не пускают в силу специфики торговли элитной недвижимостью. Девелоперы в данном сегменте обязаны следить за составом покупателей – будущих жильцов. В таких условиях оптовая продажа снижает привлекательность объекта и отражается на стоимости пентхаусов». Максим Жуликов из Penny Lane Realty сообщил RBC daily, что банки вряд ли будут продавать недвижимость с целью восстановить ликвидность просто потому, что сам процесс продажи является слишком длительным. «Легче продать какие-либо другие активы, чем связываться с длительной процедурой оформления документов при продаже объектов недвижимости», – считает г-н Жуликов.

В начале перестройки песня Гребенщикова про полковника Васина звучала, как гимн: "Пора вернуть эту землю себе..." Не прошло и пятнадцати лет, как такая перспектива решения вечного российского "земельного вопроса" может обрести юридические основания. Передача земли в частную собственность и развитие рынка земли - это стержневой элемент всех рыночных экономических преобразований и важнейший фактор структурной перестройки экономики. Основным содержанием этого процесса являются: вовлечение земельных участков в экономический оборот, в том числе активное использование конкурентных процедур предоставления земельных участков и прав их использования; содействие гражданскому обороту земли с целью наиболее эффективного ее использования; содействие выявлению рыночной цены на объекты недвижимости, включая земельные участки; создание простой и понятной административной системы обслуживания участников рынка недвижимости.

Пользователи становятся собственниками

Стоит ли овчинка выделки?

Основной задачей всех разработанных законов было формирование единого объекта недвижимости, то есть земля и расположенные на ней строения должны быть единым объектом, и управлять этим объектом должен один хозяин, деятельность которого ограничена, в частности, исключительно правилами зонирования. Напомним, что до реформы земля предприятиям не принадлежала, а была дана им в бессрочное пользование. Что это реально означало? Пользоваться бессрочно можно, а владеть и распоряжаться - нельзя. Мировых аналогов эта система не имела. Всем очевидно, что то, что худо-бедно "работало" при советской власти, сегодня превратилось в мощный тормоз развития российской экономики. То, что к единому объекту мы, в итоге, придем - для всех очевидно. Весь цивилизованный мир так и живет, и деваться нам просто некуда. Вопрос: в какие сроки, какой ценой и с какими потерями?

Наиболее грамотно повело себя Минэкономразвития, которое сразу пошло по пути разумных компромиссов. С одной стороны, земля - это основная наша ценность, и нигде в мире бесплатно она не раздается. С другой стороны, для уже приватизированных предприятий продажа занимаемых ими участков на свободном рынке недопустима, ибо предприятие на этой земле уже существует, и на тележке его не вывезешь.

То, что предприятиям выгодно иметь землю в собственности - также очевидно. Но: по какой цене? Конфликты начались задолго до принятия Земельного кодекса. Конфликты эти были неизбежны, ибо каждая социальная группа, каждое ведомство имели свои интересы и были готовы их активно отстаивать. Позиция российских предпринимателей (РСПП) была однозначна: "Мы свое предприятие приватизировали, и земля должна быть отдана нам бесплатно", что якобы подразумевалось изначально. Минимущества встало в противоположную позицию: "Выкупайте, господа, землю на здоровье, но: по рыночной цене". Естественно, и та, и другая сторона имела в руках наш основной закон - Конституцию, грамотно выискивала существующие в ней "аргументы", противоречия (а они, безусловно, есть) и потрясала сией Конституцией при каждом удобном и неудобном случае.

Почему законы пробуксовывают? Основные причины - несовершенство самих законов. Причина здесь не в низкой квалификации российских законодателей, а в очень сложной внутриполитической обстановке. Законы приходится пробивать и проталкивать. Возьмем тот же Земельный кодекс: сколько времени этот основополагающий документ проходил через Госдуму? В итоге, он прошел только в октябре 2001 года с большинством всего в три голоса.

Еще существенный момент: все мы помним, как происходила приватизация - ни о каком рынке здесь и речи не было. Где свободный рынок сегодня не только допустим, но и крайне необходим? Первое - если речь идет о свободных земельных участках. Второе - когда Российская Федерация или субъект Федерации выставляет на продажу ненужное ему предприятие и выставляет его вместе с землей (последнее подчеркнем особо, ибо здесь владелец земли и предприятия един). В этом случае - безусловно, аукцион: кто больше даст. Что касается уже приватизированных предприятий, то на данный момент позиции института и Минэкономразвития совпадают. Это - система коэффициентов, различных для разных регионов.

А теперь пойдем по сюжетам: Сюжет первый. Озаглавить его можно было бы известным и всегда актуальным афоризмом Карамзина: "Строгость законов Российских смягчается необязательностью их исполнения". Простейший пример. Прогуляйтесь на пароходике по Москве-реке, скажем, на север: Вы увидите построенные прямо на берегу бесчисленные дорогие коттеджи и закрытые пляжи. Как это соотносится с действующим законодательством? А никак не соотносится. Зонирование здесь давным-давно проведено, и четко прописано, что речь идет не просто о водоохранных зонах, а о зонах в прибрежных защитных полосах (а в этом секторе законы существенно строже). Короче, частные коттеджи строить здесь запрещено категорически.

Бери, пока дают. Глядишь - пронесет

Разграничим - продадим

Закон в этом отношении сформулирован совершенно однозначно. И, тем не менее, коттеджи как стояли, так и стоят, и их владельцы имеют на руках официальные бумаги, подписанные конкретными чиновниками конкретных ведомств. Правда, при попытке прояснить ситуацию частенько выясняется, что уже нет не только чиновника, выдавшего разрешения, но, порой, и самого ведомства. Но бумаги-то есть: Конечно, на сегодняшний день этот процесс приостановлен, но непонятно, что делать с тем, что уже построено: сносить или легализовать? Скорее всего, пойдут по второму пути, и пресловутые российские взятки сыграют здесь роль далеко не последнюю: Но это объективные российские реалии, и не принимать их во внимание - по меньшей мере, неразумно.

По оценкам экспертов, срок разграничения по этой схеме составит минимум лет 20-5 Московское правительство с самого начала честно заявило, что оно не заинтересовано в выкупе московской земли предприятиями, и привело достаточно веские аргументы в защиту своей позиции. И вот здесь Земельный кодекс получил особую трактовку. Москва применила его исключительно к тем предприятиям, которые еще не были приватизированы. Более того, московское правительство заявило, что пока мы не проведем разграничение собственности, никому и ничего выкупать оно не даст.

Сюжет второй. Яркий пример Москвы как субъекта Российской Федерации. На столь высоком уровне совсем не считаться с федеральным законодательством не удается. Но любой закон можно извратить, затянуть, замытарить, что и было с блеском продемонстрировано. Напомним очевидную аксиому: в последние десятилетия разрабатывались совершенно различные параллельные пласты законодательства. Был принят Земельный кодекс, о котором мы уже говорили, но практически одновременно был принят Федеральный закон "О разграничении государственной собственности на землю", в соответствии с которым с начала 2002 года происходит процесс разграничения государственных земель на земли, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Была предложена схема, по которой эти земли должны быть разграничены.

Удивляться тут нечему: жилищные права - вещь крайне важная для каждого из нас. "Не отберут ли, не урежут ли их на волне либеральной реформы?" - вот в чем вопрос. Документ у законодателей получился рыночный и последовательно-жесткий: жилье стало товаром, хозяином жизни стал собственник жилья, а социальных гарантий осталось с гулькин нос. Впрочем, размахивать руками после драки (закон, скорее всего, будет принят) - занятие бессмысленное. Поэтому, мирным гражданам остается только внимательно изучать предлагаемый документ, чтобы знать, к чему готовиться. Незнание закона в данном случае не только не освобождает от ответственности, но и прекрасно может освободить вас от жилплощади, а жилплощадь от вас. Впрочем, все по порядку.

Безусловно, это нарушение российского законодательства, ибо собственник приватизированного предприятия абсолютно не должен знать, кому эта земля принадлежит и кому он должен платить за нее деньги. Это абсолютно не его дело. С этим должны разбираться соответствующие органы, от которых он зависеть не должен. Более того, существует бюджетное законодательство. Еще до знаменитой приватизации все предприятия были четко расписаны: были предприятия, принадлежащие Российской Федерации и были предприятия, принадлежащие субъектам Федерации. И наше бюджетное законодательство совершенно четко знает, в какой именно бюджет должны пойти деньги от выкупа земли под каждым конкретным предприятием. Но Москва здесь обвела Минэкономразвития вокруг пальца по рецепту незабвенного Ходжи Насреддина: "За двадцать лет кто-нибудь да сдохнет: или я, или эмир, или ишак. А пока я бесплатно получил скотину". В России не то, что за 20-50, а и за пятьдесять лет могут поменяться не только законы, но и все устройство, и весь аппарат государственного управления, и весь социальный строй. Так что с неприятными реалиями, идеями и политиками бороться необязательно - их можно просто переждать.
Проект нового Жилищного кодекса РФ вызвал бурные дебаты не только среди политиков, но и на самых обычных кухнях.

Новшеством, вызвавшим, пожалуй, самый большой резонанс, стал пункт, в соответствии с которым предполагается установить порядок постановки на учет и предоставления жилых помещений по договору социального найма только в отношении граждан, признанных малоимущими. Кстати, понятие "малоимущий гражданин" в ЖК появляется впервые, сейчас жилье предоставляется тем, кто имеет жилплощадь меньше социальной нормы, при этом доходы и наличие имущества очередника во внимание не принимаются. Право решать кто малоимущий, дано местным властям. Не исключено, что середняки бедных регионов при этом окажутся беднее столичных бедных. Малоимущим гражданам квартиры будут давать исходя из времени принятия на учет по улучшению жилищных условий.

Кто первым встал, того и тапки

Впрочем, встать на учет теперь стало сложнее: в случае, если гражданин ухудшил свои жилищные условия в силу каких-либо обстоятельств (в результате раздела жилого помещения, вселения после капитального ремонта в жилое помещение меньшего размера, вследствие отчуждения пригодного для проживания жилого помещения, принадлежавшего ему на праве собственности, расторжения по его инициативе договора социального найма и т.д.), то такие граждане принимаются на учет в качестве малоимущего и нуждающегося в жилом помещении только по истечении пяти лет после ухудшения жилищных условий.

Первоочередное получение жилья отдельными категориями граждан будет отменено. С одной стороны, это, конечно, усложнит жизнь тех, кто сейчас еще имеет такое право - инвалидов, ветеранов и т.д., с другой, остановит поток "мнимых больных", готовых на все, дабы получить вожделенную инвалидность и применительно к столицам внезапного проявления родственниками любви к бабушкам и дедушкам-ветеранам-инвалидам из глубинки, а также приостановит коррупцию и взяточничество в структурах, эту инвалидность прописывающих. Исключение из правила будут составлять только случаи, возникшие в связи со стихийным бедствием или другой чрезвычайной ситуацией, аварийным состоянием жилого помещения. То есть, если у вас рухнуло полдома, ждать своей очереди, двадцать лет мыкаясь по чужим углам, не придется.

Новый ЖК уничтожает и наследие прошлой эпохи, фетиш советских граждан - ордер. Теперь его функции будет выполнять бессрочный договор социального найма жилого помещения. Договор отличается от ордера тем, что в нем регламентируются обязанности и ответственность как наймодателя жилого помещения, так и самого нанимателя.

В квартире можно и не жить

Как следует из проекта кодекса, главное - квартиру получить, а как вы ей будете распоряжаться, зависит только от вас, с небольшими оговорками. Очень интересно, что вашему малоимущему статусу не будет противоречить, если вы сдадите квартиру в поднайм (это дозволяется). Только аккуратно, чтобы случайно не задекларировать реальные доходы перед налоговыми органами, а то те доложат куда следует, и тогда всю дополнительную выгоду приберет родное государство, повысив стоимость найма как раз до уровня, по которому вы сдали в поднайм свою квартиру. Зато временное отсутствие нанимателя жилого помещения по договору социального найма и членов его семьи не должно ограничиваться каким-либо сроком. То есть ваше отсутствие не будет вызывать вопросов у наймодателя, но только в случае, если вы будете добросовестно исполнять взятые на себя обязательства по договору социального найма, в том числе по внесению платы за жилье и коммунальные услуги.

Вселившись в квартиру по договору социального найма, можно не опасаться за свое будущее. Исключением являются случаи, когда наниматель стал настолько бедным, что не может платить за коммунальные услуги и за найм или, напротив, стал настолько богатым, что это заметили контролирующие органы. Тот, кто перестал платить, может быть выселен в специальный жилой фонд (читай общежитие). Насчет случая, когда малоимущий перестал быть таковым, не совсем ясно, как при серости наших доходов и расходов это вообще можно определить. Но если это произойдет, нанимателя из квартиры будут выселять не физически, а экономически: повысят стоимость найма до уровня коммерческой аренды. Впрочем, не исключено, что от этой меры человек быстро вновь обеднеет, и раскулачивание придется пересмотреть.

Проектом ЖК определяются и права нанимателя вселять в занимаемое жилое помещение иных лиц на постоянной или временной основе, производить обмен. Правда, эти действия достаточно строго регламентированы. К примеру, наймодатель может запретить вселение граждан в качестве постоянно проживающих совместно с нанимателем членов его семьи в случае, если после их вселения общая площадь соответствующего жилого помещения на одного члена семьи составит менее учетной нормы площади жилого помещения. На вселение к родителям их несовершеннолетних детей не требуется согласие остальных членов семьи. Обменивать социальное жилье можно только с согласия наймодателя и только на другое социальное жилье.

Бесплатная приватизация завершается

Фиктивных браков станет меньше

Принципиальным нововведением кодекса является то, что жилье, полученное по договору социального найма НЕЛЬЗЯ ПРИВАТИЗИРОВАТЬ. Вопрос о приватизации вообще в ЖК не включен, что, кстати, вызвало критику оппонентов. Он, видимо, будет включен в закон о введении в действие ЖК. Паниковать не надо: бесплатная приватизация будет разрешена в течение двух лет после введения в действие нового ЖК, то есть минимум до 2007 года. А вот потом такую квартиру нельзя будет ни продать, ни завещать. Правда, туда можно будет прописать родственников, что является заменой механизма наследования.

То есть, после развода, собственник вправе потребовать немедленно покинуть помещение бывшего супруга. Если же бывшему родственнику совсем некуда идти, а также если его имущественное положение не позволяют ему решить свой жилищный вопрос, то бывший супруг может задержаться в данном жилом помещении, но не больше, чем на год - и то по решению суда. Впрочем, и этим скупым гуманизмом закона ему воспользоваться не удастся в случае, если собственник вздумает за это время жилье продать, так как в соответствии с новым ЖК "до истечения указанного срока право пользования жилым помещением бывшего члена семьи собственника прекращается одновременно с прекращением права собствености на данное помещение у указанного собственника".

Значительные перемены в ЖК коснулись и приватизированного жилья. Проектом кодекса урегулирован вопрос относительно пользования жилыми помещениями между собственником жилого помещения и бывшими членами его семьи. В случае развода за бывшими супругами (и их родственниками) право пользования данным жилым помещением не сохраняется, если это не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи.

Можно ли из квартиры сделать офис или кафе? Можно, но только по правилам. Причем эти правила теперь будут определять не местные власти, а Федеральный закон. Надо сказать, что раздел о переводе жилья в "нежилье" (и обратно) и о перепланировках - самый детальный в ЖК - вплоть до перечней документов, которые надо представить. Оппоненты даже заявляли, что ЖК замусорен нормами, которым место не в рамочном законе, а в подзаконных актах. Но, видимо, разработчикам очень хотелось в этой сфере подорвать возможности творчества законодателей в субъектах Федерации.

Квартира-офис

Чем можно заниматься у себя дома

Правда, многие нормы были, похоже, скопированы из московского закона. Перевод квартиры в многоквартирном доме в нежилое помещение допускается только в случаях, когда такая квартира расположена на первом этаже указанного дома либо выше первого этажа, но помещения, расположенные непосредственно под жилым помещением, переводимым в нежилое помещение, не являются жилыми. То есть, если на первом этаже вашего дома оборудован офис, то у хозяев офиса есть законная возможность выкупать квартиры над офисом этаж за этажом и постепенно превращать дом в офисный центр. Перепланировка и переустройство тоже строго регламентированы, а список необходимых для этого действий занимает почти две страницы.



Главная --> Публикации