Главная --> Публикации --> Офисов по-прежнему не хватает Налог на имущество: ловушка для простецов Лучший в рунете За морем житье не хуже! Рынок инкогнито

Что и говорить, повезло Куркину: за реализацию уникального проекта взялись структуры Правительства Москвы - Департамент инвестиционных программ строительства города (главный инвестор) и ГУП "Управление экспериментальной застройки" (заказчик). Уже построено более 500 тысяч квадратных метров жилья, школы, детские сады, предприятия сферы обслуживания, отделение милиции, почта, пожарное депо. Тысячи людей справили новоселье.

Куркино - самый живописный природный уголок столицы в долине реки Сходни, сохраненный в первозданном виде. Присоединено оно к столице ровно двадцать лет назад. И хорошо, что его не сразу стали застраивать типовыми зданиями. Сегодня здесь возводятся дома, коттеджи, таунхаусы по индивидуальному проекту, как, впрочем, и объекты социально-культурного и бытового назначения.

Стоит ли удивляться, что желающих приобрести квартиры в престижном Куркине много. "Какая разница между микрорайонами Куркино и Новокуркино?" - спросите вы. Во время беседы с журналистами заместитель руководителя Комплекса архитектуры, строительства, развития и реконструкции города, глава ДИПСа Леонид Наумович Краснянский пояснил:

На субботнем совещании обсуждались вопросы дальнейшего развития района. Подрядчики наращивают темпы, увеличивают количество работающих на объектах. Проектировщики стремятся как можно быстрее выдать проектно-техническую документацию. В 2004 году предстоит сдать в эксплуатацию 200 тысяч квадратных метров жилья, объекты соцкультбыта. Строители приступают к освоению новых микрорайонов. Правительство Москвы приняло постановление о комплексном благоустройстве района.

Рынок - это жесткая конкуренция, но он должен быть цивилизованным и прозрачным. Хочешь, чтобы твой проект был успешным - твори, дерзай, но меру знай. Путаница в названиях сбивает с толку потенциальных покупателей. Может получиться так, что многие, узнав подробнее о Новокуркине, захотят переоформить документы на сделку купли-продажи в столичном Куркине, пусть даже это обойдется дороже. Ведь красиво жить не запретишь. А лучше, если клиенты предварительно посмотрят обе новостройки и сами сделают выбор, которому отдать предпочтение.

- Жилой комплекс Новокуркино будет строиться в городе Химки Московской области, он никакого отношения не имеет к московскому Куркину. По поводу названия подмосковного комплекса с нами никто не советовался.

Чуть более пятнадцати лет назад пришли строители в Северное Бутово. Сегодня это один из лучших современных районов на юго-западе столицы, с метро, благодаря которому за считанные минуты можно добраться до центра города. Идет застройка последних участков. Компания "СХолдинг" порадовала новым жилым комплексом "Синяя птица-2". ОАО "Мосэнергострой" и ПСК "ТАК" во втором квартале вводят жилье общей площадью 28,7 тысячи квадратных метров в домах серии 111-М. ЗАО "Группа Терра" по графику ведет строительство нескольких социальных домов в микрорайоне 7 Южного Бутова. Здесь же Комплектстрой-231 СТ в третьем квартале сдает школу и два детских сада, УНР-149 ВСУМ - еще одно детское дошкольное учреждение.

В тот же день начальник Управления оперативного контроля и координации выполнения градостроительных программ Михаил Дмитриевич Балакин ознакомился с ходом строительства фундаментальной библиотеки МГУ имени Ломоносова, жилых районов Северного и Южного Бутова, Кожухова.

Детально рассматривался график выполнения ввода жилья в 2004 году в Юго-Западном административном округе. Объем большой - 749,9 тысячи "квадратов". В основном реализация программ не вызывает опасений, пожалуй, кроме сдачи двух домов. Такая деталь: на переселение направляется 511,7 тысячи квадратных метров за счет городского бюджета и инвестиционных контрактов. Только очередники получат более 200 тысяч "квадратов". Адреса социального жилья - Северное и Южное Бутово, Зюзино, Коньково, Новые Черемушки…
С 1 ЯНВАРЯ 2005 ГОДА ПРАВИТЕЛЬСТВО ПЛАНИРУЕТ ВВЕСТИ ЕДИНЫЙ НАЛОГ НА ВЛАДЕЛЬЦЕВ НЕДВИЖИМОСТИ

- Свободных участков в Южном Бутове остается все меньше для дальнейшего строительства, - сказал М.Д.Балакин, отвечая на вопросы журналистов. - Будем возводить объекты на освобожденных территориях поселка Бутово, ЖСК "Альфа" и радиочастотного центра. На очереди - освоение земельных участков Щербинки. Сейчас ведутся проектные работы. Всего в Северном и Южном Бутове уже построено более 5 миллионов квадратных метров жилья.

- В большинстве развитых стран существует серьезный налог на недвижимость, - пояснил И. Грачев. - Собственники жилья - люди, как правило, состоятельные. Едва ли надо доказывать, что действующая у нас система оценки БТИ, по которой взимается налог, ни в коей мере не отражает реальной стоимости жилья. Поэтому попытку государства оценить рыночную стоимость недвижимости можно приветствовать. При этом Минфин заявляет, что не ставит задачу увеличить доходы, а просто пытается создать систему контроля и учета.

Сколько стоит ваш дом или квартира? Вопрос отнюдь не праздный, причем не только для тех, кто собирается продавать жилье. С 1 января 2005 года предполагается взимать единый налог с хозяев недвижимости в размере 0,1 процента от рыночной стоимости. Землю и расположенные на ней дома, квартиры, офисы или заводы будет оценивать специально созданное Федеральное агентство оценки кадастра недвижимости во главе с бывшим заместителем министра по налогам и сборам. Зачем это нужно? Ответить на вопрос мы попросили Ивана Грачева, председателя Совета по оценочной деятельности.

- Землю включают, потому что дом можно сломать, а землю не уничтожить, к тому же она часто представляет главную ценность. Особенно в центре города, где дом можно объявить подлежащим реконструкции - и снести, предоставив жилье на окраине. Понятно, что одна и та же квартира, расположенная в центре города и на окраине, имеет разную цену. Поэтому рыночная цена недвижимости всегда включает и цену земли.

- Что ж, контроль никогда не лишний. Но при чем здесь земля? Ее-то зачем оценивать?

- Это лишний раз доказывает, что все имеет свою цену. Но определить эту цену не так просто. Рынок - это прежде всего статистика сделок. Пользуясь ее данными, можно определять стоимость дома или квартиры. Но в развитых странах ежегодно продается до 20 процентов недвижимости, у нас - только один процент. Поэтому в стране практически нет статистики сделок.

- Не всегда. На Западе, приобретая дом, вы можете землю взять в аренду. Дом - ваш, земля взята в аренду. В этом случае стоимость ниже.

- Те, кто естественные науки не изучал, считают, что эта поправка застрахует от ошибок. Но это не так. Реальные погрешности будут куда большими. Мы с этим столкнулись при оценке размеров единого социального налога. Там приходилось проводить оценку недвижимости по предполагаемой доходности. Так вот: были города, где похожие предприятия отличались по предполагаемой доходности в десятки и сотни раз.

- Правительство это учитывает. Поэтому, как заявил А. Кудрин, вводится коэффициент ошибки в размере 0, То есть сравнительная стоимость жилья будет умножаться на 0, На этот коэффициент и снижается стоимость недвижимости.

- Глава Минфина говорит, что оценку имущества проведут по специальной методике. Что это такое?

Теперь то, что не смогли сделать при оценке доходов предпринимателей, хотят проделать с миллионами собственников жилья. Ничего хорошего не получится. Сама идея правильная, но состояние рынка таково, что реализовать ее можно будет только через много лет при условии системой работы.

- Тогда чем объяснить неукротимое стремление побить все рекорды и в кратчайший срок провести оценку всей недвижимости?

- Думаю, оценка будет вестись на основании моделей, которые были опробованы еще в 1990 годы в Твери и Великом Новгороде. Там впервые попробовали оценить рыночную стоимость недвижимости по западным образцам. Работа продолжалась несколько лет, а ее результаты так и не были оглашены. Теперь результаты того эксперимента станут "экстраполировать" на всю страну. Думаю, отклонение от реальной стоимости будет слишком большим.

Свежий пример - накопительная пенсия. Два года трубили о реформе, а теперь нам сообщают, что половину населения из нее выводят.

- Что касается сроков. В других странах подобного рода мероприятие занимало от 15 (Юго-Восточная Азия) до 50 лет (Англия, Австралия). А стран, где эту работу провели быстрее 15 лет, вообще нет. Попытки игнорировать очевидные вещи выходят боком.

Москвичи обеспокоены регулярно появляющимися в прессе сообщениями о том, что столицу «возьмут в кольцо» новые промышленные зоны. Источник паники — сообщения столичного правительства о выводе предприятий из центра города в специально создаваемые за третьим транспортным кольцом резервации. Чего только не предрекают в связи с этим — и экологическую катастрофу, и падение цен на жилье в прилегающих к промзонам районах.

А ведь ситуация просчитывалась сразу же. Надо было ответить на простой вопрос - куда вложить деньги будущих пенсионеров, чтобы уберечь их от инфляции? Ответ был известен: таких механизмов в стране нет. Теперь повторяется та же история.

И не важно, что круизные яхты с пластиковым корпусом предназначены для моря и не слишком подходят для эксплуатации на московских и подмосковных водоемах: двигателям мощностью более 300 л. с. негде особенно разогнаться (скорость движения по рекам и каналам, вблизи портов, пристаней, пляжей и т. д. ограниченна), количество мест, где может остановиться судно с большой осадкой, невелико, а управлению такой яхтой надо учиться несколько лет или нанимать капитана. Российский бомонд открывает для себя мир хождения по воде и примеряет матросские костюмчики. А поскольку самое престижное жилье в Москве располагается по направлению течения реки — с северо-запада и запада через центр, почему бы не использовать сие обстоятельство?

За разъяснениями мы обратились к автору и куратору проекта «ПромСити», депутату Московской городской думы Ирине Рукиной.
— Для чего создан проект «ПромСити»?
— Последняя промышленная планировка в Москве была сделана почти 30 лет назад. Сейчас в городе немалую часть территорий занимают огромные промышленные комплексы. Например, район Магистральных улиц в Северном округе, промзона Калошино на востоке Москвы, Котляково в Южном округе и многие другие. Всего таких зон в черте города — 2 Однако на сегодняшний день они уже во многом утратили свои первоначальные функции и значение.
Задача проекта «ПромСити» имеет два направления. Первое — это обследование существующих промышленных зон для выявления свободных от производства территорий и более рациональное их использование. А второе — создание новых промышленных зон и нового облика города. Москва должна переходить к производствам высоких технологий. Правда, надо понимать, что за короткие сроки это сделать не удастся.
— Насколько я понимаю, интенсификация существующих промзон предполагает развитие производства на их территории. Но ведь есть программа вывода промышленных предприятий за черту города. Не вступают ли эти два плана в противоречие?
— Раньше, в 1998 году, в название этой программы входили слова «реорганизация, ликвидация и перебазирование». Но сейчас этот документ переориентирован на то, что никакой ликвидации быть не должно, только реорганизация и перебазирование. Убыточные заводы ликвидируются сами, но те предприятия, которые продолжают работать, потерять нельзя. Ведь промышленность дает городу огромную долю налогов и немалое число рабочих мест. Поэтому там, где это выгодно, предприятия будут сохраняться.
Вместе с тем под существующую промышленность не нужны те 17–20 тыс. га, которые сегодня занимают в Москве промзоны. На меньших территориях можно получить гораздо большую прибыль, если заставить работать каждый квадратный метр. Для этого надо оптимизировать промышленность с точки зрения территорий и выпускаемой продукции. А на освобожденных территориях можно будет строить столь необходимое городу жилье, административные, офисные, гостиничные комплексы и т. п.
— Какая судьба ждет предприятия, расположенные в «старых» промзонах?
— Мы консультировались с руководителями предприятий, интересовались их планами, взглядом на проблему и нашли множество разных вариантов. Например, предприятие, которое занимает хороший, дорогой участок земли, может подписать договор с городом, освободить территорию, получить участок в новой промзоне и, таким образом, сохранить производство. По договоренности город может предоставить часть освобожденной предприятием земли в его собственность. Предприятие сможет сдать ее в аренду и на эти средства компенсировать создание нового производства.
Заводы, которые не хотят оставаться на прежнем месте и заниматься прежним делом, могут получить компенсацию за освобожденную землю и создать на эти средства что-то принципиально новое. Либо предприятие становится участником программы, получает часть земли на прежнем месте под выгодное строительство и инвестирует средства в наш проект.
В любом случае никто никого насильно выгонять и отбирать землю не будет, все будет решаться только путем переговоров.
— Как реагируют на ваши замыслы те, кого они коснутся самым непосредственным образом, — предприятия и потенциальные инвесторы?
— Со стороны предприятий отрицательной реакции нет совсем. Есть огромный интерес к проекту, ожидание и нетерпение, все ждут, когда начнется его реализация.
Очень велик интерес и у потенциальных инвесторов. Учитывая разницу стоимости земли в центре и на окраинах, проект представляется очень выгодным, а если мы дадим инвесторам еще и какие-то преференции, подкрепим привлекательность проекта законодательно, интерес еще больше возрастет. Проектом уже заинтересовались не только московские и российские компании, но и иностранные инвесторы.
— В СМИ появились сообщения, что Москву «возьмут в кольцо» из девяти новых промышленных территорий…
— Это не так. Я реально вижу только три большие площадки, которые не годятся под другую застройку, кроме промышленной. Например, район Молжаниново, где будет реализован пилотный проект «ПромСитиСевер». Над этой территорией заходят на посадку самолеты, следующие в аэропорт «Шереметьево», а под землей проложены трубопроводы высокого давления. Там, на площади 108 га, будет построена промзона «Планерная», и постановление об этом уже подписано.
Определенный интерес в плане промышленного развития представляет южная зона Зеленограда. Нами рассматривалась также территория Щербинки, но правительство города приняло решение строить там жилье. Хотя первоначально необходимо вывести оттуда военный аэродром, судьба которого пока не решена. Если аэродром будет перемещен, в этом районе построят жилые дома. Если же он останется на прежнем месте, то территория площадью около 50 га будет по-прежнему непригодна для жилищного строительства, и там можно будет создать промзону.
— На каком этапе находится сейчас разработка проекта?
— Проект уже получил определенный статус. Все члены правительства Москвы в один голос заявляют, что альтернативы ему нет. По поручению мэра создана рабочая группа, которую я возглавляю.
Технико-экономическое обоснование будет готово к середине мая. Мы должны все просчитать и создать мотивацию для потенциальных инвесторов.
Для реализации проекта создана новая структура — ООО «ПромСити». Одновременно формируется открытое акционерное общество, 100% акций которого будут принадлежать правительству Москвы. Для того чтобы проект заработал, надо создать коммуникации, транспортную инфраструктуру, инженерные сооружения, систему автономной энергетики.
— Сколько времени займет реализация проекта «ПромСити»?
— Пилотный проект — промзону «Планерная», которая будет строиться практически с нуля, планируется полностью завершить минимум через 5–6 лет, а всю реорганизацию промышленных территорий Москвы — к 2020 году. Есть мысль создать на месте новой промзоны технологическую деревню. Построить два-три доходных дома, где будут сдаваться в аренду дешевые квартиры. Таким образом, мы надеемся подойти к решению и кадровых проблем, и демографических.
— Создание новых промзон неизбежно скажется на экологической обстановке…
— Никаких «грязных» производств там не будет. Никто не позволит сейчас создавать в Москве экологически неблагополучные предприятия, а через несколько лет таких в городе вообще не останется.
Забота об экологии входит в концепцию «ПромСити». Все необходимые средства для экологических мероприятий обязательно будут заложены в смету проекта.
А по поводу первой промзоны «Планерная» могу сказать, что там предполагается разместить промышленность высоких технологий и научные центры, которые в принципе не могут представлять никакой экологической опасности.
— Кто финансирует проект?
— Обязательно будет задействован фондовый рынок, кредиты коммерческих банков с погашением части процентной ставки из бюджета города, гарантии правительства под привлекаемые инвестиции, механизм залога земли. Общая стоимость всего проекта «ПромСити» составит более $11 млрд.
Иметь моторную яхту стало невероятно модно в Москве. По мнению заместителя генерального директора компании “Новое качество” Андрея Уфимцева, в своих спортивных интересах коммерсанты движутся по формуле “теннис — лыжи — яхты”. Сергей Лядов, пресс-секретарь инвестиционно-строительной компании “Сити — XXI век”, считает, что яхтинг в Москве будет развиваться достаточно быстро, как ни парадоксально, в силу российского не слишком теплого климата: так люди воплощают свои мечты о красивой жизни на берегу теплого моря. По приблизительным оценкам объема продаж катеров и яхт, а также заполняемости яхт-клубов, на водохранилищах в Москве и Подмосковье находится более 2500 яхт ценой более $1 млн.

Дмитрий Турнаев, заместитель начальника Государственной инспекции по маломерным судам г. Москвы, говорит, что водно-моторные базы, стоянки для катеров, парусных яхт, в том числе и при спасательных станциях, были на Москве-реке и раньше, всего около 60 точек. Но только с появлением на акватории современных судов стоимостью от сотен тысяч до более миллиона долларов (цена элитной московской квартиры или загородного дома) оформился “социальный заказ” на создание инфраструктуры, позволяющей эксплуатировать эти плавучие апартаменты в черте города. И первыми откликнулись на растущий спрос именно застройщики жилых комплексов.

Летом этого года открылись подряд три яхт-клуба. Яхтенный порт в Строгине, яхт-клуб в “Алых парусах”, Shore House (буквально — “прибрежный дом”) в торгово-развлекательном и выставочном комплексе “Крокус-Сити”. На подходе новые объекты, в основном дополняющие инфраструктуру жилых комплексов, имеющих “выход к воде”, а также “спасательно-оздоровительные комплексы”, в которые согласно городской программе переоборудуют имеющиеся спасательные станции (яхт-порт в Строгине — первый из таких объектов, созданная по современным технологиям стоянка для яхт примыкает к спасательной станции).

В комплекте с жильем

По словам Сергея Лядова, “видеть каждый день под окном своего дома белоснежную красавицу и кататься на ней в любое время (естественно, в период навигации) — это уникальный уровень комфорта, который еще недавно было трудно представить”.

Турнаев отмечает, что место расположения яхт-клуба в “Алых парусах” требует повышенных мер безопасности: причалы находятся практически под мостом, рядом — шлюз. Создателям клуба было рекомендовано установить видеонаблюдение за акваторией, чтобы обеспечить безаварийный выход яхт со стоянки. ГИМС провел в “Алых парусах” обучение судовладельцев, вообще, по словам представителей инспекции, здесь ответственно подошли к обеспечению безопасности.

В начале июля открылся яхт-клуб в жилом комплексе “Алые паруса”. Помещение яхт-клуба находится в основании действующего маяка и поражает элегантностью интерьеров (например, пол выполнен палубной кладкой). Рядом расположен собственно причал на 37 мест, каждое из которых оснащено новейшим оборудованием Marinetek и всем комплексом обслуживания яхт. Мостки различной длины выполнены из тикового дерева. Что особенно ценно — в яхт-клубе предусмотрено зимнее хранение яхт, правда, не в эллинге, а на галерее, окружающей причалы. К моменту открытия на 36 свободных мест (одно было зарезервировано изначально) было более 80 заявок, поэтому места распределялись на аукционе, по сообщению пресс-службы компании “ДОН-Строй”, стоимость некоторых причалов достигала $15 000.

Инфраструктура пляжного клуба включает в себя прокат разнообразного спортивного оборудования, в том числе и для занятия водными видами спорта, на берегу — настольный теннис, бадминтон, пляжный волейбол, бильярд, мини-гольф и мини-футбол на специальном поле, теннисные корты, игровой комплекс для детей.

Группа компаний “Конти” в настоящее время ведет строительство второй очереди комплекса “Покровский берег” в живописной парковой зоне Покровское-Стрешнево на берегу Химкинского водохранилища, в непосредственной близости от усадьбы “Покровское-Глебово” (также объект “Конти”). Строительство жилого комплекса “Покровский берег” и благоустройство рекреационной зоны — два взаимосвязанных проекта, которые инвестируются отдельно. По словам генерального директора Группы компаний “Конти” Вячеслава Тимербулатова, в рамках развития пляжной зоны планируется создание яхт-клуба и первый шаг к его организации будет сделан в следующем году, когда будет открыта стоянка на 15-18 катеров. В дальнейшем планируется увеличивать размеры причалов и количество мест. “Максимальная длина яхт, которые мы сможем принять, — около 22-24 м. У нас будут места для 30-40 яхт и такое же количество мест для катеров”, — говорит он.

“Яхт-клуб будет располагаться на акватории Химкинского водохранилища в тихой гавани, недалеко от Северного речного порта. Отсюда свободно можно выйти как на все водохранилища в Подмосковье, так и в центр Москвы”, — говорит Катерина Семихатова, руководитель пресс-службы “Капитал Групп”.

Холдинг “Капитал Групп” представил летом новый проект “Город яхт” на Химкинском водохранилище как уникальный ультрасовременный жилой комплекс (общая площадь составляет 60 000 кв. м, жилая — 30 000 кв. м) для тех, кто увлечен водными видами спорта.

Общая площадь занимаемой акватории — 2,5 га. Здесь будет создан причал на 110-117 мест для яхт всех размеров, основной акцент сделан на яхты от 40 до 100 футов (12,2-30,48 м, 1 фут — 0,3048 м) с осадкой до 4 м. Владельцы частного флота смогут воспользоваться оборудованными по последним технологиям причалами (вода, электричество, Интернет, спутниковое телевидение, система охраны). Помимо этого разработана концепция инфраструктуры клуба, которая включает в себя сигарный клуб с залом игры в карты, бильярд, бар-ресторан с европейской кухней, тихую и уютную библиотеку с видом на акваторию, мини-кинозал. Система членства будет организована по примеру европейских яхт-клубов. Стоимость аренды парковочного места для яхты составит $2,5 за 1 м длины судна в сутки в сезон навигации, в зимний период будет предоставлена возможность размещения яхты в теплом эллинге из расчета $3 за 1 м судна в сутки.

“Яхт-клуб на территории жилого комплекса представляет собой приятное дополнение к составу целого комплекса (жилых апартаментов, таун-хаусов, фитнес- и SPA-центров и т. д.)”, — говорит Семихатова. Затраты на его создание составляют примерно 20% в общем объеме инвестиций в жилой комплекс, которые оцениваются в $110 млн.

Яхт-клубы сегодня могут рассматриваться как вложение, приносящее неплохой доход, их модно и выгодно строить у жилых комплексов и коттеджных поселков, поскольку цены на стоянку и обслуживание яхт в Москве сегодня выше даже среднеевропейских, считает Андрей Васильев, директор департамента загородной недвижимости компании Paul's Yard.

“Можно точно сказать, что основная масса яхт на водохранилищах — это суда от 24 до 50 футов (7,31-15,24 м), по сравнению с позапрошлым и прошлым сезоном возрос спрос на яхты от 60 футов (более 18 м). Но, на мой взгляд, это не бесконечный процесс, рано или поздно места на воде станет мало, тогда, через 4-5 лет скорее всего яхты будут уходить на Средиземноморье, — считает Семихатова. — Но это никак не повлияет на спрос на стоянку, поскольку пределов для совершенства нет — бывшие в употреблении яхты продаются, покупаются более новые и совершенные, так что потребность в парковочных местах для яхт и катеров вряд ли снизится”.

Но он считает, что для настоящих яхтсменов, покоряющих Средиземноморье, Москва-река и водохранилища неинтересны. “Яхт-клубы в Москве и Подмосковье будут существовать скорее как дань моде, как инфраструктура хороших элитных загородных жилых комплексов. Застройщики понимают, что не имеет смысла делать отдельный яхт-клуб для каждого поселка. Яхтинг — это сезонный вид спорта, и яхт-клуб не может приносить стабильный доход круглогодично. Да, летом люди будут ходить на яхтах, будут приезжать пообщаться, выпить чашечку кофе в компании любителей этого вида спорта. Зимой же основной источник дохода — обслуживание яхт, стоящих на приколе. Поэтому чаще всего яхт-клуб создается сразу под несколько поселков”, — добавляет Уфимцев.

Загородные поселки у подмосковной “большой воды” обзаводятся яхт-клубами весьма активно. “Не в последнюю очередь это связано с освоением северного и северо-западного направлений и строительством элитных коттеджных поселков на воде (по дмитровскому, ленинградскому, пятницкому направлениям), где яхт-клубы являются главной отличительной чертой и преимуществом всего комплекса, основополагающей частью инфраструктуры, которой не владеют поселки, расположенные по другим, не менее престижным шоссе”, — говорит Андрей Уфимцев.

Руководитель “Марина Девелопмент” Павел Новоселов говорит, что с завершением создания этих яхт-клубов и еще одного объекта с яхт-клубом и гольф-клубом на Пестовском водохранилище сформируется единый “яхтенный комплекс”, который значительно разовьет водную инфраструктуру в московском регионе. Например, яхт-клуб в “Зеленом мысе” будет совершенно уникальным по набору услуг и уровню сервиса, здесь строится первый в Подмосковье теплый эллинг для хранения судов, уже зимой он будет готов принять на хранение яхты. Стоимость стоянки еще не определена, по словам Новоселова, она будет на уровне или чуть выше среднерыночной цены по Москве и области. Гавань “Зеленого мыса” рассчитана на 50-60 мест, в основном на лодки от 7 до 18 м. Павел Новоселов считает, что в Подмосковье проще создавать такие объекты, как яхт-клубы, соответствующие современным мировым стандартам по уровню сервиса и экологическим нормам. В Москве все “стиснуто”, и сложно находить общий язык с владельцами участков на берегу.

Наиболее привлекательными для яхтсменов являются Клязьменское (ближе всего к Москве, и на нем больше всего дорогих яхт-клубов) и Пестовское водохранилища, популярное место проведения крупнейших российских и международных парусных регат. На Пестово новые яхт-клубы появятся в поселках “Лазурный берег” компании “Инком-Недвижимость” и “Зеленый мыс” компании “КомСтрин”. В последнем яхт-клуб уже строится, проведены берегоукрепительные работы на 1,2 км береговой линии. Оба яхт-клуба будут создаваться по технологии финской компании Marinetek (плавающие железобетонные понтоны с соответствующими аксессуарами: швартовные “пальцы”, сервис-колонки для подводки воды и электричества непосредственно на причалы), которую предлагает на московском рынке фирма “Марина Девелопмент” и по которой были сооружены причалы в “Алых парусах”, Строгине и “Крокус-Сити”.

Строго говоря, Мякининская пойма Москвы-реки, где расположен “Крокус-Сити”, — это уже Подмосковье, но самое что ни на есть ближайшее. “Крокус-Сити” находится на 66-м км МКАД (на пересечении с Волоколамским шоссе), летом к четырем павильонам общей площадью 43 900 кв. м прибавился Shore House Yacht Club, Hotel Restaurant. Площадь причала с набережной составляет около 1000 кв. м, глубина фарватера в этом месте — 5 м. В яхт клубе 48 мест для стоянки, держать здесь яхту можно круглый год, на зиму судно будет поднято на берег. Стояночные места в Shore House согласно требованиям европейских яхт-портов оборудованы сервис-колонками, обеспечивающими береговое электро- и водоснабжение. Здесь также проводят техобслуживание катеров. Стоимость стоянки — $2 в сутки с метра длины судна. Сейчас в клубе стоят 10 судов, открыта выставка-продажа яхт и катеров.

В комплексе с торговлей

В шаговой доступности

Shore House удачно расположен по отношению к центру города и “большой воде”, кроме того, специально для быстрого перемещения в яхт-клубе создана вертолетная площадка, и вертолет может доставить членов клуба и их гостей прямо на борт судна. А на уик-энд можно поручить капитану перегнать яхту на любое водохранилище Подмосковья или на Большую Волгу. В яхт-клубе можно взять катер напрокат, научиться кататься на водных лыжах, скоро здесь будут проводить воднолыжные соревнования. На берегу можно играть в футбол и волейбол, здесь есть пляж и детская площадка.

Первый яхтенный порт в Строгине на участке 0,4 га рядом со спасательной станцией оборудован на уровне европейских стандартов. Охраняемая стоянка на воде рассчитана на 50 судов длиной от 5 до 15 м у причалов, оснащенных сервис-колонками для подачи воды и электричества непосредственно к судну. В принципе, технология позволяет обеспечить и заправку бензином на месте, но на это нет официального разрешения, поэтому заправка производится посредством переливания горючего из канистр в баки. Что безопаснее для экологии — вопрос открытый.

“Наличие яхт-клуба в составе жилого комплекса является значительным конкурентным преимуществом, — говорит Сергей Лядов. — Однако оно, безусловно, отражается на стоимости эксплуатации жилья. Брать на себя бремя постоянных дополнительных расходов готовы не все любители яхт. В России достаточно короткий период навигации, и держать яхту все это время на приколе в столице не слишком оправданно. Хочется выйти в теплые южные края и проверить, что Москва действительно порт пяти морей. У яхтсменов жилье, как правило, уже есть. Поэтому для них оптимальным является аренда места на специальных охраняемых причалах. Таким образом, яхт-клубы будут развиваться не только как часть инфраструктуры жилых комплексов, но и как отдельный бизнес. Подтверждение тому — первый в Москве порт для яхт, который открылся в июле на берегу Строгинской поймы. Более того, близость к нему стала одним из основных факторов интереса любителей яхт к новому жилому комплексу компании "Янтарный город". Чтобы дойти до порта, потребуется не более 5 минут”.

Это первый порт на Москве-реке из тех, которые планируется ввести в строй в рамках городской целевой программы “Создание спасательно-оздоровительных комплексов на воде до 2010 года”. Финансирование реализации программы осуществляется Главным управлением ГОЧС г. Москвы, выступающим в роли городского инвестора правительства Москвы в части создания современной спасательной службы на воде, и инвесторами — в части создания основных элементов спасательно-оздоровительных комплексов. Объем привлеченных средств инвесторов — 620,6 млн руб., всего объем финансирования по программе — 1177,8 млн руб.

К услугам членов клуба — боцманская служба порта (оказание помощи на воде судну в случае аварии или поломки, устранение мелких поломок, помощь в проведении сложного ремонта), помощь в приобретении, регистрации и техосмотре плавсредств, в организации прохождения шлюзов, а также в размещении судна на зимнюю стоянку (например, в Shore House).

территории) и их дальнейшую эксплуатацию отвечает ГУП “Берега Москвы”. По словам заместителя генерального директора ГУП “Берега Москвы” Дмитрия Соловьева, основная идея программы — совместить систему спасения людей и систему отдыха на воде, а также способствовать тому, чтобы Москва — динамично развивающийся город на суше — так же динамично развивался на акватории Москвы-реки.

За программу преобразования спасательных станций Москвы в спасательно-оздоровительные и рекреационные комплексы (в состав которых включаются коммерческие объекты, не противоречащие рекреационной функции

Инвестором пилотного проекта строгинского порта выступила компания “Столичные причалы”. По словам префекта Северо-Западного округа Виктора Козлова, на создание порта бюджетных денег не выделялось, инвесторам этот объект обошелся в $300 000 плюс еще около $200 000 было потрачено на благоустройство береговой территории. “Порт был построен на деньги энтузиастов, заинтересованных в развитии этого бизнеса”, — отметил Козлов.

Изюминка Строгина — сооруженный фирмой “Эко-сервис” плавучий пляж с купальней (соседство обычного пляжа с яхтенным портом небезопасно). Пляж с внутренним бассейном составлен из пластиковых блоков, имеется слип для гидроциклов. Такие плавучие пляжи могут быть установлены где угодно, при необходимости они дополняются очистными сооружениями, но в Строгине в этом нет необходимости.

Любопытно, что к моменту открытия тарифы на услуги порта не были определены, поскольку непонятно было, как регистрировать причальные сооружения — понтоны (самую дорогостоящую часть порта), ведь они держатся на якорях и в грунт Строгинской поймы не было забито ни одной сваи.

Себестоимость одного места стоянки оценивается в $5000-700 По мнению генерального директора стройхолдинга “Новый дом” Михаила Кранчева, понтонные причалы строить существенно проще и дешевле, чем бетонные пирсы на сваях. Но понтоны подходят лишь для маленьких клубов, тогда как в ряде случаев требуется создание более фундаментальных причальных сооружений. Павел Новоселов говорит, что удобства понтонной технологии в том, что она позволяет легко исправлять ошибки проектирования и при необходимости изменять конфигурацию стоянки, к тому же она более экологична и дешевле в эксплуатации, чем капитальные монолитные сооружения.

Путешествие к Кремлю

По словам Дмитрия Соловьева, расценки до конца года сейчас установлены: от $250 в месяц за стоянку гидроцикла до $450 в месяц — за небольшой катер. Каковы будут цены в новом сезоне, конъюнктура покажет. “К сожалению, наши прогнозы относительно окупаемости порта оказались неоправданно оптимистичными. Возможно, причина тому — и холодное лето, и то, что открылись мы поздно, в июле”, — говорит Соловьев. Правда, припозднились с открытием и “Алые паруса”, и “Крокус”, которые образуют со Строгиным первые звенья будущего Московского речного клуба. По мнению Соловьева, проект окупится за 3-4 года, но для этого необходимо создавать инфраструктуру досуга: “Сам по себе причал как коммерческий объект неинтересен. Он должен стать одним из элементов рекреационного центра, который планируется создать на Строгинском мысе (проект разработан Институтом экологии города)”.

Светлана Сигалова, менеджер по рекламе “Крокус-Сити”, считает, что строить яхт-клубы сейчас не столько перспективно, сколько популярно — на рынке катеров и яхт в Москве настоящий бум, иметь лодку и модно, и нужно. “С коммерческой точки зрения выгодны только крупные яхт-клубы, которые могут разместить большое количество лодок и катеров на постоянную стоянку. Остальные же зарабатывают в основном на ресторанах и мероприятиях на территории клуба. Например в Shore House в "Крокус-Сити" модно устраивать свадьбы и юбилеи; здесь проходил конкурс по аквабайку, благотворительное мероприятие для детей-сирот”, — говорит она.

Идея, лежащая на поверхности, — Москве, чтобы стать настоящим городом яхт, необходима разветвленная сеть различных по масштабам стоянок и причалов вдоль берегов Москвы-реки. Например, по словам Новоселова, многочисленные рестораны-дебаркадеры вдоль набережных не против того, чтобы гости подходили к ним с воды. Надо просто увязать все в единую систему того же Московского речного клуба, чтобы каждый член клуба мог пользоваться элементами этой системы для полноценного отдыха на воде. Для нормальной эксплуатации яхт необходимы не только легкие летние стоянки, но и “техцентры”, где осуществлялись бы подъем, ремонт, заправка судов. Нет смысла организовывать при каждой стоянке мелкий сервис — это невыгодно и экологически небезопасно.

По словам пресс-секретаря “С-Холдинга” Оксаны Басовой, передвигаться по городу на яхте удобно и Москва с воды выглядит совсем иначе. Было бы хорошо, если бы в центре города существовало несколько яхт-клубов и больше мест, куда можно было бы подойти, считает она. Например, сходить на яхте в ресторан, не тратя больше часа на дорогу из Москвы в “Буревестник” на Клязьме.

Алексей Шепель, основной акционер “С-Холдинга”, возглавляющий в настоящее время “Строймонтаж-М”, недавно стал обладателем круизной моторной яхты фирмы Silverton. С эксплуатацией яхты проблем не возникает, но пока не ясно, что будет зимой, когда яхту поднимут на берег, обернут тентом, под которым несколько обогревателей будут поддерживать нужную температуру (под присмотром капитана).

Напротив, Андрей Уфимцев полагает, что говорить о серьезном развитии яхтинга в Москве не имеет смысла: “Все, что может предоставить наш город, — это возможность познакомиться с этим видом спорта, получить начальные знания и желание совершенствоваться в более благоприятных условиях, например на Средиземноморье”.

Не исключено, что в рамках программы “Золотой остров”, которую реализует в центре столицы пул инвесторов, включая, в частности, Группу компаний “КРТ”, будут созданы яхт-клуб и пристань. “Понятно, что Москва — не Венеция и наш суровый климат не является стимулом к развитию речного судоходства. Однако многие эксперты соглашаются в том, что "водный туризм" в Москве находится только в стадии развития и потенциал его высок”, — говорит руководитель дирекции маркетинга, рекламы и PR “КРТ” Валех Рзаев.



Главная --> Публикации