Главная --> Публикации --> Московские власти решили судьбу россии Квартал или точка? Испания растет в цене Собственность надо регистрировать Все за мкад...

Судя по последним событиям, очередной сюрприз для россиян пока вроде бы «завис» в коридорах власти. Однако, живя в России, всегда нужно быть готовым к самому худшему, поэтому представляется нелишним еще раз напомнить, о чем идет речь.

Газета М2 уже писала о перспективах введения в России обязательного страхования жилья (ОСЖ). Инициатором этой идеи в свое время выступил Госстрой и МЧС. Под лозунгом «У населения деньги есть» планировалось ввести ОСЖ уже в 2004-м, в крайнем случае — в начале 2005 года.

Суть вопроса
Согласно готовящемуся законопроекту, под ОСЖ попадет практически весь жилой фонд страны, за исключением ветхого и аварийного. Планируется сначала ввести страхование нового жилья, а через какое-то время — и всего остального. Кроме квартир граждан также хотят обязать страховать дачные участки и домики.
Сразу же возникает серьезная проблема: как оценивать жилье и кто будет это делать? Разработчики закона считают, что оценщиками будут выступать сами страховщики. Но где гарантии, что их оценка совпадет с мнением владельцев жилья? Тем более что на сегодняшний день единой методики оценки не существует.
В проекте закона страховую сумму предлагается установить в размере половины «от остаточной восстановительной стоимости на начало календарного года». А как определить эту самую «восстановительную стоимость»? Неизвестно. Предположим, что дом или квартира стоят $60 тыс. Страховая сумма получается $30 тыс., и от нее будет рассчитываться размер страхового взноса.
Разработчики закона утверждают, что цена страхового полиса никого не разорит, так как она будет не выше 0,5% стоимости жилья. Это значит, что за квартиру стоимостью $60 тыс. ее хозяин заплатит не более $150 в год, зато при наступлении страхового случая страховщик должен будет выплатить пострадавшему $30 тыс.
Пока точных цифр не знает никто. Одно можно сказать наверняка: ставки тарифов для дешевого и дорогого жилья наверняка уравняют. Так уже было с обязательным страхованием автогражданской ответственности (ОСАГО). Когда власти агитировали за него, они обещали, что за счет массовости страхования тарифы будут в несколько раз ниже существующих добровольных тарифов. Что получилось на деле, все знают. Сейчас владелец старой «Волги», ездящий на дачу раз в неделю, платит по ОСАГО практически столько же, сколько владелец новой иномарки, эксплуатируемой ежедневно. Так чего еще можно ждать от авторов новой «обязаловки»?

Краткая история вопроса
Идея введения ОСЖ овладела умами федеральных чиновников после крупного наводнения на юге России, случившегося в 2002 году, в результате которого пострадало свыше 45 тыс. жилых домов. Государству тогда пришлось потратить на восстановительные работы почти 15 млрд бюджетных рублей. Если жилье будет застраховано, рассудили чиновники, подобных затрат не потребуется. Логика здесь проста: по данным МЧС, в России угроза затопления существует для более чем 40 крупных городов и нескольких тысяч более мелких населенных пунктов, кроме того, постоянно сохраняется опасность пожаров, землетрясений и других происшествий. Беда 2002 года может повториться в любой момент, а тратиться на ликвидацию последствий государству совсем не хочется. Однако сформулировано это было более тонко: налогоплательщики не должны выкладывать деньги за пострадавших от стихии, это забота страховщиков. Но откуда возьмут средства страховщики? Конечно же из кармана все тех же налогоплательщиков, принужденных страховать свое жилье.
Проект соответствующего документа был быстро подготовлен, затем отправлен на доработку. Планировалось вернуться к его рассмотрению в начале 2004 года. Однако до настоящего времени процесс доработки не закончен. Вопрос — страховать или нет — не обсуждается. Имеют место лишь разногласия по некоторым частным вопросам.

От ОСЖ освободят лишь жильцов ветхих и аварийных домов. По оценкам, такие дома составляют примерно 3% всего жилого фонда страны. А как быть с остальным жильем, находящимся в близком к катастрофическому состоянии, например, с множеством пятиэтажек, построенных в 60-х годах? Миллионы людей, живущих в таких домах, не виноваты в том, что капремонт у них не делался уже несколько десятков лет, но по замыслу властей именно они будут вынуждены в обязательном порядке расплачиваться за нерадивость этих самых властей. Совсем как в известной басне: «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать».

В законопроекте об ОСЖ говорится, что страховые взносы будут включены в квартплату. Якобы, если доходы квартиросъемщиков невысоки, то страховые выплаты подпадут под систему субсидирования малоимущих. Но под защиту госбюджета, как и в любой другой области, смогут попасть лишь самые бедные, которым еще придется постоять в очередях, доказывая, что обязательная страховка плюс квартплата им не по карману.

Цена вопроса
Цена вопроса у ОСЖ намного выше, чем у ОСАГО. Автомобилей в России примерно 25 млн, а квартир — почти 56 млн. На сегодняшний день застраховано примерно 80% машин, зато жилого фонда по стране застраховано не более 2% (в Москве — не более 10%). Заработать на этой «целине» можно очень даже прилично. По имеющимся оценкам, объем страховых сборов по ОСЖ может превысить $20 млрд в год (для сравнения — от ОСАГО рассчитывают собирать до $2 млрд в год).
Опять же, по различным оценкам, полис может стоить от 0,3 до 0,6% в год, но не от стоимости жилья по БТИ, а от рыночной стоимости, которая имеет очень мало общего с оценкой БТИ. Верхнюю планку предлагается применять для старых домов и простеньких дач, нижнюю планку — для современных кирпичных домов и загородных коттеджей.
На первый взгляд все правильно — вероятность пожара или аварии в новых домах меньше, чем в старых. Но как это будет выглядеть на практике? За квартиру в центре Москвы ценой $100 тыс. и за типовую квартиру на окраине ценой $50 тыс. придется платить одинаковый взнос $15 О социальной справедливости, похоже, опять никто и не подумал.

Разработчики закона уверяют, что ОСЖ не будет отступлением от рыночных норм и правил. Каждому жильцу якобы дадут возможность выбрать себе достойного страховщика из числа тех, кто пройдет специальный конкурсный отбор. Но не так ли обстояло дело и с обязательным медицинским страхованием, и с ОСАГО, и с Пенсионными фондами? Где она, реальная рыночная конкуренция? Пока ее не видно...

Выводы
Понятно, что «продавить» закон об ОСЖ в том виде, как он написан, будет непросто. И дело не только в том, что документ еще во многом «сырой». Главная интрига состоит в том, что он вступает в противоречие с действующими федеральными законами, прежде всего с Гражданским кодексом, не предусматривающим (пока!) возможности обязать граждан страховать свое имущество без их согласия.
На согласие не отличающегося высокими доходами населения, воспринимающего любую обязательную «услугу» как уплату очередного налога, надеяться не приходится. Но уж больно лакомым кусочком показало себя ОСАГО. Поэтому, думается, что и ОСЖ, несмотря на установившееся в данном вопросе затишье, не за горами. В одном можно быть уверенным точно: если правительство все же внесет этот законопроект в Госдуму, депутаты дружно проголосуют за него, как они уже это неоднократно делали, например, с тем же ОСАГО или с заменой всем россиянам (кроме конечно же себя) льгот смехотворными денежными пособиями и т.д. и т.п. Так что, господа, ждем-с...

Что это даст населению?
Государство сумеет заставить своих граждан выложить деньги за страховку, оно умеет это делать. Но чем это обернется для населения? Вопрос, похоже, риторический.
За годы перестроек, реформ и кризисов люди привыкли сами решать свои проблемы, не рассчитывая на помощь государства. Почувствовать же реальную заботу о своих интересах им пока не доводилось.
Введение ОСЖ может привести к тому, что весь дешевый сегмент рынка страхования недвижимости перейдет под его «крышу», а программа льготного страхования либо отомрет, либо вольется в систему ОСЖ. С другой стороны, понятно, что ОСЖ сможет обеспечить лишь узкую страховую защиту, ориентированную на самую стандартную планировку и отделку. Комплексную страховую защиту может предоставить только договор добровольного страхования. В случае с ОСАГО автовладельцев, имеющих нормальную коммерческую страховку, вынуждали приобретать еще и ненужную им обязательную. Не приведет ли внедрение ОСЖ к ущемлению прав владельцев квартир, желающих иметь страховой полис на реальную стоимость и от реальных рисков?
Что можно будет получить по ОСЖ при наступлении страхового случая и чего это будет стоить пострадавшим, тоже показал опыт работы ОСАГО. Рассчитывать на адекватные и не унижающие человеческого достоинства выплаты, похоже, даже и не стоит. К тому же государство пока объективно не готово ввести ОСЖ с организационной точки зрения. О том, как долго приходится ждать сотрудников ГИБДД при аварии и какие очереди приходится выстаивать в маломощных группах разбора, знает сейчас каждый владелец полиса обязательного страхования. Но на хозяина автомобиля, который не хочет платить за ненужное ему ОСАГО, можно легко воздействовать через механизм техосмотра или штрафов, налагаемых работниками ГИБДД.
А что делать с гражданами, которые откажутся платить за ОСЖ? Допустим, владельцев муниципальных или ипотечных квартир еще можно заставить страховаться, а вот что делать с владельцами частных квартир и домов? Думается, мощное, когда ему это нужно, государство и здесь найдет действенный выход из положения.

Успех проекта будет напрямую зависеть от многих факторов: от местоположения торгового центра, правильно выбранного размера площадей, широты ассортимента товаров и услуг различных ценовых категорий, архитектурного дизайна. Чтобы торговый центр заработал и начал приносить прибыль, необходимо не только «заселить» его. Сначала нужно провести тщательные маркетинговые исследования, которые помогут определить будущий ассортимент и формат торгового центра, разработать план и только потом подобрать соответствующих проекту арендаторов.

Владимир ПОНОМАРЕВ
Председатель совета Национальной ассоциации участников ипотечного рынка (НАУИР), заместитель председателя Госстроя РФ:
— Это вопрос очень сложный, и вот почему. Страховать по ценам БТИ, то есть по нерыночным ценам, которые даются для налогообложения, бессмысленно. Это означает, что человек, потеряв жилье, сможет получить лишь пятую часть его стоимости. Обязательное страхование имеет смысл только при рыночной цене на жилье. Но это связано еще и с доходами населения. Ввести обязательное страхование для всех — это значит ввести его и для бабушек, и для дедушек. Им придется платить большие деньги. Я не помню точные цифры, но по Москве это около $1000 в год. Деньги сумасшедшие.
В США эта проблема решается при помощи так называемых государственно-частных партнерств. То есть частично функции страхования принимает на себя государство. Взять, например, знаменитую американскую структуру — Федеральную жилищную администрацию. Это государственная страховая компания, которая находится в структуре американского Госстроя (Министерства жилья и развития городов). Она имеет государственные гарантии и возможность помочь людям осуществить в том числе и обязательное страхование жилья. У нас ничего подобного, к сожалению, пока нет.
Российские торговые комплексы проделали эволюционный путь от универмагов и крытых вещевых рынков к классическим центрам западного образца. Такой торговый центр — сложное предприятие, требующее грамотного управления. Правильно выстроенная концепция, учитывающая архитектурные, маркетинговые, территориальные, правовые и социальные аспекты, является сейчас залогом успеха любого торгового центра.

Контроль людских потоков
Грамотное направление потоков покупателей — одна из основ концепции успешного торгового центра. Потоки направляются с помощью определенного сочетания и последовательности расположения торговых секций внутри комплекса, визуальной доступности максимального количества торговых операторов. На направление покупательских потоков также влияет размещение паркинга, входов в торговый центр, количество и местоположение эскалаторов и лифтов и другие факторы.
Внутреннее пространство центров планируется таким образом, чтобы не вызывать у посетителя ощущения дискомфорта. С этой целью продумываются структура помещений и дизайн. Имеет значение даже цветовая гамма, форма и размеры помещений и проходов, а также температура, влажность, уровень освещения и т. п.
Центр должен быть спланирован логично и удобно для посетителей. Вспомните мучения заблудившегося в коридорах НИИ героя Семена Фарады в фильме «Чародеи». Покупатели не оценят прелестей сложного архитектурного решения, плутая в лабиринтах проходов, чтобы найти выход на улицу. При планировке должна быть обязательно продумана система, по которой человек может войти в центр и обойти его весь по кругу. Поэтому весьма желательно, чтобы в торговом центре было как можно меньше тупиковых коридоров. Это предотвратит появление так называемых «мертвых зон» внутри комплекса. Но если такие зоны все же есть, грамотные управляющие должны разместить в них тех арендаторов, которые безусловно способны привлечь к себе поток посетителей. Это могут быть фаст-фуды или магазины популярных на сегодняшний день брендов.
Существуют и некоторые «хитрые ходы», заставляющие покупателя пройти по всему торговому центру и, соответственно, ознакомиться с максимальным количеством представленных товаров и услуг. Один из них — размещение нисходящего и восходящего эскалаторов в противоположных концах здания, хотя это и не очень удобно для посетителей.
В целом же современные планировки торговых комплексов предполагают наличие эскалаторов и лифтовых групп, равномерно разнесенных в разные части здания. Если эскалаторов два и более, то в каждом случае они должны идти и вверх, и вниз. Лестницы, как правило, по назначению используются редко. Они планируются чаще всего в целях пожарной безопасности или для стройности архитектурной композиции.
Контроль покупательского потока может осуществляться с помощью специального оборудования — так называемых «счетчиков посетителей», которые устанавливают в различных местах торгового центра как на общих входах, так и у дверей каждой отдельной секции.

Что, где и для кого
Размер и архитектурное решение определяют формат комплекса. Оптимальным вариантом, по мнению специалистов, являются одно–двухуровневые торговые центры. Эталону в какой-то мере соответствуют комплексы, расположенные на МКАД. В городской черте по причине нехватки и дороговизны земли строятся, как правило, двух–трехуровневые торговые центры площадью от 10 до 30 тыс. кв. м. Для столицы это пока приемлемо. Однако четыре и более этажей в комплексе — крайне невыгодное решение даже для центральной части города.
Местоположение торгового центра само по себе редко бывает совсем неудачным. Другой вопрос, правильно ли выбран его формат и профиль для данного района. Требуется тщательное изучение характера окружающей конкурентной среды. Например, в непосредственной близости от «Горбушки» нет смысла размещать крупные магазины электроники, бытовой техники или звукозаписи.
Затем определяют особенности района, где будет расположен планируемый объект, и проводят социологический опрос местных жителей — потенциальных посетителей будущего торгового центра. Такой подход решает сразу несколько задач: можно не только рассчитать количество и размер магазинов каждого профиля, но и оценить их вероятные торговые обороты.

Управление торговым центром
Конечно, удачное местоположение, сбалансированный состав арендаторов и грамотно разработанная концепция — основные факторы успешности торгового комплекса. Но все более необходимым сейчас становится серьезный подход к управлению центрами.
Не зря профессионалы европейского рынка ритейла сегодня больше озабочены не тем, как спланировать и открыть торговый центр, а тем, как удержать на должном уровне уже имеющийся, как его преобразовать и модернизировать. В условиях жесткой конкуренции постоянно появляются новые комплексы, оттягивая часть покупателей на себя.
В управление центром включается и реклама, и разработка плана развития, и ведение маркетинговой политики. Компаний, которые специализировались бы исключительно на таком управлении, в Москве пока нет. Однако некоторые крупные компании рынка недвижимости начинают вводить такую услугу, как запуск торговых центров и управление ими. Сейчас они ограничиваются консультированием, но скорее всего в ближайшем будущем появится острая необходимость в подготовке «управленцев» для торговых центров.

Распределение торговых площадей
Определенные правила и закономерности в этом вопросе существуют, но универсальной формулы соотношения арендаторов в торговых центрах нет, она разрабатывается в каждом конкретном случае индивидуально. Для этого и выясняются особенности, характеризующие круг потенциальных покупателей, определяется тип центра и его специализация.
К настоящему моменту, когда конкурентоспособными оказываются только торговые центры с грамотно выполненной концепцией, девелоперы предпочитают обращаться к профессиональным консультантам, владеющим богатым международным опытом. Изучив результаты маркетингового исследования, эскизный проект и текущую ситуацию на рынке, консультант будет рекомендовать заказчику, какому арендатору какую площадь стоит предложить.
Важным является выбор «якоря», который займет центральное место среди арендаторов. Это должно быть крупное предприятие с широко известным именем, привлекающее в торговый центр наибольшее количество покупателей.
Центр может быть и «многоякорным», но в таком случае основные арендаторы не должны занимать пересекающиеся сферы рынка. Например, «Седьмой континент» вполне может соседствовать со «Стариком Хоттабычем», но вряд ли поселится под одной крышей с «Патерсоном» или «Пятерочкой».
Схема последовательности сдачи торговых площадей в аренду обычно следующая: сначала сдаются самые крупные торговые площади — «якорные», потом — площади под предприятия общественного питания, следующими занимают места крупные фэшн-ритейлеры, представляющие модные на рынке марки. И только после этого вокруг них начинают «расселяться» остальные арендаторы. Если верно подобрать место для основных арендаторов, то с размещением остальных будет меньше проблем. Зачастую само «якорное» предприятие активно воздействует на подбор остальных арендаторов.
Что касается схемы размещения внутри центра, здесь тоже существуют свои законы. Давно известно: чем выше этаж, тем ниже уровень продаж (именно поэтому рекомендуется строить одно–двухэтажные центры). «Якорные» арендаторы (в основном это супермаркеты) почти всегда располагаются на первом этаже. Рядом с ними должны находиться те или иные сопутствующие магазины и сервисные киоски. На первом этаже, как правило, размещаются и различные магазинчики, продающие аксессуары, подарки и т. д.

Наталия САЗОНОВА
Аналитик компании Colliers International:
— Мы стараемся учитывать спрос арендаторов на торговые помещения и ведем статистику обращений операторов в нашу компанию. Но если бы мы просто следовали этим обращениям, наши торговые центры были похожи скорее на рынки (множество маленьких секций одного профиля), поэтому приходится производить некоторый отсев операторов. После этого мы можем определить диапазон торговых площадей, наиболее удобных и рациональных для каждого профиля торговли. Наконец, опираясь на знания о торговых операторах, мы создаем наилучшую, уникальную для каждого конкретного места концепцию торгового центра.

Мария МАКАЛКИНА, фото Игоря ПОРХОМОВСКОГО

На престижном Рублевском шоссе в Подмосковье появится необычный коттеджный поселок. На его территории не будет дорог, так как не только гаражи, но и подъездные пути в нем упрячут под землю, а часть домов встроят в специально насыпанные холмы. Стоимость проекта Barviha Hills, который будет возводить московская “Капитал Груп”, составит более $50 млн. Эксперты считают, что аналогов у поселка на рынке пока нет, но в оценке его перспектив они разошлись.

Наталья ОРЕШИНА
Директор компании StilesRiabokobylk
— Торговый центр должен постоянно расти и развиваться, подобно живому организму. Ведь это не офисное здание, в которое владелец заселяет арендаторов и после этого, обеспечив охрану и уборку, лет на пять может о нем забыть. Чтобы обеспечить торговому центру жизнь, собственникам или управляющей компании придется потрудиться, постоянно вырабатывая новые решения для привлечения покупателей. В идеале торговый центр должен стать для своих потенциальных клиентов так называемым «клубным» местом, у них должно быть чувство принадлежности к этому «клубу». Сейчас индустрия торговых центров находится в начале своего развития, поэтому конкуренция не ощущается так остро. Однако уже сейчас ситуация на рынке начинает меняться.

На территории в 7,5 га “Капитал Груп” разместит 100 домов площадью от 237 до 350 кв. м с участками до 15 соток. “Сейчас это обычное поле, на котором будет создан искусственный ландшафт: насыпаны холмы, посажены деревья, а все дороги и подъезды к домам решено упрятать под землю”, — объясняет Семихатова. По ее словам, в поселке будут три типа строений — виллы, дома, разделенные на секции по принципу таун-хаусов, и “клиф-хаусы” — постройки, “утопленные” одной стороной в холм. Холдинг рассчитывает сдать в эксплуатацию Barviha Hills к лету 2006 г., стартовая цена продаж — от $2500 за 1 кв. м.

Продажи участков Barviha Hills в районе поселка Барвиха начнутся в конце сентября. Проектирует поселок голландский архитектор Эрик ван Эгераат, создавший уже несколько проектов для московских объектов “Капитал Груп”. По словам пресс-секретаря холдинга Екатерины Семихатовой, объем инвестиций в строительство превысит $50 млн. Стоимость земли в районе Барвихи составляет сейчас $10 000-20 000 за сотку, а на участках с лесом доходит до $50 000.

Перспективы продаж необычного поселка тоже оценили неоднозначно. “С учетом выгодного местоположения, привлечения к работе над проектом архитектора с мировым именем мы прогнозируем, что поселок будет пользоваться спросом”, — утверждает PR-менеджер Penny Lane Realty Иван Белянкин. Ширяев из Vesco Group называет проект “неоднозначным”. Единственным конкурентным преимуществом Barviha Hills можно считать сверхоригинальную архитектуру, но предыдущие оригинальные с точки зрения архитектуры рублевские поселки не могли похвастаться повышенным вниманием консервативной московской клиентуры, утверждает он.

“Цена с $2500 за метр также абсолютно адекватна рыночной — меньше в этом районе и не может быть, а объем инвестиций может быть немного больше”, — считает руководитель отдела развития риэлтерской компании “Терра” Светлана Блинникова. А вот директору Vesco Group Вячеславу Ширяеву заявленный объем инвестиций кажется завышенным. “Речь скорее идет о $20-30 млн, иначе рентабельность при цене $2500 за метр получается близкой к нулю”, — говорит он.

А у директора департамента маркетинга корпорации “Инком-Недвижимость” Сергея Елисеева проект вызвал недоумение. “Слишком маленькие участки и дома, явное несоответствие статусности места, крайне низких потребительских характеристик и очень высокой цены”, — говорит он.
Холдинг “Капитал Груп” – одна из крупнейших девелоперских структур в Москве. За последние восемь лет компании холдинга построили и ввели в эксплуатацию 1,317 млн кв. м коммерческих, торговых и жилых площадей. Оборот и владельцы держатся в тайне.
Дмитрий Котырев, первый заместитель председателя Мосспорткомитета:

Специалист риэлторского агентства, традиционно работающего на Рублевке, попросивший об анонимности, пояснил, что стиль хай-тек не пользуется массовым спросом. “В Москве не так уж много любителей хай-тека, готовых выложить более $800 000 за дом”, — говорит он.

Для достижения этих целей мэр столицы принял решение вернуть крупнейшие стадионы Москвы городу, убрав с их территорий ярмарки и рынки. Приоритетным направлением правительство Москвы определило развитие детского спорта. Деньги на это будут выделяться из городского бюджета, из средств префектур, вкладов инвесторов. Развитие и строительство объектов детского спорта - совместная задача Москомспорта и Департамента образования правительства Москвы.

- Генеральная схема - это теперь "настольная книга" для спортивных руководителей, документ, который определяет пути равномерного развития объектов физкультуры и спорта по районам Москвы и достижения цивилизованных норм распределения спортивных площадей - 0,32 кв. метра на каждого жителя.

В целом в соответствии с Генеральной схемой в Москве до 2010 года должно быть построено 2,4 млн. кв. метров спортивных площадей. Проектная стоимость их возведения - 90 миллиардов рублей.

С учетом того, что столица претендует на проведение Олимпийских игр 2012 года, в Москве будут строиться стадионы олимпийского уровня, бассейны, аква-парки, крытые спортивные комплексы летнего и зимнего типа. Строительство будет вестись не только в черте города, но и на территории Московской области, на землях, находящихся в городской собственности. Там будут строиться трассы для автомобильных гонок, а также для экстремальных видов спорта, трамплины, санные, горнолыжные и бобслейные трассы.

- Правительство Москвы приняло распорядительный документ, который для нас является руководством к действию. Генеральная схема развития и размещения спортивных объектов в Москве в своих приложениях систематизирует и определяет сегодняшнее материально-техническое состояние существующей спортивной базы и вместе с этим намечает пути ее развития в целях ликвидации неравномерностей размещения спортсооружений по районам столицы. У нас сейчас в одних округах достаточное количество стадионов, дворцов спорта и спортплощадок, а в других их явно не хватает.

Михаил Потатуев, заместитель председателя Мосспорткомитета по капитальному строительству:

По принятой Генеральной схеме мы должны подойти к запланированным цифрам к 2010 году. Что для этого необходимо?

Если брать низшее звено административного деления - районные управы, - то в 45 районах Москвы практически отсутствуют спортсооружения или их материально-техническое обеспечение не соответствует необходимым требованиям. Поэтому, проанализировав настоящее состояние спортивной базы столицы, правительство Москвы наметило существенное строительство и реконструкцию составляющих ее объектов. Подсчитано, что для приведения в соответствие с нормами НИиПИ Генплана Москвы (а эти нормы - 0,32 кв. метра спортсооружений на горожанина), нужно выделить на спортивное строительство 90 млрд. рублей до 2010 года. На сегодняшний день в связи с перепрофилированием многих стадионов под ярмарки, с их непригодностью для занятий имеем лишь... 0,04 кв. метра на человека. Так далеко мы находимся от цивилизованных норм!

Вторым направлением в достижении показателя 0,32 кв. м. будет возвращение спортивным объектам, которые не использовались в последнее время по прямому назначению, прежних функций. И этот процесс уже начался. Так, решением правительства Москвы возвращены городу территории спорткомплексов ЦСКА, "Динамо", "Лужники", которые, для того чтобы выжить в это тяжелое время, часть своих площадей: сдавали торгующим организациям. Понятно, что это были вынужденные меры. Но когда, проезжая по Ленинградскому проспекту, видишь рекламные щиты: "ЦСКА - самый крупный бутик России!" или "Лучший рынок - "Динамо", - лучшей антирекламы спорту трудно придумать. Я как-то привык, что ЦСКА и "Динамо" - это что-то другое.

Первое. Посмотрим еще раз на работу спортивных сооружений, находящихся в ведении Департамента образования, которые нацелены на процесс обучения, выполнение школьной программы, а вечернее время практически не используются. Мы обсуждаем с Департаментом образования условия, на которых можно было бы предоставить школьные спортсооружения для обеспечения потребностей всего населения близлежащих районов. Эти объекты находятся в шаговой доступности и поэтому должны быть действительно доступны для всех групп населения. Там можно оборудовать спорткомплексы, создавать клубы, секции. Это непростой вопрос, потому что школам потребуется дополнительное финансирование для подготовки этих объектов: их уборки, охраны, переоборудования и т. д.

В связи с тем, что многие легкоатлетические сооружения за время эксплуатации их коммерческими структурами пришли в упадок, нуждаются в капитальном ремонте, а где-то и в реконструкции, Генеральная схема предусматривает строительство новых стадионов. Москомспорт принял решение о предпроектной подготовке к реконструкции стадиона "Москвич", который станет объектом олимпийского уровня. Прорабатывается вопрос о возведении крупного стадиона в Тушине. Там же предлагалось построить футбольный стадион "Спартака", но, похоже, в клубе больше склоняются к мысли строить стадион на улице Удальцова в Юго-Западном округе.

Несмотря на сильное противодействие со стороны арендаторов из рыночных структур и руководства отдельных ведомств, считавших более удобным для себя просто получать арендную плату за спортивную недвижимость, чем изыскивать средства для их использования по назначению, мэр столицы настоял на неукоснительном исполнении решения правительства. Принятых решений Юрий Михайлович не меняет и исключений ни для кого не делает.

Мэр рекомендовал также вспомнить недавнее прошлое и призвал к максимальному использованию имеющихся, а также строительству новых спортивных площадок во дворах. По возможности в каждом дворе создавать мини-стадионы, а специально предназначенные для спорта помещения в жилых домах использовать по прямому назначению, открывая там тренажерные, теннисные и бильярдные залы. Программу же "Мой двор, мой подъезд" выводить на направление "Мой двор - спортивный двор".

На заседании правительства Москвы, на котором принималась Генеральная схема размещения и развития спортивных объектов в городе, Юрий Лужков определил главные направления ее реализации, выделив как одну из главных задач строительство объектов детского спорта и максимальное использование имеющихся спортсооружений Департамента образования. Финансироваться развитие детского спорта будет как из городского бюджета, так и за счет средств префектур.

Особое место занимает спорт высших достижений. Юрий Михайлович отметил, что это прерогатива федеральных властей, так как большой спорт работает на престиж государства. Для мировых и европейских чемпионатов, Олимпийских игр деньги должны выделяться из федерального бюджета, потому что проведение этих престижнейших мероприятий, успехи наших спортсменов имеют важное значение для всей страны.

Отдельным направлением рассматривался клубный спорт. Он будет финансироваться по инвестиционным контрактам.

Материальная база этих спортивных организаций финансируется из городского бюджета. Вместе с тем в схеме отдельной строкой определяется перечень объектов для видов спорта, которые входят в олимпийскую программу. Если по летним видам спорта картина относительно благополучная, хотя практически все стадионы нуждаются в ремонте и реконструкции, то по зимним видам ситуация намного хуже. У нас нет санно-бобслейных трасс, конькобежных дорожек, нет стадиона для биатлона, лыжных трамплинов, соответствующих международным стандартам...

Москва, тем не менее, будет принимать активное участие в подготовке таких турниров, выделении участков городской земли и разработке исходной разрешительной документации. Но в целом финансирование строительства и содержание крупных объектов международного класса, используемых для проведения крупных международных соревнований, должно осуществляться за счет средств федерального - бюджета. Это не означает, что столица устраняется от общероссийских программ: Москомспорт имеет на своем балансе детско-юношеские спортивные школы и училища олимпийского резерва, школы высшего спортивного мастерства, которые работают на большой спорт, на всю страну в целом.

В связи с новомодным увлечением наших автомобилистов - гонками по городским улицам - решено оборудовать трассы за чертой города. Для велодромов ВМХ сделать сооружения класса "А" с дополнительным обустройством, с ограждением, освещением, созданием сопутствующей инфраструктуры - пунктами питания, раздевалками по трассе и т.п.

Генеральная схема предусматривает строительство не только в Москве. Есть городская собственность и в Московской области. В проекте постановления отмечается необходимость взаимодействия с властями Московской области. Объекты для видов спорта, соревнования по которым не могут проводиться в черте города (гольф, парусный спорт, автомобильные гонки, лыжи и биатлон, горные лыжи) будут устраиваться в Подмосковье. И тех, кто пытался самоуправно заниматься коттеджным строительством на местах планируемого спортивного строительства, Юрий Лужков и Борис Громов уже поправили.

Воплощение Генеральной схемы в жизнь будет вестись поэтапно. Первый этап: разработка среднесрочной программы - это 2004 - 2006 годы. Выделяемые на нее средства и источники финансирования определены и расписаны по объектам. Ведется разработка следующего этапа. При реализации Генеральной схемы просматривается еще одна проблема: выделение и резервирование земельных участков под спортсооружения. В Москве продолжается и ширится строительство жилья - дело необходимое, но нужно следить, чтобы одна проблема не решалась за счет другой. Чтобы дома не строили на участках, отведенных под стадионы. Ведь при их проектировании учитываются и привязка к местности, и природные условия. Жилье - вещь необходимая, но и здоровье, и досуг наших детей, всего городского населения тоже! Мы должны защищать интересы Москомспорта. С этой целью меня включили в Земельную комиссию.

Еще един интересный момент: Генеральная схема предусматривает разработку специальных льгот, предоставление их различным инвесторам с целью привлечения капиталов для строительства спортсооружений, Надо сделать вложение капиталов всесторонне привлекательным для инвесторов. Построить легкоатлетический стадион, например, или футбольное поле - для наших инвесторов вряд ли в обозримом будущем прибыльно. А вот выстроить боулинг-клуб или бильярдный, пейнтбольную площадку - это выгодное вложение денег, привлечение населения для активных занятий спортом. Для нас же важно отчисление денег в бюджет в виде налога для развития массового спорта. Надо активно работать над созданием механизма совмещения интересов инвесторов и города.

Инвестиции в спортивную отрасль осуществлялись и до принятия Генеральной схемы, с постоянным и существенным их нарастанием:

Мы будем проводить резервирование земельных участков под спортивное строительство параллельно с внедрением среднесрочной программы, Я полагаю, под нашим надзором никто не сможет самодеятельно вмешиваться в процесс реализации Генеральной схемы, использовать выделенную нам землю не по целевому назначению.

На 2003 год выделили 2 миллиарда рублей, но это еще не все. Решен вопрос со строительством крытого конькобежного центра в Крылатском стоимостью 2,2 млрд. рублей. И если Юрий Михайлович изыщет резервы и строительство начнется в этом году (центр по схеме должен быть введен в эксплуатацию до 2005 года), то надо будет освоить хотя бы половину этой суммы: значит, еще 1-1,2 млрд. рублей. То есть более трех миллиардов только в этом году.

в 2000 году -40 млн. рублей;
в 2001 году -180 млн. рублей;
в 2002 году -1 780 млн. рублей,


В прошлом году на бюджетные 1,78 млрд. рублей были введены в эксплуатацию 4 новых бассейна, 4 горнолыжных склона, 6 трасс ВМХ (для экстремальных велогонок), 2 больших физкультурно-оздоровительных комплекса и начато строительство еще 10 объектов.

И несмотря на то что конькобежный центр объект федерального уровня, строиться он будет на московские деньги, Мало того, и содержать его будет Москва. Вот так на практике наш город принимает участие в выполнении федеральной спортивной программы.

География горнолыжных трасс расширяется. В предпроектной проработке находятся горнолыжные комплексы в Зеленограде, на улицах Малыгина, Шипиловской, Воронежской, Заповедной. Готовится вторая очередь на Воробьевых горах, где собираются сделать внесезонную горнолыжную трассу. Там, с привлечением инвесторов хотят делать совсем фантастический проект - с выходом через "трубу" на другой берег Москвы-реки. Такие же "трубы" намечаются и в Ново-Переделкине и на Нагорной, но там вопрос пока остается открытым - дело за инвесторами. Зато принято решение о строительстве в Ново-Переделкине желоба для хайф-пайпа, разновидности сноуборда.

Горнолыжные трассы уже начинают функционировать в Северном Бутове, в Ново-Переделкине, на Воробьевых горах, в Нагатине и на Севастопольской улице. Строительство новых трасс продолжается.

Мы стали серьезнее относиться к предпроектной и проектной подготовке. Нельзя рассчитывать на инвестиции, если не иметь заранее разработанной и утвержденной в соответствующих инстанциях проектно-сметной документации. В прошлом году потратили на это 95 млн. рублей.

В целом же при размещении горнолыжных баз возникает еще одна сложность. Их надо располагать без нанесения серьезного ущерба природе, экологии. Ведь при прокладке любой горнолыжной трассы приходится изменять ландшафт. Надо ставить подъемники а это электроэнергия воздействующая на среду Склоны приходится и искусственно заснеживать - это дополнительный водозабор аэрация. Нужно создавать сопутствующие бытовые комплексы: раздевалки, помещения для отдыха, закусочные, автостоянки и т. п. И чтобы компенсировать экологические потери, в само по себе дорогое строительство приходится включать расходы на природо-восстановительные мероприятия.

В этом году у нас проектируется работа еще по 16 объектам. Это и спортивно-оздоровительная база в Чехове, ЭШВСМ "Москвич" и "Суфияново", лыжная база профсоюзов на Сходне, спортивно-физкультурный комплекс "Трудовые резервы", известный Центр "Самбо-70" и еще десяток спортивных детско-юношеских школ.

Успешно выполняется программа по строительству бассейнов в каждом районе Москвы. С 1999 года построено 6 новых современных бассейнов - на улице Николая Старостина, на Чоботовской, Заповедной, улице Генерала Белобородова, в Керамическом проезде и в Зеленограде. Осталось построить еще 4 бассейна - на Красносельской улице, Жулебина, Лебедянского, Бакулева. Бассейны большие, с двумя ваннами и игровым залом.



Главная --> Публикации