Главная --> Публикации --> Много там лесов, полей и рек Депутаты поторопились внести в думу ипотечные законопроекты раньше, чем их одобрил кабинет Визави скупил 500 000 кв.м Покупка и продажа недвижимости в сша Как я покупала квартиру

КОПЭ. Белеет "Парус"...

Раньше было все ясно: монолит - это индивидуальный проект и качество, панель - типовой проект и экономия. Однако типовые дома сегодня перестали быть одинаковыми - это был ответ домостроительных комбинатов на запрос потребителя: никто уже не хочет сегодня жить в штампованных коробках. Сегодня специалисты говорят о том, что в ближайшие годы нас ждет новый скачок качества, и все, что не соответствует новым стандартам, будет сметено с рынка. Будет ли место типовому жилью в этой формирующейся системе координат? Большинство специалистов считает, что будет, но для этого оно должно измениться. Попробуем рассмотреть ростки этих новых стандартов на примере сегодняшних наиболее популярных серий.

И все же, что ни говори о преимуществах КОПЭ, у этой серии есть один очень большой недостаток: она не только выглядит архаично, но и просто всем изрядно надоела. По сути, все, что менялось облике этих домов за 20 лет - это цвет плитки, которой облицованы фасады. Так что новая модернизация КОПЭ, получившая название "Парус", пришлась как нельзя кстати. Это совместная разработка ДСК-2 с ОАО "Моспроект". С появлением эркеров улучшился внешний вид домов и увеличилась площадь квартир. Торцы дома перестали быть столь безликими - их украсили большие застекленные лоджии. Наружные стеновые панели теперь облицовываются плиткой по новой технологией - под мрамор. Московские власти возлагают большие надежды на новую серию, которая позволит сочетать наращивание темпов строительства и вести застройку в соответствии с современными градостроительными принципами.

При всем обилии предложений типовых новостроек сегодня можно выделить трех лидеров: П-44М, И-155 и КОПЭ с его последней модификацией - Парус. КОПЭ - это живое подтверждение того, что скептическое отношение к панели сегодня не вполне уместно. Эту серию представляет на российском рынке группа компаний ПИК. ДСК-2, входящий в ПИК, начал строительство 22-этажных жилых домов КОПЭ-80 еще в далеком 1980 году. Через пять лет серия была усовершенствована и с тех пор претерпела несколько модернизаций. Помимо большой этажности и уникальной системы блокировки секций, у этих домов есть и другие преимущества, сделавшие их популярными у покупателей. Трехслойные наружные стеновые панели с утеплителем отвечают требованиям современных норм энергосбережения. Для остекления окон используются немецкие стеклопакеты KBE. Система отопления оснащается индивидуальными терморегуляторами. В последние два года вместо алюминиевой используется медная проводка. Продумана и пожарная безопасность: есть автоматические системы дымоудаления, оповещения о пожаре.

И-15 На стыке конкурирующих технологий

В настоящее время дома серии Парус на разных стадиях строительства можно приобрести по цене 50 за кв. м в районе метро "Алексеевская", на 200 долларов дороже у метро "Калужская". А вот во втором квартале 2005 года обещают сдать первый такой дом в Новокуркино, причем метр стоит там сегодня всего 730 долларов. Привлекательность г. Химки в последнее время сильно выросла за счет интенсивного развития прилегающих территорий Москвы и области. В настоящее время реализуется концепция комплексной застройки нескольких микрорайонов площадью более 80 Га. Общая площадь жилья составит около 900 тыс. кв. метров. Запланировано создание хорошей транспортной и социальной инфраструктуры. Архитектурный облик района будет формироваться сочетанием монолитных домов по индивидуальным проектам и домов серии Парус. В перспективе транспортная доступность Новокуркино улучшится за счет строительства линии наземного метро "Москва-Сити" - Химки - Аэропорт Шереметьево 2".

Дома могут быть как многосекционные, так и башенного типа. Стены, как и у КОПЭ, трехслойные: снаружи - два слоя монолитного железобетона, внутри - минеральный утеплитель. Высота этажа до чистовой отделки (то есть от плиты до плиты) - 3 метра. В зависимости от планировки в квартирах имеются эркеры. Балконы и лоджии остеклены. Этажность может быть от 10 до 24 этажей, что позволяет строить здания переменной этажности. В некоторых многосекционных домах предусмотрены подземные автостоянки. В настоящее время квартиры в домах серии И-155 можно купить в районе метро "Юго-Западная" (1500 долл. за кв.м), в Кузьминках (1200 долл.), в Новых Черемушках (1850долл.). Как видим, цена сильно зависит от района.

Серия И-155 принадлежит СУ-155 - одной из крупнейших в Москве строительно-производственных корпораций. Серия И-155 в отличие от КОПЭ была разработана намного позже - в 2000 году. В самом СУ-155 эту серию называют "индивидуальными панельными домами", подчеркивая возможность обеспечить многообразие внешнего облика домов. Сама серия И-155 - переходная, поскольку в ней применены элементы монолитной технологии. Такие дома называют каркасно-панельными. Аналитик рынка Юрий Кочетков поясняет, что так называют проекты, где наружные стены состоят из монтируемых панельных плит. В то же время каркас здания здесь до 8-го этажа - монолит. Домодедовский ЖБИ, который выпускает плиты для И-155, был реконструирован в 1999 году. Это позволило создать серию домов с широким шагом, с квартирами свободной планировки, тепло- и звукоизоляцией, отвечающих современным требованиям. Большое преимущество этих домов - застройщик может проявить большую гибкость в площадях и планировках квартир. Например, однокомнатная квартира может быть от 36 до 52 кв.м, двухкомнатная - от 56 до 83 кв. метров и т.д.

Впрочем, здесь многое планируется сделать для решения транспортной проблемы. В будущем пешеходный мост через Москву-реку соединит район со станцией метро "Мякинино" недалеко от "Крокус Сити". По Ильинскому шоссе можно быстро попасть на Новорижское шоссе. Сейчас этот маневр лишен смысла (за исключением поездок на дачу по этому направлению), а вот через несколько лет после строительства Краснопресненского проспекта в центр будет добираться гораздо проще, чем сейчас. Кроме того, на строящейся Митинско-Калининской линии метрополитена сразу за внешним кольцом МКАД будет возведена ст. "Волоколамская", к которой планируется переместить железнодорожную платформу "Трикотажная" (расположенную сейчас на пересечении с МКАД) для образования нового пересадочного узла. Можно с уверенностью сказать, что к тому времени, как все это будет сделано, квартиры в Павшинской пойме изрядно поднимутся в цене.

Наиболее привлекательное по цене предложение относится к перспективному району Павшинской поймы - в 2 км от МКАД по Волоколамскому шоссе рядом с Красногорском. Здесь квадратный метр стоит чуть больше 900 долл. на начальной стадии строительства. В настоящее время идет первая очередь застройки. Район весьма живописный - рядом берег Москвы-реки. Предусмотрено широкое строительство спортивных и досуговых сооружений, объектов социальной инфраструктуры. В частности, здесь будет крупнейший в России горнолыжный комплекс с круглогодичным покрытием. Главная проблема этого района на сегодня - транспортная доступность. Те, кто живут в соседнем Красногорске, хорошо знают, что до станции метро "Тушино" можно добираться более 40 минут на машине в час пик, хотя в обычное время это занимает 10-15 мин.

Одна из наиболее популярных сегодня серий в столице - П44Т от ДСК- Причина хорошего отклика покупателей в том, что застройщику вовремя удалось уловить вектор покупательского спроса. Как ни странно, сыграл роль и такой психологический фактор, как "кирпичный" облик этих домов. Разумеется, это только отделка: это панельная серия и никакого кирпича там нет и в помине, но выглядит солидно. Помимо чисто "психологических", у этой серии есть и ряд более серьезных преимуществ. Трехслойные плиты имеют высокий коэффициент теплоизоляции, как у кирпичной стены. Проблема качества швов (бич старых панельных домов) здесь тоже решена - за счет применения новой технологии "закрытого стыка". В домах устанавливаются медная проводка, стеклопакеты, терморегуляторы, современные счетчики.

П-44Т. Кремлевские стены вышли в тираж

ДСК-1 был основан в 1961 году. "Как Генри Форд придумал автомобиль, сходящий с конвейера, так и мы придумали конвейерный дом. Мы создали панельное домостроение", - сказал как-то Владимир Копелев, генеральный директор комбината. Его слова не лишены оснований: ДСК-1 в 60-е годы построил более 2,5 млн. кв. м пятиэтажек. А сегодня визитной карточкой комбината по праву считается комплекс на Рубцовской набережной (1999 г.), в котором наглядно продемонстрировано, что из серийных домов можно возводить не только безликие коробки, но и целые комплексы современной архитектуры.

Очень популярны у потребителей большие кухни (до 13 м) - эта площадь достигается, в частности, за счет эркеров и выноса вентиляционного короба в коридор. Не секрет, что покупатели экономкласса не в состоянии обычно позволить себе отдельную комнату под гостиную, так что большие кухни всегда кстати. Еще одним преимуществом домов этой серии в ДСК-1 считают то, что они сдаются под чистовую отделку. В отличие от большинства монолитных домов, где перед отделкой необходимо выровнять стены, сделать стяжку, межкомнатные перегородки, здесь можно сразу приступать к отделке. Соответственно, затраты на кв. метр в монолитном доме - 160-200 долл., а в П-44Т - от 40 долларов.

Еще в 2000 году начали говорить об очередной улучшенной серии "Юбилейный", а примерно год назад ДСК анонсировал первые такие дома в Южном Бутово и Марьинском парке. Проект предусматривает значительное увеличение этажности - возможно строительство от 25 до 35 этажей. Внутренние вертикальные конструкции - монолит, наружные - трехслойные панели. Некоторые эксперты утверждают, что за монолитно-сборными домами большое будущее, поскольку они сочетают преимущества обеих технологий. Проявлением этого подхода стало последнее детище ДСК-1 - "Башня монолитно-сборная" (БМС). Технология строительства отражена здесь в самом названии. На 2004 год комбинат запланировал построить ни много ни мало 1 млн. 100 тыс. кв.м жилья, в дополнение к этому на дома серии БМС придется 100-150 тыс. кв.метров. Первые площадки под них уже выделены, они находятся в Солнцево и на ул. Борисовские пруды. В ДСК-1 считают, что их компания, которая стояла у истоков панельного домостроения в СССР, сегодня смогла изменить сам стереотип "панельного дома", создавая новое качество жилья в этом емком сегменте рынка столичных новостроек.
Понятие экономкласса в недвижимости настолько же расплывчато и зыбко, как, скажем, понятие средний класс в человеческом обществе. Тоже можно сказать и о бизнес-классе, и об элите. Покупателю явно не стоит, приходя в агентство недвижимости, говорить: мне нужна квартира экономкласса. То, что здесь "эконом", у других вполне может называться "бизнес". "Классовые позиции" компании "Корпорация МИАН" раскрыл в интервью КДО Олег Коленьков, руководитель направления новостроек. "Корпорация МИАН", крупнейший оператор на столичном и подмосковном рынке новостроек, который представляет покупателям как собственные инвестиционные проекты, так и продукцию ведущих застройщиков.

Предшественником П-44Т была "долгоиграющая" серия П-44 (без Т), которой комбинат отдал 20 лет жизни. Последний такой дом был построен в 2000 году. А вот первый П-44Т появился в 1997 году на ул. Маршала Василевского. Гибкость, проявленная комбинатом после прихода рынка, обеспечила то, что ДСК-1 не только остался на плаву, но и занял прочные позиции на московском рынке жилья в верхней части экономкласса. Дома П-44Т можно найти в самых разных районах, в основном за пределами третьего кольца. Наиболее массовые вкрапления этой серии наблюдаются в Марьино и Северном Измайлово.

Приоритеты экономпокупателей год от года меняются. Сегодня, по словам О.Коленькова, их уже не устраивает панель "улучшенной планировки", пусть даже с эркерами и стеклопакетами. Это можно понять. Современный панельный дом - всегда типовой проект, в основном предназначенный для массовой застройки по социальному заказу. А это значит, что рядом с вами, вложившим весьма солидную сумму, могут поселиться люди, получившие жилье по социальным программам или переселенцы из сносимых пятиэтажек. Между тем социальная однородность состава жильцов сегодня - одно из существенных требований покупателей.

При всем богатстве выбора...

Но, покупая квартиру в доме экономкласса, не стоит рассчитывать на определенные характеристики, которые присущи элитному жилью. Среди них - огороженная территория, центральное кондиционирование и многое другое. Правда, есть дома, которым удается, балансируя на грани, приблизиться к этому уровню. К плюсам в верхней части спектра экономкласса относится то, что на окнах появляются стеклопакеты, а балконы подлежат общему остеклению. К минусам - более высокая цена. Квартиры за 1500 долл. в таких домах можно приобрести только на начальном этапе строительства. Типичный пример такого экономкласса, по словам Олега Коленьква, - жилой комплекс "Шуваловский". Несмотря на твердые характеристики экономкласса, цена за квадратный метр здесь давно уже перевалила за 3000 долл., хотя первоначально находилась на нижнем уровне своего диапазона.

Шагнув на следующую ступеньку по социальной лестнице и классам жилья, покупатель, естественно, получает выбор. Во-первых, месторасположение у домов экономкласса лучше: как правило, достаточно близко от станции метро. И будь то жилой комплекс или точечная застройка, рядом с домами этого типа не должно находиться промышленных предприятий, кладбища, овощной базы и т.п. Во-вторых, уверяет, О.Коленьков, это однозначно монолитно-кирпичная постройка. Причем проект квартир сделан таким образом, чтобы можно было спокойно провести перепланировку в соответствии со вкусом хозяина: установить межкомнатные перегородки или, напротив, создать студию. А это значит, что казусы типа 10 квартир на площадке или комнаты, расположенные по одной линии, будут исключены.

Панельное жилье, считает г-н. Коленьков, нельзя рассматривать как часть экономкласса, - это самостоятельный сегмент рынка. Соревнование между панелью и кирпичом ведется с 60-х годов. Панель брала массовостью и доступностью, а кирпич - индивидуальностью и качеством. Они и сейчас по разные стороны баррикад, а появление монолита лишь обострило ситуацию. Несмотря на все нарекания, панельные дома востребованы своим небольшим метражом квартир. Когда перед покупателем со средним достатком стоит дилемма: приобрести однокомнатную квартиру в 50 кв.м в монолитно-кирпичном доме или по той же цене 52-метровую двушку в панельном, выбор часто делается в пользу последней.

Экономим на цене, но не на качестве

Жить или не жить

Стоимость такого жилья в последний год уверенно подбирается к ценовому диапазону экономкласса, перевалив рубеж в 1200-1300 долл. Но, тем не менее, говорить о том, что панель займет свое место в этом сегменте рынка нельзя, говорит О.Коленьков. Такие дома плохо поддаются перепланировке, не позволяют строить подземные паркинги или двухуровневые квартиры. А огороженная территория - еще не показатель нужного класса. Сейчас многие спорят о том, должно ли массовое жилье быть обязательно типовым и может ли качество быть массовым? И счет опять не в пользу панели. На западе столицы, например, по программе сноса ветхого жилья уже строятся целые кварталы монолитных домов с высокими потолками, хорошей планировкой и полной инфраструктурой. Застройка вроде бы и массовая, но, тем не менее, качественная.

Другой вопрос - инвестирование в жилье. Если вы задумали купить квартиру в центре для дальнейшей сдачи ее в аренду, то было бы, по меньшей мере, неразумно тратить деньги на однокомнатную. В центре такое вложение денег заведомо убыточно. Ведь ваш будущий арендатор - человек со средствами и снимает квартиру не только для того, чтобы в ней жить, но и для представительских целей. А для проведения переговоров, встреч и приема гостей более уместна трехкомнатная квартира. Если же конечная цель - перепродажа, то разумнее обзавестись как раз однушкой. На рынке продаж это самый ходовой товар независимо от округа.

"Квартиру можно продать, можно сдать", - говаривал рекламный герой Ильи Олейникова. "А еще в ней можно жить", - вторил ему Юрий Стоянов. Как распорядиться вновь приобретенной квартирой, вопрос совершенно не праздный. Разница между жильем на перепродажу, сдачу в аренду и для себя - огромна. Когда у человека сформировалось четкое представление о том, в каком месте, у какого метро он хочет жить, в первую очередь, следует проконсультироваться у риэлтора. Ведь информация, которую вы получите у профессионала, может оказаться для вас решающей. Откуда вам, например, знать, а не пустят ли через несколько лет мимо окон вашего дома ветку наземного метро, как это произошло уже с одним из известных домов. Нелишним будет уточнить, что именно построят по соседству: бетонный завод, развлекательный центр или поликлинику.

Подмосковные просторы

Естественно, что при беседе с риэлтором все эти нюансы учитываются, и вы можете открыть для себя такие тонкости, о которых раньше не задумывались. Например, какое количество лифтов в доме высокой этажности и есть ли среди них грузовые. Какая практика строительства у определенного инвестора: сдает он дома вовремя или строительство каждый раз задерживается. Примеров множество, и велика вероятность того, что ваше мнение кардинально изменится в пользу того или иного варианта.

Нельзя сказать, что те, кто покупает квартиру в ближнем Подмосковье, не обладают достаточным количеством средств, требуемых для покупки жилья в столице. Многие поступают так из соображений комфорта и экологии, а некоторые даже специально приезжают сюда, чтобы поступить в филиал московского вуза. Шанс поступить на бесплатное отделение гораздо выше, чем в Москве. Есть, конечно, люди, которые родились и всю жизнь прожили в центре, и поэтому для них шум Садового кольца за окном - неотъемлемая часть привычного образа жизни. Они за МКАД не поедут, даже если им предложат квартиру в сто раз лучше теперешней.

Невероятный бум строительства жилья именно экономкласса переживает в последнее время ближнее Подмосковье. Причин тому несколько. Для многих семей нет принципиального различия: жить в отдаленном спальном районе Москвы или за МКАД, а выгода, как говорится, налицо. Прежде всего, цена. За трешку в новом монолитно-кирпичном доме в Подмосковье просят столько же, сколько за однокомнатную где-нибудь в Северном Бутово. А добраться в центр из Реутова, Красногорска или другого города-спутника подчас гораздо проще. При сопоставимом качестве разница в цене может быть 300-400 долл. за метр и более.

Другая проблема - нелицеприятное соседство. Если в Москве, как уже говорилось выше, она существует на уровне квартир в одном подъезде, то в Подмосковье вполне реально соседство таун-хаусов с бараками. Здесь решение может быть одним: не доверять рекламным призывам, а съездить и увидеть своими глазами место планируемого проживания. Этот совет, разумеется, применим и для Москвы. Главное, о чем должен помнить потенциальный покупатель жилья любого класса: "кто предупрежден, тот вооружен". И не полениться собрать всю возможную информацию о предмете будущей покупки.

Другая часть покупателей подмосковного жилья - приезжие, которые не собираются работать в столице. Как правило - это северяне, отработавшие на нефте-, газо- и золотодобывающих предприятиях. Для них Москва с ее вечным шумом и сутолокой - не самый удачный вариант решения жилищной проблемы. А тихий подмосковный город кажется привычным и уютным. Единственное, что может остановить потенциального покупателя - это отсутствие привычной инфраструктуры: магазинов, салонов, спортивных центров и т.д. Но дело в том, что сейчас ситуация изменилась: на инвестора изначально накладываются определенные обязательства по обеспечению жителей социальной инфраструктурой: постройка школы, детского сада, насосных станций и благоустройство территории.

Год назад правительство Михаила Касьянова объявило тендер на управление “Шереметьево”. Управляющий должен был в течение полугода представить программу развития аэропорта. В январе 2004 г. в конкурсе победила компания “Альфа-Шереметьево”, учрежденная “Альфа-групп”. Однако кабинет Михаила Фрадкова итоги конкурса до сих пор не утвердил. По словам Александра Жарова, пресс-секретаря Фрадкова, премьер делегировал решение этого вопроса министру транспорта Игорю Левитину, возглавляющему совет директоров МАШ.

Государство наконец определилось, что делать с “воздушными воротами страны” — аэропортом “Шереметьево”. Как стало известно “Ведомостям”, строительство нового терминала отложено на неопределенный срок. Вместо этого 22 октября совет директоров “Шереметьево” утвердит реконструкцию терминала “Шереметьево-2” стоимостью $70 млн. А передача аэропорта в управление “Альфа-групп” становится все более призрачной.

Совет директоров МАШ рассмотрит проект реконструкции “Шереметьево-2” 22 октября, рассказала “Ведомостям” начальник центра общественных связей “Шереметьево” Ангелина Матросова. По ее словам, немецкая компания Hochtief разработала проект реконструкции стоимостью $70 млн еще в 2003 г. Гендиректор российского офиса Hochtief Том Шмидт рассказал “Ведомостям”, что проект предполагает увеличение пропускной способности “Шереметьево-2” почти в 1,5 раза до 3000 пассажиров в час (около 9 млн человек ежегодно против 6,5 млн в 2003 г.), увеличение площадей под торговые точки на 20%, более удобное расположение стоек регистрации (их станет 64 вместо 48). Кроме того, предусмотрено внедрение автоматической системы досмотра багажа. Наконец, планируется обновить интерьер аэропорта.

Левитин заявил “Ведомостям”, что правительство не исключает приватизации “Шереметьево”. “Сегодня, когда рынок авиаперевозок на подъеме, выгодно приватизировать аэропорты. Но [сейчас] они недооценены, и их надо подготовить к продаже”, — рассуждает министр транспорта. По его словам, планируется провести реконструкцию терминала “Шереметьево-2”, которая может начаться в будущем году, укрепить менеджмент аэропорта и выставить “какой-то процент акций МАШ на продажу”, возможно, уже в 2006 г.

Проект будет финансироваться за счет собственных средств аэропорта и банковских кредитов, говорит и. о. гендиректора “Шереметьево” Евгений Бахтеев. По его словам, уже проведены предварительные переговоры с государственными (Сбербанком и Внешторгбанком) и иностранными (немецкими и бельгийскими) банками, но об их результатах глава “Шереметьево” говорить отказался. Если совет директоров одобрит этот проект, то генподрядчика планируется выбрать по итогам международного тендера в первом полугодии 2005 г., говорит Левитин.

“Мы строили свой терминал, правда, меньше "Шереметьево-2", за $50 млн”, — вспоминает гендиректор международного аэропорта “Внуково” Виталий Ванцев, добавляя, что “реконструировать всегда дороже, чем строить”. Оценивать заявленную “Шереметьево” стоимость реконструкции, не зная всех деталей проекта, он отказался.

Но перспективы “Альфы” поучаствовать в проекте выглядят все более сомнительными. Фрадков уже заявил, что договор о передаче “Шереметьево” в управление “Альфа-групп” будет подписан при условии, что она возьмет в партнеры “Аэрофлот”. И Левитин, и Жаров заявили “Ведомостям”, что, по их сведениям, “[эти] хозяйствующие субъекты пока не договорились”.

Левитин не уточнил, что он имел в виду под укреплением менеджмента, но источник, близкий к совету директоров “Шереметьево”, предполагает, что речь идет о наделении и. о. гендиректора “Шереметьево” Евгения Бахтеева полномочиями полноценного гендиректора. По положению о выигранном “Альфой” конкурсе функции единоличного исполнительного органа МАШ может исполнять управляющая компания.

Какие проекты Москва привезла в Мюнхен
Московское правительство участвует в мюнхенской выставке Expo Real уже в шестой раз. Выступая перед немецкими журналистами, руководитель Комплекса экономической политики и развития Москвы Юрий Росляк рассказал, что в прошлом году в экономику Москвы было привлечено около 14 млрд. долларов иностранных инвестиций. "О прозрачности столичного рынка говорит тот факт, что в городе создана система конкурсов и аукционов, позволяющая свести участие чиновников в этом процессе к минимуму. Любой участник, выкупивший конкурсную документацию, сможет принять участие в аукционе", - рассказал он. В этом году в Мюнхен привезли полную информацию по 48 участкам, зарезервированным под строительство высоток по программе "Новое кольцо Москвы".

“Похоже, "Альфа-групп" окончательно отодвинули от управления "Шереметьево", — говорит аналитик ОФГ Елена Сахнова. — Иначе такие серьезные вопросы, как реконструкция "Шереметьево-2", согласовали бы с будущей управляющей компанией”. Гендиректор “Альфа-Шереметьево” Игорь Барановский говорит, что с его компанией ничего не согласовывали. А президент “Альфа-групп” Михаил Фридман, кажется, поставил крест на проекте: “Аэропорт — не наш профильный бизнес. Если наши менеджерские и финансовые таланты востребованы, мы готовы заниматься управлением. Если нет — мы умываем руки. Мы без претензий”.
Международный аэропорт “Шереметьево (МАШ) – крупнейший в стране, в нем базируется ведущий российский перевозчик “Аэрофлот”. За январь – август 2004 г. “Шереметьево” обслужило более 8,5 млн человек, в том числе около 4,6 млн пассажиров “Аэрофлота”. Выручка в 2003 г. – 4,4 млрд руб., чистая прибыль – 0,6 млрд руб. Государству принадлежит 100% акций МАШ.
Столичные власти и московские строительные компании отправились на поиски инвесторов в Германию. На международной выставке коммерческой недвижимости Expo Real -2004 в Мюнхене они, в частности, представили 48 участков по программе "Новое кольцо Москвы", проект жилого комплекса "Итальянский квартал", предложения по реконструкции гостиниц (в том числе "России") и строительству офисных центров. Однако западные инвесторы в Москву не торопятся: их не устравивает условия сдачи земли под строительство не в собственность, а в аренду.

По его информации, одна иностранная компания уже подала заявку на участие в строительстве нового гостиничного комплекса на месте подлежащей сносу "России".

Глава тендерного комитета Геннадий Дегтев сообщил ГАЗЕТЕ, что участок в проезде Серебрякова может быть реализован вне конкурса. "Это связано с некоторыми обременениями по этому участку: 900 гаражей инвестору придется выводить за свой счет, промзону по соседству уберут только лет через десять. Поэтому этот участок будет предоставлен той компании, которая просто согласится им заняться", - сообщил Дегтев. Правда, он не уточнил, будет ли снижена стоимость объекта. Геннадий Дегтев предположил, что в Мюнхене найдутся инвесторы, которые захотят весной 2005 года поучаствовать в московских "высотных" торгах.

Как рассказал ГАЗЕТЕ руководитель департамента имущества Москвы Владимир Силкин, после реализации проекта инвестор получит определенный пакет акций гостиницы (размер будет зависеть от степени участия).

Вниманию остальных потенциальных инвесторов были предложены проекты реконструкции гостиниц "Останкино" (20 млн. долларов), "Золотой колос" (10 млн. долларов) и "Северная" (22 млн. долларов). Им также предложили переоборудовать административный центр в Столешниковом переулке под международный туристический центр (16 млн. долларов).

На выставке также представили проект "Итальянский квартал", который компания "Энергогарант Капитал-Строй" собирается строить на месте промзоны между улицами Фадеева и Долгоруковской. "Моспроект-4" совместно с Meiner-Scupin Partner Architekten заявили о намерении полностью реконструировать район Лефортово, но этот проект еще находится в стадии разработки.

Свои проекты представили и столичные строительные компании. К примеру, концерн "Крост" презентовал обновленный проект "Четвертый квартал в Хорошево-Мневниках". "Крост" приехал на выставку не с целью найти инвесторов, мы ищем контакты с иностранными партнерами, с которыми можно было бы работать, - рассказал директор концерна по рекламе Леонид Белага. - Кроме того, мы рассчитываем, что большую часть офисов в новом комплексе будут арендовать именно иностранные компании".

Что касается остальных инвесторов, то их пугает тот факт, что земля в Москве не продается. Кроме того, до сих пор не произведено разграничение земли между федеральными и столичными властями, что также увеличивает инвестиционные риски. "Не получится ли так, что сегодня мы заключаем договор с одним собственником земельного участка, а по прошествии какого-то времени придет новый собственник?" - спрашивают представители иностранных компаний у Юрия Росляка. "Делается все возможное, - пытается успокоить их руководитель Комплекса экономической политики и развития, - будут внесены поправки в Земельный кодекс, а после их принятия землю можно будет выкупить".

Инвесторы не хотят рисковать
Несмотря на постоянные разговоры о намерениях, западные компании не рвутся участвовать в московском строительстве. На мюнхенской выставке подписан всего один договор с компанией Porsсhe AG. Как рассказал ГАЗЕТЕ руководитель московского земкомитета Виктор Дамурчиев, компании в долгосрочную аренду на 49 лет с правом пролонгации выделен участок площадью 1,2 га на Ленинградском шоссе - под строительство технического торгового центра и представительства компании. В качестве компенсации городу Porsсhe заплатит 1,4 млн. долларов, а на строительство центра затратит 10 млн. евро. Объект должен быть сдан в 2007 году, но компания собирается построить свой центр досрочно.

СПРАВКА

Правда, о каких поправках идет речь, непонятно: ведь столичные власти сами выступают против продажи земли в собственность, поскольку аренда приносит городу больший доход, чем разовая сделка купли-продажи. Похоже, для привлечения иностранных инвесторов на московский рынок земли и недвижимости городским властям все-таки придется пойти на уступки.



Главная --> Публикации