Главная --> Публикации --> В этом месяце офисный рынок демонстрировал стагнацию Химки приобретают современный облик Город за углом Все идет по плану И один в поле парк

Заемщиков ждет и еще одна новинка. «Наш банк предоставляет самые большие кредиты, которые зависят от стоимости обеспечения, предоставленного заемщиком. Это наше существенное преимущество. Однако очень часто у заемщика на первоначальном этапе, то есть в момент обращения за кредитом, нет собственных наличных средств, но имеется в собственности недвижимость. Как правило, это квартира. Мы разрабатываем и в ближайшее время внедрим новый кредитный продукт, который позволит заемщику засчитывать имеющееся у него жилье в качестве первоначального взноса. Это, безусловно, расширит круг наших клиентов», — говорит Е. Тарасова. К увеличению спроса на ипотечные кредиты банк готов. По словам президента банка Николая Шитова, в скором времени будут увеличены объем долгосрочного финансирования, число стратегических партнеров, а также уставной капитал.

По словам заместителя начальника кредитного департамента банка «ДельтаКредит» Елены Тарасовой, если раньше — на этапе становления и развития ипотечного бизнеса — банку приходилось больше работать над структурными элементами системы ипотечного кредитования, то теперь пришло время уделять больше внимания клиентам. Отныне подход к каждому из них будет дифференцирован. Решение об условиях кредитования (например, процентных ставках, сумме кредита) будет приниматься на основе оценки кредитоспособности. Для каждого заемщика будут индивидуально просчитываться все кредитные риски и на этом основании приниматься окончательное решение.

Что касается проблем юридического обеспечения деятельности ипотечного рынка, то, по мнению специалистов «ДельтаКредит», необходимо оперативно внести изменения в ряд законодательных актов. Во-первых, надо оптимизировать положение о налоговых сборах. Они сегодня составляют 1,5% от суммы сделки с недвижимостью, и многие покупатели не заинтересованы декларировать реальные суммы сделок купли-продажи. Это неприемлемо для «ДельтаКредит», поскольку существенным условием кредитования является декларирование полностью всей суммы купли-продажи и ипотеки квартиры. Это также невыгодно государству, так как «загоняет» весь рынок в «тень». Завышенная ставка за нотариальное оформление ипотеки ставит в неравные условия клиентов, покупающих жилье по ипотеке и за полную стоимость.

Что касается возможного сотрудничества банка с Федеральным агентством по ипотечному жилищному кредитованию, то руководители «ДельтаКредит» пока осторожно говорят о его перспективах. «Мы являемся ритейловым банком, то есть выдаем кредиты, а агентство действует на рынке как оптовый оператор. При этом, мы не просто выдаем кредиты, а выдаем качественные активы. За последние два-три года у нас еще не было ни одного дефолта. Для организации, которая намерена выпускать ценные бумаги, это очень важно. И на московском рынке таких операторов не очень-то и много. Так что у нас, объективно существует мощная платформа для взаимодействия», — считает Н. Шитов.

В-третьих, – и это главное на сегодняшний день — необходимо как можно скорее принять закон об ипотечных ценных бумагах. Рынок ипотеки имеет благоприятные предпосылки для роста и развития, а именно: позитивные прогнозы улучшения макроэкономической обстановки и стабильность политической ситуации в стране. И комплекс мер по приведению законодательной базы в соответствие с реалиями рынка позволит активизировать два потока: значительно увеличить приток инвестиций в сферу ипотеки и расширить платежеспособный спрос на ипотечные кредиты.
С каждым днем ипотека все увереннее завоевывает рынок. Преимущества использования кредита при решении жилищных проблем очевидны - покупатель сразу становится собственником квартиры, а расплачивается постепенно.

Во-вторых, необходимо логически завершить реформу Налогового кодекса: снижен подоходный налог на физических лиц, но высоким остался налог на фонд заработной платы. Это не позволяет работодателям увеличить «белую» часть зарплаты и делает ипотеку труднодоступной для многих потенциальных клиентов.

В числе тех, кто предоставляет сегодня "новостроечные" кредиты, - Сбербанк, DeltaCredit, "Фора-банк", Московский кредитный банк, "Импэксбанк", ипотечный проект банка "Тройка Диалог", банк "1 ОВК", "Промстройбанк", банк "Система" и др. В конце 2003 года стартовала программа кредитования первичного жилья и в "Райффайзенбанке".

До недавнего времени этот вид кредитования "работал", в основном, на вторичном рынке. Ведь при покупке недвижимости на стадии строительства деньги нужны сегодня, а квартира переходит в собственность некоторое время спустя. Естественно, в этой ситуации квартира не может служить залогом. Однако в настоящее время и этот факт перестал быть существенным препятствием для развития ипотеки на первичном рынке.

Все кредитные организации работают практически по одному "сценарию", (в том числе и по новостройкам). Потенциальный заемщик предоставляет в банк стандартный пакет документов (заявление-анкета, паспорт, справки о платежеспособности и т.д.) и, если принимается положительное решение о выдаче ссуды, вносит первичный взнос в размере 30-40% от стоимости покупаемого жилья. Оставшуюся сумму предоставляет банк - с условием, что в течение определенного времени (обычно десять-пятнадцать лет) деньги ему будут возвращены.

Большинство игроков ипотечного рынка работают с первичным жильем не один год. Но если раньше ссуду на приобретение квартиры в строящемся доме можно было получить только с условием, что здание возведено не менее чем на 30%, то сегодня банки рассматривают возможность кредитования объектов и на более ранних этапах строительства.

Другое дело, что условия, на которых может быть получена искомая сумма при кредитовании "новостройки", имеют свои нюансы. В частности, это касается процентов за использование кредита. На то время, пока квартира не имеет статуса собственности и ее невозможно использовать в качестве залога, многие банки вместо стандартных 10-15% годовых берут 16-20%. Таким образом, финансисты компенсируют свои риски, связанные с двойными продажами, недостроем и т.д.

Кредит на покупку квартиры в новостройке, как и на вторичном рынке, выдается конкретному физическому лицу, платежеспособность которого официально подтверждена (как правило - справкой с места работы или декларацией с отметкой налоговых органов, хотя некоторые программы учитывают и банковские депозиты, ценные бумаги, страховые выплаты, а также "альтернативные" способы выдачи зарплаты).

Правда, здесь есть исключения. В Сбербанке, например, можно взять ссуду на условиях фиксированных 11% годовых, которые действуют с момента выдачи кредита, а не оформления права собственности. Основное требование при этом - поручительство не менее двух физических лиц.

Период действия повышенных процентных ставок зависит от того, в какой момент человек покупает квартиру - на стадии котлована или перед завершением строительства. Плюс время, которое понадобится на оформление права собственности.

Если речь идет о выдаче кредита на вторичное жилье, процесс передачи денег завершается на этом этапе. В случае же инвестирования строительства допускается вариант, когда банк направляет средства напрямую строительной (или риэлторской) компании. Хотя в основном этот процесс осуществляется по первой схеме.

Итак, удостоверившись, что кредит будет погашен, банк заключает с заемщиком кредитный договор, где определяется размер ссуды, срок и порядок ее погашения, а также объект, который собственно приобретается. На этом основании банк перечисляет оговоренную сумму на счет заемщика, а тот в свою очередь, переводит деньги продавцу или привлеченной к сделке риэлторской компании.

Деньги выдаются только на основании согласованного с застройщиком инвестиционного договора, где прописаны определенные банковские условия. В частности, указывается, что квартира приобретается на заемные средства и с момента оформления на нее права собственности переходит банку-кредитору в качестве залога. Сложность, однако, в том, что не со всеми компаниями-застройщиками удается договориться. Некоторые из них при этом рассуждают примерно так: зачем нужны лишние согласования и оформление дополнительной документации, когда покупатели и так "сметают" все на уровне котлована?

Но, прежде чем будет заключен кредитный договор с банком, необходимо согласовать сам объект кредитования. И на этом, пожалуй, стоит заострить внимание.

Во-первых, риэлторские компании, давно и плодотворно работающие на рынке ипотеки, хорошо знают, в каких банках и на каких условиях предоставляются "новостроечные" кредиты, и могут подобрать наиболее выгодный вариант. Во-вторых, весь процесс подготовки необходимых документов, равно как и согласование объектов недвижимости, инвестиционных договоров, специалисты по ипотеке берут на себя.

В принципе, всю эту процедуру покупатель может пройти самостоятельно. Но эффективнее все же обратиться к специалистам, увеличив тем самым свои шансы на получение кредита.

Наглядным примером может служить реализация жилого комплекса "Гранд-Паркъ". Этот крупнейший проект, генеральным риэлтором которого является компания "МИЭЛЬ-Недвижимость", кредитуют сразу несколько финансовых учреждений: DeltaCredit, Сбербанк, "Импэксбанк", а в скором времени к ним планирует присоединиться еще и ипотечная программа банка "Тройка-диалог". Так что, обратившись к риэлторам, в данном случае можно получить и квартиру, и ипотеку "из одних рук".

К тому же, крупные риэлторские компании сами, как правило, являются инвесторами строительства многих московских объектов, заранее согласовывая "свое" жилье с банками (причем в большинстве случаев соглашение подписывается на жилой комплекс целиком). Соответственно, приобретая квартиру из риэлторского фонда, заемщику остается только доказать банку свою платежеспособность.

Ну вот, собственно, и все основные моменты. Напоследок остается добавить, что по условиям большинства банков-кредиторов, на этапе строительства объекта необходимо застраховать не только жизнь и здоровье заемщика, но и строительные риски. Если же требуется (как, например, в Сбербанке) одно лишь имущественное страхование недвижимости от повреждений (пожар, затопление и т.д.), то следует учитывать, что соответствующий полис выдается только после оформления права собственности.

То же самое можно сказать и в отношении других объектов: ул. Петрозаводская, владение 28, корп. 1, владения 12 и 18; ул. Героев Панфиловцев, владение 20; микрорайон Фили-Давыдково, корпусы 4 и Таким образом, получить кредит на покупку этих новостроек вполне реально. И как только кандидатура заемщика будет согласована с конкретным банком, клиент может бронировать на себя квартиру.


Если верить статистике, Минское шоссе в списке приоритетов помосковных направлений занимает третью позицию. И в этом нет ничего удивительного, ведь в северной части района находится суперэлитное Рублево-Успенское шоссе, а экология Белорусского (Минского) направления признана в целом благополучной.

При всей разнородности московской застройки особо в ней выделяются жилые здания, возведенные в 30 50-х годах ХХ века. Это так называемые сталинские дома, привлекающие внимание своей масштабностью, грандиозностью, мощью. Благодаря своей красоте, удобству расположения и качеству исполнения они высоко ценятся на современном рынке недвижимости. Помпезные, торжественные дома, расположенные вдоль парадных, правительственных трасс столицы Ленинградского, Кутузовского, Ленинского проспектов, Фрунзенской, Космодамианской, Котельнической набережных, до сих пор производят впечатление непроходящего праздника. И неслучайно. Ведь в этом и заключалась главная задумка архитекторов. Дома с богатым, а зачастую роскошным декором создавали как своеобразные театральные декорации и фон для массовых демонстраций, всенародных гуляний. Наиболее торжественные постройки располагали ближе к центру Москвы на главных магистралях. Причем идею украшать улицы доводили до гротеска: если фасад здания, как правило, кичится праздничностью и респектабельностью, то обратная сторона дома, выходящая во двор, обычно не имеет украшений она безлика и скучна. Характерная особенность архитектурного стиля того времени гигантомания. Человек, находясь рядом со зданиями-исполинами, поневоле чувствовал себя маленькой частицей огромного и непобедимого социалистического общества. В целом же новая Москва создавалась не для отдельного человека конкретного индивида, а для сплоченных и организованных масс.
Сталинской архитектура 30 50-х годов называется не случайно: великий кормчий принимает самое деятельное участие в застройке новой Москвы, а зодчество становится политическим и идеологическим средством. Под бдительным руководством партии Москва строится, реконструируется и приобретает облик образцовой пролетарской столицы. Для создания утопического города-сада позволительны любые средства, и цена их непомерно высока. Сносят не только старые, ветхие строения, но и цен-ые исторические и архитектурные памятники (Сухарева башня, Страстной монастырь, храм Христа Спасителя, множество других культовых сооружений).
При всей показной роскоши и гигантомании стиль не имеет однозначного собственного
определения, чаще всего его называют неоклассицизмом и сталинским ампиром. Но существуют и другие: неотрадиционализм, постмодернизм, неоромантизм, неоренессанс, пролетарская классика. Некоторые искусствоведы выделяют в сталинской архитектуре два направления неоклассицизм и экспрессионизм (гипертрофированные размеры).
Так что же представляет собой пролетарская неоклассика? С одной стороны, она обращена к античному наследию как к высшей художественной норме и идеалу, образцу для подражания. С другой стороны, не возбраняется использовать архитектурные формы и детали декора из любого другого стиля самых разных эпох. Из-за многообразия используемых приемов здания сталинской архитектуры скорее всего относятся к стилю эклектики и историзма, но другого социального звучания, нежели во второй половине ХIХ века.
Уже в начале 30-х годов XX века советские архитекторы предприняли попытки найти в историческом наследии не мимолетные капризы моды, а нечто вечное. Иная трактовка вырисовывалась и при использовании всемирного архитектурного наследия: элементы религиозности, мистицизма и классового разграничения были сознательно убраны. В результате у древнеегипетских зодчих заимствовали стремление к монументальности, создания древних греков и римлян стали образцами гармонии пропорций и величия, средневековая готика дала устремленные в небо вертикали, элементы ренессанса и барокко воплощают изобилие и процветание, к которым так стремилась новая Россия, древнерусский теремной стиль широко использовали в декоре (наглядный пример знаменитые высотные здания). Синтез из всех ранее существовавших стилей, включая модерн и конструктивизм, и становится базой пролетарской классики. И все же сталинский ампир 1932 1954 годов, как и все предыдущие стили, это составная часть общеевропейской волны неоклассицизма, выражающая ту же культурную и художественную тенденцию в искусстве.
Все дома сталинской застройки штучные изделия. Первоначальная идея, что ни одно здание не будет повторять другое, позволяет осуществить мечту пролетариев строить собственные дворцы. Главные улицы столицы украсили кирпичными многоэтажными домами огромных размеров, зачастую ступенчатой конфигурации, с уступами и башнями, расщепляющими монолитность сооружения. Необычные решения использовали для крыш, венчающих высотки. Симметрия построения фасадов, монументальные входы, мощные стилобаты и необычно высокие бельэтажи, арки, достигающие пяти этажей, гипертрофированные карнизы, порталы, колоннады, башенки, шпили, балкончики с балясинами вот неполный перечень их украшений.
Поворот от конструктивизма 20-х годов к симметрии и статичности классики не стал для зодчих столицы неожиданностью. Функционализм и сугубая утилитарность, новаторские искания предшествовавшей архитектуры подверглись суровой критике. На Творческом совещании Союза советских архитекторов, прошедшем осенью 1933 года в Москве, конструктивистов заставляют не только признать свои ошибки, но и выступать за возрождение наследия.
Незадолго до этого были введены новые строительные правила для Москвы, в которых главный упор сделан на повышении качества нового жилья. Теперь в квартирах увеличили как жилую, так и подсобную площадь, потолки достигли 3,2 м, ванны стали обязательными.
Новое жилье нелегально поделено на квартиры для номенклатуры и для рядовых граждан с расчетом на коммунальное заселение. Квартиры для партийной элиты и государственных деятелей очень неплохие, даже по современным меркам: с обязательными лифтами, высокими (более 3 м) потолками, широкими подоконниками, раздельными санузлами, большими холлами, многочисленными подсобными помещениями, мусоропроводами на кухне, просторными лестничными клетками. Запланированы не только гостиные, спальни, но и кабинеты, детские, библиотеки и даже помещения для прислуги. Площадь комнат разная, но чаще всего от 15 до 25, а иногда и 30 кв. м. В рядовых же домах, часто не оборудованных лифтом и ванной, встречаются и классические трех- и четырехкомнатные квартиры с небольшими кухнями, и квартиры коридорного типа общежития.
В 1935 году разработан Генеральный план реконструкции Москвы. На месте храма Христа Спасителя задумано построить каменный колосс Дворец Советов высотой 400 м (проект Б. Иофана). Улицам со старой застройкой надлежало исчезнуть, уступив место широченным проспектам и необъятным площадям. Дома новой архитектуры должны были окончательно сбросить с себя скелет конструктивизма.
В это время строили метрополитен, канал Москва Волга, набережные, павильоны всесоюзной сельскохозяйственной выставки, появлялась лесопарковая защитная полоса. Целая плеяда прославленных архитекторов трудилась над возведением домов для города-ансамбля, города-сада. Пришло время большого стиля. После динамики модерна и конструктивизма в архитектуре вновь воцарилась симметрия и статика.
Уже в 1934 году под руководством гениального архитектора Ивана Жолтовского началось строительство семиэтажного дома на улице Моховой, ставшего самым первым образцом сталинского ампира. Для декоративного оформления здания И. Жолтовский использовал уже подзабытые элементы классической ордерной архитектуры. Форма здания повторяла очертания дворца Капитонио в Виченце (Италия, XVI век). Глубокое знание классики позволило Жолтовскому создать пролетарский дворец с великолепной колоннадой, удачной организацией внутреннего пространства(для получения нужного рисунка в части комнат окна достигают пола). В планировке каждой квартиры предусмотрена комната или альков для домработницы. Предназначенный для политической элиты дом отличался и отделкой: повсюду шлифованные детали, полированные двери, идеальный паркет, роскошная лепнина.
Постройка дома на Моховой вызвала большой резонанс в обществе у проекта появились подражатели. Элементы ренессансного паллацио в 1935 1938 годах использованы архитектором И. Вайнштейном: гигантские монолитные объемы фасадов девятиэтажных домов № 21 и 24 по улице Земляной Вал подчеркнуты легкими венчающими колоннадами по всему периметру, золотистый основной цвет перебивается красными помпейскими вставками, выполненными в технике сграффито. В доме № 31 на улице Пречистенка (архитектор З. Розенфельд, 1936) двухъярусный портик, поднятый на высокий цоколь, и сильно вынесенный вперед карниз на строгой стене серого дома также напоминают часть итальянского дворца. В доме № 9 на Никитском бульваре, построенном для Главсевморпути (архитектор Е. Иохелес, 1937), энергичный взлет колоннад в центральной части придает статичному зданию изящную игру декора и театральность. Известное здание ВЦСПС дом № 42 по Ленинскому проспекту (архитектор А. Власов, 1939 1958) стало примером использования цитат из итальянского ренессанса в строительстве административного сооружения. Наиболее удивительно решен угол дома: перспективные кессоны козырька, спаренные арочки и тонюсенькие колонки в лоджиях прекрасно соседствуют с помпейскими живописными росписями.
Но не все пошли по пути активного сторонника классики И. Жолтовского. В строительстве административных зданий все чаще получают свое воплощение идеи монументализма. Дом Совета труда и обороны (СТО) на улице Охотный Ряд, ныне Дума (архитектор А. Лангман, 1936), выразительный образец советского экспрессионизма. Главный фасад с плоскими боковыми ризолитами, высокий гранитный цоколь в сочетании с мощным аттиковым поясом словно олицетворяют тоталитарную власть. Для НКВД построено еще более суровое и выразительное здание дом № 4 на улице Большая Лубянка (архитеторы А. Лангман, И. Безруков, 1934) из лабрадорита на цоколе с серой каменной облицовкой стен. Образная жесткая архитектура проявляется и в здании Военной академии им. М. В. Фрунзе дом № 4 по проезду Девичьего Поля (архитекторы Л. Руднев, В. Мунц, 1932 1937). Авторы создают образ могущества и неприступности Советской Армии и достигают этого с помощью конкретных приемов глухого двухэтажного стилобата на мощных низких столбах из полированного черного лабрадорита, сетки кессонов, в которую врезаны окна. Другой проект тех же авторов восьмиэтажное административное здание с монументальной башней на углу Гоголевского бульвара и Колымажной улицы (1933 1938) тоже символизирует силу и власть.
Широкое использование в архитектуре 30-х годов получили эмблематика и изобразительные аллегории. Пятиконечная звезда стала основой плана и объема Театра Советской Армии на Суворовской площади (архитекторы К. Алабян, В. Симбирцев, 1934 1940). Идея звезды заложена также в сечении колонн, окружающих здание. Интерьеры при всей своей просторности до предела заполнены красноармейской символикой лепниной, парадной живописью. При этом здание вблизи не производит впечатления какой-либо эмблемы. Монументальные объемы обычно рассчитаны на созерцание с большого расстояния.
Одно из самых впечатляющих зданий возведено на Яузском бульваре (дом № 2/16) в 1936 году архитектором И. Голосовым. Жилое здание новой, скошенной, формы, мощное, монументальное, со скульптурами перед входом в центральную арку, доминирует над прилегающей местностью. Во времена неоклассицизма бывший конструктивист И. Голосов придерживается своей творческой линии, считая, что нельзя слепо копировать классику следует искать синтез прежних идей в сочетании с новым архитектурным мышлением.
Поиск новых форм отчетливо просматривается в архитектуре всех московских построек
30 40-х годов. Неосуществленный проект Дворца Советов долгие годы диктовал стиль и формировал внешний вид города. Многие здания того времени были ориентированы на мифический дворец как на основополагающую доминанту. Например, крупнейшее здание библиотеки им. Ленина на Воздвиженке (архитекторы В. Щуко, В. Гельфрейх, 1929 1941) не только гармонично вписалось в сложную для застройки историческую территорию центра, но и создало новый масштаб реконструированной столицы. В процессе реализации проект неоднократно корректировали, в результате проявились черты модернизированного классицизма высокие мраморные столбы, окружающие угловую аванплощадь, обилие скульптур, гипсовые карнизы, розетки.
С 1937 года активное строительство велось и на улице Тверской. Ее расширили на 30 м, старые дома были снесены. Построенные по обеим сторонам жилые многоэтажные дома до сих пор определяют облик улицы. Фасад дома № 4 (архитектор А. Мордвинов, 1937 1939), занявшего место четырнадцати прежних построек, представляет собой огромную плоскость с подчеркнутым центром это типичное парадное здание. Функциональные элементы жилья здесь использованы в качестве декоративных деталей. Каждый подоконник и небольшой балкон играют нужную роль в театрально-декорационном оформлении. Об удобстве планировки квартир особо не заботились, главное шикарный вид с улицы.
Параллельно занимались возведением домов и на других крупных магистралях и набережных столицы. Но завершению громадных планов по застройке Москвы помешала Великая Отечественная война. Период 30 40-х годов XX века подарил не только стиль, названный неоклассицизмом, но и огромное количество уникальных зданий, которые по-прежнему украшают улицы нашего города.ри всей разнородности московской застройки особо в ней выделяются жилые здания, возведенные в 30 50-х годах ХХ века. Это так называемые сталинские дома, привлекающие внимание своей масштабностью, грандиозностью, мощью. Благодаря своей красоте, удобству расположения и качеству исполнения они высоко ценятся на современном рынке недвижимости. Помпезные, торжественные дома, расположенные вдоль парадных, правительственных трасс столицы Ленинградского, Кутузовского, Ленинского проспектов, Фрунзенской, Космодамианской, Котельнической набережных, до сих пор производят впечатление непроходящего праздника. И неслучайно. Ведь в этом и заключалась главная задумка архитекторов. Дома с богатым, а зачастую роскошным декором создавали как своеобразные театральные декорации и фон для массовых демонстраций, всенародных гуляний. Наиболее торжественные постройки располагали ближе к центру Москвы на главных магистралях. Причем идею украшать улицы доводили до гротеска: если фасад здания, как правило, кичится праздничностью и респектабельностью, то обратная сторона дома, выходящая во двор, обычно не имеет украшений она безлика и скучна. Характерная особенность архитектурного стиля того времени гигантомания. Человек, находясь рядом со зданиями-исполинами, поневоле чувствовал себя маленькой частицей огромного и непобедимого социалистического общества. В целом же новая Москва создавалась не для отдельного человека конкретного индивида, а для сплоченных и организованных масс.
Сталинской архитектура 30 50-х годов называется не случайно: великий кормчий принимает самое деятельное участие в застройке новой Москвы, а зодчество становится политическим и идеологическим средством. Под бдительным руководством партии Москва строится, реконструируется и приобретает облик образцовой пролетарской столицы. Для создания утопического города-сада позволительны любые средства, и цена их непомерно высока. Сносят не только старые, ветхие строения, но и цен-ые исторические и архитектурные памятники (Сухарева башня, Страстной монастырь, храм Христа Спасителя, множество других культовых сооружений).
При всей показной роскоши и гигантомании стиль не имеет однозначного собственного
определения, чаще всего его называют неоклассицизмом и сталинским ампиром. Но существуют и другие: неотрадиционализм, постмодернизм, неоромантизм, неоренессанс, пролетарская классика. Некоторые искусствоведы выделяют в сталинской архитектуре два направления неоклассицизм и экспрессионизм (гипертрофированные размеры).
Так что же представляет собой пролетарская неоклассика? С одной стороны, она обращена к античному наследию как к высшей художественной норме и идеалу, образцу для подражания. С другой стороны, не возбраняется использовать архитектурные формы и детали декора из любого другого стиля самых разных эпох. Из-за многообразия используемых приемов здания сталинской архитектуры скорее всего относятся к стилю эклектики и историзма, но другого социального звучания, нежели во второй половине ХIХ века.
Уже в начале 30-х годов XX века советские архитекторы предприняли попытки найти в историческом наследии не мимолетные капризы моды, а нечто вечное. Иная трактовка вырисовывалась и при использовании всемирного архитектурного наследия: элементы религиозности, мистицизма и классового разграничения были сознательно убраны. В результате у древнеегипетских зодчих заимствовали стремление к монументальности, создания древних греков и римлян стали образцами гармонии пропорций и величия, средневековая готика дала устремленные в небо вертикали, элементы ренессанса и барокко воплощают изобилие и процветание, к которым так стремилась новая Россия, древнерусский теремной стиль широко использовали в декоре (наглядный пример знаменитые высотные здания). Синтез из всех ранее существовавших стилей, включая модерн и конструктивизм, и становится базой пролетарской классики. И все же сталинский ампир 1932 1954 годов, как и все предыдущие стили, это составная часть общеевропейской волны неоклассицизма, выражающая ту же культурную и художественную тенденцию в искусстве.
Все дома сталинской застройки штучные изделия. Первоначальная идея, что ни одно здание не будет повторять другое, позволяет осуществить мечту пролетариев строить собственные дворцы. Главные улицы столицы украсили кирпичными многоэтажными домами огромных размеров, зачастую ступенчатой конфигурации, с уступами и башнями, расщепляющими монолитность сооружения. Необычные решения использовали для крыш, венчающих высотки. Симметрия построения фасадов, монументальные входы, мощные стилобаты и необычно высокие бельэтажи, арки, достигающие пяти этажей, гипертрофированные карнизы, порталы, колоннады, башенки, шпили, балкончики с балясинами вот неполный перечень их украшений.
Поворот от конструктивизма 20-х годов к симметрии и статичности классики не стал для зодчих столицы неожиданностью. Функционализм и сугубая утилитарность, новаторские искания предшествовавшей архитектуры подверглись суровой критике. На Творческом совещании Союза советских архитекторов, прошедшем осенью 1933 года в Москве, конструктивистов заставляют не только признать свои ошибки, но и выступать за возрождение наследия.
Незадолго до этого были введены новые строительные правила для Москвы, в которых главный упор сделан на повышении качества нового жилья. Теперь в квартирах увеличили как жилую, так и подсобную площадь, потолки достигли 3,2 м, ванны стали обязательными.
Новое жилье нелегально поделено на квартиры для номенклатуры и для рядовых граждан с расчетом на коммунальное заселение. Квартиры для партийной элиты и государственных деятелей очень неплохие, даже по современным меркам: с обязательными лифтами, высокими (более 3 м) потолками, широкими подоконниками, раздельными санузлами, большими холлами, многочисленными подсобными помещениями, мусоропроводами на кухне, просторными лестничными клетками. Запланированы не только гостиные, спальни, но и кабинеты, детские, библиотеки и даже помещения для прислуги. Площадь комнат разная, но чаще всего от 15 до 25, а иногда и 30 кв. м. В рядовых же домах, часто не оборудованных лифтом и ванной, встречаются и классические трех- и четырехкомнатные квартиры с небольшими кухнями, и квартиры коридорного типа общежития.
В 1935 году разработан Генеральный план реконструкции Москвы. На месте храма Христа Спасителя задумано построить каменный колосс Дворец Советов высотой 400 м (проект Б. Иофана). Улицам со старой застройкой надлежало исчезнуть, уступив место широченным проспектам и необъятным площадям. Дома новой архитектуры должны были окончательно сбросить с себя скелет конструктивизма.
В это время строили метрополитен, канал Москва Волга, набережные, павильоны всесоюзной сельскохозяйственной выставки, появлялась лесопарковая защитная полоса. Целая плеяда прославленных архитекторов трудилась над возведением домов для города-ансамбля, города-сада. Пришло время большого стиля. После динамики модерна и конструктивизма в архитектуре вновь воцарилась симметрия и статика.
Уже в 1934 году под руководством гениального архитектора Ивана Жолтовского началось строительство семиэтажного дома на улице Моховой, ставшего самым первым образцом сталинского ампира. Для декоративного оформления здания И. Жолтовский использовал уже подзабытые элементы классической ордерной архитектуры. Форма здания повторяла очертания дворца Капитонио в Виченце (Италия, XVI век). Глубокое знание классики позволило Жолтовскому создать пролетарский дворец с великолепной колоннадой, удачной организацией внутреннего пространства(для получения нужного рисунка в части комнат окна достигают пола). В планировке каждой квартиры предусмотрена комната или альков для домработницы. Предназначенный для политической элиты дом отличался и отделкой: повсюду шлифованные детали, полированные двери, идеальный паркет, роскошная лепнина.
Постройка дома на Моховой вызвала большой резонанс в обществе у проекта появились подражатели. Элементы ренессансного паллацио в 1935 1938 годах использованы архитектором И. Вайнштейном: гигантские монолитные объемы фасадов девятиэтажных домов № 21 и 24 по улице Земляной Вал подчеркнуты легкими венчающими колоннадами по всему периметру, золотистый основной цвет перебивается красными помпейскими вставками, выполненными в технике сграффито. В доме № 31 на улице Пречистенка (архитектор З. Розенфельд, 1936) двухъярусный портик, поднятый на высокий цоколь, и сильно вынесенный вперед карниз на строгой стене серого дома также напоминают часть итальянского дворца. В доме № 9 на Никитском бульваре, построенном для Главсевморпути (архитектор Е. Иохелес, 1937), энергичный взлет колоннад в центральной части придает статичному зданию изящную игру декора и театральность. Известное здание ВЦСПС дом № 42 по Ленинскому проспекту (архитектор А. Власов, 1939 1958) стало примером использования цитат из итальянского ренессанса в строительстве административного сооружения. Наиболее удивительно решен угол дома: перспективные кессоны козырька, спаренные арочки и тонюсенькие колонки в лоджиях прекрасно соседствуют с помпейскими живописными росписями.
Но не все пошли по пути активного сторонника классики И. Жолтовского. В строительстве административных зданий все чаще получают свое воплощение идеи монументализма. Дом Совета труда и обороны (СТО) на улице Охотный Ряд, ныне Дума (архитектор А. Лангман, 1936), выразительный образец советского экспрессионизма. Главный фасад с плоскими боковыми ризолитами, высокий гранитный цоколь в сочетании с мощным аттиковым поясом словно олицетворяют тоталитарную власть. Для НКВД построено еще более суровое и выразительное здание дом № 4 на улице Большая Лубянка (архитеторы А. Лангман, И. Безруков, 1934) из лабрадорита на цоколе с серой каменной облицовкой стен. Образная жесткая архитектура проявляется и в здании Военной академии им. М. В. Фрунзе дом № 4 по проезду Девичьего Поля (архитекторы Л. Руднев, В. Мунц, 1932 1937). Авторы создают образ могущества и неприступности Советской Армии и достигают этого с помощью конкретных приемов глухого двухэтажного стилобата на мощных низких столбах из полированного черного лабрадорита, сетки кессонов, в которую врезаны окна. Другой проект тех же авторов восьмиэтажное административное здание с монументальной башней на углу Гоголевского бульвара и Колымажной улицы (1933 1938) тоже символизирует силу и власть.
Широкое использование в архитектуре 30-х годов получили эмблематика и изобразительные аллегории. Пятиконечная звезда стала основой плана и объема Театра Советской Армии на Суворовской площади (архитекторы К. Алабян, В. Симбирцев, 1934 1940). Идея звезды заложена также в сечении колонн, окружающих здание. Интерьеры при всей своей просторности до предела заполнены красноармейской символикой лепниной, парадной живописью. При этом здание вблизи не производит впечатления какой-либо эмблемы. Монументальные объемы обычно рассчитаны на созерцание с большого расстояния.
Одно из самых впечатляющих зданий возведено на Яузском бульваре (дом № 2/16) в 1936 году архитектором И. Голосовым. Жилое здание новой, скошенной, формы, мощное, монументальное, со скульптурами перед входом в центральную арку, доминирует над прилегающей местностью. Во времена неоклассицизма бывший конструктивист И. Голосов придерживается своей творческой линии, считая, что нельзя слепо копировать классику следует искать синтез прежних идей в сочетании с новым архитектурным мышлением.
Поиск новых форм отчетливо просматривается в архитектуре всех московских построек
30 40-х годов. Неосуществленный проект Дворца Советов долгие годы диктовал стиль и формировал внешний вид города. Многие здания того времени были ориентированы на мифический дворец как на основополагающую доминанту. Например, крупнейшее здание библиотеки им. Ленина на Воздвиженке (архитекторы В. Щуко, В. Гельфрейх, 1929 1941) не только гармонично вписалось в сложную для застройки историческую территорию центра, но и создало новый масштаб реконструированной столицы. В процессе реализации проект неоднократно корректировали, в результате проявились черты модернизированного классицизма высокие мраморные столбы, окружающие угловую аванплощадь, обилие скульптур, гипсовые карнизы, розетки.
С 1937 года активное строительство велось и на улице Тверской. Ее расширили на 30 м, старые дома были снесены. Построенные по обеим сторонам жилые многоэтажные дома до сих пор определяют облик улицы. Фасад дома № 4 (архитектор А. Мордвинов, 1937 1939), занявшего место четырнадцати прежних построек, представляет собой огромную плоскость с подчеркнутым центром это типичное парадное здание. Функциональные элементы жилья здесь использованы в качестве декоративных деталей. Каждый подоконник и небольшой балкон играют нужную роль в театрально-декорационном оформлении. Об удобстве планировки квартир особо не заботились, главное шикарный вид с улицы.
Параллельно занимались возведением домов и на других крупных магистралях и набережных столицы. Но завершению громадных планов по застройке Москвы помешала Великая Отечественная война. Период 30 40-х годов XX века подарил не только стиль, названный неоклассицизмом, но и огромное количество уникальных зданий, которые по-прежнему украшают улицы нашего города.При всей разнородности московской застройки особо в ней выделяются жилые здания, возведенные в 30 50-х годах ХХ века. Это так называемые сталинские дома, привлекающие внимание своей масштабностью, грандиозностью, мощью. Благодаря своей красоте, удобству расположения и качеству исполнения они высоко ценятся на современном рынке недвижимости. Помпезные, торжественные дома, расположенные вдоль парадных, правительственных трасс столицы Ленинградского, Кутузовского, Ленинского проспектов, Фрунзенской, Космодамианской, Котельнической набережных, до сих пор производят впечатление непроходящего праздника. И неслучайно. Ведь в этом и заключалась главная задумка архитекторов. Дома с богатым, а зачастую роскошным декором создавали как своеобразные театральные декорации и фон для массовых демонстраций, всенародных гуляний. Наиболее торжественные постройки располагали ближе к центру Москвы на главных магистралях. Причем идею украшать улицы доводили до гротеска: если фасад здания, как правило, кичится праздничностью и респектабельностью, то обратная сторона дома, выходящая во двор, обычно не имеет украшений она безлика и скучна. Характерная особенность архитектурного стиля того времени гигантомания. Человек, находясь рядом со зданиями-исполинами, поневоле чувствовал себя маленькой частицей огромного и непобедимого социалистического общества. В целом же новая Москва создавалась не для отдельного человека конкретного индивида, а для сплоченных и организованных масс.
Сталинской архитектура 30 50-х годов называется не случайно: великий кормчий принимает самое деятельное участие в застройке новой Москвы, а зодчество становится политическим и идеологическим средством. Под бдительным руководством партии Москва строится, реконструируется и приобретает облик образцовой пролетарской столицы. Для создания утопического города-сада позволительны любые средства, и цена их непомерно высока. Сносят не только старые, ветхие строения, но и цен-ые исторические и архитектурные памятники (Сухарева башня, Страстной монастырь, храм Христа Спасителя, множество других культовых сооружений).
При всей показной роскоши и гигантомании стиль не имеет однозначного собственного
определения, чаще всего его называют неоклассицизмом и сталинским ампиром. Но существуют и другие: неотрадиционализм, постмодернизм, неоромантизм, неоренессанс, пролетарская классика. Некоторые искусствоведы выделяют в сталинской архитектуре два направления неоклассицизм и экспрессионизм (гипертрофированные размеры).
Так что же представляет собой пролетарская неоклассика? С одной стороны, она обращена к античному наследию как к высшей художественной норме и идеалу, образцу для подражания. С другой стороны, не возбраняется использовать архитектурные формы и детали декора из любого другого стиля самых разных эпох. Из-за многообразия используемых приемов здания сталинской архитектуры скорее всего относятся к стилю эклектики и историзма, но другого социального звучания, нежели во второй половине ХIХ века.
Уже в начале 30-х годов XX века советские архитекторы предприняли попытки найти в историческом наследии не мимолетные капризы моды, а нечто вечное. Иная трактовка вырисовывалась и при использовании всемирного архитектурного наследия: элементы религиозности, мистицизма и классового разграничения были сознательно убраны. В результате у древнеегипетских зодчих заимствовали стремление к монументальности, создания древних греков и римлян стали образцами гармонии пропорций и величия, средневековая готика дала устремленные в небо вертикали, элементы ренессанса и барокко воплощают изобилие и процветание, к которым так стремилась новая Россия, древнерусский теремной стиль широко использовали в декоре (наглядный пример знаменитые высотные здания). Синтез из всех ранее существовавших стилей, включая модерн и конструктивизм, и становится базой пролетарской классики. И все же сталинский ампир 1932 1954 годов, как и все предыдущие стили, это составная часть общеевропейской волны неоклассицизма, выражающая ту же культурную и художественную тенденцию в искусстве.
Все дома сталинской застройки штучные изделия. Первоначальная идея, что ни одно здание не будет повторять другое, позволяет осуществить мечту пролетариев строить собственные дворцы. Главные улицы столицы украсили кирпичными многоэтажными домами огромных размеров, зачастую ступенчатой конфигурации, с уступами и башнями, расщепляющими монолитность сооружения. Необычные решения использовали для крыш, венчающих высотки. Симметрия построения фасадов, монументальные входы, мощные стилобаты и необычно высокие бельэтажи, арки, достигающие пяти этажей, гипертрофированные карнизы, порталы, колоннады, башенки, шпили, балкончики с балясинами вот неполный перечень их украшений.
Поворот от конструктивизма 20-х годов к симметрии и статичности классики не стал для зодчих столицы неожиданностью. Функционализм и сугубая утилитарность, новаторские искания предшествовавшей архитектуры подверглись суровой критике. На Творческом совещании Союза советских архитекторов, прошедшем осенью 1933 года в Москве, конструктивистов заставляют не только признать свои ошибки, но и выступать за возрождение наследия.
Незадолго до этого были введены новые строительные правила для Москвы, в которых главный упор сделан на повышении качества нового жилья. Теперь в квартирах увеличили как жилую, так и подсобную площадь, потолки достигли 3,2 м, ванны стали обязательными.
Новое жилье нелегально поделено на квартиры для номенклатуры и для рядовых граждан с расчетом на коммунальное заселение. Квартиры для партийной элиты и государственных деятелей очень неплохие, даже по современным меркам: с обязательными лифтами, высокими (более 3 м) потолками, широкими подоконниками, раздельными санузлами, большими холлами, многочисленными подсобными помещениями, мусоропроводами на кухне, просторными лестничными клетками. Запланированы не только гостиные, спальни, но и кабинеты, детские, библиотеки и даже помещения для прислуги. Площадь комнат разная, но чаще всего от 15 до 25, а иногда и 30 кв. м. В рядовых же домах, часто не оборудованных лифтом и ванной, встречаются и классические трех- и четырехкомнатные квартиры с небольшими кухнями, и квартиры коридорного типа общежития.
В 1935 году разработан Генеральный план реконструкции Москвы. На месте храма Христа Спасителя задумано построить каменный колосс Дворец Советов высотой 400 м (проект Б. Иофана). Улицам со старой застройкой надлежало исчезнуть, уступив место широченным проспектам и необъятным площадям. Дома новой архитектуры должны были окончательно сбросить с себя скелет конструктивизма.
В это время строили метрополитен, канал Москва Волга, набережные, павильоны всесоюзной сельскохозяйственной выставки, появлялась лесопарковая защитная полоса. Целая плеяда прославленных архитекторов трудилась над возведением домов для города-ансамбля, города-сада. Пришло время большого стиля. После динамики модерна и конструктивизма в архитектуре вновь воцарилась симметрия и статика.
Уже в 1934 году под руководством гениального архитектора Ивана Жолтовского началось строительство семиэтажного дома на улице Моховой, ставшего самым первым образцом сталинского ампира. Для декоративного оформления здания И. Жолтовский использовал уже подзабытые элементы классической ордерной архитектуры. Форма здания повторяла очертания дворца Капитонио в Виченце (Италия, XVI век). Глубокое знание классики позволило Жолтовскому создать пролетарский дворец с великолепной колоннадой, удачной организацией внутреннего пространства(для получения нужного рисунка в части комнат окна достигают пола). В планировке каждой квартиры предусмотрена комната или альков для домработницы. Предназначенный для политической элиты дом отличался и отделкой: повсюду шлифованные детали, полированные двери, идеальный паркет, роскошная лепнина.
Постройка дома на Моховой вызвала большой резонанс в обществе у проекта появились подражатели. Элементы ренессансного паллацио в 1935 1938 годах использованы архитектором И. Вайнштейном: гигантские монолитные объемы фасадов девятиэтажных домов № 21 и 24 по улице Земляной Вал подчеркнуты легкими венчающими колоннадами по всему периметру, золотистый основной цвет перебивается красными помпейскими вставками, выполненными в технике сграффито. В доме № 31 на улице Пречистенка (архитектор З. Розенфельд, 1936) двухъярусный портик, поднятый на высокий цоколь, и сильно вынесенный вперед карниз на строгой стене серого дома также напоминают часть итальянского дворца. В доме № 9 на Никитском бульваре, построенном для Главсевморпути (архитектор Е. Иохелес, 1937), энергичный взлет колоннад в центральной части придает статичному зданию изящную игру декора и театральность. Известное здание ВЦСПС дом № 42 по Ленинскому проспекту (архитектор А. Власов, 1939 1958) стало примером использования цитат из итальянского ренессанса в строительстве административного сооружения. Наиболее удивительно решен угол дома: перспективные кессоны козырька, спаренные арочки и тонюсенькие колонки в лоджиях прекрасно соседствуют с помпейскими живописными росписями.
Но не все пошли по пути активного сторонника классики И. Жолтовского. В строительстве административных зданий все чаще получают свое воплощение идеи монументализма. Дом Совета труда и обороны (СТО) на улице Охотный Ряд, ныне Дума (архитектор А. Лангман, 1936), выразительный образец советского экспрессионизма. Главный фасад с плоскими боковыми ризолитами, высокий гранитный цоколь в сочетании с мощным аттиковым поясом словно олицетворяют тоталитарную власть. Для НКВД построено еще более суровое и выразительное здание дом № 4 на улице Большая Лубянка (архитеторы А. Лангман, И. Безруков, 1934) из лабрадорита на цоколе с серой каменной облицовкой стен. Образная жесткая архитектура проявляется и в здании Военной академии им. М. В. Фрунзе дом № 4 по проезду Девичьего Поля (архитекторы Л. Руднев, В. Мунц, 1932 1937). Авторы создают образ могущества и неприступности Советской Армии и достигают этого с помощью конкретных приемов глухого двухэтажного стилобата на мощных низких столбах из полированного черного лабрадорита, сетки кессонов, в которую врезаны окна. Другой проект тех же авторов восьмиэтажное административное здание с монументальной башней на углу Гоголевского бульвара и Колымажной улицы (1933 1938) тоже символизирует силу и власть.
Широкое использование в архитектуре 30-х годов получили эмблематика и изобразительные аллегории. Пятиконечная звезда стала основой плана и объема Театра Советской Армии на Суворовской площади (архитекторы К. Алабян, В. Симбирцев, 1934 1940). Идея звезды заложена также в сечении колонн, окружающих здание. Интерьеры при всей своей просторности до предела заполнены красноармейской символикой лепниной, парадной живописью. При этом здание вблизи не производит впечатления какой-либо эмблемы. Монументальные объемы обычно рассчитаны на созерцание с большого расстояния.
Одно из самых впечатляющих зданий возведено на Яузском бульваре (дом № 2/16) в 1936 году архитектором И. Голосовым. Жилое здание новой, скошенной, формы, мощное, монументальное, со скульптурами перед входом в центральную арку, доминирует над прилегающей местностью. Во времена неоклассицизма бывший конструктивист И. Голосов придерживается своей творческой линии, считая, что нельзя слепо копировать классику следует искать синтез прежних идей в сочетании с новым архитектурным мышлением.
Поиск новых форм отчетливо просматривается в архитектуре всех московских построек
30 40-х годов. Неосуществленный проект Дворца Советов долгие годы диктовал стиль и формировал внешний вид города. Многие здания того времени были ориентированы на мифический дворец как на основополагающую доминанту. Например, крупнейшее здание библиотеки им. Ленина на Воздвиженке (архитекторы В. Щуко, В. Гельфрейх, 1929 1941) не только гармонично вписалось в сложную для застройки историческую территорию центра, но и создало новый масштаб реконструированной столицы. В процессе реализации проект неоднократно корректировали, в результате проявились черты модернизированного классицизма высокие мраморные столбы, окружающие угловую аванплощадь, обилие скульптур, гипсовые карнизы, розетки.
С 1937 года активное строительство велось и на улице Тверской. Ее расширили на 30 м, старые дома были снесены. Построенные по обеим сторонам жилые многоэтажные дома до сих пор определяют облик улицы. Фасад дома № 4 (архитектор А. Мордвинов, 1937 1939), занявшего место четырнадцати прежних построек, представляет собой огромную плоскость с подчеркнутым центром это типичное парадное здание. Функциональные элементы жилья здесь использованы в качестве декоративных деталей. Каждый подоконник и небольшой балкон играют нужную роль в театрально-декорационном оформлении. Об удобстве планировки квартир особо не заботились, главное шикарный вид с улицы.
Параллельно занимались возведением домов и на других крупных магистралях и набережных столицы. Но завершению громадных планов по застройке Москвы помешала Великая Отечественная война. Период 30 40-х годов XX века подарил не только стиль, названный неоклассицизмом, но и огромное количество уникальных зданий, которые по-прежнему украшают улицы нашего города.

Природа и история

Рядом с новым и прямым как стрела Минским шоссе расположено Можайское. Оно переплетается с железной дорогой Белорусского направления. Можайское шоссе проходит через города Одинцово, Голицыно, Кубинка, Можайск. Неоднократные попытки выпрямить его и реконструировать ни к чему не привели. Пришлось проложить новую магистраль — Минскую (официальное название — М1 “Беларусь”). Федеральная автодорога Москва — Минск — скоростная рабочая трасса, по ней движутся все грузы на Запад: в Белоруссию, Польшу, Германию. На территории Московской области Минское шоссе является одним из самых протяженных (138 километров).

Стародачные места Минского направления

Старая Смоленская дорога (Можайское шоссе), известная еще в древности, многое повидала на своем веку. По ней неслись царские посольства в Смоленск, Минск, Варшаву, дважды по старому Смоленскому тракту в 1812 году прошествовала армия Наполеона. В 1941 году фашисты проследовали по ней до Москвы и обратно, оттесненные советскими войсками. Вписали также свои страницы в военную историю России на Можайской земле Бородино и Петрищево.
На Минском направлении расположены три района — Одинцовский, Рузский и Можайский. Природа здесь изумительная — сосновые и лиственные леса, живописные водоемы. Из крупных можно отметить реку Нару и Нарские пруды, Москву-реку, Можайское водохранилище, реку Рузу и Рузское водохранилище, речку Искону. Можайский район примечателен тем, что дает начало Москве-реке и Протве.
Исток Москвы-реки находится на возвышенности за городом Можайском у станции Дровнино и села Бобры. Она вытекает небольшой струей из Старковского озерца-болота, которое здешние жители прозвали Москворецкой лужей. Заросшее красноталом слабое русло исчезает под мостом Минского шос- се, а затем, вбирая в себя ручейки, ключи и маленькие речушки, постепенно становится полноводной и широкой рекой. Место, где в нее впадает Руза, необыкновенно красивое, недаром здесь много санаториев и домов отдыха. Можайский и Рузский районы богаты водохранилищами, которые считаются самыми благополучными и чистыми водными объектами Подмосковья. Среди них — Можайское, Озернинское, Рузское. Они знакомы всем любителям рыбной ловли, охотникам и туристам. Песчаные, поросшие сосновым лесом берега этих водоемов привлекают массу отдыхающих из столицы и близлежащих городов. Также хороша природа и по другую сторону Минского шоссе, где протекает Протва и шумят окружающие город Верею густые хвойные леса, изобилующие грибами и ягодами.
Одинцовский район — лидер продаж земельных участков и коттеджей за последние годы. На его территории расположены знаменитые стародачные поселки Подмосковья. Часть из них (Барвиха, Горки, Усово, Успенское) отнесены к элитному Рублево-Успенскому шоссе, не менее престижные Переделкино, Баковка, Жаворонки, Лесной городок, Немчиновка — это уже Минское направление.
Одинцовский район, как и город Одинцово, занимает площадь 1300 кв. км в пределах лесопаркового пояса Москвы и является благоприятным с точки зрения экологии. Здесь 245 населенных пунктов, численность населения составляет 260 тыс. человек (90 тыс. — в сельской местности).
В самом Одинцове (5 км от МКАД) насчитывается более 70 тыс. жителей. Здесь идет активное строительство современных домов и комплексов. Граждане, предпочитающие западные окраины Москвы и ближнего Подмосковья, готовы приобретать здесь квартиры для постоянного проживания. В пользу этого выбора говорит удобное транспортное сообщение со столицей (автотрасса и железная дорога), хорошая экология, развитая инфраструктура. На пересечении Минского шоссе и МКАД работают крупные торговые центры “Ашан”, “Три кита”.
В тридцатикилометровой зоне находится и поселок городского типа Голицыно (28 км от МКАД). Своим названием он обязан князю Борису Алексеевичу Голицыну, получившему в XVII веке в вотчинное владение соседнее село Большие Вяземы. В Больших Вяземах уцелели княжеский дом (конец XVIII столетия) и несколько церквей. Последний владелец усадьбы князь Дмитрий Борисович Голицын (начало XX века) задумал разместить на своих землях дачи для богатых людей. С его легкой руки поселок Голицын начали обустраивать, а все улицы именовать проспектами. В советское время здесь был открыт Дом творчества, куда приезжали такие известные литераторы, как Твардовский, Паустовский, Цветаева.
Около поселка Голицыно в 1991 году появился мотель-кемпинг, созданный по чешскому проекту (35 км от МКАД). Возле поворота на поселок функционирует известный на трассе рынок, где можно купить плетеную мебель, саженцы, посуду и многое другое.
Сегодня Голицыно — одно из самых перспективных мест по Минскому шоссе. Здесь активно возводят коттеджи. Выполненный в единой концепции, новый коттеджный поселок “Голицыно-9” предлагает кирпичные дома от 250 кв. м и участки с лесом и у воды от 12 соток.
Говоря об историческом архитектурном наследии Белорусского направления, следует отметить церковь-усыпальницу целителя Пантелеимона в селе Васильевское, что на берегу Москвы-реки. Проект принадлежит выдающемуся архитектору В. А. Покровскому, сумевшему соединить элементы традиционного русского зодчества с новым направлением в архитектуре — модерном (1915 — 1917 годы).
В Рузе до сих пор на месте бывшего городища сохранились остатки земляных валов. Впервые город упоминался в 1339 году в составе Звенигородского княжества. С начала XVI века он принадлежал Московскому государству и как крепость охранял с запада путь к Москве. Есть здесь и старинные памятники зодчества. Один из них — Дмитровская церковь (1792 год).
Еще более древний Можайск (1231) славится не только молоком. Кроме молочного завода в городе также функционируют, мясокомбинат и швейные фабрики. Почти шесть веков на окраине Можайска на высоком берегу реки Москвы стоит мужской Лужецкий монастырь, основанный в 1408 году Ферапонтом Можайским Белозерским и князем Андреем Дмитриевичем.
Можайск вошел в состав Московского княжества в 1303 году. Культурное наследие прошедших времен — соборы Петропавловский (XIV—XIX века) и псевдоготический Никольский (начало XIX столетия), церковь Иоакима и Анны (начало XV века).
В селе Семеновское действуетСпасо-Бородинский женский монастырь, созданный в 1838 году вдовой погибшего на Бородинском поле генерала Тучкова. Здесь же размещен музей с экспонатами военной игрушки. Молчаливый свидетель Бородинской битвы — Смоленская церковь (1701 год) в Бородине.
И все же, несмотря на великолепие природы и обилие достопримечательностей, Минское направление прежде всего интересно своими стародачными местами.

Немчиновка. В знаменитую Немчиновку можно попасть с Московской кольцевой автодороги. Ориентир — авторынок, один из самых крупных в Подмосковье. Немчиновка — это узенькие асфальтированные улочки со старыми домами. На окраине — озеро, по берегам которого шелестят листвой березы. За сплошной зеленью садов прячется станция.
Своим возникновением Немчиновка обязана Московско-Брестской железной дороге (1870 год) и купцам братьям Немчиновым, ходатайствовавшим о строитель- стве станции.Благодаря живописнейшим пейзажам Немчиновка стала излюбленным местом дачного отдыха москвичей. В начале прошлого века здесь жили архитектор Федор Шехтель, писательница Мариэтта Шагинян, кинорежиссер Сергей Эйзенштейн. В Немчиновке были имение Форштремов — владельцев шоколадной фабрики (“Красный Октябрь”), а также резиденции посольств зарубежных стран — Германии, Японии, США. С поселком связано имя Казимира Малевича. Проведя здесь несколько летних сезонов, художник завещал похоронить себя в этой местности, и в 1935 году его прах был предан земле в поле между Немчиновкой и Раздорами.
Немчиновка знаменита еще и тем, что здесь работает НИИ сельского хозяйстваЦентральных районов Нечерноземной полосы “Немчиновка-1”, специализирующееся на выведении новых селекционных сортов пшеницы, ржи, гороха. Им всегда присваивают наименование “немчиновский”. Со стародачным поселком соседствуют коттеджные городки “Стрелец”, “Малевича” и “Ромашково”.

На Минском направлении много стародачных мест. Это Немчиновка (2 км от МКАД), Баковка (6 км), Переделкино (8 км), Лесной городок (15 км), Жаворонки (24 км). Всем им свойственны характерные черты нового времени — в поселках старые дачи перемежаются с коттеджами.

Переделкино. Переделкино — это старые писательские дачи и, по сути, первый коттеджный поселок Подмосковья. Название ему дала деревня Переделки, которая стоит на Минском шоссе. В поселок можно попасть и со стороны железнодорожной станции Киевской дороги. Отсюда при желании несложно дойти до окраины Москвы, минуя дачную местность Чоботы. Здесь вырос новый микрорайон Новопеределкино, который как бы подчеркивает соседство с знаменитым поселком писателей.
В 1935 году Сталин подарил советским литераторам землю в Переделкино и разрешил ставить за казенный счет дачи. Сначала в поселке появились 24 дома, которые достались самым известным писателям и поэтам — Демьяну Бедному, Александру Фадееву, Леониду Леонову и т. д. Конечно, дачи достались далеко не всем, зато те, кому повезло, поселились в Переделкине надолго. Уже в конце 50-х здесь построили Дом творчества, где в небольших комнатках размещались члены Союза писателей СССР. До сих пор на его территории царит атмосфера того времени — деревянные строения, дорожки с традиционной скульптурой, главное здание с помпезной колоннадой и пропускной пункт на воротах. Окрестности здесь замечательные: недалеко большое озеро, крутые берега которого поросли соснами, среди их корней пробивается ручеек с ключевой питьевой водой.
К местным красотам можно причислить действующий Преображенский храм, который собирает верующих даже из столицы. В Переделкине открыты для посещения Дома-музеи Бориса Пастернака (похоронен на местном кладбище) и Корнея Чуковского.
Дачу Чуковского на улице Серафимовича, 3, типичную для 30-х годов ХХ века, на участке 1,8 га с усадебными постройками в разное время снимали Анна Ахматова и Александр Солженицын.
Писателей в Москве было много, и дач в Переделкино не хватало, поэтому поселок начал разрастаться и вытянулся до железнодорожной станции Мичуринец. В этой его части в доме Булата Окуджавы функционирует еще один музей (с воскресными концертами). Рядом получили дачи товарищи по перу — Лев Ошанин, Маргарита Алигер, Белла Ахмадулина и сотрудники “Литературной газеты”.
Теперь местность, принадлежавшая упраздненному Литфонду, является лакомым кусочком для всех, у кого есть деньги. Уже заполнены новыми роскошными коттеджами не только дорога, ведущая в Переделкино, но и бывшее футбольное поле. Под особняки отведена и земля с участками леса. В этом легендарном поселке стоимость сотки доходит до $25 000 — таких цен на Минском направлении больше нигде нет.

Поселок Баковка. Не доезжая приблизительно двух километров до Одинцова — поворот на Баковку. В начале XX века здесь строили дачи для состоятельных москвичей. Ныне Баковка — железнодорожная платформа и небольшой поселок, вошедший в черту Одинцова. В 30-х годах, когда поселок уже сформировался, здесь стояли дачи представителей высшего генералитета. Огромный участок был выделен Семену Буденному. На нем он мог позволить себе не только просторный дом, но и конюшни. Местная легенда гласит, что маршал держал на чердаке настоящий пулемет на случай непрошенных гостей. Кроме того, здесь находятся дачи Анастаса Микояна, которой пользуются его потомки, известного советского государственного деятеля Г. Я. Сокольникова, инициатора денежной реформы 1924 года, дом актера Савелия Крамарова, а также дачи сотрудников газеты “Правда”. Сейчас в Баковке живут политик Геннадий Селезнев и певец Иосиф Кобзон. Здесь созданы замечательные условия для занятий спортом — в Баковке находится тренировочная база общества “Локомотив”, оборудованы футбольный стадион и теннисные корты. Все перечисленное определяет здешние цены. Баковка — одно из самых дорогих мест по Минскому шоссе. На выезде из города, на границе с Баковским лесопарком, возводят дворцово-парковый ансамбль “Мещерский” с четырехуровневыми коттеджами и пятиуровневыми апартаментами. Он будет включать в себя здание из четырех примыкающих друг к другу домов, парк с фонтанами и цветниками и огромный пруд площадью 4000 кв. м. В комплексе также запланированы круглосуточно работающий фитнес-центр, суши-бар, служба доставки продуктов, химчистка.

Жаворонки и Крекшино. На 25-м километре по Минскому шоссе — поворот на Жаворонки. Эти земли получали в основном работники Совмина.
В поселке Жаворонки есть и довольно большие площади (около гектара), и наделы поскромнее — по 10–12 соток. В поселке Жаворонки улицы носят далеко не романтичные имена. Все поперечные названы коротко и ясно — 1-я Советская, 2-я и так далее. Самая ценная часть поселка, что на отшибе, в роще, горделиво именуется Красный Воин. В середине населенного пункта разбит парк, есть церковь, почта, школа.
В Жаворонки в летнее время съезжается около двадцати тысяч дачников, здесь всегда весело и оживленно. Нынешние Жаворонки объединяют территорию ближайших поселков Дачное, Косой Клин, Виттовка, 30 лет Октября, 1905 года. Отсюда на машине минут за десять можно добраться до Москвы-реки и до знаменитой Николиной Горы, что на Рублево-Успенском шоссе. Рядом с Жаворонками находится небольшая деревенька Крекшино. Здесь в коттеджном городке живут мэтры российской эстрады — Лев Лещенко, Владимир Винокур, Юрий Николаев.
Из новых построек выгодное предложение на рынке недвижимости — коттеджный поселок “Жаворонок” (25 км от МКАД). Монолитно-кирпичные дома (44) с необходимыми системами инженерного обеспечения красуются на лесной поляне в 700 м от трассы. Из коттеджных поселков следует отметить “Зайцево-2”, появившийся в районе поселка Зайцево (17 км от МКАД), где расположено загородное отделение Московской экономической школы, а также поселок “Радуга в Лапино” в 18 км от МКАД, поражающий объемом инфраструктуры. Здесь предусмотрены огромный (площадью более 7000 кв. м) центр досуга с бассейном, фитнес- и борцовским залами, бани, теннисные корты, ресторан, мини-маркет, аптека, игровые комнаты для детей. В 4 км от Лапино находится село Успенское с довольно обширной структурой.
В целом на Минском ( и Можайском) шоссе немного предложений на рынке первичного жилья (строящихся коттеджных поселков). Основная часть земель, годных для строительства, уже занята. На Минском направлении вплоть до Малого бетонного кольца (30 км) земля ценится очень высоко — сказывается соседство с элитной Рублевкой, наличие хорошего лесного массива и близость к крупным водоемам. Даже далеко от Москвы (более 50 км) трудно найти дешевые участки. Возможностей на вторичном рынке довольно много — коттеджи, дома в деревнях и поселках, земельные участки с постройками. В последнее время интерес к Минскому направлению неуклонно растет, а значит, будут освоены земли в значительном удалении от столицы. Последнее предположение подтверждает строительство дачного поселка экономкласса на берегу Можайского водохранилища. Здесь возводят дома из дерева и кирпича общей площадью от 100 до 150 кв. м с участками 15–20 соток. Проектом запланированы центральные коммуникации, охраняемая территория, круглогодичный подъезд, зона отдыха с обустроенным пляжем и пристанью. Эта местность, где гнездятся прилетающие сюда из года в год аисты, привлекает своей первозданной чистотой, и наверняка найдется немало желающих жить и отдыхать в новых домах у большой воды.

Лесной городок. С первого взгляда ясно, что здесь живут люди, привыкшие мыслить масштабно. Земля в Лесном городке (15 км от МКАД) отдана Министерству обороны для генеральских дач в лесными угодьями в полгектара, а то и в гектар. Земля здесь дорогая, часто большие наделы распродают по частям, причем участки с лесными деревьями стоят на порядок выше, чем рядом с трассой. Вдоль Минского шоссе сразу за Лесным городком начинается Салманово поле. Здесь ведут новую коттеджную застройку, а поскольку нет леса, то и цены вдвое ниже. По левой стороне Минского шоссе, напротив Лесного городка, раскинулась деревня Осоргино — изумительное место с каскадом прудов с чистой водой и лиственным лесом с березами.



Главная --> Публикации