Главная --> Публикации --> Градостроение и настроение Ипотека: почему осторожны банкиры? Правительство не хочет делиться "ипотечными" деньгами Замки на песке Торгцентры оптом строит бывший менеджер мига

«В Москве самое дорогое жилье. И здесь может случиться ситуация, когда раздутый на рынке недвижимости спекулятивный пузырь лопнет и начнется снижение цен», – предупредил Владимир Аверченко. В остальных регионах, по его мнению, «никакой тенденции для снижения цен на жилье нет». За прошлый год стоимость 1 квадратного метра в среднем увеличилась на 26%, в этом, как ожидается, вырастет еще на 20%. Только за первое полугодие 2004 года, по данным Федеральной службы госстатистики РФ, жилье подорожало на 9,8%. Главный строитель России объяснил это большим количеством желающих купить квартиру при относительно небольшом количестве предложений.

Но из ветхого жилья переселиться можно будет не раньше 2025 года

Между тем одна из главных российских проблем – это объем ветхого жилья с износом свыше 70%. Его доля, по признанию чиновника, в последнее время только увеличивается. Например, на Камчатке сегодня 18,1% населения проживает в ветхих домах, в Кемерове такого жилья 3,5 млн. квадратных метров. Рассчитывать в решении этой проблемы на помощь государства можно лишь в весьма неблизкой перспективе. Как сообщил Владимир Аверченко, при сегодняшнем финансировании, когда на снос выделяется 17 млрд. рублей в год, избавиться от ветхого жилья полностью удастся «в лучшем случае к 2025 году». Чтобы справиться с этим к 2010 году, нужно в четыре раза больше – 69 млрд. руб., которых в федеральном бюджете на эти цели нет.

Чиновник выразил надежду, что провальный 2000 год, когда российский стройкомплекс выдал всего 30,3 млн. кв. м – минимум со времен перестройки – больше не повторится. В этом году планируется возвести 40 млн. кв. м жилья, а к 2010 году планка взлетит до 80 млн. Однако даже этого будет недостаточно. Если через шесть лет удастся достигнуть цели, получится, что на одного человека строители будут выдавать около 0,5 кв. м в год (в 2003 году – 0,25 кв. м). Между тем в развитых странах на каждого уже сегодня строят 0,7–1 кв. м жилья. «Чтобы не отставать от них, Россия должна вводить 145 млн. кв. м в год, – заметил руководитель агентства, – а пока ни в одном регионе темпы строительства не соответствуют развитым странам».

- Михаил Михайлович, в конце июня текущего года в Комплексе архитектуры, строительства, развития и реконструкции города было подписано соглашение о создании совместного предприятия ISC - строителе московских небоскребов. Расскажите о программе высотного строительства. В чем ее целесообразность?

Некоторые нарекания у чиновника вызывает строительство в столице. «Если я скажу, что объемы жилищного строительства в Москве можно увеличить в 2–2,5 раза, это будет правдой», – заметил он. В то же время г-н Аверченко скептически относится к идее строительства небоскребов, которую в последнее время всячески популяризирует руководство столичного стройкомплекса, мотивируя свое решение экономией на земле под застройку. «Я бы не сказал, что сегодня в Москве востребованы небоскребы в 600 или 300 метров», – заметил чиновник, напомнив, что в основном город стоит на осадочных грунтах. А на них, как считают многие геологи, строить высотные здания небезопасно. Решив, видимо, не углубляться в столичные проблемы, г-н Аверченко резюмировал: «Если появятся инвесторы, готовые рискнуть своими деньгами, это надо приветствовать и способствовать осуществлению таких амбиций».
О некоторых вопросах градостроительства с нашим корреспондентом беседует руководитель Моспроекта-2, первый заместитель главного архитектора Москвы академик Михаил Михайлович ПОСОХИН.

Вспомните "сталинские" высотки. Народ, победивший в самой тяжелой войне за все время существования человечества, по прошествии всего нескольких лет начал возводить небоскребы. Отмечу, кстати, что строили их только из отечественных стройматериалов. И только отечественные архитекторы и строители.

- Высотное строительство необходимо. Причем оно должно не только быть, но и совершенствоваться. Здания должны становиться умными - в самом прямом смысле этого слова, - рациональными, саморегулирующимися системами. Они должны насыщаться электроникой. Превращаться в мини-города. Нам надо поддерживать научно-технический прогресс, развивать строительную индустрию, архитектурную и инженерную мысль. И для этого - возводить небоскребы. И такие здания - не только возможность стране идти по пути технического прогресса. Это - символ способности нации к существованию.

Впрочем, и в планировании не все обстоит гладко.

Итак, высотное строительство необходимо. Согласно городской инвестиционной программе "Новое кольцо Москвы" до 2015 года в городе намечено обустроить 60 высотных зон, в которых будет воздвигнуто около 200 небоскребов высотой свыше 30 этажей каждый. И самое высокое здание должно достигнуть 60 - 70 этажей. Но ведь одно дело наметить места, сделать первоначальные пожелания. Другое - провести огромную работу по инвестиционному наполнению программы.

- Да, есть примеры строительства высотных домов. Но у меня лично они рождают негативные ощущения. Попытки подделывать "сталинские" высотки - абсолютно бесперспективное дело! Во все нужно вкладывать свой смысл! Архитектура здания "Триумф-палас" на Соколе, например, ничего кроме удивления у меня не вызывает.

- И все же в Москве уже сейчас появляются небоскребы…

Высотное строительство сегодня ставит очень трудные задачи перед целыми группами технических специалистов. Чем здание выше, чем современнее, тем оно более напичкано электротехническими, компьютерными, инженерными системами. Сложноуправляемыми, требующими тщательнейшей проработки. А после развития террористической активности, добавились задачи обеспечения безопасности энергетических систем, конструктивных возможностей здания вынести неожиданные удары, не разрушаясь целиком. И все это пока лежит за пределами наших СНИПов и ГОСТов…

Возведение небоскребов - не спонтанное явление, а очень серьезный процесс. Уникальное сочетание инвестиционных и технических возможностей. И я вынужден, к сожалению, констатировать, что на сегодняшний день мы не готовы к строительству высотных зданий, даже не превышающих 40 этажей. Все, что мы видим - это попытки прадедовскими методами залезть "все выше, и выше, и выше". Без всяких норм и правил. Пока это просто нагромождения из кирпича и бетона. Дилетантский подход. Некомпетентность в этой области строительства инвесторов-заказчиков сейчас достигла критической массы, это опасно для народа. Когда систему пожаротушения проектирует сам инвестор, я пугаюсь. И буду обходить этот дом стороной.

Особенно далеко в этом ушли США. И опора на их научно-технические возможности, на их профессионалов даст нам возможность сделать рывок. Недавно в Москву были приглашены американские специалисты разных фирм. После ряда плодотворных встреч и консультаций с фирмой "Френк Вильямс и партнеры", имеющей мощную сеть смежных специалистов и развитые контакты, Моспроектом-2 было организовано совместное предприятие, которое уже начинает свою деятельность. Это не значит, что данное СП будет реализовывать всю высотную программу Москвы - еще не обеспечены инвестиционные гарантии даже по адресам, которые предлагает Моспроект-2…

Впрочем, некоторые подвижки есть. Этот шаг - создание совместных предприятий по высотному строительству.

- Для начала мы выбрали участок по Профсоюзной улице, там, где она примыкает к МКАД. Посмотрим, как пойдет дело. Для нас это будет интересная школа!

- …Но хоть одна конкретная точка намечена?

- Идея активного освоения пространства под Москвой уже дожила до 50 лет! А появился всего один объект - Манежная площадь. Кстати, раз уж мы вспомнили о терроризме, несмотря на то, что это был первый опыт крупного подземного строительства в Москве - ТРК "Охотный ряд" выдержал террористический акт. Благополучно сработали все системы: и пожарные, и коммуникационные…

- Михаил Михайлович, с момента ввода в строй торгово-рекреационного комплекса на Манежной площади прошло уже семь лет. Это, по нынешним временам, довольно большой срок. Когда в городе появятся новые подобные объекты?

Подземные объекты должны быть связаны с основными функциональными центрами мегаполиса. Сейчас мы намечаем развитие подземного пространства под снесенной гостиницей "Москва", которая будет воссоздана по проекту Щусева. Связь эта пройдет от Манежной площади до Театральной, через новую гостиницу. Прорабатывается также возможность освоения подземного пространства под Лубянской площадью, в районе Политехнического проезда, Старой площади. Намечено довольно много таких точек…

Как и в случае с высотным строительством, освоение подземного пространства немыслимо без четкой программы. Уже давно пора было выделить подземное строительство как крупный раздел Генерального плана, а не просто выхватывать в городе отдельные участки и решать спонтанно: ну что, здесь будем рыть или там?

Еще в далеком 1975 году, будучи в Монреале, я был потрясен тем, что мог пройти всю центральную часть города под землей. Особенно приятно это было при плохой погоде. Кинотеатры, магазины, универмаги, рестораны, кафе... Идешь - где-то просветы вверху появляются, дворики, вот связь с улицей, указатель "такой-то офис", выходишь - попадаешь в огромный вестибюль небоскреба… Это совершенно другая страница жизни современного города.

Человек сможет проходить целые городские кварталы, не показываясь на дневную поверхность. И при этом иметь возможность как войти в различные учреждения, торговые центры и паркинги, так и сесть на скоростной транспорт - метро или мини-метро. Это главное условие функционирования подземного пространства города.

- Есть такой проект "Подземный проспект Калинина", или, иначе, "Арбатский бульвар". Скоро ему уже исполнится 10 лет. Вот вкратце его суть. Южную сторону проспекта, там, где высятся здания-"книжки", предлагается сделать крытой. Ныне проезжая часть должна стать бульваром, по параметрам своим аналогичным Тверскому. Причем разрезанную градостроительным скальпелем историческую ткань города можно было бы восстановить в виде бульварного благоустройства - "нарисовать" Собачью площадку, например.

- Под землей могут быть и дороги…

- Ну да, только реконструкция всего лишь Новоарбатского моста заметно усложнила движение по всем прилегающим улицам, а ведь мост чинили по частям, сохраняя хоть половинное движение. А если перекрыть Новый Арбат?

Сейчас на Калининском проспекте жуткий дефицит парковочных мест. Мы бы построили здесь такие паркинги, которые не просто обеспечили парковку большого количества машин, но и связали обе стороны проспекта. Ведь сегодня не только автомобили ставить негде - обе стороны Нового Арбата никак не связаны. А если стоянки будут под землей, можно будет подъехать хоть от Садового кольца, хоть от Бульварного, хоть со старого Арбата, хоть с Поварской, оставить машину на стоянке и выйти в любую сторону.

Я уверен - пока не будет реализован проект "Арбатский бульвар", никакой активизации жизни в этом районе не будет. Магазины захиреют, останется вечная транспортная проблема…

- Есть такая замечательная технология: на трассу укладывается специальное металлическое покрытие, по которому ездят машины, - сотовую конструкцию. И только потом начинается выработка грунта под ней.

- Недавно был сведен пешеходный мост у Храма Христа Спасителя, возводимый по вашему проекту. Его без натяжки можно назвать одним из первых звеньев Золотого кольца Москвы. Расскажите об этой программе.

Это смешно - жизнь современного города без использования подземного пространства. Без него город просто задохнется.

Когда смотришь на план нашего города, кажется, что в Москве с туризмом все обстоит просто: сравнительно небольшой диаметр исторического центра и масса музеев. Вперед! Но на практике дела обстоят гораздо хуже. Если и москвич желает перейти какую-то площадь, ему может потребоваться поводырь. Что говорить об интуристе?

- Это многоплановая, комплексная программа, которая пока идет чрезвычайно трудно.

Но только обустроить пешеходные зоны - очень мало.

"Золотое кольцо" должно упорядочить и упростить движение по туристическим объектам города. Так сложилось, что появившиеся и намечаемые пешеходные зоны естественно локализовались на окружности радиусом примерно в полтора километра. Окружность эта, имеющая центр на Красной площади, охватывает территорию вокруг Храма Христа Спасителя, Лаврушенский и Столешников переулки, Кузнецкий Мост, Климентовский, Газетный, Златоустовский переулки, ряд других.

Выясняется, что и покормить туриста сегодня в Москве невозможно. Казалось бы, появилось столько точек питания… Но нужны рестораны определенного класса, куда ты можешь сразу привести 100 - 200 человек в обеденное время. И куда их прикажете вести? В "Елки-палки"? Так там на стольких столиков не хватит.

Для начала нужны гостиницы. За последнее время их построили, кажется, всего две, хотя есть целая программа гостиничного строительства - но жилищный бизнес оказался важнее.

- Кстати, давно ли появилась идея строительства моста в этом месте Москвы-реки?

Так что программа "Золотое кольцо Москвы" может быть задействована, если только она реализуется комплексно. От того, что у Храма мы "просто" построили мост, она не заработает.

Отмечу, при строительстве пешеходного моста пришлось преодолеть серьезные преграды. Но я очень рад, что все наконец получилось. Кстати, многих противников строительства я видел на торжественной сводке моста.

- Уже были фактические предложения продлить Бульварное кольцо и замкнуть его через Замоскворечье. И в этих планах присутствовал мост. Еще при императоре Николае I был утвержден проект его строительства. Но сгорел деревянный мост на месте нынешнего Большого Каменного, и у Храма строительство остановилось. До сих пор жизнь в районе Якиманки и Замоскворечья в плане оперативного доступа затруднена.

- А дальше на Острове что будет?

Правда, я задумывал его несколько другим. По стилю это должна была быть чугунная клепаная конструкция времен развития промышленной революции в России 1880 - 90 годов. В это же время заканчивалось строительство Храма…

Мэр Москвы Юрий Михайлович Лужков обязал Москомархитектуру обеспечить дальнейшее развитие этого проекта. Нужно теперь идти дальше - на Якиманку. Делать подводную автостоянку под Водоотводным каналом.

- Второй мост должен соединить Остров и Якиманскую набережную. Попутно планируется значительно реконструировать территорию самого Острова.

- Это интересно! Сначала нужно осушить Водоотводный канал на участке от памятника Петру I до Малого Каменного моста - там глубина всего около трех метров и течение легко перекрыть с понтонов. Затем выполняются небольшие объемы земляных работ - котлован-то уже почти готов. Причем грунт можно сразу же сплавить по реке! После делаются стены и перекрытия гаража. И готово - опять пошла вода! А крышу стоянки можно, например, цветной плиткой выложить - воды сверху останется более полутора метров, и дно будет красиво просвечивать. Всего на этом участке под канал получится поставить примерно 1500 - 1700 автомобилей. Отсюда, например, и можно будет начать туристический маршрут.

- А это не слишком сложно?

Реконструкция Боровицкой площади тоже дала бы толчок программе. Она является как бы клапаном для туристов, идущих от Кремля: из Александровского сада их должно что-то подтолкнуть на маршрут Золотого кольца, а пока они упираются в крайне неорганизованный и опасный пешеходный переход.

Нужно начать осваивать место и под Волхонкой - там есть ничем не занятое подземное пространство, его можно было бы превратить в гараж.

- …А москвичу как интересно!

Кстати, необходимо устанавливать и разъяснительные дорожные указатели, на которых будет начертано не только название улицы, но и какие-то факты из ее истории, чем она примечательна, где упоминалась в литературе - туристу ведь это очень интересно…

- Вот на Боровицкой площади, кстати, Дом Пашкова наконец-то закрыли лесами. Началась реставрация. Но многие менее известные памятники "простаивают". Вы сторонник передачи архитектурных памятников "человеку с тугим кошельком", если он обещает их восстановить?

- Ордынка, Пятницкая, Коровий вал, Зацепа, Воронцово поле, Боровицкая… Сколько у нас замечательных улиц и площадей!

- Или по призраку наличия денег...

- Если бы жили при монархии, то, конечно, я бы выступил за передачу памятников в частные руки. Но сейчас передавать памятник неизвестно кому только по признаку наличия денег…

В Рязани над Окой высится великолепный Кремль. Недавно я побывал там. Еще издалека увидел группу ползающих по древним стенам ребят в спецовках и умилился: какая прелесть - реставрируют! Подошел поближе и чуть не упал - все кокошники на окнах палат раскрашены светящейся краской: колонночки красные, точечки желтые нарисованы. Лубочная такая картинка! Эта беда всегда будет стоять у ворот. Прежде всего, для владения историческим памятником нужно быть интеллигентным, культурным человеком…

-... Передача памятников - трудный вопрос, наверное, требующий индивидуального подхода. Я прекрасно понимаю, что для их восстановления ни у государства, ни у города денег в необходимом количестве нет. И когда одни будут доказывать, что без денег памятник развалится, другие станут требовать гарантий неизменности его первоначального облика, знания архитектурной истории памятника и уважительного отношения к нему со стороны потенциальных хозяев. И обе стороны будут правы...

- А как вы относитесь к ликвидации гостиницы "Россия"?

Возможно, это должны быть "частные руки" не отдельных лиц, а какие-то серьезные открытые акционерные общества с попечительскими советами, включающими в себя архитекторов, художников, историков, археологов… Чтобы за их деятельностью можно было проследить общественности. Чтобы не произошло больше такой страшной истории, как с усадьбой "Архангельское"...

С одной стороны, главное - не потерять того, что уже есть. Архитектура гостиницы "Россия" не очень красивая, но, например, концертный зал, в котором прошло столько событий, мне жаль...

- Ликвидация - страшное слово. Архитектор - профессия созидательная, и к разрушениям я отношусь без восторга. Знаете, при моей жизни раза три "изменяли" полезность тех или иных периодов истории. А город - это книга истории в камне. Есть в ней страницы не очень хорошие, но я не думаю, что нужно безоглядно рвать непонравившиеся листы.

Нужно всегда чувствовать себя молодым. А это значит - уважать молодежь, те поколения, которые идут после тебя. И ностальгию, и нелюбовь к определенным стилям своего поколения ты не имеешь права переносить на поколения будущие.

С другой стороны, строительство на этом месте - очень интересная задача для нас, архитекторов. Мы с удовольствием сделаем новый проект. Я предвижу массу общественных баталий. Кому-то захочется современной архитектуры из стекла… Мне кажется, там должен быть создан такой средневековый город. Ведь от Рождественки вниз к реке спускалось множество улиц, там были уютные квартальчики, повторяющие по возможности наиболее точно историческую структуру улиц.

- Камень там действительно не тот - крошится…

- А гостиница "Москва"? Ее снесут, но восстановят в прежней форме. Некоторые говорят, что это все равно новодел, что камень-де не тот…

- Михаил Михайлович, что бы вы пожелали строителям в канун их профессионального праздника?

Если нам удастся восстановить гостиницу "Москва" такой, какая она была, и тот корпус, который был построен в 70-х к Олимпиаде, сделать, как было задумано по проекту Щусева, ничего плохого в этом не будет. Я как архитектор очень бы переживал, если бы мой дом снесли и построили на его месте что-то совсем другое. Но если бы повторили в точности мой, да еще в гораздо лучших, современных материалах, я был бы счастлив!

Я хочу пожелать всем нам творческих успехов на этом пути!

- Сейчас наступает очень сложный, новый этап в развитии строительства и архитектуры. И главное здесь - верить в наши национальные силы, национальные кадры, в российских и московских строителей. Не было таких задач, которые мы, архитекторы, градостроители и строители, не смогли бы выполнить на самом высоком международном уровне.

Завтра генсовет партии «Единая Россия» планирует рассмотреть пакет законопроектов, направленный на создание рынка доступного жилья. Этот пакет условно можно разделить на две части: стимулирование платежеспособного спроса и расширение предложения на рынке недвижимости. Первая часть касается развития ипотечного кредитования, о чем RBC daily уже писала. Вторая же часть представляет из себя собранные вместе различные предложения по развитию жилищного строительства в стране. Эксперты отзываются о ней с некоторым скептицизмом: для развития жилищного строительства нужны практические шаги, а не законодательные инициативы. По их мнению, принятие этого пакета, конечно, будет иметь положительное влияние на рынок недвижимости, но к появлению доступного жилья не приведет.


Предлагаемые федеральными властями меры по созданию рынка доступного жилья могут привести к прямо противоположному результату.

По верной мысли рабочей группы под руководством Игоря Шувалова, готовившей этот пакет законопроектов, добиться формирования рынка доступного жилья можно, одновременно стимулируя расширение предложения и создания платежеспособного спроса. При этом успехи правительства в создании платежеспособного спроса очевидны: ипотека в стране худо-бедно, но развивается. Предлагаемые в пакете поправки должны еще больше увеличить ее доступность для широких слоев населения: так, как заявлял вице-спикер Госдумы Георгий Боос после заседания соответствующей комиссии во вторник, в результате принятия предлагаемых поправок население сможет взять ипотечный кредит под 8-9% годовых. Для сравнения, в той же Дании кредит можно взять под 4% годовых, но там инфляция не превышает 1% в год. Тем не менее основной проблемой федеральной власти на данный момент, как можно заключить из предлагаемого пакета законопроектов, является стимулирование предложения. Очевидно, что развивающийся платежеспособный спрос при ограниченном предложении приведет к обратному результату: по законам рынка стоимость жилья повысится, и его доступность снизится. Характерным примером является рынок недвижимости Москвы. «Сегодня доходы населения растут достаточно быстро, но влияние этого фактора нивелируется высокими темпами роста цен на жилье, – говорит Денис Гришухин. – Это обусловлено как недостаточным уровнем конкуренции в отрасли, так и притоком большого количества денег на рынок жилья. В условиях отсутствия на рынке доходных инструментов инвестирования значительная часть экспортной выручки поступает на потребительский рынок, и прежде всего в жилищную сферу. В результате рынок сегодня перегрет, что негативно отражается на простых гражданах».

«Доступность жилья определяется соотношением его цены и доходов населения, – сказал RBC daily начальник управления федеральных программ Агентства по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК) Денис Гришухин. – Обычно этот показатель выражается коэффициентом доступности жилья, который показывает, за сколько лет средняя семья может приобрести стандартную квартиру. Сейчас в России этот коэффициент составляет около 4, Во многих развитых странах он выше. Но это «средняя температура по больнице», а на практике необходимо учитывать высокий уровень расслоения населения по доходам, что существенно снижает реальную доступность жилья для подавляющего большинства людей». Степень доступности жилья в России удачно характеризует пример, приведенный генеральным директором АИЖК Александром Семенякой на недавней конференции по ипотечному жилищному кредитованию. «В настоящее время цена жилья в российской столице сопоставима с ценой жилья в Дании, а средний доход российской семьи составляет лишь 8% от дохода датской семьи», – сказал он в своем выступлении.

В пакете предлагается еще много различных новшеств, начиная от введения налога на недвижимость и заканчивая стимулированием муниципалитетов к развитию инженерной инфраструктуры и созданию большого числа строительных площадок. Эксперты оценивают этот пакет весьма скептично. «Пакет законопроектов стал ответом на поручение президента создать рынок доступного жилья в России, – сказал RBC daily один из экспертов. – Если оценивать его кратко, можно сказать, что «ответили, как смогли». Внятных идей по стимулированию предложения сформулировать никто так и не смог. После принятия этих законопроектов вряд ли будут решены существующие проблемы». По мнению эксперта, для стимулирования строительства нужны не законодательные инициативы, а практические шаги. А их как раз пока и не предвидится. В итоге получается довольно однобокий пакет законопроектов, который позволит правительству расширить платежеспособный спрос населения, но не сможет увеличить предложение на рынке жилья. А это снова приведет к росту цен и снижению доступности рынка жилья для населения.
Московские инвесторы уже перешли от строительства особняков и коттеджей у моря к многоэтажным домам, а теперь готовы возводить на Черноморском побережье целые микрорайоны. Столичная девелоперская группа “Декра” решила построить в Сочи 110 000 кв. м жилья — это больше половины возведенного там за прошлый год. Столичные девелоперы уже делят город, уверены местные строители.

По мнению одного из экспертов, предлагаемые комиссией Шувалова законопроекты, касающиеся расширения предложения, иными словами, стимулирования строительства, представляют из себя сборник всех предложений по развитию жилищного строительства, которые комиссия смогла собрать, и никакой общей идеей, за исключением выполнения поручения президента по созданию рынка доступного жилья, не объединены. В качестве примера можно привести предложение об отменеНДС при сделках с жильем. Так, по словам депутата Госдумы Ильдара Габдрахманова, отмена НДС при сделках с жильем позволит уравнять экономические условия на первичном и вторичном рынках жилья. В теории, НДС должны платить компании, приобретающие или продающие жилье, физические же лица плательщиками НДС не являются. Это актуально для рынка новостроек, поскольку в этом случае физическое лицо покупает квартиру у юридического лица, в результате чего стоимость жилплощади должна возрастать на сумму НДС. Однако в реальности этой проблемы для первичного рынка жилья не существует. «НДС возникает в момент оформления недвижимости в собственность, – сказал RBC daily директор аналитического центра ирн.ru Олег Репченко. – Однако сейчас застройщики оформляют собственность сразу на покупателей - физических лиц и не платят НДС. Возможно, принятие этого законопроекта положительно сказалось бы на риэлторских компаниях, которые выкупают свободные квартиры на себя, для того чтобы использовать их в дальнейшем в цепочках. Однако большинство компаний нашли способ избегать уплаты НДС при покупке квартиры на себя: они оформляют недвижимость на своих сотрудников». Таким образом, отмена НДС при сделках с недвижимостью всерьез не повлияет на рынок недвижимости. Вместе с тем она не приведет и к потерям федерального бюджета, поскольку этот налог и так никто не платит.

Стоимость проекта в “Декре” оценивают более чем в $80 млн. Финансировать начальную стадию работ планируется за счет средств группы и страхового общества “РЕСО-Гарантия”, а строительную фазу — при поддержке Сбербанка России, передал “Ведомостям” через пресс-службу председатель совета директоров группы Сергей Денисов. Подтвердить эту информацию в банке “Ведомости” не смогли. Заместитель гендиректора “РЕСО-Гарантия” Игорь Иванов сообщил, что страховое общество выступает соинвестором проекта, размещая там временно свободные средства.

Как рассказал “Ведомостям” гендиректор “Декры” Тигран Алексанян, группа компаний и администрация г. Сочи договорились о строительстве в Большом Сочи микрорайона “Голубые дали-2” общей площадью более 110 000 кв. м. На 8 га рядом с вокзалом г. Адлера возведут монолитно-кирпичные жилые дома эконом- и бизнес-класса и объекты инфраструктуры: оздоровительный и культурно-развлекательный центры, образовательные учреждения и предприятия общепита. Строительство должно завершиться к 2008 г. Сотрудник сочинской администрации уточнил, что инвестиционный договор с “Декрой” готовится к подписанию.

Но не все коллеги с ним согласны. “Московские строители уже сейчас охотно идут в Краснодарский край, где у местных инвесторов нет опыта строительства высокоэтажного качественного жилья”, — говорит Татьяна Разумова, пресс-секретарь Департамента инвестиционных программ строительства Москвы. Многие москвичи уже работают в Сочи, просто их проекты еще на ранних стадиях, считает Евгений Фетисов, вице-президент VMP Corp., строящей в Красной Поляне санаторно-оздоровительный комплекс. “Московские девелоперы уже все в Сочи, только не каждый из них готов заявить об этом — у кого-то оформление участков находится в стадии согласований, кто-то просто прикупает землю “на будущее”, — говорит он. Интерес к Сочи Фетисов объясняет инвестиционной привлекательностью региона. “Иметь второе жилье на курорте, совмещающем морской отдых и горнолыжные трассы, становится престижным. Цены здесь стремятся к московским, а затратная часть проектов пока ниже”, — уверен он. По данным агентства недвижимости “АСТА Элит”, имеющего филиал в Сочи, самые дорогие новостройки рядом с морем стоят до $3000 за 1 кв. м, в удаленных районах Большого Сочи квартиры в новых домах продаются по $600-700 за 1 кв. м. Связаться с краснодарскими строителями, чтобы узнать их мнение насчет экспансии москвичей, “Ведомостям” не удалось. Но чиновник администрации Сочи говорит, что местные инвесторы строят в городе не меньше столичных и готовы реализовывать столь же амбициозные проекты.

У “Декры” уже есть опыт работы в Сочи — она строит в центре города два жилых комплекса — “Сочи-Бриз” и “Сочи-Галс” общей площадью более 20 000 кв. м. Эта компания первой решилась построить в Сочи целый микрорайон с инфраструктурой, говорит собеседник “Ведомостей” в городской администрации, но она — не единственная. Например, по данным администрации, “Дон-Строй” интересуется строительством жилого комплекса в 65 000 кв. м в престижном районе города. Заместитель гендиректора “Дон-Строя” Тимур Баткин подтвердил, что компания “присматривалась” к Сочи, но до конкретных проектов пока дело не дошло. “Привлекательность Москвы пока остается вне конкуренции”, — считает Баткин.

В 2003 г. объем нового строительства в Большом Сочи (черноморское побережье от Адлера до Туапсе), по данным администрации, составил 200 000 кв. м. Московская группа компаний “Декра” сейчас реализует проекты общей стоимостью более $400 млн, среди которых столичные жилые комплексы “Азовский”, “Трианон”, “Аркада-Хаус” и элитное жилье на Остоженке. Оборот и учредителей “Декра” не раскрывает.

“Свободных участков под застройку уже нет ни в Москве, ни в ближнем Подмосковье, и мы вынуждены идти в регионы, где еще можно строить целыми микрорайонами”, — утверждает Сергей Елисеев, директор департамента маркетинга корпорации “Инком-Недвижимость”. Его компания возводит в Челябинске микрорайон “Универ-Сити” на 1,2 млн кв. м. Среди самых перспективных для инвесторов мест Елисеев называет Екатеринбург, Красноярск, Иркутск, а также Калининградскую область.



Главная --> Публикации