Главная --> Публикации --> В столице становится все больше домов с дендрариумами и аквапарками Договор согласия Бум торговой недвижимости переселяется в регионы Очередь на жилье будет прозрачной Кому лес, кому дрова

На этой неделе получил новое развитие давний конфликт между Москвой и Московской областью по поводу того, в чьем подчинении должен находиться внешний землеотвод МКАД – полоса земли в несколько десятков метров за кольцевой автодорогой. Заместитель мэра Москвы Анатолий Петров во время одного из своих выступлений озвучил главные аргументы московской стороны, согласно которым Подмосковье не может претендовать на прилегающий к МКАД внешний землеотвод, потому что сама дорога строилась и реконструировалась на средства столицы. Как сообщили RBC daily в московском правительстве, данное заявление нужно расценивать как законодательную инициативу, которая поможет поставить точку в многолетнем противостоянии между Москвой и областью. Подмосковные власти в свою очередь в штыки воспринимают любые попытки Москвы пересмотреть исторически сложившуюся границу Москвы и области строго по МКАД. Обе стороны крайне заинтересованы в контроле над внешним отводом МКАД, где расположены крупные торговые центры, сотни АЗС и пунктов общественного питания. Правда, обострение конфликта только распугает потенциальных инвесторов, заинтересованных в открытии новых торговых точек на спорной территории, а также рекламодателей, готовых размещать «наружку» вдоль МКАД.

Обострившееся противостояние вокруг внешнего отвода Московской кольцевой автодороги может распугать инвесторов и рекламодателей.

Причина нынешнего обострения борьбы за внешний землеотвод МКАД – возрастающие в геометрической прогрессии цены на землю в районе кольцевой автодороги и вопрос налоговых отчислений от деятельности многочисленных торговых комплексов, АЗС и т.д., расположенных рядом с МКАД. Например, по некоторым оценкам, цена гектара придорожной земли в подмосковных Химках сегодня достигает 2 млн долл. В случае пересмотра границ, как того хотят в столичной мэрии, бюджет Московской области может потерять таких крупных налогоплательщиков, как «ИКЕА» и «Буманс» (Швеция), «Ашан» (Франция) и «Гранд», расположенных на отводах МКАД. Поэтому понятно желание областного правительства не только воспрепятствовать соответствующему уточнению границ, но и самому юридически оформить в собственность 45-метровую зону внешней стороны кольцевой автодороги. Тем временем чиновники говорят, что Москва имеет право даже более чем на 45 метров за «кольцом». По словам заместителя мэра Анатолия Петрова, за время, прошедшее с принятия постановления правительства СССР, сама МКАД существенно расширилась, появились новые развязки, поэтому Москва сегодня предлагает закрепить за собой не только пресловутые «внешние» 45 метров, но еще и всю новую, приросшую естественным образом «отводную» территорию, инфраструктуру которой создавала Москва.

Суть противостояния между властями Москвы и Подмосковья – неопределенность статуса внешнего отвода МКАД. Даже в Московском земельном комитете на этот счет нет единого мнения. «Внешний отвод принадлежит Москве. Согласно постановлению правительства СССР № 541 1984 года, граница города Москвы (так называемая «красная линия») проходит по внешнему отводу МКАД, то есть в 45 метрах за кольцевой автодорогой», – сказал RBC daily Олег Батурин, начальник отдела землеустройства Московского земельного комитета. Правда, другой представитель Московского земельного комитета в разговоре с корреспондентом RBC daily высказал сомнение в том, что данное постановление правительства СССР сегодня действует. Кроме того, по его словам, позиции Подмосковья в споревесьма сильны – прежде всего, за счет существующего статус-кво. «Те крупные торговые комплексы, что строятся с внешней стороны МКАД, уже платят налоги в областной бюджет. Поэтому Подмосковье вряд ли отдаст внешний отвод МКАД Москве», – говорит собеседник RBC daily в комитете.

Понятно, что неопределенность границ двух субъектов РФ в районе кольцевой автодороги негативно сказывается на реализации бизнес-планов крупных иностранных и отечественных инвесторов. «Статус «ничейной» придорожной территории просто-напросто запутывает потенциальных инвесторов», – говорит Матвей Орманджи, эксперт фонда «Институт прямых инвестиций». А новое обострение конфликта приведет к тому, что они, возможно, воздержатся от серьезных вложений капитала вплоть до окончательного решения вопроса о законном собственнике спорных земель. Помимо самой земли, большой интерес для каждой из заинтересованных сторон представляет придорожный бизнес, и в первую очередь рекламные площади вдоль 109 километров МКАД. По оценкам экспертов, только общая стоимость рынка щитовой рекламы внешней стороны кольца составляет 500–800 тыс. долл. в месяц. Наличие нескольких сотен кафе, ресторанов, АЗС и прочих торговых точек также играет существенную роль.

Хотя сам г-н Петров прокомментировать свою позицию RBC daily не смог, в его аппарате дали понять, что речь идет, судя по всему, о том, чтобы пожелания Анатолия Петрова были оформлены в виде законодательной инициативы. «Анатолий Валентинович – полномочный представитель мэра Москвы в Мосгордуме, поэтому он был бы рад вам прокомментировать уже готовый законопроект о статусе территорий возле МКАД, после того как он будет создан», – сказала RBC daily помощница Анатолия Петрова. Подмосковные чиновники тем временем говорят, что москвичи преследуют чисто денежные интересы, причем делают это безосновательно. «Под фразами «уточнение описания границ» и «включая развязки и подъезды», которыми оперируют москвичи, просматриваются однозначные денежные интересы. Но мы считаем, что граница должна остаться такой, какая она есть на сегодняшний день», – сказала на днях в интервью ИА «ФК-Новости» Марина Дунюшина, возглавляющая Комитет по земельным ресурсам и землеустройству администрации Химкинского района Московской области, граничащего с МКАД с 73 по 76 километр. Иными словами, граница между Москвой и областью должна проходить строго по внешней стороне кольцевой автодороги.

Ряд СМИ высказывают тревогу о положении дел в Международном деловом центре "Москва-Сити" на Красной Пресне. Он-де не строится, акционеры опасаются, что никогда не получат обещанные дивиденды. Прояснить ситуацию корреспондент "ВМ" решила у депутата городской Думы Михаила МОСКВИНА-ТАРХАНОВА, курирующего проект.

Далее события могут развиваться по двум сценариям. Согласно первому, противостояние продолжится в нынешнем, внесудебном формате. Так, по словам Олега Батурина, вопрос о собственности на внешний отвод МКАД «решиться никак не может», поскольку данная территория – это собственность столицы. «По внешнему отводу проходят различные городские коммуникации, понятно, что находятся они на московской земле», – сказал он RBC daily. Аналитики же предсказывают, что конфликт вокруг МКАД имеет все шансы дойти до суда. Это тем более вероятно, что прецеденты решения пограничных споров между столицей и Подмосковьем уже имеются. Например, весной прошлого года решением суда международный аэропорт Шереметьево-2, а также все предприятия на его землях обязали перерегистрироваться из Москвы в Московскую область. Правда, и в этом случае борьба за спорные земли может продолжаться еще долго – по примеру аэропорта Шереметьево-2, который, по словам Олега Батурина, сегодня «также принадлежит Москве».
Деньги акционеров, вложенные в самый амбициозный столичный проект, уже умножились в 10 раз.

- Имя "Москва-Сити" действительно многим кажется приемлемым только на первых порах, пока это - стройобъект. Я предлагаю называть город в городе очень просто - новый центр Москвы. Наша Первопрестольная - стратегическое ядро гигантского геополитического региона, включающего постсоветское пространство, соседние с ним государства и территории. Деловая жизнь стремится сюда, куда сходятся многие международные пути и связи. Это может привести к необратимым вещам. Исторический центр города вокруг Кремля из-за офисно-банковской экспансии исчезнет как жилой, как культурный. Будет незнамо что. Поэтому необходимо развести функции надвое. Там, где Кремль, внутри Садового кольца, останется исторический, культурный и жилой центр Москвы, а здесь, на Красной Пресне, сформируется новое ядро - "Московский Манхэттен" с деловыми, торговыми и административными функциями. Второй центр разгрузит и спасет первый, возникший на 850 лет раньше.

- Михаил Иванович, скажите, как вы сами называете этот город мечты и ради чего родился такой грандиозный проект.

- Это один из признаков разграничения функций. Проект "Москва-Сити" удивительным образом работает на задачи инновационные и традиционные. В первом случае он служит развитию крупного бизнеса, во втором - спасению нашего старого исторического центра. "В одну телегу впрячь не можно/ Коня и трепетную лань". Конь должен пахать, а трепетная лань с золотыми рогами - красоваться в Кремле. Самое замечательное, что скоро можно попасть из XV или XVII века в век XXI, проехав несколько станций на метро. Вот чему служит проект. Несмотря на все трудности 90-х годов, мы сумели инвестировать 800 миллионов долларов в подземную инфраструктуру Сити, в энергетику, в первые сооружения на берегу Москвы-реки.

- Об идее двух центров города мало говорят, но, кажется, она начинает реализовываться. В пределах Садового теперь не разрешают строить административные здания большой площади, а жилье можно, если место найдется.

- Мы привлекли их из разных источников. И притягивали через льготы деньги Газпрома, брали непосредственно из бюджета, использовали инвестиционные ресурсы. Этим занималась менеджерская структура ОАО "Сити". Когда она создавалась в 92-м году, было еще не ясно, что ей придется делать. Здесь был пустырь с остатками выводимых отсюда заводов, жутких свалок. Опыта работы не было. Слов произносилось много, но они не всегда отвечали реальности…

- Чьи деньги пошли на это?

- Именно так. Менеджмент твердо решил, что будет выполнять обязательства перед городом и акционерами. Максимально соблюдались интересы города во всех сложных сделках. Перед руководством управляющей компании ОАО "Сити" встал вопрос: те деньги, которые пришли, - проесть, раздав дивиденды, или вложить в перспективнейший проект. Разумно второе, чтобы дальше заработал мультипликатор, чтобы проект развивался, увеличивая цену растущей недвижимости. Таким образом, происходил бы триггерный, или волновой, рост доходов и собственности, приходящейся на акцию.

- Менеджеры оказались добросовестными?

- 1100 тысяч, каждая стоила доллар. Когда сейчас происходила скупка, платили по 10 долларов за акцию, даже больше - по 300-400 рублей. То есть за 10 лет менеджмент ОАО "Сити", пройдя через дефолт, через "черные вторники" и "зеленые понедельники", не растащил, не растратил имущество 17 400 акционеров, а умножил его в 10 раз. Менеджеры заслуживают, чтобы их занесли в Книгу почета Российской Федерации. Они считали: сейчас время не проедать деньги, время их вкладывать, они приумножали собственность акционеров и одновременно заботились об интересах города. Понимали правильно, что город - это святое.

- Сколько было продано акций и по какой цене?

- Пришло время, когда все поняли, что дела идут и проект создания нового центра Москвы будет реализован. У некоторых людей появилось желание захватить в ОАО командные посты, что-то откусить. И, конечно, увидели слабое место - распыленный пакет акций управляющей компании. Тогда водочный король Юрий Шефлер, человек, использующий бренд "Столичной" и фактически производящий ее на рижских заводах, оставляя прибыль в Риге, решил действовать через свои афелирующие структуры - "Сивест" и другие. Нанял компанию, занимающуюся сетевым маркетингом в сфере продажи духов, пищевых добавок и имеющую при себе даже карликовую политическую партию. Эта компания занялась скупкой акций и бизнесменов, доходя до бабушки с одной акцией. Сконцентрировав 25 процентов акций в своих руках, она совершила переворот.

- Почему же в ОАО "Сити" поменялось руководство?

- Экономическое образование большинства наших людей кончается на романах Джека Лондона. Попасть впросак нетрудно. Перед собранием акционеров я пытался объяснить через СМИ: ценность компании "Сити" - в менеджменте. Продавайте акции, покупайте их, спекулируйте ими, требуйте даже дивидендов, если хотите, но менеджмент не трогайте, потому что город настроен работать с этим составом. Он с водочным королем и его ребятами работать не хочет, он не знает, что от них ждать. Тем более не хочет, когда происходит "недружественное поглощение" - акция захвата. Но акционеры решили по-другому. Захват стал фактом. Покинула ОАО успешный руководитель Ирина Гаазе, ушли из "Сити" многие специалисты. Пришли другие люди…

- Разве нельзя было предвидеть такое развитие событий?

- В ОАО она, так сказать, "враскорячку". Стоимость акций могла скатиться к нулю, как в свое время в компаниях "МММ", "Тибет" и прочих. Московское правительство, однако, не захотело обижать акционеров. Была сделана попытка все-таки, как-то пересиливая себя, начать работать со сменившимся руководством. Довольно быстро выяснилось, что компания "Сивест" некомпетентна, работать не умеет. Поэтому, когда окончился срок договора, функции управляющей компании у нее фактически отобрали. У нас есть другие юридические лица - ГУП "Центр", Московская девелоперская компания Шалвы Чигиринского. Они сумеют сами наладить управление. "Сивест" собиралась стать хозяином замка, захватив место управляющего. Но занять место хозяина не удалось, ведь он - город. Шефлер и его люди, не вкладывая ни копейки в сам проект, хотя это могло дать определенные преференции, хотели "порулить". Может быть, это была попытка получить контроль, а потом поторговаться с правительством Москвы.

- Неужели у них совершенно другие или противоположные интересы? Какая ситуация теперь сложилась?

- Есть разные варианты. Например, такой: накатить волну разочарования, посеять панику среди акционеров, прикупить акций, а потом спекульнуть ими.

- Если "порулить" на громадной стройке не удалось, в чем смысл дальнейшего мнимого руководства ею?

- При желании можно закрыть глаза и ничего не видеть. Скажем, год назад была построена современнейшая высокоэффективная газотурбинная электростанция, а дают информацию, будто ее вообще еще нет. Можно не заметить уже готовых очистных сооружений, контуры строящегося аквапарка, но тенденциозность не знает предела. Уникальное подземное здание, в которое включены три станции метро, называют… ямой, куда вбухали миллиарды. Уже видна будущая крыша центрального ядра, а продолжают говорить об огромной яме. Если же залезть внутрь - это фантастика, а не объект! Там можно снимать фильмы по сюжетам Жюля Верна или по роману "Туннель" Келлермана. При всем при том утверждают, что "Московский Манхэттен" ждет судьба Дворца Советов, строительство которого прекратилось на бетонных быках, торчащих из котлована…

- Но откуда взяться разочарованию? С верхнего этажа "Башни2000" видна захватывающая панорама строительства…

- Нет, конечно. Какой же долгострой, если все объекты обеспечены инвестиционными контрактами. Мы идем мировыми темпами. По своим масштабам новый центр Москвы - это мегапроект. В него приходят новые инвесторы, они будут строить новые объекты. К северу от "Сити-1" развивается "Сити-2", где появится много жилья, особенно элитного. Здесь строить престижно…

- Смешно сравнивать! Здесь сделано неизмеримо больше. Но в долгострой "Сити" никак не может превратиться?

- Мы на месте не стоим. У нас есть форма внесения земельного участка в инвестиционный контракт. Здесь оценка не предусмотрена, потому что дела между инвестором и городом осуществляются по другим принципам - принципам договоров, в которые входит много элементов.

- Не стало "холодным душем" решение Конституционного суда отказать Москве в праве назначать свои цены на землю?

- В перспективе управляющая компания, оставшаяся не у дел, может усохнуть до самого обычного держателя нескольких помещений. Еще не поздно. В мае будет год, как в ОАО сменилось руководство. При прежнем менеджменте цены на акции росли, компания грамотно управлялась. Не пора ли отказаться от эксперимента? Нужно собрать собрание и сказать: у вас - 25 процентов акций, а у нас на круг - 7 Переходите в простые минорные акционеры. Вернемся к нормальному положению. Нам не нужно эмиссии. Пригласим обратно прежнее руководство, при котором акции росли в цене. От добра добра не ищут. И пусть наш менеджмент будет понятен городу.

- На оптимистическом фоне развития мегапроекта что вы посоветуете акционерам ОАО "Сити"?

Столичные строители во вторник отчитались о своей работе в прошлом году. Несмотря на внушительные объемы возведенного жилья, ввод в эксплуатацию различных культурных, социальных объектов, автомагистралей, развязок и инженерных сетей, в главной отрасли городской экономики еще не изжиты многие проблемы. Поэтому итоговая оценка стройкомплексу - хорошо.

В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ

На заседании московского правительства можно было еще долго говорить о строительных успехах, но его участники решили больше поговорить о проблемах в этой главной отрасли экономики. Владимир Ресин, прежде всего, отметил, что пока в его комплексе не изжит до конца такой недостаток, как "рваный" ввод жилья - дома сдаются с задержками. По его словам, главный виновник - Мосэнерго, который медлит с подводом ПКЛ (питающих кабельных линий). Строителям приходится просто работать в кредит, дабы не останавливать процесс.

Как заявил на заседании московского правительства Юрий Лужков, в 2003 году стройкомплекс сработал не просто удовлетворительно, а даже хорошо. Результаты отрасли впечатляют. Первый заместитель мэра в правительстве Москвы Владимир Ресин привел следующие цифры: в 2003 году возведено 4,7 млн. кв. метров жилья, в том числе для решения социальных задач - около 1,8 млн. Из них 400 тыс. кв. метров построено для очередников, более 1 млн. кв. метров - для переселения горожан из сносимых пятиэтажек. Также в городе появились 18 новеньких общеобразовательных школ, 7 блоков начальных классов, 26 детских садов, 5 поликлиник, 2 больницы и 2 подстанции "Скорой медицинской помощи". К этому надо добавить строительство и реконструкцию крупных культурных объектов: Театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, здания библиотеки фонда "Русское зарубежье", картинной галереи художника Ильи Глазунова и т.д. Не забудем про спортивные объекты: 4 крытых плавательных бассейна, каток, крытый корт, два физкультурно-оздоровительных комплекса. Для полноты картины, конечно, надо сказать о строительстве транспортной инфраструктуры. За год в Москве площадь дорог увеличилась на 390 тыс. кв. метров. Введены в эксплуатацию Лефортовские тоннели и открыто безостановочное движение по Третьему транспортному кольцу. Заработала первая очередь Бутовской линии легкого метро длиной в 5,8 км, участок "Киевская" - "Парк Победы".

"Народная" тема на заседании получила дальнейшее развитие. По мнению главы города, в столице необходимо срочно наладить систему взаимодействия с москвичами при проведении строительных работ. Ведь масштабы строительства только расширяются. К примеру, на повестке дня стоит реконструкция жилых районов, где преимущественно расположены пятиэтажки несносимых серий. К тому же с каждым годом плотность застройки в Москве только увеличивается, а, следовательно, все чаще интересы жителей входят в противоречие с деятельностью строителей. Для предотвращения конфликтов, когда люди встают на пути экскаваторов, кранов с заявлениями: не дадим строить на детской площадке, новый дом загородит нам солнце, предполагается сделать акцент на широком информировании москвичей о предстоящем строительстве в том или ином месте. Фактически речь идет о достижении компромисса между двумя сторонами, а это становится очень важным в таком плотном мегаполисе, как Москва.

Затем Юрий Лужков заявил новую проблемную тему - а сколько строительных компаний привлечены к ответственности за некачественное жилье? Оказалось, что в прошлом году 31 фирма лишилась лицензии, а еще у 50 их действие приостановлено. Цифры немалые, а потому не случайно мэр заметил - пора в городе создавать специальный закон, который защитил бы покупателей от бракоделов. Известно, что нередко новоселы получают квартиры с многочисленными недоделками, исправлять которые приходится им самим.

Кстати, на заседании Юрий Лужков поднял и тему ипотеки. По его мнению, только ее полномерное развитие позволит решить жилищную проблему горожанам со средним достатком. С теми, кто приезжает в столицу и сразу покупает квартиру, становясь, таким образом, "новыми москвичами", и так все ясно. А стройиндустрии пора позаботиться о коренных москвичах, предоставив им различные варианты улучшения жилищных условий. При этом в ближайшие годы столичные власти намерены заметно увеличить объемы строительства домов для молодых семей. Предполагается, что уже через несколько лет "молодежное" жилье станут возводить до 800 тыс. кв. 11- метров (в 2004 году - 200 тыс.). Но помимо "народных" задач стройкомплексу надо решить и свои внутренние технологические проблемы. Москомархитектура постаралась учесть критику, которая досталась ей в августе прошлого года на одном из заседаний правительства. В частности, сказал ее глава Александр Кузьмин, ликвидирован принцип "выемки изюма из булки", то есть когда отдавалось предпочтение в подготовке документации по коммерческим домам, нежели по муниципальным. К тому же комитет постарался сократить отставание в разработке необходимых документов от темпов строительства и создать задел на будущее (сейчас, к примеру, уже разработана документация по части площадок, которые будут осваиваться только в 2006 году).

Интересы горожан необходимо учитывать и при массовом строительстве жилья. Так, префект Восточного округа Николай Евтихиев привел пример района Кожухово, который до сих пор не имеет проработанной планировки. В итоге возникают "перекосы": жилье есть, а необходимых социальных объектов (школа, детский сад, почта, банк и др.) еще нет. В результате дети едут на учебу в другой район. И это не единичный случай.

При этом строителей, как отметили выступавшие, больше всего мучает согласовательный процесс. Число согласований уже перевалило за 200 и, судя по всему, не собирается сокращаться. Компаниям приходится по несколько раз "входить" в префектуры, СЭС и другие "важные" организации. В итоге на бумажную работу тратится примерно 5-6 месяцев, причем за каждый "вход" приходится платить.

Но краеугольная проблема стройбизнеса так до сих пор и не разрешена. Речь идет о том, что время, которое тратится на подготовку исходно-разрешительной, проектной документации, проведение конкурсов и согласовании, превышает период возведения самого здания чуть ли не в три раза. По словам Юрия Лужкова, все это выглядит просто абсурдно, так как преимущественно строятся типовые дома, о которых и так все известно.

В итоге заседание получилось живым и, как сказал Юрий Лужков, весьма полезным. Три недели дано стройкомплексу на обдумывание прозвучавших замечаний. В этом году предстоит решить задач не меньше, чем в прошлом. Предстоит построить 4,5 млн. кв. метров жилья, в том числе для решения социальных задач - более 1,8 млн., 25 детских садов, 21 школу, 5 блоков начальных классов, 2 больницы, 2 поликлиники. Также будут продолжены работы по строительству второй очереди Бутовской линии метро, сооружению перегона "Чкаловская" - "Трубная площадь", второго выхода на станции метро "Маяковская". В этом году начнется прокладка легкого метро в Солнцеве и Краснопресненской автомагистрали, которая соединит Садовое кольцо с Новорижским шоссе. Программа гаражного строительства предусматривает возведение многоэтажных стоянок на 80 тыс. машино-мест. В российских регионах московские строители возведут около 400 тыс. метров жилья. В настоящее время столичные компании строят в 43 городах, причем 60 процентов всего объема работ приходится на регионы Центрального федерального округа.
Когда в ноябре прошлого года правительство Москвы обсуждало выполнение программы "Молодой семье - доступное жилье", вице-мэр Валерий Шанцев пожаловался, что в молодости намыкался с женой и маленьким ребенком по чужим углам. Да еще всех растрогало выступление специально приглашенной Натальи Красновой, которая блестяще рассказала о том, как с помощью этой программы они с мужем сумели приобрести трехкомнатную квартиру всего за 30 тысяч долларов. Вот уж повезло так повезло! Но так везет далеко не всем молодым семьям.

Помимо "крупняков" существуют и "мелочи". Так, префект Северо-Западного округа отметил, что в городе основное внимание уделяется строительству жилья, но совсем забывают о его дальнейшей эксплуатации. К примеру, в новых домах, а вернее квартирах, устанавливают счетчики на воду, тепло. Вроде бы все хорошо, но как получать с них информацию, никто не подумал. А надо всего лишь протянуть провод стоимостью 6 рублей до электросчетчика. Но в эксплуатационных документах он не прописан, а потому и информации нет. И таких огрехов немало.

Ясно, что уже в молодости каждому надо бы иметь свой кров. Да не каждый может. Программа "Молодой семье - доступное жилье", принятая московским правительством ровно два года назад и предусматривающая продажу квартир по льготной цене (по оценке БТИ) и в рассрочку на пять лет со вступительным взносом в 50-100 тысяч рублей, имеет массу ограничений. По месту жительства - для обоих обязательна московская регистрация.

Взрослые дети, создав семью, должны жить отдельно. Сегодня молодых остаться с родителями просто не заставишь. Да и не надо. Едва сынок женился или дочка замуж вышла - до свидания, мама с папой! Ну и куда им? Хорошо, если кому-то бабушкино жилье по наследству досталось или обеспеченные родители заранее позаботились об отдельных квадратных метрах. Но самый распространенный вариант - снимать квартиру. А когда жилье не свое, хорошенько подумаешь, заводить ли ребенка. Увы, мне (да и вам наверняка) известны примеры, когда комплексы "чужого угла" заедают до такой степени, что жизнь становится не мила и пара разбегается. Так что тема насущная для многих - и для меня в том числе.

При столь жестких рамках молодым семьям не так-то легко прорваться в участники программы. Их в прошлом году было, по словам первого заместителя руководителя Департамента муниципального жилья и жилищной политики Эдуарда Якушенко, всего 19 тысяч, а новоселье справили 3860 - город пока строит для молодых не с таким размахом, как, скажем, для переселенцев из "хрущоб". И хотя 29 января Мосгордума приняла закон "О молодежи", он, вопреки оптимизму его разработчика депутата МГД Степана Орлова, нисколько не расширяет рамки программы.

По возрасту - муж и жена должны быть моложе 30 лет (один из префектов на том же ноябрьском заседании предлагал увеличить возраст хотя бы до 35 лет, но остальные члены правительства были непреклонны). По времени совместного проживания - не более трех лет. По степени обеспеченности жилплощадью - в самом выгодном положении те, кто стоит в городской очереди не менее пяти лет и уже заимел двух детей. По статусу - если работаете в бюджетной сфере, вам зеленый свет.

Но есть и "ответвления". Недавно ОАО "Московский фондовый центр" начало продавать облигации Коммерческого банка "Московское ипотечное агентство" (КБ "МИА") номиналом в 1000 рублей. В разговоре со специалистами фонда я выяснила, что делается это опять-таки в рамках программы "Молодой семье - доступное жилье". А поскольку по нормам московского правительства даже если пара на самом деле молодая, но живет в браке более трех лет (вот в чем конкретно наша беда, но ведь пять лет назад подобной программы просто не существовало) и не имеет детей (по какой причине, никого не интересует), то и фиг вам, а не облигации.

Основная ее составляющая - строительство домов для молодых москвичей за счет бюджета, на что уже потрачено 4 млрд. рублей. Но это не бесплатное жилье и предназначено оно для временного проживания. Семья как бы снимает квартиру у города на коммерческой основе, а в это время собирает деньги для взноса на покупку собственной жилплощади. Город, в свою очередь, берет на себя обязательство предоставить некоторые субсидии для такой крупной покупки. Как только купили - извольте переехать, а квартиру в "специальном" доме освободить для другой молодой семьи.

Есть еще одна возможность обзавестись жильем: вступить в жилищно-строительный кооператив, который на паевые взносы приобретает квартиры в новостройках, выделяя их при внесении 50% стоимости членам ЖСК, а они постепенно, от 3,5 до 10 лет, полностью рассчитываются. Чем скорее расплатятся, тем раньше станут собственниками драгоценной недвижимости. Но опять-таки - ЖСК рассчитаны лишь на тех, кто по всем параметрам попадает в московское понятие молодой семьи.

По словам сотрудницы все того же фонда, если браку еще нет трех лет, а ваш возраст подбирается опять-таки к критическим 30, можно купить какое-то количество этих ценных бумаг и тем самым стать участником программы, даже не будучи очередником. Однако пока Департамент жилищной политики и жилого фонда конкретных условий для неочередников: сколько именно средств и в течение какого срока они должны вложить в ипотечные облигации, чтобы получить квартиру, - не разработал. Так что и здесь прокол для большинства.

Хотя начальник Управления жилищной политики Департамента жилищной политики и жилищного фонда Николай Федосеев настроен на светлое будущее: уже почти триста малышей появилось у участников программы, и они, похоже, собираются рожать еще, поскольку стремятся получить двух-трехкомнатные квартиры, а за каждого ребенка город существенно снижает стоимость жилья.

Короче, как ни крутись, а всё не выкрутишься с такими ограничениями. И вряд ли при них город быстро помолодеет, что так заботит московскую власть.

И вот, кажется, появился более или менее реальный вариант. С 1 февраля Сбербанк России начал предоставлять кредит, который так и называется: "Молодая семья" - на покупку или строительство квартиры.

Все это хорошо. Жаль только, для "узкого круга ограниченных лиц".



Главная --> Публикации